Особенности архитектуры эпохи Возрождения. Особенности архитектуры эпохи Возрождения – раздел Строительство, Архитектура мостов Особенности Архитектуры Эпохи Возрождения. Архитектура Возрождения в разных странах, несмотря на общие принципы, основанные на традициях античного зодчества имеет свои особенности, обусловленные национальными и историческими различиями.
В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. Старое и новое находились в нерасторжимой связи и противоборстве.
Часто используется купол на парусах известный уже раньше (например, храм св. Архитектор Элиас Холь. 1). От нее начинаются три лучевых проспекта, образующие основные композиционные оси города.
Тиран времени Возрождения — это уже не феодал, привыкший к запаху вина и конюшни. Хотя готика была в основном созданием мастеров Иль-де-Франса, в XIII в. ее не рассматривали как национальную архитектуру Франции и термин «opus francigenum» подразумевал место ее происхождения, а не национальный характер. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность. В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари.
В XIII — XIV вв. Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. Фронтон (от лат.
Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может. Однако в это время наряду с городскими жилыми и общественными зданиями возникали великолепные замки в великокняжеских резиденциях, как правило на местах бывших укрепленных замков. Очень большая по размерам и выдающаяся по своим архитектурным качествам, антверпенская ратуша имела в нидерландской архитектуре 16 в. Такое же, если не более важное значение, какое ратуша в Брюсселе имела для зодчества 15 -го столетия.
Фойе — место прогулок зрителей во время антракта — просторны и богато украшены. Многие мастера безуспешно пытались сделать это. Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца. Рафаэль также с успехом действовал на архитектурном поприще.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
В. Жолтовский и его последователи). Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии.
Сначала они были всего лишь элементами архитектурного сооружения. Особенности и значение, образное решение. бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.
Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики). Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень.
При гонениях на христиан во времена Нерона он был распят в Риме вниз головой. Термин «возрождение», возникший в XVI в., означал рождение нового искусства, возрождающего классическую античную культуру. а также Дом гильдии стрелков в Антверпене. Собор Св. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер.
Классический палаццо – 3 -хэтажное (реже 2 х- или 4 хэтажное) здание, выходившее фасадом на улицу композиционный центр – внутренний двор, обнесённый арочными галереями. Только непосредственные контакты с Востоком в XII—XIII вв. К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу. Нижний этаж обычно обработан рустом, второй и третий этажи объеденены каннеллированными пилястрами большого ордра. В страстную пятницу эти святыни показываются народу для поклонения.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Одно за другим рушились окостеневшие средневековые представления и учреждения — цехи и гильдии, монастырские конгрегации и городские коммуны. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. во многих европейских городах.
Архитектура позднего Возрождения. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише.
Иное положение возникло в зодчестве 16 в., когда Нидерланды, включенные в огромную империю Габсбургов, установили тесные Художественные связи с другими европейскими странами. Плоды схоластики перестают удовлетворять тех, кто искал истину.
Микеланджело первым ставит конную статую в центре площади Капитолия в Риме. Собор Святого Петра. Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. В Англии, как и в остальной Северной Европе, в XVI в. еще продолжал доминировать готический стиль. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. Соображения обороны постепенно отступили на второй план. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием.
Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м. Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31, 5 м). Некоторые романские дома располагались, однако, уже вдоль улицы. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Андреа Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570 г. ) высказал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. п. Развитая центра города в эпоху Возрождения условно можно разделить на три основных этапа.
Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. Затем строительство собора Святого Петра, возведение которого возобновилось в 1534 г., возглавил Антонио да Сагалло – младший, после него руководство перешло к Микеланджело, приход которого послужил толчком к развитию позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения. Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить.
30. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась). Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства.
Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре. При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии». Она охватывала все аспекты личной и общественной жизни и мышление вне догматической схемы было так же невозможно, как немыслима была сама жизнь вне церкви и ее функций. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции изобилующей условностями в изображении. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. «Архитектурный облик Флоренции XV в» «Флоренция – колыбель итальянского Возрождения» «Почему собор Санта-Мария дель Фьоре называют флорентийским чудом Ф. Брунеллески. » «Великие творения Филиппо Брунеллески» «Творческое преломление традиций Античности и средневековой готики в архитектуре Л. Б. Альберти» «Художественные открытия Донато Браманте» «Архитектурный облик Рима эпохи Высокого Возрождения» «История создания собора Святого Петра в Риме» «Эволюция архитектурного стиля эпохи Возрождения» «Венеция эпохи Позднего Возрождения» «Творческое развитие традиций А. Палладио в русской усадебной архитектуре XVIII – XIX вв. Дом Батло в Барселоне. Выбранная автором готическая форма купола еще продолжала применяться в архитектуре Италии.
Врожденное чувство меры не позволило итальянским эпигонам Палладио пойти слишком далеко по этому пути, но с тем большей силой сказалась канонизация «палладианства» к северу от Альп. Кафедральный собор в Ани 11в. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259--1344), Джотто (1267--1337), Симоне Мартини (1284--1344), рисуя картины традиционной религиозной тематики и отталкиваясь от традиции интернациональной готики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы». 29. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» – Риму. Архитекторы изучали древности Рима и новые здания, построенные, в частности, Донато Браманте. Его главным творением стало здание новой библиотеки собора Сан-Марко.
Возведение такого огромного собора, безусловно, требовало немалых расходов. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным. Первым его зодчим был великий Донато Браманте. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини.
6). Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Важнейшей особенностью архитектуры итальянского Возрождения, принципиально отличавшей ее от архитектуры средневековья, была эмансипация как творческого, так и собственно строительного процесса от влияний цеховых традиций. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио.
Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Браманте (1444 – 1514). В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой.
Он придал монументательный характер старому торговому центру Венеции в районе моста Риальто, построив большое торгово- административное здание известное под названием Фаббрикке Нуове. В письме своему дяде Рафаэль писал: «Я не могу жить в другом месте, только в Риме — и это из-за своей любви к строящемуся храму, который я возвожу Где оно, на всем свете место более достойное, чем Рим и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Св. Петра. ». Сама башня, несколько более массивная в первых ярусах, в верхней части, в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой и ажурной и завершается высоким сквозным шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила. В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами — пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций.
При всем этом формы даны чрезвычайно измельчено в результате крупное здание утрачивает масштаб монументального сооружения. Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Действительность в прямом смысле слова на каждом шагу венчала удачу, а венценосным банкирам и кондотьерам лаконизм совершившихся фактов был понятнее красноречия возвышенных идей. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг.
Это центричное здание в плане имеет форму восьмиугольника. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Окончательно работы были завершены в 1590 г., уже после смерти Микеланджело.
Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном). Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчленённость устоев, аркатура и др. ) в некоторой степени предвосхищают приёмы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы.
В Ломбардии почти до конца 15 века господствовали средневековые архитектурные формы, связанные с крепкими народными традициями кирпичного строительства и терракотового декора. Позднее убранство рустами сохраняется лишь в обработке цоколей и на углах зданий. Все остальные объемы (полукупола и угловые башни) группировались вокруг центрального купола, подчеркивая его главенствующую роль. По существу. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.
Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. Естественно, что чем прогрессивнее был господствующий класс как в социально-экономическом, так и в идеологическом плане, тем более «национальным», жизнеспособным и стойким оказывался ведущий архитектурный тип данной страны, тем более свободным и творческим — развитие ее архитектуры. В области зодчества Милан был необычайно консервативен. Он имеет форму высокой, к верху утонченной колонны, но не круглой, а шестигранной.
К заднему фасаду палаццо стал примыкать террасный сад (архитекторы Браманте, Рафаэль и др. ). Дальнейшее углубленное изучение зодчества Рафаэлем связывается в его ватиканских фресках, замечательно связанных с композицией соответствующих помещений и отражающих в своих архитектурных фонах идеи Браманте и его замыслы собора святого Петра.
Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530). Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. По схеме фасада палаццо Медичи и композиции его двора во Флоренции, а позже в других городах были построены сотни дворцов. Двери обрамляют наличниками и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами.
Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Он используется и в конструкциях и в элементах оформления. Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей.
Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Внезапно рушились стены привычного мира и раскрывшиеся необъятные пространства и красочные цивилизации далекого Востока и Нового Света решительно опровергли каноническое представление о безысходной замкнутости земной «юдоли печали и слез». В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами.
Большой вклад в развитие архитектуры внес Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472) – блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. Он значительно упростил первоначальный план, сделав собор более компактным. В поздний период творчества Браманте в композиции дворца Ватикана (1503 г. ) ощущается повышенная декоративность, в известной мере предвещавшая появление стиля барокко.
Палаццо от лат. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго реликты средневекового исчезают искусство полностью базируется на классических принципах. Характерные черты периодов. Периодизация. Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Понадобилось не одно столетие, чтобы живопись отделилась от стены или иконостаса.
Микеланджело усилии массивность устоев и стен. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле.
Древнегреческий скульптор Фидий по праву считается одним из создателей Парфенона. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом. Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419-1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Внутреннее восьмиугольное пространство пролетом около 15 м делится на этажи галереей, над которой поднимается купол.
К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники. В области архитектуры жилого дома нидерландское Возрождение не привело к коренному преобразованию сложившегося еще в эпоху средневековья типа бюргерского жилища. Средний и поперечный нефы значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века.
Однако общий характер сооружения был сильно изменен. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато дАнджело Браманте (1444—1514). Сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров.
Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов и Вестфалии (группа вестфальских замков). В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия.
По существу, ему предстояло создать абсолютно новое сооружение.
Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. В материальной культуре деятельный дух населения итальянских городов искал и находил антитезу архитектурных форм средневековья. Петра в Риме. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий.
Идет 1546 год. разновременно и своими собственными путями.
Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. по проекту Джулио Романо. Вплоть доXX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. В Салерно, Неаполе, Тулузе, Монпелье благодаря своим восточным связям они откровенно отдаются изучению естественных наук и прежде всего медицины.
Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха. Браманте создал собственный стиль, характерными чертами которого являлись центрическое купольное сооружение, легкие колоннады дворов с полуциркульными арками в нижнем этаже, круглые окна в верхнем этаже, богато украшенные орнаментом.
Изящная колокольня главного собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре построена «по рисунку» великого живописца Джотто. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Во Франции архитектура Возрождения получила развитие с начала XVI в. до 70-х годов. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы.
Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. Эту композицию современной архитектуры со свойственной ему определенностью утверждает Корбюзье: «Я не признаю ни скульптуру, ни живопись как украшение. Так он получил заказ на его возведение. Их изучали архитекторы эпохи Возрождения. Целый ряд их обнаружен в Праге на территории Старого города. Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе.
Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. В эпоху Раннего Возрождения (XV в. ), когда еще сильны были черты средневековой готики, основное внимание зодчих было сосредоточено на разработке центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо. Самое знаменитое сооружение Палладио – вилла «Ротонда», стоящая в живописной долине на холме.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства изФлоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность. Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». В подобных случаях строгое композиционное равновесие различных частей площади обычно не соблюдалось и признаки единого ансамбля оказывались выраженными в меньшей степени.
Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.
Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. Особенности и значение, образное решение. Парижская опера (фр. Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания.
Великое прошлое Италии, постоянно напоминавшее о себе, воспринималось в то время как высшее совершенство, в то время как искусство Средних веков казалось неумелым и варварским. Он освещен огромной люстрой из хрусталя, а потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. Сочетание мощного руста с наложенными на стену тремя ярусами ордеров неубедительно колонны кажутся нагруженными и разбухшими, массивная кладка – декорации. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты.
Строительство всего комплекса дворца, города и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в. Главным композиционным центром являлся королевский дворец, перед которым расположена громадная площадь (площадь Армии). В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно.
В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов. Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись крупные русты. Но движущие силы этой эпохи не способствовали сознательному градостроительству и то, что в сфере ансамблевой застройки предпринималось личной инициативой, приобрело градостроительную характеристику лишь в формально-художественном плане в сочетании с позднейшей архитектурной средой. Свод первого фойе покрыт прелестной мозаикой c золотым фоном.
Старая Ратуша – одно из самых красивых светских строений эпохи Ренессанса. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Внутри здание ратуши подверглось перестройке. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения.
Благодаря мастерскому использованию характерного для Генуи крутого рельефа эти помещения расположены на разных уровнях, поднимаясь уступами от входа до завершения анфилады. На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному».
Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. В городах зарождались ростки гуманизма. Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Однако здесь возникает массивная и более тяжелая модификация образца, что было, видимо, обусловлено меньшим техническим уменьем местных строителей.
Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. Здания приобретают монументальный, величественный облик. 36.
В самом конце храма Дух Святой, в виде голубя, как бы из глубины неба осеняет молящихся. Театр Гранд опера в Париже. Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539).
Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний. Коллектив исполнителей оказывался безусловно подчиненным индивидуальной творческой воле автора.
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы. Вестибюль главной лестницы — одно из самых знаменитых мест Оперы Гарнье. Особых вершин этот стиль достигает в Риме, где великие зодчие сформировали общий подход к строительству сооружений, основанный на использовании архитектурных ордеров. Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. Бесчисленные лампады освещают спуск в подземелье.
Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). В отличие от строгого и величественного фасада архитектура хорошо освещенных интерьеров имеет жизнерадостный характер. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Окончательное отделение конструкций от облика сооружения произошло в эпоху. классицизма.
В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение. С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение. Развитие торговли и оживленная момент, когда в основных стилеобразупцих сооружениях (дворцы, соборы, виллы) формальная и пространственная стороны архитектуры начинают развиваться самостоятельно, вне связи с развитием конструкций. Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер.
Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. дворцы или палаццо, предназначавшиеся для жилья и торжественных приемов. Самые значительные из архитектурных работ Бюллана — замки Экуан и Шантельи. В Милане Браманте возвел несколько великолепных зданий, в том числе церковь Санта-Мария делла Грацие, где впоследствии великий Леонардо да Винчи напишет свою «Тайную вечерю».
(И. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. На рубеже 15-16 веков в Европе возникла абсолютно новая архитектурная система – стиль Ренессанса. Общая характеристика, особенности, примеры.
Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу.
В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий с совсем иным назначением, чем в Италии. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический.
Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города. Вынос карниза здесь значительно уменьшен.
Не случайно первым значительным произведением новой архитектуры оказалось сооружение, в эстетике которого едва ли не решающую роль сыграла его революционная конструктивно-художественная характеристика. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу. Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции. В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов).
При всей пестроте архитектурных форм Венеции, Ломбардии, Рима, Сицилии, Тосканы — повсюду решающим оставалось прекрасное, как его понимало общество, веками смотревшее на Восток как на источник света и унаследовавшее от поздней античности не только предания, но и бесчисленные памятники. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке.
Так как основным носителем национального самосознания в той или иной стране выступал господствующий класс, национальные особенности в архитектуре Возрождения имели в каждой стране свою социальную обусловленность. 5).
Однако некоторая связь с архитектурой все же еще сохранилась. Кирпич по — прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. Периодизация Романской архитектуры. Центральная часть здесь обычно разделена на небольшие помещения и с античных времен использовалась для мавзолеев и мартириев.
Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы. Сохранились описания конструкций и обмеры древнеримских мостов, выполненные Л. Б. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия. Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени.
Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Выступа стены, различные по форме и размеру башни, фронтоны, зубцы, арки, лестницы, карнизы, слуховые окна, богато орнаментированные порталы, рельефно выступающие, резко очерченные обрамления окон, полихромные стены создают абсолютно своеобразное и чрезвычайно живописное впечатление.
Альберта и А. Палладио. Строительство его приобретало особое значение в связи со стремлением пап утвердить позиции католицизма и папского государства. В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «. Этот удивительный эффект достигнут благодаря хитроумному расчету архитекторов.
С XVI в. в оформлении фасадов усилилась роль ордерных элементов и скульптурного декора. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Каменные жилые дома романского периода сохранились в Европе только в нескольких местах.
