Картину «Житейская проза» Василия Бакшеева отличают тонкий психологизм и высокое эмоциональное напряжение.
Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни – «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». Бакшеевская «Голубая весна» смотрится не только как чисто станковая картина – она одновременно воспринимается как произведение монументального искусства именно потому, что этот гимн выражен с такой мощью.
Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. Одна из самых удачных картин 1930-х так и называется — «Зимой. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.
В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. Наибольшим стимулом в живописи Грабаря стала его любовь к зиме. Глубокое пространство полотна, насыщенная «живая» зелень деревьев и солнечные лучи, пробивающиеся сквозь плетень и отражающиеся яркими рефлексами на сочной траве, создают чудесный образ подмосковного летнего дня.
Об этом свидетельствуют и его работы тех лет. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.
Живописные рефлексы, словно перебегающие с предмета на предмет тени, вихрящаяся вокруг яблок бумажная обертка, взлетающие как под дуновением ветерка края бумажных крышек – все подчинено идее и форме импрессионистического «потока жизни», еще более выигрывающего от контраста смыслов: «мертвая натура» предстает более живой, чем ее принято видеть и изображать. В 1940 году Бакшеев создал картину «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в селе Кашино». На полотне «Иней» (1905, Ярославский художественный музей) представлена настоящая волшебная сказка зимнего леса, увиденная солнечным морозным утром. Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом.
Соединение «цветочного» и «чайного» натюрмортов со всеми их фактурными, цветовыми и световыми особенностями произошло в картине «Хризантемы» (1905). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М. И. Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников». Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»). Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. В 1920-х годах под влиянием времени им написаны картины «Восстание в тылу у белой флотилии», «Ленин в Разливе», «Накануне 9 января» (1926), «Демонстрация».
Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Одна из известнейших — «За чайным столом». Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег. Как видим, художник был аналитичен и строг по отношению к своим импрессионистическим поискам, он был увлечен не самим методом, а все более точными подходами к натуре.
Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Благодаря такому приему полотно напоминает кадр из кинофильма.
Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Например, «Абрамцево. В хаосе эвакуации и национализации многие ценные картины пропадали, уничтожались. «Чайные» натюрморты после Константина Коровина на рубеже веков стали популярны среди московских живописцев.
Отличается от большинства работ этого жанра и «Портрет В. Г. Дуловой» (1935, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Картина «За самоваром» (1905) была написана в тот час, когда дневной свет переходит в голубые сумерки. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Это был, по словам Грабаря, «махровый дивизионизм в самой натуре». Здесь содержание пейзажного сюжета достигло глубочайшей обобщенности и типичности.
Там находилось имение его друга-юриста С. А. Лосева. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. На фоне яркого синего неба сияют ветки белоствольных берез, покрытые тонким слоем снега. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Вероятно, подсказка кроется в названии картины.
Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ 1877-1888), в частности у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Он призывал, несмотря на опасность и постоянные грабежи, охранять произведения искусства. Она отстранилась от спора и смотрит в окно, демонстрируя непокорность. – вопрос для зрителя.
Сама Дулова изображена красивой и покорно-печальной. В 1937 вышла в свет автобиографическая книга Грабаря «Моя жизнь», которая стала подведением итогов большей части его прошедшей деятельности. После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930 Весенний день, 1940 обе работы – в Третьяковской галерее). «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Василий Бакшеев в начале своего творчества работал в русле передвижников, как художник-жанрист («Житейская проза» и др. ).
Василий Николаевич Бакшеев около 40 лет своей жизни провел в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области3. искусство искусство и искусство. Посмертно вышли его Воспоминания (1963). Недовольный картиной, Грабарь дал себе слово написать еще множество натюрмортов, «чтобы выправить кривую этой натюрмортной эволюции».
Жил в Москве.
У серой невыразительной стены перед небольшим диваном стоит круглый столик, на нем расставлены скромные букетики живых цветов. такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый. » Купчиха была одной из любимых героинь Кустодиева, он рисовал ее множество раз. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин».
Даже выписавшись из больницы, Грабарь продолжал ходить, опираясь на палку. В том же году был издан его многолетний труд — двухтомная монография о Репине. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.
В Зайцево В. Бакшеев приехал ещё студентом в 1887 году. А кот. Но «от дивизионизма нелегко было отойти», признавался художник.
Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Грабарь внес в этот жанр много изысканных решений – и колористических и композиционных. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР. На синей с голубыми узорами скатерти стоят бело-синий чайник и чашка с блюдцем. Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М. И. Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников». Лауреат Сталинской премии 1943.
В написанной им резолюции, обращенной к коллегам, были следующие слова: «Если вам дороги эти сокровища, вы все останетесь на местах, если вы уйдете, значит, вы притворялись, что они близки вашему сердцу». Многие называли художника «Угорь Обмануилович Гробарь». По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах – идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892–1893, там же). Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. В 1922 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), участвует в выставках.
Портрет О. И. Грабарь, дочери художника» (1934, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Лицо матери трудно разглядеть, ее мы видим, словно сквозь слезы. Теперь кроме привычных пейзажей и натюрмортов-картин с разработанными дальними планами художника-экспериментатора заинтересовали «бесфоновые» натюрморты. После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930 Весенний день, 1940 обе работы – в Третьяковской галерее). Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей.
Грабарь оказался у истоков художественно-реставрационной деятельности, фактически являясь единственным основателем Института реставрации памятников старины и русской культуры. В этом натюрморте уже нет влияния импрессионизма, живопись ясная, сочная. Плетень» (1944, Самарский художественный музей) — солнечный и праздничный по настроению пейзаж, написанный реалистично и с некоторыми элементами импрессионизма, которых не наблюдалось в творчестве художника конца 1920-х и всего периода 1930-х. Картина «Февральская лазурь» (1904, Государственная Третьяковская галерея, Москва) полна восторга от солнечного морозного дня. Смотришь на картину и перед тобой встает голубая весна не только именно этого уголка природы, а весна всей земли, всех ее необъятных просторов. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». В этом заведении он не оставлял работу до самой смерти. В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908). С 1922 состоял в АХРР.
Трудясь над ними, он ставил подготовленную композицию на пол и, практически нависая над ней, делал наброски. Большинство натюрмортов Грабаря 1900-1910-х годов – цветочные. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). Ольга выглядит веселым и счастливым советским человеком из фильмов 1930-х (да и всех последующих годов) — тем самым, которого предписывал изображать соцреализм — официально провозглашенный единственно верным стиль, господствовавший в любом виде искусства страны в те времена. В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. «Послеобеденный чай» и «Утренний чай», большая картина, находящаяся в Национальной галерее в Риме (обе – 1904), стали первыми в ряду подобных работ. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать. » Натюрморт имел огромный успех у всех, кто его видел.
Картина «Март» (1939, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) изображает яркий солнечный день в еще полном снега смешанном русском перелеске. Главной задачей здесь является цветовое восприятие произведения. Так, более декоративным выглядит «Неприбранный стол» (1907) с более «плотной» характеристикой предметов, с их контрастными фактурами и окрасками, с декоративным фоном.
Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм – это «Сирень и незабудки», «Хризантемы» (обе – 1905). На плотных, слегка подтаявших сугробах виден четкий, уходящий вдаль санный след. Прижавшись друг к другу, стоят и лежат на столе предметы. Среди первых удачных дугинских натюрмортов был этюд «Банка с вареньем и яблоки» (1904), в котором запечатлена своеобразная манера художника и его отношение к тому, что носит название «мертвая натура». На первый взгляд картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России и русской женщине, но на самом деле она полна тонкой иронии, которая сквозит в деталях: необъятной широте тела русской красавицы, ее большой груди, румянце на щеках, пухлых пальцах, трущемся о плечо ленивом коте, гастрономической роскоши на столе. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь.
Чем героиня разгневала представителя старшего поколения. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. «Я давно уже подбирался к хризантемам и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», – писал Грабарь. Грабарь писал иней «на всякие лады» – разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в пасмурный день.
Влияние Сезанна сказалось в этих поисках, которые Грабарь считал очень важными для себя. О картине «Сирень и незабудки» Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, . Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей).
С 1932 года В. Бакшеев член творческого объединения «Искусство— социалистическому строительству». Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет. Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). Девушка молода и ждет изменений в жизни, но они не торопятся приходить.
Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Сам он о любимом зимнем явлении говорил следующее: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Жил преимущественно в Москве. Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах – идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Слитность предметов, отсутствие пространства между ними усиливают впечатление движения.
«Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года.
На какануне и после Октябрьской революции 1917 сотрудники музеев и галерей Москвы и Петербурга устроили саботаж. Одним из направлений в этой работе стали натюрморты, в которых изображение доводилось до иллюзорности. Так было создано полотно «Груши на синей скатерти» (1915, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Но через обыденность художник смог показать общение и единение душ двоих людей, создать сложные и внутренне богатые образы.
В натюрморте «На голубом узоре» (1907) Игорь Грабарь достиг откровенной декоративности построения: фон – узорная скатерть – создает предельно плоскостную основу для блюда с яблоками, которое словно повисает на холсте. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Художник увидел и удивительно тонко передал на холсте нежно-звучный хрустальный образ. К окончанию войны Грабарь почти завершил многотомный труд «История русского искусства», который начал выходить в свет с 1954 года.
В 1892 году Бакшеев женился на Анне Алексеевне. Ссоры в этом доме стали обыденностью и прозой жизни. В 1939 году участвовал в выставке «Индустрия социализма» с картинами «Прежде» и «Теперь». Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик.
Он попытался изменить построение натюрмортов, отказаться от излюбленных мотивов. Эту работу Бакшеев выставил на ученической выставке. Деревья утопают в глубоком плотном снежном покрове, на поверхности которого можно увидеть еле заметные следы лесных обитателей. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ). Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника и он написал её портрет «Девушка, кормящая голубей».
Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта.