Автопортрет, написанный в 1645 году после возвращения из Италии, где Веласкес изучал античную живопись и скульптуру, копировал картины Микеланджело.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Одна из самых знаменитых картин Веласкеса — «Сдача Бреды» — посвящена подлинному историческому эпизоду — захвату испанской армией нидерландской крепости Бреды.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Ему 57 лет. Веласкес правдиво воссоздавал окружавший его мир и он сумел воплотить в возвышенные образцы искусства сюжеты, считавшиеся до него недостойными кисти художника в силу ложного представления о живописи, которая якобы должна отображать лишь «благородное».
В 1618 году Веласкес женится на дочери своего учителя Франсиско Пачеко Хуане. Композиционное решение картины создает впечатление сиюминутности события, цветовая гамма насыщенная и богатая. А может быть, он показывает, что они свободны и счастливы настолько, что могут не стремиться соответствовать жёстким требованиям этикета. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон).
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Изображает сцену передачи ключей от города. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Оно проявляется во многих его работах. Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика.
На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Сквозь шутовскую личину великий мастер смог разглядеть и показать духовный мир обиженных природой людей изобразив их без тени насмешки, с простотой и тактом.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. В 1649 г. Веласкес второй раз отправляется в Италию с целью привлечения мастеров фресковой живописи для работы в Испании и закупки произведений искусства. Между художниками установились дружеские отношения.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко.
Даже не так. Каждый образ на редкость красноречив. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Однако этот сюжет он изобразил только на заднем плане черпая вдохновение из жизни, он дал нам то, что Ортега-и-Гассет назвал «логарифмом действительности»: фигуры занятых работой прях на переднем плане. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо).
Оба полководца окружены своими соратниками. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из Метаморфоз Овидия. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Все это коренным образом изменило подход к пониманию живописи. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).
Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. А когда ему предлагали для картин религиозные сюжеты, он отходил от традиции. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня.
В картине присутствуют два плана. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. Теперь художника влекла Италия. Там была написана «Кузнеца Вулкана», манера письма приобретает большую свободу, богатство и красочность.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Здесь он изображен в полной достоинства спокойной и уверенной позе.
В 1622 году Веласкес впервые посетил Мадрид, чтобы увидеть его художественные сокровища и завести полезные знакомства. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Его учителями были Франсиско Эррера Старший и Франсиско Пачеко. И нет этому конца и нет покоя. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Мы наблюдаем это и в картине «Пряхи», в которой свету с его великолепной игрой принадлежит первостепенная роль. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо).
Картина необыкновенно характерна для виртуозной манеры Веласкеса – особенно это проявляется в том, как он создает ослепительную гамму красных тонов. Своей картиной художник как бы преподает урок «порядочности» и душевного благородства.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Ввиду исполнения обязанностей главного художника при королевском дворе, большинство его работ стали известны значительно позднее времени своего создания. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Разумеется, нет. Веласкес картины писал в особенной манере. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. На втором показана мастерская художника.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Рядом с этой картиной во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде висит несколько портретов всадников.
получает пост гофмаршала – высший ранг испанского королевского двора. Большую часть живописных полотен было представлено Рубенсом. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627).
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
В 1650г. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. В картине «Вакх» ярко проявляется влияние Питера Пауля Рубенса, который в 1628 г. находился с дипломатической миссией при испанском дворе.
Процесс захвата и присоединения земель происходил настолько быстро, что удерживать над ними контроль стало большой проблемой и главнейшей задачей Габсбургов. Веласкес Диего, великий испанский художник. Веласкес написал портреты королевской семьи в охотничьих костюмах а так же изображения греческих философов («Эзоп» и «Менипп»).
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Очень интересен автопортрет Веласкеса, являющийся деталью картины. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Они развешаны на обеих видимых зрителю стенах ателье, над дверьми, в простенках между окнами и подвернуто выделенные прямоугольниками черных рам. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. В1623 году Веласкес отправляется в Мадрид.
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Каганэ. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Его картины очень многоплановы. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую втридцатилетней войне, осадил крепость. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. На задней стене комнаты висят две картины.
Собрание портретов исполненных Веласкесом, — это замечательная галерея, в которой представлены все слои общества: король Филипп IV и его две жены — Изабелла Бурбонская и Марианна Австрийская, принцы и принцессы от обоих королевских браков, два брата Филиппа IV, художники, поэты и придворные и наряду с ними — простолюдины, кухарки, продавцы воды на улицах, женщины за работой, шуты, карлики, слабоумные Богатство оттенков его красок постепенно увеличивалось, пока они не достигли спокойной и утонченной гармонии, как, например, в розовато-серебристых тонах портрета Филиппа IV, хранящегося в коллекции Фрика (США) или в портретах детей (Венский музей). Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Пейзаж, хмурый и тревожный, создаёт атмосферу нестабильности и неопределённости. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. На задней стене комнаты висят две картины. Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего таланта, в годы, когда современники стали называть Веласкеса «художником Истины». Веласкес запечатлел момент, когда победитель принимает символические «ключи города» из рук побежденного.
Ничуть не бывало. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Так же для этого замка была написана картина «Марс» и портреты придворных шутов и карликов. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Она очень мила. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности.
Именно вот таким образом Веласкеса понимают и любят люди всех рас и сословий. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Итак, время действия – 1656 год.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В 1617 получил звание мастера. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
И почти невероятным. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. Самый великий художник испанской школы родился в Севилье в 1599. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Они изображены на переднем плане, в центре картины. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Может быть, он забыл о работе. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
«бодегон»). К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). С 1622 года он возглавил правительство. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. А почему в мастерской находится инфанта.
Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Непосредственной причиной смерти называют переутомление, связанное с подготовкой поездки на Пиренеи, куда король Филипп IV должен был отправится для церемонии вручения инфанты Марии Терезы в супруги французкому королю.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Веласкес скончался в возрасте 61 года. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Помимо колоний в Европе, Испания владычествовала над территориями, расположенными на американских континентах, в Африке, Азии и Океании. В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи.
Веласкес считал достойным художественного воплощения все, что человек видит вокруг себя. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Это единственный достоверно подтвержденный автопортрет художника. Это период, когда Испания правила миром.
Крайнее самолюбие выражено на его лице. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Художник и здесь выступает как гуманист. Его изображение — само воплощение вечных сил природы — усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности.
Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни.
С неё было сразу же сделано несколько копий. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
На это указывает отражение в зеркале. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Весной 1623 г. Веласкес был приглашен ко двору влиятельным премьер-министром, графом-герцогом Оливаресом и получил свою первую комиссию за портрет Филиппа IV. Естественно, Веласкес без колебаний принял это предложение.
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Но прежде всего Веласкес – художник.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Веласкес провел при дворе Филиппа IV 37 лет.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Как подтверждают новейшие исследования, основой для сюжета послужила притча Овидия о споре пряхи Арахны с богиней Афиной.
Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. 1625 год.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Вероятно. В охотничьих портретах Веласкес достигает светового единства первого и второго планов, хотя до конца они еще не объединены.
Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Вместе с многочисленными портретами художник создает несколько больших композиций «Вакх», «Кузнеца Вулкана», «Сдача Бреды». Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Луки. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
В левой части картины изображен сам художник. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге находятся три полотна художника, у одного из которых спорная атрибуция. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
В следующем году художник был призван ко двору короля Филиппа IV главой правительства Испании, первым министром, герцогом Оливаресом. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Этого абсолютно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи.
Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Веласкес был избран членом Академии св. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. В этом заключался его великий подвиг и благодаря этому его творения живут до сих пор.
Почему эти женщины в простых платьях, без красивых корсетов, кринолинов и плоёных воротников. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Картина «Менины» – групповой портрет в центре которого инфанта Маргарита в окружении фрейлин. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Куда больше распространены две другие точки зрения. Его жизнь протекала без приключений. Его одежда проста и не имела никаких украшений.
Бодегоносы – жанровые сцены и натюрморты были очень популярны в Испании, но именно Веласкес сумел наполнить характеры своих персонажей внутренним величием и достоинством. Впоследствии оно только увеличивалось. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. В 1834-1835 гг. Общение с Рубенсом оказало сильное влияние на Веласкеса. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.
В интерьере Менин не случайно такую важную роль играют картины. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Портрет написан в традиционном жанре придворного портрета.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. В картине явно читаются три плана – на переднем, более темном, работают пряхи, на втором – в арке – придворные дамы рассматривают сотканный ковер, а третий – собственно, само сотканное полотно, на котором изображен миф о пряхе Арахне, превзошедшей своим искусством саму богиню Афину и жестоко наказанная ею. Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт.
Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.
«Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. С этого момента Веласкес становится придворным живописцем. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков.
По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.
Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. До 1623 работал в Севилье. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. И в этом особенный трагизм. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В этих работах, с их глубокими далями, сочными тонами неба, уходящими к горизонту рощами Пардо и покрытыми снегом горами вокруг Мадрида, Веласкес выступает предтечей современных пейзажистов.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Изображения животных и сцены охоты заказаны Паулю де Фоссу и Питеру Снайдерсу.
На переднем плане – несколько работниц. Сегодня большинство его картин находится в мадридском музее Прадо, они всемирно известны и получили широкое признание благодаря различным публикациям. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Через несколько лет имя Веласкеса становится широко известным в Севилье.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Высокопоставленный придворный, дворянин, род которого по линии отца начинается с Энея Сильвия, бывшего внуком прародителя римлян, рыцарь, умнейший человек. Ему дорого их здоровье и самочувствие. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ).
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Не смотря на необходимость совмещать живопись с многочисленными обязанностями по сопровождению короля в поездках и подготовке визитов монархов в этот период были написаны наиболее зрелые и глубокие по содержанию картины «Менины» и «Миф об Арахне». Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины.
Есть и философские интерпретации. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Например, в картине «Христос у Марии и Марфы» главной темой стала не евангельская притча, а изображение прозаической кухни библейский же сюжет, низведенный до вполне человеческих масштабов, отошел на задний план. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. Расскажем немного об истории картины. Детство Веласкеса было достаточно обеспеченным, он смог получить хорошее образование.
Однако, в двенадцатилетнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам.