На картинах Вермеера географические карты как глобус в Астрономе символизируют могущество Голландии, которое прославляет художник, так как в 17 веке это была процветающая и богатая страна, благодаря международной торговле. Астроном – живопись, законченная приблизительно в 1668 к голландскому живописцу Йоханнесу Вермееру. Изображения ученых были любимой темой в голландской живописи 17-го века и произведения Вермеера включают и этого астронома и немного позже Географ. Картина Яна Вермеера Астроном: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Всего несколько дней в галерее «Вернисаж» будет демонстрироваться копия полотна Яна Вермеера «Астроном», выполненная тульским художником Андреем Чукиным.
Пейзаж-ведута или городской вид «Улочка Делфта», производящий впечатление безмолвного вневременного затишья, является достаточно своеобразной и тонкой работой голландского художника. Безукоризненно выстроенная композиция картины несколько загадочна. Примечательно, что текст книги рекомендует астроному «искать вдохновения в Боге», а картина на стене изображает найденного младенца Моисея, возможно, символизирующего науку и знание («и познал он всю мудрость египетскую»). У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте.
Направление диагоналей – рамы картины и плиток пола – тоже сходятся в этом месте. Первоначально прокормить многочисленное семейство помогала гостиница «Мехелен», располагавшаяся на главной рыночной площади Делфта. Она что-то спрашивает у своей хозяйки, протягивая ей письмо.
У стены стоит клавесин с аркадским пейзажем на открытой крышке. Занавес, стоящие на пороге тапочки, метла – все это создает некой барьер между зрителем и действием, сохраняет интимность происходящего и даря нам редкую возможность подглядеть сцену из чужой личной жизни. Его избранницей стала Катарина Болнес, дочь преуспевающего предпринимателя, владеющего фабрикой по обжигу кирпича недалеко от Делфта. Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя.
Замечательно и само изображение гитары: черно-белый кант «озвучивает» стаккато, густыми мазками написана декоративная резная решетка резонатора. Плетение кружев, как самостоятельное занятие, появилось в Средние века в Италии. Кружевницы объединялись в гильдии, как художники и ремесленники. После войны картина была возвращена Ротшильдам и в 1983 году приобретена французским правительством в счёт уплаты налогов на наследство.
Но затем, следуя направлению взгляда хозяйки, взгляд зрителя перемещается к служанке. Яркий желтый цвет притягивает взгляд. Это полотно нидерландского живописца считается парной картиной по стилистике другой работе художника, находящейся в собрании лондонской национальной галереи известной под названием «Дама у спинета». Гениальный колорист, Вермеер сумел воспроизвести на холсте деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего.
Влияние светотеней Рембрандта в этой картине является вполне ощутимым. Понадобилось заступничество Брамера, тоже католика, чтобы сердце будущей тёщи смягчилось. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. Жемчужная (скорее из искусственного жемчуга) сережка и жемчуг на шее дополняют наряд.
Рядом с подушкой лежит книга в парчовом переплете – скорее всего, Библия или молитвенник. Скрестив руки, она смотрит в окно. Все полотно проникнуто бесконечным лиризмом. Он же мог быть и заказчиком этих парных картин.
Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит неяркий дневной свет, являющийся в то же время (если использовать язык философии того времени) «естественным светом разума», постигающего загадки натуры, причем процесс этого постижения отнюдь не переходит у Вермера в сухую дидактику. Они как бы «текут». Эта картина была передана в дар собранию Метрополитен-музея Майклом Фридсэмом в 1931 году, полное название картины «Аллегория католической веры».
Фрукты (яблоки, груши и персики), возможно, символизируют библейское грехопадение. Наклон головы девушки повторяет угол наклона дерева, а пышная листва – локоны прически. Был распространен в 16-17 веках в Нидерландах и Англии. Голубой цвет жакета почти повторяется в цвете обивки стульев, такой же стул стоит в комнате в картине «Урок музыки».
