В 1629 году Бернини был назначен архитектором собора Святого Петра и Палаццо Барберини. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Говард Хиббард известный искусствовед, приходит к выводу, что в семнадцатом веке «не было никаких скульпторы или архитекторы, сравнимых с Бернини», что подтверждается масштабом произведений мастера, его инновационным подходом к созданию скульптур, архитектурным талантом.
В 1629 г. Бернини Лоренцо назначают архитектором собора Св. В творчестве Бернини-архитектора главное место занимает работа над комплексом собора и площади Св. Джованни Лоренцо Бернини (15981680) великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко.
Наконец, после смерти Карло Мадерны Бернини сменил его на посту архитектора собора Святого Петра (1629). Как архитектор Бернини начал свою работу с реконструкции церкви Сан-Бибиана (1625).
Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Основная особенность портрета в этом стиле – парадоксальное сочетание иллюзорного правдоподобия облика модели, мгновенного состояния и ощущения вневременного величия, вечности, стоящего за ними. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды.
Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Шипионе Боргезе и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре.
Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.
Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Адольф пытался спрятать Копье. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.
После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного».
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Этот шедевр является одним из самых вдохновенных памятников истории искусства и самым серьезным примером зрелого мастерства Бернини.
Ее торжественный приезд в Рим отмечен памятной надписью на обновленной по этому случаю мастером Бернини Порта дель Пополо (слева). Также, Бернини автор скульптуры Мавра для (1653) на Пьяцца Навона. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
Все они вскоре были отвергнуты. Слуга был заключён в тюрьму, Констанца также подверглась заключению, за прелюбодеяние. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини.
Иннокентий Х был поражен неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. В них также воплощена концепция барокко. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. На другой высечено имя Урбана VIII.
Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения.
Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья.
Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св. И бряцая им, прославились как великие завоеватели.
Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным.
Внутри собора авторству Бернини принадлежат (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Престол приподнят учителями греческой и римско-католической церкви – соответственно св. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона».
Так где же сегодня находится чудо-Копье. Среди творений Бернини необходимо упомянуть его фонтаны, такие как фонтан Тритона и фонтан Пчёл. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto).
Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Они-то и вернули его в Вену. В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. Теперь он не только ваял скульптуры для частных резиденций, но и играл весьма значительную роль в масштабах города, как скульптор, архитектор и градостроитель. Испанское барокко, — собор в Сантьяго-де-Компостела, . Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини.
Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Интерес к Бернини вновь вырос. Посередине створок три пчелы, символ папской власти.
Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии». И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Но выполнить его задание не успели. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св.
Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. В начале своей деятельности они вместе работали над Палаццо Барберини, в начале под руководством Карло Мадерно, а после его смерти, под руководством Бернини. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. Прознав об этом, Джан Лоренцо изготовил из серебра свою небольшую действующую модель и через своих друзей тайно переправил ее в папский дворец.
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима».
Другие проекты постигла та же судьба45.
Находится в римской Галерее Боргезе. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38.
Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». На вилле Боргезе скульптуры были расставлены так, чтобы первый взгляд зрителя пришёлся на наиболее драматичный момент1819. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое повествование с персонажами испытывающими сильные переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты, передающие неподдельное величие. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16.
Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века). Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св.
Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций (Давид, мрамор, 1623, Аполлон и Дафна, мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения.
В боковых секторах находятся фонтаны. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии.
Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. Еще одним знаком непреходящего уважения к памяти Бернини стало решение архитектора Бэй Юймина поместить свинцовую копию вышеупомянутой статуи в качестве единственного художественного украшения площади перед входом в Лувр. В 2000 году Дэн Браун сделал Бернини и несколько его римских творений важной частью повествования в своём приключенческом романе «Ангелы и демоны». Именем Бернини назван кратер на Меркурии.
Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации.
Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. Муратов. Петра в Риме. Вот уже много лет их творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св.
Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. Петра, а в расходящихся лучах золотистого света – сонмы ангелов. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом».
Воплощение этой идеи доверили Бернини. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Скульптура решена многозначно, Бернини использовал живой, даже, философичные приемы для того, чтобы показать божественное начало Плутона, его величие и мощь и незащищенность и открытость Презернины.
Творческую манеру архитектора отличали изящество в сочетании с точным математическим расчётом, мастерская работа с фактурой камня использование оптических эффектов. Бернини ответил уклончиво.
Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Бернини вновь стал любимым художником папского двора и, фактически, величайшим архитектором, сумевшим реализовать практически все амбициозные проекты Александра VII.
В оконном проеме парит голубь как символ святого духа, указующий дорогу последователям св. «Подобно распростёртым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в свой пространство зрителей. Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям.
