Готическая архитектура Западной Европы. Презентация для школьников на тему Архитектура Западной Европы по мировой художественной культуре (МХК). В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля – романский и готический.
Первым самостоятельным, специфически художественным европейским стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики.
Но в модерне было также много стилизаторского декоративизма с обилием кривых линий и нагромождением декоративных элементов, склонности к иррационализму (например, в творчестве Актонио Гауди иногда доходящего до мистики: собор Ла Саграда Фамялна, 1883 – 1926, Барселона). В плане все здания приобрели прямоугольную форму. Помимо дворцов и храмов, архитектура Возрождения носит и общественный смысл.
Так, например, в храме можно было увидеть портреты донаторов – богатых людей, пожертвовавших деньги на постройку храма. Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. и достигла расцвета в 1-й половине XIII в. Стиль, ставший завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв. ). Брюссель. Его характерным признаком является большая насыщенность декоративными деталями. ван де Велде оформил вестибюль здания, парадную лестницу и залы музея. Он построил дом в 1896— 1899 гг.
Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI—XIII вв. В первой трети 7 века в городе Мекке (Аравийский полуостров) возникла новая религия – ислам, основателем стал Мухаммед.
Южные и юго-западные районы Франции — Прованс, Аквитания и др., сохранившие в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией — выработали свои традиции и конструктивные приемы. Она представляет собой трехнефную базилику с развитым хором, окруженным капеллами. В 12 -13 веке происходит расцвет религиозной скульптуры воФранции. В 1638 г. он возводит в Риме храм Сан-Карло у четырех фонтанов (рис.
Арсеналы, строительные дворы, школы и больницы тоже несли отпечаток этого стиля. Известный брюссельский инженер и промышленник Эмиль Тассель предложил молодому архитектору построить для него городской дом (1892— 1893 гг. ). Карнизы и капители колонн украшали изображения птиц, листьев, цветов, плодов. Большое внимание уделяет Кольбер строительству городов и новых промышленных центров, созданию Академии архитектуры (1677 г. ).
Города обладают значительными привилегиями, у них был орган самоуправления. Великолепны интерьеры замка. Он посвящался Христу, вот таким образом его декору придавали особое значение. В плане готический собор, как и романский, образует латинский крест. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды.
Карла Борромея (закончено его сыном Й. Э. Эрлахом в 1737 г. ) (рис. Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Небольшой зрительный зал состоял только из партера и амфитеатра, не имея лож и ярусов. Гробница императора.
В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты, были аккуратно задокументированы с самого своего появления. За соборами вверх потянулся и весь город.
Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. План собора в Реймсе с некоторыми изменениями следует плану Шартрского собора. Внутреннее пространство собора освещал ряд окон в верхней части стен главного нефа.
Если Возрождение вернуло архитектуре тонкий и гибкий инструмент ее искусства — классический ордер — и этим открыло путь от еще эпического величия готики к новой красоте «героического» образа, то наступившей затем эпохе меньше всего может быть брошен упрек в порче этого инструмента. Продолжается разработка плана «идеального города». Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Внутри стены украшали фресками – росписью красками по свежей, ещё влажной штукатурке.
Кроме этого, Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей лестницы Сикстинской капеллы по направлению к верхней площадке. Свод поднимался на головокружительную высоту. Вскоре ван де Велде получил приглашение из Германии и поехал туда работать. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Границы между частями храма стерлись. Нижний ярус главного фасада (внешней стороны) состоит из трёх порталов. Словом, готический собор – это целый мир. Эпоха романовского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.
Искусство готики готовило эпохуВозрождения. Вот таким образом продольный корпус трехнефного собора обладает особенной целостностью. Через четыре года директор школы, принимая дипломный проект молодого архитектора, сказал, что он «гений и безумец» Вскоре Гауди получил первый заказ.
VIII. Обилие света и воздуха.
Теперь часть нагрузки приходилась именно на ребра. Города Лонгвин (1679) и Неф-Бризак в Эльзасе (1698) были построены Вобаном в форме правильного восьмиугольника с шахматной планировкой в центре размещалась квадратная площадь с въездами по углам. Помимо Рима великолепные памятники барокко сохранились в Венеции. Свод церкви в эпоху Оттонов стал еще более мощным, тяжеловесным. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. Вы, непременно, встретите их, просто бродя по французским улицам.
Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. Немногие государства, сохранявшие независимость, — это морские республики Генуя (с Корсикой) и Венеция (с ее владениями в Истрии, Далмации и на Ионических островах) да герцогство Савойское, простиравшееся до Ниццы, — переживали явный упадок. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. ПравлениеГенриха IV Бурбона (период правления1594-1610)стремилось к централизации государственной власти.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Одни – представители массивности, другие – легкости. Они составляли несущий остов.
В нижнем его ярусе располагаются три перспективных портала, над которыми тянется пояс ниш со статуями -- так называемая галерея королей. 3 Средний ярус, увенчанный легкой ажурной аркадой, занимают три больших окна. Ступенчатые контрфорсы (за исключением контрфорсов хора), приставленные вплотную к стенам, обладают чрезмерным запасом прочности и очень массивны. Центром архитектурного творчества в Европе была Вена. Великолепен Сенат Парижа, выходящий на улицу Турнон.
Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Вот таким образом столь разнообразны сооружения рубежа ХIХ— ХХ вв. Таким образом, уже в эпоху барокко было завершено формирование композиции площади. Образцом «зрелой готики» стал знаменитый французский собор в Реймсе – месте традиционной коронации королей Франции. Сохранились рисунки интерьера дворцов Правосудия в Париже и г. Ренне (С.
Роль западного фасада возросла, так как он чаще всего был обращен к площади. С ростом городов возрастает и строительство общественных зданий. Стены не ощущаются их как бы и нет. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. VIII. 2). Во многих городах возникли университеты.
В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. люди еще не принявшие христианства. Вобан внес много нового в науку фортификации.
Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. V111. 3). Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в. ). Складывался довольно отчетливый план в форме латинского креста.
К концу 12 века центром культуры, политики, экономической жизни становятся города. Весь город пересекает большая Пекинская магистраль, которая завершается у северной стены, где происходят важнейшие события жизни страны. Появился интерес к индивидуальному проявлению чувства, к случайному жесту. Свой вклад в развитие немецкого барокко сделали и эмигранты — итальянцы.
С конца XI в. форма донжона усложняется, для жилища феодала начинают строить отдельное здание, а донжон становится оборонительным сооружением и убежищем. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. При размерах 130 м в длину на 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходит по масштабам большинство других готических соборов. Благодаря своей архитектуре с каждой точки собор смотрится по-новому. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия. Экономический упадок страны усугублялся политическими интригами и междуусобными войнами, раздиравшими мелкие итальянские княжества, а гнет помещиков и абсолютистских властителей усиливался гнетом иностранных завоевателей, неоднократно вторгавшихся в Италию на протяжении XVIII в. В конце XVII столетия габсбургская Испания господствовала в Милане на севере, в Неаполе и Сицилии — на юге, контролируя государства, расположенные между ними (герцогства Мантуи и Модены, Тосканы, Пармы и папские владения). Не случайно строители применили вимперги (каменные ажурные надпортальные и надоконные шатры-фронтоны): их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами.
Главная церковь Лондона — собор святого Павла, принадлежит именно к этому стилю. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Словом, готический собор- это целый мир.
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности использование полуциркульных арок, сводов). Парк имел регулярную планировку, деревья в нем подстригались. Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом граничит с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа.
Арки, галереи, башни, какие – то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. Одно из первых направлений рубежа ХIХ—ХХ вв. Однако в противоположность построенному на юге эти архитектурные памятники выглядели как бастионы христианского учения, а в случае угрозы могли выполнять роль крепостей и защитить от нападения неприятеля. В западной части храма находился портал (главный вход), а в восточной – алтарь (место богослужения).
С попытками выработки новых концепций архитектуры выступают Г. Земпер, Э. Виоле ле Дюк. Но не только она. И убоялся и сказал: как страшно сие место. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура.
Фасад прорезают ряды высоких окон, перемежающиеся пилястрами оригинальной формы. Пюже). Главнейшими из них являются Успенский собор Кремля, где совершалась священная коронация русских государей (строитель итальянец Аристотель Фиораванти) и Архангельский собор — усыпальница русских князей (строитель итальянец Алоизий).
Красивое и уродливое для средневекового мастера – одинаково проявление многообразие мудрости божьей. VIII. 5).
«Симфонией света и тени» назвал готические соборы великий французский скульптор Роден. Поздняя готика получила название пламенеющей. После окончания религиозных войн страна сильно изменилась. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Орта перешёл на архитектурное отделение Гентской академии художеств. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась «бриллиантовым рустом». Сверху колонны украшали канители (резной скульптурный орнамент). Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством.
В стиле главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Вернувшись в столицу Бельгии, ван де Велде продолжил занятия живописью. А. Мансара: отели Лорж, Ноэль в Сен-Жермен-ан-Ле, дом Мансара на ул. На пересечении поверхностей сводов появилось так называемое ребро. К счастью, конец света не произошел, «роковой» рубеж был пройден и вот тогда-то и началось интенсивное строительство., не закончена) — дело всей жизни Гауди.
В XVII и XVIII вв. Идеи Лооса повлияли на зодчих-функционалистов 20 в. Август Эндель. Дом Штейнера. Зато подходил классицизм. Использование ребер также позволило сделать свод больше.
С предшествующей архитектурой Возрождения рассматриваемый новый исторический этап архитектуры составляет органически связанные звенья сложного развития разветвленного целого европейской архитектуры нового времени. Строились и достраивались они долго – десятилетиями, а то и веками. – особое явление в истории мирового зодчества. Гаргулья (от фр.
Конечно, в архитектуре романской эпохи различают отдельные национальные школы, но они объединены первым общим для западноевропейского культурного пространства стилем. Замок Во-ле-Виконтбыл построен в 1661 г. Луи Лево (интерьеры — арх. Ш. Все эти сооружения (обычно в три этажа иногда с мансардой) построены, как правило, с профессиональным размахом, разнообразием плановых и фасадных решений, отличаются ярко выраженной индивидуальностью. Впервые Шарлем и Луи Жибером в 1691 —1694 гг. В Индии распространяется буддизм в качестве государственной религии. Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность., не сохранился., — модерн. Ниши, галереи, порталы, стрельчатыеокна- все создавало ощущение неземного великолепия.
В конце главного нефа, за трансептом, устраивалась главная апсида, где помещался алтарь. Сохранившиеся примеры того архитектурного стиля можно найти в соборе и в Михаэлькирхе в Хильдесгейме, Випертикирхе в Кведлинбурге, соборной церкви в Гернроде, построенной по указанию маркграфа Геро, неотлучного спутника императора Оттона Великого и соборной церкви Святого Пантелеймона в Кельне, где похоронена императрица Феофано. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Он берет свое начало в X – XII веках. Здесь получил распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами.
Начинался период романики – один из самых важных этапов развития средневекового искусства. Из него выкладывали разнообразные витражи с изображением людей и растений. Время и место рождения готического стиля можно определить точно.
Контроль осуществлялся и через династические связи и посредством полицейских мер, оправдывавшихся усилившимся разбоем и бродяжничеством (прямых следствий крайнего обнищания деревни). Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Так, архитекторОсман создает проект реконструкции улиц Парижа, шаменитые Елисейские поля. Храм противостоял хаосу внешнего мира, грозившему смести с лица земли маленького человека.
Открытые христианские храмы с III-VI вв. Появляются профильные изображения голов, трехчетвертной поворот фигуры (завоевание греков). В Австрии, Баварии и Франции развивается несколько иной стиль барокко – классицистический.
В середине XVII в. центром развития барокко становится Турин – столица Савойского герцогства. Отто Варнер.
Продолжают строиться ратуши, дворцы правосудий, архиепископства, торговые дома, больницы. Выполнив заказ, они переезжали к месту следующего строительства. Появился интерес к индивидуальному проявлению чувства, к случайному жесту. Собор издалека кажется меньше, чем на самом деле и долго остается такого же размера.
Ствол дерева – неизменен, листва – прихотлива». В 1879 -1885 гг.
Все проемы порталы, окна, арочки галерей -- представляют собой вариации стрельчатых арок, более широких и пологих в нижних поясах, более стройных и заостренных наверху. Появились хорошо укрепленные замки. По обе стороны от неё размещены высокие узкие окна.
Луи Нобль). Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ). Л. Лево) (рис. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Само слово «готика» происходит от итальянского «gotico» – «непривычный, варварский» (но, как мы понимаем, к историческим варварам этот стиль отношения не имеет). То растения, то морские волны.
Инженерные решения готических мастеров поистине поразительны. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание. Шпили символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн — добрые дела, а на их базах (основаниях) — грехи. Вместо тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В громадных окнах для усиления игры света использовали цветное стекло.
В 1900— 1902 гг. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. "Святилище" перестает быть чем – то недоступным и сокровенным. Однако стиль рококо быстро выдыхается и архитектура вновь возвращается к классике. На фасаде -- множество скульптур.
Здание было возведено всего за 16 недель. Отель Лианкур (арх. О готическом стиле немало написано в научной литературе.
На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Это делало сооружение более просторным и светлым. Оно дает привилегии иностранным мастерам и субсидии отечественным фабрикантам. В этом и заключалась совершенная революция. Украшением готических соборов были порталы, арки, статуи, каменная резьба, орнаменты, химеры (фантастические фигуры зверей), живописные полотна.
Здание Сецессиона. Конечно же в готическом стиле строились разные сооружения – рыночную площадь украшали ратуши, здания цехов и гильдий, под «новомодными» сводами торговали мясом и мануфактурой, оборудовали склады. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. Всё это – готика. Вобан усовершенствовал защиту города системой рвов, бастионов, куртин. Вот таким образом начиная с 1580-х гг. появился эскиз всего храма, а в 1916 г. был сделан его макет.
Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. Это время называется периодом контрреформации. Строже формы ратуши в Труэ (1616, арх. Нам сложно представить сейчас истинную меру его религиозности. Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. «Классицистическим» называют и английское барокко. Свое название палата получила от восточного фасада, облицованного белым граненым камнем. Троичность элементов символизирует Святую Троицу.
Собственно романскому периоду (XI-XIII вв. ) предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V-X вв. ). Вспомним сон Иакова: «И взял один из камней того места и положил себе изголовьем и лег на том месте. Леско (середина XVI в. ), перестроенном 100 лет спустя Мансаром (рис. Из прочих готических соборов он выделяется строгим величием своего облика. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Единственная часть фасада храма, которую успел возвести Рождества.
Одним из первых образцов может служить дворец в королевской резиденции Гослар. Так его стали именовать благодаря итальянским теоретикам искусства XV в. В период Ренессанса слово «готика» выражало насмешливое отношение к стилю, который возник к северу от Альп. В г. Юнинг (1679) площадь оборонительных сооружений равна восьмикратной площади жилой части города. 47, 5).
Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») – здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части – алтарем (апсидой). Реймский собор строился на протяжении всего 13 в. Фасад Реймсского собора представляет классический пример готики зрелой. Следствием этого стало то, что в искусстве эпохи Оттонов преобладали сакральные черты. Святилище перестает быть чем – то недоступным и сокровенным.
Поверх конусообразный холм. Архитектура Возрождения широко распространилась по Европе и дошла до России. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима.
В Париже строитсятеатр «Комеди Франсез» (арх. Для обороны обширных земель они содержали большое войско. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Новизна этой ситуации – один из феноменов новой жизни, Ренессанса.
Членения интерьера подчеркивают конструктивный каркас здания. Жака I Андруэ-Дюсерсо Тюбеф на улице Пти-Шан. Расходы на королевские постройки и содержание двора Людовика XIV — «короля-солнца» — были абсолютно непосильны для бюджета Франции. На пятом уровне архитектор помещал аттик «стенку над венчающим сооружением карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями», который напоминал античные постройки. В центре города образовалась ратуша – современная мэрия. Памятниками стиля барокко богатая такая страна, как Бельгия.
Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Это одно из ранних произведений «югендстиля».
Статуи апостолов и пророков, святых как бы вместе с верующими входили в собор. На главных пересечениях закладывались парковые массивы и создавались площади. Над скрещением нефов (средокрестием) делалась надстройка с большими окнами для освещения места, где проходила церковная служба. Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль.
VIII. 4). На фасаде и в интерьерах поражает обилие декора, наложенного на плоскую поверхность стен. Мюнхен. Стены не ощущаются их как бы и нет. Ван де Велде спроектировал и изысканную мебель. В XI-XII вв.
Ребра свода делят пространство на смежные треугольники. В них Лодолли предстает как «пурист» и «ригорист», борющийся против излишних украшений и иллюзионистских фокусов. Тот же принцип планировки в отелях начала XVII в. : Сюлли в Париже (1600—1620) на улиде Антуан, арх. Павильоны трёх станций метрополитена (они не сохранились) архитектор возвёл из стандартных металлических элементов, цветного стекла и вставок из эмали (стеклообразного покрытия) на стали. Нотр-Дам – это грандиозная пятинефная базилика, одновременно вмещавшая около 9000 человек.
Майолик-хауз. 1897 -1898 гг. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. В плане город представлял собой два примыкающие к друг другу и обнесенные стенами прямоугольника с соединяющимися воротами. Церкви построили специалисты одной из строительных артелей, называвшихся «баухютте».
Строительные достижения древних римлян были в значительной мере утеряны, уровень строительной техники снизился. Массивная каменная кладка сменилась ажурными каменными конструкциями. 1898 г. Вена. Парк Гуэль — великолепная шутка гения, Гауди всё время играет со зрителем, вводя его в заблуждение.
где должна была разместиться Интерьер. Стены особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми «перспективными» порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами. Глава об архитектуре Франции имеет два раздела. В дальнейшем развитии этот тип базилики совершенствовался путем увеличения площади для алтаря и размещавшегося перед алтарем хора, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения – нартекса, куда допускались «оглашенные», т. е. Это сказалось и в витражах и в миниатюрах и в раскраске скульптур. В разных странах Европы при наличии общих черт стиля модерн были выработаны различные стилистические особенности.
«Зонт» на конце шеста – это ступенчатое восхождение к нирване, также символ власти. Появляются новые журналы, декларирующие это направление и критикующие эклектизм. Со стороны входа находилось преддверие, называвшееся «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо).
Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Таким образом устраняется резкая граница между клиром и посетителями. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Появление этого стиля сопровождалось активными выступлениями в печати его сторонников. Буффало. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема.
Виктор Гюго в знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» пишет о готике: «Искусство меняет здесь только оболочку. Этим устремлениям отвечает и новый архитектурный стиль, зародившийся в недрах позднего Возрождения и получивший наименование барокко (причудливый, странный). Тогда собор был чем – то большим, чем просто местом церковной службы. Главный фасад посвящён Рождеству Богоматери, его врата — основным христианским добродетелям.
Лучшая работа в стиле барокко в Венеции – это храм Санта-Мария делла Салюте (1682, арх. В результате возникает стремление к созданию художественной целостности, стилевого единства, это способствовало окончательному изгнанию из архитектуры элементов готики. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка.
Французские архитекторы-иезуиты, работавшие сначала в Италии (Этьен Мартельянж и Турнель), ввели во Франции церкви типа Иль Джезу. 1895 созвучны духу модерна. Монастыри напоминали крепости, то есть это были невысокие здание с толстыми стенами. Готическая архитектура имеет свои определенные характерные черты, которые можно выразить тремя словами: город, карнавал, рыцарство.
мастер возвел живописную постройку с башнями-беседками на крыше. ван де Велде оформил вестибюль здания, парадную лестницу и залы музея. С 1421 года Пекин стал столицей Китая. Лишь одно окно имеет иную форму -- это помещенная в фокусе всей композиции круглая роза с каменным переплетом, расходящимся радиусами от центра, подобно спицам огромного колеса (620, 7). 48, 2) получают полное разрешение в работахЖ.
Основанный здесь стиль был настолько нарядным, что его начали называть не барокко, а ультрабароко. Статуи апостолов и пророков, святых как бы вместе с верующими входили в собор. Антонио Гауди (1852 -1926) Гауди родился в небольшом городе Реусе в Каталонии, области на севере-востоке Испании у Средиземного моря. Б. Лонген).
Сэр Кристофер Рен 20 октября 1632 — 25 февраля 1723) — английский математик и архитектор. Фрагмент. Гимар впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения в особняке Беранже (1897— 1898 гг. ).
Все архитектурные элементы, за исключением окон-розеток, стали выше и уже. Первый особняк принёс молодому архитектору славу и новые заказы. Что же представляли собой средневековые города. В солнечный день они сияют и переливаются всеми оттенками. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. В одном только Париже в 1-й половине XVII в. их возведено более 20. В культовой архитектуре Франции этого времени, очень многообразной, еще сильны традиции готики и Ренессанса:Нотр-Дам в Гавре (1606—1608), Сент-Этьен-дю-Мон в Париже, Сен-Пьер в Оксереи др. Одни княжества были достаточно большими, другие — совсем мелкими.
приемы. Его искусство стало вдохновляющим примером для мастеров противников конструктивизма. Также для модерна характерно выявление функциональноконструктивной основы здания, подчас вообще отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры использование пластических возможностей «ковкости» (и отсюда широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Он делил сооружение на пять уровней в соответствии с их назначением. Глазко.
Тогда собор был чем – то большим, чем просто местом церковной службы. Однако расширенное пространство восточной части храма (имеющей пять нефов вместо трех) вновь направляет внимание к окруженному лесом столбов святилищу -- алтарю (623, 7). Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Нередко башни украшало изображение петуха – символ бдительности или крестоцвет. В статуях особую роль играли складки одежды игра света и тени. Камень потерял свою материальность, превратился в кружево.
Но чем выше свод, тем сильнее давление на стены собора. Работавший в Турин архитектор Г. Гварини проектировал церкви с центричной и продольной композицией. Он стал своеобразной рекламой творчества ван де Велде. Окрестные дома страдали от наводнений, которые насылала злая гаргулья. 58) впервые в архитектурной практике было построено только из стекла и металла.
Во втором уровне он использовал арки и пилястры «плоские вертикальные выступы на поверхности стены», что было очень необычно. Модерн завершил творческие поиски 19 в. и одновременно стал основанием для дальнейшего развития архитектуры в 20 столетии. Среди фасадов готических храмов Франции он выделяется гармоничностью пропорций и спокойным равновесием форм. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах.
В архитектуре переплелись античные и варварские мотивы., но их влияние на архитектуру незначительно. Образ этой страны окружён ореолом романтики и изящества. Красивейшая часть собора западный фасад, выходящий на городскую площадь. VIII. 10). Гауди погиб, когда ему было семьдесят четыре года.
Реймсский собор поражает своей грандиозностью. Весь такой храм носит название церковной базилики или продольного храма. Купола иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов. Мансар был смелым для своего времени градостроителем, создателем строго квадратной Вандомской площади в Париже, однако победителем конкурса на проект достройки Лувра стал не профессиональный архитектор Мансар, а архитектор-любитель К. Перро (врач по профессии). Форма, по мнению мастера, должна нести отголосок душевного состояния человека.
Не менее интересной страной для туристов является Франция. Австрийский мастер Йозеф Хофман (1870 -1956) был одном из основателей венского Сецессиона.
Это знаменитая готическая «роза». Конечно, в Средние века главную роль играла архитектура культовая – человек той эпохи не мыслил мир без Бога. Романская архитектура дружила с любым материалом. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
Архитектура барокко Германии развилась довольно поздно, так как XVII веке здесь — время больших социальных сдвигов. Настоящее соперничество побуждало едва ли не каждую христианскую общину возводить более пышную церковь, чем у соседей. Это редкий мастер даже в ряду величайших художников эпохи Возрождения в Италии.
Возле собора, как правило, располагались торговые ряды. Фасады решаются большим ордером, этому подчиняется вся планировочная схема. католичество предпринимает ряд усилий для того, чтобы вернуть себе утраченные духовные и политические позиции.
В 12-13 веке происходит расцвет религиозной скульптуры воФранции. Дворец Стокле. Творчество Гауди пропагандировали жившие во Франции художники-испанцы.
Он полагал, что «архитектор должен развивать художественные формы только из конструкций». Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери – знаменитый Парижский Нотр-Дам (что означает дословно «Наша Госпожа», т. е. Богородица) (160, 25). Множество остроконечных пинаклей еще сильнее подчеркивают неизменную устремленность ввысь.
Петра в Ватикане. Так, в ранний период даже монастыри и церкви строили из дерева. Новые ратуши во Франции возводились на больших площадях, как ратуша в Лярошель (1595—1606).
Переход Милана, Неаполя и Сардинии во владение Австрии (1713) ознаменовал конец политической независимости Италии. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Таковы церквиСен-Поль-Сен-Луи в Париже, Иезуитов в Блуа, построенные Мартельянжем, церковь в Авиньоне— Турнелем (1620—1655), Сен-Жерве в Париже— С. де Броссом и Метезо. В 1900— 1902 гг. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить.
Появляются профильные изображения голов, трехчетвертной поворот фигуры (завоевание греков). Дворец был возведен под руководством архитектора Б. Неймана. Ж. Мансар) (рис. И пока она будет стоять, не исчезнет Россия в веках. ».
Пестротой эклектической обработки отличались фасады доходных домов, банков, вокзалов. Его отец, дед и прадед были гончарами. Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. такой скульптуры была статуя и рельеф. Особняк химика Армана Сольве (1895— 1900 гг. ) зажат соседними домами.
К бургундской школе относится и церковь Магдалины в Везлэ (начало ХII в. ) – характерный пример развитого типа романского храма. Витражи набирались из кусочков стекла очень насыщенного цвета: гранатовый, густоалый, красный, желтый, зеленый, ультрамарин, голубой, темно-синий. Реймский собор считается непревзойденным шедевром готической пластики. Искусство готики готовило эпохуВозрождения.
11). В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Крамер, Ф. Хёгер)и др. Поиски в этом направлении (отели Жаба и Бове — Антуана Ленотра, рис.
Словом, готический собор – это целый мир. Наряду с базиликальными строились и так называемые зальные храмы, в которых, в отличие от базилики, средний неф не имел значительного превышения над боковыми. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Стояли на крышах, в затемненных местах. Соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка.
В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов. Собор стоит в центре древнейшей части Парижа, на острове Ситэ, образованном течением Сены. Но для этого надо было изменить саму конструкцию.
И вот Европу уже украшают белоснежные соборы. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Магистраль имела скорее символическое значение, пройти по ней было невозможно, так как путь преграждали искусственные холмы, высотой до 60 м. Подобные холмы – это защитники от злых духов, которые по поверью могли двигаться только по прямой линии. Отто Варнер мечтал создать новый архитектурный стиль.
Некоторые из них, как Брест, получили дальнейшее развитие. При Каролингах (так называли представителей династии франкских королей по имени ее основателя Карла Великого) небывалого со времен Древнего Рима расцвета достигли литература изобразительное искусство, архитектура, в почете были юриспруденция и теология. Они были квадратными и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Дом «Блюменверф» В 1903 г. ван де Велде возглавил Веймарскую школу искусств и ремёсел и получил заказ на строительство зданий для неё и Академии художеств в Веймаре. Создание гигантских новых городов вызвало к жизни такие проблемы, как соотношение вертикалей (высоких) и горизонталей (протяженных домов) соотношение зданий с зелёными массивами проблемы использования материалов разных фактур и качества: от облегчённых. Ремесленники уже не были чьими – то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха.
Таковы отели Парижа:Эзелен— Л. Лево (рис. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Затем как бы происходит скачок, собор вырастает до своего естественного размера. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Внутри были разделены колоннами на три или пять продольных частей. Декор интерьера маскирует конструкцию помещений, чему способствует пышная орнаментировка (мелкие резные ассимитричные формы, раковины и гирлянды, бронза, зеркальные поверхности).
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. Лепные украшения имеют разнообразные очертания, вызывая в памяти то животных. В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму.
Начнем с материала, с которым им пришлось иметь дело. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Также во Франции располагаются более восьми десятков средневековых замков. Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». 1894 – 1895 гг.
Выставочный зал площадью 72 тыс. кв. м.
Интерьер. Большое внимание уделялось постройке новых домов, мостов и особенно каналов. Но и эти объединения дробились на множество независимых от центральной власти больших и малых княжеств и графств. В крупнейших добывающих и обрабатывающих районах возникают сотни новых городов. Каменные конструкции стали каркасными, ажурными, они как будто специально подчеркивали скелет сооружения. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические. сам мастер, — левая башня западного фасада.
Все арки окон и порталов выполнялись в виде простых полукружий. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Его проповеди были записаны и сосредоточены в Коране. Система новых мощных укреплений придала городу форму неправильного пятиугольника. Особой ясностью и размеренностью отличается его западный фасад.
В 1906 г. в барселонской газете впервые Шпили башен фасада Рождества. Такие дома обычно носили имя хозяина. Собор увенчан двумя башнями-колокольнями. Конструкция собора соответствует основным принципам готики. Когда наступил третий год, что шёл за тысячным, почти все земли, а более Италия и Галлия, стали свидетелями перестройки церковных сооружений хотя большая часть из них была ещё вполне пригодной и не нуждалась в этом.
1910 г. Вена. Отсюда критическое отношение ко всему привносимому извне, в том числе и к барокко. От слова римский произошел термин «романское искусство» в начале 19 века. То керамические пальмы оказываются колоннами, подпирающими склон холма.
Ширина главного нефа — 43, 5 м. Второй верхний ярус трифориев сквозной. Европы) в 1475—1508 создали ансамбль Московского Кремля (в основном сохранившийся доныне), принеся на Русь новые архитектурные формы и новые строит. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. 2000). Однако за полуроманской оболочкой скрыто внутреннее пространство, представляющее собой переход от ранней готики к готике развитой, зрелой.
Но однажды архиепископ Руана (известный ныне как святой Роман) заманил ее, усмирил с помощью креста, а затем привел в город, где ее и убили горожане. Гробница окружена двумя рядами стен, образовывая в плане квадрат. В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Кааба стала священным центром ислама и мусульмане молятся, обращаясь в ее сторону. Средства горожан шли на сооружения соборов. В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение станций Парижского метрополитена. Еще одна выдающаяся достопримечательность немецкого барокко — дворец епископа Шернборна в Вюрцбурге (Франкония).
Но не только мир горний, но и мир человеческий вмещал собор. Карнизы и капители колонн украшали изображения птиц, листьев, цветов, плодов. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше и в постройке этих церквей русскими мастерами было проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в постройке каменных.
Республика Соединенных провинций (современное королевство Нидерланды) стала независимым протестантским государством и там утверждается стиль готики как стиль национальной независимости. Здание театра Веркбунда в Кёльне (1914 г., не сохранилось) ван де Велде возвёл из монолитного бетона и это придало сооружению облик скульптурной массы, пластичной, но в то же время очень тяжёлой, под собственным весом расползающейся по поверхности земли Театр Веркбунта.
Исключение составляют более поздние стены хора. Основные проблемы Архитектура рубежа XIX – XXвв. Старым мастерам приходили на смену новые и они вносили свою лепту в убранство собора. Известным испанским архитектором этого периода был X. Чурригера. Особенно его привлекал неоимпрессионизм.
Господство натурального хозяйства в 1Х-Х вв исключало обра зование экономической базы, способной обеспечить жизнеспособ ность разноплеменной и находящейся на разных ступенях культурного развития империи Карла Великого. Спинки стульев отдалённо напоминали крылья бабочек и усиливали лёгкое, безмятежное настроение, царящее в комнате. Интерьер собора обозревается сразу при входе и наполнен светом.
Ратуша в Реймсе (1627) — еще абсолютно средневековое сооружение. В середине XVIII в. во Франции начинает возникать новый архитектурный стиль, который от французского слова "рокайль" (раковина) стали называть стилем рококо. Он поступил в Гентскую консерваторию, но интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке. Чарлз Ренни Макинтош. И с каждой точки собор смотрится по-новому.
VIII. 9), дворец герцога Фуке Во ле Виконт (1651, арх. Что же представляли собой средневековые города. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма. Классический пример этого направления — здание Баухауза в Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925— 1926).
Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Особенно это видно в архитектуре замков, дворцов и городских особняков. В Библии камень – символ бытия.
Это исторический стиль зрелого средневековья, которому предшествовал период архитектуры раннего средневековья (V—X вв. ). Стрельчатые арки (заимствованные некогда из мусульманской архитектуры) по мере развития готики становились все более вытянутыми и заостренными. Его проект в итоге стал примером чисто французского барочного архитектурного стиля. 1896 – потолка 1899 гг. 48, 1), Монморенси— Жака Моро (рис.
Скульптура сосредотачивалась в порталах. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г. собор в Пизе, начат в 1063 г. ) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г. ). Но самое величественное сооружение готической архитектуры – это собор. В Средние века многочисленные статуи были ярко раскрашены и стояли в позолоченных нишах, представляя собой «Библию в камне». А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля. Средневековые монастыри были феодальными владениями имевшими своих крепостных.
Камень обладал мистической силой со времен палеолита. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Высокий уровень ремесленного производства, обширные торговые связи со странами Европы и Азии, бурная политическая жизнь североитальянскихгородов-республик — все это способствовало раннему развитию здесь буржуазии и связанной с ней новой городской культуры. сохранил этот приём, но использовал его абсолютно иначе. Затем он учился у архитектора Альфонса Бала (1818— 1895), построившего в столице Бельгии здание Музея старинного искусства.
47, 1), дома на ул. Таким образом устраняется резкая граница между клиром и посетителями.
Практически в каждой стране были мастера, работавшие в разных вариантах стиля. Безусловно, дерево и кирпич не потеряли актуальности – из них строили жилые дома и другие здания, чье предназначение было светским. В свою очередь, в это время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. 1905 -1911 гг. Архитектура раннего средневековья характеризуется некоторым снижением уровня развития. Исключение составляли такие сооружения, как дормиторий, трапезная и церковь — важнейшее здание монастыря.
VIII. 13) и отель де Субиз – дворец герцогов де Субиз в Париже. Эти проблемы будут решены Ленотром в Версале. Членение на уровни хорошо просматривается и в этом небоскребе Салливена. Шартрский собор -- это трехнефный храм, который имеет несколько грандиозных дополнений: пятинефный хор с венцом капелл и пересекающий здание почти посередине (в плане собор представляет собой крест) широкий трехнефный трансепт.
Вначале он изменил лишь капители (венчающие части) колонн, затем последовательно разработал четыре варианта постройки. Своеобразие архитектуры модерна — в окончательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции.
Лишь наверху в окнах светятся витражи изумительно чистых и ярких цветов. Благоприятные условия для развития барокко возникли в Испании. Все храмы этого направления небольшие, с центрическим внутренним пространством. Вначале свод перекрывал небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позже – и главные нефы.
Сосредоточенная в городах и замках жизнь выходит на широкие просторы. Школа искусства. В разных регионах они разные.
Центром грандиозного Версальского парка были королевские покои, к ним сходились все аллеи. Ведущим архитектором того периода был Ж. Мансар (1648– 1708), его именем были названы мансарды. Современная архитектура многим обязана именно функциализму 20 -х г. : новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двух этажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера. Этот стиль своеобразен, он буквально видоизменил средневековое зодчество. Готический собор легок и устремлен ввысь. Помещенная над вторым ярусом «галерея королей» как бы подготовляет своими колоссальными статуями взлет башен с их удлиненными окнами. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие.
Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в Кельне довольно популярна поговорка, гласящая примерно следующее: «Кельнский собор вечная будет строиться до тех пор, пока будет стоять Кельн». Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода Возрождения. Во многих городах возникли университеты.
Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада. Во многих отелях середины XVII в. заметны черты еще не завершенного развития типа (отели Амело, Лувуа, Шамуа и др. ), в планах нет четкой взаимосвязи частей. Строились и достраивались они долго – десятилетиями, а то и веками. Начиная с царствования великого князя Иоанна III (1462-1505), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества, создали несколько исторических храмов.
Могучие формы собора еще не утратили былой тяжеловесности. В Xв. Как же это удалось осуществить. ДОрбэ), в Тулоне — арсенал (арх.
За успехи он был награжден поездкой в Англию и Бельгию. Фотоателье «Эльвира».
Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности. де Бросс). Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Итак, обратимся к «стволу дерева». Клери (рис.
Они были квадратными и это ставило определенный предел по расширению главного нефа.
Определяющие здания романского стиля— базиликальные соборы с двумя башнями по обеим сторонам входа, с шатровыми пирамидальными или конусообразными крышами имеющие в плане форму латинского креста. VIII. 6). Взгляд теряется в сложных и неожиданных переходах между колоннами.
1899 г. Вена. Архитектура готическая являлась более абсолютной. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Таковы ратуши в Авиньоне, Солье, Пуаэре в Бургундии. строитсяМедицинская школа. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Стрельчатые арки дверных проемов имели ребристую структуру, а сами двери делались из дуба.
С огромной силой извергала она воду, переворачивая лодки рыбаков. (563 х 124 м) был сооружен из одинаковых архитектурно-кон- структивных элементов — 3200 металлических колонн и 3200 металлических балок. Они выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности храма ввысь.
Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Небоскреб Гаранти-билдинг. 1900 гг.
ВИКТОР ОРТА (1861— 1947) Виктор Орта родился в бельгийском городе Генте. Доходный дом – многоэтажный и многоквартирный дом, строившийся на деньги частного заказчика с целью сдачи квартир внаём. И храм – дом Божий – позволял укрыться за его стенами, а кошмар бытия оставался снаружи. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города.
Святые как бы беседовали между собой. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. Они украшались переходящими в столбы стрельчатыми арками.
Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения. Кроме того, свод давал возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Это напоминает слова одной песни: «. Такие храмы имели, прямоугольную форму. Примером симметричного решения является отельЖаба— Л. Брюана.
Адольф Лоос. Архитектура того периода находилась под влиянием римского зодчества. столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их высказывания.
Пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Италия, занимавшая в XII—XIV вв. напоминает свод средневекового собора.
Средокрестие, видимо, было увенчано невысокой прямоугольной башней-фонарем. Позже полукруглую арку свода заменила стрельчатая. Если Вам доведётся побывать в Париже, не забудьте посмотреть знаменитую Триумфальную арку. Это пышное сооружение со статуями на фасаде, открытой лестницей и небольшой башенкой, может служить примером провинциального французского «барокко» истоки которого идут от узорочья.
В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п. ) иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. В современном смысле впервые термин «готика» применил Джорджо Вазари – таким образом он проводил черту между архитектурой Средневековья и Ренессанса. Для разгрузки движения парижские «диаметры» соединились кольцевыми бульварами. С начала XIX в., когда для искусства X – XII вв. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи.
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля. Интенсивная строительная деятельность здесь никогда не утихала (со времени войны и разграбления Рима в 1527 г. ). К X в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни донжона, окруженного валами и рвом. 3 век до н. э.
Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. От первоначальной крестообразной церкви в базилику перешел поперечный неф (трансепт). Позже появились погребальные памятники – ступы. Колоссальный храм, заложенный в 1675 г. и законченный в 1710 г., — главное произведение Рена, увековечившее его имя.
Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. А в целом здание представляет собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров).
В ней сильно влияние мавританской архитектуры, совсем пропадает расчлененность на этажи. Йозеф Ольбрих. АНРИ ВАН ДЕ ВЕЛДЕ (1863— 1957) Анри ван де Велде родился в Брюсселе в семье преуспевающего фармаколога. Ордер – сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей архитектурной конструкции их строение и художественное оформление. Турнель и дом, предлагаемый Мансаром в качестве образцового.
Луис Салливен. куб) – святилища в виде прямоугольной каменной ограды. 14). В дальнейшем развитии этого типа жилая и хозяйственная части дома разграничиваются.
В 1667 г. в Риме архитектор Бернини возводит знаменитую колоннаду на площади собора Св. Одни – представители массивности, другие – легкости. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Основными цветами этого стиля считаются синий, желтый и красный. Примеры: донжон в замке Лош во Франции замок в старом городе Каркассон на юге Франции. В 962 г. Оттон I основал новое государство – «Священную Римскую империю германской нации», но до могущества Каролингов ему было далеко.
Романские храмы строились по образцу базилик. Однако создавал его фасад, Орта уже не оглядывался на традиционные схемы. Возвел в 1895 г. Дом Дом «Блюменверф» пользовался популярностью среди заказчиков. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса.
В 1892 г. Орта получил первый заказ. В 1974г.
Каменные храмы в России были немногочисленны. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Это может быть и банк в Париже и отель в ницце. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Основная задача -изобразить религиозную историю человечества.
Итак, речь идет о Х – ХII, а кое-где и XIII в. Почему же этот стиль называется романским (то есть римским, от Roma – Рим), ведь никакого Древнего Рима уже давно и в помине не было. Готические соборы строились по двести – триста лет. Сдвоенные башни «сжимают» центральную часть настолько, что она теряет свое значение композиционного центра. Конечно, говоря о Франции, первым в воспоминаниях всплывает образ Эйфелевой башни. Перед окнами жилого корпуса располагают парадный двор, а сбоку от него — второй, хозяйственный двор. Для всех построек предполагалась деревянная конструкция (фахверк). Холм был принадлежностью каждой пагоде, так как по представлению древних китайцев «город без вершины – все равно, что без стен, ему грозила неминуемая гибель». Во время войн (1667, 1672, 1687 гг. ) Франция потеряла ряд земель, а в экономическом отношении уступила первое место Англии.
Над ним по сторонам фасада высятся две симметричные башни. Однако памятников архитектуры здесь великое множество. По своим размерам, смелой конструкции громадного купола и вообще стилю он близок к римскому собору св.
Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Во Франции же этот стиль получил иное название – Style ogivat («стрельчатый стиль») – и действительно, стрельчатые арки и окна являются его характерным элементом. В известном смысле свой вклад в это внесла церковь.
Внутреннее пространство этого четырехугольника разделялось рядами колонн на три, а иногда и на пять отделений, называемых «нефами». Однако в этом французские архитекторы, как и их современники в других странах, находятся в полной зависимости от насущных потребностей обороны. Новые города возникают и как укрепленные форпосты (но теперь уже в основном на окраинах государства) и как промышленные центры и как города-резиденции. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Однако камень, кроме долговечности, привлекал и неким символическим значением.
Все это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие эпохи. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Мир будто сбрасывал с себя лохмотья и повсеместно одевал белые одеяния церквей. Портал стали богато декорировать. Стены не ощущаются их как бы и нет.
Современный Ватикан известен собором Святого Петра, а Флоренция -дворцом Медичи. Эти утилитарные, обусловленные прямой необходимостью требования в сочетании с идейными и политическими устремлениями католической церкви и светских правителей, привлекавших для осуществления своих задач лучших мастеров, воспитанных на достижениях двухвекового развития передовой архитектурной и художественной культуры Италии, привели к замечательному развитию градостроительного искусства. его коллекция живописи импрессионистов и постимпрессионистов.
В 8 веке был создан государственный арабский Халифат. Правящие круги Европы стараются подчеркнуть свою мощь путем внешнего выражения. Французские иезуиты считали идеалом красоты барочную церковь Иль Джезу в Риме. Западный фасад Шартрского собора сохраняет большие плоскости стены при сравнительно небольших размерах трех порталов. С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом – баптистерии), так и базиликальный.
«Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Вот таким образом мощные стены укрепляли с помощью контрфорсов – специальных опор, о которых мы уже писали в разделе «Архитектура Междуречья». Появляются новые населенные места уже без крепостных укреплений.
Весь второй ярус украшают статуи библейских царей – предков Иисуса Христа и его матери Девы Марии. Внутри собора -- огромный сводчатый сумрачный зал. Для этого была разработанасистема контрфорсов и аркбутанов. 47, 2) иЖуж Консюль— Жана Рише, отелиАмело-де-Бецей— Д. Готтара (рис. Каждое из боковых отделений (нефов) также оканчивалось полукруглым выступом или апсидой.
Внешний облик церквей Нормандии отличает наличие больших башен, расположенных по сторонам фасадов и в центре здания. Стиль носил разные названия: в России — модерн или стиль Рюсс, во Франции — Арт-нуово (новое искусство), в Германии — Югендстиль (стиль молдодых), в Австрии и Польше — Се цессия (раскол). Интенсивное развитие промышленности вызвало приток населения из деревень.
Мендельсон), национальный романтизм (П. Их создание граничит с деятельностью великого художника Рубенса и его учеников. Готический собор был своеобразной каменной «книгой», которая рассказывала верующему об устройстве Вселенной. И с каждой точки собор смотрится по-новому. Однако он вошёл во всеобщее употребление. гуляющих в парке.
Безусловно, главным порталом считался тот, что находился на западной стороне по центру. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные «под кирпич». К концу X в. сформировался тип средневековой церкви — базилики имеющей обычно главный, более высокий неф (пролет) и два низких боковых.
Контрфорсы и аркбутаны усиливали несущую стену, принимая на себя часть нагрузки, вот таким образом сама стена могла быть тоньше. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. ЭКТОР ГИМАР (1 867 – 1 942) Эктор Жемен Гимар учился в Школе изящных искусств в Париже.
VIII. 1), храмы Сан-Филиппо Неро и Сант-Иво во дворе университета (рис. помещения, связанные с двором. Устремленными вверх соборами заканчивались узкие улочки, в широких окнах появились синие стекла и драпировка. Орта 1892 – 1893 гг.
Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Итальянские и другие западно-европейские мастера, приглашенные ИваномIII, — Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин, Антон Фрязин, Алевиз Фрязин Миланец, Алевиз Фрязин Новый, Бон-Фрязин (где Фрязин — не фамилия, а «фряжской земли человек», выходец из Зап. Ступу окружают ограда, по 4 сторонамсвета, в которых стоят ворота украшенные рельефом.
Тогда же создается парковое кольцо города на месте бывших укреплений и по проекту архитектора Л. Гильдебранда возводится летний дворец Бельведер (1723) (рис. Большое значение для развития архитектуры имели всемирные промышленные выставки. пространства, характерные для этого стиля, Интерьер.
В некоторых храмах в Новгороде стены заканчиваются вверху остроконечным «щипцом», подобным щипцу на крыше деревенской избы. В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. Следующий отличительный признак зодчества эпохи Оттонов – ввод такого архитектурного элемента, как крипта. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали готические здания изнутри и снаружи.
Любовь к орнаментам и стремление к комфортабельности жилого Дом Сольве. Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Помещения стали казаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны.
Лемюэ) имеет такой двор. Святые как бы беседовали между собой. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
То нет опоры под перекрытием и оно должно упасть, но не падает. Возведение церкви Саграда Фамилия (1884— 1926 гг. Остекленные элементы и стальные рамы положили начало так называемой ажурной архитектуре. Скульптура распространилась и на многие другие, нетрадиционные прежде участки, такие как выступы и карнизы, не только на главном фасаде, но и на боковых, так что собор со стороны становится похож на голубятню, где «живут» статуи. Возрождение русской архитектуры граничит с возвышением Москвы. Первоначально неф перекрывали с помощью деревянных балочных конструкций.
Это сказалось и в витражах и в миниатюрах и в раскраске скульптур. Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI-XIII вв., поскольку она наследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приёмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. Тем не менее, термин вошел в употребление и стал общепринятым. Так, например, во Фландрии (Южных Нидерландах), которая с 1580 г. осталась в составе Испании, восторжествовал католицизм и стиль барокко воспринимался там как архитектурный стиль контрреформации. Поворот к готике начался с архитектуры и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. В XVII в. происходит процесс перерождения укрепленного замка в неукрепленный дворец.
1897 -1899 гг. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Ьуржуазное правительство хотело придать респектабельный вид центрам городов и скрыть кварталы трущоб. Комфорту значения не придавалось.
Над ратушей воздвигалась башня, которая символизировала символ свободы. Основным видом такой скульптуры была статуя и рельеф.
Стояли на крышах, в затемненных местах. Это небольшое круглое сооружение, увенчанное куполом с люкарнами, послужило образцом целому ряду построек такого же назначения. Конструкция Грановитой палаты имеет свой прототип. В XVII—XVIII веках в европейских светских домах появился новый стиль барокко (итал. — причудливый, странный). Эта планировка имела неудобство: единственный двор был и парадным и хозяйственным.
Она (готика) повергает сегодняшних людей своими задумками, масштабностью и долговечием. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй).
Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. В архитектуру вводятся криволинейные формы и планы. Часто им приходилось выступать в роли крепости для всего населения города или прихода.
Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Внутреннее пространство храма в Реймсе отличают ясная структура и пластика, стройность пропорций как целого, так и отдельных частей, совершенство обработки камня (629, 7). Рококо – прежде всего стиль интерьеров и деталей.
В первое десятилетие ХХ в. Гауди, уже чрезвычайно популярный в Барселоне архитектор, работал над двумя крупными заказами — большими доходными домами. Металл был окрашен в тёмно-зелёный цвет имитировавший старую бронзу. Йозеф Хофман.
В XI—XIIвв. В 1675 г. получает звание академика Ж. А. Мансар, а в 1685 г. — Пьер Бюлле. Она располагается на земле по непреложному закону. Архитектура ислама формировалась в соответствии с местными строительными традициями. Лебрен парк —Андре Ленотр). Так называемая архитектура гражданского строительства начинает развиваться только в эпоху салических императоров.
Историки архитектуры считают, что основателем этого стиля является Микеланджело Буонарроти, который впервые назвал новые тенденции в архитектуре позднего Возрождения стилем маньеризма (манерным стилем). Влияние этого итальянского сооружения безусловно имело место (церковь в Рюэли, в г. Ришелье и др. ), но степень этого влияния преувеличена. Архитектура XX века. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в. ). Ступы имеют форму полусферы – это означает символ неба и бесконечности.
Их строительством он занимался с 1898 по 1904 г. Если Гюстав Эйфель (создатель знаменитой башни) рекламировал металл прежде всего как строительный и конструктивный материал, то Гимар показал его пластические возможности. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Римляне считали готическое искусство варварским.