Ранние картины на мифологические и евангельские темы (Диана с нимфами, Маурицхейс, Гаага Христос у Марии и Марфы, Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко. Она держит в коклюшки, руки ее расположены на специальной подушке для плетения кружева. О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. За занавесом – дверь в другую, ярко освещенную комнату.
Вермеер наследовал его стиль жанровой живописи в своих полотнах. Если изображался урок музыки, подразумевалось, что учитель проявляет к ученице не только профессиональный интерес. Но Ян Вермеер не любил спешить. А вторая тема – люди, увлеченные своим трудом. В 1672 году началась голландско-французская война, которая продолжалась семь лет. Например, расстояние от нижнего края картины до стола такое же, как и от верхнего края картины до нижнего края рамы «Нахождение Моисея». Поза «Географа» очень похожа на изображение Фауста на знаменитой одноименной гравюре Рембрандта.
Картина художника Вермеера очень проста и лаконична, в ней нет ни одной лишней детали. Героини Вермера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное умение мастера передать атмосферу жилой среды, вкрадчиво привлекающей зрителя на роль кавалера (тем паче, что в подавляющем большинстве случаев фигура последнего в картине знаменательно отсутствует).
Это могла быть Мария – старшая дочь художника. Собственно, в конце 17 столетия эта картина была продана в Амстердаме под названием «Спящая за столом дама, выпившая вина». Действие происходит в богатом бюргерском доме и удалено от зрителя. Нет сомнения, что Вермеер изобразил человека, посвятившего себя научным изысканиям.
Возможным противовесом служит яркий свет справа, который и уравновешивает всю картину. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Им украшали все, до самых необычных предметов, как молоток на двери (при рождении младенца, как особый знак и способ приглушить стук). Вермеер отдает предпочтение струнному ансамблю (сюда принадлежат и клавикорды) издавна считающемуся символом музыкальных созвучий и гармоний.
Но в этой работе Вермеер менее тщательно пишет передний план, стол, покрытый ковром почти полностью погружен в тень, ярким акцентом выделяется только платье девушки за клавесином, ее белая юбка и уже знакомая по другим произведениям желтая кофта с черной отделкой. Современники живописца высоко оценили в портрете девушки с жемчужной сережкой талант Яна Вермеера Делфтского, картина иногда представлялась как «Мона Лиза Севера» или «Голландская Мона Лиза». Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Как и в других работах Вермеера, композиция строго выверена. Мать девушки, Мария Болнес, поначалу наотрез отказала претенденту на руку ее дочери.
Ее взгляд направлен на зрителя, словно предлагая насладиться забавностью ситуации. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682года находилось 19 картин Вермеера. Тот же шкаф изображенный на картине «Астроном», стоит в том же углу у окна. Книга открыта на 111 странице, где повествуется, что для изучения звезд необходимо не только знание геометрии (объясняется, как по расположению звезд определить широту и долготу) использование механических инструментов, но и «вдохновение от Бога». Вермеер занимал должность декана гильдии св.
В углу комнаты, освещенный светом из двойного окна, у стены стоит вирджинал. В этой комнате служанка принесла письмо сидящей на стуле у камина молодой женщине. Сюжет – женщина за написанием письма – довольно традиционен для жанровой живописи. Два замечательных голландца вполне могли быть и близкими друзьями. Свадьба состоялась 20 апреля 1653 года. Эту же картину, атрибутируемую искусствоведами английскому художнику Питеру Лели, Вермеер включил в свою работу «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой», однако там она, вероятно имеет другое значение.
Ноты и романы в те времена не издавали такими «толстыми», а сюжет картины не предполагает книг научного содержания, как в картинах «Географ» и «Астроном». Необычно, но возможно. Не остался в стороне от этой тенденции и Вермеер Ян. Именно для такого кружева и использовали маленькую подушку, как на картине.
Плетеное кружево могло быть как законченным (салфетки, воротники), так и «бесконечным» (кружевная тесьма). Дело в том, что Ян Вермеер был из протестантской семьи, а его невеста – из католической. Зеркало появляется только четыре раза в картинах Вермеера.
