В этом самом последнем из рембрандтовских автопортретов так же беспощадно вскрыты приметы старости – глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. В некотором смысле именно автопортреты Рембрандта, а не другие его произведения сделали его знаменитым, – говорит Джеймс Холл искусствовед и автор книги Автопортрет в истории культуры. В первые амстердамские годы автопортрет занимает видное место в творчестве Рембрандта изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства, годы постоянного художественного маскарада.
В автопортретах Рембрандта особенно впечатляет сочетание методичной скрупулезности и смелых технических приемов, считает Бетси Висман, куратор выставки Рембрандта в Национальной галерее, где были представлены шесть автопортретов великого мастера. Вот как это сформулировала Висман: Автопортреты Рембрандта – это не просто изображение художника. К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Важным обстоятельством является то, что одежда на художнике характерна для начала XVI века, Рембрандт не только показывал в автопортрете свой статус современникам, но и бросал вызов великим художникам XVI века: Дюреру, Тициану и Рафаэлю. В целом, автопортреты Рембрандта отличаются мастерством изображения, экспрессивной наглядностью, емким смыслообразующем контентом. Знакомство с творчеством Рембрандта Харменса ван Рейнаголландскогохудожника, рисовальщика и гравёра, великого мастера светотени, крупнейшего представителя золотого века голландской живописи, мне хотелось бы начать с его автопортретов. Великолепный мастер автопортрета – Рембрандт. Картина Рембрандта Автопортрет: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Такой тюрбан можно встретить на нескольких автопортретах Рембрандта. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника.
Однако между мгновенным селфи и автопортретом Рембрандта существует одна большая разница.
Именно такое впечатление дают его автопортреты с 1625-го по 1642 год.
Офорты поступили в коллекцию Эрмитажа в 1897 году из частного собрания Ровинского. Успех в Амстердаме «Пир Валтасара» (1635) Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Среди них – поразительные и неожиданные миниатюрные гравюры с отработкой мимики. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.
К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо. Его лицо покрыто морщинами, знак «омеги» на челе. Много лет спустя напишет Рембрант автопортрет с Саскией, которой давно уже нет. Грязно-малиновые пятна на щеках, красноватый толстый нос. После распродажи в 1657 -58 гг. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Он пока работает «для себя», но к 1630 году уже начинает получать заказы. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне».
Одна из гениальных картин мастера на мифологическую тему – «Даная», находящаяся в экспозиции Эрмитажа. Возможно, моделью для ангела являлся Титус. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приемов, свойственных его ранним автопортретам и изобразил себя очень просто. Картина рассказывает о внезапно открывшемся предательстве. Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед Пилатом», 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
Автопортрет запечатлел все эти изменения. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Что же касается «красных пятен» па щеках художника, то они заметны только на вашингтонском и отсутствуют на эдинбургском автопортрете, написанных в один и тот же год.
Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Все окружающее становится его моделью. Знаменитая «Даная» (1636/1643) вся лучится светом. Перед нами предстает полный желания творить, настоящий мастер Рембрандт. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита.
И он отвечает: никто не умирал, ничто не уходило, была бесконечная щедрость мира. Это период его восхождения. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. А художник, улыбаясь и придерживая рукой молодую женщину излучает счастье. Лопез, проживавший в Амстердаме с 1637 по 1641 годы, владел и картиной Тициана «Портрет Джероламо (. ) Барбариго», которую, по-видимому, Рембрандт хорошо знал.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Кассель.
Саския умерла через год после рождения сына и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Продолжая диагностический поиск по автопортретам художника, можно обратить внимание на линии кремового цвета в области нижнего века и высказал предположение о наличии у художника ксантелазм (отложение жировых субстанций, в частности холестерина). Волосы подобраны изящной сеточкой, в ушах висячие серьги. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Количество произведений, приписывавшихся кисти самого Рембрандта, значительно уменьшилось. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. В 1630 г. это уже зрелый человек.
На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
О нем, с трудом подбирая слова, говорит Эсфирь царю Ассуру. Бугристый шишковидный нос, по позволяет предположить у художника ринофиму (rhynophima – наличие ярко-красных мягких узловых разрастаний кожи носа с обезображиванием его). «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
По композиции это устойчивый равнобедренный треугольник. Выражение лиц у изображаемых становится более угрюмым и суровым. А на щеках Рембрандта имеется 9 небольших красных пятен, которые он интерпретировал как телеангиэктазии (расширение капилляров). Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
Дополнительными основаниями для подобной диагностической гипотезы могли быть пережитые художником жизненные невзгоды (смерть жены, сына, домогательства кредиторов и др). Потом мы встретим это выражение, так тщательно проработанное художником на примере своего собственного лица у мучимого на кресте Иисуса (Автопортрет с открытым ртом, 1630 год и Христос на кресте, 1631 год) или какой-нибудь нищий из толпы вдруг оскалит зубы в уже знакомой хитрой усмешке. Автопортрет написан Рембрандтом в 1640 году. Таков довольно краткий период счастья и довольства художника. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. «Скульптуре Термина Рембрандт противопоставляете свое зрелое живописное совершенство в овладении краской и светом, символу смерти – бурлящий жизнью мазок кисти и свою спокойную философскую улыбку.
А что же случилось с Гертье Диркс. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. По-видимому, тяжело передвигая ноги, Рембрандт, до этого находящийся где-то слева за стеной, вышел оттуда и остановился за прямоугольником рамы, повернув голову так, чтобы в самый центр попал овал его спокойного лица с утиным носом. Другой портрет того же года более официален.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. «Возвращение блудного сына» – еще одна из вершин творчества Рембрандта. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Это жестокий ответ. Перед вами юный Рембранд, автопортрет.
Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен.
Эта бесконечная игра переодеваний и изменений похожа на самолюбование. После Рембрандта сам термин «офорт» определяется в первую очередь исходя из его практики и его результатов. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. А затем их, естественно, устранить. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином.
При «врачебном осмотре» Рембрандта на автопортрете 1659 года, находящегося в Национальной галерее Вашингтона, поражает вид художника, которому всего 53 года. Господня». Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
«Святое семейство» (1645, Эрмитаж). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Нидерланды (Голландия). Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
Из учеников этого периода известен только Николас Мас из Дордрехта. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Однако, насколько известно, при жизни Рембрандта у него не наблюдалось клинической симптоматики данного заболевания. Смысл библейской притчи – в прощении ошибок, осознанных и искупленных годами страданий и странствий. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Барокко. Он был отличным рисовальщиком и гравером. Благодаря, в первую очередь, офортам, его слава вышла за пределы Нидерландов, его картины покупают коллекционеры и королевские особы Европы, например, король Англии Карл I. «Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет» написан Рембрандтом в 1640 году.
Он родился 15 июля 1606 года. Он родился 15 июля 1606 года. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Перед этой аллегорией смерти избежать которой никто не в силах, художник дает отпор времени, миру и им самим избранной судьбе – с непостижимой и скрытной усмешкой, с явной издевкой, с триумфирующим спокойствием и иронией, освещенный «золотым сиянием угасающего послеобеденного света».
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Освободившись, умерла через год. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Переходный период Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640 -е гг.
Многие из них были сделаны как штудии – для проработки эффектов света, подбора соответствующего выражения лица, постановки позы. Но по-прежнему пишет Рембрандт автопортрет молодого человека – себя. В возрасте 35 лет Рембрандт был уже признан в Амстердаме одним из выдающихся художников. Так что это не был брак по расчету.
К 1628 году он стал настоящим художником. Вот таким образом своему четвертому сыну он смог дать образование. Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Художник с блеском справился с этой задачей: передал индивидуальность каждого и объединил композицию: Тюльп читает лекцию, а слушатели с профессиональным интересом всматриваются в труп казненного преступника. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично. При продолжительном воздействии паров свинца возникают нарушения со стороны различных органов и систем (желудочно-кишечный такт, почки, кроветворная и нервная система).
За всю его сложную жизнь, менявшуюся от достатка к нищете и забвению, он напишет около шестисот картин, сделает около двух тысяч (. ) рисунков и триста офортов. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Царь только нервно комкает в руках платок, едва сдерживая чувства. В нем нет мастерства, в нем нет живописи, в нем – жизнь. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Смерть Рембрандта была очень печальной.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. На голове – любимый берет. Эти годы – плодотворный период у художника. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. К 1628 году он стал настоящим художником.
Их привлекали как новизна содержания, так и новаторство живописных приемов Рембрандта. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Этот поздний автопортрет Рембрандта провозглашает самым сокровенным образом старый девиз Термина – «Я ни перед кем не отступаю». На последующих же автопортретах их вовсе нет. Многих счастливых обладателей шедевров постигло небывалое разочарование. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Красными мазками справа «обозначены височные сосуды». Но он сделал это на три века раньше.
175, 5 x 210, 5 см. Рембрандт ван Рейн был всего лишь сыном мельника. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Перед нами предстает полный желания творить, настоящий мастер Рембрандт.
Картинная галерея. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Благодаря, в первую очередь, офортам, его слава вышла за пределы Нидерландов, его картины покупают коллекционеры и королевские особы Европы, например, король Англии Карл I. В апреле 1639 года Рембрандт присутствовал на аукционе, когда португальский коллекционер Альфонсо Лопез купил картину Рафаэля «Портрет Бальтасара Кастильоне».
Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. в документах сохранилось мало. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Сначала это была латинская школа, а затем университет в Лейдене. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. А потому любой трактир для них может стать дворцом, где на дивном пиршестве жизни все счастливы и веселы. В нем нет ни старческой немощи, ни творческой возбужденности.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Офорт «Автопортрет» Рембрандта — поистине одна из жемчужин коллекции Дальневосточного художественного музея.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Для штатгальтера Фридриха. Для него это была своего рода автобиография, даже если потом портреты продавались. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.
«Автопортрет с Саскией на коленях» – апофеоз его житейского благополучия. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. У него уже есть ученик Герард Доу, впоследствии очень известный художник.
За свою жизнь Рембрандт создал около ста автопортретов — картин, гравюр и рисунков. Ими всего семь лет будет наслаждаться Рембрандт. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17 -ого века цену он был однажды продан. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Живописные работы этого периода немногочисленны.
Один из первых – «Автопортрет» из амстердамского Рейксмузеума, где растрепанный двадцатидвухлетний художник всматривается в свое лицо, пытаясь с помощью светотени передать впервые пробудившееся осознание себя художником. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Лишь в XIX веке Рембрандт был вновь открыт. Все окутано воздушным пространством.
Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным. Искусство Рембрандта не отражает более художественных пристрастий публики художника занимает теперь исследование свойств техники масляной живописи.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. В 1630 г. это уже зрелый человек. «Матфей и ангел» (1661).
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Размеры картины: 161х131. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Мироощущение мастера, воплощенное в его поздних произведениях, столь высоко ценимых ныне, осталось непонятным для его современников. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения. В отличие от кельнского автопортрета, он прост, спокоен и собран. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Все окружающее становится его моделью. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Здесь видны особенности обоих стилей. «Пир у Эсфири» на библейский сюжет сложен своей глубокой психологичностью. Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита.
На другом автопортрете, датированным 1660 годом, в глазах художника заметна усталость, печать жизненных невзгод, но он все еще достаточно бодр и доволен собой. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым. Он пока работает «для себя», но к 1630 году уже начинает получать заказы.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Сюжет взят из Нового Завета. Также все устойчиво в мире творца. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) — застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Он выглядит больным. В углу, в тени, затаился предатель Аман. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Рембрандт стал его последним протеже.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Эйленбюрх и раньше успешно торговал картинами, покровительствуя и создавая имя молодым художникам. Он имел громкую известность у современников – не только как самый талантливый художник, но и как человек весьма эксцентричного поведения. Как будто Рембрандт хочет изгнать из памяти все свои яростные протесты, все взрывы гнева и иронии, все сумасбродства, которые он совершил в своей жизни и уйти из нее просветленным и умиротворенным.
Рембрандт же, женившись по любви, наоборот, преувеличил состояние супруги и обрел более высокий социальный статус. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Другой погрудный автопортрет Рембрандта, самый последний из дошедших до нас, написан в год смерти и находится в гаагском музее Маурицхейс (его высота пятьдесят девять, ширина пятьдесят один сантиметр).
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Мы можем проследить, как год от года менялось лицо художника.
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания. И она сохранила те черты ребенка, за которым хочется ухаживать.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Единственным близким человеком для него остается сын Титус изображения которого наиболее многочисленны. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Но он выглядит и печальным, смотрит из-за плеча, нет блеска в глазах. Эти годы – плодотворный период у художника. В 1634 году художник женится на Саскии ван Юпенборх. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка.
Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Холст, масло. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Вот он еще совсем юный, с бурей эмоций на лице, на следующем полотне – состоятельный и знаменитый, на другом – уставший, с грустью в глазах и на лице от пережитых потерь и утрат. Но сначала был сделан карандашный эскиз, абсолютно не похожий на законченную работу. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606— 1669) — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. В одном из писем секретарю принца Оранского Константину Хейгенсу он определял свои художественные намерения стремлением выразить «наивысшую и наиестественнейшую подвижность», подразумевая под этим отнюдь не внешнюю динамику образа, а выражение малейшего движения души. Но парнишка неустанно рисовал и хотел учиться живописи. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись ища опоры, за тесемку звонка, — полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.
дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Но парнишка неустанно рисовал и хотел учиться живописи. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Вогнутые зеркала, к слову, были известны с древнейших времен. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. В 1635 – 1640 –х гг. В конце 1640 -х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой, мелькает во многих портретных работах этого периода («Флора» (1654), «Купающаяся женщина» (1654), «Хенрикье у окна» (1655).
Дела Рембрандта шли плохо. У художника отложной воротник свободно открывает шею. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Их влекло то ни с чем не сравнимое ощущение мистического, мерцающего света исходившего как будто изнутри его полотен. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. блудного сына, пирующего с куртизанкой.
Моментально схватывает натуру Рембрандт. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Сначала это была латинская школа, а затем университет в Лейдене.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Это было тем более заманчиво, что документальных, а главное достоверных сведений о состоянии здоровья Рембрандта не существует. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. В Вене хранится рисунок Рембрандта с наброском этой картины, где на полях Рембрандт сделал отметку, что картина куплена за огромную по тем временам сумму в 3500 гульденов (по переписке Рембрандта со штатгальтером того же года можно судить, что свои картины Рембрандт тогда оценивал в 600—1000 гульденов). Рембрандт ван Рейн был всего лишь сыном мельника.
Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. А затем их, естественно, устранить. На одном из первых изображен 22-летний растрепанный юноша с пытливым лицом. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Она полуобернулась к зрителю и спокойно смотрит на нас темными глазами.
Громкая слава не оставила художника и после его смерти. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Эксперты трудятся над проблемой подлинности полотен мастера до сих пор и на самой выставке представлены несколько работ, которым вернули титул подлинности (например, Автопортрет в берете 1659 года впервые выставлен как несомненный подлинник). Рембрандт был исключительно внимателен к миру, человеку, к проявлениям своей собственной личности. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже.
Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. На самом деле многие авторитеты отказались признать авторство Рембрандта их сомнения подтвердились изысканиями в рамках Программы исследования творчества Рембрандта, которая финансировалась правительством Нидерландов. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Знаменитый офорт «Мельница» (1641). Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. Перед вами юный Рембранд, автопортрет.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Вот таким образом своему четвертому сыну он смог дать образование. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. У него уже есть ученик Герард Доу, впоследствии очень известный художник. Но по-прежнему пишет Рембрандт автопортретмолодого человека – себя. Следующие поколения предали почти полному забвению его искусство. Живописи Рембрандта стала доступна духовная жизнь человека в пространстве времени.
«Похищение Европы» (1632) и «Похищение Ганимеда» (1635) — также обычные сюжеты итальянской живописи — абсолютно преображены Рембрандтом путём введения, в первом случае, голландского пейзажа, во втором — иронической трактовкой легендарного юноши-красавца как младенца с искажённым гримасой ужаса лицом. По-видимому, это эскизная работа. Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы. Вид у них домашний. Автопортрет с Саскией изображен лицом к лицу.
Автопортрет запечатлел все эти изменения. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля.
Она отдалась ему и зачала. В Хабаровске в коллекции Дальневосточного художественного музея есть офорт Рембрандта «Автопортрет», который был передан Эрмитажем в 1931 году. В том же 1632 году Рембрандт познакомился с Саскией ван Эйленбург, родственницей своего домохозяина. расточил имение свое, живя распутно».
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Теперь она своей лиричностью и теплым золотистым колоритом вновь радует посетителей. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. На автопортретах, написанных в 53-летнем возрасте, Рембрандт выглядит гораздо старше.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Носогубная складка грубая, широкая мышцы рта напряжены, опуская углы рта в гримасе.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Начались повторные исследования и следующие за ними разоблачения.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Отсюда родилась еще одна «автопортретная» диагностическая гипотеза – анемия и хроническая почечная недостаточность вследствие свинцовой интоксикации.