Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Только после всех странствий она получила новое название «Мадонна Бенуа». «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (ок. Свое второе название «Мадонна Бенуа» получила в результате долгой истории ее путешествия в Эрмитаж от прежних владельцев – семьи придворного архитектора Л. И. Бенуа.
Другая копия создана в 1510 г. Национальная галерея ШотландииОдна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке. Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. Картина «Мадонна Бенуа» поражает смелостью трактовки персонажей.
Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. М. а. бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Водном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира представлено несколько картин гения эпохи Возрождения: Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа), Мадонна Литта, Обнажённая женщина. Второе название картины – Мадонна Бенуа, которое она получила по имени последнего его владельца, русского архитектора Леонтия Бенуа.
Она полна герметических, но отнюдь не символических значений ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, переносное значение, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался тёмным, до конца не раскрытым. Подобное отношение к росписи свидетельствует об её неизменной славе. В1810 году картина экспонировалась в парижском музее. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство).
В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения.
На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину.
с англ. Атрибуция её Леонардо была сделана исследователями сразу и почти единодушно. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). У порога стоят четыре фигуры, над ними небо. В самой живописи, не блещущей яркими красочными эффектами, вместо по-флорентийски разобщенных, пассивно сопоставленных цветовых пятен проскальзывает ощущение своеобразного единого тона. Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются определённостью жестов, точностью движений: ангел указует, младенец Христос ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия, словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу.
Возрождение. Это символ распятия. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Быть может, древние ледники были свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и потянулись к свету (Леонардо- единственный художник кватроченто, не верящий в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого понимания. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени.
Искусство для него- одна из многих разновидностей исследования, опыта, познания, но в известном смысле оно выше других, так как рисунок – «вещь умственная» интеллектуальный процесс и, как таковой, орудие, пригодное для всех предметов. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Италия. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания. Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Мастер Леонардо да Винчи.
Следует учесть, что ломбардская традиция портрета заметно отличается от флорентийской. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Париж. Философский очерк в двух книгах.
Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. Это настоящий синтез ландшафтных штудий и тех топографических зарисовок, которые Леонардо делал с практической целью (проект регулирования течения реки Арно с помощью канала и затопления водой долины Кьяна, подготавливая который, он должен был выполнить многочисленные карты местности, расположенной между Тирренским морем и Апеннинами). Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Напрасно задаваться вопросом, что означает загадочная улыбка женщины, какие чувства таятся у неё в душе.
Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. – М. : Просвещение, 1976. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Книга I. – М. : Детская литература, 1989.
Вверху с овалом. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие.
А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Следы этой росписи были обнаружены во время реставрации 1893 года.
– М. Искусство, 1998. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. То, что Леонардо назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния, зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха.
«Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. Такая улыбка не является, в буквальном смысле слова изобретением Леонардо.
Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св.
– М. : ТЕРРА, 1997. По заказу двора Леонардо декорировал так называемую Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско. Его интересовала научная и геологическая суть этого явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли, подземных, сверхъестественных её сил.
Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. – М. : Искусство, 1970. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Над этим произведением он трудился с 1495 по 1498 год (в посвящении Моро своего трактата «О божественной пропорции», сделанном 8 февраля 1498 года, францисканец Лука Пачоли из Борго Сансеполькро, математик и друг художника, утверждал, что видел роспись уже завершённой). Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Но не менее важна её роль и с художественной точки зрения. Леонардо в Милане вполне мог выступать, как представитель высокой флорентийской культуры и в то же время отстаивать свои позиции без риска впасть в немилость у официальных неоплатоников.
Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Ему так хочется дотянуться до цветка.
Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Эти реставрации предпринимались администрацией различных правительств, сменяющих друг друга в Миланском государстве (сначала австрийского, а в конце XIX века – Королевства объединённой Италии). Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. На полотне много закруглённого: нимбы, брошка, детали окна, головка и коленочки младенца, его ушки и щёчки. Вот почему все они представляются нам как бы слегка завуалированными, с размытыми контурами. Изображение фона ломает традицию кватроченто. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Следовательно, в леонардовском понимании Тайной вечери преобладающее место занимает человеческий аспект совершающейся драмы, а не сакральный и мистический момент собственно установления таинства Евхаристии, когда Христос, взяв хлеб и чашу вина, предлагает их ученикам со словами: «Примите, ядите» (Евангелие от Марка, XIV, 22-23). Кроме того, пребывание в Подании (район Поданской долины) Антонелло да Мессина (он жил в Венеции в 1475 году) способствовало распространению здесь типа портрета с фигурой, представленной на тёмном фоне и с точной фиксацией её мимики и осанки.
