Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города.
Не отказывается он от участия и в самой войне. Художник работал над фреской четыре года — с 1537 по 1541. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Sinus – это также свисающая у шеи складка тоги, которая использовалась в качестве кармана. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. В списках «Откровения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен одни погружены до пояса, другие — по грудь и лишь третьи — по шею», в зависимости от степени их вины. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Он показывает Свои раны: Его мантия приспущена, обнажая Его тело справа.
Михаила. Однако в общем плане композиции «Страшного суда» есть важное расхождение, связанное со смешением Второго Пришествия Христа со Страшный судом, которые различаются в византийском искусстве (собор Андреевского скита на Святой Горе Афон Лавра прп. Ниже Христа — судьи мира, пишется престол.
За апостолами ангелы — стражи небесные. апостолом Иоанном Богословом в страшное время преследования христиан, — исходит меч. Но и это ещё не всё. Слева от Христа— святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Объяснение напрашивается само собой.
Небо. 25, 31-32) и свершится суд: оправданные станут по правую руку от судьи (счастливая сторона), осуждённые – по левую (Матф. Этот образ происходит от притчи о БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ (Лк., 16:23), в которой богач в Аду взглянул вверх и увидел вдали Авраама и Лазаря in sinus ejus. Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. Рассмотрим иконографическое решение изображения «Страшного суда»: в центре композиции изображается Христос — судья мира. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.
– Несомненно изображение должно напоминать не только о земной жизни Спасителя, Его страданиях и смерти, оно должно указывать и на славу Его, «высоту Бога Слова». Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
В море, окружающем землю, плавают рыбы. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Справа от Христа— святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Образ «Ветхого денми» для изображения Бога Отца стал использоваться с XI века.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
На росписи размером около 200 кв. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Я уже говорила об этом.
И речь не идет об эстетическом выражении, об эстетическом восприятии этого искусства. Погляди на него, когда он в движении, когда он прыгает, борется, кидает копьё, пашет, вздымает ношу: вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью. Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. В XVIII веке эти элементы иконографии отодвигают на второй план священные образы. Очевидно, что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в состоянии возбуждения. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце.
В композицию «Страшного суда» привносятся и другие детали. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы.
Да, западное искусство вызывает восхищение – но это чисто эстетическое удовольствие. Иконографическая схема формируется в Византии к 11 в. и оттуда распространяется на Италию (мозаика собора в Торчелло, 12 в. ), на южнославянский мир и на Русь (фрески Дмитриевского собора во Владимире, 12 в. и Успенского собора во Владимире, нач. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.
Огненный поток известен по так называемому апокрифу «Откровение пресвятой Богородицы». Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. В последних Христос изображен как Судья, восседающий на троне. В красоте орнаментов резных иконостасов восприятие иконы отступает на второй план. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Наиболее выдающиеся примеры храмов с композицией «Страшного суда» школы Рашки – это монастырские соборы: Великой Успенской Лавры Студеница (80-е, 90-е гг.
Тем самым им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. И по ним можно судить о жизни людей того времени. Мы недооцениваем свою роль в этом мире, недооцениваем свое призвание.
Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Здесь Он выступает в роли Судьи. Место конклава. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину.
Эти образы могут отличаться изяществом, красотой форм, но они «заземляют» священный образ, переносят его в другую плоскость. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. И все же. Назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», – то есть он был очень бедным человеком.
музыкальный инструмент из бараньего рога). Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Искусствовед В. Н. Над своей грандиозной работой Микеланджело трудился более пяти лет. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. Вот об этом нас спросят. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII.
Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной.
24, 30-31 труба – несомненно, шофар, т. е. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Некоторые признаки развития картины «Страшного суда» обнаруживаются лишь в памятниках XV-XVIII веков. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
в западноевропейской иконографии С. с. архангела Михаила, держащего весы). На парусах и арках помещены сцены небесного мира некоторые из них не совсем обычны, как, например изображение трех мужчин, несущих на плечах Ковчег Завета в Храм царя Соломона.
24, 29 и Апок. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. См. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда.
– Причиной превращения «Ветхого денми» (Ветхого днями) в иконографию Бога Отца является неоднозначность текста видения пророка Даниила, который после описания «Ветхого денми» как седовласого старца пишет: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Покровским. Исходя из того, что Сын Человеческий – Иисус Христос – подводится к «Ветхому денми», последний стал пониматься именно как Бог Отец. напоили ли жаждущего. Позднее, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335-1350 г. ), все грешники и виды грехов поименованы. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Часто на изображениях этой сцены присутствует Св. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.
Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства.
Что мог Микеланджело. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). 15 в. ) и в искусстве готики и раннего Ренессанса и в русской иконе 16-17 вв.
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. (Библия короля Якова использовав в данном случае слово bosom, теперь вышедшее из употребления в этом смысле, пустила в ход выражение в лоне Авраама, означающее на небесах. ) Ранняя ренессансная живопись изображает небо в виде готической церкви или радуги, возможно, с Петром у врат, приглашающим новоприбывших.
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Связь старинной письменности искусства подмечена еще учеными прошлых веков — Ф. И. До XI столетия территория Западной Европы — часть единого религиозного христианского мира. Михаил (архангел), с крыльями и одетый в воинские доспехи, держит весы. – Какие-то бытовые детали в росписи XVII века уже появляются.
Необходимо отметить важную особенность изображений «Страшного суда»: они создаются не для того, чтобы запугать человека, но призваны заставить задуматься его над своими грехами не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики.
Из примеров изображения «Страшного суда» в монументальной живописи Запада назовем лишь некоторые: росписи в церкви святого Георгия в Оберцелле на наружной стене апсиды, в монастыре Донна Регина в Неаполе (1293 г. ), в церкви Сан Пабло в Касересе (около 1200 г. ), во флорентийском баптистерии (1225-1228 гг. ). Эти звери символизируют «погибельные царства» — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское или антихристово. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет. Фреска поражает монументальностью и размахом.
Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Прим. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ.
Св. 25: 34 – 46).
«Страшный суд» на южной стене пизанского Кампо Санто (вторая половина XIV в. ), наконец, произведение Микеланджело на восточной стене Сикстинской капеллы. здесь).
Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией. Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Варфоломея (На фреске Св.
Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. В этом стиле созданы прекрасные произведения искусства и архитектурные сооружения. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Так параллельно с византийским искусством формировалось иконография «Страшного суда» в христианских странах Закавказья: от эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция (первая четверть XIII в. ).
Вот таким образом, когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, он разрушал мозжечок. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. пригласили ли странника к себе в дом, одели ли нагого, посетили ли больного и тех, кто в темнице. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Сама манера изображения Сына Человеческого должна отражать Его Божественную славу.
абстрактное рассуждения и не видно попытки цельного и всестороннего раскрытия идеи. Почти во всех случаях «Страшный суд» изображается в нартексе. А дух человеческий от Бога исходит. «Апокалипсис» говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии, картина грядущего становится вполне наглядной. — благодарение) благочестия церковного народа.
При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело8. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Правой рукой он благословляет праведников, а левой — отстраняет грешников. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
Условно именуемые по франкским династиям меровингская (по VIII век) и каролингская эпохи составляют дороманский период, за которым следует оттоновская эпоха (X- начало XI вв. ), начинающая периодом романики как первый период сложившегося, вполне целостного западноевропейского церковного искусства, в то же время последний период на Западе, когда изобразительное искусство следовало православным традициям. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Изображение «Христа во славе» помещено в центре, по сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, просящие за грешников.
Византийская основа сюжета «Страшного суда» сохранилась в неприкосновенной целости в древних памятниках искусства, не видно здесь серьезных попыток не только в развитии идеи, но даже к видоизменению готовой схемы. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». XII в. ), монастырей Жича (XIII в. ), Милешева (около 1234 г. ) и Сопочан (1272-1276 гг. ). Выслушав все это, Микеланджело тут же, по горячим следам, нарисовал судью душ Миноса в образе Бьяджо с ослиными ушами. Троицкий собор – главный храм монастыря.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Наше искусство более глубоко, более высокого духа. В нем предписывается представлять Христа в человеческом виде. Ипатьевский монастырь – жемчужина Костромы.
Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Только ответить своим искусством. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. К тому же, у художника были серьёзные проблемы со здоровьем: он страдал от артрита, мигрени, невралгии, у него болели зубы. Западные учения «более затемняли, чем уясняли евангельское учение о Страшном суде», т. е. 7: 13).
Ад изображается в виде «гиенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана — господин ада, с душой Иуды в руках. Христос, окруженный сиянием, часто восседает на троне или на радуге. Говоря об уместности в часовне обнаженных тел изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела, созданного Богом, это свидетельство его красоты. Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду. Варфоломея кожи. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
При этом мрачное лицо самого Микеланджело проглядывает из складок куска человеческой кожи в руках св. Ис. Буслаевым, Н. В.
Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Не отказывается он от участия и в самой войне. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. – Прежде всего, очень глубокому отношению к жизни. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых».
Чтобы не отвлекаться на мирские проблемы, он жил в безбрачии. Микеланджело верил в Бога, но он верил и в свободную мысль человека, в его физическую мощь и красоту. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Часто справа от Него находится Дева Мария, а слева — Св. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов.
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро. В вечности обнажается вся правда о нас самих.
Нас спросят: накормили ли мы голодного. Михаил и взвешивание душ. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Основу работы Микеланджело «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером.
Учение Церкви выражается не только в сюжете, но также и в том, как этот сюжет передается. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. 13, 2-9 Иезек. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях.
Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
По словам святого Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. Левой же рукой, обращенной ладонью вниз, Он отвергает грешников. Длина изображения почти полтора метра.
6, 12-14), от престола судьи льётся огненная река (Дан. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Ниже показано, как от звуков труб ангелов разверзаются могилы и оттуда восстают мертвецы. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Именно в нем была выражена Иисусом тайна видимости невидимого.
Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Размер росписи 1370 x 1220 см. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена.
Петр, который держит ключи от райских врат и пропускает туда праведников. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21».
Демон может пытаться перетянуть чашу весов – популярный мотив в нидерландской живописи. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. 30, 3 и др. ). Вознесенная на небо душа Феодоры видит Небесный Иерусалим, а также мучения грешников.
Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Зачастую вокруг Христа изображены другие ангелы, несущие атрибуты страстей Господних. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
И мы должны в течение своей жизни создать из себя икону – идеальный образ Божий. Екатерины в Синае (XVI в. ), в Румынии — монастырь Воронец в Буковине (1547 г. ), в Сербии — монастырь Крушедол (XVII в. ). Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Иконописное наследие изображения «Страшного суда» граничит с рядом фресок в Египте — монастырь св. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо).
Исключение составляет знаменитая роспись Кахрие — Джами, где композиция «Суда» помещается на своде придела в центральной части исполненная на темном фоне. Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать. И снова Микеланджело постигло разочарование. Не отказывается он от участия и в самой войне. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах.
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Главный столичный ансамбль – монастырь Хора (Кахрие-Джами, 1321г. ), по которому можно судить о восприятии греческими мастерами темы конца времен. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. — тысячелетие) толкам. Это, прежде всего, критская школа иконописи и Афон.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта и Чезена должен сам договориться с Микеланджело14. 5.
Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз.
Икона «утопает» в причудливом, пышном обрамлении. Душа праведника обычно тяжелая: фигура может стоять на коленях и молиться. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы. Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» — огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы.
Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. 1514—1519). Работам сербских живописцев свойственна монументальность.
Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Книга «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова» и многочисленные Апокрифы своими таинственными символами и загадочными образами, сильно воспламеняло воображение и мысль, давали пищу хилиастическим (греч. Он работал во многих городах: в Суздале, Ярославле, Переславле-Залесском, Тутаеве. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Самая главная икона – это человек.
Отметим некоторые ренессансные фрески, например, сюда можно отнести произведение Джотто переходной эпохи в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1305 г. ). Те же процессы наблюдаются в иконе. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. В разработанной форме иконография «Страшного суда» основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях св. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Здесь нет места торжеству и ликованию Радость праведников, приближенных к Христу, тонет в круговороте тел, где даже отправляющиеся в рай кажутся ошарашенными и напуганными.
«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Познее здесь изображли Левиафана, мифическое животное, в котором соединены черты дракона и морского змея (собор в Ватопеде, XIV в. ). 25, 34-46).
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Рай бывает представлен несколькими сюжетами: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам изображение врат рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключом от рая в руке. (ср. : Мф. Он построил крайне динамичное вращательное движение из массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, центром которого стал Христос-Судия.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. В первые века часто прибегали к символическим изображениям Господа в виде рыбы, агнца. она подвергается различным модификациям, но лишь Микеланджело (фреска Сикстинской капеллы) порвал с традицией, подчинив тему своим собственным идеалам – титаническому гневу Христа на человечество отвечает столь же титаническое отчаяние человечества. 13, 30 25, 32-33 и др. ).
Афанасия). Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Он особым образом связан с русской историей. Благодаря этому юный художник был с детства окружён произведениями античного искусства, присутствовал при философских диспутах флорентийской Платоновской академии. Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией» и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих».
1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом и посоветовал самому договариваться с художником. Требовательному отношению к себе. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. 2. В кремле Ростова Великого – Успенскую и Воскресенскую церковь.
Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Причем не черти, не иная темная сила, а сами грешники, скатываясь, тянут друг друга вниз, в бездну огненной геенны. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Отчетливое деление сцены «Страшного суда» на две части, сопоставление светлых и темных участков росписи напоминают о действительном разделении мира после Второго пришествия.
По мере усиления эсхатологических интересов (отразившихся, например, в ветхозаветной Книге Даниила, 2 в. до н. э. ) и распространения веры в воскресение мёртвых день Яхве всё более отчётливо понимается как С. с. В новозаветных текстах неоднократно описывается, чаще всего в аллегорической форме, конечное отделение злых людей от добрых (козлов от овец, плевелов от пшеницы, Матф. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Он больше похож на Геракла или Аполлона. Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд».
Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение.
По силе впечатления эта картина напоминает музыкальную симфонию со звучным финалом. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Это слово означает также полу. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. 1200 г. ). Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру.
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Хотя мог бы, как его отец или брат, заняться торговлей, поскольку был из купеческого рода. Отцы Собора говорят о древних символах как об этапе, уже пройденном Церковью.
Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. Вверху — ангел, сворачивающий небо. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). XVI век представляет блестящую эпоху в живописи Афона.
Ниже — Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся о спасении душ, позади них апостолы и святые. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Легче же ничего не делать, ничего не знать, быть слабенькими, ни за что не отвечать. Отцов (Ефрема Сирина, Палладия Мниха, Кирилла Александрийского), «Жития Василия Нового» и других произведениях византийской литературы, а так же в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.
Немаловажным является и отношение эпохи к сюжетной стороне «Страшного суда» в монументальной живописи, которая через свои зримые образы должна была доносить наиболее важные положения христианского вероучения. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Эти образы были систематизированы и приведены в связную, наглядную картину раннехристианскими и средневековыми писателями, среди которых особую роль сыграл Ефрем Сирин (4 в. ): земля и море, звери, птицы, рыбы и гроба отдают назад поглощённые ими тела мертвецов человек, очнувшийся от смертного сна, со страхом видит грозную славу Христа и ждёт своего приговора раскрываются книги, символизирующие полноту знания бога обо всём содеянном и выстраданном людьми (этот мотив есть уже в Книге Даниила, 7, 10 по некоторым апокрифическим верcиям, эту всеобъемлющую мировую хронику ведёт вознесённый на небеса Енох) праведники, приветствуемые ангелами, шествуют в рай, между тем как грешники насильно увлекаемы глумливыми бесами в ад. Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы.
Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Руководством к уразумению этого писания на востоке, был Андрей Кесарийский (IV в. ), от толкований которого во многом зависело понимание текста, отразившееся в иконографии «Страшного суда». Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Изображение «Страшного суда» показывает грядущий конец мира — вселенский Страшный суд, который будет осуществлён Иисусом Христом во время Его Второго пришествия. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой.
Видение пророка Даниила (Дан. 10-12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». На каждой чаше маленькая обнаженная фигура – человеческая душа. Дело в том, что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими частями тела. Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию и теми, кто считал художника гением.
Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
Важным является указание на место расположения композиций «Страшного суда» – как правило, западная стена, либо нартекс. Ктиторами обители были Годуновы, здесь находилась их родовая усыпальница.
Так же, как и рыба, агнец означал не только Самого Спасителя, но и христианина вообще. Работа Микеланджело «Страшный суд», ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике. 7, 10). Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Общепринятая версия, особенно любимая художниками Северной Европы изображает сад. Как бы то ни было, после реставрации фрески Микеланджело поразили публику и исследователей своей яркостью и насыщенностью цветов.
Справа от Христа — праведники, слева — грешники. рис. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций «Страшного суда», было «Житие Василия Нового» (Х в. ), в котором содержится рассказ о видении рая и ада благочестивой Феодорой.
Это правило касается изображения Господа Иисуса Христа. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Надо отметить, что литература запада «скуднее», чем литература Востока в развитии темы «Страшного суда», которая не выходит из схемы. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.
Искусствовед В. Н. Богословское основание пространственных представлений эпохи и религиозного сознания отражаются в иконографии «Страшного суда». И самое мрачное, контрастное с ним место — правая створка, где грешники ввергаются в адову пасть. Св. В ветхозаветной традиции получила развитие идея дня Яхве – полного и окончательного торжества Яхве над своими врагами на земле (ср.
Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. – Бог Отец – первая Ипостась Пресвятой Троицы – не изобразим вообще. Микеланджело, в некотором отношении, мог чувствовать себя потерявшим всю свою силу и власть.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда.
рис. ). Эта внешняя сила, увлекающая фигуры и которой они не могут противостоять, так велика, что персонажи утрачивают свою красоту, гармония лишений нарушена преувеличенно мощными мышцами и телами их резкие жесты полны отчаяния. Композиция делится на два яруса, В верхней части, охваченной огненным сиянием, Христос-Судия восседает на радуге.
И правилами православных соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца, также как и Святого Духа в виде голубя (кроме иконы Богоявления). Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа.
Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Ему не удалось создать цельной сцены. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Иоанн Креститель. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. 1: 18), вот таким образом образом (по-гречески – иконой) Бога Отца является Сын Божий Иисус Христос. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и в городе вновь восстановили республику.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Парящие вокруг него ангелы трубят в трубы, пробуждая души к суду. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Известны своим изображением «Страшного суда»: церковь Сант-Анжело-ин-Формис в Капуа (последняя четверть XII века), также грандиозные мозаики базилики Торчелло в Венеции (ок.
За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». 3.
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. – Русское барокко – замечательное явление. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине.
82-е правило Собора раскрывает содержание священного образа так, как понимает его Церковь. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Примечание. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Над ним на радуге восседает Христос из уст которого, согласно тексту «Апокалипсиса» — одной из древнейших книг Нового завета (дословно — «Откровения»), написанной, как гласит христианская традиция, Св.
Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Мы же созданы по образу и подобию Божию.
Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. События того времени, особенно усиление протестантизма и губительное действие Реформации – усиливали эмоциональную интоксикацию Микеланджело.
Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Это граничит с тем, что, в качестве временного интервала, Микеланджело выбрал не конец, а начало данного действа.
Во время Второго пришествия нас не спросят, как строго мы постились, сколько бдений совершали, как много поклонов положили. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Под апостолами — народы идут на суд. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста.
Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Сфера деятельности души – интеллектуальное, эстетическое постижение мира. По мнению Н. В. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции.
Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Торжественность и необратимость происходящего здесь сливаются в единый смысловой аккорд.