Первый автопортрет Тинторетто создал в 1547 году. Не менее известным стал и автопортрет Тинторетто, выполненный с тем же мастерством. Первый автопортрет Тинторетто создал в 1547 году. Не менее известным стал и автопортрет Тинторетто, выполненный с тем же мастерством.
И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик».
Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Марке («Похищение тела св. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок.
Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Он был сыном красильщика шелка. В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. «Живопись Тинторетто изумительна. Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями.
С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Полотно было заказано Братством св.
Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». Веронезе. Рох в госпитале». Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. До нас дошло около трехсот работ — алтарных картин, настенных панно, плафонов, портретов, которые большинство современных исследователей связывает с его именем. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину.
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Холст, масло. Якопо Тинторетто Автопортрет (около 1588) Холст, масло. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Возрождение, маньеризм. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Картину «Чудо Св.
Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого. Подобная замкнутость окрашивалась оттенком меланхолии, заставляя угадывать настроение и причину глубоких размышлений героя картины. Как отмечают ценители, прозрачные силуэты на заднем плане придают ощущение легкости и одухотворенности. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал.
В центре на потолке Святой Рох во славе. Однако три главных помещения Скуолы — огромный Нижний зал с эффектной лестницей, ведущей на второй этаж, столь же обширный и очень нарядный Верхний зал, а также примыкающий к нему под прямым углом несколько меньший по размерам зал Альберго еще не имели живописного декора. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Венецианская школа.
В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. На фоне этого сияния, в непосредственной близости от нас, у нижнего края картины предстает группа близких Христа, окруживших теряющую сознание Марию лишь юный Иоанн, запрокинув голову, в отчаянии смотрит на распятого Учителя. Центральную работу окружают картины, символизирующие 5 остальных больших венецианских скуол, аллегорические изображения четырёх времен года, человеческих достоинств и добродетелей. Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно этого зала Распятие, которое и находится прямо перед входом. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Тинторетто был исключительно плодовитым художником и не удивительно, что его работы можно встретить в музеях и частных собраниях во всех концах света.
Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где чтонибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров».
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. 1550 — 1635 гг. ).
1585). В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». У кого Якопо учился дальше не известно. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
По желанию св. Но к ней следует относиться осторожно. Марка. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. С помощью сетки рисунки переносились на холст в увеличенном виде и фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Сам масштаб его творческой деятельности в эти годы, новизна решения традиционных тем поразительны.
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Италия.
Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Стремительное перспективное сокращение отодвигает в недоступную для нас глубину сидящих во главе стола Христа и Марию, в то время как вещественно и энергично обозначена обыденная реальность — стоящие на первом плане кувшины с вином, перегнувшаяся через стол служанка в сине-красном одеянии.
Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Известно, что Тинторетто был музыкально одарен, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать музыкальнодраматические инсценировки. Документов, удостоверяющих факт его рождения, не сохранилось и эту дату определяют приблизительно исходя из даты кончины. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore).
С его именем связывается не менее сорока портретов, самые ранние из которых относятся к концу 1540-х годов, самые поздние — к 1580-м. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Скорее всего, эта, не подтвержденная документально история, не является достоверной или сильно преувеличена.
Рох в госпитале». Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. 62 x 52 смЛувр, Париж, Франция «Автопортрет», написанный семидесятилетним художником, производит глубокое впечатление. Заказы он выполнял с увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Библейское повествование о нескромных старцах, подглядывавших за купающейся Сусанной, предстает здесь как волшебная феерия света источником которого кажется прекрасное обнаженное тело сидящей у воды женщины.
Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. 542 x 440 см.
Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Но линия такой толщины уже не линия. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Наверное именно это сочетание и позволило добиться ему таких высот. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Слева от входа расположен Христос перед Пилатом (1566-1567), справа – Восхождение на Голгофу.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Школы существовали на добровольные пожертвования.
Роха во славе.
Зрелого мужчину, реалистично представленного в позе благочестивой сосредоточенности на портрете, датируемом 1573 годом, некоторые исследователи считают изображением одного из выдающихся деятелей Скуолы, может быть, даже самого Тинторетто. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Это движение начинается от нижнего правого угла композиции, где опустившийся на колени Христос омывает ноги одному из апостолов.
Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
В том же году художник становится членом братства. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. О предках художника почти ничего не известно. Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.
Бывало, что в качестве оплаты он просил у заказчика только холст и краски, чтобы иметь возможность выполнить работу. В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578). Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
«Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства).
19. Он написал для Братства св. Центром второй части является св. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Рох во славе». Рох во славе». Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. «поэзий».
Тинторетто был ведущим представителем итальянского маньеризма. Хорошо творчество итальянского живописца представлено, например, в мадридском музее Прадо и в венском Художественно — историческом музее. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои».
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. происходящих внутри. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей).
Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Скуола Сан Рокко. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой.
Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
В том же году художник становится членом братства. Марка»). В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Среди ее членов было немало влиятельных и состоятельных людей, вот таким образом только она, вслед за Скуола ди Сан Марко владела большим двухэтажным зданием, строительство которого было завершено в 1542 году архитектором Антонио Скарпаньино. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
Фаустина, будучи более высокого происхождения, повлияла на изменение внешнего облика художника. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Венеция. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку.
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Это произведение «Битва при Заре» (ок. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Марка». Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины.
Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Т. е, это уже опосредованная информация.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Распространенный сюжет из Библии. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Именно с нее началось признание Тинторетто.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Только теперь, через некоторое время, можно попытаться как-то осознать увиденное.
В «Спасении св. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Тинторетто отличался крайним бескорыстием.
Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Наряду с многочисленными заказами от церквей Тинторетто выполняет многочисленные частные заказы, пишет плафоны и композиции на темы, заимствованные из античных мифов, средневековых легенд и библейских текстов для украшения интерьеров венецианских домов.
Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Сам Ридольфи не мог быть знаком с Тинторетто, т. к в момент смерти художника ему едва исполнилось два месяца. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Когда видишь эти творения все вместе, эмоции зашкаливают и голова идёт кругом.
Живописное наследие Тинторетто огромно. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.
Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Возможно и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. Главным девизом работы Тинторетто был лозунг: "Рисунок Микеланджело, колорит Тициана".
Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Иосиф плот- ничает снаружи, не подозревая о драматических событиях.
Вероятно, по этой причине, сам того не желая, Тициан оказал прямое воздействие на ранний этап творчества Тинторетто. Эта группа составляет самостоятельную композицию. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника.
«Распятие» – это действительно целый мир. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.
Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду.