С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. А. Н. Совершал длительные заграничные поездки. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.
Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В 1897 году он создал «Последние прогулки Людовика XIV», а затем продолжил свои опыты в области иллюстрирования в 1898-м. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Как писал уже в 20-х годах, в парижской эмиграции, В. А. Верещагин, они по-считали рисунки «футуристическими».
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. «Все, что у меня получалось из-под карандаша и пера, 151 вспоминал Бенуа, 151 находило его полное одобрение, а то и возбуждало восторг»4. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Знак зодиака — Телец. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.
«Дягилев вечен, Дягилев чудо», – сказал о Сергее Павловиче его ученик известный танцовщик и хореограф Сергей Лифарь.
Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Александр Николаевич Бенуа (фр. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.
В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Продолжая разрабатывать пушкинскую тему, Александр Николаевич в 1906 году выполнил шесть иллюстраций к «Пиковой даме», которые были воспроизведены в 1910 году в многотомном собрании сочинений великого поэта, выпущенном издательством Брокгауза и Ефрона. Гораздо более ощутимым недостатком книги является шаткость и неясность общей исторической концепции, положенной в основу исследования. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета.
Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. В прессе, живо откликавшейся на все явления художественной жизни, началась дискуссия.
В оформлении всячески обыгрывалась тема карточной игры. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. 6. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Темы: «Прогулка императора Павла со свитой» и «Прогулка Николая Павловича с Александрой Федоровной».
И при этом никакого «искусства в книге», а тем более «искусства книги» не существовало. Он говорил о зависимости иллюстратора «от другого творчества», о том, что художник «не должен забывать о необходимости гармоничного сочетания своей работы с той, в которую он призван войти». Даже В. В. Стасов идеолог и защитник передвижничества, в статье «Выставки» 1897 года отмечал незначительность сюжетов, к которым обращались художники этого направления.
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В книжной форме этот цикл был воплощен в издании, выпущенном «Товариществом А. Голике и А. Вильборга» в 1911 году и переизданном в неспокойном 1917-м.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Что говорили о выставке молодые художники. Какое определение было дано критиками произведениям молодых художников, которые экспонировал Дягилев. Это нельзя считать случайностью или излишней субъективностью.
Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. «Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Человека, написавшего это, звали Александр Николаевич Бенуа. Для трехтомного, вышедшего в свет в 1899 году к 100-летию со дня рождения, собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина изданного Анатолием Ивановичем Мамонтовым (18391511905), Бенуа сделал иллюстрацию и заставку к «Пиковой даме».
Стихотворения поэтов, творчество которых было созвучно «Миру искусства», были обрамлены узорной орнаментикой. Такова была первая книга, целиком оформленная Александром Николаевичем Бенуа (если не считать «Азбуки», в которой текста не было). «Таковое требование, 151 вспоминал он впоследствии, 151 взорвало меня и я решительно отказался внести и малейшую правку». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – "Русские сезоны". Сам А. Н. Бенуа посвятил этой теме серию черно-белых рисунков, опубликованных в альманахе издательства «Шиповник».
Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. 2. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. И в этом художник шел вразрез с практикой иллюстрирования, обычной для его друзей по «Миру искусства», которые старались избегать «тональности» и решали тему в черно-белом исполнении.
Таким образом имя вдохновителя было названо 151 Уильям Моррис. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»).
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Подробнее о проекте.
Художник умел ценить величие искусства прошлого. Среди них 151 и исполненный в 1900 году пейзаж «Парк» (первый опыт Бенуа в технике литографии) и рисунок шмуцтитула для задуманного им альбома репродукций собственных работ и множество заставок, концовок и прочих орнаментальных украшений, которые мы найдем на страницах журнала 7-8 за 1902 год. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. «Лучший иллюстратор Пушкина» 151 так называлась статья искусствоведа и библиофила Ильи Самойловича Зильберштейна, опубликованная в «Огоньке» в 1966 году.
Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Как мы видим, далеко не все критики разделяли отношение В. В. Стасова к искусству. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. 3. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. Блеск знаменитостей затмил пока еще мало кому известные имена А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере. Автор отметил, что молодые художники смотрят на живопись «не как на средство, а как на искусство, как на нечто такое, что может существовать само собой, своими задачами». Почувствовав это, А. Н. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Среди «выдающихся художников, которые посвящают силы печатному делу», Александр Николаевич называл К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибина, С. П. Яремича, В. Д. Замирайло, М. В. Добужинского, В. Я. Чемберса (о каждом из этих людей мы в свое время расскажем читателям). Верещагину работа понравилась.
Глава семьи Николай Леонтьевич Бенуа (18131511898) был известным в свое время архитектором и вместе с Константином Андреевичем Тоном (17941511882) строил Большой Кремлевский дворец. С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей. Но и здесь перед А. Н. Из письма художника к Ф. Ф.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
С 1926 года жил во Франции. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. В каком учреждении состоялась выставка русских и финских художников. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.
До Бенуа бытовали две точки зрения на искусство иллюстрации. Лишь с началом ХХ столетия можно, по словам А. Н. Бенуа, говорить о «расцвете графики». С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. В качестве первого издания только что основанного объединения решили взять «Медный всадник», а иллюстрации к нему предложили делать А. Н. Бенуа.
С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Бенуа расцветил один экземпляр, который был размножен полиграфическим путем. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Реставрационный отдел. ).
На «И» 151 «Игрушки», на «Т» 151 «Театр», на «Ч» 151 «Чучело», на «Ю» 151 «Юнга». Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Под «художественной промышленностью» Бенуа, подобно этому английскому художнику, о котором мы уже рассказывали читателям, понимал комплекс самых различных отраслей и ремесел, включавший и книжное дело.
Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Великий русский поэт был близок ему по духу, а его герои 151 понятны и симпатичны. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Сыновья Альберт (18521511937) и Александр стали художниками, Леонтий (18561511928) 151 архитектором, внуки Евгений Евгеньевич Лансере (18751511946), Зинаида Евгеньевна Серебрякова (18841511967), Николай Александрович Бенуа (19011511988) 151 художниками, пра-внук Питер Устинов (19211512004) 151 писателем и актером.
Опубликовал «Мир искусства» ( 1 за 1904 год) и прекрасные иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, но о них речь впереди. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
Воспроизводилось все это в старой технике хромолито-графии, а издателем выступало «Товарищество А. Голике и А. Вильборга», созданное в 1903 году в Петербурге Романом Романовичем Голике и Артуром Ивановичем Вильборгом. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Событием, перевернувшим жизнь Бенуа, стал выпуск журнала «Мир искусства», название которого перешло к группе художников, а фактически и к целому направлению русской художественной жизни.
Вспомните критику их творчества В. В. Стасовым. Назовите имена финских художников, представленных на выставке 1898 года. 4. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».
«Не надо забывать в украшении книги об ее архитектуре», 151 эти слова сказаны человеком исключительно много сделавшим для становления искусства книги в России. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Точнее было бы сказать, что А. Н. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Игрушки даны не сами по себе 151 они активно действуют в сценках, названных «Усадьба», «Первое знакомство», «Хор кормилиц». В том же 1904 году увидела свет «Азбука в картинках», тоже напечатанная лучшей в «Экспедиции заготовления государственных бумаг».
На последнем шмуцтитуле изображена костлявая фигура Смерти, покидающая сцену театра прожитой жизни. Открыт в 1778 (архитектор Дж. «Среди молодых художников, – писал Н. И. Кравченко, – теперь очень мало таких, которые гонялись бы за кричащим сюжетом //». В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.
В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». Он не мог иначе. Программу журнала в ее первом приближении разработал Александр Бенуа. Они организовали кружок любителей искусства. Нам скажут еще, что было бы правильнее и проще изменить самое заглавие первой части. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения.
Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Он говорил о появлении нового направления в русской живописи, о талантливых молодых художниках-передвижниках – В. Серове, К. Коровине, А. Васнецове, которым «тесно» в рамках тенденциозного передвижнического искусства. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В.
Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Переделывать иллюстрации художник отказался. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
Но одной-двух работ для него мало и он решил воплотить свои замыслы в художественных сериях. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Например, картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» 1887 года, также показанная на выставке русских и финских художников, с ее светлым, ярким колоритом и беззаботным обликом девочки вызвала резкие высказывания со стороны маститых передвижников. В отличие от консерваторов, С. П. Дягилев с большим интересом относился к свежим силам в искусстве и привлекал молодых художников на организованные им выставки. За успехи в акварельной живописи был награжден Советом ИАХ заграничным пенсионерством, в течение 1884 посетил Италию, Тунис, Париж и Лондон.
и В. М. Васнецовы. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. «Наша группа» 151 это страстный пропагандист искусства Сергей Павлович Дягилев (18721511929), художники Константин Андреевич Сомов (18691511939) и Лев Самойлович Бакст (18661511924), литераторы Вальтер Федорович Нувель (1871151. ) и Дмитрий Владимирович Философов (18721511940), дружба с многими из которых он дружтл еще со школьной скамьи. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление. На страницах журнала регулярно публиковались его «Беседы художника», среди которых были «Об импрессионизме», «Парижские выставки», «Юсуповская галерея», очерки о художниках Феликсе Валлотоне, Теофиле Стейнлене, К. П. Брюлове, К. А. Сомове.
Однако в СССР нельзя было жить вне политики. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Из новейшей гадательной книги». Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого.
Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Определение «декаденты» утвердилось в обществе после первых же выставок, устроенных С. П. Дягилевым. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Самым трудным для Александра Бенуа было то, что от него неизменно требовали высказывать свою политическую позицию.
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Сюжетная основа серии 151 кончина некоего вельможи, что перекликается со «Смертью Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого.
Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. А. Н. Бенуа выступал здесь как бы соавтором Федора Кузьмича Сологуба (18631511927): решенный тонкими линиями пейзаж здесь вполне реалистичен. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Что вы знаете о русских художниках, которые были представлены на выставке 1898 года. Но к 1890-м годам художники этого направления утратили прежнюю идейность. Получил домашнее художественное и музыкальное образование, был отличным пианистом-импровизатором.
Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Он не был ни художником, ни артистом. Следует отметить, что художники начала прошлого века часто изображали тему смерти. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу – серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", – показав себя в ней самобытным художником. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей.
«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. «Не гнушаться старины (хотя бы «вчерашней»), 151 писал он, 151 и быть беспощадным ко всякой сорной траве (хотя бы модной и уже приобретшей почет и могущей доставить чрезвычайно шумный внешний успех). Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
И все же для Бенуа трехтомный Пушкин 1899 года имел немалое значение, да и наибольшие успехи художника в области иллюстрирования в дальнейшем тоже были связаны с произведениями Пушкина. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Подобной точки зрения придерживались многие художники-передвижники, вследствие чего исполненные ими иллюстрации были «искусством в книге», но никак не «искусством книги».
В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Книжку можно перелистывать неоднократно и каждый раз открывать в ней что-то новое. Год тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.
Выставки, устроенные С. П. Дягилевым, показали, как уже сказано выше, появление нового направления, которое назвали «декадентским». Этот лишенный специального термина элемент мы и обозначили словом пейзаж. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Каждая из шести глав открывалась своеобразным шмуцтитулом, на которых текстовки-эпиграфы сочетались с изобразительными элементами.
Творческая жизнь Петербурга кипела ключом и С. П. Дягилев, несмотря на свою молодость играл в ней весьма заметную роль. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". »3. В начале ХХ столетия в Петербурге возникло первое в России библиофильское объединение 151 «Кружок любителей изящных изданий».
По мнению Алексея Алексеевича Сидорова, тема книги 151 это лишь маскировка, предлог. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Первые выставки С. П. Дягилева Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Отец его жены Альберт Катеринович Кавос (18011511863) построил московский Большой театр и петербургский Мариинский театр. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. В 1898 году вместе с С. П.
Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Его отец был архитектором.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». За ней последовали две станковые иллюстрации, предназначенные для 4-го тома книги Н. Кутепова «Императорская охота на Руси». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Как рассказывал Бенуа, особенно не понравился «рисунок изображавший самого Пушкина с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости». Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления».
В дальнейшем Александр Бенуа сотрудничал в журналах «Золотое руно», «Старые годы», «Аполлон», в газетах «Слово», «Русь», «Речь». Детство будущего художника прошло в Петербурге. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. с консервативно-охранительских позиций. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
Так точно и художник, занятый книгой, должен обратить свое внимание первым долгом (и прежде всяких мыслей об орнаментировке) 151 на основное требование красоты в книге: на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста на странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, брошюровку и т. д. » 1. Стасов вопрошал: «Зачем им было являться среди декадентских нелепостей и безобразия. ». Оба художники. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. В станковой технике его симпатии были отданы XVIII веку. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.
