Кто то мог бы сказать, ну зачем столько много автопортретов, не уж то Суриков так себя любил. «автопортрет» (1913), являющийся ныне ценным экспонатом Третьяковской галереи, по праву считается вершиной творчества позднего Сурикова. В более свободные периоды своей творческой жизни, Суриков писал портреты и очень часто обращался к написанию автопортретов, коих он написал за свою историю множество. Купить картину или постер "Автопортрет", художника Василия Сурикова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Картина Василия Сурикова Автопортрет: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
– допрашивали ее увещатели. Казнь стрельцов, ссылка Меншикова, пытка Морозовой. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Но видишь старуху со свечой в руке – последним даром Богу, в «Утре стрелецкой казни», вспоминаешь скорбное и умиротворенное лицо Марии Меншиковой, умирающей от чахотки с книгой Евангелия в руке, видишь перед собой лицо Морозовой, великое в своем религиозном экстазе и откровении и понимаешь, что для Сурикова в этих полотнах были важны не только оригинальность композиции изысканность колорита историческая достоверность. В то время Спиридонову было 82 года. И всегда – в контексте своего времени. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. В юности писал иконы по заказам. Нет явного унижения некогда могущественного царедворца в «Меншикове».
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Все это уходит как никчемное и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили», – вспоминал он позднее. Городок – старинная народная игра.
И вся композиция – Меншиков в ссылке – увиделась. Отчего это. И там же художник подчеркивал: «До середины XIX столетия были простые казаки, а с 30-х годов прошлого столетия был один атаман и многие сотники и есаулы». Иногда персонаж находился случайно.
Стрелец, сидящий в телеге спиной, – с крестьянина Саватеева. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. А император Петр писался с управляющего имением.
Сюжет – исторический, стиль – романтический, а каждая деталь – реалистична. И в то же время – как мягко, тонко передает он кровавые, унижающие человека трагедии. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Чистякова, Б. П.
И защитники и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, мыли в снегу. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. 1860-е гг. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти.
А художник Н. А. Богатов сделал по его просьбе глиняную маску Меншикова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Только случайность эта – закономерна, подготовлена предыдущей жизнью. А. Д. Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Широкими, пастозными, как бы втертыми мазками мастерски вылеплены формы.
Зимой этого же года, как пролог к «Царевне», он сделал портрет княгини Щербатовой в русском костюме. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Там, на картине, брат в легком армячке и в шапке другой.
«Царевну» он увидел за всенощной на праздник Покрова у Василия Блаженного в Москве в 1910г. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок. Марк Васильевич Суриков, дядя художника, бравый и смелый офицер, умер молодым, простудившись на параде в трескучие сибирские морозы.
Этюд к картине. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.
Это, как говорится, «чистый этюд», а не самостоятельный портрет. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Но в «Стрельцах» пахло кровью. Потом – в муках и радости – рождается картина. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Како крестишься и како молитву творишь. – «Когда б вы знали из какого сора» И стихи и картины иногда рождаются случайно. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Красоту ее принимал. Не удивительно, что героиней его последней законченной картины стала именно кроткая, набожная древнерусская красавица царевна, образ которой, по воспоминаниям современников, был навеян художнику книгой известного историка И. Забелина «Домашний быт русских цариц». «Женские лица русские я очень любил, неиспорченные ничем, нетронутые», – повторял Василий Суриков. Так что Стенька у Сурикова – это как минимум «два Савенкова».
Однако всерьез взялся за работу над картиной лишь в начале 1900-х гг. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. А вот в чем разночтений нет, так в его оценке. В приведенном выше письме В. И. Сурикова искусствоведу В. А. Никольскому есть фраза о происхождении рода Суриковых. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты.
Часть подготовительных этюдов была написана здесь же, в Москве. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Картина эта привиделась Сурикову. Полины Ивановны Щербатовой». Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра.
вимении H. Н. Дерягина в Тульской губернии. Кузьма Тимофеевич Шведов был высокого роста и ездил верхом всегда подбоченясь. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Так уже не раз бывало: вначале увидит, потом ищет «детали» – делает эскизы, этюды пейзажей интерьеров, портретные зарисовки. А уж образы собирались по всей Руси.
Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Весной 1911г. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Но обстоятельства оказались сильнее его.
Все это обливалось водой. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Вот боярыня и просит его:Миленький. Если композиция выстраивалась достаточно легко, то образ самого Стеньки давался с трудом, – он писал и переписывал его на протяжении десятилетия. Однако есть и живописный этюд 1898г., на котором изображен явно другой человек, моложе, с более крупными чертами лица, – также ставший «прототипом» полководца. В детские годы, в Красноярске, он ее видел. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург).
Там-то, на коне, нужно быть налегке. Но успел, по воспоминаниям художника, оказать на него большое влияние, читал ему книги, рассказывал разные истории, в том числе и о сибирском казачестве, о роде, к которому принадлежал мальчик по рождению. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Множество источников перечитал по истории стрелецкого бунта. 1902.
на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Свистунова, подарившей ему недолгую (она умерла в 1888г. ), но гармоничную и счастливую жизнь. Церковь раскололась. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой.
По приезде в Красноярск в 1898г. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей.
В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Поехал в имение Меншикова – в Клинском уезде. По преданию, в конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич полевал – грабил – в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны.
Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Он, кажется, всегда писал вне своего времени. Уже потом нам интересна история поиска «прототипа» для юродивого А что ж главное. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Страсти разгорались. Необходимо не просто оказаться в нужное время в нужном месте, но и быть готовым «поймать свой шанс». Суриков подхватил эту мысль.
По мнению исследователей творчества Сурикова, портрет написан скорее всего в 1887г. Набожная Анастасия беседовала с настоятельницей, а Галина и Василий Иванович пили чай. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Тогда все сбивалось в кучу. Картину «Степан Разин» Суриков задумал в 1887г., сразу после другой своей картины – «Боярыня Морозова».
Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. В углу иконы, зажженные лампады. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Низкая бревенчатая изба. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Датировка этого портрета брата сомнений не вызывает.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Гребнева. Кузнецова отправился в Петербург. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.
На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Суриков с сестрами Добринскими (с Анастасии Анатольевны он написал маслом чудесный портрет в родительском доме сестер на Пречистенке) бывал в Страстном монастыре. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Русский художник, мастер русской исторической картины соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. А возле ямы страж ходит.
Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. «Кто не видел казнь, тот ее не нарисует», – говорил Суриков. «А другую дочь – с барышни одной». В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ).
«А нравы жестокие были. Для нас могущество Сурикова как исторического живописца подчас заслоняет его портретное мастерство мы забываем, что оно лежит и в основе его исторических картин, где все лица найдены «на натуре». Конечно, ему везло. Автор портретов и пейзажей. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище.
Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. А лицо – то же – страстное, темпераментное, яростное Что-то в нем улавливаешь знакомое, то ли черты далеких потомков, ныне живущих. Солдатам, кажется, нет конца.
В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. С нее и начал писать. В. Суриков. В «Морозовой» – трагедия изгнания и надругания над верой, которой жила опальная боярыня, но невольно задаешься вопросом, рассматривая полотно, – унижена не Морозова, а ее преследователи и хулители.
А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Суриков рано понял, что кроме везении в жизни необходим постоянный и самоотверженный труд. Один из современников точно назвал этот цикл «лестницей религиозных чувств». С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». 1913 Автопортрет. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916).
А уже потом интересно и все остальное. Выделяются они и своим душевным состоянием. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума.
Известны и другие «прототипы» героев картины. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Раскольников стали преследовать.
В одном из писем в конце 1909г. Показать старую Русь, умилиться красоте ее. Видел наказание плетьми, – запомнил сочетание красной рубахи палача и черного эшафота.
Учился в Академии художеств у П. М. Все получалось не то, не так.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Систематически выезжал на родину, в Сибирь. О создании этой картины художник думал еще в Красноярске. Приготовления к казни закончены. Считается, что при создании образа царевны «участвовали» две девушки.
Жили скудно, было тесно, шли дожди. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Сидят они в яме, цепями прикованные. Замысел созрел в Москве. Или перед тем, как пойти «на штурм». Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.
Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Первое большое историческое полотно Сурикова. Меншиков сидит у стола. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.
Идея картины родилась достаточно случайно – не от истории, от быта. Она получила хорошее образование на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в Москве, а позднее работала в Малом театре – в газете «Малый театр», в газете «Горьковец», выпускавшейся МХАТом, заведовала лекторием ВТО. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Назывался он так: «Портрет кн. Реалистичны и мучения истязаемых, приговоренных к казни. Ему повезло с женой – он женился в 1878г.
И было величие несломленного духа. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева.
Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Однако противникам его удалось взять верх. А уж потом – с натурщиков писал. встретил старого знакомого, сотника Федора Федоровича Спиридонова, да с него и написал.
Энергичный, «вихревой» мазок создает ощущение сконцентрированности бытия и навевает воспоминания о французских импрессионистах. По воспоминаниям М. Волошина, сам Суриков называл фамилии учителя – старика Невенгловского. Атаман – это дед А. С. Суриков. Он ютился в деревенской избе, в деревеньке Перерва – нынче уже Москва, – в лето 1881г, с женой и детьми. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Еще одно большое историческое полотно. Но не только Картина писалась летом 1879г. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
Известно, что писал он и его сына – Тимофея Савенкова, скорее всего, как раз в 1909г. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). В своих преобразованиях Петр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода.
1881. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение его с Марией Меншиковой. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895).
Так и в «историю» попал. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. 1889 Автопортрет.
он признавался: «Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. И вспомнилось – кто-то вот так же, «в низкой избе сидел». Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Как у Ахматовой, помните.
Портрет M. В. Сурикова, дяди художника. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Вероятно, было как минимум два земляка художника, послуживших моделями для его героя. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Баба на земле – Мария Петровна Никольская, жившая в доме Дерягиных.
По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Суриков, покоренный ее жизнерадостной, открытой, доброй красотой истинно русским женским обаянием, написал с нее свой прелестный во всех отношениях портрет «Сибирская красавица». В 1891г. Ему повезло, что его рисунки заметил губернатор П. Н. Замятнин (Суриков потом отплатит ему, создав прекрасный портрет красноярского губернатора), ходатайствовавший перед Советом Академии художеств о зачислении его учеником. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Одну из экзекуций в Красноярске он запечатлел в акварели с пометкой: «До 1863 года Видел собственными глазами». Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Во время уличной драки, в которой участвовал и юный Вася Суриков, был убит его друг Митя Бурдин – запомнил распростертое тело на мерзлой земле, увидел свою будущую картину «про Дмитрия-царевича». Но не это было для него главным: «Хороша старина, да Бог с ней» – говорил.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Реформа вызвала возмущение – в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье.
Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Исследователи драматургии характеров героев Сурикова отмечают равную открытость, жизнерадостность лиц героя жанровой картины и портрета «Мой брат». Нет дыбы в «Боярыне Морозовой».
Жесткие и короткие, они слабо вились в бороде и усах. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. 1883 Автопортрет. Точно вышло. Автопортрет 1915 года принадлежит к числу самых выразительных. И уже потом нам любопытно узнать, что голову священника художник писал с дьячка сухобузимской Троицкой церкви Варсонофия Семеновича Закоурцева. И получилось именно то, что он хотел.
Как отмечал позднее сын владельца имения А. Н. Дерягин, бывший в те годы ребенком, плачущая девочка была написана с Бориса Николаевича Дерягина, брата мемуариста и автору будущих мемуаров было поручено дразнить «модель», чтобы плакал натуральнее. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Утро стрелецкой казни.
Лицо человеческое, глядящие глаза – зеркало души, «мысль человека и мысль о человеке» (по выражению Б. Асафьева)– в этом самобытная сила русского искусства, да и нужно ли удивляться, что так оно было в стране Толстого и Достоевского. И писал потом портреты и деда и дяди, откровенно любуясь ими, романтизируя. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Портрет настолько схож с изображением главного героя картины «Взятие снежного городка» и, вероятнее всего, создан в период работы над картиной. С Рачковской Суриков писал и свою «героиню» для «Взятия снежного городка» и милую боярышню в желтой шубке и белом платке для картины «Боярыня Морозова».
Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Сохранилось интересное воспоминание Галины Анатольевны Ченцовой, урожденной Добринской (1892–1977). Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
Нет крови, висельников, эффектных поз в «Утре стрелецкой казни». пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Однако чтобы стать великим, одного везения мало. Василий Иванович Суриков (1848–1916) — исторический художник и портретист — на протяжении всей жизни писал автопортреты. Бруни. Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Шамшина, П. П.