Райан Беркли (Ryan Berkley) — художник из Портленда (США). Университет Беркли в штате Калифорния использует крупнейший в истории этого престижного вуза грант для покупки произведений Артура Шика, польского художника еврейского происхождения, работы которого впервые будут представлены широкой публике.
Вот таким образом он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. За именем Беркли на долгие годы закрепилась репутация солипсиста, который был не совсем в здравом уме и ещё столетие после публикации «Трактата» его концепция служила предметом лимериков, выражавших скорее удивление и насмешку, чем серьёзный интерес. Реабилитация духовной субстанции отстраняет и сенсуализм. Абстракция – это пустой звук, слово, которое в реальности не означает ничего. Что является источником этих последних идей.
Историк философии Виндельбанд остроумно называл учение Беркли «сенсуализмом внутреннего опыта». Впоследствии Артур Люс, коренным образом переработав эти рукописи, переиздал их под названием «Philosophical Commentaries» («Философские комментарии»). Возникавшие на рубеже XIX—XXвв.
Однако именно философия Беркли доводит до логического конца убеждение обыденного рассудка, будто реальны только единичные вещи, а общие понятия иллюзорны, (сам Беркли выступал против философов как защитник «здравого смысла»). Перед нами ясная, отчетливо выраженная феноменалистическая концепция знака. Некоторые авторы даже выступили с сенсационной трактовкой, характеризуя Беркли как «ирландского картезианца»18 и отвергая ранее общепринятую точку зрения о принадлежности его философского учения к эмпиризму. Так, математические понятия он считал «пустыми абстракциями», а саму математику – системой произвольных, условных символов. Локк утверждал, что познается она путем абстракции, Беркли же был уверен, что это не возможно, как и понятие «абстрактной идеи» в общем. Впоследствии Д. Юм распространил выдвинутую Беркли феноменалистическую критику понятия материи на понятие духовной субстанции и пришёл к выводу, что индивидуальное «Я» есть не что иное, как «пучок восприятий».
В честь него назван город Беркли в одном из штатов Америки – Калифорнии. Беркли же был твердо уверен – совершенно все качества являются вторичными.
Впоследствии Д. Юм распространил выдвинутую Беркли феноменалистическую критику понятия материи на понятие духовной субстанции и пришёл к выводу, что индивидуальное «Я» есть не что иное, как «пучок восприятий». Труд, выпущенный в 1744 году, стал последней работой мыслителя.
Отсюда все вещи – комбинации ощущений (горького, сладкого, холодного, твердого и т. д. ). «английский берклианец Фрейзер»34 издал собрание сочинений Беркли интерес к его философскому учению возрос3235. Он не отрицает общих идей: известная идея будучи сама по себе частною, становится общею, когда она представляет или элемент или другие частные идеи того же рода.
Стоит заметить, что философ вовсе не оспаривает существования предметов окружающего мира. Материи не существует, есть только мое субъективное восприятие ее. При этом Беркли выступает не столько против схоластического реализма, сколько против материалистических тенденций современного ему деизма Декарта, Ньютона и Локка.
Возникавшие на рубеже XIX—XX вв. В этом городе началась разработка знаменитой операционной системы BSD. Причиной идей может быть только однородное идеям духовное начало. Джордж Беркли родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия). Он даже организует в колледже философский кружок. Так, он говорит, что величина предметов – это не нечто объективное, а определяется тем, что предмет нам кажется то большим, то маленьким. новые философские учения (эмпириокритицизм, неореализм и др. ) обращались к идейному наследию Беркли, называли его своим прямым предшественником, заимствовали и развивали его теоретические положения или, наоборот, ставили задачу опровергнуть их.
Почему эти идеи носят стабильный, регулярный и упорядоченный характер. Согласно философии Локка в человеческом познании присутствуют две разновидности опыта: опыт внешний (непосредственно получаемые от вещей ощущения) и опыт внутренний (рефлексия – работа ума с полученными из ощущений понятиями, где материалом для рассудка являются уже не конкретные вещи, а абстрактные идеи). Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума.
Таким же образом мы приходим и к понятию пространства. Абстрактные идеи Беркли, рассматривал как обман слов. По Локку, мы путем абстракции, т. е. Локк выделял первичные (длина, вес и т. д. ) и вторичные, которые напрямую зависели от первых. Различными являются и представления о материи.
". Существование же духовной субстанции (Бога) он признает. Он пишет: ". Тем самым, по его мнению, по материализму наносился сокрушительный удар. В противовес теории Декарта о протяженности тел, уже завоевавшей в то время популярность, он раскрывает зависимость восприятия расстояния, формы и положения предметов посредством зрения.
