Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Александр Николаевич Бенуа родился в творческой семье 21. 04 (3. 05)1870г. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги.
Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Бенуа Александр Николаевич, русский художник, театральный деятель историк искусства, художественный критик основоположник объединения Мир искусства. Необыкновенны декорации и костюмы Александра Бенуа к Празднествам Клода Дебюсси, Соловью Стравинского, к спектаклям в Московском Художественном театре.
Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляетСтатьи и письма 1917–1960 гг». Семейная жизньАлександра Николаевича Бенуа сложилась счастливо.
После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского). Но вскоре деятельностьАлександра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем. Александр Бенуа – самый известный представитель обрусевшего французского рода. В историю искусств Александр Бенуа войдет как один из талантливых сценографов 20 века.
Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960), русский художник, театральный деятель историк и критик искусства основоположник объединения «Мир искусства». Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Александр Бенуа в емирантський период работать в Гранд Опера (Опера Гарнье) в Париже и в Ла Скала в Милане. Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия.
Имела успех и книга Азбука в картинах Александра Бенуа 1905 года. Кроме станковой графики, Александр Бенуа занимался книжной. Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос).
После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельностьАлександра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства». Александр Бенуа боролся засохранение культурного наследия. Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики.
Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антепризы Дягилева Сергея Павловича Ballet Russes, как художник и автор – постановщик спектаклей. После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом. Сын кондитера – Николя или Николай Леонтьевич – отец Александра Бенуа, стал известным архитектором.
Александр Бенуа учился вчастной гимназии Карла Мая вСанкт-Петербурге.
Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. 1960, в Париже. Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве. Автор капитальных трудов по истории русской и мировой живописи, он способствовал формированию отечественной историко-художественной науки как одной из областей искусствознания.
Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича. 3. 05 (21. 04). Отсюда был один шаг до появления журн.
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Работы, созданные им в глубокой старости, рисунки-воспоминания, указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
Автор книг («Русская школа живописи», 1904 «Царское село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910 «История живописи всех времён и народов», 1912-1917) и статей по истории искусства и вопросам современной культуры (газеты «Речь», «Последние новости», журнал «Русские записки» и др. ). Среди ее работ есть портрет Б. Ф. 1913). Младший из девяти детей академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), внук (по матери) академика архитектуры Альберта Катариновича Кавоса (1800— 1863).
Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Григорий Орлов (1946) и Побрехушки кухмистерские (1951). 1916). Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи».
Одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века»: организатор объединения «Мир искусства» (с 1899), активный участник в издании журнала «Мир искусства» (с 1902 – соредактор С. П. Капитанская дочка (изд. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. 1909).
Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков». Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Исполнил иллюстрации к книгам «Урок любви в парке» Р. Булаева (1927), «Грешница» А. де Ренье (1928). В музее семьи Бенуа сделана реконструкция кабинета Александра Николаевича на основе вещей суток и мемориальных вещей из разных источников.
1912). «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. По воображению и памяти написал несколько картин на темы русской истории Петровской, Екатерининской и Павловской эпох (1929, 1940-е). Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения Мир искусства, участвовал в новом художественном издании имел то же название журнал Мир искусства. В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягилева (до 1911), для которых оформлял балеты «Сильфиды», «Павильон Армиды» (оба 1909), «Жизель» (1910), «Петрушка» (был также автором либретто, 1911), «Соловей» (1914).
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. «И стилизаторы иимпрессионисты ипуристы илюминисты ифокусники иискренние– все страдают одним недостатком: спешной, непродуманной работой, дешёвкой.
Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В числе его лучших работ на балетной сцене – спектакль «Петрушка» И. Ф. Стравинского, поставленный в содружестве с Фокиным в 1911 и многие годы входивший в репертуар лучших европейских театров. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов.
Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть вдохновением. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.
Почти всем, кто участвовал в организации издания, было меньше тридцати. Юношей учился в Петербургском университете в 1890-1894 годах на юридическом факультете. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Вот таким образом путешествия в Париж не были большой языковой препятствием.
Воспоминания», в которой представил обширную галерею литературных портретов современников. С. Бакстом и С. П. Дягилевым. Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910).
Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Александр Бенуа был женат. В 1887 четыре месяца занимался в вечерних классах АХ.
и отдельно – историю «Дягилевских балетов» периода их расцвета в 1910-е (большая часть воспоминаний написана в эмиграции). Точнее было бы сказать, что А. Н. Русский музей). Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства.
В 1898 году в Петербурге прошла Выставка русских и финляндских художников, на которой можно было увидеть произведения Малявина, Сомова, Лансере, Бакста и других. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Знак зодиака — Телец.
Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. В 1917, после Февральской революции, участвовал в выработке государственной программы охраны памятников искусства и старины, входил в так называемую «Комиссию Горького», ставившую своей задачей подготовку широкой реформы художественной жизни страны. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». В 1896-99 жил в Париже изучал культуру и искусство Франции. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Знаменитые Записки герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву Последних прогулок Людовика XIV и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. В 1898 году вместе с С. П. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
В 1902 оформлял оперу «Гибель богов» Р. Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903). С 1926 года жил во Франции. В 1923-25 во время частых командировок за границу возобновил сотрудничество с Дягилевым и оформил комическую оперу «Лекарь поневоле» Ш. Гуно для театра в Монте-Карло. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Они организовали кружок любителей искусства. 1914. В 1894 впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «Истории живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894).
Почувствовав это, А. Н. С большими трудностями переходил он из класса в класс и в частной гимназии К. Мая. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала.
В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. 1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Совершал длительные заграничные поездки. В 1913 – 1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914 – 1915). Возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 году. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков.
Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Сотрудничал в левой газете «Новая жизнь». Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
В 1891-96 выставлялся на Акварельных выставках в Петербурге. С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие). Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Не исключено, что А. Н.
На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). С. 150). "Истории живописи 19 в. " Мутера. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904). В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. и отдельно — историю Дягилевских балетов периода их расцвета в 1910-е годы (большая часть воспоминаний написана в эмиграции). Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Но и здесь перед А. Н.
До 1924 участвовал в его выставках. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета. Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). университета посвятил себя всецело искусству.
Гофмана (1899, Гос.
С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».
Но иллюстрации носят пока еще станковый характер это исторические композиции, вмонтированные в книгу, но не сливающиеся с ней органически. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". Работал для кинематографа. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. Постоянство и высокая планка эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Бенуа одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века.
Не политический и не государственный деятель, Бенуа десятилетиями замалчивался. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. В руках Бенуа книжная графика стала искусством не столько декоративным, сколько повествовательным чисто оформительские задачи, так занимавшие Сомова, Добужинского и молодого Лансере играют в творчестве Бенуа явно второстепенную роль. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. За 1918-1922 годы он сделал 25 литографий серии Петергоф, проиллюстрировал несколько книг и наконец воплотил давно волновавшую его тему- в 1923 году вышел в свет Медный всадник Пушкина с иллюстрациями Александра Бенуа. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Черепнина, 1907). Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых». Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.
Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901 – 1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908 – 1917). Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
И хотя все знали, что Бенуа довольно самолюбив и вспыльчив, ему многое прощали. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Жил в основном в Петербурге. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
1916). Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Его отец был архитектором.
Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Оформлял отдельные номера журнала «Мир искусства» (в 1904 был соредактором С. Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций для книги «Азбука в картинках Александра Бенуа» и серию открыток «Игрушки». 1912). На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.
Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). Его лучшие постановки этого периода – опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского для Мариинского театра (1919-20) и спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони для БДТ (1921) оба спектакля в течение многих лет сохранялись в репертуаре. Мастер станковой, книжной и журнальной графики («Азбукa в картинах Александра Бенуа», 1904 иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», 1903, 1905, 1916-22). Мирискусники мечтали о возрождении традиций культуры XVIII – начала XIX века. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения.
В 1908-17 еженедельно помещал в газете «Речь» критические статьи под рубрикой «Художественные письма». Главные литературные труды Б. — глава, посвященная русскому искусству в сочинении Р. Мутера "Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert" и прибавление к русскому переводу этого сочинения изданное в 1902 г. под заглавием: "История русской живописи в XIX столетии". Бенуа стал задумываться об эмиграции. В 1927-35 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Болеро» М. Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929). Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ).
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане.
Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. «От этих.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.
С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909 – 1911 был художественным директором «Русских сезонов»). Оба художники. Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре в Петербурге. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ. В живописном творчестве вдохновлялся стариной и черпал сюжеты в XVIII и раннем XIX веке. Его наиболее удачные театральные работы этого периода балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, обошедший многие сцены Европы.
Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство. Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып. Темой исследования становится, таким образом, не процесс исторического развития национальной живописи с его скрытыми закономерностями, которые надлежит обнаружить, а только история художников, принимавших участие в этом процессе.
Оформил спектакль Спящая красавица для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты Жизель Ж. Адана и Лебединое озеро П. Чайковского для антрепризы С. Юрока в Нью-Йорке в 1948 г. Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре La Scala (1930-е — 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Художник умел ценить величие искусства прошлого. 1913).
В 1907 оформил спектакль балета Н. Черепнина «Павильон Армиды» (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей «Старинного театра» в Петербурге (выполнил занавес театра). В конце 1890-х стал вдохновителем кружка группы «Мир искусства», одним из инициаторов и постоянным автором издававшегося под редакцией С. П. Дягилева одноименного журнала (1898-1904). Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). В том же году впервые побывал в Париже, положив начало своему «Версальскому циклу» (серии гуашей и акварелей на версальские мотивы, созданной в 1896-99 и в 1905-6 серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923). Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Написал и подготовил к изданию книгу воспоминаний «Возникновение Мира искусства» (Л., 1928). Кружок единомышленников («Общество самообразования») преобразовался в конце 1890-х в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
В последний период работы для театра Бенуа сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего Поцелуй феи И. Стравинского (1928) Бенуа был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, (Болеро М. Равеля (1928) и др. ). Целому ряду молодых художников некуда было деваться. «Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Много статей посвятил Бенуа истории архитектуры Петербурга.
Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Иллюстрировал книги А. де Ренье Грешница (1928), А. Моруа Страдания молодого Вертера (1926) и др.
Бенуа оформлял спектакли в Grand-Opera в Париже в 1924, 1926, 1928-1934 годах. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. Участвовал во всех выставках «Мир искусства» (1899-1903, 1906).
как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Дягилева), учредитель и редактор (1901-1903) журнала «Художественные сокровища России». Русский музей стр.
Художник, график, сценограф историк искусства и художественный критик. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Однако главным для него и его друзей оставалось искусство, для изучения которого они даже организовали общество самообразования. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
Ей недостает именно историзма. Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.
В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок».
1944) А. Попов. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей.
после раскола СРХ, поводом для которого послужили его резкие статьи, направленные против московских участников, основал общество художников «Мир искусства», продолжавшее главные традиции одноименного журнала. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Среди экспонатов – посмертная маска лица художника.
Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980). В последний период работы для театра Б. сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего «Поцелуй феи» И. Стравинского (1928) Б. был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, («Болеро» М. Равеля (1928) и др. ). В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Участвовал в последних петроградских выставках «Мир искусства» (1922 и 1924), Выставке русского искусства в Париже (галерея La ВоеПе, 1921), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), Выставке русского искусства в Америке (1924-25) и др.
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Наряду с пропагандой нового искусства, Б. вел в журнале пропаганду также подлинного старого искусства, писал о красоте "старого Петербурга", о забытых рус. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.
Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. (р. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903). Человеком он был очень общительным, вдохновлялся всеми новыми начинаниями.
Эпизодически обращался к станковой живописи и графике. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В 1913-15 работал главным художником МХТ, в сотрудничестве с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко осуществил ряд постановок классического репертуара. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское.
Именно там им были написаны «Версальские серии». Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Один из центров мировой оперной культуры. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урожденной Кавос). К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.
По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. 1912 Еще оновых путях живописи. — сын проф. Пьермарини, G. Piermarini).
Детство будущего художника прошло в Петербурге. Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию. Но даже с большевиками А. Н. Александр Николаевич Бенуа (фр. Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм.
Б. написал для него главу о русском искусстве. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Уже в этих ранних работах отчетливо выступают специфические черты иллюстраторского дарования Бенуа: сила его воображения, сюжетная изобретательность, умение передать дух и стиль изображаемой эпохи. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
А. Н. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.
В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре «La Scala» (1930-е – 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай.
В 1960-е в советском искусствознании началась реабилитация творческого наследия художника. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910). Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. С этого времени Б. страстно отдается театру. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Ставил и оформлял спектакли в «Comedie-Franaise» (1930-е), в театре «Colon» в Буэнос-Айресе, в лондонском «Covent Garden» (1957). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В 1909 возглавил художественную часть антрепризы Русского балета С. П. Дягилева. В 1912-15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра.
Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916). Машков иКончаловский. В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала "Мир Искусства". С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Но врецензии (Выставка «Союза» (I).
Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901-03), сотрудничал в журналах «Старые годы» (1907-13), «Московский еженедельник» (1907-08), газете «Слово» и других изданиях. Реставрационный отдел. ). «В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
Род. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. периодических изданиях. Возникли в 15-16 веках. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др.
Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Одновременно он работает для театра. В 1907 оформил для Мариинского театра одноактный балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, начав многолетнее сотрудничество с М. М. Фокиным. 1870) — художник, художественный критик историк искусства и театральный деятель.
1912 Две выставки. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. «Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский. 1916).
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Впоследствии опубликовал книги: «История русской живописи в XIX веке» (СПб., 1902), «Русская школа живописи» (в 10 вып. Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа. В 1904-6 впервые обратился к теме «Медного всадника» А. Пушкина (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к иллюстрированию «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки» (обе – Пг., 1920).
Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Гораздо более значительна другая, бесспорно лучшая из книжных работ художника, его шедевр – рисунки к Медному всаднику. На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть – анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости.
Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам. В советский период, после его отъезда во Францию, когда стало ясно, что Бенуа не вернется, архив, хранившийся в крымском доме художника, передали в Русский Музей, а личные вещи и мебель распродали с аукциона. 1909). На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства Бенуа оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал самоценность художественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочные традиции.
