В раннем творчестве Беллини были драматически острые работы, выдержанные в холодных тонах («Оплакивание Христа» — 1470), но с конца 70–ых годов что-то меняется в творчестве художника. Известно, что родился он в семье художника Якопо Беллини, что у него было два брата и сестра. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. Этим же приемом художник воспользовался спустя 14 лет при написании «Портрета Фра Теодоро да Урбино». Полотно стало красивой точкой в творческом пути Джованни Беллини. В поздний период жизни и творчества художник Беллини заинтересовался сюжетами античной мифологии.
Джованни Беллини (1433 – 1516 гг. ) – выдающийся живописец эпохи Возрождения, младший сын венецианского художника Якопо Беллини. Будучи младшим братом Джентиле, Джованни Беллини по прозвищу прозванный Джамбеллино (около 1430 – 1516 годов) – необыкновенный художник эпохи Возрождения. Наиболее существенную роль в становлении молодого художника сыграл знаменитый живописец Андреа Мантенья, который вошел в семью Беллини в 1453 году, став мужем сестры Джованни, Николозии. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения.
Имя художника Джованни Беллини 1430-1515гг. мне было знакомо давно, но хотелось ближе и подробнее познакомиться с его творчеством. Его судьба неразрывно связана с Венецией. Здесь он родился в семье художника, здесь прошла вся его творческая жизнь. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. Несмотря на многочисленные попытки увидеть в картине скрытый философский смысл, Беллини создавал полотно без установки на дидактические поучения – пейзаж и герои здесь, по мнению художника, представляют собой всего лишь неотъемлемые составляющие вселенской гармонии.
Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «Джованни Беллини очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ.
Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. На самом деле, конечно, это идет от Пантеона. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Греческая мадонна 1460-1464Святой Георгий и дракон Алтарь Пезаро, 1474Моление о чаше (Агония в саду), 1465Воскрешение Христа 1475-1479Портрет кондотьера Джованни Эмо, 1480 С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). В 1479-1480 Джентиле работает в Константинополе в качестве портретиста султана Магомета II («Портрет Магомета II», Лондон, Нац.
Знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа в Ферраре, а также приезд в Венецию Антонелло да Мессины в 1475 году сыграли решающую роль в формировании зрелого стиля Беллини и в судьбе всей венецианской живописи в целом. Примером тому может служить созданная почти в данный же период "Мона Лиза". В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. «Мадонна» (1448, Милан, пинакотека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях. Она создана совместно с братом Джентиле. Величие его таланта проявилось в фигурах, вырисовывающихся на «зеленом нефрите воды» (Р.
Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Как во главе Флоренции встали однажды Медичи, так здесь – клан Гонзага. Например, вот знаменитое еще одно «Сретение» показано не как «Принесение во храм», вот таким образом оно даже имеет название «Nunc dimittis», «Ныне отпущаеши». В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Р. Лонги, который атрибуиро-вал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и «дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию».
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр). Но общую композицию и даже живописный строй мы можем видеть. За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Т. е.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Беллини получил известность благодаря монументальным алтарным композициям («Алтарь Сан Джоббе» 1487-«Алтарь Сан Дзаккария», 1505), которые поражают своей простотой и величавостью, благоговейной просветленностью и радостью бытия. Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок. Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции.
Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Картина «Священная аллегория» предвещает такие произведения мастера, как «Святое собеседование Джованнелли» (Венеция, гал.
В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок.
Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга).
Очень личным мне кажется произведение, которое он писал явно не на заказ. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. С 1115 года в Мантуе установилось республиканское правление. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
Из своего пребывания в Венето, Романии, Марке Беллини выносит образы средневековых городков, опоясанных крепостными стенами и примостившихся у плодородных холмов и старинных мостов через реки. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. Кто-то говорит, что он был внебрачным ребенком, так как жена Якопо Анна Ринверси в своем завещании назвала наследниками только сыновей Джентиле и Никколо и дочь Николозу, а Джованни даже не был упомянут в этом наследии. Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире».
Мантуя, тоже древний город в области Ломбардии, с трех сторон окружен затоками реки Минчо. Лондон, Национальная галерея). Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. На ярком сине-зеленом фоне контрастно выделяется белая с золотом и серебром парчовая мантия.
В этих произведениях пространственные ритмы фигур создают новую художественную реальность, характерную для фресок в Фондако деи Тедески (1503, Джорджоне и Тициан) и в створках органа ц. Сан-Бартоломео (Себастьяно дель Пиомбо). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. музей «Алтарь Сан-Кри-зостомо», 1513, Венеция, ц. Сан-Кризостомо), присуща монументальность и черты, появившиеся в работах молодых современников художника, ставшего у истоков нового течения в венецианской живописи («Пир богов», 1514, Вашингтон, Нац.
