Картины Фрэнсиса Бэкона – это умопомрачительные образы, написанные кистью и красками, вобравшие в себя эмоции художника, его мировоззрение. Описывать картины Фрэнсиса Бэкона — значит перечислять снова и снова скрученные в штопор фигуры, освежеванные туши, брызги крови, кричащие рты искаженные лица людей, как бы попавших в королевство кривых зеркал. Картины Фрэнсиса Бэкона во многом предопределили развитие живописи в ХХ веке. Как уже оговаривалось выше, творческий расцвет художника Фрэнсиса Бэкона, картины и биография которого описаны в этой статье, наступил во второй половине двадцатого столетия. Картины Фрэнсиса Бэкона начинают завоевывать свою аудиторию, а у самого художника появляются первые почитатели.
В 1955 году была организована первая персональная выставка картин Фрэнсиса Бэкона, тематикой которой была ретроспектива его творчества в современных искусствах. Еще одной картиной Бэкона, входящей в список самых дорогих произведений живописи, является Триптих, написанный им в 1976 году. Пять картин на сумму в 30 миллионов евро украли из частного дома друга знаменитого британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона, пишет Pais. Творчество и картины Фрэнсиса Бэкона набирают популярность. Хотя в картинах Бэкона прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, художник всегда утверждал, что он просто реалист: Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь.
Картина Фрэнсиса Бэкона Отражение пишущего человека (Figure Writing Reflected in Mirror) продана на аукционе в 2012 году Sothebys за 44, 9 миллиона долларов. Секс в картинах Фрэнсиса Бэкона почти всегда выглядит как нечто дикое и звериное (ибо человек – это животное. ), как насилие и унижение, как эквивалент убийства и пыток. Порой картины Бэкона вызывают противоречивые отзывы, однако абсолютное большинство критиков все же соглашаются, что трагические, экспрессионистические зарисовки никого не оставляют равнодушным.
Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Там юноши стали любовниками. С подобной трактовкой структуры бэконовской живописи трудно не согласиться.
Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень бэконовское место — уборную. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника. Он продолжал анализировать эту смерть и в последующих работах. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53.
Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен. Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Бэкон много путешествовал: в 1946 году он совершил путешествие в Париж, где подробно ознакомился с французским послевоенным искусством и идеями экзистенциализма, а в 1950 и 1952 годах посещал Южную Африку: его мать переехала туда после смерти мужа, а сестры жили в Южной Родезии.
Это вынудило их постоянно менять место жительства. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. В Картинах (1946) у Бэкона впервые появляется трупный мотив, который становится основополагающим в творчестве художника: перед ширмой сидит чудовище в человеческом облике, а за ширмой лежит зверь с распоротым брюхом.
Бэкон черпал вдохновение из кинематографа, повседневной фотографии, бульварного чтива интерьерного дизайна, живописи старых мастеров, творчества французских импрессионистов и, конечно же, Пикассо. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «». Искусство Бэкона и есть пронзительное, безгранично талантливое свидетельство этого выбора. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать.
Такого рода изоляция дает обширный простор для многоуровневой интерпретации живописи Бэкона: и платонической (человек в пещере идей) и психоаналитической (человек в темнице собственного подсознания, внутренних томлений и страхов) и социальной (человек в плену запретов, налагаемых общественной моралью и самим устройством общества). Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Писал он сразу краской и преимущественно на обратной стороне холста ибо краски в таком случае труднее стереть.
По словам куратора, художник знал, что смерть близка. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы.
Плотность интенсивность, внутреннее напряжение картин мастера — изображаемые им фигуры зачастую «схвачены» в момент движения, оборота — как бы отражают постоянный зуд и беспокойство, постоянное присутствие чего-то дискомфортного изначально присущего и душе и телу, стремящегося вырваться из внешних рамок внутренней цензуры, сомнений и страхов. Картина Бэкона Ван Гог – Вариации (1957) представляет великого художника как символ изоляции человека. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Но художник преобразовывает фотоизображение в своих работах, выводит на другой эмоциональный уровень восприятия, обнажая свой внутренний мир — тем самым, достигая в полной мере, как считал Бэкон – «тайны живописи».
– Бэкон часто говорил: пыль вечна. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. Тело было кремировано, а прах развеян. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов. Название связывает нарисованных существ со святыми, которые традиционно располагались у подножия распятия в религиозной живописи.
Основной темой его работ является человеческое тело – искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Достаточно иметь гений. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. «Три этюда фигур в ногах Распятия», 1944 г. экспонируются в галерее «Лефевр» и делают много шума. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы.
Жизнь Бэкона значительно изменилась после смерти отца. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Его мало интересовало, как выглядит тело, ему было важно передать, что и как оно чувствует. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов.
Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях.
На картине изображен раскрытый в крике рот этот мотив Бэкон использовал и в более поздних своих работах. Во время Первой мировой войны семья переехала в Лондон, где отец Фрэнсиса служил в военном министерстве.
Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Три этюда. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате». Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица.
Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964). Бэкон смешивал краски с пылью, песком или грязью и наносил их кистью или пучком стальных волокон на необработанную поверхность холста. Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец). Всё своё имущество, оценивавшееся в 11 млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу.
В конце 1930 года он вновь посетил Берлин, где получил большой заказ на дизайн и реставрацию мебели. В 1992 художник умер в Мадриде в возрасте 82 лет. Посмотрите в его лицо – и поймите его лица. В конце 1930 года он вновь посетил Берлин, где получил большой заказ на дизайн и реставрацию мебели. В 1971 после продолжительной болезни скончался Джордж Дайер.
– объясняет Харрисон. В одном из интервью Бэкон иронично заметил: «Я не экспрессионист, как некоторые говорят. В 43 году он возвращается в Лондон, где вместе с Холлом открывает подпольное казино.
Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». В конечном итоге, мне нечего выражать» («экспрессионизм» и глагол «выражать» в английском одного корня). Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик – процесс, когда всё тело выходит через рот». В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов.
Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Он унаследовал все состояние, поскольку братьев уже не было в живых.
А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей.
Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы. Написана на льняном полотне. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34.
В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает.
Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Известная картина «Крик» стала образом-катализатором, который часто встречался в его работах.
Удивительно, но мировоззрение художника перевернула книга о болезнях полости рта. И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении». Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга.
Желание стать художником возникло у Фрэнсиса, когда он, ещё восемнадцатилетний юноша (выгнанный отцом из дома за гомосексуальные наклонности, проявлявшиеся в трансвестизме), посетил в 1927 году выставку рисунков Пикассо. Это несколько приободрило художника, но ненадолго. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. На первой створке триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из Трех фигур в комнате, на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два кадра назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника).
Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, размазанные фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица. А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать».
Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя. Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями.
Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16. Ключевым этапом на пути к его оценке и признанию послужил триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944, Галерея Тейт, Лондон). Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей.
Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях. Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины».
О, его можно и любить и ненавидеть. Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию.
Тело было кремировано, а прах развеян. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»., художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса.
Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот». Бэкон с головой погрузился в работу, он создал так называемый Черный триптих, где Дайер изображен стоящим перед открывающейся темной дверью.
В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Демонстрируемая Бэконом как неизбежная данность изоляция — это в том числе и символ методической инструментальной ограниченности человека перед лицом от природы заложенной в нем жажды выражения собственного смятенного и разноречивого внутреннего мира. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Тогда он зажил на широкую ногу. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле.
Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал. Художник шокировал публику двумя своими триптихами на тему распятия (1962 и 1965), в которых изобразил убийц и их истекающую кровью жертву. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. Одновременно с этим, человеческой (человекоподобной) фигурой, этим основным объектом и структурным элементом художественного исследования и подачи, работы Бэкона не исчерпываются. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52.
Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж. Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам. Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Рулетка сопровождала его повсюду: и в мастерской на Сromwell Place в Лондоне и в Wivenhoe под Колчестером.
Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4. Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. Бэкон сознательно избегал любой повествовательной иллюстративной формы (ставшей анахронизмом с развитием фотографии и, в целом, средств аудиовизуальной коммуникации), стремясь воздействовать на зрителя, его нервную систему, посредством прямого ощущения. Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. Целый год 17-летнему Бэкону пришлось довольствоваться случайными подработками и деньгами, которые присылала мать. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера.
Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости.
Основой для фигур послужили фурии – мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. Через два года – снова неудача.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992) – один из крупнейших мастеров XX века. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости.
Это вынудило их постоянно менять место жительства. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. На него оказывали огромное влияние Рой де Мейстр и Эрик Холл. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо.
Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера.
«Он прекрасно знал, что это будет за картина. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет. Тело было кремировано, а прах развеян.
Именно фон, зачастую, яркий, густой и кричащий, либо же лирически нежный и приглушенный, придает целой композиции динамический драматизм и способствует проявлению, высвечиванию в них агонального измерения, — всего того, что делает картину со-бытием (в значении — совместного бытия) и сопереживанием. Бэкону показалось удивительным, что тот, несмотря на богатство и признание, продолжал усердно работать в маленькой мастерской около вокзала Монпарнас. Эти слова произнесены Беккетом о единственно возможном и, по его мнению, уместном, хотя и безотрадном, выборе современного художника, которому следовало бы попытаться «выразить то, что выражать нечего, выражать нечем, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания выражать, но есть обязательство выражать». Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). Первым был его кумир.
В 1944 Бэкон вернулся к занятиям живописью. Его приключения в европейских столицах с их богатейшими художественными собраниями, андерграундными галереями и барами, шумными артистическими компаниями, наконец, просто притонами — и стали «университетами» будущего живописца. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». У меня не было намерения рисовать ничего такого, тут как будто одна случайность переходила в другую».
После смерти Дайера он отдалился от своего окружения и гомосексуальных отношений, чтобы выстраивать платонические отношения со своим возможным преемником Джоном Эдвардсом. Одной из ранних и первых из замеченных критиками работ молодого художника была выполненная как будто по мотивам рентгеновского снимка картина «Распятие» (1933 г., частное собрание), вводящая зрителя в проблематику, занимавшую Бэкона всю последующую творческую биографию: темы насилия, жестокости, отчуждения, бессилия, отчаяния, страха смерти и его преодоления. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны.
В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Однажды мы все умрем и превратимся в пыль». Играл он без удержу. Сохранилось 28 триптихов разных размеров2, а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам.
К этому периоду относятся первые серии картин на тему «Портрета папы Иннокентия X» Веласкеса. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32. Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако. Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками.
Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника. Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. В особенности это касается знаменитой серии работ по мотивам классического портрета Папы Иннокентия X кисти великого Диего Веласкеса (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) известной как «Кричащие Папы». Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово.
Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. В 1956 году он побывал в Танжере вместе со своим новым любовником Питером Лейси, где познакомился с Уильямом Берроузом и Алленом Гинзбергом. Сквозь эти отверстия самым наглядным образом происходит коммуникация со зрителем. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн. Бэкон много путешествовал: в 1946 году он совершил путешествие в Париж, где подробно ознакомился с французским послевоенным искусством и идеями экзистенциализма, а в 1950 и 1952годах посещал Южную Африку: его мать переехала туда после смерти мужа, а сестры жили в Южной Родезии.
Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса.
Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. После ряда неудач, Бэкон уничтожил большинство своих работ и некоторое время не занимался живописью. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Как и монстры с Трех этюдов.
Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога. Выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» проходит в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России и подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии. Кажется, что Бэкон работает, как мясник и видит человека мясной тушей.
C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Написана на льняном полотне. В первых – учился, на вторых – заводил знакомства.
В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут. В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата).
Фон у Бэкона, как правило, однороден и монохромен. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. На основе этой картины Бэкон создал ряд работ, перекликающихся с Портретом папы Иннокентия X кисти Веласкеса известной из которых был вариант, датируемый 1953 годом (Этюд портрета папы Иннокентия X по Веласкесу, также Кричащий папа).
Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. На полотнах в грубой, кричащей манере изображены три антропоморфных существа на ярко-оранжевом фоне. С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 г. Он работает с «Хановер Гэлери» до 1958 г. и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. — первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона.
Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Едва началась война с Германией, — Бэкон получает «белый билет» — художник с детства страдал от астмы. «Живопись 1946», 1946 г. куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. Во время Второй мировой войны Фрэнсис вступает в ряды гражданской обороны. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). Просто у него на время отнята его идеальная сторона. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов.
Все мрачно и драматично. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины». В это Бэкон не верит. Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались.
Не по какой-то конкретной причине, а только потому, что он таким родился. Дружба разбилась о творческие разногласия. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки.
К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг.
Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953 – 1954). Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона. По-настоящему критика заметила его лишь в 1944 году, когда Бэкон представил на суд публики «Три этюда фигур в ногах Распятия» : грязно-серых зооморфных существ на кричаще-оранжевом фоне. Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946). Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин».
Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства.
Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936 года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса. Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28.
Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе South Kensington мастерскую там он работает до 1932 г. После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась.
В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Произведение было приобретено арт-дилером Грэхема Сазерленда Эрикой Браузен осенью 1946 года за 200 фунтов, а в 1948 году его купил Альфред Барр для коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства, где оно находится до сих пор40.
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий» и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Это не красота формы, а красота настроения и движения.
Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12.
В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями (из них, в том числе фотографии Майбриджа), репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии, зоологии, радиографии), фрагментами страниц из журналов, газет.
Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г. ). Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела».
В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Френсис не получил профессионального образования именно вот таким образом он долгое время скитается в поисках «своего» искусства.