В городе было два театра. В скульптурах Мирона уже нет ничего от архаики, что наглядно демонстрирует его «Дискобол» – подобно пружине закрученная фигура, готовая в любой момент распрямиться и послать диск. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители.
Великая клоака, которая служит «вечному городу» и поныне. Республиканский Рим с его узкими улочками (шириной от 4 до 7м), кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог, конечно, сравниться с современными ему эллинистическими городами Востока: Александрией Египетской или Антиохией Сирийской. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. н. э. ) создана спиралью рельефов с рассказом о военных подвигах императора.
Остальную часть храма занимала большая однонефная продолговатая целла, стены которой с наружной стороны были украшены полуколоннами: по заднему фасаду их было четыре, по боковым сторонам (включая анты) — по пяти. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии).
Верхняя зона купола создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола. Пол в целлах был выше, чем в портиках.
Такая же жесткая и расписана регламентация лежит в основе организации государства. Вообще, само понятие монумента, такое важное для всей римской архитектуры, «граничит с желанием установить конкретную связь между историческим прошлым, настоящим и будущим, выразив, в осязаемых и непреходящих формах незыблемость идеологических устоев»2.
Форумы. Цезарь разрабатывает генплан, узаконивая его постановлением de urbe augenda («О процветании города»), который решает проблему роста населения и ухудшения санитарных условий. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость).
Из бетона был сооружен фундамент знаменитого амфитеатра Флавиев – Колизея. Помпезный вид довершал шелковый тент, натягиваемый над ареной в жаркие или дождливые дни.
В последние века республики форум приобрел законченный архитектурный облик.
Римский Пантеон задумывался и строился как уникальный храм. н. э. ). до н. э. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс.
в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Сооружение образует монолитную глыбу, под тяжестью которой, кажется, прогнулась земля. Арка приводит к изобретению купола.
Строились круглые и четырехугольные храмы с входом лишь с одного фасада. Таким образом применяется выделение той или иной физиономической особенности. Проходя через арку император возвращался в родной город уже в новом качестве. Римский Пантеон (118-128 гг. ) – сооружение периода, когда Римская империи двигалась к апогею своего развития. Строились и многоквартирные дома — инсулы. Общественный характер сооружений (создание огромных пространств, свободных от внутренних опор) Формирование сложной системы общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших большое количество людей Дальнейшее развитие строительной техники и бетонной кладки: наряду с нерегулярной кладкой инцерт применяется кладка ретикулат – из 4 гранных камней Появление новых типов надгробных сооружений с небольшой погребальной камерой и основным памятником сверху Формирование римской системы ордеров.
Дворец должен был бы стать монументом, увековечивающим божественность императора. Коринфские колонны храма поставлены тесно, с интерколумнием (расстоянием между колоннами) в 1, 5 диаметра колонны. atrium – «закопчённый», «чёрный», т. е. Помимо этого, в композицию вводились натюрморты, пейзажные или бытовые сцены.
Например, была продумана система очистных сооружений, водопровод, военные машины, лагеря. В середине него стояла позолоченная конная статуя Траяна. Речь идет о переходе от республиканской сдержанности к официальному «декоруму» Империи. Цирковые состязания, которые там происходили, одновременно были и «триумфальным шествием», постоянно разворачивавшимся на глазах у публики.
Строились круглые и четырехугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель — пемзовый щебень. В 78 г. до н. э. был построен Табулярий (сенатский архив), в котором арочные перекрытия сочетались с колоннадой — прием, получивший самое широкое применение в дальнейшем и ставший одной из самых характерных особенностей римского зодчества. Стоит заметить, что особенности культуры Древнего Рима заключаются практически в полном отсутствии таких явлений, как театр – в привычном для нас понимании, а также собственная мифология.
цв. При последнем царе. С конца II в. до н. э. Четкие силуэты выступают на алом фоне.
Но потом все изменилось. зрителей. Возводились многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями – аркады.
Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. 5.
Римские строители широко использовали бетон. орнаменты Парфенона). В элементах испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр. ), применен самый прочный материал — травертин радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Они улучшали бедняцкие кварталы, строили монументальные здания, разбивали сады и площади. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции.
Они помогли представить занятия помпейских ремесленников. Его главный храм они возвели на Капитолийском холме. Прямоугольный объем высится на цоколе, портик поддерживают ионические колонны.
Особенности 1. В тесной связи с философской картиной мира находится и эстетика эпохи Возрождения. В этот период архитектором Аполлодором Дамасским был построен самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима – Форум римского императора Траяна, который отличался не только своими размерами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки. Строительство терм началось в 298 г. В 305 г. они были освящены в честь Диоклетиана.
Ограда образовывала площадки— экседры, широкие дуги. Римское строительство было новаторским. Пятинефная базилика Ульпия вытянута параллельно поперечной оси Форума. Эти росписи основаны на подражании эллинистическим образцам.
Так создавался официальный стиль римского искусства начала империи – «августовский классицизм», вдохновляемый образцами IV в. до н. э. Изображение зрачка становится общепринятым В портрете отражается начавшийся упадок Римской империи, который проявляется в упадке, отходе от реальной жизни и углублении во внутренний мир Уменьшается различие между римским и греческим портретом, римские мастера подражают греческим портретам философов На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора) При Константине устанавливается новая мода на прическу — обрамление геометрически правильной челкой лба по дуге мода сохранится в течение столетия. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Например, храм Фортуны Вирилис – небольшое сооружение, выполненное из местного материала (серого травертина). Возрождение создало социально-экономические, социально-психологические и научно- теоретические предпосылки становления культуры, как относительно самостоятельного феномена и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике.
Рим стал торжественным символом государственной власти. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф, скреплённый строительным раствором и отделка кирпичом. Туф – легкая, сцементированная, пористая горная порода. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. Вероятно, это работа копииста.
Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. Во всяком случае относящийся к III в. до н. э. найденный в гробнице Сципионов на Via Appia большой саркофаг из серого пелерина, на котором написана длинная эпитафия Л. Корнелию Сципиону Барбату, украшен чисто эллинской архитектурной орнаментикой. Это, прежде всего солдат, человек действия. Художники используют обобщающую, беглую, эскизную технику. Рим при основании имел в самом центре культовую яму – «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины.
Во второй половине ХV в. параллельно с зарождением капиталистических отношений в ряде стран Западной и Центральной Европы (а в Италии уже в Х1V в. ) начинается новый период в культурном и идеологическом развитии, получивший в историографии название эпохи Возрождения или Ренессанса.
Скульптурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Его предшественников, возможно, надо искать у варваров, в Нарбоннской Галлии— авторы Мавзолея Юлиев (Сен-Реми-де-Прованс), типичного примера провинциального искусства периода Августа.
Достоин внимания также в корне отличный характер орнаментов, украшавших эллинские и римские постройки. Он задумывался и строился как уникальное, единственное в своем роде здание.
Большая триумфальная арка служила входом в квадратный двор (стороны которого достигали 126 м). Задняя стена (скена) становится архитектурным строением. Форум был вымощен цветными мраморными плитами. Портреты его времени отличались сдержанностью, внутренний мир моделей был не раскрыт. Алтарь Мира ограничен сплошной, богато украшенной стеной.
Римские храмы напоминают греческую архитектуру своей прямоугольной формой и использованием портиков, но, в отличие от греческих, были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах. Провинциальное искусство поздней античности— и есть искусство подданных. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Помпейским росписям четвертого, фантазийного стиля (вторая половина I в. ) свойственны пышность и декоративность.
6. Неподалеку оттуда был возведен Портик Октавии (она была сестрой принцепса), от которого доныне сохранился один ряд колонн. Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Круглый храм – моноптер состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой.
Перед храмом стояли статуи древних героев Рима, призванные, как и карта Агриппы в Портике Випсания, напоминать о величии Римского государства. Второй храм, по-видимому посвященный Весте, представлял собой также небольшую (диаметр около 14 м) круглую постройку, стоявшую на подии и обрамленную восемнадцатью колоннами коринфского ордера. Купол над ротондой символически воспроизводит небосвод.
Особенности архитектуры Римской республики. Это вызвало подъем римской архитектуры. К эпохе имперского Рима относится конная бронзовая статуя Марка Аврелия (II в. ), установленная на Капитолийском холме.
В общем план римского лагеря очень напоминает распланировку эллинистического города (ср. Ему свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрусской знати. Особое идеологическое значение он приобрел на тысячелетия. Амфитеатр на 45 тыс. Каракалла – типическое воплощение мрачного, жестокого тирана.
В пейзажах и особенно портретах образ утрировался для большего правдоподобия. Когда мальчики выросли, они вернули трон деду, а сами решили основать новый город. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Внутренний дворик домуса (Помпеи)В многоквартирных домах-инсулах проживало много семей.
Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
Использован метод выразительных свойств архитектуры. Появились придворные парадные портреты в рост исполненные сдержанности и величия. И только в период ранней классики (490 – 450 года до н. э. ) появляется многофасадность, когда статуя обрабатывалась по кругу и рассмотреть ее полностью можно было только с нескольких позиций, а статика уступила место динамике. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши – комплювий.
Как известно, верховный бог сонма латинских богов – Юпитер, аналог греческого Зевса. В эпоху республики основным типом общественного здания был храм. храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме времен республики). В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика.
Она создает иллюзорно-живописные эффекты и непосредственно передает эмоции. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Лишенная кассет верхняя часть купола обрамляла большое круглое окно (9 м в диаметре), которым смело завершалось здание.
Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал — базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна высотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами изображающего эпизоды победных походов Траяна. Площадь была богато украшена статуями, на ней находились также трибуны ораторов.
Один из этих атриев — старого (тускуланского) типа с балочным перекрытием, опирающимся на стены, другой — нового типа (тетрастильный), в котором потолок помимо стен опирается еще на четыре колонны, стоящие около углов имплювия. Первый, по-видимому посвященный Сибилле, был сооружен из травертина и туфа и покрыт штукатуркой. В V. IV вв. В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры.
К двери на подъем подия вела неширокая лестница. На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, чтобы свидетельствовать об их «жизни». до н. э., храм – основной тип общественного здания.
Дальнейшее развитие стилей фресковой живописи можно наблюдать в Помпеях. Пантеон и поныне стоит в центре Рима. 3. В подземелье под ареной размещались камеры для гладиаторов, клетки для животных, помещения, куда сносили трупы убитых. В следующем столетии, при императоре Августе, классическое искусство получило статус государственного (августовский классицизм). В подражание Пантеону возводились многие христианские храмы.
Особенности архитектуры Римской империи. Главной заботой были техника плюс внешняя красота. Заложенная в Пантеоне идея уже близка христианству. А теперь мы называем форумом тематическое общение – это понятие, пришедшее к нам из Древнего Рима, эволюционировало. Амфитеатр Флавиев – Колизей – стал символом города. Затем живописный декор стен стал еще более разнообразным, принимая черты стиля «фантастического»: фрески должны были искусственно расширить пространство небольших комнат, создавая впечатление огромных дворцовых залов.
Очевидно обращение к греческому канону и стремление к государственным соображением. Из таких ячеек, как из конструктора, «собирались» многие римские общественные сооружения цирки, театры, некоторые административные здания, как Табуларий. Вместе с тем официальный портрет этого времени полон жизненности и достоверности. Главным помещением был атриум от лат. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров.
Обширный форум был обнесён прекрасной двухэтажной колоннадой. Архитектуру питали практические и идеологические интересы республики, вот таким образом прогресс строительной техники шёл так быстро, в особенности касательно конкретных задач (водопровод, очистные сооружения, опорные стены, военные машины, лагеря). Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в. до н. э. ), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Самый знаменитый из них – парижский Пантеон. Но все эти сооружения уникальны совсем по-другому. Он написал «Всемирную историю», вернее историю римских войн и побед, обусловленных не только римскими добродетелями, но и римским совершенным строем, совмещавшим преимущества монархии (магистраты), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). В центре этой площади стояла высокая колонна Траяна.
Сплошное пятидесяти шестиметровое в диаметре кольцо глухих стен замыкает его. При Сулле возникают крупные общественные постройки (например, табуларий), город благоустраивают. Это многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём.
Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент — бетонный с заполнителем из травертина. Этот поэтический настрой ведёт к нарушению классических канонов. Глубокий портик нисколько не смягчает этого мощного эффекта тяжести. Чем больше подрывается реальная власть, тем больше владыка цепляется за внешнее проявление иерархического превосходства. К нему восходили римские полководцы во время триумфальных шествий.
Портретный жанр включал различные формы: статуи изображавшие человека во весь рост (стоящим или сидящим), бюсты, а также надгробные рельефные портреты, в которых хотя и продолжались традиции республиканских памятников этого рода, но возникали и новые черты. События не подразделяются на кульминационные, движение оживленные— но не резкие. Этот поздний период открывает колонна Антонина Пия. Фронтон абсолютно «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.
в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе – эпическая поэзия. Более поздними эллинистическими образцами навеяны эпизоды росписей, например, «Альдобрандинская свадьба». От арены ярусами поднимались каменные сиденья. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. В искусстве ведущую роль играла жилая архитектура.
