В эпоху Мира искусства версальские картины, партеры, водоемы чаще всего служили у Бенуа фоном, средой, ареной для куртуазно-забавных жанровых сюжетов из быта тщеславного королевского двора. В 1905 годуБенуа выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа. Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики.
Бенуа любил Францию, в его творчестве много картин затрагивающих эту замечательную страну, её достижения историю и достопримечательности. Художник Бенуа очень любил Петербург и, эта любовь, не раз находила отражение в его картинах.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.
В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Работы Б. имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Киевском музее русского искусства, музеях Астрахани, Екатеринбурга, Краснодара, Курска, Н. Новгорода, Самары, Саратова, Смоленска, Ставрополя, Твери, Тюмени, Хабаровска и других.
Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.
Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Не исключено, что А. Н. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Мне хотелось восстановить в своих изображениях более роскошное прошлое населить его ожившими тенями, воскресить спектакли Луи Каторза Как-то особенно трогает при этом мысль, что все, что видишь, когда-то служило фоном для пестрой суеты канувших в вечность поколений».
В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Внес значительный вклад как исторический художник. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Сын Н. Л. Они организовали кружок любителей искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.
В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
Бенуа. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Серебряковой.
Бенуа уже в апреле 1923 года. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. На выставках с 1891 г. (Общество русских акварелистов).
В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Александр Бенуа явился реформатором русской театрально-декорационной живописи. Как театральный декоратор и режиссер он работал для многих театров. Оба художники. Их обычно связывают лишь с именем С. П.
Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Русский музей). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии.
Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Его произведениям свойственны изящество и стилизация (Китайский павильон.
С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности). С 1903 по 1910 г. входил в Союз русских художников. Он был убежденным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Точнее было бы сказать, что А. Н. Уже в этих ранних работах отчетливо выступают специфические черты иллюстраторского дарования Бенуа: сила его воображения, сюжетная изобретательность, умение передать дух и стиль изображаемой эпохи.
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Русский музей стр. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру.
Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. А. Н. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.
С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Из докладной А. В. Луначарского от 09. 03. 1921, в ответ на секретный запрос 2244 следовало, что в начале революции он поддержал перемены, но впоследствии был огорчен жизненными невзгодами и выражал недовольство коммунистами, контролирующими музейную работу. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.
Александр Бенуа (1870-1960). Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Совершал длительные заграничные поездки. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.
С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Пушкина. Ревнивец, 1906, ГТГ). Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Но и здесь перед А. Н. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.
Ей недостает именно историзма. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Александр Николаевич был одновременно и художником и теоретиком искусства, его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще. После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Один из организаторов и идейный руководитель объединения Мир искусства.
Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Книга Бенуа представляет собой серьёзное и оригинальное исследование, поражающее обилием и разнообразием привлекаемого материала, глубокой продуманностью и проникновенной тонкостью отдельных характеристик, но Одновременно книга является острым публицистическим трактатом, полемически направленным против академизма и передвижничества. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Шаляпина и З. Е.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Александр Бенуа был женат. Он не мог иначе.
Широко известны его иллюстрации к поэмам А. С. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Бенуа стал задумываться об эмиграции. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903).
Бенуа был одновременно и художником и теоретиком искусства. Его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. После 1926 г. жил в Париже. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления».
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.
Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Из письма художника к Ф. Ф. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В 1898 году вместе с С. П. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Среди работ А. Н. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы».
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.
Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Но даже с большевиками А. Н.
Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Автор мемуаров Мои воспоминания. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Почувствовав это, А. Н. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.
Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. «От этих. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Именно там им были написаны «Версальские серии». В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи.