Когда художнику Рафаэлю Санти исполнилось двадцать три года, автопортрет был полностью дописан.
К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. К тому же он был записан. Он настолько чужд горделивости, что дружески обходится с каждым».
Как писал Джорджо Вазари в своих Жизнеописаниях: «Пока Рафаэль был во Флоренции, Аньоло Дони, который был столь же скуп во всех прочих своих расходах, насколько он охотно, хотя и с еще большей осмотрительностью, тратился, будучи большим любителем, на произведения живописи и скульптуры, заказал ему свой портрет и портрет своей жены в той самой манере». «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Так началась история Рафаэлевых Станц. Но хочется думать, что больше прочего русским в Рафаэле нравилась его доброта.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Работа датируется 1498 годом. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Это один из известнейших портретов Рафаэля Санти. Натурщицей для данной работы была возлюбленная Рафаэля Форнарина. Рафаэль встретил Форнарину в 1514 г. в Риме. У ангела слева одно крыло. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию.
Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Впервые в истории занимается тем, что мы сейчас называем охраной памятников. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо).
Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
fornaro – пекарь). Об этом свидетельствует и разворот корпуса и положение рук Маддалены Строцци. Композиции Перуджино – как у всех остальных мастеров кватроченто – были основаны на линейных ритмах. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Растет мастерская.
Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Однако хваленое красноречие Биббиены оказалось бессильным. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Джованни Санти не был крупным мастером.
Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. Во Флоренции Рафаэль преобразовал свой композиционный тип в конструктивно-монументальном смысле. В середине 10-х гг.
Неслучайно почта СССР выпустила в 1983 году к 500-летию мастера комплект марок, главная из которых с Автопортретом из Уффици была снабжена мраморной надписью: «Искусство Рафаэля принадлежит к высшим достижениям итальянского Возрождения». Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Чаще сказывается теперь благоговение перед античным искусством в его самостоятельных работах. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Взгляд задумчив и мечтателен. С тех пор Рафаэль находится в Риме практически безвыездно, до смерти.
Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. Однако в качестве «идентификационного имиджа» в истории закрепилось именно это изображение 1506 года. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Рассеивающий эффект этого внимания к деталям полностью компенсируется цветовыми тонами, которые хотя и имеют довольно ограниченный диапазон, но объединяют всю композицию. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Он «показал натуру флегматичную, неприятно капризную, несколько ленивую» (очерки По Италии Валерия Прокофьева). Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной».
Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Одно время в отношении этой работы были сомнения: автопортрет или не автопортрет. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Иногда кажется, что русские пословицы говорят как раз о нём. Этот камерный портрет действительно необычен. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Сохранилось несколько достаточно заурядных его работ. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа.
Уговаривает папу (сохранилось его письмо) запретить своими указами варварское отношение к памятникам старины. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Можно ли представить такое святотатство. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция).
На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Дерево, темпера. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
Этот юноша с интеллигентным, симпатичным лицом, с обнаженной шеей и длинными волосами артиста, с чистыми, кроткими, девичьими глазами, напоминающими Мадонн Перуджино, вполне соответствует портрету Рафаэля, нарисованному Вазари: «Когда он представал перед товарищами исчезало в последних нерасположение духа испарялись низкие мысли. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой художник переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино.
Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. VI). Или «Гордым быть – глупым слыть».
Когда вы посмотрите на автопортрет Рафаэля, то вы, несомненно, почувствуете индивидуальность его стиля. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Автопортрет 1506. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок.
И отвращение ко всякого рода гордыне – качества, которые ценятся нами испокон веков. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Это самый известный портрет Рафаэля. «Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись». Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. золотых и снял для неё виллу.
Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Все чаще в 10-е гг. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Миссия, в которой он мало себя проявил, ведь для того чтобы осилить такое грандиозное строительство, нужно было обладать архитектурным гением иного масштаба, а Рафаэль был гением преимущественно в живописи.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Однако Рафаэль поскупился на душевные характеристики портретируемой. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Вершину нижней образуют руки двух детей играющих с птичкой, а вершину верхней — голова Марии. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества.
Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Смирение без унижения. Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Вообще-то Автопортрет 23-летнего художника несколько нарциссический и женоподобный. Его отец Джованни Санти был художником и, кажется, придворным урбинского герцога, так как он выполнял какие-то его поручения.
Действительно, манера у Рафаэля стала меняться во Флоренции, где он увидел работы «старших» — Микеланджело и Леонардо, в частности Джоконду. Первые уроки Рафаэль брал у своего отца. Потом все признали работу как каноническую. Со времен Рафаэля это разрушение было прекращено. Но ведь и молва наделяла мастера титулом «божественный», а у божественности пола нет.
Рафаэлю было двадцать три года. Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Обе картины написаны примерно в одно и то же время скорее всего, Рафаэль сознательно копировал манеру Леонардо. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Портрет тонко сбалансирован.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
И как жестоко теперь, забыв о приличиях, обрушивал на нее сплетни и слухи о Рафаэле и его булочнице, которые гуляли по Риму. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.