И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно, в том числе и создавая картины с новой, революционной тематикой.
Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину. Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. В своих многочисленных картинах, посвященных Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиеву было важно подчеркнуть головокружительный вихрь эмоций. Здесь, работая над этюдами к конкурсной картине и игнорируя приглашения местных дворянских семей, Кустодиев познакомился с миром крестьянства, глубже узнал народный быт и культуру.
За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Б. М. Кустодиеву.
На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Зашел с мороза прямо в шубе. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.
В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.
Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Но интересовала Кустодиева только живопись. Я. Билибин, 1901). Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Его полнотелые русские красавицы настолько правдивы и реалистичны, что, кажется, сейчас оживут. Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т» (Марии Ивановны Тарлецкой). Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Кустодиев твердо решает стать художником. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».
С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».
Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Над крышами палаток виднеются купола церквей и крестьянские избы, синева леса и облачное небо. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Вот кого рисовать-то.
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Художник создал картину о революции, которая стала своего рода полотном историческим, хотя средства, которыми он пользуется, совсем не те, что раньше, когда писал он документально-исторические сцены первых дней свержения царизма.
Однако в итоге получилось так, что некрасовский однотомник изданный лишь в 1920 году, вышел вообще без иллюстраций. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно.
Но и в этом случае сила их таланта делает иллюзию не менее реальной, позволяя ощутить невидимый дух времени. И. Шаляпин». Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств.
Вместе с семьей отправляется в Париж. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Работа была заказной. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку».
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей. Искусство требует всей жизни.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Но бодрость не покидала его. Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал.
Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Любовь к ней отражается в каждой работе.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Островского, рассказывающим о мире, который был так хорошо знаком художнику. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Но тем живее работало воображение. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). В 2011 году тогдашний владелец картины представил еевМосковском клубе коллекционеров. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Я. Билибин, 1901).
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов непопадала. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
В этом он находил свое спасение. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Позднее его учителем стал художник П. А. Власов, выпускник Академии художеств и воспитанник В. Г. Перова и П. П. Чистякова. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова.
М. Г. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. Парадокс. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Только щеки да нос краснеют». Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Что это за город. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина.
А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения).
Болезнь прогрессировала. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову).
Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке.
А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. В 1916 году наступил полный паралич ног. Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»).
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Отца своего он почти совсем не помнил. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Возможно. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.
И построением композиции и смелой, непринуждённой манерой письма Кустодиев подчёркивает настроение творческой атмосферы, царящей в мастерской Матэ, отдававшего себя полностью искусству и своим ученикам. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Когда мы готовили выставку, случилась одна из таких историй, которые нарочно невозможно придумать.
Чертовски трудно. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Будто впервые. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Какова шуба на нем. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.
Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3.
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Крестьянский, мещанский, купеческий быт, всё это перетекало в его картины, а также различные народные праздники, гуляния, ярмарки, которые и без красок известны своим ярким колором, пёстрыми цветами. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Это собирательный образ России. Написанные яркими красками разноцветные балаганы, торговые палатки, карусели, нарядные тройки, катания с гор создают радостное, мажорное настроение.
Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую сказку о провинциальной русской жизни. К этому времени у них уже родился сын. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). А шуба. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Кустодиев.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Болезнь прогрессировала и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.