Интерес к проекту огромный – «Бенуа 1890» один из ярких примеров общественных пространств на периферии города, здесь регулярно проходят выставки, фестивали, ярмарки выходного дня (ближайший Benua Marketсостоится 16 июня).
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Тематика этих публикаций весьма разнообразна.
Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а еще менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17).
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. СПб., 1994. М. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть вдохновением. Среди его особо значительных работ для Петербурга – Придворная капелла (ныне Академическая капелла имени М. И. Глинки, 1885–1889), Акушерско-гинекологический институт (ныне имени Д. О. Отта, 1897–1904), типография «Печатный двор» (1908–1910), один из корпусов Русского музея, так называемый «корпус Бенуа» (1914–1916), проект неоклассического преобразования города, созданный совместно с М. М. Перетятковичем (1910–1913). Был близок к императорскому двору. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. С 1926 жил во Франции. БЕНУА Александр Николаевич (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург – 9 февраля 1960, Париж), российский художник историк искусства и художественный критик.
Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Человеком он был очень общительным, вдохновлялся всеми новыми начинаниями. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Экспонировались тут и Последние прогулки Людовика XIV Бенуа.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Стал первым хранителем Русского музея в Петербурге (1895), служил также (с 1897) инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее Министерства торговли и промышленности). Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Знак зодиака — Телец. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Много путешествовал (Западная Европа, Северная Африка, Кавказ, Крым, Поволжье, Средняя Азия, Дальний Восток).
Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Почувствовав это, А. Н. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское.
Родился в Петербурге 14 (26) марта 1852. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Но и здесь перед А. Н.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Каждый том серии сопровождался обстоятельным комментарием, представлявшим самостоятельную художественную ценность. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.
Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.
Его отец был архитектором. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.
Из письма художника к Ф. Ф. Современники называли Русские сезоны, для которых Бенуа оформлял многие балетные спектакли, вторжением в Париж. с консервативно-охранительских позиций.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства». Сын архитектора Н. Л. Бенуа.
Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях. (1856–1928), был выдающимся архитектором. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. С большими трудностями переходил он из класса в класс и в частной гимназии К. Мая.
Именно там им были написаны «Версальские серии». Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Идеолог «Мира искусства».
Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.
Умер в Ленинграде 8 февраля 1928. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. В замечательных – благодаря своему тонкому, романтичному историзму – сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание – Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание – Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его «Русских сезонах». Русский музей стр. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Активно применял новые металлические конструкции, стилизуя их под готику (вокзал в Петергофе, 1855–1857).
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ. В 1910 году вышло в светобширное исследование Бенуа Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Критические эссе и историко-художественные исследования Бенуа представляют собой комментарий к идейно-творческим исканиям и повседневной практической работе художника. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа.
Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Он преподавал в петербургском Институте гражданских инженеров (1884–1892 и 1920–1927), был профессором (с 1892) и ректором (1903–1906 и 1911–1917) Академии художеств среди его учеников – А. Е. Белогруд, Л. А. Веснин, О. Р. Мунц, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев и др. городов. В написанных в поздний период мемуарах «Мои воспоминания» (Нью-Йорк, 1955 1-е издание в России – М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа 19-20 столетий. Литература:Эткинд М. Г. А. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок).
Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Остроумова-Лебедева вспоминала, что, когда к нему приходили молодые, он открывал свой огромный сундук и доставал папки, огромные фолианты с репродукциями, фотографиями архитектурных памятников и объяснял достоинства самых разных произведений искусства. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Жил в основном в Петербурге. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Это известный художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. В своих пейзажных композициях (созданных в путешествиях, а также в Петербурге и его окрестностях) продолжил традицию романтизма в ее элегически-мечтательных, но в то же время и собственно «видописных», документально-точных свойствах, чуждаясь гротесков и фантазий «Мира искусства». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора.
Видный представитель архитектурного романтизма, свободно варьировал разные исторические стили: в ансамбле в Москве (совместно с П. С. Кампиони, 1862–1865) главный фасад центрального корпуса решен в формах классицизма и «умеренного» петровского барокко, садовый же фасад – в формах более пышного барокко эпохи Б. К. Растрелли. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Шаляпина и З. Е. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». «От этих.
Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Жил в основном в Петербурге. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".
В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
Александр Николаевич (1870-1960), российский художник историк искусства и художественный критик. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. В своей книге Бенуа дал уничтожающую характеристику творчества Брюллова и Бруни, с пренебрежением отозвался об Айвазовском и Верещагине, проявил несправедливую нетерпимость ко многим передвижникам. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Преподавал в Академии художеств (1885–1894), с 1894 состоял членом ее совета. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Премьера состоялась в 1911 году на сцене театра Шатле. И абсолютно справедливо художница А. Остроумова-Лебедева говорила о новой редакции как о мальчишеской. Умер в Петербурге 11 (23) декабря 1898.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16). ---Николай Александрович (1901-88) итальянский художник.
В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Александр Николаевич Бенуа (фр. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). И хотя все знали, что Бенуа довольно самолюбив и вспыльчив, ему многое прощали.
Сын Н. Л. Бенуа. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Реставрационный отдел. ).
Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Среди прочих его произведений – дворцовые конюшни (1848–1854) и фрейлинские дома (1858) в Петергофе, «швейцарский» дом в подмосковном Кусково (1870).
К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.
Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Но даже с большевиками А. Н. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Н. Соколов---де Сент-Мор (Benoit de Sainte-Maure), нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроники Нормандии и «Романа о Трое» (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж.
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Мирискусники мечтали о возрождении традиций культуры XVIII – начала XIX века. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Боккаччо, Дж. Серебряковой.
как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Окончил петербургскую Академию художеств в 1879. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Их кумирами были передвижники, особенно И. Репин с его Бурлаками, Проводами новобранца, Не ждали. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства.
Был членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов (с 1887). Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Не исключено, что А. Н. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжая традиции «живописного театра» времен «Мира искусства». ---Николай Леонтьевич (1813-98), российский архитектор.
В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» в Мариинском театре (1907), «Петрушка» И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образы («Парад при Павле I, гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота.
В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. Деятельность Бенуа как художественного критика и историка искусств неразрывно связана со всем тем, что делал Бенуа в живописи, станковой и книжной графике, в театре. Александр Бенуа был женат. Выше уже упоминалось о значении таких открытий, как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Выдающееся значение имела педагогическая деятельность мастера.
В 1898 году вместе с С. П. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
(1813–1898), архитектор, старейший в этой художественной династии, появился на свет в Петербурге 1 (13) июля 1813 в семье Луи Жюля Бенуа, переселившегося в Россию в 1794 (в числе прочих французских эмигрантов, бежавших от революции) и служившего метрдотелем при петербургском императорском дворе супруга Луи была дочерью архитектора А. К. Кавоса. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. спектакли) продолжил традицию «живописного театра» 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту. В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). В некоторых записях явно прослеживается нежелание встреч со своими прежними знакомыми и соотечественниками.
Чосера и У. Шекспира. ---Леонтий Николаевич (1856-1928), архитектор, заслуженный деятель искусств России (1927). В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций. С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Бенуа выделялся систематичностью печатных выступлений, потребностью делиться с людьми всеми переживаниями, волнениями, он непрерывно что-то отстаивал и с кем-то спорил, восхищался, сомневался, негодовал.
Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.
Л., 1989. А. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Они организовали кружок любителей искусства.
Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Н. Бенуа и Эрмитаж: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж.
Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Учредитель (1903) и почетный председатель (1922–1928) Общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий» (1892–1895). Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. (1852–1936), его старший сын, получил известность в первую очередь как мастер акварельной живописи. Бенуа уже в апреле 1923 года.
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Все три новые серии написаны в итоге тщательного историко-художественного исследования, вдохновленного страстным поэтическим увлечением.
Один из центров мировой оперной культуры. Родился в Новом Петергофе 11 (23) августа 1856. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858 в духе барокко). И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Оба художники. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Возникли в 15-16 веках. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Продолжил линию архитектурного романтизма, придерживаясь в своих исторических стилизациях принципов неоклассики (с заметными элементами модерна).
Н. Бенуа. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. С 1926 года жил во Франции. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Л. М., 1965. Александр Бенуа размышляет / Под ред. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Точнее было бы сказать, что А. Н. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.
В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
Художественный руководитель «Русских сезонов» (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Почти всем, кто участвовал в организации издания, было меньше тридцати.
По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Умер в Фонтене-о-Роз близ Парижа 16 мая 1936.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Много статей посвятил Бенуа истории архитектуры Петербурга. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Он не мог иначе.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. М., 1968. Бернандт Г. Б. Александр Бенуа и музыка. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. С 1925 жил в Италии.
Жил преимущественно в Петербурге, часто наезжая в Москву. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Учился в Академии художеств (1827–1836), как академический «пенсионер» изучал классическую и современную архитектуру во Франции, Италии, Германии (1840–1846).
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Совершал длительные заграничные поездки.
Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Гофмана (1899, Гос. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. А. Н.
Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Пьермарини, G. Piermarini). Ей недостает именно историзма. Русский музей).
Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV (1897-98, Русский музей и др.
Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Был профессором Академии художеств (с 1857).
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Лишь впоследствии, среди работ 1911-1916 годов начали возникать чисто пейзажные циклы акварелей изображающих природу Италии, Швейцарии и Крыма. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Из построек Л. Н. Бенуа в других городах заслуживают упоминания, в первую очередь, доходный дом на Моховой улице в Москве (совместно с А. О. Гунстом, 1905–1907 позже был перестроен под гостиницу «Националь») и Петербургский банк в Киеве (1911).