Бернини – это и величественная надгробная композиция Папы Александра VII, где Истина наступает ногой на Англию, а из Англии ростет пренеприятнеший шип и колет Истину.
Уже в восемнадцать лет Бернини создал скульптурную группу «Аполлон и Дафна». Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана.
Между тем зад слона направлен точно на штаб-квартиру доминиканского ордена и место службы отца Джузеппе Палья, одного из основных недоброжелателей Бернини и, таким образом, скульптура якобы является своего рода последним словом в конфликте. Если оценивать это сооружение формально, то можно увидеть все признаки архитектуры античного классицизма, который являлся идеалом для художников Ренессанса, однако пластичность архитектурных элементов и богатый, блещущий великолепием декор видоизменяют его, делая его ярким образцом стиля барокко. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Самые интересные его работы находятся в Риме, зачастую прямо на улицах и площадях. Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Другие проекты постигла та же судьба45.
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор1. Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. А Бернини выполнил скульптурные украшения гробниц Марии Раджи и кардинала Виджевано. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44.
Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Однако позже монахи монастыря Сопра Минерва (обелиск был откопан в саду монастыря) решили установить эту композицию возле своей церкви. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
До этого его можно было лицезреть. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини.
В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Очаровательная группа «Коза Амалфея, воспитывающая младенца Зевса и сатир» долгое время вообще считалась античной. Гробница папы Александра VII и фигуры Справедливости, Благоразумия, Милосердия и Истины. Что рассказывает о Бернини Интернет.
Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада). Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. То ли человек, то ли рыба – Тритон выдувает из раковины не слишком высокую струю воды, которая символизирует вызываемую им бурю.
Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Так, на площади св. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру.
Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. А перед церковью держит на спине египетский обелиск мраморный слоник Бернини. Интерес к Бернини вновь вырос. Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры.
Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Оценив совершенство форм будущего фонтана Иннокентий Х немедленно дал согласие на его возведение. Барромини, кстати, при открытии этого фонтана, сказал что вода из него не пойдет из-за неправильных рассчетов.
Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы. Гримаса на лице представляет абсолютно определённое намерение. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было.
В 1624 году Джан Лоренцо было поручено художественное оформление интерьера собора Св. Внутри собора, в оформлении декора которого он принимал участие, прежде всего, смотрим на киворий (балдахин под куполом) высотой с четырёхэтажное палаццо Фарнезе. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.
Это было неизбежно, но великий мастер остался генератором новых идей. Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619 – 1625). Петра, лежащую перед фасадом собора. От piazza Navona доходим до Пантеона и церкви Santa Maria sopra Minerva, то есть церковь Святой Девы Марии над Минервой (на месте бывшего античного храма Минервы или Исиды), она слева за Пантеоном. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. В XVIII веке бывший палаццо Людовизи занимал папский наместник Рима. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve).
Он вылечил юношу и в память об этом на гербе Барберини появились пчёлы. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде. Трон окружён фигурами ангелов и поддерживается статуями четырёх великих Учителей Церкви, которыми являются Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий.
Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко. По via Capo le Case и via Sistina можно подняться к piazza Barberini.
Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого. Просто посмотрите на кровать Людовики. На другой высечено имя Урбана VIII.
Город Ромула и Цезаря получил второе дыхание в XVII веке. В капелле Киджи (слева от входа, проект Рафаэля) две скульптурные группы Бернини – «Аввакум с ангелом» и «Даниил во рву со львом». Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Бернини устроил фонари над площадками лестницы, дав яркие ритмически распределенные световые акценты в местах, где движение меняет свой характер (подъем сменяется движением по горизонтали), где можно споткнуться, т. е. как раз в наиболее важных в функциональном отношении пунктах.
Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). А у меня дом. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Вообще, почитав таблички, можно обнаружить скульптурные детали декора, созданные Бернини, о которых нет ни слова в путеводителях.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. На другом берегу Тибра отправляемся к piazza Navona и Fontana dei Quattro Fiumi. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей.
Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Балдахин Святого Петра был центральным элементом его амбициозного плана по украшению недавно законченного, но ещё не декорированного собора Святого Петра. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Очень символично. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini).
Для виллы Шипионе Боргезе молодой скульптор изготавливает четыре больших мраморных скульптуры, которые становятся признанными шедеврами, олицетворяющими сам стиль барокко. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было.
Врачи были бессильны. Палаццо Монтечиторио (Palazzo Montecitorio) – барочный дворец в Риме, в котором заседает Палата депутатов Италии (во времена Муссолини – Палата фасций и корпораций). Он также сохраняет память о родовом гербе Барберини и поставлен в 1644 году. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).
Эта работа Бернини – самое первое творение скульптора (между 1609 и 1615 годами). Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша.
Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Из созданного самим Бернини – лев и конь. Иннокентий X стал дружить с ним. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости.
Скульптурное убранство тоже минимально. Воплощение этой идеи доверили Бернини. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра.
Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. Тем не менее, гости Рима должны помнить (а гиды – напоминать), что барокко в Риме – плод неимоверных усилий и личных разочарований сотен талантов разного калибра. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Он был мал ростом и очень красив. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.
Слева в углу площади у начала via Vittorio Veneto ещё одно творение Бернини – фонтан Пчел (Fontana delle Api). В 1615 году Бернини создает скульптурную группу Амальтея с фигурами юного Зевса и сатира (слева) по мотивам древнегреческой мифологии. Его биограф – ученый, флорентийский антиквар и историк искусства Филиппе Бальдинуччи – пишет: «До семи часов без единой передышки, когда его не отвлекали занятия архитектурой, он до самых последних своих лет просто отдавался работе над мрамором – работа, которую его молодые помощники перенести не могли и если другой раз кто-нибудь из них хотел его от этой работы отвлечь, он сопротивлялся говоря: «Оставьте меня, я влюблен. ».
Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Справедливости ради отметим, что корона балдахина была закончена его ровесником и соратником (а позднее – соперником) архитектором Франческо Борромини. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини.
Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно»3. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви.
Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы.
Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Сохранилось порядка 300 рисунков, но это лишь малая часть того количества, которое он, предположительно, создал за всю жизнь. Папа принял решение уничтожить башни.
Художник вернул себе славу. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Находится в римской Галерее Боргезе. Из этих четырёх статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя – это «Давид» Бернини (1623).
Бернини стал предпринимателем, а за ним уже стояла маленькая армия зодчих и скульпторов. До конца XX века считалось, что через два года после смерти Бернини королева Швеции Кристина, проживая в то время в Риме, заказала Балдинуччи биографию Бернини65. Это, разумеется, ошибочно, фонтан был построен за несколько лет до окончания работ над фасадом. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев.
И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Галерея Боргезе.
Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора.
В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Эту статую знают не только любители архитектуры, но и все те, кто видел фильм Ангелы и Демоны по книге Дэна Брауна. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево.
Джованни Бернини спроектировал площадь перед собором и знаменитую колоннаду. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Созерцать его нас заставил Бернини.
В июле 1641 года он представил публике первую башню, а через два месяца на ней появились трещины, с каждым годом они разрастались и в феврале 1646 года, по решению комиссии, колокольни работы Бернини были снесены. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И это чуть не стоило ему карьеры. Здесь же «Автопортрет в юности» Бернини 1623 года и автопортрет 1635 года, на втором этаже – бюсты Павла V, кардинала Сципионе Боргезе (он и начал собирать коллекцию), маленькая копия памятника Людовику XIV.
Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре2. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Он предложил реалистам сказочно утонченную иллюзию. Конечно, прежде всего, все обращают внимание на скульптуру Микеланджело «Воскресший Христос» справа от алтаря.
«Давид» Бернини еще один пример этого. слева). Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана.
Все они вскоре были отвергнуты. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Между дельфинами Бернини расположил изображения герба семьи Барберини (пчёлы), глава которой папа Урбан VIII (Маффео Барберини) покровительствовал скульптору.
Необычен рассчитанный на фронтальный аспект восприятия фасад церкви с низкими вогнутыми венками-кулисами по сторонам и с возвышающейся над ними узкой центральной частью, которая целиком, от цоколя до кровли, трактована в форме прямоугольного портала в обрамлении двух широких пилястр треугольного фронтона. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства.
и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Дворец может служить эталоном сдержанного «интернационального барокко». Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью.
И все эти чувства бесподобно изображены Бернини. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
И в значительной степени предопределил его современный облик. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.
После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Донателло, Верроккио, Микеланджело и, наконец, Бернини. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.
А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. В 1632 году появляется бюст Сципиона Боргезе и его реплика (галерея Боргезе).
Его талант раскрылся внезапно, будто Природа пыталась наверстать что-то упущенное, а милостивый Создатель вдруг решил щедрою рукой одарить жителей потрепанного Средневековьем Рима. Пусть читателя не удивляет после этого тот факт, что Бернини (читай – ученики) сделал еще что-то там-то и еще кое-что в Риме. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Популярность Бернини была так велика, что во время его прогулок на улицах буквально собирались толпы. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра.
Голубь в золотистых лучах в апсиде собора (тоже работа Бернини) с размахом крыльев около трёх метров, а издалека кажется маленькой птичкой, еле различимой. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам. Его проект практически был «заморожен» в то самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро.
Гробницы Урбана VIII (Барберини, отсюда изображения пчёл) и Матильды Тосканской (у неё в Каноссе император Генрих IV каялся перед папой Григорием VIII). Со временем истина была открыта. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Бернини, будучи человеком малограмотным в точных науках, сильно волновался, но когда воду пустили, все работало идеально.
Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. Реки в облике античных гигантов, легко узнать по отдельным чертам. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Фонтан довольно небольшой. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.
Фасад дворца выходит на Пьяцца ди Монте Читорио. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Он создал из камня, бронзы и мрамора лучший театр в мире со множеством подмостков. Он улучшал существующие здания и проектировал новые.
Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Зачастую он работал чисто интуитивно. Однако окончательно репутация Бернини утвердилась после четырёх шедевров, созданных в период 1619-25 гг.
Именно его архитектурные проекты, в том числе и колоннада Святого Петра, принесли ему наибольшую известность и мировую славу. Взлохмаченные волосы Плутона, податливая плоть Прозерпины, листья, начинающие покрывать Дафну, — всё это демонстрирует, с каким восторгом и точностью Бернини переносил реальные формы в мрамор2021.
В июле 1641 года он представил свою первую башню. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624).
Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Его начал строить Бернини для кардинала Лудовико Людовизи, племянника папы Григория XV. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе. Еще с 1656 года он начал работать над монументальной композицией, Площадью Святого Петра — большой эллиптической площадью и раскрывающей свои объятия коллонадой в передней части церкви.
Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Поднимаясь к входу в собор, обращаем внимание на его работы – конный монумент Константина Великого (стоя лицом к входу – справа) и барельеф над входом «Иисус вручает Петру ключи от рая» (поднимаем голову вверх). Бернини так работал с мрамором, как будто это воск или пластилин. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата.
Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Тем же, кто пребывает в плену иллюзий, Бернини подарил ощущение реальности происходящего. Доказательство тому — Рим. Истина, как и положено, сначала была нагой, но потом по требованию папы её прикрыли.
По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.
По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. В капелле Корнаро (слева от алтаря) находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 году. Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Легенда рассказывает, что в семейство Барберини пришла беда.
Дом в вилле Боргезе (ныне – галерея Боргезе, главный музей Рима) превратился в культурный центр Рима – уважаемая публика, политики, будущие кардиналы и папы были частыми гостями этой тусовки власть имущих, а мастера тут же получали дорогие заказы. В их числе были выдающиеся художники и с одним из них, не уступавшим Бернини талантом. В боковых секторах находятся фонтаны. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина.
Умирал любимый сын, наследник рода. Проектирование, расчеты, возведение вели помощники, работники мастерской. Площадь украшает с 1643 года фонтан Тритона.
В другую сторону по via del Corso находится piazza del Popolo и церковь Santa Maria del Popolo, справа от ворот Porta Flaminia (к оформлению которых также приложил руку Бернини), строили с XI века, здесь успели потрудиться и Рафаэль и Браманте и Бернини. Изначально трон был скрыт от посторонних глаз, но в 1867 г. его представили верующим на обозрение. Кроме того, в этот период он занимался церковью Санта-Мария дель Ассунцьоне в Аричче, с круглыми куполами и трёхарочным портиком40.
Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.
Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. План на практике был «заморожен», а Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. И это лишь некоторые из наиболее знаменитых его творений. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св.
Петра обширную площадь с колоннадой, подобной «распростертым объятиям» и многочисленные произведения, украшающие интерьер базилики, Палаццо Барберини, церковь Сант Андреа аль Квиринале, Фонтан Тритона и Фонтан Четырех рек на знаменитой Пьяцца Навона. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Различимо всё, вплоть до нюансов выражения лица святой Терезы, беспорядочных складок её одежды, гримасничающего ангела с копьём.
Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Уничтожение заняло 11 месяцев.
Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Кроме «Давида» в галерее можно увидеть «Аполлона и Дафну», «Похищение Прозерпины», «Нептуна и дельфина».
В 1637 году Бернини предпринял неудачную попытку приукрасить фасад собора Святого Петра: он планировал надстроить по колокольне с каждой стороны фасада. И знаменитая Королевская лестница (Скала Реджа) Ватикана. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Современники включили Джованни Лоренцо Бернини в строй «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил мое сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлек стрелу, показалось мне, что он взял с нею мое сердце и он оставил меня воспламененной великой любовью к Богу.
Борромини представил все улики против Бернини. Для скульпторов XVI-ХVII вв. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Им были разработаны новые типы погребальных монументов, как например, парящий медальон на мемориале монахини Марии Раджи в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета.
Через два месяца появились трещины. Соединив классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамичную энергию периода маньеризма, Бернини создал новую концепцию для религиозных и исторических скульптур, наполненных драматическим реализмом, волнующими эмоциями и с динамичной сценической композицией. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Но вот в одном он оплошал. Он оставался в этой семье (отображается на наклонном штукатурка блока в 19 веке) до 1924 года, когда он был переведен в его нынешнем доме на постаменте в номере VIII из Галереи Боргезе.
Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25.
Проект этой скульптуры разработал Бернини, однако изваял статую слона Эрколе Феррата. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск. Затем следует бюст испанского кардинала Педро Монтойя (церковь Санта Мария ин Монсеррато, Рим), который стал заказчиком Проклятой души (Испанское посольство в Риме).
Джованни Лоренцо Бернини прожил долгую жизнь и заслужил все мыслимые почести. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины.
Бернини сильно переживал и перестал есть. По счастливому стечению обстоятельств племянник папы являлся поклонником изобразительного искусства и страстным коллекционером: он всеми правдами и неправдами добивался обогащения своей коллекции античного и современного искусства. Собор и piazza San Pietro (Ватикан).
Там он и застал Луиджи с Констанцией. В 1620-х гг, поощряемый папой Урбаном VIII, который хотел поручить ему роспись Лоджии Благословений в соборе Святого Петра, Бернини начал серьёзно развивать и совершенствовать своё мастерство в качестве художника. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции.
Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Об этой беде узнал бортник, который собирал мёд диких пчёл. Мемуаристы описывают Бернини живым, темпераментным, неоднозначным мастером. Бернини называют творцом нового стиля в скульптуре – барокко.
Трещины увеличивались. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Джан Лоренцо продолжает совершенствовать технику скульптурного портрета.
Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы.