Модерн в архитектуре Виктор Орта (Victor Horta, 6 января 1861 — 9 сентября 1947) — бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Виктор Орта (фр. Victor Horta, 6 января 1861— 8 сентября 1947)— бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Виктор Орта был архитектором-универсалом и удивительным новатором в самых разных областях архитектуры, дизайна и строительной техники.
Орта сделал блестящую карьеру. Также он проектировал общественные здания, наиболее известное – Народный дом (1895-1899 годы, не сохранился), штаб-квартира Бельгийской рабочей партии, где Орта обнажает металлический каркас, почти не используя облицовку фасада зал для собраний в мансарде здания – с нервюрным перекрытием, демонстрировавшим единство конструктивной и эстетической функции металлоконструкций. Начиная с1891 года они стали экспонировать также предметы прикладного искусства: ковры, керамику иллюстрированные книги (например, работы Уолтера Крейна) идаже мебель.
Этот дом идеально обеспечивает среду обитания тому человеку, для которого он построен. Орта считал такие ограничения нелогичными: «Я спрашивал себя, почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. Проекты этих лет по преимуществу архаичны. Для оформления интерьеров они пригласил друзей— художника, архитектора искульптора. Стоимость выделенного для строительства участка вцентре города была очень высока, носоциалистическая партия получила денежную помощь отАрмана Сольве— прогрессивного деятеля, основателя ряда научных учреждений, одно иззаказчиков Орта.
Первыми самостоятельными работами архитектора стали три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. Наколоннах, как настволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви илистья. «Я спрашивал себя, – говорил мастер, – почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Металл для Орта – живой и способный превращаться в растения, травы и цветы, в струи воды.
Это дело целиком его захватило. Внутри изысканный декор соединился с нетрадиционно свободной планировкой. Орта Виктор, Хорта (Horta) (1861-1947), бельгийский архитектор. Моде рн (от фр.
Вот таким образом мой рассказ о них. Эта постройка стала первой в серии брюссельских особняков, где воплотились эстетические принципы нового стиля: отели Виссингер (1894-1897 годы), Сольвей (1895-1898 годы ныне музей), ван Этвелде (1895-1897 годы западное крыло, 1889-1900 годы восточное крыло, 1900-1901 годы), собственный дом- студия (1898-1901 годы, ныне Музей Орта) и многие другие. Потом появился ряд домов вБрюсселе, атакже особняк Тасселя. Профессор Свободного университета в Брюсселе (1892-1912), АХ в Антверпене (1919-27) и Брюсселе (1912-31, директор в 1927-31).
Наиболее радикальные новаторы предлагали сбросить искусство с корабля современности. 1878 Уехал в Париж, где поступил в студию дизайнера Jules Debuysson. Он скромен, если так можно сказать. Декор фасада, как правило, сочетается с внутренним убранством, в котором каждая деталь продумана и связана в единый орнамент, где царствует стилизованный растительный рисунок, пластичные гибкие формы, в основе которых все тот же «удар бича». Дом Тасселя (1893) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний.
В 1888 году вступил в известную масонскую ложу Великого востока Бельгии «Друзья филантропии». Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием».
Ч. 1.
Созданная здесь в1883 году «Группа двадцати» («XX»), преобразованная через десять лет вобъединение «Свободная эстетика», привлекала кучастию всвоих ежегодных выставках самых оригинальных инепохожих друг надруга художников (наодной изних Ван Гог устроил единственную всвоей жизни распродажу собственных работ). Среди них можно выделить универмаг Innovassion, построенный в Брюсселе в 1901 году. Лестница, ведущая на второй этаж, потрясает изяществом изогнутых линий и напоминает хрупкость и красоту природы – травы и деревьев. Вначале ХХ века Виктор Орта построил несколько торговых зданий. Продолжали посещать Athne Королевская в том же городе с 1874 по 1877 год. Дом очень прост и логичен. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Его последователями были Х. ван де Велде, П. Анкар и Э. Гимар.
Большую часть площади первого этажа дома, состороны двора, Виктор Орта отвёл под зимний сад, анепроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла ивнутренней лестницы, освещённой стеклянным фонарем. Дом, возведенный по проекту Виктора Орта, полностью соответствовал вкусам владельца. В том, окна которого выходят на улицу, расположены кабинеты и приемные. "Балат – классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века", – говорил Орта. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв.
Особняк Тасселя – настоящий «дом-портрет», который полностью соответствует своему владельцу. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях. «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике и, подобно готике, выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре», говорил Орта. Внутри дом разделен на два параллельных «корпуса».
Комнаты особняка были просто залиты светом. Его первой самостоятельной постройкой стал «Храм человеческих страстей» (проект, 1890 1891-1897 годы, перестроен Ортой в 1909-1910 годах) в брюссельском Парке 50-летия – павильон в классицистических формах для постоянного экспонирования одноименного рельефа Ж. Ламбо. Учился в АХ в Генте (с 1876) и Брюсселе (с 1880). 1873 Поступил в школу архитектуры в Академии изящных искусств в Генте.
Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Знаменитый бельгийский архитектор Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. литров воздуха в день.
Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием". В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Так, навыставке в1895 году была показана «Комната ремесленника», созданная архитектором идекоратором Густавом Серрюрье-Бови (1858-1910), который первым начал экспортировать вБельгию ткани ипредметы изготовленные вАнглии. На вопрос, каким путем он пришел к строительству такого новаторского сооружения, как дом на улице де Турин, Орта летом 1938 года ответил, что в годы его молодости начинающий архитектор имел перед собой три пути: стать специалистом по «стилям» ренессанса, классики или готики.
Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях. Комнаты особняка были просто залиты светом. В 1885 Орта начал собственную практику с постройки трёх частных домов, но затем предпочёл работать над общественными зданиями.
С 1897 года Орта преподавал в Брюссельской Академии изящных искусств. art nouveau, букв. Объемный фасад прекрасно вписан в окружающие дома, но не теряется на их фоне. Несмотря на это, план здания, разработанный исходя из заранее заданных соотношений, был решен абсолютно оригинально.
Таким образом, гостиная расположена на пол этажа выше, чем холл, который ведет в нее. В том же году он построил в Брюсселе Народный дом. В1896 году кОрта обратились спросьбой построить вБрюсселе новый Народный дом. Этот дом идеально обеспечивает "среду обитания" тому человеку, для которого он построен.
С этого момента начинается зрелый период его творчества, связанный с ар нуво – франко-бельгийской версией стиля модерн, одним из основоположников которого стал Орта его творческое кредо сформировалось под влиянием символизма идей Э. Виолле-ле-Дюка, движения «Искусства и ремёсла» и других. В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривался непосредственно от входа. Преподавал в Свободном университете Брюсселя (1892-1911 годы профессор факультета прикладных наук), Королевской АХ в Брюсселе (с 1912 года в 1913-1916 годах директор с 1925 года директор секции изобразительных искусств), Высшем институте изобразительных искусств в Антверпене (при Королевской АХ с 1919 года). Позже перешёл к неоклассицизму (Центральный вокзал в Брюсселе, построен в 1953). Так, разрабатывая формы лестницы или дверных ручек, Орта учитывал анатомическую естественность движений, а объем помещений планировал исходя из того факта, что человек вдыхает примерно 10 тыс. Это был единый стальной скелет, заполненный большими стеклянными плоскостями.
Но это чудо зарождения, когда он высвобождается от тяжести предшествующих эпох, уже легко угадывается в волне плавных линий (даже не линий — изгибов. ) на фасаде Дома Сольве. Онпризывал прививать детям чувство прекрасного как можно раньше.
«Балат – классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века», – говорил Орта. Орта сохранил этот приём, но использовал его абсолютно иначе. Орта возвёл революционный в архит. Для его построек (главным образом особняки) характерны свобода планировки, уподобление конструкций природным формам, пластичность объёмно- пространственной композиции интерьеров и фасадов, широкое применение металла и стекла, выявление их декоративных возможностей и, главное, органичное стилистическое единство всех компонентов сооружения (особняки Тасселя, 1892-93 и Сольве, 1895-1900, Народный дом, 1896-99, – все в Брюсселе). Вот таким образом в творчестве Орты возникло сочетание эстетики символизма иррационалистического «органического» начала и рационалистических тенденций.
Находясь на вершине славы, Орта строит дом Отрик (en) в Схарбеке и вошедшие в список ЮНЕСКО брюссельские дома ван Этвельде, Сольвей и свой собственный (ныне Музей Орта). Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Да дело даже не в том, в Списке они или нет. Зодчий словно стремится к возрождению того, с чем прежде боролся, – к ретроспективности. Именно этот особняк считается первым в мире архитектурным воплощением стиля ар нуво. AnIllustrated Magazine ofFine and Applied Art».
Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Изгибающиеся линии проходят вдоль гладкой поверхности стен и свода. Вместо того, чтобы запираться вбашне изслоновой кости иублажать элиту.
В 1878 году Орта работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. Получается, что половина из них — образцы стиля арт-нуво. Виктор Орта показал себя также мастером интерьера. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее.
В1861 году Моррис основал вЛондоне фирму «Моррис иК», занимающуюся изготовлением ипродажей мебели идругих деталей интерьера, выполненных вновом художественном стиле. Что позднее стало называться дизайном. Жилые комнаты, столовая, кухня находятся в глубине здания. «Я спрашивал себя, — говорил мастер, — почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Металл для Орта — живой, органичный материал, способный превращаться то в травы и цветы, то в струи воды, то в клубы табачного дыма. Архитектор отказался от обычного проветривания. В качестве материалов использован камень разных видов, кованая сталь, стекло, дерево.
Орта считал такие ограничения нелогичными: «Я спрашивал себя, почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. " Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. Все эти извивы заканчиваются особым изгибом— «ударом бича».
Просто они мне очень нравятся. Здание полностью отвечало запросам владельца идаже превосходило их. В том же духе были возведены особняки Отрик, Фризон (оба –1893), Сольве (1895–1900), ван Этвельде (1897–1899), Обек (1900), Макс Алле (1903), собственный дом Орта (1898) и магазин «Инновасьон» (1901). Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом «новых», «современных».
Успех особняка Тасселя помог Орта получить еще два крупных заказа: дом для промышленного магната Армана Сольве иособняк Эдмонда ванн Этвельде. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
На вопрос, каким путем он пришел к строительству такого новаторского сооружения, как дом на улице де Турин, Орта летом 1938 года ответил, что в годы его молодости начинающий архитектор имел перед собой три пути: стать специалистом по «стилям» ренессанса, классики или готики. Пол украшает мозаика, выложенная в виде абстрактных узоров. Орта поместил лекционный зал, которым пользуются сравнительно редко, на верхнем этаже.
Но – и отметим это – в нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Учился в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, его профессором и наставником стал известный бельгийский архитектор Альфонс Балат (Alphonse Balat), архитектор короля Леопольда II, создавший впоследствии знаменитые Королевские оранжереи в Лакене (Laeken). Моррис стал основателем движения «Искусств иремесел». В интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столовой-ресторана.
Орта снабдил дом оригинальными системами отопления и вентиляции. moderne — современный) или ар-нуво (фр. В 1880 году, он поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А. Бала.
На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические прихотливо сплетающиеся ветки и листья. Впоследствии такой прием назовут свободным планом. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни. Один из создателей стиля модерн. Орта использовал обильный растительный орнамент, первым ввёл в стилистику модерна гибкую, упругую линию (линия Орта или удар бича).
Соединение этих противоположных течений можно наблюдать в решении главного фасада Народного дома, который имеет «органический» свободный план, а в вертикальной плоскости являет собой типичный пример рационализма конца XIX века. Вних ощущается жизненная сила растения, хотя илишенного цветов илистьев. Вот таким образом в творчестве Орты возникло сочетание эстетики символизма иррационалистического "органического" начала и рационалистических тенденций.
«новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Как всякий пик, ар нуво был и тупиком. Ряд построек Орта (отели Тассель, Сольвей, ван Этвелде и собственный дом-студия в Брюсселе) включены в список Всемирного наследия. Успех его книг для детей способствовал распространению движения «Искусств иремесел» повсей Европе.
Фасад особняка Отель-Тассель виртуозно вписан в окружающую застройку. Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Завершение его строительства в 1893 году ознаменовало возникновение в Европе новой эстетической традиции, связанной, в первую очередь, с архитектурой и дизайном интерьеражилища. отношении отель Тассель (1893-1894 годы), считающийся первой постройкой модерна в Европе: его свободный план из различных по форме и величине помещений организован вокруг металлической лестницы, а пластика внутреннего убранства основана на свободно изгибающихся линиях – стилизованных флоральных мотивах, причём в качестве декоративных элементов выступают детали конструкции. Английский художник Уильям Моррис (1834-1896) объявил настоящий крестовый поход против «тирании уродства». Поздние произведения Орта – преимущественно крупные общественные сооружения: универмаг «Grand Bazar Ansprach» во Франкфурте-на-Майне (1903, не сохранился), Дворец искусств (1922-1928 годы) и Центральный вокзал (в русле ар деко проект, 1910-1936 годы, строительство с 1937 году в 1946-1952 годах шло под руководством архитектора М. Брюнфо) в Брюсселе, Музей изящных искусств в Турне (1928) и другие.
Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада. Капитель колонны имела форму вазы, с отходящими от нее чугунными листьями. Онзаменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. «Балат – классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века», – говорил Орта. В 1890 году Орта открыл собственное бюро в Брюсселе. Именно отсюда арнуво стало распространяться повсей Европе. В этом Списке от Бельгии — десять объектов.
На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви и листья. В числе неосуществленных проектов – архитектурная часть обводнения пятидесяти тысяч десятин Голодной степи (1923), проект Мавзолея В. И. Его фасад имеет протяженность всего семь метров. Его фасад, внутреннее пространство интерьер очень отличаются от прежних работ Орты. «врастении мне больше всего нравится стебель», — говорил Орта.
Используя стальной каркас, Орта строит Народный дом (1897, снесён в 1950-х), постепенно отходя от модных, вычурных кривых раннего модерна к более рациональному, сдержанному стилю. В80-е годы прошлого столетия Брюссель был ведущим центром художественного авангарда. «Яспрашивал себя, —говорил мастер, —почему архитекторы немогут быть стольже независимыми, как художники. » Металл для Орта— живой испособный превращаться врастения, травы ицветы, вструи воды, вживую мелодию природы.
Вособняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, аеё изящество— образцом графического искусства истилизации вокнах ивитражах зданий стилямодерн. Его примеру последовали идругие английские художники, скульпторы иархитекторы, превратившиеся вдизайнеров. Теперь этот путь пройден до конца, шедевры созданы, стиль исчерпал себя. Ленина (1924), памятника 26 бакинским комиссарам, Днепрогэса (1925), крематория, Болшевского оптического завода и поселка при нем.
Первое же самостоятельное произведение Орта, отель (т. е. Дом очень прост и логичен. Используя стальной каркас, Орта строит Народный Дом (1897, снесён в 1950-е), постепенно отходя от модных, вычурных кривых раннего модернак более рациональному, сдержанному стилю. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств.
В Народном доме, задуманном как профсоюзный магазин вкупе с общественным центром (1896–1899 не сохранился), впервые в Бельгии был выстроен почти целиком стеклометаллический фасад здесь чугунный каркас стал одновременно и эффектным украшением интерьера. В массивный корпус дома были введены световые шахты, которые стали новыми необычными источниками освещения для столь узкого фасада. Фасад дома не менее оригинален, чем дизайн интерьера. Я уже немного рассказывала об этом стиле в — Париж в деталях и междометиях (любителям модерна)Париж в деталях и междометиях (любителям модерна).
Дом очень прост и логичен. Затем он начал изучать архитектуру в Гентской академии художеств. Настраницах журнала, пропагандировавшего новое искусство, девизом которого были «польза икрасота», публиковались интервью схудожниками, обзоры выставок, устраивались иконкурсы.
Линии несущих конструкций переходят вузор гнутых металлических полос. ч. 2Альфонс Муха – ПарижуПрага в стиле модерн. Нужно разрушить преграду, отделяющую художника отремесленника, отказаться оттрадиционного деления искусств на«высокие» (живопись, скульптура, архитектура) и«низкие» (создание мебели, керамики, вышивка иткачество). Архитектура иоформление составляют единое целое. Онотличался новизной— вего внешнем виде отсутствовали черты прежних исторических стилей.
Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием. Верным принципу «декоративной откровенности», Моррис отказался штукатурить построенный для него вКенте «Красный дом», чтобы сохранить естественную красоту кирпичной кладки. (Мемуары, с. 8) 1880 13 июня: смерть отца Орты. Своей формой, она напоминала как простые растения, так и своеобразные абстрактные рисунки. Но – и отметим это – в нем ни малейшего подражания какому либо историческому стилю. особняк) Тассель (1892–1893) в Брюсселе, явилось шедевром «ар нуво» или модерна из живописного сплава неоготики и неорококо здесь народилась новаторская структура, с эффектно акцентированными металлическими деталями и конструкциями, образующими растительные узоры и динамичные гнутые линии, получившие авторское название «удар бича».
Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома вродном городе Гента. Исходя из тогдашних представлений о физиологии, архитектор мечтал добиться того, чтобы цвета и линии воздействовали на биологические ритмы человека, повышая его «энергетическую производительность». Идеи Морриса развил Уолтер Крейн (1845-1915) — «философ детской», как его вшутку называли. Этот дом идеально обеспечивает «среду обитания» тому человеку, для которого он построен.
Архитектура фасада дома на улице де Турин так же оригинальна, как и дизайн интерьера. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее.
Таким приемом архитектор придал гибкость планировке первого этажа особняка. Орта избежал подобного приема, расположив этаж в различных уровнях. Молодой Орта возвращается в Бельгию. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Первое впечатление о дизайнеинтерьерапосетитель получал глядя на чугунную колонну, как бы растущую из приподнятой лестничной площадки первого этажа. Председатель международные жюри конкурса (1925-1927 годы) на проект здания штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве.
Журнал был украшен иллюстрациями, главным образом фотографиями. Кекушева. Шехтель принял революцию и был в числе тех, кто сразу же начал сотрудничать с новой властью. Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии ихудожественного вкуса его создателя. Отцом-основателем модерна в архитектуре считается бельгийский архитектор Виктор Орта.