В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Архитектура Аугсбурга развивалась под сильным влиянием итальянского зодчества. Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью.
Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. Произошло это в 1506 году, а всего храм строился 100 лет. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном.
По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения. Все более важным материалом становятся строительные растворы. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой.
В 15 и даже в 16 вв. К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий.
Ранний период. Грандиозный купол храма возводился после смерти Микельанджело (1564 г. ) по его рисункам. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Грандиозным строительством замка Шамбор последовательно руководили французские мастера Жак и Дени Сурдо, Пьер Нево и другие. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив. 3), построенный по проекту зодчего Мике-лоЦцо ди Бартоломео в 1444—1452 гг. Фасад симметричен относительно вертикальной оси.
Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности.
Впервые мастер, столкнувшись один на один с грандиозностью стоявшей перед ним задачи, без всякой оглядки на цеховой опыт смело положился на самого себя, на результаты собственных наблюдений, вычислений и умозаключений и одержал победу.
Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Во многом они были сходны с более ранними домами. распространилось в других европейских странах. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах – расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив. Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью.
Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом. по заказу фактического правителя Флоренции Козимо Медичи (в XVII в. дворец был продан семейству Рикарди). На фасаде – двуглавый черный орел – символ Вольного Имперского города, а на фронтоне – шишка пинии (итальянской сосны) – напоминающая о Древнем Риме и истории города Аугсбург, которому исполнилось 2000 лет. История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созревание (395-527), ранневизантийское архитектурное экспериментирование в Италии, Египте, Сирии, Малой Азии и Македонии первый расцвет (527-726), эпоха политического могущества и активного строительства иконоборчество (726-867), время внутренних беспорядков, политической нестабильности и упадка строительства второй расцвет (867-1204), новая фаза могущества власти и размаха строительства Латинская империя (1204-1261), период национальной катастрофы, утраты независимости, полной остановки строительства т. н. В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.
Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. Очень скоро лесть и клевета покупной учености оказались на службе соперничества «сорока тиранов», сменивших простодушное мужество своих предков на холодный расчет коварства. Оживилась строительная деятельность в Париже. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях.
Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (1508 – 1580), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой, тщательная обработка деталей. Здесь сохранилось много прекрасных образцов зданий в стиле Ренессанс. Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
На рубеже 14 — 15вв. Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде.
Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Брунеллески применил много новых приемов при создании его архитектурного облика. Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Проект дворца или купола собора, приобретение картины Боттичелли или статуи Микеланджело волновали каждого жителя, Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами». В стране строились королевские замки и дворцы аристократии в смешанном стиле. Уже с XIV в. университеты выходят из своей изолированности на арену идеологической борьбы. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах.
Архитектура итальянского Возрождения тоже была обязана экономическому росту, а также ослаблению влияния церкви. Огромный купол этого храма виден отовсюду, но исчезает по мере приближения к нему. При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки).
Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Сооружения Браманте отличаются чистотой линий, гармоничной уравновешенностью, удивительной легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором (особенно в Темпьетто) в виде колоннад, развитых карнизов и пышных капителей.
В первом этапе, относящемся к XIV—XV вв., преобладающее зпачение имеют торговые площади. Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры.
В силу неравномерности эволюции западноевропейского феодализма и под влиянием местных условий отдельные государственно-политические образования Европы подошли к своему «возрождению» XV—XVI вв. Да и как можно вообще говорить об этих системах в Италии, если не условно.
Сооружение венчалось мощным карнизом. Мастера:Лоренцо Бернини Примеры: Собор святого Петра в Риме 34. Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви.
Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. В пределах этих государств складывается внутренний рынок. В 1503 – 1505 гг. По словам архитектора Палладио, библиотека собора Сан-Марко была «самым прекрасным и самым богато украшенным зданием, возможно, даже среди созданных с древних времен». Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений. Пятнадцатый век был временем кристаллизации национальных государств. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. 37. Он успел возвести лишь наружные стены храма на высоту сводов. Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов.
Именно здесь сохранилось большое количество сооружений времен Римской империи. Сложившиеся типы зданий – отличались экономной ассиметричной композицией и максимальной обособленностью каждого жилища. Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, — проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г).
Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. Стены сословной исключительности дали трещины.
Этот город был основан Людви-ком XIV в качестве королевской резиденции. Общая концепция проектов, так и осталась прежней.
Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором. Обелиск производит впечатление легкого солнечного луча. Подготовили почву для более решительных изменений. Но едва ли его можно назвать рабом классических форм его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Однако можно проследить и некоторые общие признаки.
Архитектура барокко в Италии. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564).
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро вМонторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. С развитием письменности развивается общенациональный язык каждого народа. В частности, это влияние заметно в архитектуре классицизма во Франции в XVII—XVIII вв.
Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. Микеланджело, который был равно велик как архитектор, скульптор и художник. Он начал творческую деятельность в Милане, но только с переездом в Рим, после ознакомления с памятниками античности, ему удалось придать своим сооружениям тот величаво-монументальный облик, который характеризовал новые принципы в архитектуре. Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич. Автор знаменитого проекта Дворца Советов архитектор Б. Иофан по праву считается соавтором скульптуры «Рабочий и колхозница» вместе с замечательной советской художницей Верой Мухиной.
мастерам. Вместе с куполом портики, венчающие ротонду, составляют четкую и гармоничную композицию. виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней.
Тогда Брунеллески, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. Последовавшая смерть зодчего не позволила осуществить этот грандиозный замысел. Архитектура Возрождения, принесшая много нового и ценного зодчеству Италии, оказала положительное влияние на архитектуру ДРУГИХ стран.
В середине 16 века, в период усиления общественной реакции, в Тоскане выдвигается группа мастеров нового поколения, которых обычно связывают с маньеристическим направлением. Храм был освящен папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось.
Возник и стал укрепляться новый класс – буржуазия, который пытается создать и внедрить свою идеологию. В первой трети XVI в. в архитектуре Франции заметно еще влияние готики. Периодизация Византийской империи.
Это был период разложения феодального строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. Но через семь лет Браманте умер и начатый им труд продолжил великий Рафаэль. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине.
Оригинальность общего объемного построения, редкое изящество силуэта соединяется в этом здании с поистине сказочными богатством архитектурного и скульптурного декора ее фасадов. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя еще семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436 – 1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго реликты средневековья исчезают искусство полностью базируется на классических принципах.
Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Точно такое же впечатление глубины, возникающее от площади перед собором Св. Правда, скульптурная форма некоторое время еще продолжает жить на стенах архитектурного сооружения, но постепенно с них исчезают и эти последние следы «былой роскоши». Вторая техническая находка – способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, ас наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола – своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы».
Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Для позднего ренессанса и барокко характерно также обилие человеческих скульптур, композиционно слабо связанных с завершением зданий.
Длина каждой из последующих ступеней лестницы постепенно уменьшается. Палаццо Бекилаква в Вероне — характерный пример этих сооружений. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Вместо ордера, рассчитанного на высоту одного этажа, Палладио одним ордером объединил два верхних этажа, а позже стал «украшать» многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора. И подлинным назначением этой виллы мог бы быть дворец пионеров. Его идейный замысел связан с некогда высоким общественным значением Капитолийского холма, являвшегося центром и символом Древнего и средневекового Рима.
Все основные виды искусства -- живопись и графика, скульптура, архитектура -- чрезвычайно изменились. Совершенство формы в гармонии с ландшафтом позволило увидеть в ней «гимн совершенной красоте». Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески).
Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
Микелоццо в 1452 году заканчивает сооружение дворца Медичи в том же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллали, Бенедетто да Майано и Симон Полайола возводят палаццо Строцци. Частные дома нидерландского бюргерства не выходят в этом смысле за рамки средневековых традиций. Ярким примером ранней барочной архитектуры является мост Санто-Тринито (мост Троицы) во Флоренции, черты более зрелого стиля проявляются в архитектуре моста Вздохов в Венеции.
Естественно, что с превращением архитектуры из ремесла в науку не практическая цеховая выучка, а знание всей совокупности теоретических положений новой строительной дисциплины сопутствовало деятельности мастера, единоличный замысел которого теперь по необходимости облекался в форму детального предварительного проекта. Развитие получила наука, литература искусство. К каждой стороне здания примыкают портики с вынесенными вперед лестницами. Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514). Капелла Пацци во Флоренции – также работа Брунеллески, считается одним из наиболее изящных строений раннего Возрождения. При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486 – 1570), ученика Браманте, было завершено формирование города.
Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. Посередине ее, между двумя красивыми фонтанами, находится обелиск, сделанный из цельного гранита. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти.
Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом.
На рубеже XVI и XV веков скульптура начала играть более самостоятельную роль. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Во всей композиции фасада чувствуется отпечаток классического совершенства. 33а). К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим.
Корнелис Флорис, построивший ратушу в Антверпене, много лет провел в Италии и отразил в этом здании знание Браманте. В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. 32.
Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте. Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи. Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора. План базилики происходил от римских залов собраний. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
На Пиренейском полуострове семивековая «реконкиста» помогла кастильской короне объединить испанский народ. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Образцом для подражания считался римский Пантеон. Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова.
Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль. Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры.
Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий. От этого незначительного изменения размера и возникает ощущение устремленности ввысь. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ). Столь патетичных дворцов не строили себе иные короли. Метопы украшены эмблемами папского достоинства. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники вазы из меди или керамике (фаянс, майолика) декоративную посуду ставят на полки. Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм.
Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от латинского humanus -- «человечный») -- течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV и в XVI вв.
Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьоре (1296 – 1470). В 15-16вв. В качестве организующего и декоративного начала широко использовались ордерные элементы и пышный декор.
Для европейских раннефеодальных городов имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.
палеологовское возрождение (1261-1453), время упадка внешнего могущества и величественного культурного расцвета, когда строительство велось главным образом на Балканах эпоха производных стилей (с 1453 до настоящего времени), наступившая с падением Византийской империи, после которого, однако, влияние ее архитектурного стиля сохранялось в России, на Балканах и в регионах с сильным исламским влиянием. Это усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчих итальянского Возрождения, привело во второй половине XVI в. к стилю барокко (дословно: вычурный). Палладио по праву называют теоретиком архитектуры: ему принадлежит фундаментальное исследование «Четыре книги об архитектуре» (1570).
Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими.
Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Софии в Константинополе. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня.
Сложился в XV в. преимущественно во Флоренции (архитекторы Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Альберти, Бенедетто да Майано и др. ). Романская фортификационная архитектура.
В оформлении спален применяют драпировки. Она появилась не только в интерьерах, но и на фасадах зданий, были созданы и отдельно стоящие скульптуры, вместе с тем усилилась декоративность. Рельеф рустов понижался с увеличением этажей. Двухэтажное сооружение с ажурным фасадом было оформлено по античному образцу с применением классических ордеров, расположенных ярусами. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода.
Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и возводит купол». Этот храм, построенный Браманте. Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб.
Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио. Opra de Paris), то же, что Гранд-опера (фр.
Изучая различия между античными ордерами, он использовал их в декоративном оформлении фасадов зданий. 33. В различных областях Италии сложились местные разновидности палаццо. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
Это здание «стало как бы символом того ясного, рационального и радостного мироощущения, которое принесло с собой начало итальянского Возрождения» (В. В южной Германии воздвигались здания более свободные по композиции, сохранявшие близость к старым традициям немецкого зодчества даже при применение новых архитектурных форм, например ратуша в Ротенбурге. Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы.
Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. В Испании — дворец Эскориал архитекторовX. В Италии существовали самые благоприятные условия.
В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр.
Очень важным является и изменение характера пространства. «Заслуженного гражданина» Флоренции, «возродителя древнего зодчества» похоронили под сенью купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини.
(в западноевропейской архитектуре классицизма)». Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид. На четырёх частях расписанного потолка изображены различные музыкальные аллегории.
Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения. В это время над средневековой религиозной идеологией восторжествовала новая, гуманистическое мировоззрение, широко распространилась светская культура и искусство, уходящее своими корнями в глубины народного творчества. В этот период в стране формировалось государство с сильной абсолютистской властью. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов.
Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Их современник художник Джорджо Вазари во Флоренции построил улицу Уффици. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар (резной шкаф для посуды), поставец (невысокий шкаф с полками), кассоне (сундук-ларь).
В поисках идеальных форм архитектура обращается ко времени Древнего Рима. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы СтроциБенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста).
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. Столицей папского государства завершаются важнейшие идейно-художественные искания итальянской архитектуры, развивающейся до того в несколько обособленных очагах и складывается единый общенациональный стиль.
Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности. Четыре громадных столба поддерживают среднюю арку свода. Он сохранил план греческого креста, но для купола базилики воспользовался планом Пантеона. Такова декоративная композиция палаццо Перфеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Наряду с этим типом замкнутой прямоугольной площади с периметральной застройкой в Нидерландах был распространен другой тип планировки городского центра, когда здание ратуши выдвигалось к середине площади, очертания которой при этом часто неправильный характер. Имя архитектора, создавшего этот дворец, к большому сожалению, остается неизвестным.
Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность. План как организующее начало, в котором находит свое воплощение целеустремленная воля архитектора, отсутствует он образуется как бы стихийно в зависимости от потребностей владельца и назначения дома.
В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей.
Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади. Может быть, ее придумали гораздо позже. Скульптура и живопись не сразу обрели независимость от архитектуры.
Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа.
Он составил план собора по образцу греческого равноконечного креста. Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело.
Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Одним из классических примеров в области градостроительства того времени является Версаль. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме). Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Интерес к центрально-купольному сооружению и все предшествующие постройки этого рода как нельзя лучше подготовили Браманте к решению подобной задачи. Правда. Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко.
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6 м длины и 68, 4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. В общей объемной композиции ратуши сильно выражена вертикальная устремленность: в основе своей это как бы узкий, поставленный на ребро параллелепипед, покрытый крутой двускатной кровлей, которая образует на торцевых сторонах очень высокие фронтоны.
Насколько правдива эта легенда, сегодня трудно сказать. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. palatium – дворец Тип городского дворца-особняка.
Руст, рустовка, рустик (от лат. башни соборов и ратуш. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Столицей Позднего Возрождения в Италии стала Венеция.
Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. Построена в 1615 – 1620 г. г.
Обеспечивая творчеству необходимую материальную базу, покровители художников через властное обаяние искусства утверждали свою аристократическую исключительность. Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель. В строительном деле средневековая традиция этого времени (клюнийская, цистерцианская) могла в частностях меняться под воздействием всесильного в средние века «духа местности», но ее основные планировочные, конструктивные и композиционные принципы повсюду оставались неизменными. Отсюда прекрасный вид на всё пространство парадной лестницы.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Альберти. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло).
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти -- Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Архитектура Высокого Возрождения.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Grand Opra), в современной Франции известна как Опера Гарнье (фр.
С другой стороны дворца расположен парк. Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства.
Впоследствии знаменитые лоджии Ватикана заканчивал Рафаэль, руководивший их росписью. Н. Прокофьев). Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. Впервые после античности ремесленную эмпирику вытесняла «ученая» архитектура, стремившаяся построить свои конструктивно-художественные принципы на прочном научно-теоретическом основании.
Путь этой архитектуры — в основном путь от ранних и суровых дворцов Флоренции к роскошным палаццо начала XVI в., рассеянным уже по всей Италии, путь от Альберти и Микелоццо к плеяде великих мастеров во главе с Браманте. Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века). Законченность ансамбля, строительство которого продолжалось и в 17 веке, была предопределена Микеланджело установкой в центре площади античной конной статуи императора Марка Аврелия в 1538году. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
Они имели регулярную планировочную основу. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко.
38. По замыслам архитектора, в плане он представлял собой греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат, что явно противоречило канонам романской базилики, продольной в плане. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии.