XVII в. был периодом расцвета деревянной архитектуры. Теснее становится связь России с Западной Европой. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы).
Перед храмом на том же подклете отдельно стояла колокольня. В 1780 году Гордеев создал надгробие Н. М. Голицыной (мрамор Москва, Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР). Свободный несимметричный план, несомненно, отвечал функциональной связи помещений.
Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Этот небольшой барельеф оказался этапным произведением в русской мемориальной скульптуре — от рельефа Гордеева, так же как и от первых надгробий Мартоса, развивается тип русской классической мемориальной скульптуры конца 18 — начала 19 в. (работы Козловского, Демут-Малиновского, Пименова, Витали).
Вот таким образом, в отличие от искусства Высокого Ренессанса, в котором обычно давался обобщенный, «внеклассовый» образ человека, для искусства 17 в. характерна отчетливая социальная окраска образов. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. 97) центральному шатру вторят два боковых. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Вот таким образом большинство русских ансамблей органически граничит с окружающим ландшафтом. К 70 – 80-м годам XVII в. явно намечаются тенденции дальнейшего развития тех принципов декоративности и «узорочья», которые проявились в русской архитектуре еще в предшествующий период.
Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка. В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. В XIV-XVI вв.
Снаружи она обычно декорирована несколькими ярусами кокошников и увенчана пятиглавием. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Сегодня многие искусствоведы и историки говорят, что это «восьмое чудо света». От обычного барокко здесь остались только крупные стеклянные окна и декор верхней части колонны, все остальное по стандарту: красный и белый цвета, пять глав и так далее.
Еще более четко это проявилось в палатах Волкова: эти палаты были построены несколько раньше как несимметричное здание, но при перестройке в конце XVII века здание сделали симметричным, подчеркнув симметрию расположенным над карнизом фигурным декоративным фронтончиком. Собор поражает своим оригинальным обликом. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами.
Неоднократно он обвинялся в воровстве и потому был жестоко убит. Другой великолепный пример — высокая пятиглавая церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687—1713, с последним периодом строительства храма связано имя зодчего Сергея Турчанинова). Близость между ними дает основание полагать, что их строил один зодчий.
происходило формирование, а затем широкое распространение принципов барочного искусства. Далее располагались хоромы царевича и царицы. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Начали зарождаться новые стили Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями.
Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Новый подход означает, что художественный образ возникает уже не в рамках определенного законченного идеала, своеобразной «стилевой нормы», закрепленной в традиционных приемах изобразительного языка, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры.
99). Русские зодчие создали предпосылки для успешного развития архитектуры в новых условиях. Слияние это вызвано было усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок». Кресты Никольской церкви были увенчаны царскими коронами.
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Напротив, здесь встречается множество переходных форм, а примеры своеобразного слияния признаков различных систем — даже при преобладании одной из них — можно видеть в творчестве многих мастеров (у Караваджо в Италии, Риберы в Испании, Рубенса и Иорданса во Фландрии, не считая большого числа живописцев менее значительных). В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др.
Присваивать же новому архитектурному направлению название «барокко» также неправильно, поскольку сходство московской архитектуры конца XVII века с западноевропейским стилем барокко чисто внешнее. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа.
Теперь возобладала сложная, живописная, большей частью асимметричная группировка масс. Это побудило архитекторов провести полную реставрацию. С западной стороны была возведена звонница.
Реформы патриарха Никона в области культа вызвали широкое движение протеста (раскол), причем под знаменем защиты «старой веры» собирались и антифеодальные силы. Но развитие культуры не могло остаться вне воздействия сил народного протеста. Возрастает число каменных жилых зданий.
Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Боковые деления фасадов с такими же килевидными закомарами значительно ниже. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Петр представлен в момент стремительного взлета на скалу — естественную глыбу камня, обтесанную наподобие поднявшейся огромной морской волны.
Возрастает число каменных жилых зданий. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710).
В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. Вот таким образом общая картина развития искусства в этом столетии отличается особой сложностью. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Сегодня здание занимает Государственный Российский Дом народного творчества.
Теперь это двухэтажное каменное строение, расположенное в глубине старого двора, считается бесспорной ценностью, как образец архитектуры утраченного Белого города и характерная гражданская постройка Москвы XVII века. В 1425-1427 гг. Также по многим, даже очень сильно перестроенным зданиям видно, что в основе их находятся палаты, построенные в XVII веке (во всех архитектурных справочниках и путеводителях их обозначают как дом такого-то времени с палатами XVII века). Архитектура XVII века может быть условно разделена на три этапа. зодчим Петром Досаевым по заказу ростовского митрополита Ионы.
Но уже дают о себе знать элементы нового стиля – симметрия и регулярность: фасады, равномерно расчленённые пилястрами и оконными проёмами, создают чёткий ритм. Постройки имеют, таким образом, характер «церкви под колоколы» и высотность их построения логически оправдана. Такова построенная на средства купцов Скрипиных церковь Ильи Пророка (1647—1650 ил. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя – «посадских людей».
Исполненный в 1722—1726 гг. Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв. Еще более насыщен декоративными элементами Воскресенский собор в Романове-Борисоглебске (ныне город Тутаев) близ Ярославля (1652—1670). Архангельский собор открыт для посещений как музей, а на Радоницу (день поминовения усопших) и в престольный праздник в нём совершаются богослужения.
Он казался сказочным. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи.
В целом эволюция искусства 17 столетия делится на несколько основных Этапов. В области живописи усиливался контроль за мастерами-иконниками, укреплялась роль «подлинников» — руководств ортодоксальной иконографии.
Второй (40-е—80-е годы) — эпоха бурного расцвета строительства, окончательного становления и развития стиля, предпосылки которого слагались в первом периоде.
Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Такое определение не является вполне точным. в монастыре возводится большой каменный Спасский собор.
Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Строгая упорядоченность вносится даже в природу — мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма.
Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество.
В области архитектуры церковь выступила с прямым запретом шатровых храмов как отступающих от «церковного чина» и предписывала «освященное пятиглавие», то есть стремилась повернуть развитие вспять к традиционным канонам. Спустя некоторое время, все здания периода 17го века (как светские, так и жилые) пользовались едиными правилами – это правильная симметрия, центричность и ярусность.
На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Колонны не только украшают стены, но также несут нагрузку системы балок. Во Франции Шубин знакомится с Ж. Пигалем и пользуется его советами.
Самая поразительная в этом отношении работа Шубина — бюст Павла I (мрамор в Русском музее илл., бронзовые отливы в Русском музее и Третьяковской галлерее), созданный в конце 1790-х гг. Новые общественные отношения, новый взгляд на мир накладывают свой отпечаток на искусство. Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.
М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. элементы, характерные для гражданских зданий. Оба они неразрывно слиты в единое целое, отвечают определенному ритму, общей динамике композиции. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер.
Еще при жизни Петра I Растрелли снял с его лица маску, которая послужила ему как для создания восковой одетой статуи, так называемой «Восковой персоны», так и для бюста. Первоначально Козловский предполагал представить Суворова в образе Марса или Геркулеса. Но архитекторы классицизма применяют для этого иные средства. Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с зодчеством.
В буржуазном искусствознании 17 столетие обычно именуется веком барокко (Происхождение самого термина «барокко» не установлено. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. На углах зданий, как правило, размещены колонки классического типа, причем каждый ярус имеет самостоятельную колонку, снабженную снизу пьедесталом, а сверху антаблементом (одна из частей ордера).
В этой ранней вещи скульптора отчетливо выступают его реалистические устремления, простой, не столь изысканный стиль (по сравнению, например, с ранним Козловским). В ряде случаев можно отметить перегруженность зданий декоративными элементами.
Везде господствует симметрия. Таковы аллегорические композиции «Живопись и скульптура», «Рисование», «Кифаред и три знатнейших художества», «Милосердие» и другие. Известнейшая его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Нижний этаж занимали хозяйственные и складские помещения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. В зависимости от рельефа и характера местности избирали масштаб зданий, расположение стен и башен лучшие постройки либо группировали на выгодных точках рельефа, образуя «главный фасад» ансамбля, либо строили с расчетом обозрения с различных точек. 1340 г. ) до императора Петра II (ум.
Эти черты теперь — не результат замкнутости того или иного района, как то было раньше. Подобно своему великому земляку — М. В. Ломоносову, Шубин юношей отправился в Петербург (1759), где его способности к скульптуре обратили на себя внимание Ломоносова. «Самсон» Козловского — одно из примечатедьнейших произведений парковой монументально-декоративной скульптуры.
Выдающимся памятником гражданской архитектуры были также Сретенские ворота Земляного города в Москве, обычно называвшиеся Сухаревой башней (зодчий Михаил Чоглоков). В отличие от XVI века, в XVII архитектурные формы часто уже не отражают конструкцию. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА – страна городов). Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчан плоским куполом на невысоком барабане гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Позднее из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников, - резных украшений и пр.
Не стремясь к эффектности решения бюста, отказавшись от использования драпировок, Шубин все внимание зрителя сосредоточил на лице героя — мужественно-открытом, с крупными немного грубоватыми чертами, не лишенными, однако, одухотворенности и внутреннего благородства. Но суровые и неприветливые извне фасады выглядели гораздо уютнее со стороны двора. В нем смелая правдивость граничит уже с гротеском. Растрелли был типичным западноевропейским мастером позднего барокко.
Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI – XII вв. Эту дерзкую по своей новизне постройку справедливо сопоставляли с петровскими затеями, вроде «всешутейшего собора».
В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Здесь же, в Московском Кремле, началось строительство Теремного дворца (1635—1636), зодчие — Антип Константинов, Важен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Над центром здания возвышался стройный восьмерик башни с часами, увенчанной шатром с государственным гербом на шпиле, что придавало постройке очень торжестенный характер с некоторым «военным» оттенком. В искусстве 17 в. значение окружающей человека среды многократно возрастает.
Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. За представленные в Парижскую Академию художеств работы он получил несколько наград, в частности золотую медаль за рельеф «Воскрешение мертвеца, брошенного на кости пророка Елисея» (1783). Уже начатые стройки были заморожены или закрыты.
С южной стороны к храму пристроена крытая галерея. После войны «Самсон» был заново воссоздан по сохранившимся фотографиям и документальным материалам ленинградским скульптором В. Симоновым. ). Очень своеобразно их декоративное убранство.
Великолепный храм 1505-1508 года постройки, творение итальянского архитектора Алевиза Нового, находится на том самом месте, где сXIII века стоял деревянный Архангельский собор.
Искусство как одна из форм идеологии несет в себе отражение социальной борьбы каждой эпохи. В 1630-1640 гг. Ее название обусловлено слободой ткачей или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке. В то же время подчеркнутый вход, колонны большого ордера, объединяющие два нижних этажа и башенка, поднимающаяся над фасадом, придавали постройке строгость и торжественность, отличавшую ее от жилых домов. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом.
Но из-за частых пожаров богатые горожане всё чаще отказывались от деревянных надстроек. По существу, это было первое каменное жилое здание на Руси, поскольку для жилья предпочитали деревянные постройки, бывшие при тогдашней системе отопления и вентиляции теплее и гигиеничнее каменных. Так, в небольшой церкви Покрова в Рубцове (1619—1626) членение фасадов лопатками придает постройке характер обычного четырехстолпного здания, тогда как в действительности это бесстолпный храм, перекрытый сомкнутые сводом.
Памятники X – XII вв. Это не просто арена его действия — это наделенная повышенной образной активностью сфера его бытия, в неразрывном взаимодействии с которой только и может быть понят образ человека. Его территория включала в себя стены с башнями, различные помещения (складские, жилые, торговые) и церковь. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». Это заметно обогащало русскую культуру.
Наконец, следует отметить, что как между барокко и классицизмом не было непереходимой грани, так ее не существовало между этими стилевыми системами, с одной стороны и внестилевой формой отражения действительности — с другой. В этом своем значении термин «стиль» есть понятие историческое, так как оно характеризует существенные особенности той или иной художественной эпохи. Для второй половины XVII в. уже более характерны ясные и уравновешенные, часто симметричные композиции. Примеры построек русского узорочья: церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде, Теремной дворец в Московском Кремле, Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Церковь Троицы в Никитниках (Москва), Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (Москва), Церковь Знамения за Петровскими воротами (Москва), Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, Церковь Одигитрии в Вязьме, Спасский собор (Нижний Новгород), Церковь Константина и Елены (Вологда) и др. Рассмотрим некоторые из них. Но их историческая ценность не утрачена – в них обитал знаменитый иконописец Симон Ушаков.
