Сохранился итальянский сонет, следующим образом характеризующий детство и юность Леонардо и его отношения с женщинами, заменившими ему мать: «Он был первым зерном драгоценного ожерелья и это зерно, без сомнения, оказалось самого чистого жемчуга, так как все три жены Пьеро гордились им, как своим собственным». Однако результатом подобного минимализма вовсе не стало уничтожение живописности.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. В работах других художников, копировавших «наблюдение» Леонардо, он встречается настолько часто, что становится «расхожим жестом». Грандиозная и одновременно простая туника Христа с мелкими складками на груди, красная с лазурного цвета паллиумом – род верхней накидки написанное полутонами неяркое одеяние Андрея: туника орехового цвета и зеленая верхняя одежда, – все это поразительно гармонирует с фигурой каждой личности. По приглашению французского короля Франциска I художник и исследователь перебрался в небольшой замок Кло-Люсе недалеко от города Амбуаз.
Множество стихотворений у него, как и у Беллинчиони, написаны жаргоном Буркиелло, «alia burchiellesca». Его белая кожа взлелеяна не на припеке солнца и не в теплой тени человечной культуры, а на Кифероне, среди диких оргий вакханок и менад. Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус».
Возможно, одной из этих работ и является «Портрет девушки» хранящийся ныне в Парме. Одно из своих стихотворений он начинает словами: «из всего, что видишь, делай сонеты». На одном из блистательных представлений в Павии, «новых Афинах» того времени, семь свободных искусств на разные лады воздают хвалу своему покровителю Людовико Сфорца.
Действующее лицо спрашивает: «Сасо stai, Madonna sestra. » – «Как поживаешь, госпожа сестра. ». Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола. Он понял, что наиболее драматический момент тайной вечери наступает, когда Иисус говорит своим ученикам: «Один из вас предаст меня».
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Но, кроме таких курьезов и непристойностей в духе Манганелло, во многих сонетах Пистойа можно найти драгоценные сведения о Людовики Моро, его политической судьбе, об ученых и литературных силах, блиставших при его дворе и проч. Не так отнесся к своей задаче Леонардо. Он оставил тысячи записей и комментариев к своим чертежам и рисункам.
Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. Это время было самым спокойным в жизни Леонардо. По одному из них детьми Леды были сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) и дочери Клитемнестра (будущая царица Микен, супруга Агамемнона) и Елена Прекрасная вышедшая замуж за Менелая, который занял после смерти Тиндарея трон спартанского царя и ставшая причиной Троянской войны.
В примечании Ренье указывает на то, что ответ г-жи сестры не совсем согласен с грамматическими правилами русского языка: нужно было сказать: «добро, господин», «dobro, gospodin». «Есть дар пророчества в вакхическом безумье» : голоса целого мира, его законы, его судьба говорят устами такого безумца, опьяненного божественным напитком Диониса. Стихами его надо пользоваться с большою осторожностью.
Ее ответ гласит: «Dobra, gospodina». Со многими из них Пистойа находился в личных отношениях. Он постоянно искал покровителей и, предлагая услуги военного инженера и художника, служил герцогам, переезжая из Флоренции в Милан из Милана во Флоренцию из Флоренции в Рим, а из Рима снова в Милан. Это Вакх-мечтатель, опершийся о мрачную скалу.
Вся жизнь, как лес, трепещет и шумит от дыхания Вакха. Если в «Иоанне Крестителе» и «Вакхе» выразились болезненные стороны его эпохи, а в «Джоконде» Леонардо запечатлел лучшие из своих личных порывов, то в «Тайной вечере» он сделал много больше. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Так, у Петра верхняя одежда наброшена на плечо и правая рука свободно может делать сильные движения. Он сидит в левой руке его тирс (деревянный жезл с сосновой шишкой) и виноградная лоза правой он указывает в сторону. Изображенный тут же распятый Христос сделан другим художником».
Моrо – значит «шелковичное дерево». Леонардо вынужден покинуть город и в течение нескольких лет переезжает с места на место, подолгу нигде не задерживаясь. В 1502 г. он оказывается во Флоренции и начинает работать над созданием картины «Мона Лиза». В 1506 г. король Людовик XII приглашает Леонардо в Милан в качестве придворного живописца, а в 1513 г. Леонардо переезжает в Рим по приглашению брата Папы Льва X. Последние годы жизни Леонардо провел во Франции при дворе короля Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г. К этому же времени относят создание им картины "Св. Фреска «Тайная вечеря» (1494–1498), полотна «Мадонна в гроте» (1483–1486), «Мадонна Литта» (1490–1491), «Джоконда» (1503–1519), «Иоанн Креститель» (около 1513–1516)— это настоящие звезды на небосклоне бессмертного творчества великого художника, которые еще при жизни мастера вызывали восхищение современников.
Леонардо максимально ограничил себя в цвете. «Наш Моро, – пишет Беллинчиони, – поступает, как сокол, который неподвижно держится на крыльях, выжидая счастливого мгновения, а потом быстро спускается на жертву».
Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. В течение семи лет жизни в Милане Леонардо мало занимался живописью.
Так и следовало изобразить человека, который, по словам Игнатия, не только лицом, но и жизнью и характером «походил на Христа, как будто был его близнецом от одной матери». Вазари писал, что вернувшись во Флоренцию, Леонардо узнал, что монахи-сервиты заказали Филиппино Липпи работу над образом главного алтаря церкви Нунциаты и заявил, что охотно выполнил бы подобную работу сам. Личность художника, его «я» постоянно выступает наружу.
Тициан в своей «Вечере в Эммаусе» воспроизвел только позу, данную Леонардо Христу, но даже не приблизился к идеальному совершенству выражения. По свидетельству того же неутомимого Вазари, молодой Леонардо, вознамерившись создать настоящую «страшилку» (выражаясь современной упрощенной лексикой), не погнушался собрать ящериц, сверчков, змей, летучих мышей и других тварей и, «сочетая их по-разному», так написал голову чудовища, что перепугал отца. «Я -Дионис Громозвучный, – говорит он о себе, – дочь Кадма, Семела, от Зевса, с ним сочетавшись любовно, меня родила». Впрочем, обучение стоило в те времена во Флоренции недорого, а главными наставниками молодого Леонардо были итальянская природа и красота окружавшего его романского типа. Однако дошедшее до нас двустишие флорентийца Антонио Гримальди указывает на то, что Леонардо собственноручно написал "Вакха". Вторая в особенности поразительна. Леонардо да Винчи (1452-1519) родился в селе Анкиано, неподалеку от города Флоренция.
В таком воззрении было много преувеличенного и неточного. Он отодвигается от стола. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. «Леда» Леонардо стоит стыдливая, опустив глаза и гибкие, змеистые линии ее тела извиваются с высоким утонченным изяществом настоящим супругом лебедь почти по-человечески охватывает ее крылом, а маленькие близнецы, вылупляющиеся из яйца подле, даже и выглядят-то по-птичьи искоса тайна первобытных времен, глубокое родство между человеком и животным, смутное язычески-философское чутье единой и всемирной жизни нигде не выразились с такой мастерской изобретательностью и не обнаружили так вещей догадки столь проницательного и вдумчивого вместе гения». То была Италия не только Рафаэля, но и Чезаре Борджиа. Леонардо да Винчи был незаконным сыном флорентийского нотариуса синьора Пьеро да Винчи.
Это был убежденный любитель сонета. Кроме «Джоконды» и «Мадонны со Святой Анной» во Францию с Леонардо отправился и «Иоанн Креститель», странная картина, загадки которой и сейчас мучают ученых. «В лице Мадонны, — восторгается Вазари, — было явлено то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери». Вот почему, кроме прозвища «Моро», Беллинчиони дает ему иногда другое прозвище, Ermellino, что значит Горностай.
На той же картине можно видеть портрет Беатриче, оба на коленях, с детьми впереди. На долю Леонардо выпало воплотить в поразительно сильных и глубоко продуманных образах моральное торжество христианской идеи, заметное более всего там, где ей грозит самое низкое предательство. А это действительно было чудом. Но он был, сверх того, энциклопедистом имея на это имя более права, чем многие энциклопедисты XVIII века.
У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Это дерево Физбы и есть шелковичное дерево, Моrо, т. е. в данном случае Людовико Сфорца.
Начиная со щита, расписать который заказал некий крестьянин. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Так, Людвиг Шеффлер в своем этюде о Микеланджело, сравнивая произведения этого гораздо более чем Леонардо да Винчи приближающегося к древним грекам художника с классическими образцами, пишет, что отличительной чертой искусства времен Возрождения является «индивидуализм» или, если угодно, субъективизм. Он поражен тем, что его предательство известно Христу. В выражении обоих лиц есть действительно нечто сходное, но для Леонардо Вакх не был веселым богом классической древности. «Это чудо, – говорит он, – это вещь скорее божественная, чем человеческая». Продолжает рассказ о мастерс-Леонардо другой знаток его творчества – В. П.
Вакх — взглянуть окрест, постичь тайны природы. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Загадочная полуулыбка Вакха (так же как и Иоанна, так же как и Джоконды) делает непонятным смысл его внутреннего состояния, а значит, оставляет за ним право находиться в поле универсальности, то есть потенциально содержать множество смыслов. В Леонардо все было необычно, даже почерк: да Винчи писал левой рукой в зеркальном отражении (справа налево). В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Дух нового времени, бьющий ключом во всех работах Леонардо, достигает высочайшего совершенства в идеальнейшем из его произведений – «Тайной вечере». Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей и тем, для кого эти предметы – профессия.
Леонардо да Винчи — ярчайший представитель науки и искусства эпохи Ренессанса. Но Дионис «не чужд Арея» и когда мы видим, что войско бежит с поля сражения, объятое внезапным страхом, это значит, что его гонит Дионис, вселившийся в войско противника и вдохновивший его своим безумно воинственным экстазом. По этому поводу Беллинчиони изливается в напыщенно-восторженных сонетах: плачет Феб и горюет Купидон, так как новорожденный похитил у них первенство в красоте, славе и силе, Эней и Дидона не радовались так, как «дерево Физбы в одном из своих потомков».
Указующий жест Вакха Леонардо перенял от древнеримских статуй. О самом себе Беллинчиони иногда говорит, что он счастлив под тенью Шелковичного Дерева. Мы говорим о «Вакхе» и другой картине известной под названием «Иоанн Креститель».
Картина создана мастером между 1507 и 1513 годами, во время пребывания великого живописца в Милане, где Леонардо да Винчи в перерывах между научными изысканиями был занят проектом грандиозного конного памятника завоевателю Ломбардии французскому маршалу Тривульцио. Это именно смешение мрака со светом путем тонких переливов. дядя его Людовико был смуглого цвета и потому имел прозвище Мавра (di Моrо), носил волосы в виде длинной гривы (la zazzera lunga), спереди почти до бровей. Вазари не находит слов, чтобы похвалить эту картину.
Существуют разные варианты мифа.
Вследствие этого шелковичное дерево часто именуется деревом Физбы. не нужно пускать туда угрей, ни тунцов и ни щук также ибо они пожирают других рыб".
Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие. Да Винчи постоянно занимался и вскоре превзошел по технике своего учителя. Его творчество очень незамысловато и принадлежит к тому роду поэзии, которая в Италии называется «poesia buriesca». По правую руку от Иоанна сидит Иуда.
В одном из первых сонетов, четвертом, Людовико Сфорца сравнивается с соколом. Третья строка – сплошная непристойность – русскими словами в итальянском начертании. Он взял с собой тома своих научных рукописей, множество рисунков и несколько картин. Наивность и непосредственность античной жизни исчезают при этом абсолютно, но зато появляется внутренняя «демоническая» борьба.
Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. По словам одного из старинных биографов, под генеалогическим древом фамилии Винчи было сделано примечание, гласившее, что из девяти братьев Леонардо ни один не отличился «ни умом, ни мечом», а вот таким образом имена их не были удостоены упоминания. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений.
Фактически картина нарисована кистью, а не написана. Конечно, это мысль гения, но она идет не ощупью, а верно рассчитанным путем: многие позы, выражения лиц и т. п. Собственным домом Леонардо обзавелся лишь в конце жизни.
Выражение лица грустно, но величественно и спокойно сказав это, мы только делаем бледный намек на общий характер этого лица, в котором Леонардо сумел воплотить идею бесконечной любви и кротости. Впрочем и с нею он был в дружбе. Родился в семье нотариуса. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900). И действительно, Леонардо достиг совершенства.
Это прозвище «Громозвучный» хорошо передает его мистическую натуру: трепет жизненных форм и крушение всяких индивидуальных границ при его приближении. Кроме этих косвенных доказательств, связанных с прозвищем Моро, мы находим у Беллинчиони, а также у Паоло Джиовио, прямые указания на то, что у Людовико Сфорца был белый цвет лица. Леонардо справился с этими трудностями гениальнейшим образом. Есть до 15 копий, принадлежащих крупным художникам. Целый ряд его сонетов направлен против Беллинчиони. С тех пор, говорит легенда, шелковичное дерево дает кроваво-красные плоды. Во всяком случае источников, сообщающих об этом, практически нет.
При этом Арифметика говорит о нем, как «о Дереве, которое обессмертила Физба». Людовико Сфорца, сын Франческо Сфорца, миланский герцог при дворе которого Леонардо да Винчи провел около двух десятков лет, носил прозвание «Моrо». Поразительно, но не резко выделяется эта фигура аскета на фоне темном, как ночь.
Это касается как технологической стороны картины (никакой самый изощренный анализ с применением последних достижений науки и техники не обнаружил мазков кисти, «гладкопись» живописной поверхности — абсолютна), так и содержательной. Выдержаны не только характеры действующих лиц, но даже их костюмы. Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло. Тут проявился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. Действительно, того имеет этот двойной смысл.
точно взяты из трактата о живописи, написанного самим Леонардо. За свою плодотворную жизнь Леонардо да Винчи написал множество картин, которые сегодня считаются непревзойдёнными шедеврами мировой живописи. К важнейшим библиографическим источникам, по которым можно восстановить некоторые очень важные черты итальянского Ренессанса конца XV в., надо отнести книгу под названием «J Sonetti» Пистойа (Антонио Каммелли), комического поэта (1440 -1502 гг. ), который в своих стихах часто передает политические события своего времени. Рыбы должны быть из тех, что не мутят воды, т. е. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. Еще в детстве, когда он бродил, сопровождаемый вскормившими его нимфами, по зарослям леса, «шум подни-мался в лесу необъятном».
Однако, со времени Ломаццо, в европейской литературе неясный смысл этого слова давал повод к ошибкам в переводе итальянского прозвища герцога на другие языки. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику.