Это здание считалось совершенным уже при жизни архитектора и стало единственным современным строением, включенным Андреа Палладио в его книгу о римских храмах. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе).
Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши. Н. Прокофьев). 14), а ряд авторов предлагали проекты, сочетающие и ту и другую системы (Перуцци, Пьетро Катанео). Сад в Пратолино может служить сценой дляграндиозного спектакля на мифологический или героический сюжет (собственно, театральные представления тут и правда были нередки). Здание окружено плотной застройкой, однако благодаря точным пропорциям ордера и соотношениям частей соооружения капелла настолько монументальна, что своим присутствием она как бы раздвигает окружающие стены домов и предстает во всем величии архитектурного замысла автора проекта (рис.
Представление о городе развивалось параллельно с зарождением идеи о централизованном государстве, о единовластии, которое могло бы в новых исторических условиях провести в жизнь разумную перепланировку городов. Но через семь лет Браманте умер и начатый им труд продолжил великий Рафаэль. Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну. Главное пространство получило безусловное преобладание над второстепенными ячейками сооружения, которые утеряли самостоятельную значимость. Для всех ордеров высота антаблемента должна была составлять четвертую часть высоты колонны, а подставки (если он был) — третью часть. VI. 9).
(в западноевропейской архитектуре классицизма)». Это здание «стало как бы символом того ясного, рационального и радостного мироощущения, которое принесло с собой начало итальянского Возрождения» (В. Первым его зодчим был великий Донато Браманте. VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка.
Окруженный колоннадой римско-дорического ордера, поддерживаю щей антаблемент, Темпьетто производит впечатление монументального величественного здания строгих пропорций и полнокровных форм. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса. Четыре громадных столба поддерживают среднюю арку свода. Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца.
Так он получил заказ на его возведение. Здание завершено единым ордерным карнизом. Этажи отделяются один от другого карнизами: фронтон завершается остроконечными шпилями или какими-либо другими украшениями.
Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419-1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. В страстную пятницу эти святыни показываются народу для поклонения. – 1466). Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность. Архитектор Элиас Холь. Этого не было ни в радиальном городе Филарете (центр — комплекс несимметрично расположенных прямоугольных площадей), ни в радиальном и серпантинном городах Франческо ди Джорджо Мартини.
Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Многие мастера безуспешно пытались сделать это. Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном). Петра в Ватикане (рис.
В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. По существу. 11). К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя. Некоторые зодчие пытались восстановить утраченное величие Вечного города: например, Перуцци, Антонио да Сангалло-младший – представители старшего поколения зодчих Возрождения, вернулись в Рим после его падения и попытались найти компромисс между античными принципами и новыми веяниями.
Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую.
Может быть, ее придумали гораздо позже. Проблема целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того.
Между ними помещаются гробницы пап. Начало эпохи Возрождения приходится на первую четверть XIV века. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами.
VI. 4). При гонениях на христиан во времена Нерона он был распят в Риме вниз головой. Но и без планировки новых районов строители эпохи Возрождения с величайшим искусством пользовались всеми элементами благоустройства и малых архитектурных форм города, начиная с каналов и кончая аркадами, фонтанами и мощением (Характерный примр, относящийся к XV в., — колодец на соборной площади в Пиенце в XVI в. роль фонтана в ансамблях усложняется (так, например, фонтаны, установленные Виньолой в Риме, Витербо и в расположенных в их окрестностях виллах) — для общего улучшения и эстетического обогащения архитектурного облика даже крохотных городков или отдельных ансамблей.
В городах зарождались ростки гуманизма.
Герцогам Флоренции такие перестройки были не нужны, важнее было строительство Уффици с переходами от управления герцогством — палаццо Веккио — до личных покоев правителей — палаццо Питти. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). В этих трактатах варьируются уже известные приемы планировки и объемной композиции.
В плане этот маленький храм представляет собой ряд концентрических кругов. В 1540 г. проект Палладио побеждает на конкурсе в Виченце и по нему перестраивается старинное готическое здание палаццио Публико. С точки же зрения обороны автор трактата считает наиболее целесообразными города многоугольной формы, утверждая, что форма города является производной от размеров занимаемой ими территории (чем меньше город, тем проще его конфигурация). Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато д39Анджело Браманте (1444 – 1514). Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей.
Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу. Сама система формирования мастеров искусств способствовала этому. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом.
Храм Иль-Джезу (рис. Всего их двадцать семь и у каждой есть свои особенности: самая старая, самая маленькая. На рубеже 14 — 15вв. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания.
Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 в. явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени.
Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты.
Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. 16). К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
Окончательно работы были завершены в 1590 г., уже после смерти Микеланджело. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники. Ему удалось осуществить мечту всех итальянских архитекторов начиная с Брунеллески – возвести сакральное здание центрического плана. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня.
Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя еще семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436 – 1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Реконструкция Фабриано была поручена в 1451 г. Бернардо Росселино. Обелиск производит впечатление легкого солнечного луча. Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно.
Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность. К счастью, гений Микеланджело мы можем оценить и по другим его произведениям. Примерами подобных сооружений могут служить церковь Богоматери в Ингольштатте и церковь в Анаберге.
Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. «Пьета» теперь отделена от посетителей защитным стеклом. Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Он имеет форму высокой, к верху утонченной колонны, но не круглой, а шестигранной.
Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539). Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади.
Ремесленники родственных профессий должны были жить в непосредственной близости друг от друга, а их местожительство определялось «благородством» их ремесла или профессии. Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). и как бы продолжает идею центрической композиции применительно к городу. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм Экуэнский замок, дворец в Блуа в Испании— дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии— часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие. Его увлекали идеи создания сложных жилых комплексов ирригационных сооружений и судоходных каналов, церквей, общественных зданий и монументов, а также многие конструктивные проблемы, на пример вопросы построения сводов.
Композиция ансамбля была завершена постановкой двух фонтанов (Виньола взял для них бронзовые ванны из терм Каракаллы), размещенных симметрично к главному входу и несколько сдвинутых к восточной стороне площади. Она стала образцом нового архитектурного стиля. После разграбления Рима в 1527–1528 гг. Ремесленники же, необходимые всем слоям населения, как-то: парикмахеры, аптекари, портные должны были быть расселены по всей территории города равномерно. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ).
Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Старая Ратуша – одно из самых красивых светских строений эпохи Ренессанса. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила. В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности.
Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. Скульптура Бенвенуто Челлини Персей считается непревзойденным шедевром Позднего Ренессанса. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса.
В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции).
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Возведение такого огромного собора, безусловно, требовало немалых расходов. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии.
виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. Архитектура Возрождения в Италии прошла полный этап развития – от раннего до позднего, создавшего предпосылки для появления нового стиля – барокко. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица».
Наиболее удобную и логичную систему разработал архитектор Виньола. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. Башенки, выступы стены, фронтоны применяются и здесь, подчиняясь законом новой упорядоченности. Недаром Буркхардт писал, что Феррара является первым современным городом Европы.
В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» – Риму. VI. 6). Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора.
VI. 2). Самое знаменитое сооружение Палладио – вилла «Ротонда», стоящая в живописной долине на холме. Это направление не получило в зодчестве столь широкого распространения и в сооружениях архитекторов, причисляемых к маньеристическому лагерю, негативно-разрушительные черты не выразились в такой отчетливой форме. Бесчисленные лампады освещают спуск в подземелье.
По замыслам архитектора, в плане он представлял собой греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат, что явно противоречило канонам романской базилики, продольной в плане. Среди выдающихся северных памятников можно назвать Лоджию дель Консильо (строение муниципалитета) в Вероне.
В эпоху Раннего Возрождения (XV в. ), когда еще сильны были черты средневековой готики, основное внимание зодчих было сосредоточено на разработке центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо. Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. разные сословия империи – князья, дворяне, прелаты, патриции, бюргеры, плебеи и крестьяне – составляли чрезвычайно хаотическую массу с весьма разнообразными, во всех направлениях взаимно перекрещивающимися потребностями «Враждебные, узкоместные интересы сословий часто приводили их к противоречиям и взаимным столкновениям, что мешало главному делу – борьбе с феодализмом, преодолению средневековых традиций в экономике, политике, культуре, в укладе общественной жизни.
Таковы трактаты Филарете, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини и даже фантастический роман Полифило «Гипнеротомахия» (опубл. 11). Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420 – 1436), возведенный над построенным еще в 14 веке собором Санта-Мария дель Фьоре.
Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. да Болонья, 1608 г. ) и фонтанами (1629 г. ) свидетельствует о новой тенденции в построении ансамблей: подчеркнуть роль церкви и выявить господствующую композиционную ось. VI. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX в., строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 гг. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. Его смелое новаторство проявилось уже в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436).
В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. Проект дворца или купола собора, приобретение картины Боттичелли или статуи Микеланджело волновали каждого жителя, Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами».
Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Те же новые черты в понимании ансамбля Микеланджело проявил и при завершении начатого Сангалло палаццо Фарнези, который он предполагал связать мостом с расположенной по другому берегу Тибра виллой Фарнезина.
Затесненность и скромность городка подчеркивают величие и монументальность дворца. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. Их роль сводилась к убранству архитектурных ордеров: барельефы на карнизах, капителях, фризах и порталах. может слуить Феррара (рис. Правда. 10).
Так был создан Виньолой городок Капрарола, фактически — лишь подступ ко дворцу Фарнезе. Леонардо да Винчи был свидетелем постигшего Милан несчастья — эпидемии чумы 1484—1485 гг., унесшей более 50 тыс.
Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. Она представляла собой множество крупных и мелких княжеств и самостоятельных имперских городов, которые вели почти независимое существование и всеми способами старались сохранить такое положение вещей. Как это часто бывает свиллами той эпохи, главная ее прелесть – сад.
Например, Палладио одним ордером объединял два верхних этажа, а позже стал создавать многоэтажные палаццо, украшенные колоссальными ордерами, которые поднимались от основания здания до карниза. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра.
Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Тогда Брунеллески, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение. Пересечения улиц были акцентированы дворцами (палаццо деи Диаманти и др. ) и церквами, возведенными тем же зодчим или под его непосредственным руководством. Развитие получила наука, литература искусство.
Четвертая сторона получившейся трапециевидной площади не была замкнута, благодаря чему раскрылся прекрасный вид на город. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Здания приобретают монументальный, величественный облик.
В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов. Вот таким образом архитектурные произведения Микеланджело нельзя считать образцом чистого ренессансного стиля. Трудно получить доступ в это подземелье и потому глубокая тишина царит здесь.
В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «. Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль Возрождение в архитектуре. При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486 – 1570), ученика Браманте, было завершено формирование города. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини.
В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии). Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. Обучение художника могло начаться в литейном или ювелирном цехе, продолжиться в скульптурной мастерской и закончиться под руководством архитектора. С точки зрения обороны территория города была выбрана в высшей степени разумно.
По словам архитектора Палладио, библиотека собора Сан-Марко была «самым прекрасным и самым богато украшенным зданием, возможно, даже среди созданных с древних времен». Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. 12). Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и возводит купол».
Все остальные объемы (полукупола и угловые башни) группировались вокруг центрального купола, подчеркивая его главенствующую роль. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. Сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров.
С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г. ) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Очень важным является и изменение характера пространства. Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. Палаццо Бекилаква в Вероне — характерный пример этих сооружений.
Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений. И только в начале XVII в. классическая ренессансная форма архитектуры зданий появляется в английской архитектурной школе. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. VI.
Совершенство формы в гармонии с ландшафтом позволило увидеть в ней «гимн совершенной красоте». Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада.
Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения.
