Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. С 1622 года он возглавил правительство.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. По третьей же версии, художник написал своеобразный автопортрет в кругу менин, тем самым намекая на своё положение при дворе. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека.
Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон).
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Веласкес Диего, великий испанский художник. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
1625 год. В левой части картины изображен сам художник. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Талант к живописи мальчик смог обнаружить у себя в очень раннем возрасте, а уже в десятилетнем возрасте его отдали учиться сначала к известному художнику Франсиско Эррере Старшему. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство и вся картина прославляет само искусство. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Итак, время действия – 1656 год. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Разумеется, нет. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Получить престижное место живописца при дворе короля Испании художнику Диего Веласкесу помог портрет знаменитого поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, который был ярым конкурентом и соперником Лопе де Веги. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Однако, в двенадцатилетнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Его изображение — само воплощение вечных сил природы — усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать.
Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению — всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. Сквозь шутовскую личину великий мастер смог разглядеть и показать духовный мир обиженных природой людей изобразив их без тени насмешки, с простотой и тактом. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Эти наблюдения вносят новые штрихи мастерства в его творчество – естественность и обаяние в изображении героев, особенно детей, мастерскую передачу пространства и световоздушной среды.
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, вот таким образом его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня.
Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Лица обеих групп реальны. Веласкесу несказанно повезло.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Состязание, по сюжету, закончилось вничью, тем самым Веласкес проводит параллель между искусством художника и божественной принадлежностью.
Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.
С беспощадной правдивостью художник пишет жалкие, беспомощные фигуры, больные лица, отмеченные печатью вырождения. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
У её босых ног лежит кошка. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи: творчеством Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов – Тициана, Тин-торетто, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ).
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. («Триумф Вакха»).
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
С неё было сразу же сделано несколько копий. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
Самый великий художник испанской школы родился в Севилье в 1599. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Их позы и жесты живые, естественные. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году.
К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Становится очевидным, что наследная принцесса отлично выучила: сдержанность считается главной добродетелью в ее семье.
Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего таланта, в годы, когда современники стали называть Веласкеса «художником Истины». С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Впоследствии оно только увеличивалось.
В картине присутствуют два плана. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
Ему 57 лет. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Примерно в это же время Филипп IV поручил живописцу руководство оформлением интерьера нового королевского дворца в Буэн Ретиро.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне.
Но теперь, выбор типажей стал смелее, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. А почему в мастерской находится инфанта.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Своей особой философией дышит и природа произведения. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Детство Веласкеса было достаточно обеспеченным, он смог получить хорошее образование. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
– харчевня или трактир). В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Готовая картина настолько его поразила, что он пообещал, что никто кроме Диего Веласкеса не будет больше писать его таким образом. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. «Менины» часто называют картиной создания картины. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Естественно, Веласкес без колебаний принял это предложение. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. На это указывает отражение в зеркале. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Каждый образ на редкость красноречив. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Таким образом художник напоминает об их статусе. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. На втором показана мастерская художника. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
Каганэ. 6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Острота характеристики, глубокий психологизм и необыкновенное мастерство исполнения позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства». На первом изображена мастерская, где происходит работа. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3.