«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет. Он добавляет множество скрытых смыслов благодаря реалистичному изображению в комнате объектов на картине Портрет четы Арнольфини. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла при родах.
Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия. «портрет четы Арнольфини» выставлен в Лондонской национальной галерее, которая приобрела его в 1842 году всего за 730 фунтов. Так все же, кто изображен на этой удивительной картине «Портрет четы Арнольфини». Купец Арнольфини изображённый ван Эйком на полотне, обладает портретным сходством с президентом РоссииПутиным, что дало пищу для различных шуток на эту тему в прессе. Вот почему последнее время там можно увидеть множество русских туристов, которые хотят убедиться в этом.
Искусно и убедительно выписанный интерьер освещённый игрой света на различных поверхностях, таких как одежда, стекло и медь сделал парный портрет супругов Арнольфини одним из самых значительных произведений в истории натурализма. Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка.
Многие шутят по этому поводу о том, что изображен на картине Портрет четы Арнольфини Путин (внешнее сходство с ним у Арнольфини действительно есть). Вернемся теперь к картине Портрет четы Арнольфини, прославившей художника и до сих пор вызывающей споры. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини».
Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения. Не только в определенное сходство сеньора Арнольфини с Путиным, а в детали работы. Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.
Ян ван Эйк изобразил семью Арнольфини в момент бракосочетания, сюжет бытовой. Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла при родах.
Портрет четы Арнольфини – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Главным символическим элементом изображенным на полотне «Портрет четы Арнольфини», является зеркало. На нём изображены Джованни ди Николао Арнольфини и его жена, предположительно в их доме в Брюгге.
Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Чета Арнольфини были представителями зажиточного рода, это видно и по обстановке и по их одежде.
При бургундском дворе и женская и мужская мода была экстравагантной. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Впоследствии герцог передал их папскому двору. Это были последние упоминания о личности Джованни Арнольфини в письменных источниках.
Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. А тогда именно братья Эйки изобрели химическую смесь, которая нужна была для выработки масляных красок. На картине мы видим мужчину и женщину изображённых в небольшой комнате.
Арнольфини принадлежал к авторитетной и финансово благополучной семье (торговой династии) из Лукки, которая также была вовлечена в политические события, проходившие в городе. Высоких было больше, чем низких. Есть, конечно и такие человеческие особенности, без которых можно обойтись (например, деление на языки, нации — наказание за гордыню, по сказанию о Вавилонском столпотворении не случайно Джованни Кенами в Брюгге звалась Жанна де Кенани, а сам Арнольфини — Эрну ле Фин). На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. 1434». ). В 1995 году были опубликованы результаты изучения снимков картины в инфракрасном излучении.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. В 1422 году Джованни попытался продать очень ценное золотое ожерелье английскому королю Генриху V (неизвестно, насколько успешной оказалась эта сделка). Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
1434. ). Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). У собачки же глаза открыты и при всем сходстве с чудищем она — светлая.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. «О чем я думаю.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. 1434». ).
При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. На этих выполненных под заказ гобеленах были изображен сцены из жизни Богоматери. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом.
Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. В 1426 году Джованни женился на Констанце Трента. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене.
Стал прототипом образа мужчины на известном художественном произведении фламандского живописца Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Если не погружаться в подробности расследований, которые проводили многочисленные искусствоведы, основная версия, у которой больше всего сторонников, – Ян ван Эйк изобразил купца Джованни ди Николао Арнольфини с женой. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Об этом свидетельствует письмо его отца Николао, написанное его торговому агенту в Брюгге, в котором им излагается просьба признать Джованни взрослым, вероятно, для того, чтобы тот мог в соответствии со средневековыми цеховыми правилами претендовать на более высокое и престижное звание подмастерья (а не ученика).
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. А монстрик ведь перекликается еще с той же статуэткой святой Маргариты, которую, по преданию, проглотил заживо дракон, но был вынужден ее освободить.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. В городе располагалось большое число мануфактур, специализировавшихся на пошиве дорогой одежды (в этом отношении он являлся конкурентом Флоренции). Их соединённые руки служат центром композиции и настраивают зрителя на торжественный лад. И тем не менее многие поколения художников обязаны гениальным братьям ибо они усовершенствовали масляные краски и разработали новые их составы. Огромная шляпа владыки в процессе потасовки превратилась в сплющенную кепку.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Это особенно заметно по одежде. Однако она по-городскому узка. Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений39.
Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Зеркало, конечно, доводит двоение до предела.
А женщина. Взять хотя бы головные уборы. Что материнская любовь не так уж и чиста, как поется. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Но двойной портрет Арнольфини не просто фиксирует двойственность пола.
Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь).
Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Оно должно было напоминать монгольское или китайское. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. На женщине платье (т.
Оно дает невидимую часть комнаты, включая второе окно. Весь градус произведения поменялся в сторону осмысленного протеста. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая («Исход», 3:5)Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй». Метелка говорит о порядке в доме и духовной чистоте.
Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Ван Эйку не случайно приписывали изобретение масляных красок: он их не изобретал (хотя он их совершенствовал), но он первый использовал все их возможности — сравнимые только с появлением глянцевых цветных фотографий в двадцатом веке, когда все стало светиться изнутри, блестеть, когда мир преобразился.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Одеты герои богато, по последней моде Северной Европы, которая во второй четверти XV века отличалась изрядной экстравагантностью. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Возрождение.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Такое сходство не имеет никакого значения — тот случай, когда парность ничего ни прибавляет, ни убавляет и только ярче подчеркивает, что дух, а не материя, является если не самым главным, то самым интересным — для человека, во всяком случае. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Для чего же дамы стремились к бледности и отёчности лица. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Лондон. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Брак сам по себе возвращает к той раздвоенности, которая человеку не изначальна, но без которой ему плохо. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.
Присмотритесь повнимательнее – их отражение можно увидеть в зеркале, висящем на стене. Особое значение для полотна имеет подпись художника, она стоит не как обычно— внизу, а на хорошо видном месте между люстрой и зеркалом. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Блондинок мало. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Джованни Арнольфини стал прототипом двух значимых портретов ван Эйка – уже упоминавшийся потрет Арнольфини и его супруги (хранящийся в Лондонской национальной галерее на Трафальгарской площади), а также его одиночный портрет Джованни Арнольфини уже в более зрелом возрасте, который в настоящее время находится в Берлине.
Рожки люстры повернуты неправильно – то есть, на фотографии они были бы видны иначе. Он был отправлен в Брюгге ещё ребёнком. Национальная галерея. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Вместо— «Ян ван Эйк сделал» (лат. Johannes de eyck fecit), то есть написал этот портрет, стоит— «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434).
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь.
А почему нет, если знать, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор 11, 3). Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Он клянется свое жене в супружеской верности. Понятной становится и зажженная свеча, ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и зажженные фонари.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Обычно из более низкого сословия происходила женщина. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Для живописца это главное. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
На женщине платье (т. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». В городе Джованни называли «сыном Николао» (итал. di Nicolao) для того, чтобы отличить его от двоюродного брата, полное имя которого звучало как Джованни ди Арриджо Арнольфини. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Однако она по-городскому узка. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Портрет четы Арнольфини – совершенная иллюстрация этого мировоззрения. Если прежде и мир и земной человек воспринимались как нечто ничтожное перед лицом Господа, то теперь действительность приобрела в глазах художников самостоятельную ценность, прекрасное творение бога. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». И это действительно революция в живописи и в портретном искусстве Возрождения. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Впрочем, сложно судить, стал ли Джованни впоследствии ремесленником. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Ян ван Эйк впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания. Это особенно заметно по одежде. В Европе господствовала бургундская мода, следовать которой было недешёвым удовольствием.
Мужчины были вынуждены носить тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой.
Портрет четы Арнольфини – это уникальное явление в европейской живописи того времени. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Постель – брачное ложе, а также место появления на свет и ухода из жизни.
О социальном положении жениха говорит его одежда, ухоженные руки и узкие плечи.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Так кто же все-таки герой картины. В отличие от темперной живописи, маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать слитности мазков, получать смягчённые контуры.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Он наносил новые слои краски на ещё не высохшую поверхность, чтобы достичь игры света и тени, создающей иллюзию трехмерного пространства на картине. Этого у бесчисленных подражателей ван Эйка (начиная с Кристуса) уже – редкость. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Путин любит свой народ, как бы говорит этим Ван Эйк.
«Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви. Любой в обещаниях может стать богатым). Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Далее.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
В Лондоне, в Национальной галерее хранится картина Яна ван Эйка Свадьба Арнольфини. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Главное же: не такая уж фотографическая точность у ван Эйка.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Маленькая собачка, домашние туфли, плоды на подоконнике, единственная свеча, висящие на гвозде четки, доски пола и ковер все выписано с ювелирной точностью. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Худых — больше, чем толстых. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Получилось пространство, наполненное символами.
Затем картина была покрыта лаком. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. В конце работы художник выполнил также и надпись. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
В таких случаях обычно говорят о переселении душ, хотя надо бы говорить об удвоении тел. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Уже в следующем 1423 году он продал шесть гобеленов герцогу Бургундии Филиппу III Доброму. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Что уж точно не выяснить: случайно ли каждая галоша состоит из двух схожих половинок — словно соединили два сердечка.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты.
Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. И если в православии поют над венчающимися гимн, сравнивающий их с мучениками (не как страдальцами, а как свидетелями о Христе — так что те, о браке кого свидетельствуют присутствующие, сами свидетели о небе), то в католической теологии св.
Выпуклые зеркала были более доступны. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. До сих пор вопрос остается открытым. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир.
Об этом же говорят и меховые вопреки лету одеяния. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. 1434». ). Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
С этим произведением в нидерландском искусcтве появился новый жанр портретной живописи. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Это Ян ван Эйк. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Контекст Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Монстрик вверху, точно над ладонью невесты, вырезан из дерева и украшает кресло. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Ещё одной особенностью того времени стала мода на круглое лицо с раскосыми глазами. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Ордой была завоевана вся Средняя Азия, Русь и пространство до границ с Литвой. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара.
На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. В письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, Бартоломея сообщает о смерти своей дочери Констанцы.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк».
Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Хрустальные четки говорят нам о благочестии. Нидерланды (Фландрия). Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
Кажется, что ван Эйк просто помешался на двойственности всего и вся. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка.
У окна лежат апельсины. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Джованни ди Николао Арнольфини (около 1400 года, предположительно, в Памплоне – после 1452 года) – купец из Лукки, города в области Тоскана, в Италии, который прожил большую часть жизни во Фландрии, входившей на тот момент в состав герцогства Бургундского.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Со стороны Путина на окне лежат апельсины – атрибут богатства. Что и говорить, красота – страшная сила. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. С одной стороны, она символизирует свечу, которую передает невесте жених во время бракосочетания, с другой — Божественный свет, озаряющий таинство бракосочетания.
Правда и тут не обошлось без загадок. И размер у картины совсем как у окна: восемьдесят на шестьдесят. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Реализм подкреплен еще и техникой.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
А женщина. Зато она — пара крошечному чудовищу, которое не на всякой репродукции разглядишь. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. О Джованни известно, что ещё в юности он перебрался на постоянное место жительства в Брюгге, где основал свои торговые предприятия, на которых производились роскошные наряды для зажиточной прослойки торгово-промышленного населения города, в котором Джованни Арнольфини прожил всю жизнь. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака— морганатический от слова морген (нем. morgen – утро).
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Художник, согласно этой версии, точно и проникновенно передал её образ на полотне. 82 x 59, 5 см. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Наоборот.
Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Наоборот. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Вообще множество деталей пририсовано уже на готовую картину — например, собачка. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. На медальонах по часовой стрелке сцены из жизни Христа (в самом верху — Распятие, до него крестный путь, после него — снятие с креста и воскресение).
Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Когда пришла пора самому зарабатывать на хлеб, Ян отправился в Гаагу, где начал строить карьеру при дворе графов. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73.
Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Однако положение руки женщины на полотне допускает возможность ее беременности, хотя можно предположить, что этим жестом она всего лишь приподняла подол своего платья. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Во-первых, мы видим, что композиционным центром являются не сами герои, а их так сказать отдельные части – руки, скреплённые в рукопожатии, во-вторых, странная одежда героев – для нас немного абсурдна, а в то время это была одежда для особого случая, чего только отделка из горностая стоит. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Стиль Ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Согласно городским источникам, в 1446 и 1452 годах он выступил в роли третейского судьи в решении торговых конфликтов между несколькими луккскими купцами, обосновавшимися во Фландрии (одним из участников тяжбы являлся кузен Джованни ди Арриджо), которые судились по поводу имущественных вопросов.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Дерево, масло. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Любой в обещаниях может стать богатым). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом. Перед концертом нам удалось немного поговорить.
В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. В 1442 году он подписал соглашение, по которому он получил статус бюргера (полноправного гражданина) Брюгге взамен на обещание прекратить купеческую деятельность, однако ему было предоставлено право заниматься бюргерским ремеслом. Так, на древнеримской фреске амуры венчают жениха и невесту, пожимающих друг другу правые руки. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Художник подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Юный детсадовец, рисуя картину в день выборов, очевидно, уловил струю общественного самосознания, что конечно же отразилось в его творчестве. Где же они. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14.
На парадном портрете — и такая грязная, в буквальном смысле слова, вещь. Это особенно важно для церемонии без священника. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Это особенно заметно по одежде.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. И монстрик, кстати, сам двоится — его напарник виден только со спины. Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо брошены рядом.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. А женщина. А мог и сам подарить по дружбе. Cама формулировка необычна. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. morgen – утро).
Монстрик словно жаба, словно таящаяся в человеке похоть, слепая. Отражение, поправ законы физики, стало более ярким, чем оригинал. Четверть — молодежь.