Они – только имена, nomina, как говорили средневековые номиналисты, но номинализм Беркли особенный, психологический, а не логический, каким он был в средние века. Шопенгауэр считает заслуги Беркли бессмертными и называет его отцом идеализма. Сущность же идей, по мнению Беркли, состоит в их воспринимаемости. Он писал: "Есть дух, который во всякий момент вызывает во мне все те чувственные впечатления, которые я воспринимаю.
Беркли аннулирует неразделимое единство качеств и вещи. В последнее время семантические философы и аналитики извлекли из философии Беркли ростки «лингвистического анализа» и теорию языковых знаков и концепцию «бессмысленных понятий, суждений, проблем» и лингвистическую концепцию «терапевтического анализа» и даже подход к теории «языковых игр» позднего Виттгенштейна. Идеи также делятся на простые и сложные. Бог посылает и формирует идеи, благодаря которым человек ощущает все в этом мире».
Именно физикам из этого города было суждено сыграть ключевую роль в разработке атомной бомбы, которая велась во время Второй Мировой войны, а также разработки водородной бомбы, которая развернулась в послевоенные годы. "Отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который. Философия Беркли представляет собой оригинальную комбинацию объективного и субъективного идеализма: объективного, поскольку творцом реальности признается Бог и субъективного, поскольку реальным признается существование только множества человеческих сознаний (душ). Во-вторых, если мы считаем все, что сотворено, произведением мудрого и доброго Творца, то было бы лучше для философов, чтобы они занимались (вопреки тому, что некоторые провозглашают) конкретными причинами вещей и действительно не знаю, почему бы выдвижение различных целей, к которым вещи в природе предопределены и для которых они были с самого начала с невыразимой мудростью сотворены, не должно считать лучшим способом, как объяснить их".
Благодаря такой терминологии "качество" сразу приобретает у него субъективное содержание. Те же самые аргументы, которые Беркли использовал в своей критике понятия материальной субстанции, делают неправомерным вывод философа о том, что познающий субъект есть не «система текучих идей», а неделимое, деятельное начало («Трактат» 89).
Джордж Беркли начинает свою философию с безусловного отрицания реальности общих абстрактных понятий. Следовательно, все воспринимаемые нами объекты не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Первым серьезным трудом Беркли стал анализ и критика сенсуалистического учения Локка. Онтология. Сущность же идей, по мнению Беркли, состоит в их воспринимаемости. Все осмысленные слова языка, которыми мы пользуемся, обозначают различные идеи, т. е. "Вещь", таким образом, вторична. При жизни Беркли его философские идеи были сравнительно маловлиятельны.
Обвинения в солипсизме Беркли также пытается отвергнуть посредством следующих рассуждений. Если у Гоббса идеи представления занимают промежуточное положение между знаками (словами) и объективной реальностью вещей, Беркли выступает против этого. Когда люди перестают воспринимать некую вещь, та не исчезает (как следовало бы из предыдущих рассуждений), поскольку эта вещь продолжает существовать в сознании Бога.
Отличался и тип самой системы – у Локка она была реалистической, у Беркли – идеалистической. В 1710 году Беркли публикует одно из главных своих сочинений – «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он пытается найти причины заблуждений и затруднений в науках. Томас Рид также долгое время находился под впечатлением философской мысли, которую проповедовал Джордж Беркли. отвлечения от предметов общих черт и признаков, приходим к понятию материи как таковой. К этому выводу автор приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей (формы, цвета, запаха, вкуса и т. п. ). Например, произведение «Сейрис», в котором Беркли, умело сочетая философию, терапию и мистику, рассуждает о целительных свойствах дегтярной воды.
Прожил Джордж Беркли шестьдесят семь лет и умер в 1752 году. Дневниковые записи Беркли были впервые обнаружены в 1871 г. А. Фрейзером и опубликованы под названием «Commonplace Book of Occasional Metaphysical Thoughts» («Общая тетрадь для записи различных метафизических мыслей»). Абстрактные идеи, по мнению Беркли, – это опасные иллюзии.
К этому выводу автор приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей (формы, цвета, запаха, вкуса и т. п. ). Т. е. Беркли приходит к выводу, что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реального объективного мира в принципе невозможно. Основные идеи философа будут изучать еще не одно поколение мыслителей.
Но одной из самых интересных работ является «Три диалога Гиласа и Филонуса» (Джордж Беркли – философия), кратко о которой можно сказать так: автор поставил вопрос метафизического восприятия относительности постижения реальности, а также феноменализма. (В качестве своих оппонентов он называет еще и скептиков, эпикурейцев, «гоббистов», а также фаталистов и «идолопоклонников разных форм» критикуется, правда тоже без указания имени, теория совершенного пространства И. Ньютона). Эта работа была, по сути, продолжением и развитием "Трактата. – Ничего, отвечает Беркли, тогда как Локк говорил: «неизвестная субстанция, носитель отдельных свойств и качеств». С пятнадцати лет у молодого человека начался период обучения в колледже, с которым он будет связан так или иначе долгий период своей жизни (до 1724 г. ). Такая интерпретация берклианства остается спорной19, но факт влияния на формирование философской системы Беркли не только Дж.
Это, правда, не значит, что Богом вводится в человеческое познание совершенно каждая идея. Следовательно, все воспринимаемые нами объекты не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Он усваивает основные положения их знаковой теории, различая такие «естественные» знаки, как «краску стыда» на лице и знаки «человеческого установления – произносимые и написанные слова». Обладая широким богословским, философским и научным образованием, Беркли написал несколько выдающихся произведений: «Теорию зрения», напечатанную в 1709 г. и предваряющую многие физиологические открытия, «Трактат о принципах человеческого познания», обнародованный в 1710 г. и несколько диалогов, которые имеют не только философское, но и высокое литературное значение. Локка, но и континентальной философии, особенно в лице Мальбранша, считается несомненным.
Но «неизвестная субстанция» для Беркли есть полный абсурд. Продолжая идущее от античной философии деление бытия на реальный умопостигаемый мир и иллюзорный, чувственно воспринимаемый, Беркли (как и Лейбниц) отрицает действительное существование материального телесного мира. учения о бытии, у Беркли, строго говоря, вообще нет. Кроме того, Беркли выступал против открытого Ньютоном и Лейбницем дифференциального исчисления. Мы не можем представлять общих понятий иначе, как в конкретных образах или символах.
Все, в том числе и сами знаки и слова, превращается в идеи. Мура «Опровержение идеализма» (1903). Качество для Беркли – "идея", элемент чувственности, а не свойство вещи.
Беркли также отрицает существование любых абстрактных идей, признавая существование исключительно конкретных: мы не воспринимаем "человека", "дерево" или "протяженность", а всегда только "этого человека", "это дерево", "протяженность этого предмета". (В философии Беркли имеется и другая концепция языка и знака, связанная с его переходом на позиции объективного идеализма, но она не оказала такого «инспирирующего» влияния, как его феноменалистическая теория). Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только непознаваема, но и нереальна. Мыслителем было создано множество работ, которые внесли огромный вклад в развитие философии, но его отдельные труды заслуживают особого внимания.
Философские воззрения. Отсюда – возможность лжи. «Три диалога Гиласа и Филонуса» — еще одна очень интересная работа, в которой Беркли затрагивает вопрос относительности метафезического восприятия окружающего мира.
У Беркли (как и Бэкона, Гоббса, Локка) можно найти эмпири чески – сенсуалистический подход к объяснению знаков и языка, но в отличие от них, его эмпиризм, сенсуализм и номинализм были идеалистическими. При жизни Беркли его философские идеи были сравнительно маловлиятельны32. Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании. Таким образом, в онтологии Беркли признается существование только множества человеческих сознаний (душ интеллектов, разумов), воспринимающих различного рода идеи. В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень «бакалавра искусств», в 1707 г. — звание fellow (научного сотрудника) и начал преподавание в колледже.
Беркли, пишет Г. Грин, «идею вещи» у Локка заменяет просто «идеей». Другими словами, любое восприятие материи есть следствие восприятия ее душой человека. Сводя общее к отдельному, Беркли отождествляет идею с наглядным представлением. Однако с тех пор, как в 1871г. Так, например, критика тезиса Беркли «esse est percipi»— предмет статьи Дж. Эта работа была, по сути, продолжением и развитием «Трактата» и призвана донести идеи Беркли до широкой публики, которая довольно холодно восприняла его предыдущие труды. Аналогично, оценивая протяженность тел, мы имеем дело только со своим субъективным восприятием: удаленные тела кажутся меньше, близкие больше, когда мы смотрим на них через линзы (очки, подзорная труба и т. п. ), предметы меняют свои размеры кроме того, разные люди неодинаково оценивают размеры одного и того же объекта. Свою религиозную позицию Беркли проводил и в области естественнонаучных идей.
По мнению многих исследователей, непоследовательность рассуждений Беркли обнаруживается даже в признании индивидуального «Я» как духовной субстанции. Не только это понятие подверглось критике философа, но и многие другие категории Ньютона. Но в отличие от Кондильяка, он рассматривает внутреннее чувство (самочувствование субъекта) как первичное чувству внешнему. Нет иной субстанции, кроме духа".
Однако Беркли такую возможность отрицает. Так же Беркли рассуждает и при рассмотрении понятия материи. Однако с тех пор, как в 1871 г. «английский берклианец Фрейзер» издал собрание сочинений Беркли интерес к его философскому учению возрос. Среди трудов мыслителя были разные размышления в том числе и с богословским уклоном. Если для Гоббса язык – вся истина, то для Беркли он – причина всех заблуждений. Вот таким образом лучше вообще от него отказаться. Абстракции же, по его убеждению, существовать не могут.
Более того, уже само это понятие вредно и противоречиво. В своей основе юмовская и берклианская системы сходны, т. е. Согласно Беркли, материальная субстанция – не более чем абстракция. Или «Алкифон», написанный в Америке, в котором идет речь о «свободомыслящих».
Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже (колледж св.
В 1713 году Беркли покидает Дублин и переезжает в Лондон, где публикует «Три разговора между Гиласом и Филонусом, цель которых – для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого познания, нетелесную природу души и непосредственное божественное провидение, а также разработать метод для того, чтобы сделать науки более простыми, полезными и краткими». В это же время он публикует свои первые научные произведения – два трактата по математике и начинает вести дневник, две тетради, в которых он записывал свои мысли, ставшие основой его философской системы. "Идея" является центральным понятием всего учения Беркли. Например, всякий реально существующий треугольник всегда имеет ту или иную форму, а не является треугольником вообще. Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ирландии. Троицы) в Дублине.
Философия и поиск истины стали смыслом жизни ирландского мыслителя. Но этот вывод означает солипсизм, т. е. Он развивает мысль Локка о том, что чувства первичнее рассудка, который только оформляет (именует) ощущения. Отрицание доказуемости пространственного и материального бытия вещей, а также видимой причинности, представляется многим остроумным парадоксом. новые философские учения (эмпириокритицизм, неореализм и др. ) обращались к идейному наследию Беркли, называли его своим прямым предшественником, заимствовали и развивали его теоретические положения или, наоборот, ставили задачу опровергнуть их36. Стало быть, не существует и понятия материи как субстанции (то есть того, что лежит в основе всего), как нет и самой материи.
Постепенно он оставляет свои дела и проводит больше времени с сыном. В 1734 г. Беркли был назначен епископом в Клойне (Ирландия), где прожил почти до самой смерти. Джордж Беркли (1685–1753) – английский философ. "Вещь" не что иное, как сочетание, комплекс "идей". Разным были взгляд на качества тех или иных предметов. Этот шаг позволяет Беркли решить еще одну проблему – проблему стабильности мира.
Последним субъектом – носителем качеств вещей Беркли называет высший дух -Божество.
Т. е. Материи не существует именно потому, что невозможны абстракции, как таковые. Так, например, критика тезиса Беркли «esse est percipi» — предмет статьи Дж. В 1713 г. переехал в Лондон, в 1714–1720 гг. Биографические сведения.
И без должного финансирования ученому-философу пришлось остановить миссионерство. Следовательно, понятия не представляют собой никаких реальных душевных продуктов. Вот таким образом онтологии как таковой, т. е. никогда не заметит ее отсутствия. Беркли правильно указывает здесь на один из способов репрезентации общего, но, как верно отмечает С. Л. Рубинштейн, у Беркли есть путь к обобщению (абстрагированию), но нет самого общего, которое не тождественно эмпирически данному единичному. Те же самые аргументы, которые Беркли использовал в своей критике понятия материальной субстанции, делают неправомерным вывод философа о том, что познающий субъект есть не «система текучих идей»13, а неделимое, деятельное начало («Трактат» 89)14. Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума. В труде «Движение» Беркли оспаривает ньютоновские взгляды об абстрактном понимании движения.
Всеобъемлющая разносторонность воззрений и глубокая оригинальность делают Джорджа Беркли прямым предшественником того развития, которое получила философия вскоре после него. Среди его работ интересны: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом». Здесь, так же как и с качествами предмета, конечный «результат» зависит от человека, воспринимающего материю – именно сознание рисует точное впечатление и образ, никакой общей идеи.
За именем Беркли на долгие годы закрепилась репутация солипсиста, который был не совсем в здравом уме и ещё столетие после публикации «Трактата» его концепция служила предметом лимериков, выражавших скорее удивление и насмешку, чем серьёзный интерес33. По мнению многих исследователей, непоследовательность рассуждений Беркли обнаруживается даже в признании индивидуального «Я» как духовной субстанции. "Идея" первична. По утверждению Беркли: "Существовать – значит быть воспринимаемым" ("Esse est perci pi"). И то, что мы по привычке называем вещами, есть всего лишь сложные идеи, состоящие из ряда простых (например идея яблока есть совокупность идей зеленого цвета, округлой формы, яблочного вкуса и т. п. ). Мура «Опровержение идеализма» (1903). В 1709 г. Беркли опубликовал свое первое крупное сочинение «Опыт новой теории зрения», а в 1710 г. — «Трактат о принципах человеческого знания».
Однако многие из них, в том числе и Томас Рид, впоследствии начинали критиковать их.