Только большая, накопленная веками культура восточных славян делает понятным блестящее развитие древнерусской каменной архитектуры X—XI вв.
Примером такого строительства является возведение Свияжских укреплений. – мощная арка, над которой находится церковь Преображения (с 136 уч. ). Как он выглядел.
Покрытие было, вероятно, односкатным. Он окружен четырьмя более низкими и массивными башнями с мощными главами. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. Основной конструктивной формой в русском деревянном зодчестве был прямоугольный сруб (четверик). Вот таким образом исследователи предположили, что изображение это писано западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около этого года). От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт.
– вершина южнорусского зодчества XI века -пятинефный храм. Фиораванти научил москвичей закладывать в стены железные связи взамен быстро гниющих дубовых, сводить крестовые своды, делать красивые двойные арки с «вислым каменьем».
Эти храмы, даже построенные из бревен имели вокруг себя галереи (например, в Арконе) и переднюю. Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия. Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах.
Внутри храма нет хор. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной.
Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован.
Впрочем, славянские мастера видели такие образцы на своей земле до IX века, так как еще в VII веке византийские строители построили в южной Венгрии дворец для аварского хакана. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными.
Энергичное строительство крепостей в районе Киева (главным образом к югу от него) проводили князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый в конце 10- первой половине 11в. Пятиступенчатая пирамида, замыкающая двор с севера, была возведена из камня и земли и облицована резными плитами, оштукатуренными и ярко расписанными. Нижний край каждой крыши был декорирован: храм Тлалока расцвечен синими и белыми полосами, а храм Уицилопочтли украшен белыми каменными черепами, ярко выделявшимися на красном фоне. Деревянные избы украшались резным коньком на крыше, наличниками, рублеными крылечками.
Из него без всякой обработки клали стены. Софию Новгородскую строили семь лет и освящение ее состоялось в 1052 году. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды. До к. 10 в. в курганах господствовала кремация, в 11-12 вв.
Как отмечено выше, ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Это тема национального единства. Центром всего храма являлось освещенное подкупольное пространство. К XIV веку древнерусское зодчество уже имеет свои характерные черты. Крыша высокая, четырехскатная, обычно соломенная или камышовая (рис. Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Часто сруб ставился на валуны.
Брат Андрея — Всеволод III продолжал эту строительную деятельность. Все в крестьянском доме было продумано и функционально. 2).
Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. (ИРА, с. 214). Упругие побеги и раковины (рокайли) почти не оставляют свободных полей стен. Здание первоначально имело два цвета – кирпича и белого камня Творение Бармы и постника Яковлева (существует версия, что это одно и то же лицо – архитектор Иван Яковлевич Барма) неповторимо и многолико. Пазы при рубке жилых зданий прокладывались мхом («мшились») и после конопатились.
И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. К концу XII века в древнерусской архитектуре появляются храмы башнеобразной формы – Спасо-Евросиниев монастырь в Полоцке – 1159г., Собор Михаила Архангела в Смоленске – 1194г., церковь Параскевы Пятницы в Чернигове – конец XII в. В широком смысле древнерусское искусство – средневековое русское искусство, развивавшееся в пределах древнерусского (русского, великорусского) государства с IX по XVII в. В стилистическом отношении далеко не однородное явление. Ha севере строились рубленые избы, основой которых был сруб или «клеть» из бревен.
«Чудна вельми и превысока зело. » – говорили они о новом соборе. Вход в обе постройки располагался под этим навесом.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках невелика по размерам и имеет шатровые завершения. Южный и северный фасады его расчленены на 5 прясел по вертикали, что соответствует внутренней структуре и на два этажа по горизонтали. В помещении живописью обычно покрывали печь, так как в древности на очаге изображали священные символы бога огня (он же бог солнца, бог-громовержец, верховный бог у восточных славян языческой эпохи). Также щетинские дворцы с большими пиршественными и парадными комнатами, называемыми в источниках«stupa, pirale», являлись, вероятно, сложнейшими архитектурными творениями и еще в большей степени таковыми были полабские и поморские храмы, в которых мы встречаем в XI и XII веках ряд художественных элементов.
Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Б. А. Рыбаков датирует этот рельеф I—III вв. В жилье вела наружная лестница с крыльцом (рис. Стены из плетня, обмазанного глиной, белили и зачастую раскрашивали. Вслед за ним построены Софийский соборы в Новгороде, Полоцке.
Покровский собор нередко сравнивали с индийскими храмами. Автора привлекает отражение характера человека. Во второй половине XV века ведущую роль играло «рублевское» направление в живописи, представителем которой был Дионисий (30/40-е гг. XV века – 1508). Через четыре года художник возвращается из Флоренции зрелым мастером. Но при всей пышности украшений декорации Василия Блаженного решительно отличаются от декора мусульманского Востока.
Но не только этим обстоятельством было вызвано строительство церквей высотной формы. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Далем, А. М. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра.
Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. Размеры проемов — дверей, окон — были кратны целому числу венцов.
Церковь Николы Чудотворца – четырехъярусная: на четвериковом основании поставлены три уменьшающихся к верху восьмерика. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством и высока была рука его на недругов. А потом случилось неслыханное дело – затряслась земля. Сохранившееся его творение – цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г. ).
Рядом с жилым срубом ставили второй имевший хозяйственное назначение. Его работы: «Портрет Петра I» 1721 г., «Портрет канцлера Г. Головина» 1716 г., «Портрет напольного гетмана» 1720-е гг. Для него характерны небольшие размеры сооружений, поскольку они рассчитаны на семью князя и его челядь. В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни. В кургане похоронен обычно 1 человек, реже – 2-3. Саксон Грамматик называет украшения арконского храма «Opus elegantissimum».
залы для пиров и совещаний дружины. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни.
Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. Обычай хоронить в небольших курганах сохранялся в русской деревне до XIV в., а в Новгороде даже до XVI в. Особенно известен курган Черная могила в Чернигове (рис. 5), погребение неизвестного князя X в. Объем кургана превышал 6 000 м земли, высота достигала 11 м. Такого рода мемориальные курганы представляют собой крупнейшие сооружения своего времени и древнейшие произведения славянской монументальной архитектуры. Во второй половине XII в. здесь появляются храмы из белого известняка.
Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Государственная власть сосредоточивалась в руках князей и их дружин, которые собирали дань («полюдье») с подвластных им жителей.
Рядом с ними найден нож для заклания жертв. Развитие деревянной архитектуры привело к перенесению формы 8-гранного шатра в каменную архитектуру. В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. Иногда к задней стенке пристраивалось еще помещение, носящее название «боковуша». Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В то же время увеличивается объем строительства.
Новгородский камень «серый плитняк» — природный грубый валун. Вводились и новые мотивы. Городище близ села Боршева на среднем Дону, около Воронежа, было укреплено в VIII—X вв. Стены были столбовой, срубной, реже – плетёной конструкции. На берегу Ангары, а точнее Иркутского водохранилища, так как река здесь подтоплена сооруженной ГЭС, расположился музей-заповедник.
Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море.
Для искусства этого времени характерно следование постепенно сложившемуся канону и имперсональность (в отличие от западного искусства сведения об авторах произведений вплоть до XV века единичны). Но в этом, конечно, был и символический смысл. На кремлевском холме возрастало здание строгой и торжественной архитектуры. Значение собора подчеркивалось и его богатым убранством.
Сложена в народе легенда о строителе этой церкви: "Закончив свой труд, он бросил топор в Онежское озеро со словами: "Церковь эту построил мастер Нестер. Характерна тонкость изящество, нарядность и декоративность обработки. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую».
На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. Это то, что сегодня называется срубом. Строили мастера из Византии. 190).
189). Да и сам Аристотель не возражал против поездки. Сусловым, так и его коллегами Л. В. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. В этих образных эпитетах чувствуется особая любовь русского человека к лесу.
На разноцветных майоликовых плитках пола дрожали блики лампад. «Ах вы плотницы суще, а приставим вы хоромы рубити», — отмечает Ипатьевская летопись под 1016 годом. С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. (66) Опять чудеса в решете С одной стороны происходит бурный рост городов (демографический взрыв прямо. ), а с другой оставляются приличные города Кстати историки связывают оставление южнорусских городов набегами половцев. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами.
Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке. Эта резьба носит во многом светский характер. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. XX столетия. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками.
Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость благочестивых царей.
Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. В зоне лесостепи строили землянки (жилища, заглубленные в землю и перекрытые двускатной крышей), а также дома со стенами из плетня, обмазанного глиной. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Благовещенская гораоколо древнего г. Вщижа (совр. Фресковая живопись в XVII веке переживала последний взлет. В окнах применяется стекло, что усиливает освещенность.
Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. Колокольня Ивана Великого. В эпоху палеолита появились два основных типа жилища — углубленное в землю и наземное. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Есть сведения о грандиозных деревянных дворцах и храмах, строившихся в X-XII вв.
Однако начинать стройку архитектор не торопился. Композиция дополнялась наружными лестницами, крыльцами. Загадочная, никому не известная страна неудержимо влекла его к себе. Раскопками вскрыты фундаменты еще одной башни- в Чарторыйске.
Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров.
Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. С тех пор и укоренилось употреблявшееся в просторечии название храма. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии.
Нарастание ярусов происходит мягко. Здесь не очень много камня, но много древесины. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница. Весь комплекс был огорожен бревенчатой стеной, а у ворот, ведших в поселок, находился общий для всего поселка загон для скота.
Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. В 1505-1508 годах вырос столп храма-колокольни, созданной Боном Фрязином (колокольня Ивана Великого была надстроена вверх в 1600 году). С востока примыкали граненые или полукруглые помещения -- апсиды. В углу помещалась глинобитная печь с верхним отверстием, топившаяся «по-черному», с предпечной ямой. А. В.
Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Боковые столпы тяжелее, массивнее его, зато в них не так выражено стремительное движение вверх. Земцов). В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Основной элемент любой деревянной конструкции – бревно – определял и пределы и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание ни строил – простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей и шатровых церквей.
Охватывает искусство Киевской Руси (IX-XIII вв. ), период феодальной раздробленности (по отдельным школам) (XII—XIII вв. ), период татаро-монгольского ига (XIV-XVвв. ) и становления русского централизованного государства (кон. Самые. В 1344 году расписали Успенский собор.
Почитание природных явлений их очеловечивание также способствовали органичному включению построек в естественную среду. Особенно известны были Новгород, Смоленск, Киев, Переяславль. В Шочикалько расположено одно из наиболее ранних подобных сооружений долины Мехико.
Еще одним из поселений «классического периода», обладающих замечательной архитектурой, является Шочикалько — время расцвета которого (VIII—IX вв. ) совпадает с угасанием Теотихуакана. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной2. И впервые на Руси все делали по циркулю и по линейке. – трупоположение.
В углах срубов бревна соединялись с помощью врубок. У подножия пирамиды располагалась галерея, состоящая из трех рядов квадратных столбов.
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Он получил широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня. Такое жилище получило широкое распространение у русских, белорусов и украинцев.
Встречаются и курганы без захоронения – кенотафы. Вокруг курганов часто находится кольцо от огня (или угольная подсыпка под захоронением), а также кольцевой ровик вокруг насыпи из которого брали землю для кургана. Однако крупнейшим памятником этого периода стал Киевский Софийский собор (1037 -- кон. Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича.
Здесь во второй половине 13в. XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. — времени расцвета Киевской Руси.
Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари. Суслова. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен.
Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. Они имеют замкнутый характер (глухие стены прорезаны редкими, небольшими проемами), бойницы, башни иногда окружены крепостной стеной. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений -жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. 2), находившееся в устье р. Сонохты, около г. Щербакова (б. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля.
В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Два района Руси смогли сравнительно быстро оправиться от такого удара захватчиков – Юго-Западная (Галицко-Волынская земля) и Северная (Владимиро-Суздальская и Новгородская) Русь. Для себя, конечно же.
Так возник придворно-княжеский стиль. Святой Георгий почитался как покровитель воинов. Единый массив колокольни расчленен на ярусы – этажи. Жизнь Андрея Рублева заполнена интенсивным творческим трудом.
Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Просторна и светла Соборная площадь Кремля. В соборе Смольного монастыря Растрелли использовал принцип «золотого сечения».
Сами столбы соединялись арками, которые поддерживали барабан купола. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России.
Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Внутри городищ и на селищах располагались деревянные жилища, обычно рядами.
Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники X-XVII вв. Отличительным признаком их являются рвы и земляные валы, на которые ставили деревянный забор (тын).
Вслед за ним построены Софийский соборы в Новгороде, Полоцке. Затем следует ярус звона с колоколами. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Жили в Киеве и христиане. В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни».
Важно также приобщение Руси к культуре Болгарского царства. Прошло два года и храм был уже выведен до самых сводов.
В. В. Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 гг. X – нач. Облик храма менялся.
Среди его произведений «Венера и Амур» и «Аллегория живописи» свидетельствовали о трудном освоении мифологического сюжета. Збручское святилище (Рис. 8)- городище Богит, в Зап. С интересом рассматривал итальянский мастер непривычную для себя архитектуру. Возведение храмов в честь св.
Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Из ели изготавливались главным образом элементы кровли (стропила). Богатые дома и дворцы на Руси строили вплоть до XVII в. из дерева. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром.
Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ). Самый "византийский" – Спасо-Преображенский собор в Чернигове – 1036. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.
На такие срубы насыпались земляные валы. Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер.