Его колонны возносятся почти на пятнадцатиметровую высоту.
В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи. Император Август, по Светонию, принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. Первый стиль древнеримской живописи имеет восточное происхождение: раскрашенные четырёхугольники имитирующие мраморные блоки. Просветы арок некогда заполняли величественные мраморные статуи римских богов и сенаторов. Создавая портреты, римские художники также отталкивались от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями индивидуального лица. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Колонна Траяна (113г. При этом каждый император старался запечатлевать в облике города след своего правления.
Так в Риме установился художественный плюрализм. Рельефы Арки Тита уже далеки от классицизма Августа. до н. э. Купол кажется вдавленным в эти стены, переходя к ним рядами плоских уступов. 200-метровая лента показывает эпизоды двух кампаний в Дакии. В позднюю республику уже ощущается потребность украшать город.
Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Источником света в этих постройках служили двери. Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом.
Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. вкл. ). Римский форумЭта площадь служила центром общественной жизни. Контроль властями за строительной деятельностью и необходимость удовлетворения самых различных потребностей привел к возникновению сложной строительной типологии. Обычно это обобщённо элегические темы о скоротечной жизни и неизбежной смерти. Здесь встречаются вставки иногда чёрного цвета, с контурными фигурками.
Форум Августа становится примером для других императорских форумов. 1. На помпейской Вилле Мистерий сохранился фриз изображающий ритуальную церемонию. В них наиболее сильны идеи классицизма. На самом деле, пропорции Пантеона не ограничиваются одним только квадратом в сто футов.
Больше всего ценились у римлян воинская доблесть и подвиги. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). Но на самом деле, особенно с распространением христианства, утверждается точка зрения «подданного», который в истории больше терпит, чем действует.
В портрете свирепого и подозрительного римского императора Каракаллы (211 – 217) точно передан его характер. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов.
Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д. многие их этих сооружений и сейчас находятся в прекрасном состоянии и продолжают приносить пользу. Там происходили цирковые состязания. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф плюс строительный раствор и отделка кирпичом. Здесь были выстроены храм и две библиотеки – греческая и латинская. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
На первом этаже это колонны тусского ордера, приземистые и массивные. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью – всё то, что характерно для цивилизованного общества. Идейная подоплека читается и в применении некоторых архитектурных приемов. В эпоху республики, особенно в V-II вв. Пейзаж передается деталями— волной или куском стены.
Единственные примеры— изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. Это обширная прямоугольная площадь, обрамленная портиками, включала храм Марса Ультора3. до императора Константина). Храм не сохранился.
Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Движение к натуре идёт от общего к частному, не заботясь о реальности. Природа, человеческие деяния исторические события превращаются в простые знаки, символы. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города.
зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. Форум Траяна – самый красивый и внушительный по сравнению с другими императорскими форумами (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы). Представляет собой большое инженерное достижение античности. Купол был покрыт не сохранившейся до настоящего времени позолоченной кровлей.
Древние римляне любили проводить триумфальные шествия в честь побед над врагом. Живопись основана на противопоставлении пятен, однако контраст между телами обоих героев обусловлен традицией изображения тел женщин и юношей бледными, а стариков и атлетов— коричневатыми. н. э.
Развитие архитектуры (не только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. От Цезаря сохранился храм Весты и т. н. Замечательны помпейские дома – «домусы».
Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными. Из бетона был сооружен фундамент знаменитого амфитеатра Флавиев – Колизея. В одной из комнат этой обширной виллы стены сплошь покрыты фресковой росписью. Грандиозный эффект производит луч света, падающий сверху через круглое девятиметровое отверстие в куполе («Глаз Пантеона»).
Юпитер отождествлялся со светом неба. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы. Амфитеатр Флавиев— Колизей, стал символом города. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада. В изображении сада на вилле Ливии в Риме— прямо настоящий инвентарь растений.
Рельефы Арки Константина— сугубо провинциальны, почти ремесленны. Римская ментальность (от лат. С середины II в. до н. э. В историю римской архитектуры эпоха Августа вписала немало важных страниц. У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э. ), подавлявшего восстание в Иудее. Греческий периптер здесь расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу (святилище).
В Италии особую роль в культуре сыграли Данте Алигьери (1265 – 1321), создавший на итальянском языке «Божественную комедию» Франческо Петрарка (1304 – 1374), ставший непосредственным родоначальником гуманистического движения, прославившийся стихами о любви к Лауре, причем любовь предстает в космическом масштабе Джованни Боккаччо (1313 – 1375), автор «Декамерона» Джованни Пика делла Мирандола (1463 – 1494), создавший один из самых знаменитых трактатов, выразивших гуманистическое мировоззрение, – «Речь о достоинстве человека», в котором обосновывается особое положение человека в мире. Особенно ярко это проявилось в торжественных статуях самого императора. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает композиции Поликлета. В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города.
Сеттиционий Септимия Севера отличался чередованиями ярусов и имел возможно 7 аркад. В одной и этих ниш помещалась статуя Ромы, в другой — Венеры. Проект этот осуществляется полностью уже Агриппой и Августом. Красный цвет стен будто наполняет ритуальную комнату мистическим огнем (см.
Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. Используя созданные греками образы для многих великолепных произведений искусства, римляне или искажали события в угоду своим властям или вовсе не придавали им большого значения. Интерьеры и общественных и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны.
Термы ДиоклетианаОни находятся рядом с современной площадью Республики в Риме. 4. Мозаикой украшали полы.
За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Фактически, за сто лет (начиная с 490 г. до н. э. ), греческие мастера совершили эволюцию от архаичных четырехфасадных изображений до великолепных статуй, до сих пор восхищающих нас своим совершенством. Примером роскошной, чрезмерно декоративной царской резиденции, предвосхищающим позднеримское искусство, является вилла Нерона «Золотой дом» – огромный дворцовый комплекс в центре Рима. Позже она распространяется все сильнее из-за огромного количества в Риме мастерских.
В римском обществе более важным становится и частное жилище, типология которого зависит от материальных возможностей и общественного положения заказчика («Золотой дом» Нерона— императорский дворец городской дом патрициев— домус многоквартирные дома-инсулы в Остии). По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112—117 гг. ). Внутреннее помещение храма было разделено поперечными стенами на две целлы. Самая древняя часть Римского Форума – храм Сатурна. Позднее в республиканский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор.
Дворец был разрушен Веспасианом, однако роль в развитии римской архитектуры сыграл. На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, что свидетельствует об их «жизни». Так же обильно была украшена большая (23 м в вышину) трехпролетная арка, воздвигнутая в честь Септимия Севера и его сыновей, Геты и Каракаллы.
Хотя во время Адриана (117—138) классическое искусство переживает новый подъём— благодаря его личным вкусам, но это ненадолго. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Например, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев: живописный язык отличается эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации, но при этом с иллюстрации условной схемы.
Гораздо позже стала ощущаться потребность в украшательстве города. Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. От этого периода сохранилось мало памятников.
Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. В императорский период возникают комбинации различных типов капителей. Перед каждой из них находился четырехколонный портик (пронаос) в антах.
В дошедших до нас фризах Парфенона работы Фидия можно уже видеть свободные позы, складки одежды или несущуюся в атаку конницу. Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. За колоннадами располагались дома, склады, лавки и другие здания.
Культура Возрождения характеризовалась быстрым развитием национальных культур. Они помещались в средней части стены, причем написаны были в перспективе, с применением светотени, тем самым как бы раздвигалось пространство. К началу I в. до н. э. относятся два храма в Тибуре (Тиволи): псевдопериптер и круглый. Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н. э. 3.
Эта скульптура уже не «импрессионистична», а «экспрессионистична». Появляются гигантские статуи, например, «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина. Рим стал столицей мировой державы. Открывалась она лишь один раз в году – в день Подземной богини или не открывалась совсем. Третий же этаж находится на уровне двух нижних рядов кассет купола.
Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Амфитеатр на 45 тыс.
Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Следует, впрочем, отметить, что с такой же «правильной» распланировкой города мы встречаемся довольно рано в Этрурии, например в городе V в., находившемся под Marzabotto, около Болоньи.
Запечатлевать в облике города след своего правления для императоров стало традицией. Композиция разная: повествование либо ведётся непрерывно, либо подразделяется: горизонтально— на ленты, вертикально— на ниши или эдикулы. В период правления Флавиев и Траяна (конец I-начало II в. н. э. ) создавались грандиозные архитектурные сооружения. Жесты, фон обобщены, деревья и архитектура— почти символичны. Третий стиль древнеримской живописи («плоскостный»)— также со сложными архитектурными построениями, но здания уже фантастические, отличаются графичностью, нежностью колорита. Перед величественным восьмиколонным портиком коринфского ордера (высота колонн 14 м) ранее существовал прямоугольный двор с торжественным входом и триумфальной аркой по типу форума.
Другая разновидность августовской архитектуры— триумфальная арка (например, в Римини, Аосте, Сузе), ведущая историю от этрусской арки, дополненной классическими элементами. Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Древнейший тип римского храма – круглый. Орхестра постепенно утрачивает своё значение, превращаясь в vip-места.
Разумеется и геометрическое построение и эффект воздействия на человека, все это получилось не случайно, а изначально закладывалось в идейную и художественную «программу» храма архитектором Аполлодором Дамасским. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства.
Культ императорской власти Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм» Стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству Весьма распространенными памятниками архитектуры были триумфальные сооружения — арки, колонны, ростры (ораторские трибуны) Создание нового типа храмовых сооружений — базилик и центричных ротонд Широкое применение арочных конструкций в сочетании с греческим ордером, в результате чего появляется римская арочная ячейка. Вот таким образом главным элементом купола стал опайон – круглое отверстие в зените купола. Четвёртый стиль древнеримской живописи (появляется только в последние годы существования обоих городов)— с архитектурно-перспективным построением второго стиля, но с более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, подобной декорациям театральной сцены. Наиболее известным произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Мода на саркофаги с сюжетными рельефами стала утверждаться при Адриане.
Во II в. до н. э. Эта система позволяет перекрывать большое пространство. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства. В этом позволяют убедиться многочисленные изображения самого Августа, в особенности его знаменитая мраморная статуя высотой более 2м, найденная в доме его жены Ливии: принцепс в одеянии триумфатора произносит речь, простирая вперед левую руку, а в правой держа копье у босых ног его примостился маленький Амур, символизирующий легендарное происхождение рода Юлиев от Энея, сына самой богини Венеры. Он стоял на невысоком подии и представлял собой небольшой храм ионийского ордера имевший по фасадной стороне четыре колонны.
Культура этрусков свидетельствует об их значительной художественной одаренности. возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Но маски для греческого скульптора были лишь подсобным материалом при создании портрета.
В театре Марцелла (IIв. Обычные пропорции не используются. зрителей.
При Августе, Витрувий написал трактат «Десять книг об архитектуре», тщательный свод правил римской архитектуры, где обрабатывается и пришлый опыт, ставя греческие находки на службу римскому мировоззрению.
Лучше всего сохранились росписи в постройках Помпеи и Геркуланума. В республиканском Риме для облицовки чаще всего использовался кирпич, начиная с эпохи Августа строители переходят на мрамор и другие породы камня, обладающие декоративными свойствами.
Вход находился прохода, вероятно, не имело перекрытия, оставаясь под открытым небом. 2.
Августовский классицизм впитывал эллинистические влияния и этрусское наследство. Предполагают, что название Колизей – колоссальный – произошло как раз от этого колосса. Второй этап императорского периода (II в. н. э. ) называют золотым веком Римской империи. Второй стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты, с архитектурными или пейзажными фонами. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это»).
Сколько статуй, сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений. Архитектура первого этапа императорского периода (I в. до н. э. – I в. н. э. ), для которого характерно укрепление императорской власти, отличалась простотой композиционных решений.
Древнеримская настенная живопись зависит от эллинистических образцов. Их воспроизводят по памяти, дополняя деталями, зависящими от автора или заказчика. Фигуры размещены в виде «гирлянды», визуально связанные на плоскости ритмикой изображения конских ног. «Афинский художник» оставляет подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Скульптура.
Однако возрожденческое понимание телесности сильно отличалось от античного понимания, А. Ф. Исключительное место среди сооружений такого рода занимал четырехэтажный амфитеатр Флавиев в Риме (Колизей) строительство которого началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане из династии Флавиев. Так, парадная статуя Августа в военных доспехах (I в. н. э. ), несмотря на традиционную помпезность, отмечена естественностью и точным портретным сходством. В век правления Августа, который в искусстве называют «августовским классицизмом», резко изменился характер образов: в них воплотился идеал строгой классической красоты, отражающий тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. В императорский период возникают комбинации различных типов капителей.
Базилика имела фундаментальное значение для общественной жизни, служа деловым центром. В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи. Римское государство очень сложно. Это сооружение служило постаментом для статуи императора Тита на квадриге (четверке лошадей), но статуя не сохранилась.
Нерон, видимо, ориентировался на восточную теократическую традицию, хотел создать «дворец солнца». Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. Период правления Октавиана Августа античные историки называют «золотым веком» Римского государства. Центр будущей великой державы.
Однако римляне не проявляли такого интереса к искусству, как древние греки. Аналогичные явления происходили, видимо и в зодчестве этого времени. Но свидетельство их римского происхождения— подчеркнуто натуралистическая трактовка, огрубление образа (как бывало и у этрусков). Двадцать девять фигур написаны почти в натуральную величину и объединены в группы.
город Рим. Иными словами, уникальность Колизея, только в его необыкновенных размерах. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы. Материалами для портретов служили, как и раньше известняк, мрамор, бронза, глина. Однако облик всадника не вполне соответствует миссии воителя. Вход подчеркивается парадной лестницей.
Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Однако он как истинный шедевр остался неповторим. Он представлял собой ансамбль храмов, зданий государственного архива и других сооружений. Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494 –1553 гг. ). Особенно это заметно в архитектуре, когда гармония и величественность зданий заключена в чёткую симметричную форму. Одним из достижений римского искусства был скульптурный портрет.
Этот принцип акцентирования стены, часто совмещаемой не с прямым, а со сводчатым перекрытием, — одно из самых характерных явлений в римском зодчестве. 5. 4. Длинные стены целлы были украшены колоннадами и нишами.
Изображения делались из глины, дерева, легкого камня, реже из бронзы. Арка была границей своего и чужого мира.
Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим. Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос. Существуют 4 стиля настенных росписей. Провинциальные явления, в свою очередь, отраженно воздействуют на столицу и в IIIв.
Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн повлияла на конструкции инженерных сооружений. Это сооружение относится к типу храма, называемому псевдопериптер. Быстрая техника резьбы пригодна почти для серийного производства.
По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров. Внутри огромного каменного зала храма массивный купол из литого бетона выглядит легким благодаря пяти рядам квадратных углублений (кессонов). Силуэты создают впечатление глубины пространства.
Также и Марсово поле. Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Перспективное обрамление здесь служит для того, чтобы картины с изображением фигурок помещались в определенной глубине и не сливались с плоскостью стен.
Впечатление, производимое этим сооружением на зрителя, поистине ошеломительное. Фигуры намечены обобщённо, свет падает резко. В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти – население Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр. ). Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера.
Появляются новые типы общественных зданий. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме (I в. до н. э. ) – уникальный образец раннего завершенного римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий классический стиль барельефов, помещенных как на внутренней, так и на внешней стороне стены, проникнут здесь типично римской «гравитас» — суровой серьезностью, присущей в такой же мере и «Энеиде» Вергилия и «Истории Рима от основания города» Тита Ливия. Строительство было завершено в 80 императором Титом. Объемно-пространственная композиция здания Пантеона очень проста.
Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Гигантские статуи— «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина— лицом и позой скорее боги, чем люди. «Каркасная» структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов. Саркофаг (170 год)Но искусство начинает возносить власть, делать её божественной и вечной.
В конце III в. до н. э. Этрусские художники не заботятся о передаче деталей, но уделяют все внимание наиболее существенным чертам изображаемого. Задача сооружения алтаря Мира Августа близка той, которую разрешали строители грандиозного пергамского алтаря но достаточно самого беглого взгляда, чтобы убедиться, насколько различны оба памятника.
В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма – пронаос. Сельское происхождение римской цивилизации повлияло на развитие типа вилл. Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства.
Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Такого рода сочетание элементов дорийского и ионийского ордеров мы уже встречали в архитектуре Южной Италии эллинистического времени: в антаблементе храма III —II в. в Посейдонии (Пестуме). Входом на него служила триумфальная арка. ВIII в. пышно расцветает Пальмира, распланированная по заранее составленному плану и богато украшенная грандиозными колоннадами Decumanus (главная улица) этого города образовала грандиозный проспект в 1135 м длиной, по обе стороны которого стояло триста семьдесят пять колонн, поддерживавших довольно тяжелый антаблемент.
Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. В Испании Возрождение было граничит с золотым веком испанской литературы (прежде всего, речь идёт о знаменитом Мигеле Сервантесе и его романе «Дон Кихот»).
Колонна сложена из мраморных цилиндров, высота ее ствола достигает 38 м. Вся поверхность колонны покрыта четкими рельефами со множеством подробностей победных военных походов и восхвалениями императора (его фигура изображена более 80 раз).
Становление древнеримского искусства берёт своё начало в 8 веке до н. э., когда основными мотивами в зодчестве становятся этрусские способы планировки строений, каменной кладки и использования строительных материалов. 2. Капитолий оставался средоточием римской жизни при всех императорах. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VIII в. до н. э.
Римский форум. фриз храма в Поле и орнаменты алтаря Мира Августа). Среди выдающихся писателей Возрождения можно выделить Эразма Роттердамского (1469 – 1536), Франсуа Рабле (1494 – 1553), Мишеля Монтеня (1533 – 1592), Мигеля Сервантеса (1547 – 1616), Вильяма Шекспира (1564 – 1616).
важнейшим жанром в прозе становится исторический. Образцом для нее служили произведения греческой классической архитектуры. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Главной святыней Рима являлся построенный на Капитолийском холме (Рим был возведен на семи холмах) храм трех богов – Юпитера, Юноны и Минервы.
Древнейший тип римского храма – круглый. В числе главных памятников – форум Августа с храмом Марса Ультора (Мстителя). Он культивировал идеал простоты. История развивается рывками, последовательность рассказа не соблюдается. Все здесь напоминает о Вечности и должно свидетельствовать о силе и всемогуществе богов.
Она рассчитана на восприятие с разных сторон. Бетон обладал замечательной прочностью, но низкими художественными достоинствами, вот таким образом здания в Риме принято было облицовывать – покрывать сверху другим материалом. Возрождались философия и естествознание, литература и театр.
Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79-81 гг. ). Пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума. Сооружения вмещали до 3, 2 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений. Пантеон – храм или место, посвящённое всем богам («храм всех богов»). Цилиндрический объем перекрыт полусферическим куполом полусферическое очертание купол имеет только в интерьере, снаружи он выглядит абсолютно иначе.
Купол был подобен небосводу. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед и как знак освящения новых городов. Влияние востока чувствуется в роскоши отделки, декора, садов избыточности планировки. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побеждённых вражеских кораблей отсюда и название – ростральная колонна и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны – лавки ювелиров и золотых дел мастеров. Он был построен на южных склонах Палатина и служил театральным фоном для Аппиевой дороги.
В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. На воззрения римлян оказало свое влияние наследие этрусков, у которых божества не имели антропоморфного образа. – V в. н. э. ), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Бетон обладал замечательной прочностью, но низкими художественными достоинствами, вот таким образом здания в Риме принято было облицовывать – покрывать сверху другим материалом. с Приеной или Александрией).
Рим был торжественным символом государственной власти, как и позже, при папах. Для освещения в центре купола оставлено круглое отверстие диаметром 9 м. Здание снаружи необычайно массивно. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (11 в. ), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины ХIХ века. Адриановский классицизм однако— временное явление в развитии римской архитектуры.
Город имел регулярную планировку. Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. Распланировка зданий на Форуме отличалась сравнительной свободой. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (11 в. ), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины ХIХ века. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута.
Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Греки использовали древние приемы пропорционирования, но придали им свою соразмерность. В раннехристианских росписях катакомб символические изображения святых вообще не имеют связи с реальным миром. При создании портрета римские художники обычно отталкивались от определенного «типа», который затем наделялся специфическими чертами. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций.
Тарквинии Гордом, в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба. Триумфальные арки. К идее возведения Пантеона имел непосредственное отношение сам император Адриан (эта информация носит легендарный характер и, конечно, не доказательна, но и в таком виде она весьма красноречива). помещение, почерневшее от копоти, который выполнял священную функцию.
Наиболее ярко особенности английского Возрождения проявились в сценическом искусстве. Не только Рим, но и небольшие города, например, Помпей превращаются в I в. до н. э.
Искусство возносит власть на недоступную высоту, делает её божественной и вечной. Для этого возводились триумфальные арки, через которые победившее войско входило в город. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Хотя оно пользовалось достижениями эллинистического зодчества (с его разработанной пространственностью), все равно оно проводит в жизнь свою концепцию, с новым подходом к пространству и архитектурной форме. Пороки императора не были ни для кого секретом. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный щебень. до н. э. ) и на время ранней республики (V — IV вв. ), нам весьма мало известна. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны.
Идеология обожествляет императора и государство. Важную роль в римской жизни играла рыночная площадь – форум. Их цельные стволы вытесаны из темно-красного египетского гранита.
Т. н. Под ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, – имплювий. Римские исторические сочинения, как правило имели ярко выраженный пропагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим.
Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны. Не следует забывать, что вплоть до раннего периода Империи Рим вообще не являлся лидером в сфере культуры и искусства, следуя путями, которые проложили этруски, эллинизированные народы италийского полуострова (например, самниты, чьи города римляне со временем перестроили и превратили в свои). В отличие от древних греков мифология у римлян не получила широкого развития.