Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Морозова беззаветно любила своего единственного сына Ивана и хотела передать ему все морозовские богатства в целости и сохранности. 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». Все лицо мелко было. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Детей у них не было. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.
Каменный храм построили в 1703 году. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. Тарабукина. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след.
«Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Народу были мало понятны богословские споры о двуперстии и троеперстии, но двуперстие являлось своим, народным, а троеперстие — чуждым и навязанным сверху. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова.
Это то, где черты лица сгармонированы. События, связанные с историей раскола, с религиозным фанатизмом и т. п. играли для него едва ли не последнюю роль. Там в Преображенском все меня знали. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Начались бунты: крестьяне отказывались подчиняться помещикам, уходили на север, совершали набеги на помещичьи усадьбы. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Так, например, художник прекрасно знал, что раскольницу везли прикованной железным ошейником к стулу, связанной и обездвиженной.
Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
Это математика. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Она почти не смотрит на боярыню. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Греческую красоту можно и в остяке найти».
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Ведь сколько времени я его искал. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На ее лице глубокая скорбь. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной.
Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая.
А церковная музыка – это церковное пение. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Она не хотела изменять старой вере. (12) Колорит картины. Но враги и насмешники одиноки в толпе.
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Картина ожила. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. Очень трудно ее лицо было найти.
Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. 1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877 — Поселился в Москве. 1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». Впрочем, чего гадать. (8). Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. В этот жест несёт главный смысл в картине.
Современнику трудно быть беспристрастным, но мы понимаем — Гаршин как оказалось был хорошим пророком. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Нравилось им, что я казак и не курю. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи.
Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Это настоящая математика. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.
И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Суриков неоднократно удлинял холст. Суриков так писал об истории создания картины: На картине я сначала толпу нарисовал, а ее после. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. (8) Церковь. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.
Лежа на дровнях, Морозова поставила стул так, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями. Морозова отвергает новые обряды.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Тайный постриг состоялся лишь осенью 1670 года, когда в Москве находился знаменитый старообрядческий проповедник, тихвинский игумен Досифей, который и совершил чин пострижения.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Уличал протопоп боярыню и в скупости по отношению к их общему делу, но, скорей всего, это была не просто скупость, а рачительность хозяйки. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». (16) Икона «Богоматерь Умиление». «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Врагом Никона был протопоп Аввакум. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.
Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила в ней, окруженная роскошью и слугами имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги.
Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Морозова была ближайшей его последовательницей. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества).
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.
Когда ее поднимали на дыбу, она кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Все в рефлексах, лиловых и розовых.
«На снегу писать – все иное получается. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят.
Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Новые звучания в церкви, вдруг – после семисотлетнего одноголосого пения, неожиданно запели концерты на 12 голосов с имитациями, с хоровыми контрастами, тутти, соло.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был.
Контурная линия неоднозначна. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине».
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
Она сидит в розвальнях, на соломе. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали.
Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Ноги у нее скованы цепью.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Она к старой вере стала склоняться. Ведь сколько времени я его искал.
Никон попытался вернуться к сану, но был официально низложен великим собором в 1666 и сослан царем в Белозерский монастырь после смерти царя переведен под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Борису Ивановичу принадлежало неслыханное по тем временам богатство – более семи тысяч дворов. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Исключительный по силе образ Морозовой господствует в картине, но не затмевает собой народной толпы.
Нравилось им, что я казак и не курю. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик.
Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено.
Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.
Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
(8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе.
(11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. Её вернули под арест.
На самом деле и ворона на снегу и рефлексы свечи на белой ткани – это нечто болшее, чем просто формальное зарождение замысла картины, это живописный принцип, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». И как вставил ее в картину – она всех победила.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Люди потянулись к ней взорами. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Это и отразил художник на картине.
Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Особенно интересно сопоставить два последних этюда – этюд Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских. Ее увозили в ссылку. И как вставил ее в картину — она всех победила». Каменный храм построили в 1703 году.
Древнее пение было мужским, одноголосным. И вот однажды В. И. В толпе терялось. Древнее русское церковное пение было только вокальным, музыкальные инструменты не использовались, как на Западе, например, орган. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова.
Каменный храм построили в 1703 году. Но смеялись немногие. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза.
Она к старой вере стала склонятся. Вот пять женщин в правой части картины. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Впечатление движения саней поддерживается и нарастанием движения в фигурах — от правого края к центру: справа — сидящий на снегу юродивый, затем—вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка и, наконец идущая рядом с санями Урусова. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. И чувствуешь здесь всю бедность красок». Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Проведенный опрос среди учащихся 9-10 классов показал, что сами зрители в подавляющем большинстве на стороне боярыни Морозовой.
Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. На шапку накинут платок. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Но боярыня отказалась. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
Люди с молчаливым сочувствием смотрели на исхудалую, закутанную в черный платок женщину, упрямо поднимавшую над головой руку со сложенными двумя перстами. Оба брата Морозовы, Борис и Глеб имели огромное состояние и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Это произведение, которое могло возникнуть только на русской почве, особенно близкое и понятное именно русскому человеку. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Её поручили патриарху Никону.
Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. События происходят в 17 веке. Все на картине будто напряглось. Но исходил он при этом не из предвзятых формальных схем, а из живых ощущений натуры, в которой острым художническим зрением и чутьем подлинного реалиста он раскрывал законы гармонического построения. Очень трудно ее лицо было найти., они уже видят эту большую картину. В толпе терялось.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Однако.
Чуть меньше расстояние — сани стоят. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Не смею, - отвечал стрелец. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В образе княгини Евдокии Урусовой художник обобщил всех старообрядцев, добровольно принявших мученическую смерть во имя своей веры.
Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Все лицо мелко было. Однако в стране было неспокойно.
1669 год — царица скончалась. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Морозову подвергли пытке. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род.
Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.
Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Портретный этюд был написан всего за два часа. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Остро дан характер попа – пьяницы и циника.
В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Очень трудно ее лицо было найти. А потом начнешь колею писать. Морозову окружает атмосфера народной любви. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил.
В ней бушевал темперамент общественного деятеля и она сполна смогла себя реализовать, защищая старую веру. Важно найти замок, чтобы все части соединить. У кого-то фанатизм женщины вызывает глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Там, в Преображенском, все меня знали. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».
Впереди на коленях старая нищенка. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Он считал, что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, в нём должно быть выражено что-то такое, что притягивало бы к нему внимание зрителя.
Весной 1664 года Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой, хотя Алексей Михайлович хотел поместить протопопа с семьей в Кремле, поближе к себе. Ее глаза полны слез. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
(1) Феодосия Морозова. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Долго искал Суриков Морозову: «В типе боярыни Морозовой — тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
Но вскоре скончался её сын Иван. Все лицо мелко было. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна.
Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Только поразительная историческая интуиция Сурикова могла воссоздать на основе столь скудных данных жизненный и глубоко правдивый образ русской женщины, проявившей беспримерное мужество, стойкость и силу характера. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Основную роль и здесь сыграли пропорции. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца. «Персты твои тонкостны. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. 1888 — Овдовел и переживал депрессию. 1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых.
А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Ведь сколько времени я его искал. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Сурикова. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Это сама героиня и юродивый.
Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном.
Однако Морозова была не рядовая ослушница. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета.
Рукой она изображает два перста. В центре картины изображена боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, которая не собиралась отрекаться от старых правил и убеждений. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ.
Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Женское их дело что они много смыслят. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. В толпе терялось. Потом боярыню Морозову написал. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы).
Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Его лица не видно. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Это по большей части подростки. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. (8) Церковь. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Портретный этюд был написан всего за два часа.
До возвращения в Москву из первой сибирской ссылки протопопа Аввакума нет свидетельств о приверженности боярыни Морозовой к староверию. И как вставил ее в картину- она всех победила. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.
Но к основному черно-белому созвучию присоединяется удивительное богатство глубоких, напряженных фиолетовых, темнолиловых, огненно-красных, розовых, коричневых, желтоватых и яркосиних тонов в одеждах толпы и внимательно разработанных рефлексов и переходов цвета на снегу, в небе, на стенах домов и на лицах. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. В девичестве она была Соковнина.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. По центру полотна изображена боярыня Морозова. «Не идет у меня лошадь, да и только.
Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Приглядел для работы соседний переулок. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Сам дух истории живет в его картинах. (1) Феодосия Морозова. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Она готова принять любые муки, пойти на смерть.
Этот образ и вошел в картину. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».