Громадные лесные пространства, в окружении которых жил русский человек (в особенности на севере) и постоянное соприкосновение с лесом как строительным материалом, отличающимся высокими качествами, способствовали развитию деревянного зодчества. Особенностью древнерусского зодчества стало пристрастие к белокаменному строительству с украшением фасадов белокаменной резьбой, аркатурными поясками, пилястрами, перспективными порталами и т. п. Большой самобытностью отличалось декоративно-прикладное искусство Древней Руси, в значительной мере имевшее народные, в т. ч. языческие, корни. Это повлияло на выделение и складывание новой системы постройки храмов. С конца X века начинает распространяться каменное строительство. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга. Основными стали вертикальные членения, украшенные горельефной резьбой. Больше всего его привлекала деревянная резьба наличников окон, крылец и ворот.
Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. 184). От подземных срубов зачастую сквозь валы выходили заостренные бревна и колья, а у подножия валов вырывались рвы, с устройством ловушек из кольев.
Вот таким образом в течение 58 лет собор оставался не расписанным. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Крестово-купольная система включает: – прямоугольный объем, образованный стенами – в этом объеме – отдельно стоящие столбы или колонны (минимум 4), делящие внутреннее пространство на ячейки (минимум 9) – над центральной ячейкой –купол на барабане, опирающемся на подпружные арки, покоящиеся на столбах, пространство между арками заполняют сферические поверхности – паруса – в западно-восточном и северно-южном направлении ячейки перекрыты цилиндрическими сводами, образующими пространственный крест и погашающими распор центрального купола – угловые ячейки могут быть перекрыты сводами разных видов, в том числе куполами, погашающими распор подпружных арок и цилиндрических сводов. Каждый из этих срубов-теремов имел два, три, четыре этажа. Слово «строить» распространилось в петровское время, а прежде говорили «рубить», так как строили из дерева, орудуя одним только инструментом – топором.
Талантливый итальянский архитектор сумел соединить достижения мастеров своей родины с наследием древних строителей гостеприимно принявшей его страны. После смерти Петра I находится в оппозиции к власти. В начале железного века возникают укрепленные поселки, называемые городищами.
О древней славянский архитектуре нам известно очень мало. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Этот демократичный вариант «русского» стиля был широко распространен в Екатеринбурге.
Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Принципы регулярной композиции (Летний сад) получили дальнейшее развитие при создании пригородных резиденций – Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны. «Троица» была написана, вероятно, в самом начале 10-х годов XV века. Кирпичные или каменные стены в 11-12вв.
В 1505-1508 годы, другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел на месте старой постройки церковь под колоколы Иоанна Лествичника. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Иногда храмы строили удлиненными и тогда они становились шестистолпными. н. э., хотя большинство исследователей относят его к более позднему времени (VI—VIII вв. ). В старославянском языке слово «терем» означало помещение третьего яруса. Собственно святыня внутри дома, который был, по-видимому, простой конструкции, находилась на столбах с подвешенными портьерами (Аркона, Кореница), а все большие поверхности – как снаружи, так и внутри – были покрыты, насколько хватало места, пестрыми рисунками и резьбой, в некоторых местах более грубой работы, в других же – более тонкой.
Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. А был ли он. Все это поражает человеческое воображение, как диковинная сказка.
Помещение называлось «клеть» (слово «комната» – греческого происхождения и распространилось оно в XVII в. через посредство украинского языка). – вершина южнорусского зодчества XI века -пятинефный храм. Провожая их, также по обычаю, выпили из священных сосудов – турьих рогов. К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино. Перекрытие производилось обычно на два ската. в южных районах и для наиболее ответственных сооружений на севере применялся прямослойный дуб (Софийский собор в Новгороде – 989 г., Успенский собор в Ростове – 992., стены Московского кремля – 1339 г. и др. ). Русская изба делалась срубной из бревен.
Летопись сообщает, что для строительства Успенского собора «Бог привел мастеров со всех земель». Архивные материалы, записки путешественников XVIII-XX вв., замечательная книга Максимова «Один год» пригодились для правильного расположения объектов. Археологам удалось восстановить назначение и характер бывших там сооружений. Храм мог быть расширен и за счет дополнения по сторонам боковых нефов (неф -- пространство между рядами столбов). За рвом находился прорезанный входом высокий подковообразный вал, к которому примыкало длинное изогнутое по форме вала сооружение шириной до 6 м, длинной до 60 м. На расстоянии 5-6 м от этого здания, полукругом в землю были врыты на глубину более 1 м 10-12 вертикальных столбов – идолы, (фибула на женских идолах) В противоположной от входа восточном конце площадки находилось некое деревянное сооружение – жертвенник, от которого сохранились угли и прокаленная земля. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре.
Мерой была красота и сам человек, его пропорции. Она – воплощение башеннообразной, слитой с колокольней церкви. Именно он натравил татарского хана на турок – исконных врагов Венеции. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. Принятие христианства сопровождалось большим культовым строительством, о чем свидетельствует летопись, в которой говорится, что, крестившись, Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».
XX столетия. Здание Двенадцати коллегий спроектировано Трезини совместно с Земцовым.
Москвичи пришли в восторг. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Летопись гласит: «.
Но после заката ушли и они. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню. Каменные церкви вырастают в Москве, Коломне, Звенигороде, Дмитрове, Можайске и относятся в основном к одному типу: одноглавого четырехстолпного храма башенной конструкции, поднятого на высоком цоколе, системой лестниц, ведущих к перспективным порталам, сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар и вознесенном на высоком постаменте куполом (Спаский собор Андронникова монастыря, нач. XVвека Троицкий собор Троице-Сергиевской лавры, 14222-1423, с. 96-97 Ис. Р. Арх. ). Это "требище", хоромы, которые могли вместить до 500-600 чел.
К 8-9 вв. «Звали его Андреем Рублевым», – с гордостью ответил толмач. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Живопись богата мягкими колористическими переходами. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре.
Находилось на вершине горы, укреплённой валами. Широкие, как бы небрежные мазки делали людские тела и лица живыми, почти осязаемыми. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 год) предрешило в глазах современников его победоносный исход. Так, кирпичными были стены метрополичьей усадьбы вокруг Софийского собора в Киеве и стены Киево-Печерского монастыря, кирпичными же были стены митрополичьего «города» в Переяславле. (московские ц. Рождества Богородицы в Путинках, 1649-52 гг., (ИРА, с. 222) и ц. Троицы в Никитках, 1628-53 гг.
В силу этих обстоятельств традиционная народная культура, создававшаяся крестьянством, была здесь более стойкой, чем в остальной России. Кроме того, во дворце была домовая церковь и много подсобных помещений. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Необычными же были техника исполнения и стилистические особенности изображения.
Славяне создавали жилища, храмы, крепости и погребальные сооружения. Несмотря на утомительное путешествие итальянец отказался отдыхать и в тот же день поехал на стройку. Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Из осины, благодаря ее податливости при обработке изготавливали кровельный лемех.
Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. 183). Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Дворец был нарядно раскрашен в разные цвета с позолотой. Второй тип врубки – «в лапу» – сложнее первого, но прочнее конструктивно. В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь.
Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. Основателем новой русской живописи считают Ивана Никитина (1680-1742). Средний шатер поднимается над боковыми, но не господствует над ними, не давит на них. закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей.
Бревна сопрягали между собой весьма плотно, «сплачивая» их (отсюда слово «плотник»). В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля. Стену и кровлю засыпали для утепления снаружи землей. Сын священника, он был певчим в патриаршем хоре, потом учителем рисования и «цифири» (арифметики) в артиллерийской школе. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Храм – трехнефная базилика.
В 1876 г. церковь была обшита тесом с фасадов, а внутри оштукатурена, устроен новый иконостас. Кроме бревен употреблялись брусья, пластины, доски (тес). Святилище диаметром ок. В конце XVI века появились очень нарядные маковицы глав. Живопись внутри храма была исполнена вскоре после его освящения.
«. Гридница предназначалась для пиров и для приема пищи в торжественных случаях. За ней наполовину разрушились западная и устроенные при ней хоры. Но под половцами исходя из русских летописей можно понимать и поляков и казаков и хазар (кавказцев). Дтя экономии бревен в неотапливаемых частях построек (шатры храмов, основания мельниц) делалась врубка с просветом в четверть дерева («в реж»). Среди сооружений «нарышкинского стиля» к лучшим относятся ц. Спаса в Уборах (1694-1697), сооруженная Яковом Бухвостовым и особенно усадебный храм Л. К.
Вплоть до к. 19 в. на Бл. В эпоху сложения феодализма появилось «дружинное язычество», причем главным божеством русских князей и дружинников стал бог войны, грома и молнии Перун. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти. В Новгороде с сер.
Поверх валов (на срубы) ставились городские стены, зачастую такие же срубы с бойницами и внутренними ходами, поверх которых сооружались крыши, для защиты от осадков. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. укрепленных поселений оказались довольно значительные города, такие как городища Листвин на Волыни, Ступница в Галицкой земле и др.
Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. В средней части городища располагался общий загон для скота. Северяне в VII—VIII вв. Полностью самостоятельным было гражданское зодчество (терема). Это приводило к возникновению своеобразных форм деревянных культовых построек. В Покровском храме нет полной симметрии (как, например, в готическом соборе с его двумя одинаковыми башнями, окаймляющими фасад), но здесь найдено единственно живое равновесие частей.
становиться преобладающим однокамерный срубной тип жилищ. Дома горожан и селян, дворянские и боярские и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. Ермолиным создана трапезная палата Троице-Сергиевского монастыря). Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей. Другой вариант жилища восточных славян формировался следующим образом.
Сперва упала северная стена. на смену базиликальной композиции храма приходит центрическая. Светское каменное зодчество влияло и на каменную архитектуру. Самый "византийский" – Спасо-Преображенский собор в Чернигове – 1036г. Около землянок были расположены продуктовые ямы, кладовые, навесы для скота.
горе находилась деревянная Благовещенская церковь. Свет проникал сверху, через окна, размещенные в барабане. В западной группе построек находилось очень интересное сооружение — стадион для игры в мяч (VIII—IX вв. ). Основу его составляли семь больших и высоких срубов-хором.
От X—XI вв. Строгость и четкость здесь выдержана во всем. Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу».
2). Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. Верхний ярус украшен резьбой. В 1472 году мастера приступили к строительству, которому не суждено было завершиться.
Помимо каменных церквей были широко распространены и деревянные. Таков, например, план г. Олонец в Карелии. Своды, столбы и стены храма были покрыты громадной фреской изображавшей Конец света. А. Матвеев (1701/02 – 1739), посланный учиться в Голландию, вернулся на родину уже после смерти Петра I в 1727 г. Загруженный заказами на батальные сцены, плафоны и декоративные панно для дворцов, художник, возможно, не полностью проявил свое дарование. Речка Нерль чистая да быстрая.
В 1505-1508 годы, другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел на месте старой постройки церковь «под колоколы» Иоанна Лествичника. В конце XIV- начале XVвека каменное строительство приобретает еще больший размах. 1036). Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм. Его территорию (до 100 гектаров), в свою очередь, окружали деревоземляные укрепления. Так, например, храм в Ретре был украшен внутри рядом статуй, как и храм Триглава в Щетине.
Работа по изготовлению теса была очень трудоемка. Несмотря на свои 60 лет, он был любознателен, как юноша. Однако на другое утро рука оказалась сжатой. Эти небольшие крепости защищали имущество рода от нападения врагов.
Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника». Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. Дерево, земля и глина были почти единственными строительными материалами. Фрески необычайно декоративны, часто применяется орнамент.
Украине. Уж не были ли западные части Руси завоеваны крестоносцами, шедшими с запада. Жилые постройки, найденные во время археологических раскопок, представляют собой однокамерные наземные или полуземляночные дома, площадью 15-25 м2, формой близкие к четырёхугольнику.
В старину пиленых досок не было и для получения теса бревно раскалывали топором при помощи клиньев на несколько частей, которые затем обтесывали топором, теслом, откуда и возникло название «тес». Все эти «городские» стены по существу представляют собой памятники скорее культового, чем военного зодчества.
Еще в IV в. до н. э. существовали капища, остатки которых были найдены в нескольких местах. Жилища внутри городища (рис. 2) представляли собой полуземлянки, неглубоко врытые в землю, прямоугольные в плане, размером приблизительно 5Х6 м. Наземная часть полуземлянок была сделана из обмазанных глиной прутьев на каркасе из кольев.
Какие бы темные черты характера, а подчас и нравственной распущенности ни гнездились в людях допетровской Руси, в какие бы уклонения от догматов главенствующей церкви они ни впадали им не было знакомо отрицание религии и, как прямое следствие их глубокой веры — непрестанное желание видеть храмы своих сел и городов «преудивленными» и «преукрашенными». В результате военных походов X века Русь укрепляет свое политическое положение и становится крупной торговой державой («путь из варяг в греки»). Со временем это пространство стали ограждать стенами и оно превратилось в прихожую, которую называли «сени». На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения. Основная тенденция -- строительство менее крупных, простых сооружений.
Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения. Это прослеживалось в ярком колорите росписей и особенно икон. Строения уцелели вплоть до XIX века.
Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире.
Стенописные работы в это время осуществлялись большими артелями (в Успенском соборе трудились в это время в общей сложности более 100 человек), члены которой имеют узкую специализацию (знаменщики, личники, доличники, златописцы, травщики, терщики красок и т. д. ). Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. При сооружении храма или княжеского дворца в Щетине, Киеве, Ретре или Арконе проявились, несомненно, специальные навыки и выучка плотников и каменщиков, а также художников и резчиков по дереву, проявились там, несомненно и более высокие познания в области архитектоники, например в сооружении многоэтажной башни (терема) киевского дворца X века, нижняя часть которой была каменной, а верхние этажи – из дерева и кирпича или в сооружении огромных центральных дворцовых сеней, называемыхгридница, где князь пировал со своей дружиною и которые были красиво отделаны, с потолками на столбах или в сооружении всевозможных переходов и галерей, которыми, по всей видимости, уже тогда были соединены отдельные части княжеского двора. Летом 1479 года, когда сняли строительные леса, взору москвичей предстал новый храм, построенный «по всей хитрости». К 14 в. курганные захоронения заменяются грунтовыми могилами.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. Кирпич обжигали в специальной, совсем по-новому устроенной печи. Так, в договоре князя Игоря с Византией (945 г. ) упоминается церковь Ильи в Киеве.
При сооружении храма или княжеского дворца в Щетине, Киеве, Ретре или Арконе проявились, несомненно, специальные навыки и выучка плотников и каменщиков, а также художников и резчиков по дереву, проявились там, несомненно и более высокие познания в области архитектоники, например в сооружении многоэтажной башни (терема) киевского дворца X века, нижняя часть которой была каменной, а верхние этажи — из дерева и кирпича или в сооружении огромных центральных дворцовых сеней, называемых гридьница, где князь пировал со своей дружиною и которые были красиво отделаны, с потолками на столбах или в сооружении всевозможных переходов и галерей, которыми, по всей видимости, уже тогда были соединены отдельные части княжеского двора. В 1505-1509 году Алевиз Новый перестроил Архангельский собор и декорировал его использовав мотивы раннеренессанской ордерной архитектуры (раковины в закомарах). На иконе он изображен юношей в доспехах на золотом фоне. Отдельные хоромы предназначены были для царя, царицы и четырех царевен. Разрушена монголо-татарами. Ее усложняли, надстраивая над квадратным основанием восьмигранный верх (рис. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик).
Пирамида основанием 90 на 70 метров (не считая окружающей ее платформы) возвышалась четырьмя или пятью ярусами на высоту около 30 метров. Новгородский собор св. Рядом с землянками располагались хозяйственные ямы различного назначения. Примером могут служить деревянные церкви в селе Турчасове на реке Онеге.
Павлиновым и другими их собратьями по профессии и учениками. Они чтили богов и строили для того, что бы угодить им. Грановитая палата (получила свое название от облицовки главного фасада граненым камнем) сооружена в 1487-1491 году Марко Фрязином и Пьеро Антонио Солари.
Венцы накладываются один на другой и в результате образуется сруб. Основной модуль -- бревно или брус нормальной длины. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой.
В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. подклети делали каменными, но жилая часть обычно была деревянной. Белокаменные стены оживлялись пилястрами, поясом арочек и узкими щелевидными окнами. Архитектор придает пятиглавию этого собора небывалую компактность. Окольный город был средоточием торгово-ремесленного населения.
Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. Также на священном дворе находился круглый храм Кецалькоатля и стадион. Софии объяснялось тем, что Софийский собор был главной церковью Константинополя.
В 1899 и 1904 гг. Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры (в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы камней). Площадка делиться валами на 3 части. На Руси впервые появляются большие строения и храмы в Х веке.
Но в этом, конечно, был и символический смысл. В них были опубликованы материалы, собранные как самим В. В. Заметив склонность юноши к искусству, Петр 1 определил его сначала в ученики к иностранному художнику (вероятно к Таннауеру), а в 1716 году послал вместе с его братом Романом, тоже художником, в Италию. Площадь боршевских полуземлянок составляет 12— 18 м2, они были врыты в грунт на 0, 75—1 м. На квадратную яму ставили сруб из нетолстых дубовых бревен, рубленных «в обло».
2 часть – окружённая валами обширная площадка со следами крупных деревянных построек. К этим плоскостным украшениям присоединялись местами и скульптурные, на что, несомненно, рассчитывал строитель при отделке храма снаружи и внутри. Они делили внутреннее пространство храма на девять частей. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Его основой служило прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине.
Софийский Собор в Киеве – 1054. Однако принятие христианства имело также положительные стороны. Богоматерь называли «Давидовым проречением». О распространенности этой конструкции свидетельствует то, что от слова «зьдъ» (глина, глиняная обмазка) произошло слово «зодчий» (строитель). О, писари.
Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собственно святыня внутри дома, который был, по-видимому, простой конструкции, находилась на столбах с подвешенными портьерами (Аркона, Кореница), а все большие поверхности — как снаружи, так и внутри — были покрыты, насколько хватало места, пестрыми рисунками и резьбой, в некоторых местах более грубой работы, в других же — более тонкой. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. «.
С ХII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. «С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Впоследствии место алтарной преграды занял высокий иконостас с пятью-семью рядами икон.
Каменной стеной был окружен детинец, вернее, княжеско-епископский центр во Владимире. – одноглавый, трехнефный, четырехстолпный храм. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Административным и идеологическим центром города был «детинец» («вышгород»), обычно включавший древнее, первоначальное поселение.
А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение. В русском фольклоре все породы деревьев имеют свои поэтические названия. Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Здесь на Волге любили растительные орнаменты. Второй этаж – жилой.
В фресковой живописи этого времени почти отсутствует тектоника, соотнесение живописных поверхностей с архитектурными (например, сложные композиции часто пишутся на столбах). Ныне существующие соборы стоят на месте более древних.
Фиораванти внес такие новые элементы, как геометрическое членение объемов и фасадов собора, равные размеры закомар, пять (вместо трех) алтарных апсид, лишь незначительно выступающих на глади стены. Церковь Троицы в Никитках представляет собой комплекс разномасштабных, соподчиненных объемов, объединенных пышным декоративным нарядом, в котором белокаменная резьба, расписанные красками и золотом архитектурные детали, зелень черепичных главок и белизна «немецкого железа» крыш, полированные изразцы «наложены» на ярко окрашенные кирпичные поверхности. Реконструкции и ремонты все больше изменяли первоначальный облик храма.
Близ г. Ромен, среди непроходимых болот, находится городище Монастырище. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево.
Внутри храма нет хор. А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова: Три терема златоверхие, Да трои сени косящаты, Да трои сени решетчаты, Хорошо н теремах изукрашено, На небе солнце, в терему солнце, На небе месяц, в терему месяц, На небе звёзды, я терему звёзды, На небе заря, в терему заря – И вся красота поднебесная. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви и вы поймете, о чем идет речь.
Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров. Софийский Собор в Киеве – 1054г. Самая старая из сохранившихся построек этого рода, церковь в селе Пияла Архангельской области, датируется 1651 г. (по своей композиции она напоминает каменную церковь в селе Коломенском под Москвой).
системой кольцевых валов. От верных людей узнали, что служит у венецианского дожа хороший зодчий из Болоньи – Аристотель Фиораванти. Полный новых мыслей, он вернулся в Москву. Городище Березняки (стр. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя.
Она построена по типу трапезных монастырских палат (в 1469 году В. Д. Нарышнина – ц. Покрова в Филях (1690-1695 ИРА, с. 230). Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений.
Внутри капища находилась вымощенная камнем 8-лепестковая площадка, диаметром около 15 м. Внутри круга, образованного этими углублениями-лепестками, находилась квадратная в плане яма от каменного идола – т. н. "ЗбручскогоСветовида" (обнаруженного в соседнем ручье в 1848 г., ныне находящийся в музее в Кракове). Большое внимание уделялось защите промежутка между рекой и притоком иногда их соединяли рвом, наполненным водой, благодаря чему городище превращалось в остров. Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии. 185), который состоял из семи хором (групп по нескольку срубов), соединенных между собой крытыми переходами.
Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Тема заступничества находит здесь яркое выражение. Там находилась знаменитая икона «Владимирская богоматерь». Развитие троичного культа на Руси было граничит с деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троице-Сергиевский монастырь «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Система рубленых построек составляла основу многих деревянных одноярусных храмов, так называемых клетских.
Судя по стилю и материалу башен это вполне возможно, особенно учитывая то, что построить их в поверженных землях могли лишь победители. В нижней части избы, носящей название «подклета», под жильем размещались склады для хозяйственных продуктов инвентаря, а иногда и помещения для мелкого скота. На юге жилища сооружали из мелкого леса или прутьев, обмазанных глиной, причем они частично опускались (вкапывались) в землю (полуземлянки).
Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. Славянские дома были прямоугольные в плане с двускатной или четырехскатной кровлей. большая клеть (или большая изба). Основной лежень, несший крышу — «матицу», — укрепляли на двух опорных столбах. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Автопортрет с женой» 1729 г. – наиболее известная работа Матвеева.
Вход на святилище был со стороны плато. Эпоха Древней Руси -- первый значительный этап в развитии архитектуры. Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров.
Церковь Вознесения в Коломенском. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа. И. Э. Башня Якутского острога в 90-е гг. В Толлане сохранились многочисленные памятники того времени.
Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Золотые Врата Владимира 1164г. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь абсолютно новые задачи.
Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». Где начало, где конец. В 3 км от Бл. Ориентация на владимиро-суздальское наследие характерна для московского искусства XV-XVI веков.
и в начале 14в. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. Расцвет русского барокко связан с творчеством Франческо Барталомео Растрелли (1700 – 1771). Разной была и украшающая дома резьба. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви.
Преобладание деревянных построек над каменными наблюдалось до XVIII века. Во второй половине XVII века резьба, покрывающая нижние ряды, стала покрывать весь иконостас, сделалась более декоративной, в ней появились новые мотивы (виноградная лоза – «белорусская резь»). Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры.
Чуть левее входных ворот посетителя встретит деревянная мельница из деревни Большая Шалга Онежского района, один из наиболее архаичных типов – «столбовка на ряже». Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. К сожалению, она не сохранилась. Помимо пяти жилых домов-срубов, там имелись: большое общественное здание с очагом, расположенное в центре города, постройка для хранения общинного хлеба, большой навес, служивший кузницей, специальная постройка для женских работ (прядение, шитье, ткачество) и погребальный домик, в котором складывались останки умерших, сжигавшихся где-то вне поселка. Пространство между срубом и ямой тщательно забутововали мелким щебнем и забивали глиной. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале.
У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. В 1588 году с северо-восточной стороны собора был пристроен придел над могилой юродивого Василия Блаженного, который умер в возрасте 82 лет и которого, как говорят, чтил и боялся сам Иван Грозный, «яко провидца сердца и мыслей человеческих». Часть храмов перестраивалась. Его назвали в честь патрона князя – святого Дмитрия Солунского. Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры.
Успенский собор становился главным на Руси. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Именно здесь можно проследить дальнейшие пути развития военно-инженерного дела. Ниже — каждая грань разделена горизонтальными чертами на три пояса: верхний ярус состоит из четырех крупных фигур в рост (одна женская и три мужских фигуры).
Разрушена монголо-татарами. Но при этом на южных рубежах Руси появляются заброшенные города. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. объединенных переходами. Курганы отличаются формой (круглые или длинные), размерами, внутренней конструкцией (встречаются в курганах деревянные срубы, подкурганные ямы и др. ), положением умершего (головой на 3, В, С, Ю), обрядом (трупоположение или трупосожжение), похоронным инвентарём. Возможно, они же расписали и алтарь, а полностью собор был расписан к 1515 году.
В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Во главе Древней Руси стоял великий князь и его дружинники. Из древней фресковой росписи собора осталось очень немногое. Колокольня Ивана Великого. Вокруг него формировался «окольный град» («острог», «посад»), который дополнялся предградьями и ремесленными поселениями (рис.
Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Пол жилища был земляным. «Теперь я немного расскажу о «технологии» строительства деревянных сооружений, а в частности русской избы. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной».
На мысе, противоположном от входа, на особом возвышении находилось "капище", окружённое внутренним валом. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. Вероятней всего, влияние было двусторонним. Что касается военной архитектуры (крепостей-острогов, состоящих из деревянных стен и башен), то здесь в большей степени, чем в жилом строительстве, заметна эволюция конструкций и внешних форм. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. В городах в XVIII-XIX вв.
Строили из плинфы в основном на юге Руси. Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами.
Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Сейчас этот памятник находится в черте города. Главным среди профессиональных архитекторов был Александр Владимирович Ополовников. Они служили убежищем жителям округи в случае опасности и были административными центрами. С XII века наступает новый этап в развитии русской архитектуры. Так, например, храм в Ретре был украшен внутри рядом статуй, как и храм Триглава в Щетине.
Южные границы Русской земли заметно сдвинулись к северу. Они жили в землянках, которых насчитывается до 25 в одном городище. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Дом был как бы частью окружающей природы. 182).
В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Характерна всемирно известная церковь острова Кижи на Онежском озере. Ополовникова.
Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. (66) Опять какое удивительное совпадение с процессами строительства каменных башен и замков крестоносцами в Европе. Среди заброшенных в конце 11в. Жилье располагалось обычно во втором ярусе, а под ним находилось хозяйственное помещение – «подклеть». На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. Естественно, что трудность изготовления теса заставляла зодчих очень бережно относиться к нему и употреблять его преимущественно для отделки наиболее ответственных частей сооружения.
Особенно ценилась мелкослойная (до 16 слоев на 1 см) «кондовая» сосна, произрастающая на сухих песчаных почвах и лиственница из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. Кто-то же его насаждал. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев. Храмподвергался неоднократным ремонтам.
Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Обычно в 0, 5-1, 5 км от поселения располагались курганы, группами от 1 до 200. Наверху пирамиды располагалось крытое святилище, плоское перекрытие которого поддерживали каменные опоры, ближний к входу ряд которых изображал фигуры воинов, а на входе располагались колонны в форме змеи. горы находится озеро Святое. царь и великий князь Иван Васильевич.
Первые сведения о московских художниках относятся к 40-м годам XIV века. Три Ангела Рублева соединены единым ритмом, круговым движением. При нем же было создано чудо русской архитектуры — храм Покрова на Перли. В среднем население городища составляло около 150 человек.
Постройки шли двумя рядами, с улицей посредине. По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Для сплачивания горизонтальных венцов в бревнах выбирался продольный паз – первоначально в верхней, а позднее в нижней поверхности каждого бревна (для уменьшения возможности затекания воды). Это указывает на то, что эти культуры, возможно, довольно тесно взаимодействовали.
Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Если клеть отапливалась, то её называли избой. Среди них «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок мучеников севастийских», росписи Похвальского придела в алтаре и т. д. Исключительную ценность представляют иконы собора, например, «Владимирская Богоматерь» византийского письма XI века (ныне хранится в Третьяковской галерее), «Святой Георгий» – работа новгородского художника XII века с изображением «Богоматери Одигитрии» на оборотной стороне. Подобные столбы (часто два столба, вплотную придвинутых друг к другу) приставляли также к средней части стен. В результате Успенский собор оказался самой высокой (32 м. ) постройкой на Руси XII в. На протяжении двух веков пятинефный, шестистолпный храм с пятью главами считался главным в Северо-Восточной Руси.
10, 11). На кого был похож. Иконостас приобрел вертикальную ориентацию с подчеркнутой центральной осью. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. Из Византии на Русь пришел классический тип крестово-купольного храма.
Такими были, повидимому, городище в Старой Ладоге и Гнездовское городище около Смоленска. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. Между ними расположены другие четыре, еще меньшие главы. известны в единичных случаях. Колокольня является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах.
Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского (1157-1174). Причем все такие каменные сооружения христианского толка. На настил ставили амбары, ледники. Сложность завершения и обилие декора придают зданию динамичность. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей.
Загородные построенные им резиденции Петергофа и Царского Села (Екатерининский дворец в г. Пушкин) состоят из симметричных корпусов и связующих галерей. сохранились срубленные дома для мертвых внутри курганов (земляных насыпей круглой формы), в которых хоронили знатных людей. Первой каменной постройкой была «Десятинная церковь», возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея.
Верхняя часть избы, поднятая высоко над землей («из горни»), предназначенная для жилья, получила название горницы или просто избы. Так возникла форма восьмиугольной башенной церкви. Деревянные постройки возводили без применения гвоздей: все соединения делались на врубках.
Дионисий – мирянин, видимо, знатного происхождения. 60 м. находилось на высоком мысе берега р. Десны. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Однокамерное жилище со временем усложнялось путем устройства дополнительных помещений. Картины И. Никитина часто схожи по композиции и формату.
В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Часто здесь же хранилась городская казна и библиотека. Во многих городах деревянные стены служили вплоть до XVIII века, по несколько раз отстраиваясь после пожаров (кремль Тобольска). Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору.
В конце XV в. На Руси появился новый материал — кирпич. Летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту – «яко един камень». В последней четверти XVII века распространяется стиль «нарышкинского барокко» или «нарышкинский стиль». Об украшении стен дорогими тканями и пестрыми знаменами много говорить не приходится.
Мастер Нестер. В его центре находилась большая пирамида (100х100 м в основании, высотой 30 м), на вершине которой размещались два деревянных святилища: бога дождя Тлалока и бога войны Уицилопочтли. Срубы служили каркасом для валов.
Несколько лучше обстоит дело со скульптурой, от которой сохранился ряд памятников. Тонкое интимное чувство впервые представлено на обозрение. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году. В подражание закомарам каменных церквей в XVII-XVIII вв. С христианской религией древнерусские люди были знакомы задолго до символического «крещения Руси».
крыши прирубов стали делать не с ровными, а с выпуклыми скатами – «бочкой». Ближе к собственно крепостным сооружениям стояли каменные стены замков в Боголюбове (Суздальская земля) и в Холме (Западная Волынь). (66) То есть, налицо появление на земле славян инородного каменного (. ) строительства. Иосиф Волоцкий назвал Успенский собор «земным небом, сияющим, как великое солнце, посреди земли Русской».
Доступ к нему был возможен только по узкой косе, защищенной валом и рвом. Подобные башни сохранились в Каменце-Литовском и в Столпье близ Холма руины башни имеются в Белавине (также под Холмом). Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей.
Здесь возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси. Войдя внутрь Успенского собора, архитектор остановился. В нижнем ярусе — три фигуры усатых мужчин, стоящих на коленях (четвертая сторона изображений не имеет). Простейшей формой высотной композиции была башня, четырехугольная в плане. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. Это богатые хоромы знати, обширные гридницы, т. е. России).
Отдельные детали постройки (кровельный тес, причелины, колонки и т. д. ) также соответствовали своими размерами бревнам, что создавало определенную масштабность всего сооружения. Восьмерик – основной мотив композиции собора. Можно не сомневаться в том, что еще в дохристианское время у восточных славян были языческие капища, увенчанные островерхими шатрами недаром патриарх Никон запрещал строить такие церкви, называя их «бесовскими».
Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Но, нарастая к центру, башни не образуют пирамиды. Не пишите мя благословляющею рукою (напишите мя со сжатою рукою). Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь.
Зодчие нарушили веление царя – построить восьмикупольный храм. Из лиственных пород в качестве стенового материала в X-XV вв. оказались утраченными. Однако ж, пока было светло, еще многие москвичи взбирались на подмостки – поглядеть. Начиная с 40-х гг.
На бессознательном уровне пропорции живого создавали соразмерность природного и рукотворного. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. В плане здание представляет собой равноконечный крест. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Деятельность Андрея Рублева отложила отпечаток на все виды художественного творчества.
Петропавловский собор, первоначально деревянное здание, а затем воплощенное в камне, является наиболее крупной работой Доменико Трезини (1670-1734), родившегося в Швейцарии и приглашенного в Россию из Дании. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. На этом цоколе, как на пьедестале и была воздвигнута церковь. Павшие владимирские воины (и среди них княжич Изяслав, сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает.
Самым ранним известным произведением скульптуры является плоский рельеф с изображением человека и оленя, найденный на стене пещеры на берегу Днестра. Необходимость практической связи укреплений и других построек с характером местности обусловила в городищах связь с окружающей природой и свободное расположение построек внутри городищ. Княгиня Ольга была православной. Об украшении стен дорогими тканями и пестрыми знаменами много говорить не приходится. Конечно, есть все основания полагать, что и до крещения славянские строительные мастера возводили великолепные сооружения, но дерево — очень непрочный материал и об архитектуре дохристианской Руси мы не имеем почти никаких сведений.
Первой каменной постройкой была «Десятинная церковь», возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. На севере и в лесистой средней полосе дома сооружали из дерева. Перекрытие производилось обычно на два ската. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной.
Крыши тоже устраивали срубными из бревен, а кровли на них делали из теса (тесаных досок) или лемеха (дощечек, укладываемых наподобие черепицы). Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. Срубные постройки, полуземлянки, однокамерные дома и хоромы, окруженные высокими заплотами (заборами), сливались в живописные группы, подобно природным образованиям. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Погребальные сооружения славян были связаны с обрядами погребения (сожжение и захоронение трупа) Для праха сожженных членов рода ставились «столпы» (небольшие срубы) на перекрестках дорог. Церковь Вознесения в Коломенском.
Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу когда сия (рука) моя распространится, тогда будет граду сему скончание». Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи» идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя. Четыре года под его руководством возводили московский Успенский собор русские каменщики и плотники. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой.
Основу язычества составляли аграрные магические культы и культ предков. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Основным видом городских укреплений были городские стены4. В 1481 году «конник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» украсили собор трехъярусным иконостасом. Хоромы были двух-трехэтажными и почти каждый сруб имел свою крышу.
В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Здесь у гроба митрополита Петра и перед общерусской святыней – иконой «Богоматерь Владимирская» удельные князья и «все чины» приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии царю. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. Можно говорить о киевско-черниговском, полоцком, галицко-волынском архитектурных стилях. Чаще всего применялась врубка с остатком («в обло») как более теплоустойчивая, реже – без остатка («в лапу», «в шап»). Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Ее сооружение было закончено в 996 г. в Киеве. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т. е.
В старинных былинах, песнях, сказках встречается и «белая кудрявая береза» и «сыр-кряковистый дуб» и «горькая осина» и «красная сосна». Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Центром любой усадьбы на Севере был дом.
Все эти сложной формы крыши – шатры, бочки, а также «кубы» (с четырьмя выпуклыми скатами) – возводили, как и основной сруб, горизонтальной укладкой бревен, связанных посредством врубок. Они состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Крыша была невысокой, двускатной. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам.
На один сруб хорошего жилого дома шло 150-170 бревен. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. Важный торговый путь —«из варяг в греки» (от Балтики до Черного моря) — оказался под контролем Руси. Все изображения, трактованные плоскостно и схематично, первоначально были раскрашены. Невозможно описать все особенности каждого сектора музея, а тем более, каждого из 120-ти с лишним памятников.
В дальнейшем укреплённые городища стали основой для раннефеодальных городов, а неукреплённые селища – деревень. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. 265).
Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Человечность образов фресок поразила итальянского зодчего. Не было, нет и не будет такой". Однако в западных и северных районах Волынского княжества, велось строительство крепостей.
Деревянное зодчество, возникшее на заре формирования Руси, несомненно, древнее каменного. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход – для духовенства.
Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. Такие постройки назывались срубами. Из древних «наемных записей» видно, что в далекие времена уже существовали плотничьи артели, состоявшие из опытных мастеров- профессионалов и учеников исполнявших «черную» подготовительную работу.
По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетях или в два этажа. Лик его полон мужества и стойкости. В некоторых случаях деревянные церкви получали сложную композицию, основной объем дополняли пристройки-прирубы, силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Более сложные древнерусские городские постройки изначально строились также из дерева. уже белили свои мазанки мелом.
XV-XVI вв. ), XVII в. – период развития светского искусства, усиления связей и влияния Запада на русское искусство. Своеобразным символом музея деревянного зодчества является колокольня-звонница Кулика Драковенова, вывезенная из-под села Красноборск. Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве.
Монументальная живопись представлена фресками. К сожалению изображение это в годы Великой Отечественой войны было утрачено. по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. Он выполнял многочисленные заказы, украшал фресками храмы.
В правой руке он держит копье, в левой – меч. Фантастический каменный цветок расцвел на Красной площади – «на рву» у Спасских ворот. Башни отличаются друг от друга как материалом, так и формой. При Андрее Боголюбском строится Успенский собор во Владимире (1158-1161гг., с. 137 уч. ) Постройки данной школы отличаются применением белого камня вместо кирпича (известняк), который обрабатывался резчиками по камню. Курган -земляная полусферическая насыпь над захоронением.
На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Через искусство Киевской Руси византийская традиция была освоена Владимиро-суздальской школой, откуда перешла в искусство Московского княжества (московская школа). Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.
Саксон Грамматик называет украшения арконского храма «Opuselegantissimum». Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов. Известь растворяли как густое тесто и мазали железными лопатками.
Брянская обл. Например, здание Кунцкамеры (арх. Экспрессия, страдания, запечатленные в лицах и фигурах святых вызывали ответные чувства у коренных жителей этого региона.
Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. Иногда селища соседствовали с городищами. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. Красноречьев. Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче. Архангельский собор.
Подобные навесы над идолами существовали также и у восточных славян-язычников. Человек изображен коленопреклоненным перед схематично изображенным деревом и петухом, что очень характерно для анимистических представлений славян. Вдоль северного края пирамиды свободно стоящая, так называемая змеиная стена (XIII в. ), высотой 2, 6 м, суживающаяся кверху, богато украшенная полосами рельефов, увенчанная ажурным гребнем. Во внутренних пространствах храмов «высокий» иконостас продолжает наращивать количество ярусов, сохраняя основную форму пирамиды, разделенную расписанными тяблами на горизонтальные ряды.
Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове3.
Упомянуты только наиболее известные музеи деревянного зодчества, хотя на Камчатке, на Дальнем Востоке также созданы подобные музеи, на территории которых бережно сохраняются не только памятники зодчества, но и собраны великолепные этнографические коллекции. Эти храмы, даже построенные из бревен имели вокруг себя галереи (например, в Арконе) и переднюю.
Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гебель, Г. Кьявери, М. Г. С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола), жертвенника и диаконника. Как оборонные сооружения строились в этих районах и некоторые церкви. У фасада бок о бок шли две лестницы с балюстрадой, оканчивающейся у подножия храма огромными змеиными головами из раскрашенного камня. Другой значительный центр зодчества -- Владимиро-Суздальское княжество. Селища -неукреплённые сельскохозяйственные поселения больших размеров (свыше 5-7 га) с большим количеством построек (до нескольких сотен).
Расширение дома осуществлялось двумя способами -по вертикали или по горизонтали. Первым каменным храмом, возведенным на Руси, стала Десятинная церковь Успенья богородицы. строят крепостные сооружения нового типа-каменные башни.
Для искусства толтеков характерны выдающиеся орнаментальные каменные композиции. Голубая с белым цветовая гамма была новой для того времени.
Были обнаружены остатки большой пирамиды (около 65 м по стороне основания) в группе строений, образующих восточную часть культового комплекса, также меньшей по размерам (38х38 м) северной пирамиды (XIII в. ), группы жилищ, колонной галереи и стадиона. Вход с восточной стороны вёл в 1 часть, т. сказать "притвор".
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. Более пятисот резных камней изображают людей, животных и растения. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Пространство между ними перекрывалось навесом, который назывался «сень».
Софии. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». В 30-40-х годах начинает распространятся характерный для XVII века тип бесстолпного, обычно пятиглавого приходского храма с сомкнутым или коробовым сводом, с глухими (не световыми) в большинстве случаев барабанами и сложной, затейливый композицией, в которую помимо основного куба входят разномасштабные пределы, низкая, вытянутая трапезная на западе и шатровая колокольня, крыльца паперти, лестницы и т. д. Нет доказательства существования и мелкой промышленности.
Наиболее пригодными для строительства были сосна, лиственница, ель (прямизна и смолистость). Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.