Скульптор Aristide Maillol (Аристид Майоль) создаёт сладострастные женские фигуры, напоминающие женщин его учителя Гогена, а также Ренуара, чувствуется существенное влияние европейской и особенно немецкой скульптуры.
Аристид Майоль всю жизнь был в поиске прекрасного. Здесь невозможно создавать бесчувственное искусство». Однако прозанимался в этом заведении совсем недолго, так как профессор, не обнаружив в работах ученика «привычной академической умеренной аккуратности, кропотливого прилежного стиля в рисунке» и «безликости, столь необходимой всякому смиренному школяру», выгнал его, предложив все же продолжить обучение в Школе декоративных искусств.
Это не отвлечённый тип полководца, а вполне конкретный человек. В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер.
С годами работы мастера не стали скуднее и беднее. Модерн (от фр. Он вернулся домой и организовал мастерскую.
Теперь я ищу архитектуры движения», – говорил Майоль. Он не раз изображал ее не только на своих рисунках, но и в камне, бронзе, дереве. В 1881 году Майоль поселился в Париже. Его женщины, выполненные в камне и бронзе, очень естественны, непосредственны и пластичны. Весь импрессионизм его живописных произведений безусловно отразился в скульптуре. Причем редкие исключения только сильнее оттеняют его целенаправленность.
А Майоль больше стремиться изобразить красоту, наполненную здоровьем и силой. Теперь скульптуры Майоля стали необыкновенно «пейзажны», господствуя над пространством и организуя его. Начиная с памятника Альвеару, Бурдель работает большими планами. Сравним его работу Ася. Аристид Майоль начал заниматься скульптурой.
«Бронза слишком темна, на мой вкус, она поглощает слишком много света. Что более близко к творчеству Майоля. Да и сам внутренне безмятежный и тихий Аристид Майоль по своей натуре меньше всего подходил на роль «потрясателя основ». В этот период Майоль входил в группу «Наби». Создавая этот необычный и оригинальный памятник, Майоль впервые сделал шаг «к выражению экспрессии». Исполняя по заказу И. А.
на выставке Салона, по настоянию Родена, впервые была выставлена статуэтка «Леда», а спустя два года на вернисаж допустили и «Средиземное море». В 1893 году Аристид Майоль женился на одной из своих мастериц, которая стала впоследствии любимой его моделью. Скульптура выполнена из белого мрамора. Иногда он вообще рисовал эскизы исключительно по воображению. moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг.
Одним словом, статуей бога. Особенно ярко это ощущается в лучшем живописном произведении того периода «Лазурный берег» (1898г. ). Таким Майоль представил и памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. М. 1934г. Ткали гобелены местные девушки. Творчество Аристида Майоля – многогранно.
После из Школы он был исключен и отправился в Школу декоративного искусства. Но если по распоряжению Фонда Рокфеллера фреска Диего Риверы была уничтожена, то в данном случае заказчики попытались скрыть непозволительный для них облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями. Когда период «иссушающего ученичества» закончился, он с удивлением открыл для себя искусство Поля Гогена и возглавляемой им понт-авенской группы, а также живопись Огюста Ренуара. Это был почти самостоятельный жанр – типично Майолевский, где он давал себе полную волю. Многие из художников и критиков, например Андре Жид, восторгались этой работой Майоля, проводя нечаянную параллель тяжеловесно-смятенному роденовскому «Мыслителю» (рис. 2)1 и критиковали, проницательно разгадав в новом скульпторе нечто в корне чуждое высокочтимой в тот период эстетике. Он пытается максимально сделать образ идеальным.
Это было свежо, красочно, декоративно и слегка опьяняло. стр. Свою жену Клотильду он не раз изображал в рисунках, а затем и в скульптурах. Оставшаяся без рук, подобно Венере Милосской изящная «Гармония» в своей незавершенности стала символом бесконечного поиска художника, оборвать который смогла только смерть.
Наверное, вот таким образом некоторые скульптуры (особенно «Торс Нереиды», 1905г. ), сделанные мастером еще до путешествия в Грецию, напоминают нимф с фронтонов Парфенона. Бланки («Скованная сила», бронза, 1905-1906 годы, Пюже-Тенье, департамент Приморские Альпы сад Каррузель, Париж и другое) мощная женская фигура круто разворачивается в попытке освободиться от пут.
Он признавался: «Когда она проходит мимо, я чувствую ее душу. К ней хочется прикоснуться рукой, так как осязание дополняет зрительный образ. Скульптура имеет два названия -- «Мысль» и «Средиземное море». Внутренние контакты с творчеством Гогена Майоль сохранит и в будущем.
гордый скульптор, равнодушный к сенсациям и помпезности, оставался почти безвестным. У Майоля были и более большие рисунки, монументальные, фрескового типа. Необыкновенно жизненно воплотил Майоль в камне и чувство нежности, вдохновенной ласки (горельеф «Желание», 1907). Проходил обучение в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже. Тягу к искусству маленький мечтатель испытывал еще в раннем детстве. Таким Майоль представил и памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. И в их искусстве есть как сходства так и различия.
В скульптурное произведение «Средиземное море» художник вложил душу. Здесь с натуры Майоль создавал бронзовую статую «Гармония» (1940–1944гг. ), для которой позировала молодая девушка Дина Вьерни, ставшая последней моделью ваятеля. «В его эволюции нет ничего резкого, внезапного, ничего интеллектуального, она походит на ясный ручей, который в своем течении постепенно становится рекой, – писал Джон Ревалд в 1939г. – Его вода остается по-прежнему светлой, но его русло углубляется».
Изучив биографию и творчество скульптора. Работа была выставлена в осеннем Салоне Парижа в 1905 г. Успех ее был огромен. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить реплику статуи для города Парижа». 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок».
Покорна, вся во власти стремительного стихийного движения «Река» (1938-1943). На камне художник точно и аккуратно повторил анатомическую сущность женского тела. Голову Альвеара Бурдель лепил на основании сохранившейся гравюры. Делая фигурки из терракоты, бронзы и дерева, пробуя себя в мелкой пластике.
По углам цоколя скульптор поместил четыре аллегории. её древние основы. Годы спустя, будучи скульптором, Майоль обобщит это «удивительное равенство человека с растением» в некую теорию, основанную на взаимосвязи архитектуры и растительности. Он вернулся домой и организовал мастерскую.
18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Вскоре после этого, в 1944 году Аристид Майоль погиб в автокатастрофе. И, создавая свои полные чистоты и гармонии творения, мастер стремился к тому, чтобы, глядя на них, люди забывали обо всем плохом. Создание скульптуры – это активный трудовой процесс.
Майоль много наблюдал за каталонками иногда мог в один сеанс вылепить голову понравившейся ему девушки. В гобеленах Майоль пытался создавать свой собственный мир – «царство радости и света», наполненное свежими молодыми красками. В 1904 году Майоль впервые выставляет свои произведения в Осеннем салоне. Он увидел полотна Гогена (рис. 5). К 1900г. Создавая проекты будущих композиций, он много времени уделял рисунку, наброску, как с натуры, так и по воображению.
Он сам делал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и даже окрашивал нитки. Без тени самоуничижения скульптор сравнивал себя с мастером-гончаром и говорил: «Нужно создавать вещи имеющие отношение к жизни Скульптура ведь как гончарное дело – она тоже должна быть создана для чего-нибудь».
Казалось, оно обещало многое. Творчество скульптора – тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Бурдель изображает стройные фигуры с удлиненными пропорциями, стремящиеся вверх.
Первые его изделия – «Очарованный сад» и «Музыка» были представлены в 1894г. В 30-е гг. Его мастерская была скромна. 15 сентября 1944 года, возвращаясь на автомобиле от Рауля Дюфи, он попал в автокатастрофу.
В том же году он знакомится с графом Гарри Кесслером, который становится его покровителем. Ему позировал капитан Сантоллини из Монтобана. Свою творческую карьеру он начал как художник. Структура абсолютно однородна. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Осенью в 1883 году сильно заболел и заработал на всю жизнь ревматизм.
В 1894 году первые его работы были представлены публике. И в этой обстановке Майоль создавал свои последние работы.
Это были более длительные и выразительные работы, где он прорисовывал тщательно все детали. Вот это я хочу передать в моей статуе, что-то живое и вместе с тем нематериальное. Он вернулся домой и организовал мастерскую. Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Преимущественно монументалист, Майоль пробовал себя и в портрете, выполнив величественный и тонкий по стилю «Портрет матери» (1898г. ), сокровенный портрет своего угрюмого друга, живописца Этьена Террю (1905г. ) и правдивый портрет больного, состарившегося Огюста Ренуара (1907г. ), в котором сумел передать и физическую слабость и мужество духа почтенного художника.
После окончания школы Майоль попал под сильное влияние понт-авенской группы, которую возглавлял Гоген, в то время утверждавший: «Живопись — не натура. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Выразительна и фигура самого Альвеара.
первые его работы были представлены публике. Внешний динамизм сменяется чёткой архитектурной конструкцией. «Новая, чужая, но такая одуряющая атмосфера всемирной столицы искусства» ошеломила Майоля. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Вторая рука запрокинута назад, на которую фигура немного опирается.
«Яискал архитектуры устойчивости, стабильности. Постепенно он преодолел «архаическую» скованность, которая чувствовалась в его ранних терракотовых купальщицах. Легка и свободна почти парящая над постаментом женщина—«Воздух», выполненная в 1937-1939 годах как памятник летчику Ж. Мермозу, о котором писал Сент-Экзюпери.
Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Его работы: Стреляющий Геракл (рис. 14), Сафо (рис. 15). Это можно сказать о созданной в 1902-1906 годах «Ночи» и других скульптурах.
В гобеленах Майоля, подобно его ранним живописным полотнам, можно уловить влияние понт-авенской школы и принявших ее установки «набидов». Чтобы пробиться, начинающему художнику приходилось действовать в абсолютном одиночестве. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). 27 сентября он скончался. «. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок.
Деньгами помогла тетка, которая ежемесячно высылала ему в столицу необходимую сумму. В лучших произведениях этого времени «Лежащей девушке» (1900), «Леде», «Еве» (1902) чувствуется необыкновенная интимность выражения. вего статуях с удивительной силой проявилась экспрессия.
В лаконичной простоте, четкости силуэта статуи «Средиземное море» иначе называемой «Мысль», Андре Жид увидел «несомненные приметы рождения нового современного искусства». Мое чувство переходит в мои пальцы». О его работах с восхищением высказывался даже Огюст Роден. Его это занятие забавляло, развлекало и веселило. Его отличала редкая для художника новейшего времени цельность и последовательность в работах.
В 1903 году на выставку Салона была впервые допущена маленькая статуэтка Майоля «Леда», а в 1905 году — «Средиземное море». Плита, на которой восседает женщина из мрамора другой обработки. Затем Майоль открывает для себя очарование живописи Огюста Ренуаре (рис. 6). Фактура не ровная и шершавая. «Искусство Гогена было для меня откровением, — говорил он впоследствии Дж. Ревалду, — посмотрев понт-авенские картины Гогена, я почувствовал, что смог бы работать в том же духе». Большинству художников приходилось пробиваться самостоятельно. И не только высочайшее техническое мастерство скульптора потрясло зрителей.
Камен тщательно отполирован и сглажен.
Кроме Поля Гогена, Аристид Майоль увлекался творчеством изобретателя «синтетизма» Эмиля Бернара, который стремился, в отличие от импрессионистов, не к аналитическому, расчленяющему, а к цельному видению. т. III. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Майоль представляет свои первые гобелены – «Музыка» и «Очарованный сад», в которых ощущалось влияние художников понт-авенской школы и группы «Наби». В 1902г. Это средство выразить идею, выразить то, что нельзя почувствовать на ощупь. свой первый терракотовый эскиз «Средиземное море» скульптор увеличил до размеров натуры, а спустя три года перевел его в камень.
725). Другая работа Бурделя, Сафо (рис15) характеризуется поисками высокого этического идеала. Я стал скульптором», – вспоминал он. Поток падающих драпировок в фигуре «Сены» (бронза, 1921 год, Национальный музей современного искусства, Париж) ассоциируется с полноводной рекой, а склонённая фигура «Скорби» (памятник павшим в Серe, бронза, 1921-1923 годы) пробуждает воспоминания о древнегреческих надгробных стелах.
Последней моделью Аристида Майоля стала оригинальная, очень глубокая, начитанная девушка Дина Вьерни, которую он пригласил позировать для «Трех нимф». Его ранних работах ощущается влияние Гогена и французского символизма. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
Дыхание античности чувствуется во многих произведениях Аристида Майоля, но особенно в его несравненных женских торсах — «Торсе Нереиды» (1905) и «Малом торсе на дельфине» (1925). Вообще развитие Майоля как творца проходило неспешно и медленно. Аристид Майоль с удивлением открыл для себя, что Греция очень похожа на его родную Каталонию. 3), дымчатые фигуры Праксителя (рис. 3), видя в этом упадок сильного и серьезного стиля.
На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Он был застенчивым, тихим и мечтательным ребенком. Майоль поселился в Париже. В 1895 году, находясь под большим впечатлением от средневекового ткаческого искусства и в особенности серии гобеленов «Дама с единорогом» из коллекции музея Клюни, Майоль организует в Баньюле мастерскую по производству гобеленов. У него скульптура с четким изящным силуэтом.
Жозеф-Бонавентур-Аристид был вторым ребенком из четверых, родившихся в семье. В лучших творениях этого периода, «Ева» (1902г. ) и «Леда» (1902г. ), Майоль впервые сумел показать одну из существеннейших особенностей своего творчества – интимность выражения. «Не останавливайте вашего штриха, пускайте свободно ваш карандаш, – не раз повторял художник. – Давайте работу инструментам: часто они умнее нас Высвобождая бег ваших линий, вы добьетесь лучшего рисунка».
(Скульптуры Родена, живопись Мориса Дени, художник Анри Матисс, Деспио, Альбер Марке). Начиная с «Памятника Полю Сезанну» (1912–1925гг. ), мастер приступил к разработке так называемого типа «горизонтальной», полулежащей фигуры, который приходит на смену «вертикальным» статуям. В памятнике К. Дебюсси (мрамор, 1930-1933 годы, Сен-Жермен-ан-Ле Музей Майоля, Париж) идея музыки передана гармоничными линиями фигуры и плавным движением её рук. Тогда же был принят проект памятника Луи-Огюсту Бланки, получивший название «Скованная сила или Скованная свобода».
Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XXв. Около 1900 года он практически ослеп и пребывал в таком состоянии примерно полгода. Развитие машинного производства ковров сделало его промысел почти бессмысленным.
Этот самый старый сад во Франции. Лучшие работы Бурделя 10-х гг. Отлично вылеплен конь.
Это были рисунки нечетких и неопределенных линий. В те годы его также увлекало творчество Эмиля Бернара и Пюви де Шаванна. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Сам скульптор в эти годы говорил: «Я искал архитектуры устойчивости, стабильности. В 1894 г. первые его работы были представлены публике. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Искусство Майоля не знает заката. Незаурядный талант рисовальщика и графика проявил он и в создании иллюстраций к «Дафнису и Хлое» Лонга, «Искусству любви» Овидия, «Эклогам» и «Георгикам» Вергилия.
У себя на родине, в Баньюле, он организовал мастерскую по производству гобеленов. Ничего кроме женского тела, ни одной лишней детали. Во время учебы в колледже в Перпиньяне Майоль начал рисовать.
От производства гобеленов пришлось отказаться. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. Особенно отчетливо это можно увидеть в горельефе «Желание», в котором автор продолжил и развил тему нежности, успешно начатую в «Леде». Именно с Дины сделаны почти все последние рисунки Майоля и его последняя, самая дорогая для него скульптура «Гармония» (1944), в которой он как бы объединяет чувства трагедии и радости, живое движение, в котором чувствуется отзвук его недавнего увлечения экспрессией и изумительное чувство спокойствия и необыкновенной нежности. В сферу интересов молодого художника вошло и творчество монументалиста Пюви де Шаванна, который стал одним из теоретиков «клуозонизма» и предпочитал четко вылепленную, немного грузную форму. Создавая монументы, он ограничивался обычно единственной фигурой и в его статуях было минимум движения. Однако решающую роль в его становлении сыграло знакомство в 1889 году с искусством Поля Гогена. Чуть позднее, тоже в жанре мелкой пластики, были рождены образы природных стихий – «Гора» (1935–1938гг. ), «Воздух» и «Ночь» (1937–1939гг. ), «Река» (1938–1943гг. ).
В первых скульптурных работах мастера из которых наиболее известны горельеф «Источник» (1898г. ) и серия «купальщиц», выполненных в стиле круглой пластики, чувствуется чрезвычайная зависимость замысла от материала. Он сооружает ткацкий станок, собственной, лично усовершенствованной конструкции. Даже одежда и прически дам напоминают в его работах все те же бутоны и соцветия. В годыВторой мировой войныДина Верни принимала участие вдвижении Сопротивления— сначала в Париже, затем (с конца1939 года) вBanyuls— в имении Майоля, который укрывал её во время оккупации.
«Искусство существует, чтобы забывать мерзости жизни», – любил повторять Аристид Майоль. В скульптуре изображена фигура сидящей обнаженной женщины. Он перенял от Гогена в первую очередь антиакадемичность и современную энергию живописного языка, взгляд на живопись как на «образ» мира.
К 1908–1910гг. Моделью для этой скульптуры, как и для более ранних – «Средиземного моря» и «Ночи», – служила жена скульптора. Под строгим надзором матери и одинокой тетки он рос тихим и застенчивым мальчиком. Еще одним современником Аристида Майоля был скульптор-портретист Шарль Деспио (1874--1946).
Позже скульптор написал: «В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона. Образы Майоля никак не сопоставишь с танцем Айседоры Дункан. Сначала это был цветочно-фруктовый сад с аллеями, служивший для прогулок высшей знати. Майоль окончательно утвердился как скульптор. Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, вот таким образом когда он погиб в автокатастрофе (27 сентября 1944 годa), она становится галеристкой в Париже, причём одной из самых успешных. И потому судьба маиолевских работ была довольно сложной, а иногда и печальной.
море, солнце, вино. Первым до размера натуры он увеличил в 1902 году терракотовый эскиз «Средиземное море», а в 1905 году перевел его в камень.
Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни и после его гибели в автокатастрофе, она открывает галерею в Париже, ставшую одной из самых успешных. Майоль учился в Школе изящных искусств. Это его главные эстетические и идейные принципы. Подробно рассмотрев его раннее произведение «Средиземное море, можно сказать, что Аристид Майол был потрясающим художником своего времени.
15 сентября 1944г., возвращаясь из Верне-ле-Бен, скульптор попал в автокатастрофу. В 1881г. Среди его знаменитых скульптурных произведений памятник О. Бланки «Скованная сила» (1905-1906), памятник П. Сезанну (1912-1925), мемориал павшим в войне в родном городе мастера Баньюле (1930-1933). Могучая статуя, воплощающая идею осени и плодородия, таит в себе многие из качеств, которые вкладываются в понятие «майолевская женщина», – первозданную чистоту, непосредственность, женственную мягкую округлость и монументальную цельность.
Мое чувство переходит в мои пальцы». Майоль же не любил античные скульптуры. Верни позировала и для последней монументальной статуи скульптора, которая называлась «Гармония» и которая так и не была им закончена. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры). Морозова цикл бронзовых статуй «Времена года» (1910-1911 годы, ГМИИ), Майоль стремился не к отвлечённой идеализации, а к поиску гармонии в самой натуре изваянной с живых моделей: «Помона» олицетворяет осеннее плодородие в крепких, округлых объёмах женского тела весеннее цветение в статуе «Флора» передано в стройных пропорциях юного тела и трепете облекающих его драпировок. Но основным его направлением была скульптура. Предки Аристида были потомственными виноградарями, по праву гордясь своей фамилией, на местном каталонском наречии означающей «виноградная лоза».
Он рисовал свою идею. Они считали, что изваяния этого мастера слишком просты и им не хватает выразительности и эффектности. Лишь только когда художнику исполнилось сорок лет, он обратил своё внимание на скульптуру. Я понял, насколько это искусство по своему духовному величию выше Аполлона.
Как это видно на примере его ранней работы «Средиземное море» (рис. 1).
поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. В его густо, пастозно написанных картинах, где каждый мазок добротен и основателен, чувствовалось влияние Сезанна. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля – «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок.
Кроме того, у художника началась болезнь глаз. Ее размер едва подходит для того, что бы изображаемая фигура смогла уместиться. Вплоть до 1917г.
Аристид Майоль – известный французский скульптор. Они подолгу беседовали, читали стихи. Женская фигура имеет пропорциональные округлые, пышные формы. Впоследствии именно как скульптор он прославился на весь мир. Скульптор не раз отмечал, что это знакомство явилось самой большой удачей в его жизни.
На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Аристид Майоль скончался, оставив свою «Гармонию» незавершенной. В 1881г. Майоль намеревался создавать и производить вещи – осязательно добротные и основательные 6.
Но пройдет совсем немного времени и он преодолеет схематизм и «архаическую» скованность, характерные для его ранних работ. А я ведь хочу света», – объяснял он выбор материала. Ткали гобелены местные девушки, на одной из которых Майоль женился в 1896 году. Правда, решение его несколько традиционно, но воплощено оно мастерски.
Последние годы жизни Майоль провел в родном Баньюле, продолжая заниматься не только скульптурой, но и живописью. Белый мрамор как никакой другой материал подходит для скульптуры «Средиземное море». Опираясь головой на одну руку, погружена в задумчивость, словно застыла в вечности. В семье было четверо детей. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Это сравнение меня поразило и заставило глубоко задуматься».
Напротив, в них обнаруживаются новые, порой неожиданные искания. Однако типаж «маиолевских женщин» широк и разнообразен, о чем можно судить по легкой изящной, узкобедрой «Флоре» (1911г. ) или царственно-величественной статуе «Иль-де-Франс» (1919–1932гг. ). И его естественность, которую он выражал в своей скульптуре, особенно выделялась. После громкого скандала в прессе он был установлен в парижском саду Тюильри. С течением времени, от 1910-х к 1940-м, творчество Майоля не претерпевало каких-либо заметных изменений и женские образы неизменно оставались главной его темой («Иль де Франс», «Венера с ожерельем», «Скорбь»). В 1934 году в жизни Майоля появляется юная натурщица Дина Верни, ставшая его музой и послужившая прообразом таких поздних скульптур мастера, как «Река», «Воздух», «Гора». Он радовался возможности снова работать и видеть – к счастью, болезнь глаз отступила.
Особенно заметно это по бронзовой «Сене» (1921г. ), складки одежды которой струятся по телу подобно реке или водопаду. Все это он воплощал в своих произведениях. Последней скульптурой великого мастера стала Гармония. В 1905 году после выставки «Средиземноморье» купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер.
Казалось, сама душа французского народа воплотилась в прекрасных аллегориях памятника. Аристиду пришлось оставить любимое дело. В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. В дальнейшем, одна из тем ранней живописи «нагие женщины» стала главным и единственным сюжетом в его творчестве.
В 1881 г. Майоль поселился в Париже. Он стремиться довести пластический объем до особой уплотненности, цельности. Это поверхность, которую следует декорировать». Сборник «Мастера искусства об искусстве. В последний путь мастера провожали юная модель Дина Вьерни и давняя Муза художника, Лаура, увековеченная им в образе «Помоны» сорок лет назад.
Так же удожник делал рисунки и с моделей. на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. «Майолевские» женщины, выполненные в бронзе и камне, удивительно естественны, пластичны иногда невинно кокетливы. Словно мастер стремится вернуть человечеству сознание первозданной силы и мощи.
Его творения этого периода из которых наиболее примечателен «Памятник Дебюсси» (1930г. ), контрастны и в то же время родственны предшествующим скульптурам. Дина Верни (1919 – 2009), уроженка Одессы (по другим данным – Кишенева), волею судьбы оказавшись в 1924 году в Париже, познакомилась с Майолем и стала не только неизменной натурщицей великого скульптора, но и его верной помощницей и музой. В 1908г. Эта особенность ощущается практически во всех «майолевских» творениях тех лет, включая одну из лучших работ – монументальную композицию «Ночь или Мечта» (1902–1906гг. ). На свет появился удивительный документ— свидетельство братской солидарности художников— «Петиция скульпторов», растрогавший Бурделя до глубины души: «Мы, собратья и почитатели Бурделя, — говорилось в ней, — считаем, что памятник генералу Альвеару является кульминационной точкой в развитии французской пластики и по этой причине невозможно допустить, чтобы он навсегда был потерян для Франции. Мечтательны объединенные внутренним ритмом «Три нимфы» (1936-1938). Примечательна в этом отношении неповторимая «Помона», сочетающая в себе «величие зрелости» и «специфическую грацию детства». Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Каждый новый ракурс помогает глубже понять содержание скульптуры.
Особая удача мастера – «Памятник павшим» (1930–1933гг. ), воздвигнутый в Баньюль-сюр-Мер. Природа окружала маленького Аристида, природа каждодневно заглядывала в его окно. Майоль не любит скульптуры в духе Бернини (рис. Его классическая простота поражает изяществом. Он понимает скульптуру как внешнюю стабильность при внутренней насыщенности. «Мои статуи – это поэмы жизни.
Он создавал художественные полотна, мелкую пластику, разнообразные работы прикладного характера, такие как гобелены или фонтаны. Кончив рисунок, я обернулся и оказался перед большой статуей примитивного характера, произведением в египетском стиле, строгом и грандиозном. Активно участвовал он в качестве художника и в выпуске иллюстрированной газеты. В 1903г.
Теперь я ищу архитектуры движения». И его работа «Средиземное море» является ярким тому примером.
Бурдель в поисках идеала чаще всего обращался к наследию античности. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком упрощенным. Этот памятник знаменовал собой возрождение большой национальной традиции.
Вместо того, чтобы высказываться в стихах, я выражаю себя в скульптуре», – говорил он. «Никогда не следовавший моде», он долгое время был как будто в тени других. Он пытался выявить всю механику движений, понять ясность игры мускулов и функций тела.
Он много упражнялся в изготовлении керамических ваз и статуэток, пробуя себя в мелкой пластике. И так, в сорок лет Майоль начинает новую жизнь в художественном творчестве. Один из выдающихся скульпторов этого времени был Антуан Бурдель (1861--1929). Изначально занимался живописью, рисунком, созданием гобеленов. Но, как и в случае с Диего Риверой, в 1934 г. представившего Фонду Рокфеллера фреску изображавшую суть современной эпохи как переход власти в руки людей труда, заказчики остались недовольны. Оказалась, что «реальная, каждодневная, сиюминутная» жизнь, окружавшая его в родном Баньюле, необыкновенно близка античности. В 1894г.
