Портрета Бальдассаре Кастильоне, возможно, была практическая и близкая цель.
золотых и снял для неё виллу. Это впечатление усиливается благодаря двум ангелочкам у нижней рамы. Получил гуманистическое образование в Милане.
Но Рафаэлю удалось создать впечатление исторически значительной ситуации. Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями1. К «Сикстинской мадонне» Рафаэля почти так же трудно подойти беспристрастно, как к «Моне Лизе» Леонардо. Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах), была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи. Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски). Уже в 1516 году картоны к коврам при непосредственном участии Рафаэля были закончены (теперь они хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).
Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии.
Средние века и Возрождение». С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры. Архитектурные заказы Рафаэль получает и в самом Риме и из других городов. В своем портретном искусстве Рафаэль руководствуется иными намерениями.
И точно так же к Христу ведет линия переднего берега и падающий контур холмов в глубине. Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. Несмотря на неопределённости в критической оценке работы Рафаэля, она вызывала неизменное восхищение у других художников3. Событие, о котором рассказывает фреска, произошло в IX веке.
Окончательный отрыв от земли фантазия Рафаэля совершает в знаменитой Сикстинской мадонне. С 1504года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра».
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Тем не менее идеал сформулирован и его социально-политическая и культурная роль определена: свободное противостояние различных мнений в диалоге проливает свет на изначально запутанный и неясный вопрос. Во-вторых, Рафаэль поставил в фоне две сопроводительные, но явно подчиненные папе фигуры. На возвышении, в центре композиции, собрался весь хор апостолов. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт.
Эту черту Рафаэль подчеркивает в жесте рук, отчасти в позе модели (но есть и гордость и прямодушие). Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.
Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель. Мы чувствуем, что перед нами не обыкновенный человек, но личность, делающая историю. К римскому периоду деятельности Рафаэля с полной достоверностью можно отнести только один женский портрет — так называемую Donna velata (Дама в покрывале из флорентийской галереи Питти), в которой хотят видеть модель для Сикстинской мадонны. Его взгляд не по-детски тверд и суров.
Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме. Это было первоначально окрашено на деревянной панели и позже перешло к холсту. Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. Папа сидит широко, занимая больше половины картины несмотря на то, что он сидит, а его спутники стоят, голова папы достигает почти такого же уровня один из свиты смотрит на зрителя, другой — на папу, как бы в ожидании приказаний, взор же папы блуждает в недосягаемых далях. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
LXXIII). Тема «Мессы» имеет эмоциональный характер, она лишена активного драматизма и вот таким образом классическое оружие Рафаэля перед ней бессильно. Таким образом, во всяком случае композиционный замысел восходит к Рафаэлю. В решении третьей залы, так называемой Станцы дель Инчендио (то есть Комнаты пожара), участие учеников принимает гораздо более широкие размеры.
Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. И святая Варвара и папа Сикст не стоят на облаках, но как бы проваливаются в их мягкой массе, отчего образ мадонны кажется еще выше, еще мягче, еще невесомей. С 1501года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»). Неизбежное в композициях кватроченто пустое пространство между двумя группами святых Рафаэль заполняет ангелочком, который держит в руках табличку. Статическое, неподвижное в картине одерживает верх над легким и переменчивым. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббьены сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры).
Заказ на ковры Рафаэль получил немедленно после окончания Станцы дЭлиодоро. В 1508-1513 принимал участие в Войне Камбрейской лиги. (Именно Людовик Сфорцо позвал к себе инженером Леонардо да Винчи, а в последствии да Винчи писал портрет его любовницы, к которой Леонардо сам испытывал неоднозначные чувства — Чечилии Галлерани — портрет «Дама с горностаем»).
Классический стиль пришел к сознанию симультанного, одновременного восприятия, то есть другими словами — к сознанию быстротечности настоящего мгновения. В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим. Такое же преувеличение бросается в глаза и в отдельных фигурах. Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной концепции богоматери и младенца. Наконец, — и это самое главное — замечательной логикой композиционной линии.
Его руки сложенны, а взгляд, видимо, направлен на художника. На заднем плане сцены слева происходит сбор пожертвований, справа — их раздача. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной.
В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Известная еще до публикации, «Книга о придворном» была отдана в печать сразу двум известным издателям: Мануцию в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г. и Джунти во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме.
Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Темой для декорации послужила сказка Апулея об Амуре и Психее.
В них всегда есть тенденция к несколько наивной фиксации физического сходства. Энгр говорил, что Рафаэль писал людей добрыми и честными. Два момента в замысле Рафаэля следует особенно подчеркнуть.
С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ). Это взгляд человека, понимающего людей – он доброжелателен, но в то же время полон грусти и раздумья. Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки соединены в ладонях. Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне, Рафаэль воплощал идеал абсолютного человека эпохи Возрождения. Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности.
Следует, однако иметь в виду, что если в росписи двух первых ватиканских станц Рафаэль находился на высшем уровне чистого классического стиля (бесстрастное классическое спокойствие, возвышенный язык, выражающий великие гуманистические идеалы Ренессанса), то композиции ковров представляют собой шаг к разложению классического стиля — отчасти в сторону псевдоклассицизма, в сторону рассудочной схемы, сухого интеллекта, отчасти же в сторону динамики и пафоса барокко. Нежнейшая не уловимая серебристая гамма тонов объединяет черные, коричневые, серые, зеленоватые и белые цвета одежды. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс.
В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе.
До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Картина изображает как бы мимолетное сверхъестественное видение: занавес отдернут и зритель видит богоматерь, теперь уже не сидящую, а шествующую по облакам в сопровождении святой Варвары и папы Сикста II.
«Сикстинская мадонна» с чрезвычайной наглядностью демонстрирует нам трагедию Высокого Ренессанса. И в пропорциях тела младенца и в его позе Рафаэль подчеркивает героическое. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях.
Ввиду плохой сохранности и ковров и картонов мы знакомимся с композициями Рафаэля главным образом по гравюрным репродукциям.
Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Объяснение надо искать в тех же причинах, которые вызвали неудачу «Парнаса». Обратите внимание, что у левого ангелочка только одно крыло. Сущность классического стиля лучше всего можно было бы характеризовать словами Фауста: «Остановись мгновение, ты прекрасно». Переходную стадию в этом тяготении Рафаэля от земли занимает так называемая Мадонна ди Фолиньо (теперь в Ватикане). Папа не смотрит на зрителя.
Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы. Но эта ситуация портретов Рафаэля имеет чисто идеальный характер. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Начало работы датируется 1514 г. первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения) она была напечатана в Венеции в 1528г.
Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме5. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель, автор комедии «Каландрия», будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Затем самой невесомостью ее маленьких ног, чуть касающихся облаков. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году.
Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. В облике папы не было ни властности, ни силы, ни значительности. Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный» идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира. Папа только что рассматривал книгу с миниатюрами. Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры1. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же.
Его образ отличался среди многих ярких деятелей итальянского Возрождения не своими желаниями, необузданными страстями, гениальными способностями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил. Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный»6 идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира7. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай». В мае 1523 в составе свиты Изабеллы дЭсте путешествует в Падую и Венецию. Бог-отец, подобный Зевсу, является в окружении евангелических символов.
Несмотря, однако, на поистине гениальное композиционное мастерство, «Месса в Больсене» производит значительно менее сильное впечатление, чем «Изгнание Илиодора» и «Освобождение Петра». Получил гуманистическое образование в Милане. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
Мы не верим ни усердию папы, ни робости святой Варвары. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Аналогичный замысел Рафаэль дает и во второй композиции цикла — в Передаче ключей апостолу Петру. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.
Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий).
На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось). На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Но Рафаэль решительно избегает как леонардовского сфумато, так и глубоких фонов. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che gi s detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. С 1504 года – на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). У Рафаэля Христос остановился у самого края картины (только на мгновение, как кажется, чтобы отдать ключи апостолу Петру и сейчас он исчезнет) при этом одна фигура Христа уравновешивает всю толпу апостолов — опять замысел, далеко выходящий за пределы классической схемы.
Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. господина). Попробуем отдать себе отчет, на чем покоится сила воздействия этой картины. Еще к концу флорентийского периода относится так называемая Мадонна Каниджани (в Мюнхене), с чересчур последовательным, геометрически точным проведением пирамидальной композиции и с несколько плоскостным характером фигурной группы. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа.
В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи. В этом образе придворного Кастильоне не только воплотил гуманистический идеал личности, он оказался в то же время и социально ограниченным средой и представлениями аристократической элиты, к которой принадлежит герой Кастильоне и в которой он живёт и действует. Бог — это дитя на ее руках. Зачем он это сделал. Родился 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье.
Возможно, что Кэстиглайон позже служил «академическим советником» Рафаэля Школа Афин и что описание Zoroaster в той фреске может быть портретом придворного. Как это впечатление достигнуто. Мастерски Рафаэль сумел выделить именно это господство папы над окружающим. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е.
Тут есть заимствования из древнеримского декоративного репертуара (например из терм Тита и Золотого дома Нерона) использованы античные рельефы, саркофаги, геммы, но также мотивы средневековых скульптур и мозаик и даже рельефы Якопо делла Кверча. В этой тенденции безусловно проявляется процесс разложения классического стиля. Но именно этот замысел чрезвычайно поучителен для перелома его стиля.
Картина «Преображение» распадается на две части. Кастильоне (1478–1529) — выдающийся гуманист и писатель, был одним из корифеев итальянского Возрождения, а его работы воплощают многие взгляды и идеи эпохи. Это момент, чрезвычайно важный для уяснения психологии классического стиля. Это самый известный портрет Рафаэля. В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата Придворный (Кортеджиано) и близким другом Рафаэля. Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508). «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. В 1508—1513годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
Шедевр создавался, когда Рафаэль был на пике славы, следовательно, появился благодарясовместным усилиям художника и его помощников, в том числе Джованни Франческо Пенни (1496–1536), Джулио Романо (1499–1546) и Перино дель Вага (1501–1547).
Главной целью Рафаэля была легкость полета, мимолетность видения. В конце концов Рафаэль превратился в какого-то интенданта над всеми археологическими и художественными памятниками Рима. В каждый портрет Рафаэль непременно вносит энергию, активность, подчеркивает в человеке волевое или интеллектуальное начало.
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. На нем и сосредоточена основное внимание художника. С формальной точки зрения портреты Рафаэля можно разбить на две группы.
В 1514 году фрески Станцы дЭлиодоро были закончены. Для того чтобы лучше понять портретную концепцию Рафаэля, стоит вспомнить, как к проблеме портрета подходили художники кватроченто. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев, различных интеллектуальных развлечений, в том числе, остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного.
Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. Для римского периода Рафаэля более типичны мадонны во весь рост, в виде святого семейства в окружении святых.
Первая и, несомненно, самая совершенная композиция изображает Чудесный улов. Как выше уже говорилось, принципы эти заключались в следующем. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. В результате создается резкий диссонанс в совершенно геометрически правильном построении.
Гирлянды в парусах на потолке выполнил наиболее даровитый из учеников Рафаэля по части орнамента, Джованни да Удине, тогда как вся фигурная декорация принадлежит кисти Джулио Романо и Пенни. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Римский стиль требует суровости и возвышенности. Классицизм Рафаэля все более начинает перерождаться в псевдоклассицизм.
Вот таким образом эстетика Ренессанса не космологична и не теологична, но антропоцентрична. Характерно, что не сохранилось собственноручных набросков Рафаэля к декорациям лоджий. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
В 1508 – 1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Кастильоне родился близ Мантуи. Аналогичный стилистический процесс совершается и в творчестве Рафаэля. В марте 1520 года его схватывает жестокая горячка, а шестого апреля мастера не стало. Подобную тему — Мадонна во славе — можно встретить и в живописи кватроченто. fornaro – пекарь).
Но эта барочная цель достигнута в картоне Рафаэля еще классическими средствами. Дальнейший подъем в небесные высоты знаменует маленькая картинка Видение Иезекииля (в галерее Питти). Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. С 1519 на службе у Федериго Гонзага.
В некоторых из них, как, например, в женщине, несущей на голове кувшин с водой, чувствуется непосредственная инспирация Рафаэля, но уже лишенная чувства меры мастера.
На портрете он изображен от талии, в три четверти. Верхняя часть напоминает идею «Сикстинской мадонны» но теперь божественное видение дополняется драматической сценой, происходящей на земле. Его волосы, как у пророка, подняты и спутаны. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины3. в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534, французский в 1537, английский — в 1561 году.
Картина имеет пирамидальную композицию. Эта декоративная концепция очень характерна для консервативной натуры Рафаэля.
Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Главным достоинством кавалера Кастильоне считал скромность.
Но именно благодаря остановке мгновение теряет всю свою красоту. Кастильоне родился близ Мантуи. Картина имеет пирамидальную композицию. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Castiglione усажен на коричневом фоне и носит темную копию с отделкой меха белки и черной ленты на его голове тюрбан, возглавленный зубчатым беретом.
Одну из копий портрета, ныне хранящуюся в институте искусства Курто, выполнил Питер Пауль Рубенс. На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось)4. Наиболее близкой к духу Рафаэля является главная фреска — «Пожар в Борго», давшая зале наименование.
Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно. Он популяризировал термин sprezzatura, который переводит примерно к «беспечному мастерству» идеалу легкого изящества, приличествующего культурному человеку. Если портреты кватроченто были немы, то портреты Рафаэля говорят. Его несут не потому, что он не может ходить, а именно потому, что он — высшее существо. Состав пирамидальный.
Здесь небесная сфера еще объединена с земной.
Потолок рассматривался как реальная непроницаемая плоскость. Красота изливается как луч солнца на все сотворенные вещи. Общий замысел, однако, несомненно восходит к Рафаэлю.
И здесь заметно предвестие искусства барокко, но осуществленное классическими средствами. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. В портрете папы Льва X проблема была гораздо труднее.
Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне называли идеалом целой эпохи.
Пережитки этой схемы еще заметны в композиции Мадонны ди Фолиньо, но Рафаэль стремится внести в нее ряд поправок. Это глубокое противоречие объясняет недолговечность классического стиля. Но чем дольше мы смотрим на «Сикстинскую мадонну», тем яснее нам открывается ее основной недостаток. Но как он осуществлен — постепенным нарастанием движения среди апостолов, поднимающейся линией холма, ударом света в лицо Христа, тогда как лица апостолов по большей части погружены в тень, — во всех этих приемах Рафаэль прочно стоит на почве Ренессанса.
В 1513 назначен Франческо Мариа Делла Ровере посланником в Риме.
Всякому человеку Рафаэль стремится придать значительность и возвышенность. Главное противоречие Высокого Ренессанса (богатство изысканность и особенно величие на обломках полуразрушенной, проданной иноземным войскам и капиталам страны) не могло укрыться и от созидателей классического стиля. Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины. Как Леонардо, Рафаэль заканчивает свой путь предвестником маньеризма и барокко.
Как продолжение и завершение флорентийских тенденций можно рассматривать только так называемую Мадонну делла Седиа (в галерее Питти во Флоренции). «Преображение» (теперь в Ватиканской галерее) было заказано Рафаэлю в 1517 году Джулио Медичи и после смерти мастера закончено Джулио Романо. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски)4. Еще более строго построен портрет Неизвестного кардинала (в мадридской галерее Прадо). Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл.