Когда художнику Рафаэлю Санти исполнилось двадцать три года, автопортрет был полностью дописан. Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «Станца делла Сеньятура» как образ древнегреческого художника Апелеса2. Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «» как образ древнегреческого художника Апелеса. Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «Станца делла Сеньятура» как образ древнегреческого художника Апелеса.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо.
И отвращение ко всякого рода гордыне – качества, которые ценятся нами испокон веков. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора.
Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Овал лица, некая угловатость линий, достаточно прямой нос – способны сказать о сильной воле человека, решительности, неиссякаемого фонтана творчества. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности. Автопортрет 1506. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. Он настолько чужд горделивости, что дружески обходится с каждым». Композиция портретов напоминает Мону Лизу: фигуры представлены так же в отношении картинной плоскости.
Этот камерный портрет действительно необычен. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Однако хваленое красноречие Биббиены оказалось бессильным. Так началась история Рафаэлевых Станц. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба».
Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги.
Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Но хочется думать, что больше прочего русским в Рафаэле нравилась его доброта.
Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка.
В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Мария заявила, что не верит наветам и будет терпеливо ждать, когда у нареченного достанет решимости повести ее к алтарю. И слова Челио Калканьини, секретаря папы Льва X: «Это молодой человек исключительной доброты и замечательного ума.
От его облика исходят спокойствие и небесная гармония, которыми отличается вся живопись художника.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера.
Дерево, темпера. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Смирение без унижения. Портрет тонко сбалансирован.
Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело.
Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Иногда кажется, что русские пословицы говорят как раз о нём. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Можно ли представить такое святотатство. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой.
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода.
Купец Аньоло Дони женился Маддалене Строцци в 1503 году, но портреты Рафаэля, вероятно, были выполнены в 1506, в период, когда художник пристально изучал искусство Леонардо да Винчи. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело.
«Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись». Или «Гордым быть – глупым слыть».