С конца 1650-х художник меняет манеру изображения. Свет падает из высокого окна, расположенного в левой части картины. На стене на уровне головы девушки – большая, но очень бледная подпись художника. Его же небесный глобус изображен в картине «Астроном». Комната погружена в тень, ярко освещена только фигура молодой женщины. Теперь у него появляются две излюбленные темы.
Он одет в просторную мантию – одежду ученых того времени. Одежда девушки – желтая кофта и белая юбка – написана с использованием контрастных цветов. Это единственная его работа, написанная на деревянной панели. Свое влияние оказывает и голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства.
Размер портрета 23, 5 х 18 см, дерево, масло. Размер картины 45 x 40 см, холст, масло. Мы не знаем причины, но он почему-то изменил фамилию и имя. С годами информация о точном месте погребения художника в церкви была утрачена. Складки темно-синей накидки подчеркнуты желтым, что делает синий цвет более глубоким. Возможно, позировала одна и та же модель.
В картине «Искусство живописи» присутствует обычный для произведений Вермеера голландский интерьер, в котором выделяются некоторые особенности, являющиеся, по мнению исследователей живописи «ключами» к пониманию замысла художника. Живопись была возвращена в Rothschilds после войны и была приобретена французским государством как предоставление в оплате налогов на наследство в 1983 и затем показана в Лувре с 1983. Складки юбки выписаны очень контрастно. Все эти детали важны для понимания основной идеи картины.
Картины художника иногда изображают Катарину. Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Связь между любовью и музыкой является центральной темой этой картины.
Она не взвешивает ни жемчуг и золото, ни собственные грехи в ожидании Страшного суда. Несколько лет спустя они появились на торгах под названием «Астролог» и «подобная». Типичными для этого периода картинами являются «Девушка с письмом», «Молочница», «Кружевница».
Ей было на момент рождения брата двенадцать лет. Темный фон, который изначально был темно-зеленым (потерял свой цвет в результат старения картины), разделен портретом на неравные части, что придает картине только больше жизненности и реальности. Стул, стоящий у задней стены, обит гобеленом с растительным орнаментом, на полу лежат несколько свернутых карт, на стене – карта «Морское побережье Европы» Вильяма Янса Блау. Для последнего делали много повторяющихся фрагментов, которые потом соединяли.
Примечательно, что текст книги рекомендует астроному «искать вдохновения в Боге», а картина на стене изображает найденного младенца Моисея, возможно, символизирующего науку и знание («и познал он всю мудрость египетскую»). Янсон Рейнеер переехал из Антверпена в Амстердам в 1611 году и занимался ткачеством по шелку. Блик света на кончике носа, полуоткрытые губы также подчеркнуты бликом.
Фиолетовые тона нижней поверхности шляпы, которая находится в тени, гармонируют с синей накидкой. Вермеер вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить многочисленное семейство. Корзина для белья (подобную Вермеер изобразил в первоначальном варианте картины «Молочница», но позже записал) и подушка для вышивания (она же изображена в картине «Кружевница») – все оставлено без внимания. В настоящее время находится в Лувре. Одна изображает опушку леса в стиле Адриана ван де Вельде (природа как единственный свидетель любовных страданий), другая – корабль в море (символ разлуки и превратностей моря любви, но голубое небо обещает благополучное возвращение путника). На пути к браку влюбленных ждали препятствия, но отнюдь не материального характера.
В это же время будущий знаменитый ученый и изобретатель микроскопа Антоний ван Левенгук, который увлекался шлифовкой стекол и созданием линз, получил должность геодезиста города Делфта. Это самое известное полотно художника. В глубине комнаты, между столом и окном, стоит служанка. В самих Нидерландах существовал, по свидетельству путешественником, культ кружева. Она же была моделью для других его полотен: «Девушка с письмом у открытого окна» и «Дама в голубом, читающая письмо».
Чаще всего это было такое кружево, за плетением которого Вермеер изобразил девушку. Но крещен он был в последний день октября 1632 года в одной из приходских церквей Делфта. В картинах такого рода важную роль играет смысловой «подтекст», практически все предметы изображенные в полотнах аллегорической тематики, несут в себе определенное символическое значение, да, зачастую и сами являются прямыми символами или знаками (христианскими, языческими или мистическими). Луки и соответственно руководил ею. Она, как и рукоделие, олицетворяет добродетель.
В середине 50-х годов 17 века после создания своих ранних картин на религиозные и мифологические темы «Святая Пракседа» (вольная копия картины флорентийского живописца Рипозо), «Христос в доме Марии и Марфы», «Диана и нимфы», «Юпитер, Венера и Марс» (не сохранилась) Вермеер в своем творчестве совершает весьма решительный шаг к смене жанровой тематики. Название, данное картине самим художником, неизвестно, но есть основания полагать, что произведение представляет собой аллегорическое изображение живописи. Сегодня эти картины называются «Астроном» и «Географ», хотя они не всегда носили эти названия. В это время художник Вермеер создает свои знаменитые городские пейзажи «Улочка» и «Вид города Делфта». Но лицо портретируемой написано в традиционной манере.
Молодой мастер долгое время находился под впечатлением итальянского барокко. Она устанавливает равновесие между радостями жизни и требованиями церкви. На полу у ножки стула лежит воск, ярко-красная печать для писем и несколько листком бумаги, которые разные исследователи считаю или отрытым письмом, которое, вероятно, было только что получено или небольшой книжкой. В 1660 году Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. Она стоит у стола, на котором лежат листки бумаги и жемчужное ожерелье. В картине скрыт слабый любовно-эротический подтекст.
На шкафу стоит десяток книг, таблица с тремя окружностями – одной большой и двумя маленькими, возможно, это таблица для вычислений, но назначение в настоящее время туманно. Как и в картине «Служанка с кувшином молока», контур юбки обведен белой линией, более светлой, чем цвет стены. Кавалер, склонившийся к лицу дамы, явно распалён вином, похотью и женской игрой. У художника и ученого явно были общие интересы.
К лучшим вещам такого рода, написанным в основном в конце 1650–1660-х годах, принадлежат Девушка с письмом (там же), Женщина у окна (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Солдат и смеющаяся женщина (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Дама, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин), Служанка с кувшином молока (Государственный музей, Амстердам), Кружевница (Лувр, Париж). У кого же он брал уроки рисования. Женщина ведет голосовую партию. Эта картина голландского художника известна под другим, более условным названием «Гитаристка», а также, как «Дама играющая на гитаре».
Обстановка комнаты предельно проста, детали и антураж картины — полуоткрытое окно, стулья с головами льва, желто-черное платье девушки — будут постоянно появляться в дальнейших работах Вермеера, например, в практически одновременно созданной картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру – в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины – в своих городских видах Вермер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией (Улочка, Государственный музей, Амстердам и Вид Делфта, Маурицхейс, Гаага). Две картины, расположенные на стене, за спиной дамы не могут быть достоверно аттрибутированы, но, вероятно, маленький пейзаж слева написан или Яном Вейнэнтсом или Аллертом ван Эвердингеном. Вот и поехал художник в качестве эксперта в Гаагу проверять подлинность полотен. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В 1662-63 и 1670-71 гг.
Любовные переживания заставили даму явно пренебречь своими обязанностями – на полу у самого входа в комнату стоят брошенные тапочки (они обычно одевались только в спальне и абсолютно не к месту в комнате для гостей, где действие и происходит). Если сравнить эту картину с двумя другими – «Кружевница» и «Портрет молодой девушки», то очевидно сходство лиц. Действие в этой картине отдалено от зрителя, оно расположено в глубине комнаты, на задней стене которой висят две картины – пасторальный пейзаж и часто цитируемая Вермеером «Сводня» караваджиста Дирка ван Бабюрена.
С этим связана единственная в жизни Вермеера поездка за город. Фигура служанки символизирует спокойное ожидание. Небольшие интимные картины из жизни горожан в творчестве Вермеера второй половины 50-х годов 17 века («Девушка с письмом», «Бокал вина», «Офицер и веселая девушка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха. Неужели то самое, которое так долго ждали. Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Девушка, пишущая письмо».
В настоящее время находится в Лувре. Размер картины 42, 5 x 38 см, холст, масло.
Эта работа нидерландского мастера живописи известна также под названиями «Мастерская художника», «Аллегория живописи», «Художник и его модель». Сама подушка расположена на специальном столе, что намного облегчает работу. Это полотно известно также под названием «Девушка с бокалом вина в обществе двух кавалеров». В процессе написания картины Ян Вермеер вносит изменения в построение композиции, которые лишают картину однозначной прямолинейности и несмотря на умиротворение и сон героини, наполняют холст жизнью.
Это полотно голландского художника известно также под названиями «Молочница», «Кухарка», «Девушка с кувшином молока», «Молодая женщина, наливающая молоко». Прозрачная белая ткань закрывает часть витражного окна. Клавесин (франц. Не исключено, что картина голландского художника Яна Вермеера «Искусство живописи» заключало в себе возможность политического прочтения, а изображённая женщина символизировала собой Нидерланды. clavecin), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Эта же девушка позирует в картине «Дама, пишущая письмо и служанка». Хозяйка же полностью поглощена письмом. Художники Нидерландов обычно не бедствовали.
В 1940 году, после захвата Франции нацистской Германией, картина была конфискована у Ротшильда в парижском отеле штабом рейхсляйтера Розенберга и на её обороте была оттиснута небольшая свастика. Картина нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского «Портрет девушки в красном уборе». Свойственная ряду произведений мастера религиозная символика (к примеру, Дама, взвешивающая жемчуг, – Национальная галерея, Вашингтон, – измеряет «сокровища души» на фоне картины со Страшным Судом) предстает несколько вычурной и сентиментальной в Аллегории Веры (Национальная галерея, Вашингтон), которую принято считать последней из известных его картин. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг, что отразилось в картине «Диана со спутницами». Книги, карты, астролябия, циркуль являются неотъемлемыми атрибутами ученого тех лет. Считается, что для картины позировала жена Вермеера, Катарина Болнес.
Композиция полотна «У сводни» яркая, полная юного задора и чувственности. Все вместе – жемчуг, деньги, золото – олицетворяют достаток и некоторое тщеславие, суетные радости жизни. Стул, стоящий на переднем плане, так же выдает недавнее присутствие третьего человека в комнате. Некоторым исследователям на основании композиции картины удалось сделать вывод, что молодая особа, забросив чтение религиозной литературы (и строгие нормы христианской добродетели), предается тщеславному занятию и вообще безосновательно радуется жизни. Подобная подушка изображена в картине «Любовное послание».
Известно, что 29 декабря 1653 года Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. Дама явно довольна произведенным на мужчин эффектом и, возможно именно они стали жертвой женского кокетства. Композиция картины необыкновенно удачна. Композиция почти та же – стол, покрытый синей скатертью, шкатулка (теперь она развернута к зрителю), письменный прибор, на модели тот же желтый жакет с горностаевой опушкой. Он писал две картины в течение года. Торговля предметами искусства замерла. Они олицетворяли собой такие ценности как семья, комфорт, достаток.
В 1713 году на аукционе они были проданы как «Работа, показывающая математика, художника Ван дер Меера» и «подобная». Зеленая портьера, черно-белые плитки пола (только состоятельная семья могла позволить себе пол из мрамора) и картина в черной раме на задней стене подчеркивает элегантность интерьера. Чаши весов в руках женщины пусты. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Поза портретируемой довольно необычна для портрета, вероятно, Вермеер стремился запечатлеть (и это ему вполне удалось) мгновение непринужденного или порывистого движения. Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха.
Хотя по форме корпуса гитара на картине скорее похожа на виуэлу (виуэла – испанская предшественница современной гитары) инструмент более «аристократичный». В настоящее время находится в Лувре. В 1675 году художник заболел и скоропостижно скончался. Сочетание света и объемов предметов создает сбалансированную, но динамичную композицию картины. Размер картины 75 х 64 см, холст, масло.
Художники того времени часто изображали на своих полотнах жен или возлюбленных. Испытал значительное влияние К. Фабрициуса. Инструмент в руках девушки – это так называемая «барочная гитара». Художник обращается к религиозной тематике («Христос у Марии и ее сестры Марфы»).
Стол накрыт гобеленом с цветочным рисунком, таким же, как и в картинах «Астрономе» и «Ответное послание». По своему содержанию картина близка к написанной в то же время картине «Дама у вирджинала и кавалер или Урок музыки». Эта работа голландского живописца известна также под названием «Дама и её служанка, вручающая письмо». Кто был его учителем. О матери мастера, Дигне Балтес, нам почти ничего не известно. В картине нидерландского живописца явно доминирует девушка.
Что это за письмо. Картина также известна под названием «Смеющаяся девушка в компании офицера». В Нидерланды гитара попала из Франции или Испании. И всё же картина «Улочка Делфта», с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична. На переднем плане изображена девушка играющая на гитаре. Висящая на стене картина Бабюрена «Сводня» тоже объединяет три фигуры, но разница в настроении героев разительна.
Например, мы можем увидеть ее, беременную, на полотне «Женщина с весами». Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Концерт». Самой значимой картиной данного периода можно назвать крупнофигурное полотно «У сводни».
Ясно одно: сын не пошел по стопам отца и не учился ткачеству по шелку. Но, как уверяют оппоненты этой точки зрения, первенец в семье появился в 1653 году. Этот жест опять возвращает зрителя к даме в желтом жакете. Возможно, Вермеер решил использовать дерево как основу дабы передать эффект освещенности. Луки и соответственно руководил ею. На вирджинале играет молодая женщина в белой блузе и ярко-красной юбке с черным напуском. Они готовы были платить за его полотна большие деньги.
Вопрос, была ли это одна из старших дочерей Вермеера, остается открытым. В левой части картины расположено окно, закрытое желтым занавесом, таким же, как и в картине «Девушка, примеряющая ожерелье» и зеркало. Женскому музицированию посвящена почти третья часть всех работ Вермеера. В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи.
У нее правильные красивые черты лица, большие глаза, прямой нос. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Пространство ограничивает гобелен за спиной героини. Мастер жанровой живописи ценился и как искусствовед.
Пытливый разум человека изображен в полотнах «Астроном», «Географ», «В мастерской художника». Мастер в этом полотне достиг пика своего гения. Эта работа нидерландского мастера известна также под названием «Оценка меры». Цветовое решение тоже не совсем обычно.
В 1662-63 и 1670-71 гг. Складки синей скатерти на столе тоже имеют тот же лиловый оттенок. Известен с 16 века. По договору, молодожены переехали в дом невесты. Все его наследство отошло кредиторам. В этот «профсоюз» на двадцать первом году жизни вступил и Вермеер Ян, картины которого через несколько лет потрясли мир.
И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь «открытия» живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия. «Астроном» представлен без телескопа, но его рука касается глобуса небесной сферы. Маленькая свастика была отпечатана на спине черными чернилами. Молодая девушка – словно олицетворение нежной женственности.
Эта картина Вермеера также известна под несколько иным названием «Молодая женщина, стоящая у вирджинала». А изображенную на картине девушку часто называют «Северной Моной Лизой». Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, вот таким образом у него были и другие источники дохода.
Задней план картины опять же дополняют фронтоны и мрачные крыши других городских построек. На нем – несколько книг и глобус Йодокуса Хондиуса 1600 года. Ее внимание полностью поглощено работой. Левой рукой девушка придерживает край бумаги, в правой держит перо.
Работы Вермеера лишены столь однозначной трактовки. Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего определило признание и славу Вермера именно в XIX в. Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенного удивительным жемчужным, даже жемчужно-серым («Головка девушки»). Световые акценты – шляпа, блики света на лице, ярко-белый воротник блузки, жемчужные серьги, складки одежды – очень четко выделяются на темном фоне. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. На шее у девушки – нитка жемчуга, который так любил писать художник. Значит, определился с профессией и начал обучение подросток на пятнадцатом году жизни.
Существует книга «Девушка с жемчужной сережкой» писателя, автора вольных исторических новелл Шевалье Трейси (Chevalier Tracy), в котором высказывается предположение, что моделью Вермеера на портрете была молоденькая служанка и любовница художника Грид, а также снятый по мотивам романа фильм. На героине картины «Девушка с кувшином воды» тот же желтый жакет с черной тесьмой, как и на полотне «Девушка с письмом у открытого окна».
Экспертами высказано предположение что Вермеер использовал работу Питера Янса ван Аста «Лесной вид с джентльменом и собаками на переднем плане» как мотив для этого пейзажа. Письмо застало женщину за утренним туалетом, о чем говорит жемчужное ожерелье на столе. Так, занавес на переднем плане, отдёрнутый на манер театрального, как бы говорит о постановочности, условности сцены. Нижняя створка за ней закрыта.
«Уснувшая девушка», написанная художником в возрасте двадцати пяти лет, отличается абсолютно. Размер картины 44 x 38, 5 см, холст, масло. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте. О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации.
Тональный колорит смело сочетается со звучными пятнами чистого цвета. Существует мнение, что это – Антоний ван Левенгук известный как изобретатель микроскопа. В качестве примера можно привести «Любовное письмо» и «Молодую женщину с гитарой». Дом и как здание и как абстрактное понятие «малой родины» был для голландцев чрезвычайно важен.
Бытует несколько версий о том, кто позировал художнику. Это – второе издание трактата 1621 года «Об изучении и наблюдении звезд» Адриана Метиуса. Цвет одежды и освещение фокусируют внимание лице и руках.
В картинах нидерландского художника «Астроном» и «Географ» есть много черт, характерных для всего творчества Вермеера. В левой руке она держит перо, видимо, она или только что дописала письмо (и служанка, может, спрашивает, куда его отнести) или только собиралась его написать, когда неожиданно пришло послание. Таким образом, Вермеер отметил свое присутствие в картине. Точной даты рождения художника мы не знаем. Картины и предметы прикладного искусства были очень востребованы в голландском обществе.
И зеркало отражает эту правду. Под конец 60-х годов семнадцатого века художник немного изменил свою манеру. Гитара тогда имела 5 двойных струн. Семья художника не была бедной.
Этот портрет Вермеера является самой известной картиной живописца. Свидетельством безусловной творческой зрелости служит композиция У сводни (1656, Картинная галерея, Дрезден), – сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, равно как и на фактуре вещей, Вермер превратил здесь бордельную сцену в романтическое таинство любви при этом свою супругу, К. Болнес, он, вероятно, представил в виде веселой девицы, а себя – в качестве одного из двух кавалеров. Датировка картины осуществлена экспертами и исследователями творчества Вермеера на основе стилистики картины, а также покроя костюма дамы.
Особой, по-своему автобиографичной сложностью своего образного строя выделяется Мастерская живописца (Художественно-исторический музей, Вена). Так же уложены волосы у девушки в картине «Женщина с гитарой». Изображенная девушка склонилась над кружевом. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственной Души, – как бы тоскующей на темном, «ночном» фоне в Девушке с жемчужиной (там же), – либо, напротив, образами пытливого и мужественного Разума – в поздних Географе (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и Астрономе (собрание Ротшильд, Париж). Брошена метла (тоже символ женского начала или указание на некой магический подтекст), на стуле в беспорядке лежат ноты. Письмо, которое держит служанка, несомненно, от возлюбленного, который в данный момент далеко от дома – на это намекают картины за заднем плане.
Картина нидерландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Любовное послание». Уже женившись, он мигрировал в Делфт и купил там постоялый двор. Полотна Вермеера «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» являются парными картинами, отражающими распространившееся под влиянием итальянского академизма в Нидерландах на исходе «золотого века» увлечение холодными интеллектуальными аллегориями.
Есть мнение, что персонаж справа – автопортрет художника. Эту же картину, атрибутируемую искусствоведами английскому художнику Питеру Лели, Вермеер включил в свою работу «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой», однако там она, вероятно имеет другое значение.
Техника игры на ней не очень сильно отличалась от современной. Эта картина кажется продолжением картины «Девушка, пишущая письмо».
Интересны выражения лиц изображенных женщин. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, вирджинал, спинет, клавицитериум. Безусловное влияние на молодого художника оказал Питер де Хоох. В картине «У сводни» у художника Вермеера доминируют три ярких цветовых пятна – красный камзол солдата, желтая блуза девушки и пёстрый ковер, которые отчетливо различимы в тусклом свете свечей. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. На холсте изображена изысканно одетая дама играющая на вирджинале в богатом бюргерском доме города Делфта.
Как и большинство работ Вермеера, эта картина живописца недокументирована. Картина Вермеера «Служанка с кувшином молока» выделяется среди прочих подобных произведений нидерландской живописи своей жизненностью и композиционной простотой. Размер картины 69 x 63 см, холст, масло. Кого же изобразил на картине Ян Вермеер.
Еще будучи претендентом на должность свободного мастера в гильдии Святого Луки, Ян Вермеер женился. Но художник продолжал поддерживать свою мать, которая управляла гостиницей. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства.
Картины «Кружевница», «Дама у спинета», «Женщина в голубом, читающая письмо» и «Девушка, примеряющая колье» – яркие образчики этого периода творчества художника. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Небольшие детали добавляют динамизм в композицию.
Окно в правой части картины закрыто занавесом, но сквозь него пробивается дневной свет. Но Хоох не мог быть учителем молодого гения, поскольку жил в Делфте лишь с 1652 года. Нить жемчуга с желтыми завязками также лежит на столе. Аккуратная служанка скорее всего поставила бы стул на место и подняла письмо и печать с воском с пола, если бы ей не было отдано распоряжение «срочно ждать» ответа. Она смотрит на чашки весов, которые держит в правой руке, левой опираясь на столешницу.
Вирджинал (англ. Хозяин гостиницы «Мехелен» теперь звался Рейнер ван Вос. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На нем играет сидящая в профиль молодая девушка.
При таком фаворе художник окончил свои дни почти в нищете. Она смотрит на зрителя с несколько насмешливым выражением. Его ранние полотна отмечает монументальность и возвышенность образов. Даже если в картинах живописца (как в большинстве случаев) и не присутствуют кавалеры и коварные обольстители.
Но появился второй персонаж – служанка и картина становится менее статичной. Мужчина, повернувшись спиной к зрителю, устроился на косо поставленном стуле и аккомпанирует на лютне (видна только часть грифа с колками). Занятия музыкой в работах современников Вермеера носят всегда определенный подтекст. О том, что живопись Яна Вермеера ценилась современниками, свидетельствует тот факт, что художник дважды избирался деканом гильдии Святого Луки (в 1662-1663, а также 1670-1671 годах). Эта картина «Нахождение Моисея», по мнению некоторых исследователей, принадлежит кисти сэра Питера Лили.
Обе картины, скорее всего изображают одного и того же человека. Некоторые его картины представляют собой обобщенные жанровые портреты. Как бы ни была юна девушка на картине, она все же явно старше дочери художника.
Эта работа нидерландского художника известна также под названием «Урок музыки». Подобный сюжет был довольно популярен в живописи 16-17 веков. Девушка с жемчужной сережкой.
Это самая маленькая картина Вермеера, написанная на холсте. Следовательно, на момент написания картины (1665) Марии было всего двенадцать.