«Вдохновение было во мне. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Утратив возможность говорить, он записывал свои последние мысли в школьную тетрадь. 27 сентября 1944г.
Первая же персональная выставка принесла ему широкую известность и популярность. Современность его статуй проявляется прежде всего в интимности их восприятия. Он изображал обнаженное женское тело полное здоровья и силы. В Париже тех лет уже не было дружных братств художников, каковыми в 70-е гг. Бурделъ выдвигает концепцию активной человеческой личности.
Полна могучего спокойствия и задумчивости его «Гора» (1935-1938). Позже скульптор написал: «В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона. В памятнике революционеру Л. О. Его композиции невозмутимы и спокойны. Родился в 1861 году. Он называл это «помадой в скульптуре»2.
Памятник П. Сезанну (камень, 1912-1925 годы, Музей Орсе, Париж) – образец так называемых пейзажных скульптур Майоля: покоящаяся на драпировках женская фигура с веткой в руке лишь слегка отступает от классических образцов, но именно эти отклонения (скольжения полусогнутых ног, невесомость опорной руки) создают ощущение волнистого ландшафта. Если посмотреть на фигуру слева, справа (рис. 1), спереди (рис. 12) и даже сзади (рис. 13), композиционный смысл останется неизменным. В этой работе Майоль впервые выступил как трогательный, но не сентиментальный творец. Ноги согнуты в коленях.
Там не очень честолюбивый, но терпеливый, упорный и сосредоточенный Майоль был аттестован как ученик «аккуратный, прилежный и превосходного поведения».
В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки, который получил название «Скованная сила» (1905-1906). На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля— «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. Посетив обетованную родину скульптуры, Майоль с удивлением обнаружил, что Греция удивительно похожа на его родную Каталонию: «Эта та же страна, но без домов, пустынная». Это его отношение к мрамору можно так же увидеть в «Средиземном море». Недаром Марк Лафарг сказал о Майоле: «Он сделался для скульптуры тем же, что Сезанн для живописи».
В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Аристид Майоль показал свои первые гобелены — «Музыка» и «Очарованный сад». Он изготавливал статуэтки и вазы из обожженной глины и фаянса. У Бурделя характерно стремление к героически-возвышенным образам, к ярким и самобытным характерам.
Вместе с женой он остался в своем доме и продолжал работать. являлись группы барбизонцев или импрессионистов. Искренне восхищаясь архаикой, Майоль был уверен в том, что «надо быть в согласии с современной эпохой». Первой его пробой на новом поприще стала керамика.
Однако Аристид на время отказался от живописи, оставив ее ради «новой идеи чисто декоративного творчества». Он передавал реальную красоту женского тела без преукрас.
С этого момента она становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. Тем не менее, наряду с Антуаном Бурделем, он по праву считается «стволом» современной скульптуры, дающим «соки своим более молодым ответвлениям». (рис. 16) Его образы с тонкими запястьями и длинными стройными ногами, что абсолютно не свойственной майолевским женщинам. Скульптура натуральной величины, сопоставима с ростом человека.
Позже он пробует себя в рельефе, переходя затем к круглой пластике. Музей замечательного французского скульптора Аристида Майоля (1861 – 1944) историю жизни которого можно прочитать здесь, расположен Париже в доме 59 по улице Гренель (rue de Grenelle). Полное название музея – Фонд Дины Верни-музей Майоля. Одними из самых известных его работ являются: Леда, Мысль, Скованная свобода, Флора, памятник Полю Сезанну (над которой он работал более 10 лет) и многие другие. И свои изделия продавал.
Он организует у себя на родине экспериментальную мастерскую по производству гобеленов. Известный аргентинский писатель Ларрета, увидев статую, воскликнул: «Это он, это Альвеар. » Да и семья генерала также считала, что он получился очень похожим. Он имел несколько замкнутую позицию и свой взгляд на жизнь, природу и искусство.