Художник Жан-Батист Грёз родился во Франции в Турно 21 августа 1725 года. Всё это в полной мере относится к картинам Жан-Батиста Валади (Jean-Baptiste Valadi, р. 1933) —современного французского художника иллюстратора, дизайнера, гравера, скульптора и великого путешественника. В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Жан Батист Симеон Шарден – великий французский художник XVIII века.
«Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Тридцатые-сороковые годы – период расцвета творчества художника. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Пьера была приобретена Людовиком XVI. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма.
К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша».
Мастер вынужден был продать свой дом. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. Жан-Батист Грёз (фр.
Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Французский художник, мастер бытового жанра. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии.
Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.
Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций.
Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Шарден разработал самобытную технику письма, коия давала ему безграничные возможности в разработке текстурных и цветовых эффектов.
Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Писатель И. С. Тургенев, не питавший к творчеству Греза особой симпатии, купил тем не менее, поддавшись моде, одну из его tetes d39expression.
Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Лувр, Париж. После 1733 он обратился также к жанровым композициям.
одно из самых опасных созданий, какие только существуют на свете я не приду в отчаяние, если в один прекрасный день императрица сошлет ее в Сибирь». Атрибуты искусств, 1765. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Его талант высоко ценили графы Н. А. Демидов, А. С. Строганов и А. П. Шувалов, князь Н. Б. Юсупов, президент Академии художеств И. И. Бецкой. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. его жена. 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
В 1724 Шарден был принят в Гильдию святого Луки, а в 1728 — в Королевскую академию художеств, где вплоть до 1774 занимал высокий пост.
Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Однако в 1755-1761 гг. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». А. С. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей — серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности.
Куапеля, Ж. Б. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Холст, масло, 112140, 5 см.
Холст, масло, 114146 см. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии.
Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
Ученик П. -Ж. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр.
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (ок. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Вновь он женится только в 1744 году. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (ок.
Лувр, Париж. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано.
Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственники или друзья. Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734). В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Натюрморт со скатом, 1727–1728. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Пушкина. Для живописного стиля Жан-Батист Грёз типичны гладкая, вялая и монотонная манера письма и маловыразительный колорит с преобладанием коричневых, оливковых и серых тонов.
Однако в 1755-1761 гг. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.
Как одни предметы отражаются в других. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию.
В конце XVIII – начале XIX вв. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.
«Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. его жена.
Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, – они равно совершенны Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета". Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке.
Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона.
Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. Каза, Н. Н.
Изображая разнообразные жизненные коллизии, Грез рассказывал о них подробно и обстоятельно. — вопрошал философ Дидро.
Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза.
Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.