Иногда они переплетаются с традициями позднего маньеризма (как, например, во Флоренции), с караваджизмом или приобретают черты патетического барокко. Основал стиль Караваджо – самый влиятельный художник раннего периода барокко. Роскошный Дворец в стиле барокко – одно из наиболее посещаемых мест, где выставлено еще одно выликое творение Караваджо.
В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандец» Рубенс и голландец Рембрандт. Самые характерные черты барокко—броская цветистость и динамичность яркий пример—творчество Рубенса и Караваджо. Микеланджело Меризи де Караваджо -итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко.
Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы — тоньше, пространство — воздушнее («Успение Марии», 1606. Державин (2 час) Жизнь и творчество (обзор)Глава 2. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике—к baroco. От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко. Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св.
Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей). Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок. Позднее эти тенденции усиливаются. Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи. Павла в веру и распятия св.
В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651). Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви.
В Венеции работал и Ян Лисе (ок. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое.
Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св. Иеронима» (ок. Его тонкие губы упрямо сжаты, маленькие глаза зло сузились, фигура предельно динамична, тело почти повернуто вокруг своей оси. Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ.
Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине. Андреа Поццо, не обладая колористическими способностями Гаулли идет по пути дальнейших иллюзионистических ухищрений в области плафонной живописи, осуществляя на практике то, что было изложено в его известном трактате о перспективе. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь.
Он обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам, как античным, так и христианским. Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи. Караваджо — итальянский художник, отец стиля барокко. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-1606 г. ). Художественная революция, произведенная Караваджо, касалась не только манеры письма, но и самого объекта живописи.
1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Глухие уголки леса, громоздящиеся скалы, таинственные развалины, населенные разбойниками, — вот его излюбленные темы. Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»). Терезы» Бернини.
Их возродил Романтизм: открытие неидеализированной природы возрождает интерес к произведениям Караваджо после его полного заката на протяжении почти всего Сеттеченто (единственным исключением в это время был англичанин Райт из Дерби – редкий и счастливый пример подражания стилю Караваджо). Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа. К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок.
Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. 1629— 1633) и алтарные картины («Видение св. «Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены.
Глубина площади — 280 м в центре ее стоит обелиск фонтаны по бокам подчеркивают поперечную ось, а сама площадь образована мощнейшей колоннадой из четырех рядов колонн тосканского ордера в 19 м высотой, составляющей строгий по рисунку, незамкнутый круг, «подобно распростертым объятиям», как говорил сам Бернини. От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам. Такому Богу бесполезно молиться—у Него можно только учиться. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны («Положение во гроб», 1602). «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»). Так, в картине «Амур-победитель» музыкальные инструменты, смычок и раскрытые ноты имитируют позу амура, его крылья, стрелы в руке и свисающую простыню. Барокко сменилось более спокойным палладианством. Вторая картина этого ансамбля изображает «распятие Св.
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции—Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения—классицизма. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко.
Из окружающего мрака жесткий свет выхватывает Савла, корпус его коня и лицо слуги. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. В убийстве был обвинён Караваджо. Эта картина существует в трёх вариантах. Петра (1657—1666), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици). Маска в руках Габриэли — не только атрибут его профессии: она— символ всего того, что прикрывает истинные человеческие чувства, которые можно прочесть на умном лице усталого грустного актера.
В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества.
Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом. Бернини был не менее знаменитым скульптором. Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены. Следы этого влияния сказываются прежде всего в темном коричневато-оливковом колорите многих картин Креспи, в их густой обволакивающей светотени.
Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур. Вот таким образом барокко—это ещё век Разума и Просвещения. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — Испанцы и Французы. Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им.
Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Третья картина — «Св. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции. Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей). Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св.
Родился в семье мельника в Лейдене, где работал примерно до 1632 г., после чего переехал в Амстердам. Например, в качестве модели для Девы Марии он использовал проститутку.
Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. На этой здоровой почве сложился его живописный стиль. Грибоедов (10 час) Жизнь и творчествоАрхитектура нового Барокко.
Сицилианец Орацио Борджанни (ок. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари. Агостино Карраччи известен как преподаватель и гравёр.
Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. Это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Но некоторые из них заслуживают специального внимания.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. А. С. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Три палача императора Нерона привязали апостола к кресту. Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов.
В алтарных картинах «Мученичество св. В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св. Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме. Но главное создание Бернини — это грандиозная колоннада собора св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин.
Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков. Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии.
В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование».
Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 году так называемую «Академию направленных на истинный путь», явившуюся прообразом позднейших художественных академий. К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме. Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ).
С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти. Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. 1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте).
Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра" (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма.
Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо. 1616), а около 1619 г. появился в Италии.
Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5.
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). приложение). Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша». Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру. Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком.
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. И композиционная роль ее тоже очень велика. Но Караваджо славился и своими выходками. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко. Эт была всего лишь частная мастерская, где проводилось обучение и совершенствование живописцев по специальной программе. Он культивирует тип свободного эскизного рисунка.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Один из них находится в Эрмитаже. На полотне художник представил себя пишущим портрет Кого. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо.
Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св. В его фигурных композициях и пейзажах исполненных стремительными росчерками пера с легкой отмывкой кистью, отточенная каллиграфичность штриха сочетается с воздушной живописностью общего впечатления. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы («Лютнист», около 1595 «Игроки», 1594—1595). Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи.
Братья Карраччи — мастера монументально-декоративной живописи. Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. В результате его арестовали.
Доменико Фонтана применяет впервые в истории градостроительства трехлучевую систему улиц, расходящихся от площади дель Пополо, чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. необычайно мистический, экзальтированный оттенок. семейство», ГМИИ им. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Итальянский художник. Вот таким образом в его алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики (иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных материалов не только по фактуре, но и по цвету, театрализация действия, общая «живописность» скульптуры) всегда четко выражена определенная религиозная идея («Экстаз св. А. С. Пушкина).
Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого был Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате».
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
В XIX веке снова появляются отсылки к Караваджо исчезнувшие было в предыдущем веке. Таковы романтические пейзажи Александро Маньяско, монументальная (плафоны, алтарные образа) и станковая (портреты) живопись Джузеппе Креспи. Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ). Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св. Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются на творчестве самого талантливого из братьев — Аннибале Карраччи (1560— 1609). В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим.
В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Но его образ Давида, например, звучит иначе, чем у Донателло, Верроккьо или Микеланджело. В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника.
Они диктуют условия политики и пр. Еще необычнее композиция «Обращение Павла». Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. В 1591 г. он вынужден был бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Не менее остроумен и мастерски организован контрапост в картине «Св. media собрал самые знаменитые полотна Караваджо. В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо.
Взгляды Горация на поэзию и творчество. Вы – творчествоГ. Р. Творчество Растрелли. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ, ЯЗЫК И ТВОРЧЕСТВОБиография и творчествоВНЕСТИЛЕВАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ: ТВОРЧЕСТВО КАРАВАДЖО, РЕМБРАНДТА, ВЕЛАСКЕСАВопрос 4. «Послание к Пизонам» или «Наука поэзии» Горация. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.
Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя). Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано.
Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». Третья картина— «Св.
1595 Лувр). Как и в «Обращении Савла», Караваджо ограничивает круг действующих лиц четырьмя главными фигурами и не нуждается в других персонажах. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе).
«Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600 г. ), «Положение во гроб» (1602-1603 г. ), «Обращение Савла» (1600-1601 г. ), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты.
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. 1635 Эрмитаж). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже. И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал. Для «Обращение Савла» художник выбрал эпизод из Священного писания, когда Савл, правитель Дамаска, возглавлявший преследование христиан, падает с коня наземь и слепнет, пораженный грозным сиянием Христа.
Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
В начале 1590-х г. переехал в Рим, где создал большинство своих работ. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»—геометрической правильности построений на плацу. Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами.
Барокко: Архитектура. Учился в Милане у С. Петерцано. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию.
в Италии) и барокко (К. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. По дороге в Дамаск его ослепил божественный свет, приведший к покаянию, после чего он стал известен как Апостол Павел, написавший значительную часть Нового завета. Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Примерно к 30-м гг. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»).
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В 1605 г. художник впал в депрессию и последние годы работал мало. Подобная художественная организация не была новостью. В картине «Маленький больной Вакх» рука с гроздью винограда -- своеобразная реплика на общую позу Вакха (спина с характерным караваджовским наклоном головы, украшенной виноградным венком) и совсем далекий отзвук темы -- фрукты на краю стола справа. Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем.
В своем ансамбле Карраччи исходил из принципов, примененных Микеланджело в плафоне Сикстинской капеллы и Рафаэлем в его Лоджиях. С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев. Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом.
Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком.
Рыцари официально исключили художника из ордена. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Миланапрозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. В Ватиканском дворце Бернини оформил королевскую лестницу (Scala regia), связавшую папский дворец с собором.
Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Самым тесным образом с архитектурой, связана скульптура. Первое время Караваджо сильно нуждался. Его позднее «Видение св. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед.
Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого. Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней. Историческое значение Академии братьев Карраччи заключается в том, что они первые практически создали художественную школу с разработанной программой обучения. С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века.
Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Сам Фетти проявил себя превосходным колористом. Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Эрмитаж) имеет важное значение.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675).
То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.
Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью. Можно проследить след Караваджо в искусстве Рембрандта. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты. Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве. Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана).
Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Она богата духовными силами. Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога.
1600—1660), работавшего в Виченце. Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо.
Лейтмотивом архитектуры петровского барокко станет идея триумфальности. Большинство его произведений мало выделяется на общем фоне работ других академических художников.
Центром католического мира является Рим. Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.
А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Наконец, главное, что отличает фрески Карраччи от ренессансной монументальной живописи, — это преобладание чисто декоративного эффекта над глубиной образов, утрата значительного идейного содержания. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Двумя годами позже попал в тюрьму, за драку в Неаполе, но смог бежать. Он с полным сознанием идет на подвиг мученичества. Талантливый художник-самоучка, он с успехом подвизался как музыкант-импровизатор, актер и поэт. Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари. Караваджо сделал светотень главным выразителем особой «драматической атмосферы», в которой пребывают персонажи его картин, что особенно заметно в работах последних лет. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески. При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы.
Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Изображение человеческого тела во всей его естественности далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко. Картины выходили действительно заманчивыми, достойными интереса.
Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. В 1580—1590-е гг.
17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко. Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии). Хотя в «Ночном дозоре» и ряде последующих картин с замыслом экпрессивного действия или сильных эмоций («Ангел покидает Товию», «Снятие с креста», «Ослепление Самсона», «Свадьба Самсона», «Христос и ученики в Эммаусе») он особенно близок к выразительности караваджиевского почерка.
1597 — ок. Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621). За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи.
Точной причины драки так никто и не узнал. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
«Глаз Караваджо» (Caravaggios Eye) Кловиса Уайтфилда (Clovis Whitfield) перечеркивает портрет Караваджо, как уличного дебошира с гомосексуальными наклонностями. Вот таким образом и Барокко иногда называют стилем католицизма или искусством иллюзии. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ).
Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Им написаны также «Экстаз св. 377 Удивительнее всего, что все промахи или слабые места картины как будто бы куда-то исчезают, как только взгляд начинает следовать развитию темы по правилам контрапоста, т. е.
Отчетливо различимы черты лишь одного из них. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им. Живопись/ ред. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников.
«Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах. Причина столь исключительной популярности идей караваджизма кроется в том, что исторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальных школах, в своей борьбе с маньеризмом и его разновидностью — романизмом — смогли на первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическую систему, разработанную Караваджо. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. На голове у него – наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено.
Самое знаменитое их произведение — роспись галереи Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых «Метаморфоз» (1597—1604) — типично для барочной живописи. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). А. С. Пушкина — обе ок.
Лаврентием», 1625 Сермонте, монастырь), он вместе с тем делает шаг вперед в решении чисто колористических задач. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско.
Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок. ГлубоковскогоДетское музыкальное творчество. для студентов 3 курса ОДО и ОЗО специальности «Народное художественное творчество» в 5 семестреЖизнь и научное творчество Шпрангера Э. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета.
Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609). Шкрета в Чехии и др. ). Лишь слуга Савла и конь стали свидетелями небесного гнева.
Правящая верхушка, не удовлетворяясь упадочным искусством маньеризма, пыталась использовать в своих целях ренессансные традиции. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий. Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию.
Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия. Так, стоило Караваджо начать писать для самого себя, как оказалось, что он уже вышел за рамки двух больших иконографических ограничений, принятых для земной и небесной мифологии и свел на нет всю шкалу бытовавших сюжетов. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Карраччи тщательно изучал и штудировал натуру. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства. когда начинаешь видеть картину в полифонической манере. Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. Петра».
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим).
Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера. 1593, там же), «Вакх» (ок. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр – лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Что бы Маньяско ни изображал: мрачные пейзажи или вакханалии, монастырские покои или застенки, религиозные чудеса или жанровые сцены — на всем лежит печать болезненной экспрессии, глубокого пессимизма и гротескной фантастики. Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения. Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура.
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью.
СПбДА Н. Н. Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля». Ромуальда», ок. Эрмитаж).
Через этап караваджизма прошли П. П. В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения: усиливается декоративность, усложняются ракурсы фигур, как бы «убыстряются движения». Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течениекараваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Но закрепилось лишь то, что отвечало русскому вкусу, социальному заказу Петра и его сподвижников.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете.
Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры. Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». В это время в Петербурге работали архитекторы-иностранцы из многих стран Европы.
Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694). Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти.
В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Фигуры свободно располагаются в обширном пространстве, границы которого едва угадываются в полумраке. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. (1573–1610) итальянский художник. «Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма.
Сам же Петр ярко освещен и кажется единственным живым человеком среди бездушной темной силы. Начало и конец улиц непременно отмечены какимилибо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Некоторые из его работ, будучи возмутительными (недопустимо вульгарными), были закрашены или уничтожены. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Жизнеописание и научное творчество проф. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Томана, стр. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. «Давид» Бернини — это «воинствующий плебей», бунтарь, в нем нет ясности и простоты скульптур кватроченто, классической гармонии Высокого Ренессанса.
Впрочем, он начал с картин, к которым нелегко было даже подобрать название. 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. Все трое Карраччи известны как блестящие рисовальщики. После переезда братьев в Рим Лодовико Карраччи возглавил академию в Болонье. Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей).
В алтарных картинах «Мученичество св. 1700 Эрмитаж). В большой степени благодаря церквам, построенным по его проекту, католическая столица и приобрела барочный характер (церковь Сант Андреа аль Квиринале, 1658—1678). В результате сплава двух разных художественных систем и родилось искусство итальянского барокко: монументально-декоративная живопись Гверчино с его реалистическими типажами и караваджистской светотенью, Пьетро ди Кортона, Луки Джордано, станковая живопись наиболее близкого Караваджо Бернардо Строцци, прекрасного колориста Доменико Фети испытавшего сильное влияние Рубенса (как, впрочем и Строцци) несколько позже, в середине века, появились блистательные по своим колористическим достоинствам, мрачноромантические композиции Сальвятора Розы. Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св.
Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит. В 1595 г. Аннибале, считавшийся наиболее талантливым из братьев, переезжает в Рим, где расписывает плафон галереи в Палаццо Фарнезе (1597-1604 гг. ). Род существует до сих пор. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 начала 17 в. (маньеризму и академизму). В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма.
Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Рени и др. Всего в проекте участвуют работы около пятидесяти художников разных стран и эпох, а настоящей удачей организаторы считают предоставление масштабной инсталляции Эдварда Кинхольца «Five Car Stud» из Коллекции Миуччи Прады. Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко).
Венецианец Карло Сарачени (ок. Отвергая академизм как эстетическую доктрину, не следует забывать его значение как большой школы профессионального мастерства. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 г. ) Итальянский художник. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, получившему широкое признание среди просвещённой публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. Скультура.
Гневная сила Христа заменена мощным потоком света. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). А. С. Пушкина).
Для барокко характерна идея спящего бога—деизм.
Нет ничего удивительного в том, что при описании столь несчастной и злополучной судьбы, которая выпала на долю Караваджо историки искусства семнадцатого и девятнадцатого веков прилагали все усилия для того, чтобы подогнать каждый его шаг, начиная с самого первого, к вымышленному образу простонародного (что для них звучало как плебейского) художника, способного объяснить свободную от предрассудков и, по их утверждению, непристойную естественность произведений этого мастера. Главные тематики полотен: преобразования, мученичество и смерть, битвы интенсивные психологические моменты, любые формы проявления действия их последствий. Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера. Петра и оформление гигантской площади у этого собора (1656—1667).
Он стал первым, кто в точности скопировал изображения, увиденные на улицах Рима. Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Родился 28 сентября 1573 года. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием.
Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века. В искусстве итальянского Барокко классицистические формы, сложившиеся еще в античности и возрожденные на рубеже XVI- XVII вв., стали трактоваться по-новому, необычно, неправильно (соответственно названию стиля) – романтично.
Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты. 1594 г. «Гадание», 1594-1595 г. ).
В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн. Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св. Однако лучшие художники все таки умели преодолеть пагубные черты позднего барокко.
Идеи Карраччи были развиты рядом его учеников (Гвидо Рени, Доменикино и др. ), в творчестве которых принципы академизма были канонизированы. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.
Лукой», 1592, Лувр). Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх»), «Мальчик с фруктами» «Вакх»), «Гадание» «Лютнист» он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Иоанн Креститель» с барашком (см. Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона и др. ) и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.
1628 Венеция, церковь св. В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий. Терезы» в алтаре церкви Санта Мария делла Виттсриа в Риме).
Зрелое творчество: Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма.
Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. 1630). В этом ансамбле, созданном для капеллы Черази, Караваджо обозначил пропасть, существующую между земной жизнью и сферой духовного, мистического изобразив потерявшего сознание апостола в «Обращении Савла» или казнь в «Распятии Св. Но больше всего у Маньяско монахов. Огромные фигуры заполняют собой весь холст. Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления.
В его «Распятии Петра» нет ничего героического. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Это важный шаг на пути развития реалистического метода.
Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. В картине «Девушка с лютней» похожая имитация позы лютнистки узнается в музыкальных инструментах. Diletant. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св.
Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Караваджо Микеланджело Меризи (1573—4610) художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены).
Иисус называл его величайшим из пророков. Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо. А. С. Пушкина). Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк и декоративный эффект еще больше усиливается расположением всего ансамбля террасами на крутом рельефе местности.
Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630). Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами — все это вместе с прихотливостью архитектурных объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности (Борромини, римская церковь Сант Иво, 1642—1660 здесь острые треугольные выступы стен, звездчатый в плане купол создают бесконечно разнообразное впечатление, лишают формы предметности). А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Бернини был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара. Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили). За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению.
Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок. Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Уже с 1606 г. под сильнейшим впечатлением от Караваджо он начинает экспериментировать со светотенью и сосредотачивается на психологизме, передаче внутреннего мира и настроения, которое распространяется на среду. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св.
Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа — и музыки). Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. В живописи плафона, посвященного прославлению Христа и ордена иезуитов, главной действующей силой является свет, который, распространяясь во все стороны, словно движет летящими фигурами, вознося святых и ангелов и низвергая грешников. Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированного, выдуманного ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве.
Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины.
Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма. 1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей). Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности. В полутемной комнате вокруг стола расположилась группа людей к одному из них, Матфею, обращается вошедший Христос.
Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам. Филиппо I Колонна. 1600—1665).