Шаляпина и З. Е. Но независимая позицияАлександр Бенуа и жесткость суждений привела к тому, что через три года издание книг прекратилось. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Из письма художника к Ф. Ф. Стал членом Общества Осеннего салона и кавалером ордена Почетного легиона. В полной мере это касается и художника, ничем не опасного для страны, Александра Бенуа.
Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.
(«Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Серебряковой.
Принадлежал к знаменитой династии художников и архитекторов, ведущей начало от Луи Бенуа, переселившегося в Россию из Франции в 1794. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Он не мог иначе. В 1890-94 учился на юридическом факультете С. -Петербургского университета. Наряду с другими мирискусниками был одним из основоположников новой русской школы книжной графики в числе лучших работ в этом жанре – графические серии к «Пиковой даме» (1899 и 1910 СПб., 1911) и «Медному всаднику» (1903-22 Пг., 1923) А. С. Пушкина.
В 1890 путешествовал по Германии. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Фонд (неполный архив) Александра Бенуа в отделе рукописей Государственного Русского музея остается практически недоступным для ученых. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Премьера состоялась в 1911 году на сцене театра Шатле. Продолжал заниматься живописью и графикой: создал серию литографий «Петергоф» (1918-22), альбом литографий и рисунков «Версаль» (Пг., 1922), многочисленные акварельные и пастельные зарисовки Петрограда и его пригородов иллюстрации к «Капитанской дочке» (Пг., 1920) и «Медному всаднику» (Пг., 1923) А. С. Пушкина, карандашные портреты С. Р. Эрнста, В. Ф. Левинсона-Лессинга, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, А. М. Эфроса, И. Э. Грабаря (1921-23 все – в ГРМ).
Итогом его работы на драматической сцене в предреволюционные годы стала постановка «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Создал акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1890-е) и серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (СПб., 1910). Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста.
Картина «На берегу пустынных волн» стала первым экспонатом Музея семьи Бенуа, который был открыт в 1988 в Петродворце, в здании Фрейлинского корпуса, построенном по проекту Н. Л. Бенуа. Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей. 1870 (С. -Петербург) – 9. 11. 1960 (Париж). 1913). работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Но атмосфера богатого столичного дома, где уважали искусство в разных его разновидностях (от архитектуры в графики) перенаправила его на путь собственного творчества. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Семья была двуязычной, здесь хорошо знали русский и французский.
Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Бенуа в области книжной графики выделяется Азбука в картинках, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.
с консервативно-охранительских позиций. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1932), Праге (1935), Манчестере (1939), во многих выставках европейского театрального искусства. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. В 1896-1898 и 1905-1907 гг работал в Франции. Бенуа принадлежит постановочный исценографический план).
Персональные выставки прошли в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (1960, посмертная). Постоянство и высокая «планка» эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Б. одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Каждый из рисунков к Азбуке представляет собой развернутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Многие документы рассеяны по различным государственным учреждениям и частным архивам, что чрезвычайно затрудняет изучение творчества и биографии художника. Ставил и оформлял спектакли в театре Colon в Буэнос-Айресе, в лондонском Covent Garden (1957). Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Среди работ А. Н. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Оформил спектакль «Спящая красавица» для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты «Жизель» Ж. Адана и «Лебединое озеро» П. Чайковского для антрепризы С. Юрока в Нью-Йорке в 1948. В 1910. Опубликование иллюстраций в Мире искусства сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
Бенуа уже в апреле 1923 года. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. СПб., 1904-06), «История живописи всех времен и народов» (в 4 т. СПб., 1912-17 издание не завершено). Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.
Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Т. 1. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.
В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Экспонировались тут и Последние прогулки Людовика XIV Бенуа. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. В 1903 вместе с другими мирискусниками вошел в Союз русских художников (СРХ) и участвовал в его выставках в Петербурге и Москве.
В 1930-е публиковал фрагменты воспоминаний в журнале «Русские записки» и писал «Художественные письма» для газеты «Последние новости». В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Разносторонность знаний и деятельности Александра Николаевича служила лишь выражением этой любви. 1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм. 9 февр. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В поздний период создал главное произведение в мемуарном жанре – книгу «Жизнь художника. В гимназические годы познакомился и сблизился с В. Нувелем и К. Сомовым, позже – с С. Дягилевым, Л. Бакстом, А. Нуроком. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Публиковал обзоры петербургских и московских выставок, заметки о премьерах музыкального театра, статьи по проблемам архитектуры, музейного дела и художественного образования. Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904 – 1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912 – 1917 издание не завершено). Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
«Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку. У них было трое детей. В октябре 1926, не вернувшись из очередной командировки, поселился в Париже. Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок». В 1893 женился на А. Кинд, роман с которой, по признанию Б «протянулся на всю жизнь». Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). «Я не чувствую природы искусства.