Джованни Беллини (1433 – 1516 гг. ) – выдающийся живописец эпохи Возрождения, младший сын венецианского художника Якопо Беллини. Джованни Беллини — выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения. Джованни Беллини – выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения.
Наиболее существенную роль в становлении молодого художника сыграл знаменитый живописец Андреа Мантенья, который вошел в семью Беллини в 1453 году, став мужем сестры Джованни, Николозии.
Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Старшим представителем этой семьи художников был Джакопо Б., род.
гал. ), восходящей к работе Мантеньи на тот же сюжет (1457, Тур. Я уже сказала, там и перспектива немножко разная. гал. ) здесь он испытывает влияние персидских миниатюр. Если даже допустить, что две картины в Бергамо происходят из его мастерской (а это едва ли верно) и что Мадонна с Лионелло дЭсте в Лувре принадлежит его кисти (что также оспаривается), то мы все же не будем располагать достаточно яркими показателями того, как относился Беллини к пейзажу в живописи.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Это произведение уже зрелого мастера. Сейчас он находится в Милане, в пинакотеке Брера. 1505, Хэмптон-корт). В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.
Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие. Эта работа подчеркивает предпочтение художником профильных портретов.
под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж («Преображение», 1480-85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь «Аллегория», так называемая «Озёрная мадонна», 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция «Пиршество богов», 1514, Национальная галерея, Вашингтон). Себастьяна, защитников от чумы. Видимо, он ее писал не на заказ, писал, наверное, для себя. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища».
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». Джованни Беллини родился по одним источникам в 1430 году в Венеции, по другим данным в 1426. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Р. Лонги, который атрибуиро-вал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и «дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию».
Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Мы видим эту фигуру Христа.
Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. «Женщина за туалетом», 1515, Вена, Музей истории искусств «Опьянение Ноя», Безансон, Музей изящных искусств). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. В этих произведениях пространственные ритмы фигур создают новую художественную реальность, характерную для фресок в Фондако деи Тедески (1503, Джорджоне и Тициан) и в створках органа ц. Сан-Бартоломео (Себастьяно дель Пиомбо). Она создана совместно с братом Джентиле.
в 1507. Это произошло, когда оба мастера приглашены были написать по портрету Лионелло дЭсте. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 — 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями ("Мадонна с младенцем", 1448, Пинакотека Брера, Милан). Иоанна и Павла и друг.
В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. Эта картина многим исследователям кажется очень странной. 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование».
Мантуя, тоже древний город в области Ломбардии, с трех сторон окружен затоками реки Минчо. Характерны для Джованни Беллини картины-загадки. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции ("Процессия на площади Сан-Марко", 1496, "Чудо святого креста", 1500, —в Галереи Академии, Венеция). 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. По-прежнему это еще только фантазии на тему о горах. Такое в Ренессансе тоже, к сожалению, появляется.
Христофор» и «Св. Но важно уже то, что при этом сказывается чувство пространства. Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. В закрытом пространстве алтарной картины для ц. Сан-Джоббе (ок. Так, в серии «Мадонн с младенцем» (ок. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Т. е.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Его любовь к точности никогда не ограничивается выделением эпизода или детали. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины ("Мадонна на троне в окружении святых"1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики — Джорджоне и Тициан. в 1507. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Он же хорошо мне заплатит. Кстати, вот это находящееся в Прадо «Успение» тоже очень интересно, так как, во-первых, только часть этой работы Может быть, он отчасти и повторил то, что было во фресках. За перилами стоят апостолы Павел и Петр. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо — Джованни Б. (около 1430—29. 11. 1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.
Исследователи считают, что по большей части эти алтари писали другие художники, а Джованни мог принадлежать сам замысел. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Землянично-красный цвет развернутой драпировки, золотой и алый – одежд упавшего навзничь Ноя и нежно-зеленый – травы – все это выделяется на фоне виноградников и светлых листьев, словно тронутых ржавчиной. Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Св. Обучался сначала у отца Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи, женой которого была его сестра Николлоза.
В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Стремясь к более четкому, возвышенному и монументальному пространству, художник вместе с тем использует чисто живописные эффекты, предвосхищая некоторые тенденции чин-квеченто.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия).
Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. После 1470 г. развернулся гений его великого ученика Тициана, повлиявший на самого учителя. Точная дата его рождения неизвестна. В картине «Распятый Христос» (ок. Здесь тоже как бы идея «Святого собеседования», но такое впечатление, что все персонажи находятся каждый в каком-то своем отдельном пространстве.
Святые Людовик и Христофор символизируют две разновидности церковной деятельности, Людовик – церковную службу во всех её видах, Христофор – проповедничество. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души». Он в официальном облачении. Он был не только художник, но и отличный медальер и в качестве такого отправился в 1479 в Константинополь к Мохаммеду II.
Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св.
Иероним» (Флоренция, палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси) и «Стигматизация св. На картине есть подпись художника и дата 1488г. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).
Часть композиций является несомненными эскизами для картин и лишь некоторые рисунки передают мимолетные идеи художника, который считал нужным фиксировать их. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. 1485, Венеция, гал.
В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Эта картина, к сожалению, не сохранилась. Фон, конечно, совершенно нейтральный, тут уже нет никаких ни перспектив, ни антуража. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св.
Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 – 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с младенцем», 1448, Пинакотека Брера, Милан).
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. В 1513 году Джованни подписал и датировал алтарную картину с фигурами святых Христофора, Иеронима и Людовика Тулузского из церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. Лаврентия», «Триптих св. 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Якопо оставался бы для нас абсолютной загадкой, если бы от него не сохранилось два альбома рисунков (один – в Лувре, другой – в Британском музее).
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Винченцо: «Св.
Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. И он первый, кто делает горизонт низким.
(ок. Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. Он пробудил его интерес к занятиям живописью, был его первым учителем. 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру.
С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Академии) фигура святого удалена от центра и не имеет пространственного объема, вместе с тем игра линий особенно акцентирует костистые контуры лика святого. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена.
вот этот священный сюжет уже как бы становится привычным. Здесь есть очень интересные находки и особенно это плафон Камеры дель Спози. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Эремиты – это отшельники, это был монастырь августинцев-отшельников. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте).
Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. Это одна из первых картин, алтарный триптих, где он применил масляную краску. Но здесь, мы видим, обнимает взрослого мертвого сына не юная Богородица, а постаревшая, постаревшая и от возраста и от горя, некрасивая, так как смерть и страдания ужасны, некрасивы и т. д. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». Старший сын Якопо Беллини, Джентиле, вместе с отцом и братом Джованни исполнил алтарный образ для капеллы Гаттамелаты в ц. Санто в Падуе (1460, не сохранился). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
Критик В. Н. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. От него также сохранились только немногие картины, замечательные обилием человеческих фигур. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Это мастер гармонического склада, наделенный даром поэтического восприятия мира, способный передавать состояние глубокого созерцания, самоуглубленности, торжественного покоя, умеющий найти музыкальное согласие и единство ритма, сообщающее его построенным на крупных массах композициям простоту и ясность. По другой версии (П.
Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев — основоположников искусства Возрождения в Венеции. музей).
В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Захария, св. Винченцо Феррери» (1464, Венеция, ц. Санти-Джованни-эПаоло). Происходил из семьи известных венецианских живописцев.
На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Вот есть такая картина – «Священная аллегория». Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок. 1505, Лондон, Нац. Иова и св. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Величие его таланта проявилось в фигурах, вырисовывающихся на «зеленом нефрите воды» (Р.
Иову и св. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. А для Джованни Беллини, может быть, наоборот – прорваться к каким-то небесным тайнам и увидеть какие-то и аллегории и символы и вот эту тайну богочеловеческую в младенце, в мертвом Христе открыть и т. д. около 1464 г., принадлежавший к числу учеников Джентиле да Фабриано. Портреты Беллини отличались скорее фотографической точностью изображаемого, чем отражением его внутреннего мира, что привлекало в его работах венецианских патрициев: им казалось неподходящей слишком ярко выраженная индивидуальность для человека, состоящего на государственной службе.
Но зато как на драгоценном пьедестале стоит эта голова. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Вот такой Мантенья. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература.
В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Это «Мертвый Христос». Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. На самом деле, конечно, это идет от Пантеона.
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. каждый из персонажей что-то значит и нужно это как-то расшифровать. Произведениям Беллини исполненным после 1510 («Мадонна», 1510, Милан, пинакотека Брера «Успение», Мурано, Гор. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. 1501, Лондон, Нац.
Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию. Вероятно именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. Сан-Кассьяно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее – «Святое собеседование» располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Эту работу он исполняет в сотрудничестве с Джованни и многими другими художниками. Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна».
Но мы видим по композиции, что это две очень похожие картины.
Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Колонна уже разрушается, а он как колонна стоит. Многочисленным «мадоннам» Джованни Б. («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция «Мадонна», 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. Приняв реформы Мантеньи, Б. дал новое направление венецианской живописи.
На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». На ней можно видеть, как св.
Св. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. Беллини, вероятно из желания представить во всей силе контраст между приветливостью жизни и ужасом смерти, переносит композицию в поле, окаймленное слева церковкой и садиком пустынника, в глубине – деревенской фермой, гордым замком и, наконец, высокими остроконечными холмами, на которых опять высятся башни и замки. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур – византийской и нидерландской. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. После 1470 г. развернулся гений его великого ученика Тициана, повлиявший на самого учителя.
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев – основоположников искусства Возрождения в Венеции. Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. Или же это нагроможденные и увеличенные по рецепту Ченнини камушки. Он же был римским воином. Падуанский период творчества Беллини охарактеризован строгим стилем, ярким образцом которого служит картина Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу.
Его усыновили. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Этот тип распространился и за пределами Венеции.
Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. музей «Алтарь Сан-Кри-зостомо», 1513, Венеция, ц. Сан-Кризостомо), присуща монументальность и черты, появившиеся в работах молодых современников художника, ставшего у истоков нового течения в венецианской живописи («Пир богов», 1514, Вашингтон, Нац. Но сложность композиций Карпаччо побуждает Джентиле вернуться к рисункам отца, в которых он находит более понятные, механические перспективные решения. Христофор» и «Св. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. Вершиной его искусства 1480-х гг.
Иову и св. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). – Знаменитее Джентиле был его брат – Джованни Б. (Джанбеллин или Самбеллин), род. В древности на месте Мантуи находились поселения этрусков и галлов.
К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». На протяжении всей жизни мастер писал портреты именитых граждан и людей знатного происхождения («Портрет дожа Лоредана», 1501). С одной стороны, здесь присутствует «строго выверенная перспектива», в основном вдохновленная Антонелло с другой – «расширенное пространство, не пустое, а заполненное атмосферой, смягчающей соотношения объемов».
в 1426 году, ум. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). С 1115 года в Мантуе установилось республиканское правление. Но мы сейчас ее не будет расшифровывать.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. Он показан здесь именно таким.
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). 1460, Лондон, Нац. Так, в картине «Моление о чаше» (ок.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца.
В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. Однако в противоположность последнему преданность натурализму сказывается у Беллини не столько в усердных этюдах с натуры (хотя попадаются и такие, например, акварельные этюды цветов), сколько в пейзажах.
На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Две картины— «Св. Вообще он очень рано начал свою творческую деятельность.
Вся венецианская культура претерпела глубочайшие изменения, последствия которых отразились в первую очередь в искусстве Мантеньи, а также в творчестве самого Джованни Беллини. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера.
Это «Сретение» или «Принесение во храм», как оно называется в католической традиции. гал. ), «Крещение Христа» (Виченца, ц. Санта-Корона), «Алтарь СанДзаккариа» (1505, Венеция, ц. Сан-Дзаккариа). Это тот жанр, о котором мы говорили, «Святое собеседование», когда вокруг Мадонны выстраивается целый сонм святых и они как бы собеседуют, но здесь Мадонна прямо покровительственно рукой указывает или даже благословляет именно герцога Гонзага. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Ве-роне, одном из центров готики в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано.
Мы знаем, что древнеримский Пантеон был построен с незакрытым отверстием в куполе. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. И их делали именно в виде бюстов, как делали бюсты римского времени, знаменитых императоров, полководцев, философов, так вот и художники этого времени тоже делают именно под бюст.
Беллини получил известность благодаря монументальным алтарным композициям («Алтарь Сан Джоббе» 1487-«Алтарь Сан Дзаккария», 1505), которые поражают своей простотой и величавостью, благоговейной просветленностью и радостью бытия. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Почему на фоне пейзажа, а не на фоне храма. Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). В VI в. на помощь пришла Византия и как сообщает папа Либерий: они (франки) начали безбожно грабить Италию.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). С Джентиле Б. (около 1429 — похоронен 23. 2. 1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Одновременно Джентиле исполняет и многочисленные заказы (большинство не сохранилось): в 1466 он продолжает роспись Скуола Гранде ди Сан-Марко, начатую отцом в 1474 ему поручают перенести на холст фрески Джентиле де Фабриано и Пизанелло в зале Большого Совета Дворца дожей.
в 1516. Многочисленным "мадоннам" Джованни Б. ("Мадонна с деревцами", 1487, Галерея Академии, Венеция "Мадонна", 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. Шедевром этого периода (1460-е) стал «Полиптих св. Около 1506 Дюрер называет Беллини самым крупным венецианским художником. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано».
Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». А он значительно понижает этот горизонт, т. е. Рядом изображено языческое жертвоприношение.
На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах.
Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. В начале 1470-х гг. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок. По-видимому, ок. И какой-то странный пейзаж, тоже такой полумистический – то ли это сон, то ли это рай так представлен, то ли это некая священная аллегория, т. е.
В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. Учился живописи у отца, Якопо Беллини.
Сейчас они, конечно, реставрированы и укреплены, но часть из них все-таки утрачена. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. Сопровождая Джентиле да Фабриано, Якопо еще молодым человеком побывал во Флоренции и этим объясняется почти всюду встречающаяся в его композициях замена готических форм античными, ренессансными. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Изображённый за парапетом св. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок.
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Но если следовать Евангелию, то все-таки если воплощение было полным, то и смерть была полной, «до полной гибели всерьез», как сказал Пастернак.
В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. С Джентиле Б. (около 1429 – похоронен 23. 2. 1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). 1450).
29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. С 220 г. до н. э. город стал центром колонизации севера Италии. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр).
Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Эффекту дали, простора, воздуха и свободы способствует усердно (хотя и не совсем последовательно) вычерченная перспектива трех плоских склепов на первом плане, колонки-памятника, часовни, садовой ограды, укреплений замка, прямолинейного канала справа. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. Он очень стар, но все еще лучший в живописи». В 1500 – 1505 годах художник написал один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок. Марка и в венецианской академии Крестное Чудо. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов».
1500). Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).
Вот здесь в «Святом Франциске» у него явно влияние Андреа Мантеньи. В первое время он часто употреблял золотой фон. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи («Оплакивание Христа», около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Это художник, коллекционер, тоже достаточно крупная личность в это время. Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. С 1470-х гг.
– Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Взаимовлияние здесь можно легко прослеживать.
(так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). 1475—1480, Венеция, Галерея Академии) Богоматерь строга и чуть печальна, поза благословляющего нас Младенца торжественна. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
Захария, св. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Картине недостает плавности переходов от света к тени, столь свойственных более поздней живописи Беллини. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом.
1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию. Особенно интересно было бы нам увидать теперь пейзажи в этих фресках. Франциска и Иеронима и напоминает, по мнению Р. Лонги, «старинные китайские картинки».
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Картина «Священная аллегория» предвещает такие произведения мастера, как «Святое собеседование Джованнелли» (Венеция, гал.
Он был младшим, Джентиле был старшим. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Однако интерес к подобному творчеству мог возникнуть под влиянием и других мастеров того времени. галерея, окончен Тицианом). гал. Они расположены в три яруса.
Это была, конечно, религиозная идея, так как Пантеон – это храм всех богов, а над всеми богами находится вот тот неведомый бог, о котором говорил апостол Павел афинянам: «Я знаю, что вы чтите неведомого бога, о нем я пришел вам рассказать». Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга).
Св. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Академии), «Пьета» (там же), «Мадонна дель Прато» (Лондон, Нац. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
И если художник начал ее в 17-18 лет, видно, насколько он сильный. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания».
Нет картин знаменитого художника в Риме. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Наверху было «Вознесение». Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году.
1455, Венеция, Музей Коррер). В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.
Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло дЭсте», а также «Мадонну Лионелло дЭсте» (Париж, Лувр) – одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры. 1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. 1455), Распятие (ок.
В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Лаврентия», «Триптих св.
в 1426 году, ум. Они расположены в три яруса.
Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. Вообще он использует такую фрагментарность.
Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Однажды Якопо явился даже соперником – и счастливым соперником – Пизанелло. И иллюзия открытого неба.
В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах). В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. св.
Это доказывают и рисунки Якопо: последовательное увеличение изображения, словно растягивающее пространство до бесконечности, сочетается с единой точкой зрения и методом непрерывного пространственного повествования – все достаточно характерно для готики, но совершенно чуждо точности ренессансной трактовки пространства. Однако может быть предложена и другая интерпретация. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Сейчас эта картина отрезана. Вот можно сравнить две картины. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св.
23 февраля 1506г. Франциска» (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы около 1480. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж ("Преображение", 1480—85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь "Аллегория", так называемая "Озёрная мадонна", 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция "Пиршество богов", 1514, Национальная галерея, Вашингтон). Как бы вырванный кадр. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. Чаще всего, на них изображались молодые люди. 1459, Лондон, Нац.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея).
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения – между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в. ) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. «Распятие» (Венеция, музей Коррер) свидетельствует о влиянии Мантеньи (в изображении тела Христа и скал, на которых расположен крест), но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини: в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). «Мадонна» (1448, Милан, пинакотека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Он, кстати, был очень интересным человеком и довольно долгое время занимал эту должность. Но мне она кажется очень глубокой и интересной. Некоторые рисунки Беллини как будто намекают на такую воздушность и простор. Замечательнейшие его картины в Брере (Милан) Проповедь св. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством».
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Створки органа собора Сан-Марко («Св. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков — Британский музей, Лондон и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи и Паоло Уччелло.
Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции («Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо святого креста», 1500, . Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Приняв реформы Мантеньи, Б. дал новое направление венецианской живописи.
Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. в Галлереи Академии, Венеция).
В 1479-1480 Джентиле работает в Константинополе в качестве портретиста султана Магомета II («Портрет Магомета II», Лондон, Нац. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. У Мантеньи драма, отраженная в призме научной стратиграфии, теряет свою насыщенность у Беллини, напротив, она подчеркивается и усиливается самой природой. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Хотя он достаточно долго писал эти фрески.
Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков – Британский музей, Лондон и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи и Паоло Уччелло. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. В великолепно рассчитанной трактовке пространства в «Триптихе Фрари» (1488, Венеция, ц. СантаМария Глориоза деи Фрари) Беллини апеллирует к урокам Антонелло и добавляет к ним геометрическую строгость объемов.
Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). Спорят, какая из них первичнее – какая сначала написана, какая потом написана. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Однако пребывание во Флоренции и примеры с севера могли его научить и этому. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. в начале XV стол., ум. В 1328 году синьория Мантуи провозгласила главенство рода Гонзага. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. И после отъезда Джентиле из города главным художником назначается Джованни.
Лондон, Национальная галерея). Беллини, венецианские художники (Bellini) – семейство замечательных венецианских живописцев. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Марка" и в венецианской академии "Крестное Чудо". Но отец его любил.
Свидетельством тому служит картина «Коронование Марии» (Пезаро, Гор. Иоанна и Павла и друг. 1500, Рим, Капитолийские музеи).
Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. около 1464 г., принадлежавший к числу учеников Джентиле да Фабриано.
Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. Он же хорошо мне заплатит. Итальянский художник, представитель венецианской: школы. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок.
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. в 1516. И Джованни Беллини тоже это показывает – вот эту человечность Христа. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501).
Но, следуя традиционной схеме решения таких композиций, Джованни Беллини вносит в нее чисто венецианскую праздничность. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника.
Как во главе Флоренции встали однажды Медичи, так здесь – клан Гонзага. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Не вызывает сомнений только «Триптих св. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
В трех больших композициях, созданных позднее для Скуола ди Сан-Джованни Эванжелиста (Венеция, гал. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Художнику свойственно пантеистическое начало, чувство тонких связей между человеком и природой. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. Отсюда говорят, что он был или приемным или внебрачным сыном.
Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений Антонелло – Беллини. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини.
(Bellini) — семейство замечательных венецианских живописцев. У него картины полны воздуха. Изображённый за парапетом св. Краснова).
– Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Он располагается в одноименной церкви Венеции. А здесь подчеркивается, я бы сказала, такое чисто римское мужество.
Его старший сын Джентиле Б. родился в 1427 или 1428 и ум. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи ("Оплакивание Христа", около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. Винченцо: «Св. Мы еще поговорим о том, как меняется техника, это очень интересный момент. Св.
Джованни Беллини заложил основы Высокого Возрождения в венецианском искусстве. Екатерины и св. В бергамских картинах (Мучения святых Лючии и Аполлонии) сцены тесно заставлены довольно странными сооружениями смешанных ренессансных и готических форм в луврской Мадонне расстилается далекий вид на города, замки и горы, освещенные вечерней зарей, но вид этот чрезвычайно робок по исполнению и уступает в смысле разрешения перспективных задач даже произведениям Монако.
Строгость перспективы, кажется, поглощена свободным сочетанием тонов. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Но общую композицию и даже живописный строй мы можем видеть.
1475, Городской музей в Пезаро). «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Он же хорошо мне заплатит. Винченцо Ферреро (ок.
Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». Здесь уже нет линеарного и плоскостного понимания композиции, чисто символической трактовки цвета как светового знака божественной причастности. В его картине «Опьянение Ноя» выражена юношеская привязанность к жизненным ценностям, непринужденность существования. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти XV в. (Карпаччо, Чима, Монтанья).
Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б. Он тоже бывает жестковат. В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. 1505 г., Лондон, Национальная галерея). 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского.
в начале XV стол., ум. Обращение к технике масляной живописи помогло полностью раскрыться его дарованию колориста. Ну, конечно, Джованни Беллини прекрасно делает ткани и т. д. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза».
св. В то же время атмосферное сияние в композиции «Преобрахение» (1485, Неаполь, Капо-димонте) смягчает рельефность пейзажа. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон.
Так как он стремился показать вот эту тонкость, эту мистичность. Вот эта соединенность интерьера и экстерьера – на этом постоянно будет играть Мантенья. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, «мантеньевских» произведений. В картине «Блаженный Лоренцо Джустиниани» (1465, Венеция, гал.
В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Замечательнейшие его картины в Брере (Милан) "Проповедь св. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза.
В «Алтаре СанДзаккариа» фигуры двигаются в ослепительном свете открытой в природу апсиды цвет, вылепленный светотенью, достигает здесь эффектов, достойных кисти Джорджоне. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Например, вот знаменитое еще одно «Сретение» показано не как «Принесение во храм», вот таким образом оно даже имеет название «Nunc dimittis», «Ныне отпущаеши».
В 1449 году он был приглашен на роспись капеллы Оветари в церкви Эремитани. В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Это было последнее завершенное произведение мастера.
Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. В первое время он часто употреблял золотой фон.
И когда благодаря милости Божьей они были остановлены Нарсесом – это такой армянского происхождения полководец при Юстиниане, – жители были счастливы. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. В 1474 он исполняет официальный портрет дожей. В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу и голый, почти лишённый растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо – Джованни Б. (около 1430-29. 11. 1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Его так и звали – Мантуанский Лебедь.
«Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Уравновешенность его композиций являются предвестником работ Клода Лоррена, у которого логика организации пространства в произведениях смягчается мягким, сияющим светом. В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных «мадоннах»). «Картина Беллини запечатлена каким.
Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Очень личным мне кажется произведение, которое он писал явно не на заказ. Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
Более чем шестидесятилетний творческий путь Джованни Беллини, начавшийся в годы формирования в Венеции живописной школы Раннего Возрождения и завершившийся в момент первого расцвета венецианского Высокого Возрождения, отмечен значительной эволюцией. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан-Джоббе, эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика. Это тоже повлияло на культуру этого города. Екатерины и св.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». В то же время его творческий облик отличает большая целостность. — Знаменитее Джентиле был его брат — Джованни Б. (Джанбеллин или Самбеллин), род. 1505г., Лондон, Национальная галерея).
По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант Антонио в Падуе. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. В знаменитой картине «Оплакивание Христа» (Милан, пинакотека Брера) гладкий и нетленный мрамор Мантеньи, одушевленный, по замечанию Паллуккини, «внутренней жизненной силой, данной цвету светом», обретает у Беллини нежную плоть. Он создан до того, как Беллини познакомился с портретным искусством Антонелло да Мессины, в нём ощущается застылость и ещё видна связь с портретом поздней готики. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Она написана в свойственной поздним работам Беллини широкой живописной манере, дымка светотени смягчает очертания лиц, контуры очерченных широкими, плавными линиями фигур, рисунок складок, объединяет звучание сине-голубых, ультрамариновых, карминных, розово-красных, бледно-розовых пятен одежд.
Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Т. е.
Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Старшим представителем этой семьи художников был Джакопо Б., род.
В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины («Мадонна на троне в окружении святых»1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики – Джорджоне и Тициан. Ну, как на иконах.
Интересно, что пейзаж у Мантеньи и у Джованни Беллини играет разную роль. Его старший сын Джентиле Б. родился в 1427 или 1428 и ум. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры.
И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Влияние Мантеньи усилилось, возможно, благодаря ранней картине Джованни Бел-лини и проявилось в «Пьете» (1472. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Джованни Беллини был сыном основоположника венецианской ренессансной школы Якопо Беллини и младшим братом живописца Джентиле Беллини с семьей Беллини был связан родственными узами один из ведущих мастеров Северной Италии Андреа Мантенья, женатый на Николозии, сестре Джентиле и Джованни и оказавший существенное влияние на творческое формирование последнего. В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление.
Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. Лонги) в картине «Процессия на площади Сан-Марко» (1496), в многоцветных мраморных мостовых в картине «Исцеление Пьетро де Людовичи» (1502), а также в работе «Чудо с крестом на мосту СанЛоренцо» (1500).