И. Долгополов не скрывает своего восторга от этого произведения: «Всмотритесь пристальней в лицо Весны. Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. Рядом со стариком мы видим волхвов, павших на колени перед Иисусом – это покойные сыновья Козимо — Джованни и Пьеро. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.
Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. Она одна обращена к зрителю.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Прозрачный, холодный и светлый колорит, в котором преобладают бледные цветовые сочетания (бледно-зеленые тона моря, золотые волосы Венеры, голубые одежды зефиров, белое платье и темно-пунцовый плащ встречающей её нимфы), придают произведению особую гармоничность и выразительность. Великолепная фреска «Юность Моисея» (1480-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим) является одним из самых монументальных произведений мастера и повествует о ветхозаветном персонаже Моисее, миссией которого стало выведение евреев из Египта. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды.
Начинается наиболее плодотворный период в творчестве Боттичелли. В следующем году, в день святого Себастьяна, картина была представлена на всеобщее обозрение на колонне той церкви, для которой создавалась – факт, говорящий о том, что художник приобрёл определенную славу в родном городе. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры».
Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. М., 1960 Боттичелли: Сб. Такова одна из его ранних работ — небольшая композиция «Возвращение Юдифи» (ок.
Все образы трактованы весьма условно и с большой фантазией художника. В его искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. 1483–1485 гг.
Художник писал картины для церквей, создавал фрески, постепенно сменяя перенятую от Филиппо грацию и плоскостную линеарность новым осмыслением объемов и более мощной трактовкой фигур. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Из нескольких сцен состоит и фреска «Наказание левитов» (1481-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим).
Иоанном Крестителем» (ок. Она принесла молодому художнику известность в городе.
Позже, когда Лоренц Медичи полностью восстановил своё положение, он первым делом распорядился арестовать и казнить совершенно всех членов семьи Нации, ни для кого не сделав исключения. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Эта работа, так же как и «Весна», стала одной из самых известных картин живописца.
Благовещение. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. (Галерея Уффици. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В портретах, выполненных в 1482-1490 годы, проявляется стремление художника к более реалистической трактовке образа.
Около 1477–1478 годов Боттичелли пишет для виллы в Кастелло, принадлежавшей двоюродным братьям Лоренцо Великолепного – Лоренцо и Джованни ди Пьерфранческо Медичи, – одну из самых своих известных картин – «Весна». Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Ярко индивидуальной манере художника присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. В 1482 году художник вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее.
С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Стиль первого учителя оказал огромное влияние на стилистику написания картин Боттичелли, в особенности на орнаментальные детали, колорит и типаж лиц. В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли.
Фрагмент картины «Поклонение волхвов». Испытующе смотрит на нас Флора. В ранних работах Б. заметно влияние сиенской школы живописи, унаследованное от Липпи («Мадонна с Младенцем и ангелами», 1465-1467, для флорентийского Воспитательного дома «Мадонна Евхаристии», 1472, Музей Гарденер. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. 70-х гг.
Боттичелли исполнил его, ориентируясь на вкусы своей эпохи. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. 1475). Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил Поклонение волхвов для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. В городе, бывшем колыбелью гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей.
Портреты кисти мастера становится более психологичным, появляются новации и в композиционном построении, например, в картине «Портрет юноши» (около 1483 года, Национальная галерея, Лондон) модель расположена в анфас к портретисту. Видимо, портрет этот пользовался большой известностью, о чем свидетельствует превосходная авторская реплика, где Джулиано изображен на фоне открытого окна (Бергамо, Академия Каррара). Известно, что его гибель потрясла Боттичелли. Все это сказалось на его творчестве, в котором наступил глубокий кризис. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Умер он одиноким, в 65лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии Новеллы.
С помощью знаний, перенятых у разных учителей, Сандро блестяще исполнил такие работы, как «Мадонна в розарии» (около 1470 года, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна на лоджии» (около 1467 года, Галерея Уффици, Флоренция) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469 годы, Музей Каподимонте, Неаполь). Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Присутствие на картине этих элементов и дало ей название. «По зыбкой поверхности моря скользит раковина с золотоволосой богиней.
Свое имя прозвище Боттичелли («бочонок») Алессандро получил от старшего брата. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим.
По своей специальности Мариано был кожевником. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). живописи.
Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). В результате, сомнения и боль в душе художника сделали его нелюдимым. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Писатели рубежа XIX-XX вв. В картине «Клевета» (1494—1495, Флоренция, Галерея Уффици) он в последний раз обращается к античной тематике, но выбирает драматический сюжет, основываясь на описании, сделанном Лукианом, картины древнегреческого живописца Апеллеса, которое привел в Трактате о живописи крупнейший флорентийский теоретик искусства Леон Баттиста Альберти. Единственное подписное его произведение начала шестнадцатого века – «Мистическое рождество». Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».
1495). Данилова. Например, сложно не заметить, что героиня полотна «Сила», Дева Мария из алтарного образа «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами», а также святая Екатерина из запрестольного образа «Алтарь Сант-Амброджо» необычайно похожи. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», все же в ее основе лежит живое ощущение бытия». В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
В картине Боттичелли в ролях волхвов и их спутников выступают члены семьи Медичи. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Быть может, так его называли в семье родители или одни из старших братьев.
Художник заканчивает картину Весна, начатую до отъезда. Однако по неизвестным причинам эта поездка не состоялась. По всему городу звучали пламенные речи Савонаролы. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». С. Боттичелли «Весна» (1482).
потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. Milano, 2003.
М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Рождение Венеры написано несколькими годами позже Весны. Ко времени смерти отца Филипепи владели значительным имуществом. Женские портреты отличаются явной идеализацией, как например, «Портрет Симонеты Веспуччи» (около 1480 года, Государственный музей, Берлин), а модели в основном располагаются в профиль. Произведение «Венера и Марс» (1482-1483 годы, Национальная галерея, Лондон), является ещё одной многоплановой работой мастера. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Образ Венеры – один из наиболее пленительных женских образов, созданных Боттичелли: одухотворенное лицо с мечтательно устремленными вдаль глазами, удлиненных пропорций.
Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения. Автопортрет.
Произведение «Три искушения Христа» (1481-1482 годы, Сикстинская капелла, Рим), также созданное Боттичелли для римской капеллы изображает евангельские эпизоды (Матфей: 4, Лука: 4), повествующие об искушении Иисуса Диаволом. Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком. Наиболее выдающимися произведениями этого периода являются «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Архангелом Михаилом», около 1487 года, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487 года, Галерея Уффици, Флоренция) и «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483-1485 годов, Галерея Уффици, Флоренция). London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. Родственники и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни и в один момент Марк и Маркеллин стали колебаться, но поддержать осуждённых пришёл Себастьян, его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. ритм произведения. «Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», — пишет Н. А. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
1489–1490 гг. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». Он похоронен на кладбище при флорентийской церкви Оньиса. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции).
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Мария с Младенцем на руках восседает в центре полотна, вокруг нее расположились святые. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело.
К последним относятся два алтарных образа «Оплакивание Христа» (1495 года, Музей Польди Пеццоли, Милан и 1500 года, Старая Пинакотека, Мюнхен). Этот день стал роковым для истории искусства – множество молодых художников, включая учеников самого Боттичелли, сами принесли и бросили в «очищающее пламя» свои произведения. Четыре листа раскрашены темперой. линия как основа динамического контура и композиции – черта, усвоенная Б. у Поллайоло. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».
Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. История души художника является вместе с тем и историей его искусства. Сандро практически полностью повторил это нежное и одухотворенное произведение в своей работе «Мадонна с младенцем и ангелом» (1465-1467 годы, Галерея Воспитательного дома, Флоренция). Флоренция)Мадонна Магнификат.
Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. Картина «Весна», в которой персонажи наделены определенной символикой, может быть прочитана как рассуждение о человечестве: Зефир является воплощением духовного начала, Венера – земного, Амур – животворящей силы, Меркурий – здравого смысла. Замыкает композицию группа отступников, которых поглощает сама земля.
Гармония стиля Б. основана на сложном, неск. Заказы Боттичелли получает главным образом во Флоренции. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Глядя на свободно идущую высокую, стройную красавицу, невольно ощущаешь то странное и неожиданное чувство, которое возникает в жаркий майский полдень, когда внезапно вас настигает порыв холодного ветра, пахнущего сырой землей и талым снегом.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie.
Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. (Галерея Уффици.
