Как считает Эдвин Холл, автор книги The Arnolfini Betrothal: Medieval Marriage and the Enigma of Van Eycks Double Portrait (1997), ван Эйк написал не свадебную церемонию, а помолвку.
Учитывая этот факт, Лорн Кэмпбелл предположил, что на двойном портрете 1434 года изображены Джованни ди Николао и, вероятно, его вторая жена566. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Возможно, художник намеренно изменил пропорции фигур персонажей, чтобы выделить их головы и руки и приблизить их внешность к идеалу красоты той эпохи.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Ее правая рука держит ладонь супруга, а другая лежит на животе, что может указывать на ее новое состояние.
Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Они также не являются медицинскими услугами. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Брови тонкие, похожие по форме, крупный нос со своеобразным вырезом ноздрей, рот красивого рисунка с узкой верхней и широкой нижней губами, совпадает цвет глаз. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Это особенно заметно по одежде. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7.
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Господин Арнольфини одет в коричневое гофрированное пальто с отделкой из меха и большую черную шляпу. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. По его мнению, специалисты должны работать «не там, когда уже все обнаружили, а там, когда можно не просто информированием заниматься, а заниматься непосредственно работой по оценке здоровья, оценкой потенциала развития ребенка».
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Рыбальченко предложил внимательно отнестись к рекомендациям ВОЗ. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. На женщине платье (т. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. «Услуги ранней помощи – это услуги семье», – заявила Клочко.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Так, на древнеримской фреске амуры венчают жениха и невесту, пожимающих друг другу правые руки.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Для её написания он использовал тонкие прозрачные слои краски, которые накладывал один поверх другого. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.
На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка – знак чистоты, четки – символ благочестия, выпуклое зеркало – глаз мира, апельсины – плоды райского сада, а яблоко намекает на грехопадение. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51.
Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
А женщина. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. А кто с этим работает. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. «ВОЗ – это, пожалуй, самая сильная организация, которая занимается здоровьем ребенка», – сообщил член Общественной палаты. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Джованни ди Николао вступил в брак в 1426 году, его супруга, тринадцатилетняя Констанца Трента, происходила из известной луккской семьи6. Британцы, вместо того чтобы возвратить картины и статуи в Мадрид, погрузили их на корабль, отправлявшийся в Лондон.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. В основном внимание будет уделять первым тысячам дней жизненного цикла. Однако она по-городскому узка. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33.
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. С этими задачами блестяще справляются некоммерческие организации (НКО), роль которых до сих пор недооценена и они недостаточно хорошо финансируются государством, считает Рыбальченко. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. При этом мы (СДР) будем выступать в качестве посредника в установлении трудовых отношений между двумя сторонами, рекомендуя тех или иных кандидатов, тем или иным работодателям.
Это особенно заметно по одежде. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор. 1434». ). Так как все основные проблемы возникают именно в этот период. Тогда как многослойная живопись пишется очень долго, притом, что необходимо ждать, когда предыдущий слой высохнет, этот художник писал свою картину намного быстрее, так как использовал технику когда краски – масло и темпера, наносятся друг на друга ещё не просохшими.
Это от зачатия, не от рождения», – заявил Рыбальченко. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
Некоторые исследователи636465 считают, что художник написал автопортрет с женой, Маргаритой ван Эйк. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Любой в обещаниях может стать богатым). Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). По мнению М. Герасимова, сравнивавшего изображения женщин с двойного портрета и портрета жены художника, написанного ван Эйком в 1439 году их лица схожи. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Это объяснялось тем, что она вроде как «вечная мать» и тем самым оправдывает ночной грех и исполняет исключительно свою прямую женскую функцию – рождение детей.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. «Вопросом здоровья ребенка нужно заниматься еще до того, как родители подумали о зачатии. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей.