На картинах Джованни Беллини отображен мир во всем его разнообразии: глубокое синее итальянское небо, сельские виды, разнообразные человеческие переживания и чувства. По целому ряду картин Джованни Беллини можно проследить, как изменялся его стиль по мере того, как он переходил под влиянием Антонелло к живописи масляными красками. Специальные издательства выпускают музейные каталоги, представляющие творчество Джованни Беллини, – картины (с названиями, датой происхождения, хронологией и условиями хранения).
Эта картина, к сожалению, не сохранилась. Это было последнее завершенное произведение мастера. Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный». 1455), Распятие (ок.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Изображённый за парапетом св. На ней можно видеть, как св. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Винченцо испепеляет силой слова тела мужчины и женщины, виновных в преступлении и спасает их души», «Св.
Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея). Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой.
галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Чистота и светоносность основных тонов синего, розово- и вишнево-красного, зеленого, охристо-желтого сочетаются у него с разработкой полутонов, золотистых оттенков, придающих красочной гамме природную естественность и единство тональное богатство приобретают переходы света и теней.
1455, Венеция, Музей Коррер). В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Завершающий этап его творчества, 1514—1516 годы, на удивление богат новыми темами и блестящим художественным их решением.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Она была заказана в 1494 году купцом Джорджо Дилетти, распорядившимся в своём завещании возвести алтарь и написать образ с этими святыми. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини.
Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Мало того, всю первую половину своей жизни Беллини был отчасти (вероятно, благодаря влиянию своего родства с Мантеньей) настоящим падуйцем. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи.
1505 г., Лондон, Национальная галерея). Алтарная картина Беллини была одной из них она была размещена на почётном месте в главном салоне семейного дворца и являлась как бы знаком искупления морального долга перед братом. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция).
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Св. Себастьяну за избавление Венеции от эпидемии чумы и в качестве прославления Богородицы – защитницы Венеции, а также для утверждения францисканских ценностей над доминиканскими взглядами на Непорочное зачатие.
По мнению исследователей в изображении чудес святого художнику ассистировал один из его помощников Лодовико Падовано. Точная дата его рождения неизвестна. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. в Джованни Беллини (или Джамбеллино), все, что могло бы казаться передовым в творчестве Карпаччио и это даже в несравненно более зрелом виде. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа – позднем шедевре Беллини наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью».
Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). В 1500 – 1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок. Святые объединены общим действом, общим чувством. Это, видимо, граничит с тем, что во время Высокого Ренессанса папский престол пользовался услугами более маститых живописцев, а Джованни только начинал свою карьеру.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини – картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция).
Этот тип распространился и за пределами Венеции. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. В начале 1470-х гг. Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. Оно долго оставалось незавершённым и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись.
крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. Св.
Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена.
В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Две картины – «Св.
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века».
В любом случае исследователи видят в алтаре политико-религиозный подтекст, связывая пезарского святого – Теренция и святого Георгия изображённых на картинах пределлы, с желанием прославить гражданскую и военную власть правителей Пезаро – герцогского рода Сфорца. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. На картине есть подпись художника и дата 1488г. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Они расположены в три яруса. Две картины— «Св.
«Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Однако многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства.
Разные исследователи относят его создание к 1465-70 годам, к 1470-75 годам и даже к 1480м. Он же хорошо мне заплатит. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Иову и св.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
В этом его сила, его особенность и значение. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Беллини создает иллюзорное пространство с изображением словно продолжающейся в перспективе архитектуры храма с кессонным сводом, глубокой нишей и боковыми пилястрами, повторяющими реальные пилястры церкви. Эта церковь в середине XV века была перестроена и для четырёх фамильных алтарей Беллини были заказаны четыре триптиха: «Триптих св.
Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
– Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.
Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Кроме очевидного влияния Мантеньи исследователи отмечают в алтаре следы знакомства Беллини с работами Пьеро делла Франческа, однако где он их мог видеть – загадка. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
(так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. Чарующий мастер Карпаччио и нельзя придумать более прелестных декораций, нежели те, которые он развертывает позади толпы своих нарядных и элегантных фигур. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании.
В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.
Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт).
Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению).
Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни— Николозии. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. Это произведение уже зрелого мастера. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок.
Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости).
К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Оставленное им наследие включает более двухсот работ — монументальные алтарные картины, небольшие композиции на религиозные темы, портреты современников, аллегорические и мифологические композиции. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.
Большинство историков венецианской живописи указывает при этом на влияние гостившего два года (1474-1476) в Венеции Антонелло да Мессина и предположение это имеет за собой уже то, что в XVI веке Антонелло приписывали значение реформатора венецианской живописи. Иову и св. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи.
Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. По другой версии (П. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза.
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи.
Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Изображённый за парапетом св. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Один является строгим археологом, другой – мягким лириком. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
Христофор» и «Св. К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей. 23 февраля 1506г. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Но, следуя традиционной схеме решения таких композиций, Джованни Беллини вносит в нее чисто венецианскую праздничность. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия.
Лаврентия», «Триптих св. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством».
Этот тип распространился и за пределами Венеции. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской.
Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Именно то щемящее, что есть в настроении этой картины, принадлежит всецело ему. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. 1505г., Лондон, Национальная галерея). В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. 1505, Лондон, Нац.
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения.
Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Этот тип распространился и за пределами Венеции.
В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Он же хорошо мне заплатит.
Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. 1500). Не одного Карпаччио опередил Джамбеллино. Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости.
За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Краснова). Они расположены в три яруса.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы. Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которой грозило окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко римской культуры».
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. Изображённый за парапетом св.
В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов.
«Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне.
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Лаврентия», «Триптих св. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи исследователи считают его созданным около 1460г. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера.
«Значение Андреа для творчества Джованни нельзя свести только к их личным взаимоотношениям, – считает М. Оливари. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Но возможно, что талант Беллини развивался и сам собой. Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514).
По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем.
По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты».
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом.
Искусство его способно затмить до известной степени даже такого гиганта, как Мантенья. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Он очень стар, но все еще лучший в живописи». На картине есть подпись художника и дата 1488г. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца – Якопо Беллини. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер.
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Лондон, Национальная галерея).
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. 1459, Лондон, Нац. У критики нет единого мнения касательно датировки картин.
В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей – Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Но душа Беллини все же прорывается наружу и здесь. В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу и голый, почти лишённый растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось.
Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Она создана совместно с братом Джентиле. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия.
В то же время его творческий облик отличает большая целостность. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Винченцо Ферреро (ок. Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна».
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Екатерины и св. Христофор» и «Св.
Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно для его ранних произведений. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Но в остальном он, если и представляет массу прелести, то все же не пионер. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается.
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Они расположены в три яруса. В настоящее время хранится в галерее National Gallery of Art, США, Вашингтон.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г. и подпись Беллини. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. От отца и шурина он унаследовал интерес к литературе и изобразительному искусству античности, о чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории. Из художников испытавших влияние Джованни Беллини, можно назвать также работавшего в Венеции в 1505—1506 Дюрера. Этот тип распространился и за пределами Венеции.
Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Критик В. Н. Эта церковь в середине XV века была перестроена и для четырёх фамильных алтарей Беллини были заказаны четыре триптиха: «Триптих св. Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера.
У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. На ней можно видеть, как св. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата).
Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Так, Преображение венецианского Музео Коррер является рабским подражанием Мантенье. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах). Между тем, оба художника ровесники и фактически принадлежат к одной школе.
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. По другой версии (П. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея).
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. По другой версии, обнажённая женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино».
Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). 1475—1480, Венеция, Галерея Академии) Богоматерь строга и чуть печальна, поза благословляющего нас Младенца торжественна.
На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари.
В 1513 году Джованни подписал и датировал алтарную картину с фигурами святых Христофора, Иеронима и Людовика Тулузского из церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». В этом произведении дож изображен почти фронтально – вопреки существовавшей традиции изображать лица портретируемых в профиль, в том числе и на медалях и на монетах.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Венецианская школа).
Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Размер картины: 170 x 188 см. Эта картина знаменита ещё и тем, что, по мнению историков-искусствоведов, является первой картиной венецианской школы на мифологическую тему.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. К сожалению, у нас нет достаточных материалов, чтобы вполне ясно представить себе последовательный ход развития мастера.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Ибо Венеция сквозит из нее всюду. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г.
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя. Все исследователи творчества Беллини считают, что обучение он прошел в мастерской своего отца.
Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. И Фиваида и Святая Земля находятся у Беллини в особом пространстве — гладь воды отделяет их и от ближнего и от дальнего берега озера, где нагромождения скал расступаются, открывая вид на зеленый склон холма, увенчанного замком у подножия холма — занятые повседневными делами крестьяне возможно, это Терраферма, материковые владения Венеции.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию.
галерея, окончен Тицианом). Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души». Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне.
Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. 1500, Рим, Капитолийские музеи).
«Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Лишь в том, что скала покрыта мхом, что на хрупком деревце справа изображено несколько листочков и что первый план занят травой с рассеянными по ней цветами, а по обе стороны скалы открываются виды на приветливые дали (левый пейзаж носит определенно нидерландский характер), – в этих малозаметных чертах можно усматривать проблески личного вкуса молодого мастера. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. 1501, Лондон, Нац. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан).
Исследователи считают, что по большей части эти алтари писали другие художники, а Джованни мог принадлежать сам замысел. Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. До него колорит считался простым орнаментальным украшением, лишь дополнившим реальные изобразительные средства, которые в XIVвеке выражались линией, а в XV— линией, снабженной светом и тенью. Не вызывает сомнений только «Триптих св.
Однако может быть предложена и другая интерпретация. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
Винченцо: «Св. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. и подпись Беллини. Винченцо испепеляет силой слова тела мужчины и женщины, виновных в преступлении и спасает их души», «Св. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Винченцо: «Св. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия.
1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Он же хорошо мне заплатит. Екатерины и св.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). 1471—1475, Пезаро, Городской музей). В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа).
К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Святые Людовик и Христофор символизируют две разновидности церковной деятельности, Людовик— церковную службу во всех её видах, Христофор— проповедничество. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Обращение к технике масляной живописи помогло полностью раскрыться его дарованию колориста. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Лаврентия», «Триптих св. Джованни Беллини создает тот тип земной, полнокровной красоты, который затем на протяжении всей эпохи Возрождения будет определять облик венецианской школы, находит новые живописные средства ее воплощения.
Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины.
В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.
С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Нет картин знаменитого художника в Риме. 23 февраля 1506г. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» – обе в Прадо, Мадрид). Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Он же хорошо мне заплатит. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов». Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок.
Винченцо: «Св. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Абсолютно в характере Мантеньи, Дзоппо и Туры скомпонован пейзаж Моление о чаше (Лондон). Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов.
Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Христофор» и «Св. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.