Иова и св. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.
Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Так в картине Моление о чаше (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. Отсюда говорят, что он был или приемным или внебрачным сыном. Это «Сретение» или «Принесение во храм», как оно называется в католической традиции. каждый из персонажей что-то значит и нужно это как-то расшифровать. Винченцо: «Св.
Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари. Сейчас они, конечно, реставрированы и укреплены, но часть из них все-таки утрачена. Эта картина, к сожалению, не сохранилась.
По-видимому, ок. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Он показан здесь именно таким. Изображённый за парапетом св. Св.
В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок.
Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок. И когда благодаря милости Божьей они были остановлены Нарсесом – это такой армянского происхождения полководец при Юстиниане, – жители были счастливы. 1460, Лондон, Нац. Это тот жанр, о котором мы говорили, «Святое собеседование», когда вокруг Мадонны выстраивается целый сонм святых и они как бы собеседуют, но здесь Мадонна прямо покровительственно рукой указывает или даже благословляет именно герцога Гонзага.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Но мы видим по композиции, что это две очень похожие картины. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). В его картине «Опьянение Ноя» выражена юношеская привязанность к жизненным ценностям, непринужденность существования. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). 1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок.
В начале 1470-х гг. В закрытом пространстве алтарной картины для ц. Сан-Джоббе (ок. Он в официальном облачении. Как бы вырванный кадр. 1450). Он тоже бывает жестковат. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Размещено на реф. рфВенеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал.
Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло дЭсте», а также «Мадонну Лионелло дЭсте» (Париж, Лувр) – одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. И после отъезда Джентиле из города главным художником назначается Джованни.
Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Это произведение уже зрелого мастера. В знаменитой картине «Оплакивание Христа» (Милан, пинакотека Брера) гладкий и нетленный мрамор Мантеньи, одушевленный, по замечанию Паллуккини, «внутренней жизненной силой, данной цвету светом», обретает у Беллини нежную плоть.
Его любовь к точности никогда не ограничивается выделением эпизода или детали. И этот портрет обладает просто каким-то магическим действием, на него все время хочется смотреть.
Вот такой Мантенья. 1500, Рим, Капитолийские музеи). – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
В древности на месте Мантуи находились поселения этрусков и галлов. В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. 1455, Венеция, Музей Коррер). Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
И иллюзия открытого неба. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Около 1506 Дюрер называет Беллини самым крупным венецианским художником.
Ну, конечно, Джованни Беллини прекрасно делает ткани и т. д. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства.
В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского. Эремиты – это отшельники, это был монастырь августинцев-отшельников. гал. ), восходящей к работе Мантеньи на тот же сюжет (1457, Тур. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей.
В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование».
Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. Нет картин знаменитого художника в Риме. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). А здесь подчеркивается, я бы сказала, такое чисто римское мужество. Иероним» (Флоренция, палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси) и «Стигматизация св. Так, в серии «Мадонн с младенцем» (ок. С 220 г. до н. э. город стал центром колонизации севера Италии.
Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. Произведения Джованни Беллини отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем, насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, ясной, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и поэтичностью образов. Колонна уже разрушается, а он как колонна стоит. Фон, конечно, совершенно нейтральный, тут уже нет никаких ни перспектив, ни антуража.
Но отец его любил. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Джованни Беллини заложил основы Высокого Возрождения в венецианском искусстве.
галерея, окончен Тицианом). Но если следовать Евангелию, то все-таки если воплощение было полным, то и смерть была полной, «до полной гибели всерьез», как сказал Пастернак. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Эта работа подчеркивает предпочтение художником профильных портретов.
Вообще он очень рано начал свою творческую деятельность. Величав ее облик и жест благословляющей нас руки, прекрасны ангелы, музицирующие, сидя на ступеньках трона. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе.
Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». Точная дата его рождения неизвестна. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. В 1449 году он был приглашен на роспись капеллы Оветари в церкви Эремитани. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Начиная с Беллини, краска стала для живописца главным, если не единственным средством художественного выражения. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература.
В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Он же хорошо мне заплатит. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид).
После падения Западной Римской империи Падуя попала под власть готов и была разрушена Тотилой. 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. Кроме очевидного влияния Мантеньи исследователи отмечают в алтаре следы знакомства Беллини с работами Пьеро делла Франческа, однако где он их мог видеть— загадка. Мир, предстающий в последней картине Джованни Беллини, не менее прекрасен и полон жизненных сил, чем мир Вакханалий Тициана.
В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. Я уже сказала, там и перспектива немножко разная.
Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения – между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в. ) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. Мы знаем, что древнеримский Пантеон был построен с незакрытым отверстием в куполе. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Он располагается в одноименной церкви Венеции.
Это была Озерная Мадонна, которая производила впечатление неуловимого соприкосновения жизни и смерти. В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. «Женщина за туалетом», 1515, Вена, Музей истории искусств «Опьянение Ноя», Безансон, Музей изящных искусств). Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
1505, Хэмптон-корт). Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». Святые объединены общим действом, общим чувством.
Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Исследователи видят в них несомненное влияние Антонелло да Мессины, который был замечательным мастером этого жанра. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Эта картина многим исследователям кажется очень странной.
Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Не вызывает сомнений только «Триптих св.
Он же хорошо мне заплатит. В картине «Блаженный Лоренцо Джустиниани» (1465, Венеция, гал.
В то же время атмосферное сияние в композиции «Преобрахение» (1485, Неаполь, Капо-димонте) смягчает рельефность пейзажа. 1488, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари Алтарь Сан Дзаккариа, 1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа), в серии небольших произведений (Мадонна с деревцами, 1487, Венеция, галереи Академии Мадонна в лугах, ок. Это было последнее завершенное произведение мастера. Он пробудил его интерес к занятиям живописью, был его первым учителем. Венецианская школа).
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем.
Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Чаще всего, на них изображались молодые люди. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). В VI в. на помощь пришла Византия и как сообщает папа Либерий: они (франки) начали безбожно грабить Италию.
Но зато как на драгоценном пьедестале стоит эта голова. В «Алтаре СанДзаккариа» фигуры двигаются в ослепительном свете открытой в природу апсиды цвет, вылепленный светотенью, достигает здесь эффектов, достойных кисти Джорджоне. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок.
Винченцо Ферреро (ок. В центре композиции образ сидящей на лугу молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Это Фиваида, пустыня, куда удалялись отшельники, чтобы предаваться молитвам и где один из них повстречал странное существо — кентавра. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Академии), «Пьета» (там же), «Мадонна дель Прато» (Лондон, Нац.
Критик В. Н. гал. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. В великолепно рассчитанной трактовке пространства в «Триптихе Фрари» (1488, Венеция, ц. СантаМария Глориоза деи Фрари) Беллини апеллирует к урокам Антонелло и добавляет к ним геометрическую строгость объемов. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция).
Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Но мне она кажется очень глубокой и интересной. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Поздний период творчества художника отличается зрелостью и уравновешенностью стиля, богатством цветовой палитры и тяготением к светским темам. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах). На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). вот этот священный сюжет уже как бы становится привычным. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте).
Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. Джованни Беллини оказал значительное влияние на формирование венецианской живописной школы XVI в. Его учениками были крупнейшие мастера венецианского Высокого Возрождения Джорджоне и Тициан.
Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Его усыновили. В 1328 году синьория Мантуи провозгласила главенство рода Гонзага. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно.
Христофор» и «Св. Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. Это одна из первых картин, алтарный триптих, где он применил масляную краску. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
Здесь тоже как бы идея «Святого собеседования», но такое впечатление, что все персонажи находятся каждый в каком-то своем отдельном пространстве. Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен. Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Вершиной его искусства 1480-х гг. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности.
1485, Венеция, гал. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс.
Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Влияние Мантеньи усилилось, возможно, благодаря ранней картине Джованни Бел-лини и проявилось в «Пьете» (1472.
Зритель, таким образом как бы видел перед собой капеллу, перекрытую сводом и завершающуюся апсидой, в глубине которой возвышается трон с восседающей на нем Мадонной и стоят шесть святых. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано».
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Одновременно Джентиле исполняет и многочисленные заказы (большинство не сохранилось): в 1466 он продолжает роспись Скуола Гранде ди Сан-Марко, начатую отцом в 1474 ему поручают перенести на холст фрески Джентиле де Фабриано и Пизанелло в зале Большого Совета Дворца дожей.
Сейчас он находится в Милане, в пинакотеке Брера. С 1470-х гг. Его так и звали – Мантуанский Лебедь. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника.
Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна». С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). С одной стороны, здесь присутствует «строго выверенная перспектива», в основном вдохновленная Антонелло с другой – «расширенное пространство, не пустое, а заполненное атмосферой, смягчающей соотношения объемов».
Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, напоминает скульптурный портретный бюст. музей). Известным живописцем был и старший брат будущего мастера.
крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов». Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов.
В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Стигматизация святого Франциска, 1480-1485Святой Иероним, читающий на природеПортрет дожа Леонардо Лоредано, 1501Распятие 1501-1503Портрет фра Теодоро Да Урбино, 1515 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Созданная им портретная галерея — одна из самых обширных в Италии XV века — насчитывает около двадцати портретов. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Иероним, отшельник и Отец церкви, представляет вершину духовной жизни— аскезу и науку, открывающую истину. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Шедевром этого периода (1460-е) стал «Полиптих св. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Характерны для Джованни Беллини картины-загадки. Итальянский художник, представитель венецианской: школы.
В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, «мантеньевских» произведений. Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений Антонелло – Беллини. В 1474 он исполняет официальный портрет дожей. – Отсюда ее чистота ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Это художник, коллекционер, тоже достаточно крупная личность в это время. Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г.
На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св.
И он первый, кто делает горизонт низким. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Учился живописи у отца, Якопо Беллини. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. В то же время его творческий облик отличает большая целостность.
Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Две картины— «Св. Лаврентия», «Триптих св. гал. ) здесь он испытывает влияние персидских миниатюр. 1501, Лондон, Нац. Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.
Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Вообще он использует такую фрагментарность. Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. Вероятно именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. Сан-Кассьяно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее – «Святое собеседование» располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона.
— Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. Св. Мы еще поговорим о том, как меняется техника, это очень интересный момент.
Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Т. е. 1459, Лондон, Нац.
В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант Антонио в Падуе. Его внутреннее равновесие и неизменность подчеркивается композицией фигур Богоматери и Младенца. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия.
Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Вот эта соединенность интерьера и экстерьера – на этом постоянно будет играть Мантенья. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.
Краснова). По другой версии (П. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно для его ранних произведений. Это была, конечно, религиозная идея, так как Пантеон – это храм всех богов, а над всеми богами находится вот тот неведомый бог, о котором говорил апостол Павел афинянам: «Я знаю, что вы чтите неведомого бога, о нем я пришел вам рассказать». Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какието места где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен.
Этот тип распространился и за пределами Венеции. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 1500). Это тоже повлияло на культуру этого города. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино».
Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. Однако может быть предложена и другая интерпретация. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. 1505г., Лондон, Национальная галерея).
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных «мадоннах»). Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти XV в. (Карпаччо, Чима, Монтанья). Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна».
Заказчик картины Агостино Барбариго был братом венецианского дожа Марко Барбариго, которого он сменил на руководящем посту после его смерти. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством». Такое в Ренессансе тоже, к сожалению, появляется.
Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Иову и св. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя.
И если художник начал ее в 17-18 лет, видно, насколько он сильный. По предположению Роберто Лонги, она являлась продолжением неоконченного Мантеньей живописного фриза для украшения одного из залов дома некоего Франческо Коронаро, богатого выходца из Мантуи, жившего в Венеции. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Себастьяна, защитников от чумы.
Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Вот здесь в «Святом Франциске» у него явно влияние Андреа Мантеньи. Но мы сейчас ее не будет расшифровывать.
В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Вообще считается, что Антонелло да Мессина привез в Венецию из Голландии из Нидерландов масляные краски и ими заинтересовался именно Джованни Беллини. Строгость перспективы, кажется, поглощена свободным сочетанием тонов.
Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Одна из них, написанная Беллини, хранится в Галерее Кверини Стампалья в Венеции, другая, созданная Мантеньей, в Государственных музеях Берлина. С поэтической изобретательностью Беллини противопоставляет этому нисхождению увеличение стен и башен вдоль холмов, видимых через открытую спинку трона. 1505, Лондон, Нац. «Распятие» (Венеция, музей Коррер) свидетельствует о влиянии Мантеньи (в изображении тела Христа и скал, на которых расположен крест), но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини: в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия.
Беллини воспринимал новые художественные тенденции XVI века, не отказываясь от воспитавшего его искусства кватроченто и оставаясь верным рисунку как основе произведения. 23 февраля 1506г. Хотя он достаточно долго писал эти фрески.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. В картине нет никакого действия она очаровывает теплым, мягким светом, который связывает все части произведения воедино, в некое духовное пространство. Старший сын Якопо Беллини, Джентиле, вместе с отцом и братом Джованни исполнил алтарный образ для капеллы Гаттамелаты в ц. Санто в Падуе (1460, не сохранился). Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. Великолепный трон, чуть приподнятый над уровнем украшенного мраморными плитами пола и стоящие у трона святые предстают на фоне голубого неба, где в облаках порхают херувимы, а высокая спинка трона превращена Беллини в огромную мраморную раму, в просвете которой предстает написанный в мягких, чуть приглушенных тонах пейзаж города Пезаро с крепостью на вершине холма. Вот есть такая картина – «Священная аллегория». Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. 1475, Городской музей в Пезаро). Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Взаимовлияние здесь можно легко прослеживать. В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Ве-роне, одном из центров готики в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано.
Спорят, какая из них первичнее – какая сначала написана, какая потом написана. 1455), Распятие (ок. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Эта разница в датах породила целый вал исследований и предположений, включая сомнительную гипотезу, что Джованни мог долгое время отказывать дому дЭсте. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе.
Ну, как на иконах. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. Лонги) в картине «Процессия на площади Сан-Марко» (1496), в многоцветных мраморных мостовых в картине «Исцеление Пьетро де Людовичи» (1502), а также в работе «Чудо с крестом на мосту СанЛоренцо» (1500). В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Свидетельством тому служит картина «Коронование Марии» (Пезаро, Гор. Винченцо Феррери» (1464, Венеция, ц. Санти-Джованни-эПаоло). Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. При этом блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца.
Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Св. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Так, в картине «Моление о чаше» (ок. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».
Он очень стар, но все еще лучший в живописи». К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». На ней можно видеть, как св. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой.
Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Кстати, вот это находящееся в Прадо «Успение» тоже очень интересно, так как, во-первых, только часть этой работы Может быть, он отчасти и повторил то, что было во фресках. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. Так как он стремился показать вот эту тонкость, эту мистичность. В этом произведении Беллини впервые под влиянием живописи Пьеро делла Франчески решающую роль начинает играть свет: все фигуры погружены в световую среду, меняется колорит краски становятся более теплыми, свет теплым и прозрачным.
Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (Оплакивание Христа, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).
Франциска» (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы около 1480. Вот можно сравнить две картины. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица.
Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). На протяжении всей жизни мастер писал портреты именитых граждан и людей знатного происхождения («Портрет дожа Лоредана», 1501).
Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. И Джованни Беллини тоже это показывает – вот эту человечность Христа. Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). Эту работу он исполняет в сотрудничестве с Джованни и многими другими художниками.
Он же был римским воином. Почему на фоне пейзажа, а не на фоне храма. Это «Мертвый Христос». 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св.
(так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Он был младшим, Джентиле был старшим. Створки органа собора Сан-Марко («Св. Он, кстати, был очень интересным человеком и довольно долгое время занимал эту должность. гал. ), «Крещение Христа» (Виченца, ц. Санта-Корона), «Алтарь СанДзаккариа» (1505, Венеция, ц. Сан-Дзаккариа). Наверху было «Вознесение». Первым учителем Джованни, естественно, стал отец.
Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Она находится не в очень хорошем состоянии сохранности, так как в 1949 году не слишком удачно была переведена с дерева на холст. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Они расположены в три яруса. Я не знаю, насколько они тесно общались во второй период, когда Мантенья работал на Гонзага, но, во всяком случае, в определенный период они точно близки дружили и их влияние между собой было очень сильным. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом.
Здесь есть очень интересные находки и особенно это плафон Камеры дель Спози. Произведениям Беллини исполненным после 1510 («Мадонна», 1510, Милан, пинакотека Брера «Успение», Мурано, Гор. Творчеством художника вдохновлялось целое поколение мастеров среди которых были Джорджоне и Тициан. В картине «Распятый Христос» (ок.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Екатерины и св. В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах.
Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование».
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника.
Интересно, что пейзаж у Мантеньи и у Джованни Беллини играет разную роль.
У него картины полны воздуха. Видимо, он ее писал не на заказ, писал, наверное, для себя. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. В 1479 Беллини, назначенный официальным живописцем Венеции, начинает работы по украшению Зала Большого Совета во Дворце Дожей, сменив избранного для этого ранее своего брата Джентиле.
Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности. Сейчас эта картина отрезана. А он значительно понижает этот горизонт, т. е. Так как до этого художники старались как раз показать высокий горизонт – это еще как бы остаток такого иконописного мышления – и много-много чего происходящего на этом горизонте. Мы видим эту фигуру Христа.
Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. (ок. Творческое долголетие Джованни Беллини, создавшего в старости свои наиболее значительные работы, отмеченные зрелостью стиля, полнокровием образов, красочным богатством, стилистически уже вписывающиеся в искусство Высокого Возрождения, проявилось и в том, как органично он освоил в последние годы своей жизни новую для него светскую тематику (Женщина перед зеркалом, 1515, Вена, Музей истории искусства Пир богов, 1515, Вашингтон, Нац. Франциска и Иеронима и напоминает, по мнению Р. Лонги, «старинные китайские картинки».