По-иному решен портрет П. А. Румянцева-Задунайского (мрамор, 1778 Русский музей). Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Занимаясь изучением гражданского строительства в рамках учебных курсов в РГГУ (Топография и топонимика Москвы Л. В. Беловинского, Историческое краеведение Э. Г. Истоминой, История Москвы М. Д. Ковалевой и др. ), мы выполнили серию снимков с помощью цифровой фотокамеры (SONY DSC-P31), некоторые из которых хотелось бы представить на этой странице.
Вместе с тем эта свободная планировка создавала впечатление живописности. Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре. Но есть жилые комплексы и достаточно богатые. Как по своему содержанию, так и по характеру исполнения это абсолютно различные работы. Наиболее роскошным из гражданских комплексов является Теремной дворец в Московском Кремле. Возвратившись в 1773 г. в Петербург, Шубин в том же году создает гипсовый бюст А. М. Голицына (мраморный экземпляр, находящийся в Третьяковской галлерее, выполнен в 1775 г. см. илл. ).
Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. В Москве монастырских келий подобного рода больше нет. По характеру исполнения это типичные произведения раннего русского классицизма.
Поодаль от храма, контрастируя с его сдержанностью, вздымается стройный восьмигранный столп шатровой колокольни высотой 38 метров (80-е годы). Очень часто все здание расположено на подклете и имеет вокруг открытую галерею. Во второй половине XVII века резко возрастает число каменных гражданских построек. Здесь особенно эффектными были столовая изба, крытая кубоватой кровлей (четырехскатная кровля с «пучинами», напоминающая луковицу) и многооконный терем, связывающий столовую избу с государевыми хоромами. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный.
Декоративная резьба крылец и наличников окон подчеркивала нарядность здания. Так появились Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, Валдайского Иверский монастырь. Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. Живопись тем самым окончательно эмансипируется от архитектуры и скульптуры и процесс станковизации, то есть создания замкнутых в себе, безотносительных к их окружению живописных произведений, обозначился здесь во всей своей определенности.
Патриарх Никон сделал попытку показать в своем обширном строительстве образцы подлинно «православной» архитектуры. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. Огромный резной иконостас Петропавловского собора поражает торжественным великолепием, виртуозностью обработки дерева, богатством и разнообразием декоративных мотивов.
В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Еще сохраняет свое ведущее положение библейско-мифологический жанр, но в наиболее передовых из национальных художественных школ наряду с ним интенсивно развиваются жанры, непосредственно связанные с реальной действительностью.
Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). После ее окончания (1766) Шубин получил право на поездку за границу, где жил в основном в Париже и Риме. Эти пышные палаты были построены на исходе XVI столетия и совершенствовались в XVII веке. В 1960 году при поддержке Хрущёва начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина.
1730 г. ). Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. В данном факте снова сказываются черты общности в развитии отдельных художественных школ.
К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. В борьбе с натиском новых общественных явлений и распространением светских элементов в искусстве царская власть и церковь не ограничивались репрессиями, но стремились выдвинуть систему «охранительной» идеологии. Во многих отношениях он был прямо противоположен архитектуре XVI века.
Примерами этого стиля могут служить московские церкви Николы на Берсеневке (1657), Николы в Пыжах (1670), Николы в Хамовниках (1682). Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский.
Инициаторами строительства были не только власти, но и обычные жители, вот таким образом данное направление в некоторых источниках называют «посадным». Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине) имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Каменный двухэтажный дом, выстроенный по красной линии улицы, сохранил исходную планировку с широкими сенями, разделяющими комнаты, подклетом и оригинальными сводами.
Из позднейших работ Растрелли широко известна статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком (1741, бронза Ленинград, Русский музей). Это пятиглавый небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций.
И тем не менее в начале XVIII века в русской архитектуре происходит перелом. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Прокофьев создает обширный цикл рельефов (гипс), предназначенных для парадной лестницы Академии художеств. Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно.
Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Как правило на выбранных фотографиях представлен общий вид построек.
Издали он походил на город с шатровыми башенками, «кокошниками» (типичные черты архитектуры крыши в русском деревянном зодчестве), чешуйчатой крышей, крылечками с витыми колонками. В каждой палате размещалось около пятидесяти ткацких станков.
Типы русских деревянных храмов). Городские восстания 1648 года в Москве, 1650 года в Пскове, Новгороде, «медный бунт» в Москве в 1662 году и, наконец, Крестьянская война под предводительством Степана Разина 1667—1671 годов расшатывают устои власти, вызывая с ее стороны жестокие репрессии., Архангельская область). В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой.
Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Образы людей из народа эпизодически появлялись и в искусстве Возрождения (преимущественно в ранний и поздний его периоды). А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Проникнутым большой человеческой теплотой воспринимается бюст М. В. Ломоносова (дошел до нас в гипсе — Русский музей, мраморе — Москва, Академия наук, а также в бронзовом отливе, который датирован 1793 г., — Камеронова галлерея).
Но разнообразие памятников XVII в. носит совсем иной характер. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Москвичи, например, хорошо знали нарядные палаты думного дьяка Оверкия Кириллова (1657), В. В.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. популярными стали бесстолпные пятиглавые храмы с зачастую глухими барабанами. 92).
Все исполнялось согласно классическим канонам, строго соблюдался ордерный порядок. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Иногда шатер увенчивает не восьмерик, а сруб имеющий шесть или, реже, десять сторон. Нарышкинский стиль все здания "московского барокко", построенные по заказу Нарышкиных.
В 1658—1661 годах под наблюдением зодчих А. Королькова и Д. Охлебинина перестраивается государев Хамовный (полотняный) двор в Москве. Собор этот должен был повторить храм Воскресения в Иерусалиме, чертеж и модель которого специально привезли в Москву. Первоначально стены дворца интерьер которого особенно уютен, были расписаны (9).