Кроме мощей Верховного Апостола, в соборе Св. На закате Возрождения Венеция оставалась последним центром художественной культуры Италии, продолжавшим хранить верность гуманистическим традициям эпохи. Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии».
Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии. Во второй половине XV в. здесь работали архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи.
В 1503 – 1505 гг. Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала. Второй ярус фасада Лоджии инкрустированный мрамором золотисто — желтых оттенков. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Этот храм, построенный Браманте.
Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Сооружение венчалось мощным карнизом. При этом отношение большей величины к меньшей соответствует отношению общей величины к большей из двух соотносящихся величин. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг.
Библиотека Сансовино отличается богатством внешнего декора, но в ней прослеживаются традиции венецианской архитектуры XV в. Прежде всего это относится к двухъярусной аркаде с 21-аркадным проемом, которая перекликается с фасадом венецианского Дворца дожей. Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. VI. К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим. В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо.
Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле.
Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати. В области зодчества Милан был необычайно консервативен. Ее северная часть застраивалась по проекту Бьяджо Россетти (упом. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. В отличие от готических зданий, он вытянул дом по горизонтали и подчеркнул его протяженность карнизами первого и второго этажей. Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры.
Последние годы жизни Браманте связаны с проектированием и строительством собора святого Петра в Риме. Вилла во Фьезоле (1471) – самая садовая. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу. Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения.
Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям.
Над алтарем подземной церкви изображена мученическая смерть обоих апостолов (Петра и Павла), а на самом алтаре стоит их древняя икона в серебряном окладе. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Они решали частные вопросы: композиция периферийных площадей (Амманати), новая система застройки центра (Лупичини, Лорини), тщательная разработка рисунка оборонительных сооружений и генерального плана (Маджи, Лорини, Вазари) и т. д. Постепенно, с потерей широкого подхода к разработке функционально-художественных задач в градостроительной науке и практике назревает и профессиональный упадок, сказывавшийся в эстетическом формализме и произвольности некоторых планировочных решений. Со вступлением на папский престол Юлия II в 1503 г. центр итальянского искусства из Флоренции переместился в Рим. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид.
И идут люди в собор Св. Петра, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей над гробницей папы Юлия II. Именно там и зарождается новый стиль в архитектуре, который называется ренессансом, стилем Возрождения. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. В XIII–XIV вв. 1465—1516 гг. ). К каждой стороне здания примыкают портики с вынесенными вперед лестницами.
Площади XVI в. не являлись уже более общественными площадями городов-коммун раннего Возрождения, предназначенными для парадных шествий и праздников. Петра есть и другие святыни. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Однако некоторая связь с архитектурой все же еще сохранилась.
Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным. Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. VI.
Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. мастерам. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа.
Руст, рустовка, рустик (от лат. XV век – время расцвета в Италии монументальной скульптуры.
Проект великого мастера также не был осуществлен. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям.
Здесь большую роль играли декоративные детали, внешняя отделка поверхности стены. В Милане Браманте возвел несколько великолепных зданий, в том числе церковь Санта-Мария делла Грацие, где впоследствии великий Леонардо да Винчи напишет свою «Тайную вечерю».
Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века). Во многом они были сходны с более ранними домами. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Не было расхождения в путях архитектуры, живописи и скульптуры. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти.
Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. Палладио по праву называют теоретиком архитектуры: ему принадлежит фундаментальное исследование «Четыре книги об архитектуре» (1570).
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». В 15-16вв.
VI. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах— расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло.
их масштабной мерой становится человек. На протяжении трех последующих столетий культура Ренессанса развивалась бурными темпами и только в последние десятилетия XVI века наметился ее упадок. Порой разрабатывались лишь отдельные элементы города без учета его общей схемы (Амманати). Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом.
Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. Именно Брунеллески приписывают открытие закона линейной перспективы, возрождение античных ордеров в архитектуре итальянского Возрождения.