С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности). На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».
Эпиграф гласил: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. «Мир искусства» уделял много внимания вопросам графики и оформления книги. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Александр Бенуа участвовал в его работе не только как художник, но и как литератор. Александр Бенуа был женат.
Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Александр Николаевич начал с констатации безрадост-ной и унылой картины отечественного книгоиздания конца XIX столетия: «Русские книги и русская иллюстрация от 1860-х до 1890-х гг. Один из номеров журнала представлял собой поэтический альманах. А. Н. Бенуа отвергал и ту и другую точку зрения.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Как говорится, finita la comedia.
Русский музей). Ей недостает именно историзма. Душой его был Василий Андреевич Верещагин (18591511931) 151 крупный и влиятельный сановник, страстно любивший книгу. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
(«Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Вот таким образом Владимир Васильевич назвал выставку «декадентской» (слово «декаданс» означает «упадок»). Место действия 151 Гатчина. К декадентам критик причислил и Константина Коровина, у которого «кроме внешнего мастерства, ничего нет» и друзей Дягилева, представивших портреты, пейзажи и композиции на тему XVIII века. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных спектаклей принимали участие всё те же художники «Мира искусства», – играл Сергей Павлович Дягилев. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894).
К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. 8. Стасов находил «замечательными и истинно художественными» только портреты «юного Серова», особенно портрет великого князя Павла Александровича, «весь блистающий золотом лат и каски на солнце и ярком воздухе» и эскиз Левитана «Над вечным покоем». «От этих.
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина.
Бенуа уже в апреле 1923 года. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Хронологический охват 151 от конца XVIII до первой половины XIX вв. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Свой вывод о выставке русских и финских художников сделал и отец К. А. Сомова – хранитель Эрмитажа и критик – Андрей Иванович Сомов.
В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци и К. О. Хиса испытал влияние акварелиста Э. С. Вилье де Лиль-Адана. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.
На страницах «Мира искусства» было опубликовано немало работ Александра Бенуа. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.
Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Русский музей стр. В художественной промышленности избегать вычурное, дикое, болезненное и нарочитое, но проводить в жизнь, подобно Моррису, принципы спокойной целесообразности 151 иначе говоря, «вечной красоты». В противоположность В. В. Стасову другие критики, как, например, Сергей Глаголь, восхищались новизной произведений, молодостью и мастерством экспонентов и с восторгом отмечали, что выставка «собрала яркие образчики всего наиболее свежего и молодого в русском современном искусстве».
Вопросы к Вступлению: Первые выставки С. П. Дягилева. 1. Пьермарини, G. Piermarini). Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Возникли в 15-16 веках.
Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. К этому он добавил: «Мало придумать для нее (для книги 151 Е. Н. ) заглавный лист, виньетки и концовки.
Чем отличалось творчество передвижников 1890-х годов. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Жил в основном в Петербурге. В «Пиковой даме» акцент был сделан на шести цельностраничных иллюстрациях, помещенных на вклейках и развертывающих перед читателем сюжетную линию повести.
Именно там им были написаны «Версальские серии». Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. 5. Резюмируя, Бенуа прямо ставит вопрос о необходимости создать «новое цельное искусство книги, новую графику, которая была бы и живая и яркая и простая, но которая вязалась бы со значительностью печатного слова».
В том же самом ключе, что и «Азбука» и в том же самом 1904 году были сделаны «Русские народные игрушки» 151 почтовые открытки, только-только входившие тогда в моду. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
Его имя неотделимо не только от «Мира искусства», но и от истории всей русской культуры конца XIX – первой четверти XX века. Но даже с большевиками А. Н. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Именно значение Дягилева в истории «Мира искусства» и всей русской культуры объясняет то внимание, которое автор данного пособия уделяет деятельности Сергея Павловича. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Не исключено, что А. Н. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
Шаляпина и З. Е. Серебряковой. Как отнеслись критики на эту выставку. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. А для книги Рихарда Мутера «История живописи в XIX веке» изданной в Мюнхене в 1894 году и переведенной в России в 1900-м, он написал главу о России. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус.
Один из центров мировой оперной культуры. Эта повесть продолжала волновать художника и он на протяжении нескольких лет работал над большим циклом графики, чтобы выразить не всегда легкие для восприятия идеи «Пиковой дамы».