Дворец насчитывал 270 комнат, 3000 окон и оконцев. Таковы Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и «Великие государевы крепости» Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710).
Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при брате Боголюбского, первом Великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо. В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Однако в эту же пору встречаются и такие постройки, в которых в духе традиций второй половины XVII века широко используются цветные изразцы.
На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Она необычна тем, что служила не только храмом, но и одним из хозяйственных корпусов. Используется несколько различных типов наличников. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Выдающимся примером такого ансамбля является, например, Иосифов-Волоколамский монастырь (1676— 1688, колокольня и собор закончены в конце XVII века, колокольня не сохранилась).
В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Таковы, например, некоторые памятники Урала и Зауралья — Троицкий собор в Верхотурье (1703—1704), постройки Далматова монастыря (церковь — 1713 года, стены и башни—середина XVIII века).
Заново исполненный «Самсон» Козловского, в принципе повторяя старую композицию, решен уже в более возвышенно-героизированном и образно значительном плане. Чувствуется, что в «Морфее» Прокофьев больше стремился воссоздать реальный образ уснувшего человека, нежели мифологический образ. В пятиглавом каменном соборе, декорированном белым камнем, одновременно «звучат» мотивы итальянского стиля эпохи Возрождения и древнерусского церковного зодчества.
Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). В них Гордеев придерживался значительно большей строгости стиля, чем в надгробиях. Это ярусные постройки. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). 106). Многие из них производят колоссальное впечатление даже сегодня.
Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка в Ярославле — представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями. Однако с этими западноевропейскими формами в России знакомились большей частью либо по архитектурным книгам и гравюрам, завозимым из-за границы (главным образом из Голландии), либо эти формы проникали вместе с белорусскими и украинскими мастерами. В его квадратном плане проявляется стремление к регулярности и геометричности композиции.
часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон.
Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас. Это было 3х-этажное здание с теремком на крыше. В русском зодчестве конца XVII века в значительно большей степени, чем в архитектуре предшествующей поры, чувствуется светская струя процесс обмирщения русской культуры идет все более быстрыми темпами. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII – XIV вв. ), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). В данный период развивается тип бесстолпного храма.
Богатое убранство галереи и приделов контрастирует со строгими формами храма. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.
По словам иностранца Рейтенфельса, дворец походил на «только что вынутую из футляра драгоценность». В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (1649—1654) пятиглавый куб сочетается с симметричными шатровыми приделами у восточных углов. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
В обработке фасадов и особенно интерьера с невиданным размахом были применены цветные изразцы из которых вооружались целые иконостасы майоликовой была и часовня «гроба». Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации. Интересным, своеобразным мастером был Иван Прокофьевич Прокофьев (1758—1828). Позднее из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены.
Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». Вместо крупных, немногочисленных деталей, как правило, оставлявших стену обнаженной, теперь обильно применяют гораздо более мелкие элементы, так что часто почти вся стена покрыта декором.
В данный период развивается тип бесстолпного храма. Он построил ряд крупных монастырей, самими своими названиями (Иерский, Крестный, НовоИерусалимский) говорящих о стремлении подражать архитектуре «святой земли» и «святой горы» — Афона и вернуть культовое зодчество к традиционным «освященным» формам, к монументальной простоте зодчества XV—XVI веков. Вторая половина 18 в. была временем блистательных побед русской армии и флота.
Еще заметнее новое понимание архитектурных форм проявилось в церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637), где сам шатер декорирован гораздо богаче, чем это обычно делали в XVI веке. Эти явления развиваются в условиях феодального строя. Большое внимание уделялось также убранству крыльца. Излюбленным типом деревянного культового здания был, как и ранее, шатровый храм, обладавший наиболее выразительным силуэтом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий.
Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. Это здание, с самого начала не имевшее никакого оборонного назначения, построено в 1692—1695 годах как помещение для гарнизона, а затем в 1698—1701 годах перестроено по распоряжению Петра I для размещения «математической и навигацкой школы». Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней.
91), Варзуга (1674, Мурманская область), Согинцы (1696, Ленинградская область), Пучуга (1698. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне. Ушаков получил это здание для устройства в нём иконописной мастерской в 1673-м году. В середине XVII века строительство таких церквей было запрещено. Под его руководством в 1703-1711 годах здание было перестроено в стиле петровской эпохи. Жилая архитектура провинции в большей мере отражала местные традиции. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др.
Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Палаты являются памятником архитектуры федерального значения. В 19 столетии произведения Рубенса, Рембрандта, Хальса, Веласкеса были высокими образцами для живописцев реалистического лагеря. В данном случае признаки одной из развивавшихся в этот период стилевых систем произвольно распространяются на искусство 17 в. в целом. В здании находятсяофисы коммерческихорганизаций.
Начиная с этого времени в патриарших грамотах на постройку церкви почти всегда имеется стандартная фраза: «А чтобы верх на той церкви был не шатровый».
К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Статуя превосходно связана с высоким гранитным постаментом в виде цилиндра. Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в Государственной Третьяковской галерее). лучшими мастерами Оружейной палаты: Иосифом Владимировым, Симоном Ушаковым и др.
Так, Успенский собор в Рязани (1693—1699, зодчий Бухвостов) сохраняет общую схему Успенского собора Московского Кремля, но поставлен на невысокий подклет-галерею, расчленен тонкими колонками, украшен тремя ярусами больших нарядных окон и первоначально был завершен резным декоративным карнизом. Но наряду с ними в искусстве этих стран можно обнаружить черты взаимной общности, позволяющие говорить о 17 столетии как об определенном целостном этапе в истории западноевропейского искусства. После окончания Академии художеств (1778) И. П. Прокофьев был направлен в Париж, где прожил до 1784 года. Планы монастырей стали регулярнее. Барабан опирается, таким образом, на края разрезанного основного свода, а также на поперечные арки (сводики), ступенчато перекрывающие прорезь.
На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Сегодня его занимает Объединение декораторов интерьеров.
Нужно, однако, отметить, что в 17 в. роль этих стилей не была вполне равноценной. Раскол распространялся прежде всего в среде крестьянства и посадского населения, для них это было средством борьбы с феодальным гнетом, освящавшимся официальной церковью.
Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве. Так, в духе XVI века возведена церковь в усадьбе князя Д. Пожарского Медведково (1623, ныне Москва).
В 1670-1680 гг. У Москвы-реки, на современном полуострове фабрики «Красный Октябрь», еще с XVII века красуется уникальный частный дом – палаты думного дьяка А. Кириллова. Внутри размещались двухэтажные каменные ряды, включавшие более двухсот торговых помещений. Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). 110).
B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине) имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Соответственно этому формируется система художественных жанров.
Светские, «мирские» тенденции проникают даже в культовое зодчество. Отделка носила в себе напоминания о деревянном зодчестве. памятник Суворову был перемещен и занял место близ Мраморного дворца.
100). Известны такие постройки как в Москве, так и в провинции. В начале XX века палаты изменили своё назначение и стали доходным домом на десять квартир. В нижних этажах помещались службы, кладовые и другие хозяйственные помещения.
Рельефы Прокофьева для здания Академии художеств — это целая система тематических произведений, в которых проводятся идеи воспитательного значения «наук и изящных искусств». Декор умеренный, без барочной пышности.
Нарышкинские церкви типа "восьмерик на четверике" созданы первоклассным мастером ооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В целом образуется очень живописная и большей частью асимметричная композиция. XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. городах России.
Новое в ней — подчеркивающие стройность шатра измельченные кокошники. Печи были облицованы цветными изразцами. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией.
Корпус здания блокообразный, расчленяется пилястрами и карнизами. Верхний этаж на уровне площадки гульбища занимал просторный зал.
Прокофьев был превосходные мастеров рисунка и композиции. Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг. ). Не случайно вторую половину 18 в. и первую треть 19 в. называют «золотым веком» русской скульптуры.
В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за одиннадцать месяцев (1642 – 1643). Произошли изменения и в области архитектуры. Но при этом оба стиля получили абсолютно разную образную и идейную основы. Широкие горизонты открылись перед живописцами и в использовании различных средств художественного языка. Стремление к симметрии сказалось, например, в палатах В. В. Голицына в Москве в Охотном ряду (около 1689).
Те же черты — использование мотивов жилой архитектуры, но а более монументальных формах, свидетельствующих об общественном назначении постройки, характеризуют и здание Монетного двора (1697). Так, в Италии, где деятельность воинствующего католицизма проявилась особенно последовательно искусство испытывало сильное воздействие церкви идея безграничной власти совершенного монарха получила свое яркое воплощение в искусстве Франции, классической стране абсолютизма произведения ряда мастеров голландского искусства несут на себе отпечаток мировоззрения буржуазии.
Крупнейшим памятником никоновского строительства является Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря в Истре (1656—1666, закончен после смерти Никона в 1678—1685, Московская область). Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. С 1941 года в нём располагается Российский институт культурологии.
Церковь в Путинках — один из последних памятников шатрового зодчества. Результатом многолетнего труда явился один из наиболее прославленных монументов мира.
Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре.
Грандиозность строительных замыслов Никона отвечала его политической концепции о главенстве духовной власти над светской, что впоследствии стоило ему патриаршего престола.
Бюст 3. Всем этим объясняются противоречивые черты в архитектуре барокко. В его создании принимал участие великий русский иконописец Андрей Рублев. Даже у Пуссена можно найти произведения, близкие по своему складу к барокко, точно так же как у представителей итальянской барочной живописи (Доменикино) нередки образы, родственные классицизму. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. Следовательно, борьба прогрессивных и консервативных тенденций протекала также внутри того лагеря художников, который образуют сторонники этого метода (так же как это происходило в искусстве барокко и классицизма).
В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Подобная «мифологизация» темы присуща творчеству многих живописцев, начиная с такого смелого реформатора, как Караваджо и кончая одним из величайших мастеров эпохи — Рембрандтом, в сюжетных композициях которого главенствуют образы библейско-мифологического характера. В воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы в Пасху в нём совершаются богослужения, а в остальное время храм открыт для посещений как музей.
Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Здесь находило свое отражение и воздействие других социальных сил. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трёх сторон.
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Это можно проследить на примере таких работ мастера, как статуя «Венера» (1792 Русский музей), аллегорическая фигура «Нева» для петергофских фонтанов (бронза, 1804) и, наконец, монументальные группы кариатид для Адмиралтейства в Петербурге (1812). Параллельно этому процессу на рубеже 16 и 17 вв. Московская архитектурная традиция в целом развивалась в тех же рамках, что и петербургская, но имела и ряд особенностей, в первую очередь связанных назначением строившихся зданий. Церковь Знамения в Дубровицах (1690—1704 ил. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов.
В 1818—1819 гг. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Во-первых, столь широкое понятие, как реализм, сводится тем самым только к наименованию одного из художественных явлений эпохи, как бы приравниваясь к терминам «барокко» и «классицизм».
Еще шире и разнообразнее в этом отношении возможности ренессансного искусства. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Но при всем многообразии художественных качеств тех или иных памятников готики между ними нет столь принципиального отличия, какое существует, например, между бьющей через край полнотой жизни героев Рубенса, каждое создание которого воспринимается как радостный гимн во славу земной красоты и мистическими экстазами святых у итальянских мастеров, образы которых решаются в плане трагического дуализма земного и сверхчувственного.
К центральному объему обычно примыкают более низкие полукруглые в плане помещения. Так, ярославские зодчие развивают и обогащают сложившуюся в XVI веке (собор Авраамиева монастыря в Ростове) композицию, в которой основу составляет четырехстолпная пятиглавая церковь, перекрытая сводами по традиционной крестово-купольной схеме.
Появились храм Ильи Пророка, Николы «Мокрого», Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, знаменитые церкви появились в Костроме и Романове-Борисоглебске. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путниках (Москва), соборы Ростовского кремля. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей.
К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). В 1990 г. храм был передан православной церкви, началось его восстановление. «Архитектура XVII века» XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. В 1785 — 1786 гг. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».
Во второй половине XVII века в русской архитектуре можно выделить несколько больших групп памятников, связанных с наиболее крупными очагами строительства. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства.
Естественно, что церковь пыталась бороться с такими тенденциями в развитии зодчества, причем дело не ограничивалось только мерами запрета шатровых храмов и декретированием ортодоксальных форм собора с «освященным пятиглавием». АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX – XVII вв. ) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. Указ Петра I о запрете монументального строительства во всех городах России в связи с переносом столицы в «Санктпитербурх» (1714), вызов из-за границы большого числа архитекторов и передача им всех наиболее важных строительных заказов, сложение новой системы архитектурного образования по западноевропейскому образцу, появление заграничных, а затем и переводных архитектурных книг — таков далеко не полный перечень причин, вызвавших резкие и существенные изменения в развитии русской архитектуры. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй.
В результате возводились постройки, в которых «модные» московские формы применены в таком переработанном виде, что их с трудом можно узнать. Однако ослабленные своды могли выдержать лишь сравнительно небольшие нагрузки. За недостатком средств, особое внимание архитекторы переключили на богатое декорирование существующих храмов. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними -- архитектоника зданий и сооружений.
Гостиный двор в Архангельске имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей застройкой. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне.
Здание возводилось поэтапно в разные годы. От работ Мартоса надгробия Гордеева отличаются меньшей связью с принципами классицизма, пышностью и «велеречивостью» композиций, не столь четкой и выразительной компоновкой фигур. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.
В художественной теории апологеты барокко оперируют понятием «большого стиля», основу которого составляют отвлеченные категории «красоты», «грации», «благопристойности». После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев. Еще выше расположен второй ярус закомар, образующий корону у основания главы. Для постройки палат зодчий выбрал удачное место – даже сейчас они хорошо видны издалека. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками.
Трудно найти столетие, которое бы дало столь крупное созвездие блестящих имен во всех областях человеческой культуры, как 17 век. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва.
никаких опорных столпов (столбов) конструкция не имеет. К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева. В их архитектуре всё больше проявляются светские пристрастия заказчика и зодчего. Следует отметить, что производство изразцов в России во второй половине XVII века достигло исключительного совершенства (об этом смотри главу третью пятого раздела).
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». У одних живописцев (Рибера) сильнее сказываются реалистические тенденции, у других (Вальдес Леаль) достигают своего предельного выражения реакционно-мистические стороны барокко. Искусство представителей этой третьей из главных художественных систем в живописи 17 столетия в научной литературе нередко обозначается термином «реализм» и в качестве такового противопоставляется барокко и классицизму. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.
Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В Петербурге классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Наиболее полно и ярко новое архитектурное направление проявилось в строительстве небольших церквей в подмосковных усадьбах знати, близкой к царскому двору. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура.
Вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчанный завершением в виде небольшого шатра на барабане, двухъярусная колокольня и небольшая трапезная. После завершения строительства храма Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. История храма сложная, как почти каждая история храмов на Руси: он закрывался использовался не по назначению (здесь даже дрессировали цирковых собак и обезьян). Церковное строительство уже не является единственной сферой художественного творчества. После революции востребованным оказался и Алексей Щусев. Однако в окончательном решении мы видим все же не бога или античного героя. «Его бюсты живы тело в них есть абсолютное тело. », — писал в 1826 г. один из первых русских художественных критиков В. И. Григорович.
Этими великими направлениями были барокко и классицизм. Основными типами произведений и жанрами, господствовавшими в живописи барокко, были монументально-декоративные росписи (главным образом плафоны) культовых и дворцовых сооружений, алтарные картины для храмов с изображениями апофеозов святых, сцен чудес и мученичеств, огромные «исторические» и аллегорические композиции, наконец, парадный портрет. Сама по себе новая форма художественного отражения действительности не возникла внезапно — она подготовлена предшествующими этапами истории искусства, где в ряде случаев (в особенности это относится к искусству позднего Возрождения) можно видеть те или иные ее отдельные проявления.
Софии. Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга. Это огромный ансамбль митрополичьей усадьбы, построенной в основном в 1670 – 1683 гг. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения.
В других памятниках Ярославля эта композиция приобретает еще более торжественный характер. Административные здания XVII в. походили на жилые дома.
На территории современной Москвы полностью или частично сохранилось некоторое количество памятников гражданского строительства XVII века (церковное строительство является отдельной и очень сложной темой, которой мы планируем заняться несколько позднее). Эти же черты, как мы увидим в дальнейшем, характерны и для каменного зодчества XVII века. Характерным и довольно ранним примером может служить церковь Троицы в Никитниках (1631—1634), построенная по заказу крупнейшего московского богача — купца Никитникова. Т. е.
Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Это придавало многообразие русской архитектуре XVII века, создавало ее местные варианты. Не сохранившуюся церковь Алексеевского монастыря в Москве (1625—1634) венчали два равновысоких шатра, что уже полностью противоречило пониманию шатра как основной композиционной оси здания.
Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии. Качество их далеко от идеального (надо сказать, что мы не преследовали художественных целей, когда фотографировали памятники), однако общее представление о памятниках составить по ним вполне возможно. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Голицина (1689), И. Б.
И то и другое название не объясняет сущности явления. Однако их искусство и теперь могло проявить себя во всю ширь прежде всего в крупных постройках, возводимых по заказу царского двора и в сооружении храмов, на создание которых собирались большие «мирские» средства, обеспечивавшие возможность строительства крупных и технически сложных сооружений. Церковь пятиглавая, но из них 4 главы только декоративные.
Завершается вся композиция барабаном с главой. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. В этом дворце Михаил Феодорович жил первые годы, пока обстраивался Кремль после разрушения его польско-литовскими интервентами. Одно из них сохранилось в муромском музее. Так, лицевая стена надвратного Теремка Крутицкого митрополичьего подворья (1694) целиком облицована изразцами, хотя в остальном здесь применены типичные формы 90-х годов.
Об этом сделана запись во вкладной книге Спасского монастыря XVII века: «В нынешнем же 199 (1691) году августа.
Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Собор служил великокняжеской усыпальницей. Пока же мы специально подобрали наиболее эффектные и колоритные здания, причем здания разного характера и назначения (дворянские палаты, купеческие палаты, промышленные предприятия, здания приказов). На протяжении XVI-XVII вв.
Однако всегда главным для него оставались человеческие лица, образы и характеры. Богослужения в ней не проводятся, а в подклете (подвальной части) церкви постоянно действует выставка «Тайны церкви Вознесения». Подобно тому как различные мастера в рамках образного строя барокко (или классицизма) создавали произведения различного идейного звучания, так и метод непосредственного обращения к явлениям реальной действительности сам по себе не означал обязательного идейного единства всех придерживавшихся его мастеров. Здесь архитектура даже в XVII веке еще сохраняла остатки своего самобытного характера. Архитектура преобразовывалась во времени, но, тем не менее, некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать. С другой стороны, обозначение новой художественной системы термином «реализм» может быть понято как свидетельство того, что барокко и классицизм, в отличие от нее, не обладают реалистической подосновой и тем самым оказываются менее значительными явлениями историко-художественного процесса, чем это было в действительности. Был задуман проект Дворца советов.
Что касается изобразительного искусства, то репрезентативные качества барокко в большей степени соответствовали требованиям абсолютизма и не случайно, что барочная линия сохраняла свое значение во Франции преимущественно в монументально-декоративной живописи (Лебрен) и в парадном портрете (Риго и Ларжильер). (так называемое «нарышкинское барокко»).
Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. 306. ). В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей – резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т. п. Все это, несомненно, роднит Дубровицкую церковь с западноевропейским барокко.
Все XVII столетие проходит под знаком нарастающей активности угнетенных масс. В нескольких бюстах Шубина увековечены виднейшие полководцы его времени. Ротонда послужила основанием для грандиозного шатра. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты.
Продолжается и строительство шатровых храмов. Формы этой борьбы были чрезвычайно многообразны. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. В конце XII века были построены такие храмы как м (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем).
Построены палаты были в 1650-1670 годах купцом И. Чулковым. Окна обрамляли богатые наличники. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений.
Это было сделано для того, чтобы показать могущество церкви. Правда и здесь Шубин не прибегает к идеализации лица героя. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. В живописи важный вклад в становление искусства барокко внесли — при всех их отличительных особенностях от собственно барочной манеры — болонские академисты (братья Карраччи, Гвидо Рёни, Гверчино).
Троекурова (17 век), великолепные архиерейские палаты Крутицкого Вторая половина 17 века подворья. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Останавливая на всем скаку коня, он простирает вперед правую руку. В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки».
«Самсон» еще издалека приковывал к себе внимание зрителей, являясь важным ориентиром и центральной точкой композиции Большого каскада (Этот ценнейший памятник был увезен гитлеровцами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Это усиливает вертикальную динамику здания. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Примечательно, в 20-х годах ХХ века в храме служил регентом будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971-1990 гг).
Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Г. Чернышева (мрамор, 1774 Третьяковская галлерея) отмечен большой реалистичностью и непритязательной простотой образа. Такое разделение, еще невозможное в предшествующие эпохи, несло уже в себе предвестие борьбы двух культур — реакционной и демократической, — которая станет существенной особенностью более поздних этапов общественного развития.
Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Будучи резко отличны друг от друга в своих наиболее «чистых» выражениях, барокко и классицизм в других своих формах нередко сближаются, образуя в отдельных произведениях своеобразный сплав. Монастырское жилое здание, а именно настоятельный корпус Спасского монастыря – единственный образец в городе, позволяющий представить гражданскую архитектуру города в 17 веке.
В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. В первую очередь должно быть отмечено необычайно богатое скульптурное убранство Дубровицкой церкви (1690—1704), Меншиковой башни в Москве (1705—1707) и рельефы на стенах Летнего дворца Петра I в Петербурге (1714). Возводили его под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.
Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции. Таковы, например, дома Серииых в Гороховце и Коробовых в Калуге. Со всех сторон дворец окружает гульбище. 105).
Административные здания XVII в. походили на жилые дома. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Расширение культурных связей России с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.
Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. Это означает, что «мифологизация» темы даже в рамках внестилевой линии в искусстве 17 в. была одним из необходимых средств для достижения той высокой степени художественного обобщения, которая свойственна лучшим произведениям искусства того времени. Возвращен РПЦ в 1991-м году. Так, например, складываясь вне рамок стиля, новая система лишается его ценнейшего качества — синтетической подосновы, возможности образного слияния всех видов пластических искусств в единый художественный ансамбль. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными.
Напротив, фигура погруженного в сон -Эндимиона дышит идиллическим спокойствием и безмятежностью. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Планы монастырей стали регулярнее. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Наконец, третий (90-е годы XVII века) — время ломки архитектурных традиций и установления новых форм, знаменующих собой переход к зодчеству нового времени. Иное положение мы наблюдаем в 17 веке. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века.
В Успенской «Дивной» церкви в Угличе (1628 ил. знаменитый иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту архитектора И. П. Зарудного резчиками И. Телегиным и Т. Ивановым, можно рассматривать, по существу, как итог развития этого вида искусства.
Со всех сторон дворец окружает гульбище. Часть сооружений этого Гостиного двора сохранилась до настоящего времени. Достижения русской пластики начала 18 в. почти целиком связаны со скульптурой декоративной. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626).
Вместо тяжелых кокошников над карнизами проходят полосы резных декоративных элементов, которые часто метко называют «петушиными гребешками». За год до этого, в 1782 г., Прокофьев исполнил статую «Морфей» (терракота Русский музей).
В конце 1940-х — начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. С годами Шубин глубже, а подчас и суровее дает психологическую характеристику образов, например, в мраморном бюсте известного дипломата А. А. Безбородко (большинством исследователей это произведение относится к 1797 г. Русский музей) и особенно петербургского полицмейстера Е. М. Чулкова (мрамор, 1792 Русский музей), в образе которого Шубин воссоздал грубого, внутренне ограниченного человека.
Всеволод значительно расширил владимирский Успенский собор и построил Дмитриевский собор — шедевр белокаменной резьбы и самый показательный в архитектурном плане белокаменный храм.
17 век был также временем подъема различных видов искусства. В наибольшей степени они всегда были ощутимы в портрете, где сами условия жанра требовали большего приближения к конкретным особенностям натуры. Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех восьмигранных столбах. Самой распространённой причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева.
Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Больше здесь нет перехода между жилым помещением и церковью святого Николая. В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. Богатая мебель, цветные ковры и сукна довершали убранство помещений. В портрете воссоздан типичный образ представителя высшей аристократии екатерининского времени.
Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса.
Первоначально стены дворца интерьер которого особенно уютен, были расписаны. 96). Этот храм — один из самых величественных архитектурных и исторических памятников России. Главная группа помещений, обращенная к церкви Вознесения, отводилась под царские хоромы. Сейчас храм Николая стоит отдельно, а в палатах организовали институт культуры. Исчезает и конструктивный смысл шатра как перекрытия: в таких «двойнях» и «тройнях» шатры очень невелики и представляют собой глухие чисто декоративные надстройки, поставленные на сомкнутый свод. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).
Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице и в провинции. Недаром этот храм уже в древности был наделен эпитетом «зело красен». Характерными чертами, присущими различным по назначению и художественной форме произведениям архитектуры, являлись нарядная пышность, эффективная декоративность, красочность и богатство отделки, хорошо передающие общий жизнеутверждающий характер быстро развивавшегося русского национального искусства XVII в. Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). К числу ранних произведений Ф. Щедрина относятся небольшие статуэтки «Марсий» (1776) и «Спящий Эндимион» (1779) исполненные им в Париже (имеющиеся в Русском музее и Третьяковской галлерее бронзовые отливки сделаны в начале 20 в. по сохранившимся подлинным моделям Ф. Щедрина). В 90-х годах XVII столетия в русской архитектуре происходят существенные изменения. Прокофьев дает фигуру Морфея в небольшом масштабе.
Во второй половине 18 в. в России работал один из видных французских мастеров, высоко ценимый Дидро, —Этьен Морис Фальконе (1716—1791), который жил в Петербурге с 1766 по 1778 г. 1. Совсем по-другому выглядели Патриаршие палаты (часть Земского приказа), отпечатки нового времени можно было увидеть и на примере башни Михаила Сухарева.
Он отражал запросы нарождающегося класса буржуазии и присущую ему философию рационализма. Образцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома – палаты Поганкиных, дом Лапина XVI – XVII вв). Золотое крыльцо было декоративным элементом. Важную веху представляло 17 столетие и в истории музыки.
Появляется новое направление, которое часто называют «нарышкинским стилем» или «московским барокко». Глубокие изменения переживает шатровое зодчество. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века— крыльцами, шатрами, кокошниками ит. д. Они с большим тактом связывали отдельные здания и весь ансамбль с окружающей природой используя как законы созвучия, так и контраста.
В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Первый, короткий (20-е — частично 30-е годы), — период сложения нового стиля на базе традиций предшествующей поры. Однако световой барабан имеет только центральная глава, четыре боковых чисто декоративны. Однако шатры оставались одной из наиболее излюбленных архитектурных форм вот таким образом их продолжали очень широко применять, но не в качестве завершения церкви, а для венчания колокольни.
Заколебалось и положение церкви. Фигура мятущегося в смертных муках Марсия исполнена с большим драматизмом. Зато в следующем, 18 столетии классицизм, вступивший в новую стадию своего развития, взял перевес над барокко в смысле своей распространенности и расширения своих образных возможностей. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198).
Сегодня эти палаты почти неприметны из-за окружающих построек. В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Она была построенане позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.
Это Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», Здание Министерства Иностранных Дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Гостиница «Ленинградская». Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. Так, одним из наиболее значительных памятников этого стиля, несомненно, была не сохранившаяся церковь Успения на Покровке (1696—1699, зодчий Петр Потапов), представлявшая собой массивный объем на высоком подклете, увенчанный несколькими главами. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений.
Трудами исследователей была создана база для технического прогресса. В Риме работал немецкий художник Эльсгеймер, внесший важный вклад в сложение отдельных жанров в живописи 17 в. и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоччанти»). Основные варианты шатровых церквей — шатровый восьмерик с прирубами («восьмерик от земли»), создающий образ храма-башни восьмерик на крестообразном в плане основании, а также восьмерик на четверике, где прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.
В верхнем, маленьком восьмерике, над сводом, перекрывающим центральный объем, расположен «звон» отдельной колокольни нет. Впервые построенный в XVI веке у Никитских ворот, в следующем столетии Гранатный двор «переехал» к Симонову монастырю, где сгорел в пожаре 1712 года. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198).
Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.
Наиболее выдающимся творением Козловского явился памятник-монумент великому русскому полководцу А. В. Суворову в Петербурге (1799—1801). Довольно много жилых домов от той поры дошло до нас в Пскове. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
Монастырские кельи часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Проповедники классицизма полагали барокко «неправильным», неясным и запутанным с точки зрения четко сформулированных и взвешенных норм античной классики. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Наиболее крупный из сохранившихся жилых комплексов Пскова — Поганкины палаты (до 1645). Федот Иванович Шубин (1740—1805) родился в семье крестьянина близ Хол-могор, на берегу Белого моря.
Мужской Высоко-Петровский монастырь по летописным источникам известен с 1317 года. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия».
Важным событием 17 века стало воздвижение Теремного дворца в 1636 году. Их объединяет то, что базой, на которой они появились, был ренессанс. В сфере политической именно за эту идею боролся патриарх Никон.
В церкви сохранилась прекрасная фресковая роспись исполненная в 1652—1653 годах (ил. Именно в этот период прогрессивные направления играют ведущую роль во всех национальных школах (за исключением, может быть, Италии, где на протяжении всего столетия официальная линия в искусстве была сильнее, чем где-либо). Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Новым владельцем палат стал дьяк Оружейной палаты А. Курбатов.
воздвигли Ростовский кремль, состоящий из нескольких построек, каждая из которых имела прочные башни. С 1994-го – возобновлены богослужения. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.
Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Лев Кириллович Нарышкин со своей семьей заказывали строить здания по всей области по собственному вкусу, в его честь и был назван стиль «нарышкинское (московское) барокко». Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности.
Внутри сохранился замечательный резной иконостас. Софийский собор был построен с 13 главами. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Наиболее яркая среди них Рождественская церковь в Нижнем Новгороде (до 1718 ил.
Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. Никон мог завершить свою церковь шатром, который он запрещал строить другим. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Бюст А. М. Голицына сразу же прославил имя молодого мастера.