Глазу даны одни лишь формы. Эта ранняя работа Леонардо да Винчи демонстрируетноваторскую для тойэпохи технику живописи: в полотне «Мадонна Бенуаиспользованы масляные краски, которые позволилидостичьгораздо большей прозрачности и более активного разнообразия фактуры. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет.
«Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Т. 3. Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. По композиции картины различны. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо.
Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. В ней, можно сказать, заключается леонардовский подход к воплощению содержания в живописи. Но он предвосхищает также психологическое решение. На фоне цепи гор, возникающих из туманных испарений, как бы постепенно придавая форму хаосу первоначального творения.
Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции). В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне.
Стиль его более не зависим от «флорентийских» или «ломбардских» образцов, но обретает собственные, леонардовские приметы и находит здесь своих соперников, последователей и подражателей. Роспись начала разрушаться вскоре после того, как мастер её выполнил и уже во времена Вазари (1568 год) изображение было с трудом различимо. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным.
По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Возможно, однако, что техническое исполнение росписи он частично поручил своим ученикам. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь Леонардо ещё вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе). 77 x 53 см. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно.
В этом последнем случае можно говорить о многочисленных версиях росписи в различных видах искусства и в различных техниках (существуют выполненные по ней шпалеры, гравюры, деревянная резьба), о многочисленных упоминаниях её в литературе, начиная с современника Леонардо Маттео Банделло, посвятившего работе Леонардо одну из своих новелл и кончая тем, как описал её Гете, увидев в мае 1788 года.
Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. И, наконец, символика.
Христос явлен на свет и теперь человеку надлежит возвестить об этом людям. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Точно также в природе человек видит предметы и явления имеющие свои причины и значения. Дерево, масло.
Вып. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу.
Напротив, вдохновлявшийся этой скульптурой Леонардо придаёт улыбке совсем иное значение. – М., 1977. В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины. Насколько этот последний имел меморативный характер, создавая обобщенные образы (черты этого присутствуют и в так называемом Портрете Джиневры Бенчи, в основе своей являющимся новаторским), настолько ломбардский портрет был реалистическим и аналитическим, сосредотачивающим внимание на передаче стиля одежды, украшений и других аксессуаров.
Одновременно художник продолжал заниматься проблемами, связанными с отливкой монумента Франческо Сфорца и писал (если атрибуции историков правильны) портреты лиц имевших какое-либо отношение к дворцу Сфорца, о чём далее будет сказано подробней. Темпера не давала таких возможностей. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Фон больше не затенён, резко выделяя фигуру, но представляет собой пейзаж, «ирреальный, словно увиденный в мечте и вместе с тем панорамически точный, насыщенный влажными испарениями и туманной дымкой. Именно вот таким образом они еще в пещере, хотя и на её пороге.
Отмечалась выше и круглоликость Марии. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. 7. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет.
Лувр. – 318 с. Ульянов О. Г. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. С конца XVIII века начинаются реставрации, по правде говоря, почти все довольно неудачные и способствовавшие постепенному ухудшению общего вида росписи – за исключением недавней, выполненной под руководством Пелличоли, которая восстановила всё, что поддавалось восстановлению (например, поверхность стола и фигуру Иуды).
То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Один сюжет решён художником по-разному. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин насамом деле больше, носпоры поповоду атрибуции работ Леонардо— занятие бесконечное. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ».
Он составляет проекты по мелиорации, канализации, градостроительству. В Тайной вечере показано массовое действие: слова стремительным ветром отзываются в кругу апостолов, группами по три человека обсуждающих потрясшее их откровение Учителя: «Один из вас предаст меня» (Евангелие от Матфея, XXVI, 21). Плохая сохранность композиции, постоянно вызывавшая сожаление по поводу того, что её нельзя увидеть в первоначальном состоянии, приписывалась историографией искусства (Вазари) технике использованной в ней Леонардо.
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Композиция картины проста и гармонична. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой хорошо знали о богатстве Россий.
Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Это не увиденный где-то пейзаж и не игра воображения, а natura naturans (природа созидающая (лат. ), возникновение и распад сущего, циклический переход материи из твердого состояния в жидкое, парообразное. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. – 380 с. Богат Евг. – 235с.
Третий план – окна как духовныеочи. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Тайная вечеря была заказана Леонардо (возможно в 1494 году) доминиканским монастырём Санта Мария делла Грацие. Лицо мадонны показано не полностью. Иначе говоря, улыбкой, которая обнаруживает леонардовское представление о мире.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. Первоначальный вид росписи был изменён в конце XIX века, но идея её в своей натуралистической живости, несомненно принадлежит Леонардо.
Этот шедевр стал знаменитым сразу же после завершения и традиция, основанная на нескольких источниках, сообщает, что французский король Франциск I хотел вырезать всю стену рефректория с росписью, чтобы увезти её на родину. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». – 55с.
Кроме того, это новаторство ясно сказывается в оригинальности живописной техники, применённой здесь Леонардо. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Но почему перед нами встреча младенца Христа с младенцем Крестителем.
– 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Своё прозвание картина, следы которой терялись до XIX века, получила по последним владельцам— российской художественной династии Бенуа. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Родственное типам мастера, в частности, Мадонне Бенуа (гемма с кабошоном, которая скалывает платье Марии на груди) и Благовещению из Уффици, это произведение в своей изобразительной и экспрессивной новизне несёт печать зрелости.
Отмечалось, что Мадонна и младенец, внимательно смотрящий на цветок, который его мать держит в руке, – это, быть может, первые художественные образы, задуманные и созданные Леонардо, независимо от мастерской Верроккьо. В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. – 4-е изд.
– М. : Директ-Медиа, 2009. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. «Мадонна Бенуа» – не исключение. Для историков важно другое. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций.
Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. – М. : Детская литература, 1971. Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы.
На переднем цветы нарисованы не для того, чтобы служить красивым орнаментом, заполняющим пространство они даны как живая, полная энергии масса, как часть общемировой жизни. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. – 192 с. : ил. В своей картине Леонардо, несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами и решает её «натуралистически»- с учетом того, что эти различия заложены в самой природе.
Что не мешает любоваться творением гения уже несколько столетий. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Первый период пребывания Леонардо в Милане (1482-1499) явился самым продуктивным в его творчестве и принёс ему известность во всей Италии, прежде всего, количеством и значимостью выполненных произведений, завершенных или незаконченных, либо доведённых только до стадии замысла и первоначальных набросков.
– 254 с. Вазари Дж. Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. К теме Мадонна с младенцем и святой Анной Леонардо уже обращался в миланский период творчества, когда выполнил картон с изображением этих фигур (ныне в Национальной галерее, Лондон), который, однако, никогда не был переведён в живопись. Мадонна изображена приёмом сфумато. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати.
Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Леонардо выходит здесь за рамки ранее использовавшейся им портретной схемы, выработанной Антонелло да Мессина. – М. : Молодая Гвардия, 1982. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал.
В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Мир Леонардо.
В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. М. Карасёвой. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Фреска должна была занять северную стену трапезной монастыря. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно.
Возможно, что среди всего созданного Леонардо наибольший интерес вызывает улыбка Джоконды. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Преображает его одухотворённая радость и любовь. Миссия Крестителя- это не откровение или пророчество, а интуиция.
В первых подготовительных зарисовках Леонардо, очевидно, стремился дать традиционную схему композиции с Иудой-предателем, сидящим с противоположной от Христа стороны стола, но уже с самого начала «в его концепции темы господствует стремление трактовать заявление о предательстве как центральный драматический мотив» (Хейденрайх). Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат.
«Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно привлекал Леонардо. Художнику удалось добиться подобной выразительности весьма обобщённым идаже в чём-то скупым способом изображения. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Быть может, главное в этих образах- внутреннее состояние, глубокие душевные движения. Эрмитажа, Л. 1963.
25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Почему ангел указует перстом на Крестителя. Некоторые эксперты называют картину «неудачной».
– М., 2003. 1452 – 1519 / Пер. Они создают впечатление совершающегося таинства. Они различаются не пояснительными надписями с соответствующими именами, но мастерски трактуются средствами живописного языка. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. – (Библиотека искусства). Пещера для него – это «средоточие геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени, составляющих тайну Земли» (Шастель). Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Н. Воскобойников.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Это и смуглость и золотистость волос.
Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Из коллекции генерала Корсакова».
Именно с «Мадонны Бенуа» тогда еще молодой (26 лет) и вырабатывающий свой стиль художник Леонардо да Винчи стал использовать технику масляной живописи.