А в левой части картины изображен внук Козимо Лоренцо Медичи. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Решающую роль в судьбе великого живописца сыграла одна из лучших его работ «Поклонение волхвов» (1473 год, Галерея Уффици, Флоренция), созданная по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами.
Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици).
Все библейские сцены разворачиваются на фоне роскошных пейзажей. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Вдохновением для создания этого полотна, как считается, послужили идеи философа Марсилио Фичино: «Зверь в нас — это инстинкт, человек в нас — разум». Его брату Лоренцо удалось спастись. 1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения.
Испытующе смотрит на нас Флора. Все линии выверенные и четкие, даже несколько жесткие, что явно заметно в «орнаменте», образуемом листвой. Он покинул ее в 1467 году. Среди них, поддавшихся психозу, были и художники. compi. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Флоренция) Сандро (1444, Флоренция – 17. 05. 1510, там же) итал. Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. В философии неоплатонизма немалое место занимало учение о двуединой сущности Венеры — Венере Пандеймос, олицетворявшей земную любовь и о Венере Урании (Венере Гуманистас), олицетворении небесной любви, приобщающей человека к познанию высших духовных истин. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного.
Иеронима. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала.
Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». Лондон). По распоряжению Сикста IV Боттичелли был назначен главным по выполнению работ, в настоящее время фрески мастера считаются более ценными по сравнению с произведениями других художников. 1478, Вашингтон, Национальная галерея искусства), возможно, написанный после его убийства изобразив лицо Джулиано в резком повороте, почти в профиль, художник подчеркнул трагическую застылость его чеканных черт.
В картине «Благовещение» (до 1489-1490, Галерея Уффици), написанной для ц. Санта-Мария Маддалена деи Пацци, резкие движения Богоматери и ангела изломы складок одежд делают контуры неустойчивыми, внося в сюжет смятение и тревогу. Он умер в октябре 1469 года, а уже в следующем году Сандро открыл собственную мастерскую. В правой части картины Боттичелли расположил крылатого Зефира. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Его портреты очень разнообразны по композициям — наряду с традиционным типом портрета-бюста, где модель изображается в трехчетвертном повороте, он пишет профильные портреты или изображает модель в более резком, чем в три четверти повороте (так называемый «убегающий профиль»), что придает облику портретируемого более острую экспрессию.
В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Дуновением Ветров раковину несет к берегу, где Венеру ожидает Нимфа. Именно для него были написаны все прославленные мифологические композиции Боттичелли, украсившие виллу Пьерфранческо в Карреджи.
В его руках жертвенная чаша и кропило. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, среди других известных живописцев, выполнить цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Композиция картины очень типична для того времени и представляет собой вариацию на библейскую тему «Поклонение Младенцу».
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине.
Личности большинства изображенных мастером юношей остались для нас неизвестными. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Ок. Таким образом, Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда еще раньше его уже, вероятно, ввел Верроккио. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.
Sandro Botticelli. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. 1484 – все в Галерее Уффици, «Венера и Марс», ок. В этот период Боттичелли продолжал испытывать большое влияние Савонаролы. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре.
Это дает Боттичелли возможность открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Эти редкие заказы позволяли художнику как-то держаться «на плаву». С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами.
Фронтальная композиция Рождества нарочито архаична, в облаке многочисленных ангелов, кружащихся в хороводе на небесах, поющих на соломенной крыше навеса, под которым укрылось Святое Семейство, сопровождающих пастухов, пришедших поклониться Младенцу, обнимающихся на земле с людьми, есть бестелесная хрупкость. Сандро Боттичелли, (итал. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.
В 1502 году здоровье мастера было окончательно подорвано. «Уже в картине «Благовещение» (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, — отмечает И. Е. О степени влияния его стиля на Б. говорят картины нач. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Слава мастера стала меркнуть, заказы становились все реже. Botticelli.
Покровитель Боттичелли Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и его близкие и ранее выражавшие сочувствие Савонароле, остались во Флоренции. Для Сикстинской капеллы он пишет три фрески: «Сцены жизни Моисея», «Исцеление прокаженного», «Наказание Корея, Дафана и Авирона». Фигура – воплощение женственности, чувственной грации и красоты» (О. М. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка.
Фра Филиппо имел богатую и необычную биографию. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов.
Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Ок. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Доподлинно не известно, принадлежит ли хотя бы одна из этих работ кисти самого Боттичелли.
1489–1490 гг. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения.
Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви Санта Мария. В 1469 г. Б. пишет декоративную панель «Сила», одну из 7, заказанных худож. Рим, собрание ПаллавичиниОдинокая молодая женщина изображена в великом горе и смятении чувств.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо.
В первом сюжете, расположенном в левом верхнем углу, он предлагает Христу превратить камни в хлеб, получая ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» центральная часть композиции изображает их, стоящих на крыше храма, где Искуситель уговаривает Сына Господня бросится вниз третий сюжет, расположенный в верхнем левом углу изображает сцену, где Дьявол просит Иисуса поклониться ему. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Острый акцент вносит в композицию распахнутая дверь на заднем плане. Но берегитесь: весна — пора опасная.
Вып. собеседование» (ок. Начинал как подмастерье в ювелирной мастерской, обучался в мастерских фра Филиппо Липпи и, возможно, скульптора Андреа Верроккьо.
Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. В 1494 году из города был изгнан наследник Великолепного, Пьеро и другие Медичи. Очень схожую композицию имеют и несколько других работ художника. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем.
Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Произведение имеет ряд особенностей. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). Около 1474 года Боттичелли был написан загадочный «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (Галерея Уффици, Флоренция). Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.
Боттичелли создал чарующий, будто случайно увиденный момент из жизни Природы, когда его освещенные на картине фигуры походят на цветущий сад, когда деревья, повинуясь дуновению ветра, чуть-чуть шевелят ветвями, как бы кружась в неуловимом танце. «Уже в картине Благовещение (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, – отмечает И. Е. Боттичелли выполнил три сцены. В картине Венчание Богоматери (1490) в лицах ангелов видна суровая, напряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов – почти вакхическая самозабвенность».
«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. После 1500 года художник редко брал кисть в руки.
И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: Покинутая, Благовещение, Венчание Богоматери, Аллегория клеветы. К этому времени слава художника была уже так велика, что Сикст IV поставил его во главе других живописцев, привлеченных к работе. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). В Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, обнимающей в отчаянии основание креста, являет собой один из самых высоких образцов искусства.
Спустя несколько лет Боттичелли написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи другую, не менее прославленную картину — «Рождение Венеры» (1484—1486, Флоренция, Галерея Уффици). Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна художник обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность. Что же.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это.
«Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. Так, слева на первом плане выделяется энергично жестикулирующий молодой человек в красной шляпе — это тогдашний правитель Флоренции Лоренцо Медичи, внук Козимо, прозванный современниками Великолепным. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего.
Полотно «Святой Себастьян» (1473 год, Государственный музей, Берлин) было создано Боттичелли для церкви Санта-Мария Маджоре. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Далеко не все произведения, ныне приписываемые живописцу, можно считать его собственноручными работами. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. В 1472-75гг. 1490, Галерея Уффици) Б. отказался от прямой перспективы и единого масштаба изображения.
Это предположение добавляет ещё одну возможную трактовку произведения: Боттичелли визуально разделяет человека на два начала: божественное, связанное со сферой духа, высокими устремлениями и разумом и животное – представляющее исключительно потребности физического тела. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. В 1474 году для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре он создает одну из самых замечательных своих картин – «Святой Себастьян». В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. (Галерея Уффици. Художник, не принял непосредственного участия в акте раскаяния «грешников», возможно, потому, что его ослабевшие ноги уже не позволяли ему самостоятельно ходить.
Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Боттичели не был женат, детей у него не было. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью.
Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника.
Флоренция)Благовещение. В 1483–1484 годы Боттичелли создает свою знаменитую картину «Рождение Венеры».
В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Крылатый золотокудрый Амур парит над Венерой, целясь из своего лука в группу божественно прекрасных граций, танцующих в левой части полотна. Композиционно построение работ меняется со второй половины 1470-х годов. Он похитил возлюбленную из женского монастыря в Прато, чтобы жениться на ней. Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем.
Время правление Савонаролы оказалось очень не долгим, 23 мая 1498 года народ Флоренции сжег оклеветанного монаха с тем же фанатизмом, с которым годом ранее жег великолепные произведения искусства. чередование групп персонажей и отдельно стоящих фигур задает особый танцевально-муз. Иоанном Крестителем» (ок. Таков «Портрет Джулиано Медичи» (ок. Firenze, 1990 Botticelli.
1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Этот период творчества отмечен картиной Коронование Девы Марии, заказанной для капеллы цеха ювелиров. Он стал так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок. СПб., 1996. XV в., Гравюрный кабинет. Эта картина полностью повторяет композицию Липпи, совершенно точно воспроизводя все детали, вплоть до расположения складок вуали, покрывающей голову Мадонны. Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч.
Живописца некому было поддержать, его ученики и друзья также были под впечатлением от нового правителя, а его любимый брат Джованни скончался. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения.
На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). в 1472 г. упоминается в «Красной книге» гильдии св. Затем, Медичи повелел Боттичелли расписать портретами казненных стены своего дворца, в назидание тем, кто осмелится покушаться на жизнь представителей его фамилии. В отличие от «Весны», ее сюжет не нуждается в расшифровке и восходит к античному мифу о рождении Венеры из морской пены.
Литература о Боттичелли: Вазари 2001. 1482, «Рождение Венеры», ок. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св.
Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет. Они как бы образуют крест и единство над телом Христа. Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Более десяти лет он состоял в ордене монахов-кармелитов, покинутом им в 1431 году.
Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио – итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Внимание мастера сосредоточено теперь на изображении чудесного видения, пространство же выполняет вспомогательную функцию. «Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников— мастеров кватроченто, да, впрочем и живописцев всех времён и народов.
Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. 1472-1474, там же).
Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Флоренция) «Нахождение тела Олоферна» (ок. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Полотно «Рождение Венеры» воспринимали как аллегорию возникновения humanitas, совокупности духовных и физических достоинств человека. Массачусетс, США), «Мистическое Рождество» (1500 (1501. ), Национальная галерея.
Если верить его биографу, Джорджо Вазари, живописца мучили в конце жизни болезнь и немощь. искусству. Последний эпизод показывает исход из Египта сынов израильских.
(Галерея Уффици. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. В 1458 году Мариано Филипепи указал, что у него четыре сына: Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Художник сам режиссёр и композитор своих творений. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Самым ранним портретом, приписывающимся кисти великого Боттичелли, является «Портрет молодого человека» (1470 год, Галерея Палатина, Флоренция). Эта новая тенденция в соотношении фигур и пространства характерна также для иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, выполненных пером в великолепном манускрипте. Восстание сопровождалось всплеском религиозного фанатизма — на площадях Флоренции запылали костры, на которых сжигались «языческие» картины и книги. Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Возможно, эти элементы были навеяны ранними полотнами Леонардо да Винчи.
Они занимали художника, как все вообще неповторимо особенное. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Возможным поводом для написания этого полотна была свадьба одного из членов дома. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Модель всегда расположена почти в профиль на светлом фоне. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Художник отказался не только от трактовки гуманистических тем, но и от свойственного ему ранее пластического языка. «Алтарь Барди» сильно отличается от других, более ранних произведений Боттичелли. Milano, 1989 Botticelli e Dante. Сюжеты этих полотен, в которых ясно чувствуется воздействие античного искусства и отличное знание классической скульптуры, навеяны мифологией. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. И хотя в середине стоит Венера, это лишь дань регламенту истинный центр композиции – Весна. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок.
С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. Первая из дошедших до нас многофигурных композиций Боттичелли — «Поклонение волхвов» (1475—1478, Флоренция, Галерея Уффици) — была заказана семьей Лама, близкой к правившей во Флоренции этого времени семье Медичи и предназначалась для капеллы Лама в церкви Санта Мария Новелла.
В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. персонажей. Самую известную свою работу — «Рождение Венеры» — Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами.
Он пишет Мистическое рождение, где показывает своё отношение к происходящему. Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Кеймбридж, шт. Такая необычная жизнь наложила заметный отпечаток на характер мастера, он отличался свободомыслием и постоянным стремлением к совершенствованию и открытиям. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. В 1475 году он расписывает по случаю турнира знамя для Джулиано Медичи.
Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.
К тому же времени относится «Святое собеседование», где еще просматривается влияние Липпи и Верроккьо. Четыре сохранившихся варианта «Портрета Джулиано Медичи» (Национальная галерея Вашингтона, Академия Каррера в Бергамо, Собрание Кресли в Милане и Государственный музей в Берлине), отличаются очень своеобразной манерой письма.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. XV в. : «Юдифь с головой Олоферна» (1470-1472, Галерея Уффици. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова.
Тонкая, плавная линия служит главным выразительным средством. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. А однажды он даже запечатлел своих заказчиков в виде волхвов на картине «Поклонение волхвов» (1475–1478) Здесь же можно найти первый автопортрет художника. галерея. Известно, что родился Алессандро во Флоренции в 1445 году в семье кожевника Марпано Филиппепи и его жены Эмеральды, которые уже имели троих сыновей Джованни, Симоне и Антонио.
Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Milano, 1958 Argon G. C. 20 января 1474 по случаю праздника св.
Все образы персонажей подчеркнуто гармоничны и прекрасны. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. К сожалению, этот штандарт не сохранился. По соседству жила семья Веспуччи. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами. ) Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов (картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нет При поддержкой Римского папы Александра VI Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смерти.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. 70-80-х гг., выполненных по заказу Пьерофранческо Медичи («Весна», ок. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. (Галерея Уффици. Композиционное построение всех вариантов портрета Джулиано практически идентично.
Однако традиции творчества Боттичелли продолжали существовать вплоть до начала 1520-х годов, найдя дальнейшее развитие в творчестве его талантливого ученика, рано умершего Филиппино Липпи (сына учителя Боттичелли Филиппо Липпи) и в работах Пьеро ди Козимо. Флоренция)В кон. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс.
Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478 «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Белоусова, – где образы близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающей скорби. Это отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия. Джулиано был убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи, направляемого папой Сикстом IV. Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок.
Образованнейший человек, трезвый и жестокий политик, Лоренцо был поэтом, философом, уверовавшим в природу, как в Бога. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. Учитывая, что современники превыше всех других работ оценили именно выполненные художником композиции «Наказание восставших левитов», «Три искушения Христа» и «Юность Моисея», это было оправдано.
Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Примерно в это же время Боттичелли пишет эпизоды из Истории Настаджио дельи Онести (Боккачио Декамерон), Паллада и Кентавр и Венера и Марс.
Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти).
Наиболее отчетливо эти идеи проявились в мифологических картинах кон. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным. Родился в семье дубильщика кож.
Революционное произведение Филиппо Липпи «Мадонна под вуалью» (1465 год, Галерея Уффици, Флоренция), написанное в качестве алтарного образа для одной из церквей Флоренции, на котором впервые в истории искусства итальянского Возрождения в образе Богоматери предстала юная жительница Флоренции, поразило молодого Боттичелли до такой степени, что он создал множество подобных полотен. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Читайте в статье «Олимпийские боги»).
М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. Тогда Пилат приказал отдать тело.
Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Особой хрупкостью отличаются черты лица и удлиненные кисти рук Марии, подчеркивающие её неземной образ. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо». Судьба живописца сполна испытала воздействие бурь напряженной эпохи.
Аллегория «Силы» в интерпретации Боттичелли, как ни странно совершенно не несет в себе мужественной энергии. XV в. руководил собственной мастерской. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. А Сандро Боттичелли как никто другой был плотью от плоти этого города, этой жизни. Все происходящее на картине лишь ее окружение.
Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Мадонна Магнификат. (Галерея Уффици.
Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться. Юноша стоит на фоне прозрачного голубого неба. 1476–1477 гг. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). Эмоциональный подтекст вносит и окружающий пейзаж.
С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Последние из картин посвящены двум героиням Древнего Рима – Лукреции и Виргинии. Точных сведений о том, как Алессандро получил прозвище «Боттичелли» («бочоночек»), ставшее его вторым именем, нет. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Одно из самых могущественных религиозных объединений Флоренции «Братство Трех Волхвов» устраивало проходившее через весь город многолюдное костюмированное шествие Трех волхвов, которое обычно возглавляли члены семьи Медичи, пришедшей к власти в 1434 году.
Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Все происходящее на картине лишь ее окружение. Ветры и ора захвачены движением, они преданно служат богине, но и энергия ветров и порыв оры – все растворяется, гасится в совершенном покое, окутывающем Венеру. Бостон). И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину.
В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Заказы его были весьма многочисленны. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Художник был силен в написании натюрморта. 1483–1485 гг.
Интерес к объему и пространству свидетельствует о влиянии Верроккьо. Смысловое содержание фрески должно было способствовать утверждению папской власти. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли.
В 1470—1480-х годах Боттичелли неоднократно обращался и к портретному жанру. Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». аллегория силы как христ. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Работы 1500-х гг. Единственным исключением являются графические иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (90-е гг. Представитель Раннего Возрождения.
Он тайно исповедовал христианство. 1480, «Паллада и Кентавр», ок. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. В работе «Коронование Богоматери» (ок. Последняя картина Боттичелли —«Мистическое Рождество» (1501—1505, Лондон, Национальная галерея) составляет разительный контраст всем созданным им на протяжении тридцатилетнего творческого пути работам. Но берегитесь: весна – пора опасная. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно.
Вновь обретает тончайшую одухотворенность рисунок и ритм линий, особенно поразительный в хороводе танцующих в небесах ангелов. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. В 1499 году Савонарола был схвачен и по приговору папского суда принял мученическую смерть на костре. 1472—1473, Флоренция, Галерея Уффици).
(Р. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Фрагмент картины «Поклонение волхвов». Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
Там Боттичелли оставался до начала 1467. Художник много пишет по заказам Лоренцо Медичи и его родственников. Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Кто она, эта женщина. В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli.
Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512) известный торговец и исследователь именем которого названа Америка. Флоренция)Автопортрет. Воинствующий монах устроил для Флоренции настоящий «судный день». нервном восприятии мира в сочетании с отстраненной идеальной красотой.
Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. 80-х гг.
Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Публичная казнь очень подействовала на Боттичели.
Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. 70-х гг.
В 1472 году Сандро поступает в Гильдию Святого Луки. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Летом 1470 года Боттичелли пишет для Торгового суда картину с изображением аллегории Силы. compi. В картине Боттичелли рождение Венеры уподобляется некому сакральному явлению.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто.
Мастер отказывается от сюжетов на светские темы и посвящает себя религ. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой.
Антонио Поллайоло, для украшения кресел трибунала торгового суда. В стенах Платоновской Академии сформировалась новая философская доктрина — неоплатонизм. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. художник, представитель флорентийской школы живописи. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
Иероним», «Св. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. London, 1978 Baldini U. Botticelli.
Подобного рода композиции все более привлекают художника, начиная с 1480-х годов. Через три года после Силы духа Боттичелли создаёт св. материалов о творчестве. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». 1485, Нац. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы. В отличие от «Весны», в полотне «Рождении Венеры» мы видим не ограниченный уголок райского сада, как бы спрятанный от мира густой растительностью, а открытое пространство неба и моря. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. В данном случае существование Венеры означает не переживания любви в понятии язычества, а символизирует гуманистический идеал любви душевной.
Данилова. Прямо за ними с оружием грозного бога войны играют маленькие сатиры. Вилла в Карреджи стала и местом собраний прославленного объединения блистательных флорентийских эрудитов — поэтов, философов, знатоков античной философии и литературы, названного его участниками Платоновской Академией, которую возглавлял философ и эрудит Марсилио Фичино.
1476–1477 гг. Персианова) Среди многочисленных изображений мадонн знаменита «Мадонна во славе» известная под названием «Магнификат». Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской).
Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. он пишет две маленькие работы изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа.
«Распятие» (Художественный музей Фогга. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Афродиты.
Большинство портретов, принадлежащих кисти Боттичелли, была характерна особая меланхолическая интонация. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.
Варнавы. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Это прозвище распространилось и на других братьев.
Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Его двор становится центром флорентийской культуры. Картина «Святой Себастьян» (1474, Картинная галерея, Берлин-Далем), выполненная для ц. Санта-Мария Маджоре, отличается от композиции Поллайоло вниманием, сфокусированным на фигуре мученика и отсутствием др. Луки как самостоятельный художник с нач. По заказу «пьяньони» (буквально «плакса») – приверженцев Савонаролы, художник пишет «Последнее причащение святого Исронима» (около 1498 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) для Франческо дель Пульезе и «Святой Августин» (1490-1495 годы, Галерея Уффици, Флоренция), для Джакомо и Джованниди Бернардо.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).
Она одна обращена к зрителю. Берлин Ватиканская б-ка). 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок.
Вероятнее всего, некоторые из них были написаны его учениками.