Во втором периоде творчества (1519—1530 гг. ) Тициан создал для церкви Санта-Мария дельи Фрари огромную алтарную картину «Вознесение Марии» (1516— 1518 гг. ), более известную как «Ассунта». Композиция Ассунта, по ее словам, была произведением абсолютно нового качества, такого масштаба и значимости, что это позволило всем увидеть в Тициане великого мастера. В 1516 году, после смерти старого Беллини, Тициан занял его место первого живописца Венецианской республики, а через два года написал «Ассунту», картину, которая произвела на современников огромное впечатление и открыла новый период в творчестве великого мастера (1518–1530). В 1516-1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
Полотно «Ассунта» принадлежит коллекции ранних работ итальянского художника Вечеллио Тициана, однако именно она значительно прославила своего создателя. В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
Тициан долго раздумывал над сюжетом.
Но Веронезе умер, а Тинторетто продолжал работать, — рассказывает Маркова. Портрет не имеет равных у Тициана по великолепию и богатству цветового решения, симфонии красных тонов, в которой объединяются краски утренней зари, ее отблески на металлических доспехах, цвета красной попоны коня, украшающего голову скакуна плюмажа и перевязи на груди всадника. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио.
С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. Разносторонне образованный, Бембо писал стихи, поэмы, труды по истории и философии, переводил с греческого и латыни. Картина «Введение во храм» (1534— 1538 гг. ) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице. Картина подобна целостному организму, все части которого охвачены стремительным и торжественным движением. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Его работоспособность была чудовищной. к творчеству мастера. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). А венецианские женщины. Ее несокрушимую добродетель подчеркивали мощные стены замка и веточка чертополоха в руках — знак супружеского постоянства. Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией. ТАСС).
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания.
Тинторетто и Веронезе работали для разных слоев венецианского общества. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». отмечены расцветом портретного искусства Тициана.
Две прекрасные молодые женщины сидели по углам небольшого мраморного бассейна из которого вылавливал плававшие розы маленький Амур. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Все это прекрасно написанные портреты. С тончайшим мастерством художник передал нежность и теплоту её обнажённого тела.
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Новые морские пути еще только-только осваивались. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица».
В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Размах торговых связей Венеции был огромен. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, самому прославленному художнику в городе и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерской мозаичиста Дзуккато, пока не стал учеником великого мастера. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Тициан почти всегда писал лица в своих портретах в три четверти, теперь избирает непривычную композицию, поворачивая фигуру почти в полный профиль и она приобретает особую отрешённость.
Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. На лице его написано мучительное переживание и непоколебимость веры, ради которой он был готов умереть. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Он был очень дорогостоящим художником, но его работы стоили тех денег, которые ему платили.
Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора.
Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari). В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Достаточно сравнить портреты юноши с перчаткой (Лувр), дочери Лавинии (Берлин), Федериго Гонзаго (Прадо, Мадрид), Ипполито Риминальди и Пьетро Аретино (оба – Галерея Питти, Флоренция), чтобы оценить тициановскую способность проникать в сущность человеческой личности. В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г. ) возрос интерес художника к народным типам, деталям быта. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Художник и император становятся друзьями.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Он был и льстец и тонкий психолог. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Имя этой женщины осталось неизвестной.
На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий.
Так утверждали венецианские знатоки. В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц — мифологических героинь. Те же чувства разделял и Аурелио.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Современники свидетельствовали, что в семейной жизни художник был счастлив, любил жену и детей. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. Жизнь Тициана текла спокойно и счастливо. Душа — навсегда — живописи. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Ей он принадлежал безраздельно.
Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Расходы значения не имели. Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства, – он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно.
В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Всё это, однако, не выходило за пределы общей направленности его искусства. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве. Познавательно, что при жизни живописца ведущее положение Венеции среди других городов стало ослаблено и это тоже отразилось на его работах: наряду с религиозными появляется интерес к аллегорическим и мифологическим сюжетам.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Моделью или возлюбленной художника. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Он просто наслаждался ею. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Тициан поистине мыслил краской. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с совершенной свободой манеры. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. В ней поражает земное, чувственное, активное начало. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Он насчитывал более трех тысяч судов.
«Ассунта» (1518) и по сей день находится там, где ее поместил Тициан – в главном алтаре церкви Санта Мариа деи Фрари. Имя его стало известным. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Тициан и сам тогда был влюблен. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе.
Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. И ни в одном городе Италии не было художника, который воспел бы всю эту роскошь и великолепие женской молодости с такой осязаемой чувственностью. Работа имела большой успех.
Но благочестивой венецианке было нелегко решиться на брак с человеком, причастным к смерти близких ей людей. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте».
Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Мраморные колонны портика, небо, подернутое облаками, победное знамя, красочные сочетания одежд придают картине торжественное звучание.
Марка. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Национальный музей, Неаполь). Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио.
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. Тициан стал родоначальником парадного европейского портрета, где искусно балансировал между психологической достоверностью и льстящим заказчику приукрашиванием. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Он был очень доволен работой художника. Картина не была закончена художником, некоторые детали были дописаны после смерти Тициана его помощником Пальмой Младшим.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере».
По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Второй раз Тициан так и не женился. Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики, в его обязанности входило исполнять и портреты дожей, что компенсировалось годовым содержанием от властей Венеции. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции.
Но годы общения с Беллини и Джорджоне научили его разбираться в древней и современной литературе. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Никколо Аурелио долго не мог отвести глаз от почти трехметрового холста, сверкавшего еще не просохшими красками. Никто не славился такой изысканностью в выборе благовоний и косметики, ни у кого не было столько шелков, парчи и бархата. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Богатство Республики росло. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Он оставил потомкам галерею глубоко индивидуальных портретов своих современников. В то время тот работал над мозаиками собора Св. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. к творчеству мастера. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Фигура мадонны (обычно помещаемая в центре) сдвинута вправо, вокруг нее без традиционной симметрии размещены святые, среди них выделяется колоритная фигура старца с книгою – св.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. К античности художник обращается и позднее, особенно после поездки в Рим. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
«Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Его кисть рождала шедевр за шедевром. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. 2. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии). За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Необычно исполнение картины. Золото, пряности, драгоценные камни, благовония, слоновая кость, парча, шелк, фарфор – все виды восточной роскоши приносились к ногам крылатого льва, герба Венеции, символа Св. Марка-евангелиста, ее небесного покровителя.
На большом, почти семиметровой высоты полотне изображено вознесение мадонны: мощная фигура Марии в развевающихся одеждах, поддерживаемой хороводом маленьких ангелов, неудержимо несется вверх, как бы охваченная страстным порывом. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. Вазари, лично знавший великого венецианца и служивший ему гидом во время его пребывания в 1546 году в Риме, назвал его «избранником небес».
Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Злые языки поговаривали, что инициатором его ареста был секретарь Совета Никколо Аурелио, желавший устранить ненавистного соперника.
В Венеции был – Тициан. Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. На примере этого шедевра Тициана можно судить о том, насколько естественно и безупречно точно монументальные полотна великих венецианцев были связаны с архитектурным интерьером, являясь его драгоценным украшением. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. По приглашению папы Тициан прибыл в Бельведер (часть Ватиканского дворца), где ему были отведены роскошные апартаменты и принялся за портрет папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения.
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. В числе его заказчиков были император Карл V испанский король Филипп II, дож Андреа Гритти, несколько пап, бесчисленные кардиналы, герцоги и герцогини, маркизы и графы. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Искал ли он, со свойственной ему практичностью, более выгодную партию – в Венеции было немало богатых невест из более близких художнику социальных слоев. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Тициан был одним из величайших портретистов прошлого. В «Мадонне семейства Пезаро» Тициан обновляет старый тип алтарной композиции, внося элемент непринужденности, естественности в построение всей группы.
40-е гг. Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Кто была эта золотоволосая незнакомка. В этом прекрасном образе как бы предвосхищается та неуловимая тонкость душевных движений, которую излучают лица в некоторых портретах Тициана.