1598, Неаполь, – 12. 11. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Он делает твердый мрамор послушным, как тесто, заставляет его изгибаться и течь, передавать нежность человеческой кожи и фактуру ткани. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Скульптурное убранство тоже минимально.
По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Уничтожение заняло 11 месяцев. С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко. Было проведено расследование причин ошибки Бернини.
И все произошло как и было предсказано. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории.
Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику.
Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Но оно ли это, так и остается загадкой. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. В год его инаугурации королева Кристина Шведская отрекается от короны и лютеранства и принимает католическую веру, что было воспринято как триумф католицизма. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье.
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе.
Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники считали чрезмерной. Со временем истина была открыта. В то же время исследования Копья Судьбы, которое хранится в Венском музее истории искусств, с использованием новейших физических методов показали, что железо из которого сделано легендарное оружие, выковано не раньше VII века.
Популярная легенда гласит, что при внимательном наблюдении можно заметить, что слон улыбается, хвост отодвинут в сторону, а мышцы задних ног напряжены, словно он собрался испражниться. Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624).
Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Иоанн Златоуст и св. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно».
В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила.
Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было граничит со Святым Престолом. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини).
Эта точка зрения разделяется и другими учёными. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Искусствовед Говард Хиббард заключил, что в XVII веке «не было скульптора или архитектора сравнимого с Бернини». Бернини был увековечен портретом на лицевой стороне итальянской купюры в 50 000 лир 1980—1990 гг (до того, как Италия перешла на евро), на другой стороне купюры изображена изваянная им конная статуя Людовика XIV. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением.
После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Представители барокко: архитекторы и скульпторы Бернини, Борромини, Гварино, Мадерна, художники Караваджо, Карраччи, Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Вермеер, Веласкес и др. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». Другие проекты постигла та же судьба. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. Называется она Экстаз св.
Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро.
Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, это бюст Людовика XIV. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. Годы их создания – 1619-1625. В 1606 году, в возрасте восьми лет он сопровождал своего отца в Рим, где тот участвовал в нескольких крупных проектах.
В 1930-е гг. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое».
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). К первым зрелым работам Бернини можно отнести следующие: скульптурные группы Плутон и Прозерпина, Эней и Анхизом, Аполлон и Дафна, а также мраморную статую Давида. Только в конце XIX века искусствоведы в поисках понимания художественного произведения в культурном контексте, в котором оно было произведено, пришли к признанию достижений Бернини и восстановили его репутацию. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Петра для римского собора св.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры». Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. Однако вскоре всё испортилось. 1). Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66.
В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Под руководством Бернини продолжались работы по украшению нефа собора Святого Петра, что включало в себя сложный многоцветный мраморный пол, мраморную облицовку стен и пилястров, а также множество лепных статуй и рельефов. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Это два античных образа – Плутона и Прозерпины, дочери богини пладородия Цереры, которую Плутон похитил, что бы сделаьть женой. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Петра. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ).
Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Он является автором множества портретов. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. В разгар романа Бернини даже изваял мраморный бюст своей избранницы (музей Барджелло, Флоренция). и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.
За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Впрочем, не привыкать. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.
За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Фонтан Четырёх рек (1648—1651 гг. ) — мрамор и травертин, пьяцца Навона, Рим В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой.
Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века). Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).
Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини.
Выходит, это всего лишь копия. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов. На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна.
Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ).
1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Бернини и его современники, архитектор Франческо Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона, сыграли ведущую роль в возникновении римской архитектуры барокко.
Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. Александр немедленно поручил провести крупномасштабные архитектурные изменения города, в частности, соединить новые и существующие здания улицами и площадями. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы.
Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое повествование с персонажами испытывающими сильные переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты, передающие неподдельное величие. Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно». Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо.
Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652). Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Иннокентий X стал дружить с ним. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором.
Наша справка. Барокко (итал. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству.
Художник вернул себе славу. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных). Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5.
Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Скульптурное убранство тоже минимально. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.
Вопрос решился сам собою. Начиная с середины 1630-х годов, Бернини получил известность в Европе как один из самых искусных мастеров мраморного портрета и начал получать заказы из-за пределов Рима, к примеру от кардинала Ришельё, Франческо I дЭсте, английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской. Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.
Папа принял решение уничтожить башни. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно.
Он улучшал существующие здания и проектировал новые. В конце 1630-х у Бернини был роман с замужней дамой по имени Констанца, женой одного из его помощников, Маттео Бонучелли (Бонарелли). Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко».
Петра «Кафедре св. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). В «Экстазе св. Балдахин Святого Петра был центральным элементом его амбициозного плана по украшению недавно законченного, но ещё не декорированного собора Святого Петра.
В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Согласно его летописанию, участнику Крестового похода, провансальскому крестьянину Петру Бартоломею несколько раз являлся святой Андрей и указывал место, где было зарыто Копье Судьбы. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств. Петра в Риме по проекту Бернини.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, это бюст Людовика XIV. Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску.
Петра. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини.
Так, на площади св. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Во Франции стиль барокко выражен скромнее, ---«барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор.
Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. В 1624 году Бернини поручили уникальную работу — сооружение так называемого балдахина в средокрестии спроектированного Микеланджело собора Св.
Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, он также архитектор. В самом деле, после всех трудов Бернини в соборе на протяжении нескольких десятилетий именно ему принадлежит львиная доля ответственности за производимое собором эмоциональное и эстетическое воздействие.
Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».
Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Амвросием. Первая – в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стоп собора. Несмотря на свою занятность, он продолжал создавать художественные произведения в жанре портретной живописи и скульптуры. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.
Эта точка зрения разделяется и другими учёными. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. драгоценнейшее наследство. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Но добраться до графа долго не удавалось, так как дистанция в те времена между сословиями была просто катастрофическая.
Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями). Бернини сильно переживал и перестал есть. Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра.
Но не тут-то было. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. По мнению Э. Панофски, этот монумент стал вершиной европейского погребального искусства, чью творческую изобретательность последующие мастера не могли даже надеяться превзойти. И тут по тайному знаку Бернини забили струи.
Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.
Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44.
Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. В них религиозность средневековья как бы переосмысливалась на светский лад, а подлинное величие было неотделимо от внешней помпезности. Первые работы Бернини были вдохновлены классической скульптурой Древней Греции и Рима. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652).
В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк). Бернини также начал работы над усыпальницей Урбана VIII, законченной только после смерти Урбана в 1644 году, одной из длинной и примечательной серии усыпальниц и надгробных памятников, которой известен Бернини и которую часто копировали последующие мастера из-за сильного влияния Бернини на этот жанр. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни.
Трещины увеличивались. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Между тем зад слона направлен точно на штаб-квартиру доминиканского ордена и место службы отца Джузеппе Палья, одного из основных недоброжелателей Бернини и, таким образом, скульптура якобы является своего рода последним словом в конфликте. Веки св. Афанасий, св.
Он был шестым ребенком из тринадцати. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы.
Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя.
Годы ее создания – 1656-1665. Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы.
Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Петра» (1656—1665). Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10.
Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки. Изначально трон был скрыт от посторонних глаз, но в 1867 г. его представили верующим на обозрение. Для архитектуры барокко (Л. Архитектору Бернини мастерски удалось справиться с поставленными задачами.
Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно.
Через два месяца появились трещины. Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Петра.
Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).
Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси — два фонтана С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко – овале.
Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. В июле 1641 года он представил свою первую башню. А говорить о них можно очень долго.
Несмотря на разногласия с папой Иннокентием X испытывавшим к скульптору явную неприязнь, Бернини все-таки удалось получить от него крупный заказ в 1651 году. Однако, в дальнейшем между ними разгорелась конкуренция за подряды, которая переросла в откровенную вражду, особенно между Бернини и Борромини89. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, (Версальский парк). Наиболее известные его работы это колоннада перед собором Святого Петра, внутреннее убранство собора и площадь Святого Петра. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. «В итальянской художественной истории не было после Микелаиджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантливой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», – писал известный историк искусства П. П.
Он был шестым ребенком из тринадцати.
В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры».
Августин со св. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме.
Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24.
Часто можно услышать историю, о том, что Бернини специально изваял одного из речных богов неодобрительно взирающим на близ расположенную церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, фасад которой был спроектирован Франческо Борромини извечным соперником Бернини. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Все они вскоре были отвергнуты. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро.
В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Петра. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом».
Борромини представил все улики против Бернини. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера. Терезы полузакрыты, она вся во власти мучительно-сладкого сна и всем своим существом ощущает присутствие находящегося рядом ангела. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов.
О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625) Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное напряжение персонажей и почти иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей.
Друзья посоветовали скульптору создать макет будущего фонтана и это творение однажды перед завтраком без предупреждения просто установили в гостиной Папы. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее.
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра.
Один из самых знаменитых фонтанов Рима. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра.
произведения. Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект. Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы.
Реконструкция (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. После того, как в 1641 году первая башня была построена, на фасаде начали появляться трещины, однако, как ни странно, работы на второй башне были продолжены и был сооружён первый ярус. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Терезы. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46.
Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Все это достигалось применением специального освещения, ложной перспективы и визуальных обманов. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии». И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем».
Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. История об этом умалчивает. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств.