Затем начиналось «священное представление» поклонения, устройством которого занималось Братство Трех Волхвов — благочестивое общество, собиравшееся в ризнице монастыря Сан-Марко. В них опознают членов старших флорентийских цехов, банкиров и негоциантов. Учился у Лоренцо Гиберти и Фра Анджелико, работал во Флоренции, Пизе и других городах Италии. С Лукреции Бутти и их старшего сына он писал Мадонну с Младенцем Христом. Цехи не отставали от нобелей, а когда одному было не под силу осуществить задуманное, действовали сообща, в складчину и партнеры всегда находились.
Вазари охарактеризовал Сандро «юноше ищущего ума». Филиппо Липпи д/него был любимым наставником. С 1444 в течение трех лет помогал скульптору Лоренцо Гиберти при создании рельефов восточных (так называемых Райских) дверей флорентийского баптистерия. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. искусства. Стремясь как можно точнее соответствовать аристократическим пристрастиям заказчика, художник представил на трёх стенах капеллы, окаймлённой по цоколю мраморной инкрустацией, торжественную, роскошную процессию элегантных, богато одетых всадников на фоне пленительных в своей наивной красоте пейзажей. но на Франциска ничто не действовало. Фамилия Гоццоли впервые появилась в 1568 г. во втором издании «Жизнеописаний наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1511–1574 гг. ), в первом издании (1550 г. ) он назван Беноццо.
В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». Помимо работы по заказам Медичи, деятельность Гоццоли протекала за пределами Флоренции. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Козимо Медичи был главой этого братства.
Беноццо Гоццоли известен, прежде всего, как мастер проторенессансной фрески. По воле Пьетро Медичи, художник представил на стенах семейной капеллы композицию «Шествие волхвов», которая заставляет исследователей вспомнить алтарный образ «Поклонение волхвов» (1423 г. ) крупнейшего представителя интернациональной готики в Италии Джентиле да Фабрионо (1370–1427 гг. ). Его учителем был Фра Анджелико. Гоццоли принадлежит ныне утраченный цикл фресок монастыря Санта-Роза в Витербо (1453 г. ). Выучил греческий язык.
Огромное значение для него имело пребывание в Риме, где он изучал памятники античного и раннехристианского искусства. Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. В этом цикле Гоццоли ориентировался на росписи церкви Сан-Франческо в Ассизи (верхняя церковь – 1280 – 1305 годов, нижняя – 1325 – 1329 годов и после 1340 года), ставшие эталоном т. н. францисканского житийного повествования. Тогда он дал его закончить и отделать Андреа и тот приделал недостававшие этой фигуре ноги, ляжки и руки из кусков красного мрамора так хорошо, что Лоренцо остался весьма доволен и велел поставить её насупротив первого с другой стороны ворот. Еще одна выполненная Гоццоли фреска с вотивным изображением этого почитавшегося в городе святого (особенно после избавления горожан от эпидемии чумы) находится в капелле церкви Колледжата.
И потому то от одного шума, тот от другого он не мог ни работать, ни сидеть дома. Наиболее известные из выполненных им фресковых циклов – росписи, посвященные жизни святого Франциска (Монтефалько, 14501452), Шествие волхвов (Флоренция, капелла дворца Медичи-Риккарди, 14591460), сцены из жизни святого Августина (Сан Джиминьяно, церковь Сант-Агостино, 14631465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 14671485). Акварель, гравировка. Наследник герцога Миланского едет на великолепной лошади в нагруднике, украшенном крупными драгоценными камнями. Во второй половине 1450 гг. Динамичные, тонко моделированные живописные композиции на евангельские темы, строго следующие признанным церковным канонам исполнены скорби и драматизма («Снятие с Креста», Музей Хорна, Флоренция «Воскрешение Лазаря», Национальная галерея искусств, Вашингтон «Святой Иероним в пустыне», Музей Бардини, Флоренция).
Он заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи, что позволило ему сочетать свойственные северным живописцам тщательность письма, обилие деталей, глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха, спокойствием и классической уравновешенностью образов («Распятие, Мария и Иоанн», 1475, Национальная галерея, Лондон «Святой Себастьян», Картинная галерея, Дрезден). Фреска была разрушена в результате бомбардировок во время Второй мировой войны, эта акварель должна дать нам представление о том, что это было до поврежденияАвтор фото: неизвестен из ВикипедииВ 1495 г. Беноццо покидает Пизу, которая была захвачена французами и возвращается во Флоренцию, а затем переезжает в Пистойя (регион Тоскана), где украшает фресками интерьер городской ратуши. Стиль Фра Анджелико (как и выучка у Лоренцо Гиберти) оказали существенное влияние на манеру Гоццоли, хотя он был далёк от его религиозного чувства. Себастьяна. Бонавентуры и создает свою последовательность эпизодов. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици).
Но Франциск не сдавался. Первыми самостоятельными работами Г. стали фрески в Монтефалько — росписи ц. Сан-Фортунато (1450), сохранившиеся фрагментарно и апсиды ц. Сан-Франческо (1452), в к-рой по заказу францисканцев им были исполнены 12 композиций, посвященных жизни св.
они принимали активное участие в организации «Праздника волхвов» – грандиозной театрализованной процессии, устраиваемой во Флоренции на Рождество и в день св. н. Райскими) вратами флорентийского баптистерия. Самое известное произведение Гоццоли – живописная декорация (1459–1461 гг. ) капеллы Палаццо Медичи (ныне – Медичи Риккарди) на Виа-Ларга во Флоренции (у исследователей считается и самым характерным его произведением). Некоторые толкователи видят Козимо в старике, сидящем на муле прямо в центре картины.
В монастыре Честелло д/одной из капелл он написал на доске Благовещение. Стиль Фра Анджелико, как и выучка у Л. Гиберти, оказали существенное влияние на манеру Г., к-рый на протяжении всей творческой деятельности был подвержен различным влияниям (Доменико Венециано, Мазаччо, Пьеро делла Франческа и др. ). Также он даровал им охранный фирман, ограждавший от всяческих посягательств. В алтаре этой церкви был написан вотивный образ святого Себастьяна новой иконографии (святой вопреки устоявшейся традиции задрапирован в одежды). — Прикажи, — сказал он, — чтобы разожгли большой огонь и позови своих священников. Он работал в Монтефалько, Флоренции, Пизе.
Затем он упоминается как помощник художника и монаха Фра Беато Анджелико (1400–1455 гг. ) в росписи доминиканского монастыря Сан-Марко во Флоренции (1438–1444/1445). В 80 – 90-х гг. Беноццо Гоццоли «Поклонение царей».
мастеров расписывать капеллу папы Николая V в Ватикане и треугольные распалубки свода Капеллы ди Сан-Брицио собора в Орвието (июль – декабрь 1449 года). После него эту должность занимали его сын Пьеро и внук Лоренцо Великолепный. Принесшие Боттичелли мировую славу «Весна» и «Рождение Венеры». В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Многие персонажи еще окончательно не идентифицированы. Сан-Марко (Флоренция)В 1447 г. папа римский Евгений V вызвал Анджелико Фра Джованни и Беноццо в Рим для выполнения фресок в одной из капелл Апостольского дворца в Ватикане (в часовне св. Для семейства Медичи сюжет имел особое значение, т. к. они принимали активное участие в организации «Праздника волхвов» – грандиозной театрализованной процессии, устраиваемой во Флоренции на Рождество и в день святого покровителя города Иоанна Крестителя. Затем он упоминается как помощник Фра Беато Анджелико в росписи доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции (1438–1444/45). Взяв с собой брата Иллюминато, он вступил на землю противника с криком: «Султан, султан».
музеи Берлина Национальная галерея искусств, Вашингтон Музей Виктории и Альберта, Лондон Музей искусств, Филадельфия Пинакотека Брера, Милан), эти работы не достигли уровня его настенных росписей их отличает орнаментальная условность композиций, нарочитая архаизация языка и повторение композиционных приемов. Савонаролы. 1449).
Августин покидает Рим» с топографической точностью представлен городской пейзаж – от форума Траяна до Ватиканского холма) и современному художнику архитектуры Флоренции («Похороны блаженного Августина»). Беноццо занимается росписью стен монастыря Сан-Фортунато в Монтефалько. (т. имя – Беноццо ди Лезе ди Сандро). Стиль Фра Анджелико, как и выучка у Л. Гиберти, оказали существенное влияние на манеру Гоццоли, который на протяжении всей творческой деятельности был подвержен различным влияниям (Доменико Венециано, Мазаччо, Пьеро делла Франческа и др. ). по инициативе Фра Анджелико Гоццоли в числе других мастеров был приглашён расписывать капеллу папы Николая V (1447–1455 гг. ) в Ватикане и треугольные распалубки свода Капеллы ди Сан-Брицио собора в Орвието (июль–декабрь 1449 г. ).
Но эта работа осталась незаконченной – 4 октября 1497 г. Гоццоли умирает, вероятно, от чумы. Он похоронен в Пистойе, в монастыре Сан-Доменико. Художник Беноццо Гоццоли получил заказ изобразить на алтарном образе шествие волхвов.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). При создании образа Гоццоли тщательно воспроизвел всевозможные мотивы и детали (костюмы, конская упряжь, животные и птицы), увлекаясь каллиграфией линий и живописной декоративностью, что равно присуще готике и искусству Кватроченто.
Затем он упоминается как помощник Фра Беато Анджелико в росписи доминиканского монастыря Сан-Марко во Флоренции (1438 – 1444/45 годы).
Кроме фресковых циклов Г. принадлежит множество алтарных картин и росписи табернаклей. Антонелло да Мессина также внес значительный вклад в развитие ренессансного портрета (так называемый «Кондотьер», 1475, Музей Лувр, Париж). Антонелло да Мессина одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи. БЕНОЦЦО Гоццоли (1420/1421–1497/1498 гг. ) – итальянский художник раннего Возрождения (наст.
«Разрушения Содома» по Беноццо Гоццоли, на кладбище Пизы. После 1467 года художник жил и работал главным образом в Пизе. Вазари назвал сделанное Беноццо поистине потрясающим, употребив определение, которое в своих Жизнеописаниях применял главным образом, если не исключительно, к непревзойденному искусству Микеланджело и хотя, скорее, оно относится к масштабности и серьезности работы, чем к поражающей грандиозности результата (как то было в отношении к произведениям Микеланджело), оно свидетельствует о восхищении, с каким не очень снисходительный в оценках биограф и – в еще большей степени – современники Беноццо оценивали его самое значительное творение. Наиболее известные из выполненных им фресковых циклов – росписи, посвященные жизни святого Франциска (Монтефалько, 1450-1452), Шествие волхвов (Флоренция, капелла дворца Медичи-Риккарди, 1459-1460), сцены из жизни святого Августина (Сан Джиминьяно, церковь Сант-Агостино, 1463-1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467-1485).
Прибегая к использованию ландшафтных, архитектурных и исторических деталей, Гоццоли наделил персонажей шествия портретными чертами современников, среди которых – Медичи, прибывшие во Флоренцию по случаю заключения Флорентийской унии (1439 год), Константинопольский патриарх Иосиф и император Иоанн VIII Палеолог, Фра Анджелико и сам художник. Медичи задумали сохранить память о ней в особой мемориальной капелле в своем новом дворце. Роспись Гоццоли органично опоясывает стены капеллы, как бы покрывая их удивительным «ковром». А самой известной во Флоренции аптека была та, которая принадлежала Маттео Пальмьери, человеку необыкновенному во всех отношениях. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Вифлеемская звезда, которая указывает им путь изображена прямо на потолке капеллы. Флоренция) капеллы св.
Настоящее имя, собственно, Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Santro). Первого января 1469 года (1468 год по флорентийскому стилю) ему было официально поручено украсить фресками длинную северную стену, а закончил он росписи, судя по дате последнего платежа, до первого мая 1484 года. Это, конечно, художники — приятели Козимо. XV веке Гоццоли стоял во главе мастерской, выполнявшей заказы на монументальные росписи, алтарные образы, рисунки для вышивки и табернакли (один из лучших в «Капелле Мадонны делла Тоссе» расписан по заказу Сера Грациа). Умер Беноццо Гоццоли в Пистойе 4 октября 1497 года. За это время художник достиг высоких результатов и был признан мастером, создал себе имя. Франциска Ассизского.
Для семейства Медичи сюжет имел особое значение, т. к. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Последнее масштабное произведение Гоццоли, созданное при участии помощников, – фрески в Кампосанто в Пизе (1469 – 1484 годы).
В келье Козимо в Сан-Марко находилась фреска Фра Анджелико «Поклонение волхвов» изображавшая шествие восточных звездочетов. В своих картинах он стремился передать всё пёстрое многообразие окружающего мира. За ними — группа примерно из сорока человек. он работал в небольших городах Центральной Италии и в Риме, выполняя заказы на станковые произведения, монументальные росписи и художественное оформление торжества по случаю инаугурации папы Пия II (1458–1464 гг. ).
По воле Пьетро Медичи, он представил на стенах семейной капеллы композицию «Шествие волхвов», к-рая заставляет вспомнить алтарный образ «Поклонение волхвов» (1423 год) Дж. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем).
6 июля 1439 года даже флорентийцы (а они понимали толк в этом) дивились пышной процессии во главе с императором, патриархом и папой. Его лучшие творения связаны с «золотым веком» флорентийского искусства во времена правления Лоренцо Великолепного. За небольшим исключением (алтарь для Сан-Марко, 1461–1462 алтарная картина «Мадонна с шестью святыми» (Национальная галерея, Лондон), 5-частная пределла (Гос.
Честь, возданная Флоренции, стала и достоянием Козимо с его семейством. Первыми самостоятельными работами Гоццоли стали фрески в Монтефалько – росписи церкви Сан-Фортунато (1450 год), сохранившиеся фрагментарно и апсиды церкви Сан-Франческо (1452 год), в которой по заказу францисканцев им были исполнены 12 композиций, посвященных жизни святого Франциска Ассизского. В 1447 – 1449 годы по инициативе Фра Анджелико Гоццоли был приглашен среди др.
наивный характер образов. Во фресках церкви в Монтефалько проявились присущие манере Гоццоли особенности – простота и четкость архитектурных построений, яркость колорита, спокойный, неск.
При раскраске фигур мастера также по-прежнему придерживались традиционной манеры. Каждый старался перещеголять другого своими пожертвованиями и заслугами перед городом. В 1447–1449 гг.
Кто из нас останется невредим, в его веру и уверуй. В качестве примера можно привести канонические тексты из знаменитой «Книги мертвых» и иллюстрирующие ее картины, обнаруженные в одной из гробниц. Самое известное произведение Гоццоли – живописная декорация (1459 – 1461 годы) капеллы Палаццо Медичи (ныне – Медичи Риккарди) на Виа-Ларга во Флоренции. Во главе шествия можно узнать патриарха Иосифа и императора Иоанна VIII. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
покровителя города Иоанна Крестителя. Любознательность и разносторонность интересов, думается и привела его к двухлетнему сотрудничеству с многочисленной группой, работавшей под руководством Лоренцо Гиберти над завершением Райских дверей Баптистерия, Согласно контракту от 21 января 1445 года (1444 год по флорентийскому стилю), начиная с 1 марта этого года в течение трех последующих лет Беноццо должен был работать над Райскими дверями, занимаясь полировкой бронзовых панно после их отливки однако в марте 1447 года, то есть за год до истечения срока, Гоццоли уехал в Рим для исполнения важного заказа папского двора – он снова работал вместе с Фра Анжелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето. Имя художника мельком упомянул в конце XVIII века лишь аббат Ланци в своей «Истории итальянской живописи», описывая фрески Сикстинской капеллы. Видимо, «Весну» и «Рождение Венеры» он не понял, а потому вообще умолчал, хотя писал свой труд во Флоренции. Вазари считал, что Беноццо был «учеником Анджелико Фра Джованни». Об этом свидетельствуют многие совпадения в композиции ряда сцен. Перед ним идет лучник в черном — намек на оборонительный союз Козимо с Франческо Сфорцой. Наиболее ярко и красочно расписывались стены молелен, посвященных богам и фараонам.
Вазари назвал сделанную Беноццо роспись в Кампосанто «поистине потрясающей», употребив определение, которое в своих «Жизнеописаниях» применял главным образом к непревзойденному искусству Микеланджело. В этих больших фресковых циклах Гоццоли сочетал поэтически-сказочную, по существу светскую трактовку сюжетов и тонкость живого наблюдения с «ковровостью» композиции, условностью пространственных решений, декоративной красочностью колорита. В ответ на просьбу султана Франциск изложил цель прихода: он хотел не отречься от Христа, но обратить султана и его людей в евангельскую веру. Вероятно, по этой причине в петербургский Эрмитаж не попала ни одна картина Боттичелли.
Первыми самостоятельными работами Гоццоли стали фрески в Монтефалько – росписи церкви Сан-Фортунато (1450 г. ), сохранившиеся фрагментарно и апсиды церкви Сан-Франческо (1452 г. ), в которой по заказу францисканцев им были исполнены 12 композиций, посвящённых жизни св. Роспись «Шествие волхвов» в придворной капелле стала лучшим произведением Гоццоли. Монументальные композиции на северной стене церкви (23 сцены из ВЗ, а также «Благовещение» и «Поклонение волхвов») отмечены детальной проработанностью, присущим Гоццоли тяготением к повествовательности, виртуозным владением перспективой, масштабностью, большой пространственной глубиной, свободой и естественностью в размещении фигур. Животные и птицы исполнены с большим мастерством. Франциска Ассизского.
Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Наиболее популярными являются сцены охоты или ловли птиц. Ватикан) и др. Помимо работы по заказам Медичи, деятельность Гоццоли протекала за пределами Флоренции.
В 1463 – 1467 годы Гоццоли работал в Сан-Джиминьяно. Обаятельный мастер, автор многих алтарных картин, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе. да Фабрионо. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Одни из них носят фетровые шапочки, похожие на току Козимо.
Написанные им в Венеции картины считаются лучшими в его творчестве. Его творчество не вписалось в эпоху Высокого Возрождения и о нём забыли. Мы вместе войдем в огонь. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
Кульминацией его творчества стала роспись «Шествие волхвов» в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1459-62) – единая композиция, опоясывающая три стены маленькой дворцовой капеллы Медичи подобно великолепному ковру. А его заведении (продавал краски и различные снодобья д/живописи) встретить можно и поговорить о материях более возвышенных. На других персонажах не столь нарядная одежда. В 1442 г. Гоццоли в качестве художника был взят в мастерскую знаменитого флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти (1378–1455 гг. ) и его сына Витторио, работавших над восточными (так называемыми Райскими) вратами флорентийского баптистерия. Самостоятельная творческая жизнь художника началась в 1450-х.
У Маттео был талант открывать людей незаурядных, выдающихся по знаниям и талантам. он ничего другого не мог добиться, ему пришлось прийти к разумному соглашению и наладить с Сандро добрососедские отношения.
Он принадлежит к числу мастеров второго поколения Раннего Возрождения. Она занимает три стены и представляет собой единую композицию, которая тематически была связана с росписью алтарной стены «Рождество» (исполнена Фра Филиппе Липпи). Многим была известна часто повторяемая фраза аптекаря: «Каждый ныне живущий разумный человек должен благодарить Бога за то, что он родился в это время, когда расцвели столь блестящие умы, к-е не появлялись вот уже тысячу лет». Фреска воскресила их через двадцать лет после события.
В юности занимался науками, г. о. Геометрией. Фигуры, пластичные и монументальные, уверенно размещены в живописном пространстве. по инициативе Фра Анджелико Г. был приглашен среди др.
Султан проникся великим почтением к Святому и за стойкость его веры и за отказ от мира сего (ибо Святой отверг дары, которые Султан ему предлагал) и за пылкое желание обрести мученические страдания. Период с XVI по XI век до н. э. называют эпохой Нового царства. Он был принят как свой в компании святго Луки, где знакомился с людьми других профессий. Для флорентийцев в теме поклонения волхвов не было ничего необычного.
Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1447–1449 гг. За небольшим исключением (алтарь для Сан-Марко, 1461 – 1462 годы алтарная картина «Мадонна с шестью святыми» (Национальная галерея, Лондон), 5-частная пределла (Гос. Петра). Он умело интерпретирует их богатое художественное и духовное наследие.
Алтарный образ д/монахинь св. Боттичелли удостоился быть посаженным по правую руку Лоренцо, он сидел за столом наравне с другими, прислушиваясь к беседам и стараясь понять мудрые мысли, порхающие над столом, за которым возрождалась Платоновская академия Козимо. В эпоху Нового царства была популярна монументальная живопись. наивный характер образов. В этом цикле Г. ориентировался на росписи ц. Сан-Франческо в Ассизи (верхняя церковь — 1280–1305, нижняя — 1325–1329 и после 1340), ставшие эталоном т. н. францисканского житийного повествования.
Николая (14471450. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Фрески органично сочетают утончённую декоративность, праздничное богатство красок и позолоты с живостью и естественностью в изображении процессии волхвов и их свиты, кавалькады современников Гоццоли (в том числе членов семьи Медичи и византийского императора Иоанна VIII Палеолога) с большой тщательностью написан пейзажный фон – горные склоны с рощами и скалистыми обрывами, замками и монастырями, зверями и птицами. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. Умер Беноццо Гоццоли в Пистойе 4 октября 1497 года. После 1467 года художник жил и работал главным образом в Пизе. н. Райскими) вратами флорентийского баптистерия. Но также очевидно, что во многом художник шел своим путем.
Оба герцога были гостями Козимо в 1459 году.