Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим — ок.
В 2002 году стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведён на 20 языков. Мать умерла, когда дочери было двенадцать. В 1997 году фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссёром Аньес Мерле (в заглавной роли Валентина Черви). Затем биография Артемизии легла в основу драмы американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы «Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988, 1989, 1990, 1991 годах).
Склонность к кровожадному сюжету связана с изнасилованием художницы в юности. В 1998 году роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер. Затем, обращаясь напрямую к насильнику, она заявила: «Вот твои обручальные кольца, вот твои обещания». переехала в Неаполь.
Артемизия Джентилески нередко сравнивается с Караваджо12. Хотя манера Артемизии во многом напоминает отцовскую (он был ее единственным учите лем), стилистически ее картины резко отличаются. Вот таким образом страстная беспощадность в изображении женщины, обезглавливающей мужчину, критики трактуют, как «отмщение» за перенесенные страдания. Артемизия очень рано проявила способности к живописи: вполне профессиональная картина «Сусанна и старцы» датирована 1610 годом, соответственно, художнице было тогда 17 лет.
Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак устроил её отец), Артемизия в том же 1612 году переехала во Флоренцию. Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак устроил её отец), Артемизия в 1612 году переехала во Флоренцию. Работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем. В этот страшный момент Артемизия начала выкрикивать: «Это правда, это правда».
На суде в 1612 г. Артемизия под присягой заявила, что Тасси изнасиловал ее, а затем пообещал жениться. Впрочем, в подписи значится достаточно определенно: «Артемизия Джентилески»). Работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем.
Артемизия Джентилески нередко сравнивается с Караваджо. В присутствии обвиняемого ее подвергли «пытке сивиллы» : на пальцы надели железные кольца, постепенно затягивая их. Отсюда происходят на ее картинах выплывающие из мрака Юдифи, точащие меч на Олоферна, Вирсавии, соблазненные Давидом и Лукреции, поруганные римским царем Тарквинием.