13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. VI. 5). Он успел возвести лишь наружные стены храма на высоту сводов. Большое значение в возведении дворцов, вилл, церквей, усыпальниц, лоджий имело стремление либо увековечить и прославить себя, либо соревнование в богатстве и пышности с соседями (Гонзага — дЭсте, дЭсте — Сфорца и т. д. ) и неизменное желание жить роскошно.
Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. Те же тенденции намечаются к середине XVI в. и в практике градостроительства. Несмотря на предлагаемое Леонардо социальное (сословное) расселение в городе, зодчий стремился создать всем жителям Флоренции здоровые и удобные условия жизни. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Еще одна вилла, оставившая глубокий след вмировом искусстве. Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний.
Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму. Три широких ступени служат основанием храму. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой.
Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Его главным творением стало здание новой библиотеки собора Сан-Марко. 1).
Некоторые идеи были воплощены в жизнь.
Одним из первых примеров новой планировки на рубеже XV—XVI вв. Несмотря на то, что он был на 15 лет старше Джулио Романо, начало самостоятельного творчества Санмикеле относится уже к 1530г. Сделанные в1670-х годах при участии великого скульптора Лоренцо Бернини, они и правда сложны и прекрасны, но вилле известной также подназванием Тиволи (по городу, на окраине которого она стоит) и без них есть чем заинтересовать публику.
Архитектура Аугсбурга развивалась под сильным влиянием итальянского зодчества. Тяготение к живописности архитектурного построения, типичное для немецкого искусства не пропадает и в этих зданиях, а сосуществует в них рядом с упомянутыми чертами. Храм был освящен папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось.
Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи. Достраивал лебединую песню мастера его ученик Винченцо Скамоцци. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. Он значительно упростил первоначальный план, сделав собор более компактным.
Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. должны были строиться около въездных ворот в город. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. В 15 и даже в 16 вв. Тонко отделанные горизонтальные пояса и карниз подчеркивают монументальность и величественность здания. Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году).
Раньше рассматривалось каждое здание в отдельности Микеланджело впервые задумал площадь как целое, все элементы которого (лестницы, конная статуя Марка Аврелия, боковые фасады) ведут к центру – господствующему над городом и площадью дворцу Сенаторов. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией.
по проекту Джулио Романо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога исполнителем его воли и произведения искусства отчуждались от авторов.
Однако общий характер сооружения был сильно изменен. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Вклад мастеров итальянского Возрождения в теорию градостроительства очень значителен. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело. Среди многочисленных крепостей, возведенных Антонио да Сангалло Младшим, следует отметить город Кастро у Больсенского озера, построенный в 1534—1546 гг.
Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова.
Он заканчивал сооружение палаццо Канчоллерия, заложенного в 1485 г. еще до приезда Браманте в Рим зодчим А. Бреньо. Жизнеутверждающий гуманизм сочетается в нем с чертами трагичности, порожденными характерной для Франции противоречивой сложностью возникновения нового исторического этапа. Примером этого может служить украшенная старинным фонтаном маленькая площадь в Мильтенберге. Помимо собора Св. Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой.
человек, открывала перед ними широкие возможности. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио.
Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис.
Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.
Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м. Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31, 5 м). Что же такого особенного в местном саду. Таким образом, Брунеллески возродил в архитектуре Возрождения в Италии античные традиции, взяв их за основу при создании нового типа зодчества. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Во второй половине XVI в. чисто внешняя сторона оформления проекта и прорисовка деталей становятся чуть ли не самоцелью (Буонаюто Лорини, Вазари).
Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии. Основоположником нового стиля являлся Донато дАнджело Браманте, талантливый архитектор, создавший Собор Святого Петра в Ватикане. а также Дом гильдии стрелков в Антверпене.
Его считают первым зданием стиля Ренессанс, оно послужило образцом для всей архитектуры Возрождения. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Браманте сыграл видную роль в развитии архитектуры палаццо.
Превосходя высотой своей башни монументальные церковные сооружения, ратуши играла решающую роль в формировании центра Брюсселя не только в эпоху Возрождения, но и в последующие столетия. Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. Будучи художником в юности, Романо, придя в архитектуру, стал нарушать правила используя изящество и насыщенность живописи в симметричном характере зданий того времени.
Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. На рубеже XVI и XV веков скульптура начала играть более самостоятельную роль. Огромный купол этого храма виден отовсюду, но исчезает по мере приближения к нему. К концу XVI в. Скамоцции возводит Новые Прокурации. Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения.
Конструкция купола собора Св. Джонс не ограничивался классическими украшениями, для него была важна конструктивность здания, сочетание функции, гармонии и пропорциональности. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Всестороннее рассмотрение проблем города постепенно уходит из поля зрения мастеров. Темпьетто – высшее достижение ренессансной архитектуры в Риме.
Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. Насколько правдива эта легенда, сегодня трудно сказать. башни соборов и ратуш. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения.
Венеция, в которой проживало 125 тыс. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Это и называется маньеризмом. В рисунке отсутствует то тонкое пропорционирование, которое имеется в проекте Вазари.
Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада.
Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города. Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий.
Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви. Подготовили почву для более решительных изменений. Общая концепция проектов, так и осталась прежней.
Вместе с куполом портики, венчающие ротонду, составляют четкую и гармоничную композицию. Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое.
Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Мы продаем проекты по всей России и странам СНГ.
Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора. Он сохранил план греческого креста, но для купола базилики воспользовался планом Пантеона. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами.
Главное создание Браманте – проект собора св. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло).
Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Такие же точные пропорции были установлены для мелких частей строения.
Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив. в городах Италии. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась). Не пройдя обычной архитектурной школы он оставался в большей мере скульптором в своем архитектурном творчестве.
Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля.
Метопы украшены эмблемами папского достоинства.
Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514). Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение.
Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. Капелла увенчана куполом с фонарем. В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности. центральную площадь в Виджевано).
Она еще сохраняет связь с архитектурой, но уже не подчинена ей, как в средние века. до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. Зодчий, проектируя здание, уже обдумывал его украшение.
Главные линии новой уличной сети соединяли въездные ворота построенных им укреплений.
Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа.
Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. В общей объемной композиции ратуши сильно выражена вертикальная устремленность: в основе своей это как бы узкий, поставленный на ребро параллелепипед, покрытый крутой двускатной кровлей, которая образует на торцевых сторонах очень высокие фронтоны. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514).
Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста).
Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
Распространению болезни способствовали скученность, перенаселение и антисанитария города. План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель.
Наиболее ярким их образцом является ратуша в Эмдене, построенная антверпенским архитектором Лауренсом Ван Стеенвинкелем. Он составил план собора по образцу греческого равноконечного креста.
Начиная с середины XVI в. вопросы градостроительства и идеальных городов не составляли более предмета специальных трудов, но освещались в трактатах по общим вопросам зодчества. В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой.
Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому. В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). При этом они органично дополняли друг друга.
Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато Данджело Браманте (1444-1514). Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. Простота изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение архитекторов.
К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу. Последовавшая смерть зодчего не позволила осуществить этот грандиозный замысел. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью.
По существу, ему предстояло создать абсолютно новое сооружение. В архитектуре эпохи Возрождения используются различные ордера, которые могут выстраиваться в ряд в соответствии с так называемой классической подчиненностью – от самого тяжелого дорического в нижней части к коринфскому наверху. Торговцы, менялы, ювелиры, ростовщики могли жить в центральном районе около главной площади корабельщики и канатчики имели право селиться только во внешних кварталах города, за кольцевой улицей каменщики, кузнецы, шорники и др. Столицей Позднего Возрождения в Италии стала Венеция.
Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики). Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему.
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. В итоге проект собора претерпел изменения. Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе. Кроме того, республики и тирании XV и XVI вв.
Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Впоследствии знаменитые лоджии Ватикана заканчивал Рафаэль, руководивший их росписью.
Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение. В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия. жителей. Кастро был разрушен в 1649 г. и известен главным образом по наброскам мастера. Они лишь дают обобщающее представление архитекторов Ренессанса об идеальной сооружение. Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей.
От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. И лишь после внимательного осмотра поражаешься необъятности его размеров. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ). «Архитектурный облик Флоренции XV в» «Флоренция – колыбель итальянского Возрождения» «Почему собор Санта-Мария дель Фьоре называют флорентийским чудом Ф. Брунеллески. » «Великие творения Филиппо Брунеллески» «Творческое преломление традиций Античности и средневековой готики в архитектуре Л. Б. Альберти» «Художественные открытия Донато Браманте» «Архитектурный облик Рима эпохи Высокого Возрождения» «История создания собора Святого Петра в Риме» «Эволюция архитектурного стиля эпохи Возрождения» «Венеция эпохи Позднего Возрождения» «Творческое развитие традиций А. Палладио в русской усадебной архитектуре XVIII – XIX вв. ниже).
Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания. Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно.
Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппе Брунеллески (1377 – 1446), уроженец Флоренции. 6. 2).
Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. «Заслуженного гражданина» Флоренции, «возродителя древнего зодчества» похоронили под сенью купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. может служить примером здания-ротонды с центричным планом.
Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы». Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио. Брунеллески предложил очень строгий и упорядоченный план комплекса и затем со строны площади Святой Троицы пристроил к зданию изящный портик в виде девяти арочных пролетов. Мощный четкий силуэт купола и теперь царит над городом. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может.
На фасаде – двуглавый черный орел – символ Вольного Имперского города, а на фронтоне – шишка пинии (итальянской сосны) – напоминающая о Древнем Риме и истории города Аугсбург, которому исполнилось 2000 лет. В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). Здесь сохранилось много прекрасных образцов зданий в стиле Ренессанс. Своими пространственными композициями работы алесси и его школы прокладывали путь дворцовым постройкам эпохи барокко.
В ряде городов, таких как Милан, Рим, были спрямлены и расширены улицы. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьоре (1296 – 1470).
предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. Петра в Риме.
Основной художественный мотив – обработанная рустом или декорированная ордером стена с величественными проемами и горизонтальными тягами, соответсвующими этажным членениям. В начале XVII в. (1615 г. ) к проектированию идеальных городов обратился Винченцо Скамоцци.
Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами — пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций.
Но он ничем не напоминает строгие и торжественные дворцы Флоренции. Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппе Брунеллески (1377-1446). Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.
мощная рустованная стена внизу, а в верху – огромные арочные окна, обработанные наподобие античных триумфальных арок с изящным иногда почти вычурным ордером, придают дворцам небывалое прежде великолепие.
Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня. Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия. Фронтон (от лат.
Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки.
Самые значительные из архитектурных работ Бюллана — замки Экуан и Шантельи. Почти одновременно на Мальте, принадлежавшей с 1530 г. ордену Мальтийских рыцарей, была построена итальянцами город-крепость Ла Валлетта, основанная в честь победы над турками (1566 г. ). Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Вторая техническая находка – способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, ас наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола – своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось.
Оживилась строительная деятельность в Париже. VI. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок.
Подобным североитальянским путем развивалась и архитектура Венеции. Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. От городов других европейских стран большинство нидерландских городов отличало обилие каналов, нередко служивших основными транспортными магистралями.
Построена в 1615 – 1620 г. г. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. Здесь же покоятся и мощи папы Григория Великого, хотя в Риме есть и церковь его имени. Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. Он предложил считать главным мерилом («модулем») ордеров длину радиуса нижней части ствола колонны.
Портал дворца Фарнезе совпадает с осью садового портала и центром задней лоджии. Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530). Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати.
Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи.
Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик.
Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру барокко: публичные фонтаны и надгробные памятники. Пространственный размах площади в сочетании с исключительно щедрой декоративной отделкой каждого здания придает этим ансамблям очень большую привлекательность. Для остальных же, по словам Вазари, он также сумел создать достаточные удобства. На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. В 1821 году историческое здание виллы снесли и построили новое – в1860 году его купил Павел Демидов (виллу иногда называют Villa Demidoff), во владении наследников которого, Абамелек-Лазаревых имение и находилось до 1955 года.
В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Генуэзские палаццо отличаются большей живописностью своего облика, деференцированности объемов и пространственной сложностью нежели дворцы Тосканы и Рима. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. При изучении архитектуры Возрождения необходимо учитывать тот факт, что впервые ренессанс как направление в архитектурно-строительной мысли возник на территории Италии и Южной Франции.
да Болонья в XVI в. ) и значительно изменила свой облик в духе нового стиля: в XV в. здесь работал Фиораванте, перестроивший палаццо дель Подеста, а в XVI в. — Виньола, объединивший здания на восточной стороне площади общим фасадом с монументальной аркадой (портико деи Банки). Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира.
Жилые дома обычно строились в три – четыре этажа на свайных основаниях, стены предельно облегчались. 13) иногда ортогональную (Мартини, Марки, рис.
Это слияние архитектуры с пейзажем будет потом блестяще развито стилем барокко. Пространство между этими галереями заняли два парадных двора, предназначенных для проведения торжеств и театрализованных действий.
Более поздний портик перед церковью Сантиссима Аннунциата (Джованни Каччини, 1599—1601 гг. ) выше двух боковых и вместе с конным памятником Фердинанду I (Дж. Произошло это в 1506 году, а всего храм строился 100 лет. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. План базилики происходил от римских залов собраний. В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве.
Время Высокого Возрождения в архитектуре Италии было очень недолгим. С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение. Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, он основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. Собор Святого Петра. Микеланджело усилии массивность устоев и стен.
В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей. Прежде всего это касалось защиты города. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. (исключая крупнейшие — как Флоренция, Милан, Венеция и, конечно, папский Рим) не обладали достаточными средствами для создания новых крупных ансамблей, тем более, что все внимание продолжало уделяться постройке или достройке соборов, как главного религиозного центра города.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Альберти. Последовательное обучение разным профессиям было не исключением, а скорее, правилом.
Брунеллески применил много новых приемов при создании его архитектурного облика. Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко.
Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов.
Ренессансная архитектура Северной Италии была более нарядной и прихотливой. Архитектура Высокого Возрождения. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо.
Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности. войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество. жителей и 5000 домов каждый. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов. Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис. Образцом ренессансного искусства является собор в Павии.
Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. Здание окружено колоннадой тосканского ордера. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. (рис. Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, — проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г).
Этот удивительный город-республика дольше других итальянских городов сумел сохранить свою независимость. В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. 15).
Петра и создание новой огромной архитектурной композиции Ватикана. Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Браманте (1444 – 1514). Это было светское здание – Воспитательный дом во Флоренции.
Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. У правого придела взору открывается «Пьета» – мать с телом умершего сына на коленях. Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения. Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (1508 – 1580), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой, тщательная обработка деталей.
Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм. Большой вклад в развитие архитектуры внес Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472) – блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор.
За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме).
Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры.
Опрокинутый крест и меч знаменуют их страдания. VI. 7). Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий.
Леонардо считал необходимым: «Разделить это огромное скопление людей, которые, точно овцы в стаде, распространяют дурной запах и представляют собой благоприятную почву для эпидемий и смерти». Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность.
Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих.
Это лишь красиво нарисованная схема генерального плана. Однако простая, легкая и вместе с тем монументальная аркада Воспитательного дома Брунеллеско (1419—1444 гг. ) определила облик площади подобная же аркада была повторена на западной стороне перед монастырем Серви ди Мария (Сангалло Старщий и Баччо дАньоло, 1517—1525гг. ). 12).
Ранний период. Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов и Вестфалии (группа вестфальских замков).
В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы.
Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна. по приказу папы Павла III (Алессандро Фарнезе). Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях. Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений.
VI. 8). 15). Почти одновременно с работами над собором Св.