» Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет. Вся работа напоминает другие картины эпохи Возрождения, является симметричной, гармоничной и поддерживает атмосферу спокойствия. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей.
Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Купец Арнольфини изображённый ван Эйком на полотне, обладает портретным сходством с президентом РоссииПутиным, что дало пищу для различных шуток на эту тему в прессе. Вот почему последнее время там можно увидеть множество русских туристов, которые хотят убедиться в этом. Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Ян ван Эйк изобразил семью Арнольфини в момент бракосочетания, сюжет бытовой.
Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. » Портрет четы Арнольфини»является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. В искусстве Нидерландов является работой чрезвычайного характера. В настоящее время, ее можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне. Цель данной работы – провести сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» фламандского живописца Ян Ван Эйка и «Молодой семьи» советского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. morgen – утро). Манина «Д. Д.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл.
Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Эта картина была не просто новой, она была революционной. Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Дерево, масло. Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Наоборот.
На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Возрождение. Стиль Ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. 1434". ). Выпуклые зеркала были более доступны.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Благодаря им стало известно, что большинство деталей картины, которым придаётся символическое значение, были написаны на завершающем этапе работы— ван Эйк не делал подготовительные рисунки для этих предметов.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Специалисты-медики находят, что женщина на портрете ждёт ребёнка: её живот увеличен под самой грудью она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот, как это обычно делают беременные её лицо несколько припухло и имеет выражение, характерное для беременных78. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом.
Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Живопись Италии и Нидерландов. На задней стене висит круглое выпуклое зеркало в резной раме, а в зеркале отражается окно, семейная пара и, что интригует более всего, две едва заметные фигуры, стоящие на пороге, то есть точно там, где вы бы оказались, загляни вы в эту комнату. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Что и говорить, красота – страшная сила.
Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16.
Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Выпуклые зеркала были более доступны.
В зеркале отражается художник и еще один свидетель. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. С тех пор среди ученых царит разброд. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. А женщина. Получилось пространство, наполненное символами.
Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать».
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Выпуклые зеркала были более доступны. На женщине платье (т. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу.
Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. нидерл. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Нидерланды (Фландрия).
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. 1434». ). Ц. Г. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Это особенно заметно по одежде. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Так кто же все-таки герой картины.
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Это особенно заметно по одежде. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой поэтичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. По одной версии, апельсины, находящиеся на подоконнике и на табурете у окна, могут рассматриваться как знак плодовитости. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. До сих пор вопрос остается открытым.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания.
В отличие от темперной живописи, маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать слитности мазков, получать смягчённые контуры. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности. 1434». ). При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
Затем картина была покрыта лаком. 1434». А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Так же поступил и ванЭйк. На двойном портрете, созданном Санчесом Коэльо, где изображены дочери Филиппа, Изабелла и Каталина Микаэла, позы моделей повторяют позы персонажей ван Эйка. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами.
Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Но восхищает и поражает не это, а удивительно свежий красочный колорит картин и глубокие тона, каких до сих пор не видели даже ни у одного из итальянских художников.
Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова: "Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца человек на портрете, ведь у него чисто северный тип.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Количество материи, которое надето на этой женщине, также соответствует господствовавшей в то время моде. Правда и тут не обошлось без загадок. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Реализм подкреплен еще и техникой.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Ведь картина Портрет четы Арнольфини была написана художником по случаю свадьбы представленной на ней пары. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Вообще Нидерланды были, наверное, единственной страной, где живопись развивалась самобытно, без влияния греческого искусства.
Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей». Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк.
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Взять хотя бы головные уборы. Брови тонкие, похожие по форме, крупный нос со своеобразным вырезом ноздрей, рот красивого рисунка с узкой верхней и широкой нижней губами, совпадает цвет глаз.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30.
А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена.
В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Края костюма декорировались фестонами— пристрастие к мелким деталям, создающим беспокойную линию, пришло из Германии75. На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Это подпись художника. Около 90 трофейных полотен легли в основу коллекции лондонского Эпсли-хауса, резиденции Веллингтона. Наоборот. Это особенно заметно по одежде.
Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения.
А женщина. А женщина.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Национальная галерея.
ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. «Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Любой в обещаниях может стать богатым). Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат.
На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). У окна лежат апельсины.
А мог и сам подарить по дружбе. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Он клянется свое жене в супружеской верности.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Далее. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Однако она по-городскому узка. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. В конце работы художник выполнил также и надпись. Лондон.
При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. 82 x 59, 5 см. 1434». ).
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. «И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Арнольфини и его супруга изображены без обуви.
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1).
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно.