Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис.
В строительном деле средневековая традиция этого времени (клюнийская, цистерцианская) могла в частностях меняться под воздействием всесильного в средние века «духа местности», но ее основные планировочные, конструктивные и композиционные принципы повсюду оставались неизменными. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью.
Красота архитектуры портика не столько в его пролетах и арках, а в замечательной пропорциональности его частей их гармоническом сочетании друг с другом.
Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н.
Почти кубическое по форме здание, окруженное со всех сторон шестиколонными портиками ионического ордера, поставленными над широкими лестницами, хорошо гармонирует с природой. Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам.
Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень. В поздний период творчества Браманте в композиции дворца Ватикана (1503 г. ) ощущается повышенная декоративность, в известной мере предвещавшая появление стиля барокко. Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства. Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса. Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти.
Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Особой славой пользуется его знаменитая вилла «Ротонда» близ Виченцы, построенная в 1551 – 1567 гг. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов. Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.
Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. Новый стиль сильнее проникает в не храмовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций.
В. Жолтовский и его последователи). Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Одна в форме трапеции, обрамлена галереями. Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой.
Представителями ренессансной архитектуры были Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе в Витербо), Вазари (галерея Уффици во Флоренции), А. Палладио (виллы, базилики, театр в Винченце), Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе), Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме), Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции), Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме), венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. во многих европейских городах. К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи.
У всех этих типов кроватей в основании изготавливали цоколь имеющий достаточную ширину, чтобы выполнять функцию прикроватной скамьи. Некоторое время спустя дрессуар приобрел прямоугольную форму, был расчленен пилястрами или колонками на отдельные филенки и поставлен на ножки-стойки.
(И. Здесь работали великие архитекторы своего времени. Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи. В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий с совсем иным назначением, чем в Италии. Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио.
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Если для поколения Браманте это наследие являлось источником закономерностей, познание которых открывало путь для коренной переработке форм и дальнейшего глубокого и своеобразного развития зодчества, то для Палладио та же античность явилась также идеалом, который он пытался оживить, приспособив к требованиям своих заказчиков и к условиям своего времени. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась.
В Италии, кроме того, выделяется период Проторенессанса (предвестия Возрождения). Азбука, 2007 г. В XIII–XIV вв. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту.
Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др. 10).
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Внутри здание ратуши подверглось перестройке.
Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения.
Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. Храм Иль-Джезу (рис. Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон. Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати.
Вся совокупность явлений объективного мира, от капризов стихий до мучительной тайны смерти, объявлялась истиной, недоступной бессильному разуму смертных и поскольку земля считалась временным и постыдным местопребыванием человека, наблюдение природы и действительности считалось бесцельным. В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. Палаццо Каносса и особенно Помпеи представляют более строгие примеры веронских дворцов мастера.
Начало нового стиля было положено в Италии. Символика площади: ансамбль состоит из двух площадей. 12). Кровати были следующих типов: с балдахином, который поддерживали четыре тонкие стойки, украшенные резьбой, с задёргивающимися занавесями. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Это был прообраз современного секретера.
По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном). В пределах этих государств складывается внутренний рынок. Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются.
Возрожденческая живопись, хоть и вдохновлялась античными идеалами красоты, в большей степени развивалась самостоятельно, да к тому же и на основе средневековой католической иконописи. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. В творчестве Палладио ярко проявилось характерное для позднего расцвета гуманистической венецианской культуры отношение к античности. В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры.
Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки.
И здесь применен тот же мотив триумфальной арки, но истолкован он по иному и ордер связан со стеной теснее и органичнее, чем в Экуане. начало строительство 1440 г. ). Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг.
в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. Особенно богато декорированы локотники и их стойки. Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии».
Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения. Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения. В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи. XVI в., характеризуется преобладанием откровенно древнеримских мотивов над готическими и даже итальянскими эпохи Возрождения.
На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. человек, открывала перед ними широкие возможности.
ниже). 11). Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов.
Здесь уже выражен ярко индивидуальный почерк мастера с его пластичностью и внутренним драматизмом. К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники. Капелла представляет собой небольшой храм-ротонду, которая стоит на невысоком подиуме над криптой. Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом.
Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно. Творчество Микельанджело Буонаротти, с его редкостной способностью владеть синтезом искусств, характеризуется необычайной эмоциональной насыщенностью. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Это усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчих итальянского Возрождения, привело во второй половине XVI в. к стилю барокко (дословно: вычурный). Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий.
Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок. Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала.
Быть может, это объясняется тем, что годы его ученичества в Риме оборвались в самом начале подъема римского зодчества и что со многими его художественными достижениями и приемами мастер ознакомился уже позднее по внеримским работам Сангалло, Джулио Романо и других. Архитектор Элиас Холь. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным.
Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах -- расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий.
Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, — проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г). В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры.
Наряду с мистическими и мировоззренческими утопиями на проекты подобных городов влияли и практические соображения. в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. Реформация, хотя и не создавшая собственной архитектуры, открыла путь возрожденным формам языческой античности, в начале XVI в. хлынувшим через Альпы из Италии.
Прежде всего это касалось защиты города. Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса.
Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Плоды схоластики перестают удовлетворять тех, кто искал истину. Именно их исследования и положили начало ренессансной архитектуре, которая в дальнейшем получила распространение в разных странах.
Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них -- элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Оно открыло путь для широкого распространения техники фанерования, а вместе с ней и приёма украшения мебели интарсией и маркетри. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс.
Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера. В этот период в стране формировалось государство с сильной абсолютистской властью.
Выбранная автором готическая форма купола еще продолжала применяться в архитектуре Италии. Оживилась строительная деятельность в Париже. Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века).
В стране строились королевские замки и дворцы аристократии в смешанном стиле.
Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив. Вместо ордера, рассчитанного на высоту одного этажа, Палладио одним ордером объединил два верхних этажа, а позже стал «украшать» многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза. Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514). Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города. Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями.
В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии). Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. канделябра, о котором ранее уже шла речь. Но только к середине столетия создались предпосылки для более широкого внедрения классического стиля в архитектурную практику.
Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре. Проектом было предусмотрено возведение двух куполов.
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. По существу.
Уже с XIV в. университеты выходят из своей изолированности на арену идеологической борьбы.
Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу. Архитектура барокко в Италии. Подготовили почву для более решительных изменений.
Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы». Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи.
Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. Архитектура Аугсбурга развивалась под сильным влиянием итальянского зодчества. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. В декоре применяются орнаменты гротеска.
В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «. Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте. Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности. Развитие культурной жизни Италии в это время проходит под знаком выковывания буржуазной идеологии, создания новой гуманистической культуры.
Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Андреа Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570 г. ) высказал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. п. Развитая центра города в эпоху Возрождения условно можно разделить на три основных этапа. В конце XV в. вновь возрождается понятие загородной виллы, которая строится как целостный ансамбль.
Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. В частности, это влияние заметно в архитектуре классицизма во Франции в XVII—XVIII вв. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. Внезапно рушились стены привычного мира и раскрывшиеся необъятные пространства и красочные цивилизации далекого Востока и Нового Света решительно опровергли каноническое представление о безысходной замкнутости земной «юдоли печали и слез». Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.
Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (рис. Его фасады сильно выступают вперед и богато профилированы сложными оконными наличниками, разнообразными колоннами и пилястрами коринфского и композитного ордеров. Некоторые идеи были воплощены в жизнь. В области зодчества Милан был необычайно консервативен. VI.
Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась). Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини.
Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме). Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра.
Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу. К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу.
Понятие Ренессанс (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник Джорджо Вазари, написавший трактат Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г. ) Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева. Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре.
В поисках большей выразительности он настойчиво создавал новые композиции, образованные Удивительно цельной компоновкой элементов классической архитектуры, скульптуры и живописи. Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив. Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками.
Архитектура прошла периоды раннего (XV в. ), Высокого (конец XV – первая половина XVI вв. ) и позднего Возрождения (вторая половина XVI в. ).
Купол очень плоский, но он увенчан огромным фонарем, который визуально уравновешивает огромную массу купола. 15). Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно.
Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. На рубеже 14 — 15вв. Примерами могут служить памятники юго-западной Германии – так называемый Фрауэнхаус в Страсбурге и замок в Штутгарте с замечательными трехэтажными галереями, окружающими внутренний двор.
По его проекту пятиугольный в плане феодальный замок, построенный по проекту архитектора А. Сангалло-младшего, был перестроен в изящный загородный дворец, вокруг которого создается целый садово-парковый ансамбль. В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х. де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera 1530-1597 гг. ), в Испании. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444--1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Во Франции архитектура Возрождения получила развитие с начала XVI в. до 70-х годов.
Здание окружено колоннадой тосканского ордера. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня. В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила.
Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность. Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве.
В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Одним из классических примеров в области градостроительства того времени является Версаль.
Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели.
Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис.
В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. В итоге проект собора претерпел изменения.
Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов.
В эту эпоху во флорентийских жилищах были весьма распространены пристенные скамьи для сидения, представляющие собой тот же сундук-ларь, к которому приделывалась высокая глухая спинка иногда расчлененная пилястрами. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу.
Двери обрамляют наличниками и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. В идеальном городе эпохи Возрождения обязательно присутствует большая площадь для карнавала, городской собор и палаццо публико – дворец общественных собраний. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. Петра.
Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений.
В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. Метопы украшены эмблемами папского достоинства. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес».
В городах зарождались ростки гуманизма. В первой трети XVI в. в архитектуре Франции заметно еще влияние готики.
Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. Крышка сундука изнутри покрывается росписью. Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений.
Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло). Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся. Эти пространства были как бы взаимно связаны. Колоннады как руки – охватывают человека и увлекают к собору. «Десять книг о зодчестве» Альберти, «Четыре книги об архитектуре» Палладио, «Правило пяти ордеров архитектуры» Виньолы, труды Леонардо да Винчи теоретически обосновали и закрепили успехи архитектуры ренессанса. Во всей композиции фасада чувствуется отпечаток классического совершенства. Микеланджело усилии массивность устоев и стен.
Первой очередью этого строительства было здание, начатое Леско и Гужоном по заказу Франциска I и законченное в царствование Генриха II.
представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции. Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс. Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих. Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи. Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой.
Главный фасад собора также был выполнен в стиле барокко. Здесь сохранилось много прекрасных образцов зданий в стиле Ренессанс. Общие очертания ансамбля ассоциируют с ключом, который получил святой Петр от рая. Капелла увенчана куполом с фонарем.
В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму. Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Виллы и дворцы, церковные сооружения – основные работы этого выдающегося зодчего. 1). Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность.
Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Вторая имеет форму овала, оформлена колоннадами.
В середине 15-го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы.
Жизнеутверждающий гуманизм сочетается в нем с чертами трагичности, порожденными характерной для Франции противоречивой сложностью возникновения нового исторического этапа. В оформлении спален применяют драпировки. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе. VI. Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность.
Петра в Риме с симметричной композицией: в плане – это объединение квадрата с крестом. Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру. Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. Различная трактовка родственных в своей основе элементов и продуманная сценически эффектная смена перспектив, последовательно раскрывающаяся сквозь павильоны и завершающихся обнесенным стеною садом, составляет особенность этого ансамбля, явившегося важным этапом в развитие глубинных пространственных композиций.
Столь патетичных дворцов не строили себе иные короли. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. 5).
Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий. В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами — пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти.
В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ). Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра.
В плане здания архитектуры Ренессанса имеют чаще всего прямоугольную форму с осевой симметрией и модульной пропорцией. Сооружение венчалось мощным карнизом. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей.
VI. 4). Тем не менее, для интерьеров периода Раннего Возрождения в Италии характерны простота, ясность и даже безыскусность их решения. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. Позднее убранство рустами сохраняется лишь в обработке цоколей и на углах зданий. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески).
Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. Марка, палаццо Корне). В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. Таким образом создается плоский узор на плоском фоне. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. VI. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну.
В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато дАнджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante. Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. Имя архитектора, создавшего этот дворец, к большому сожалению, остается неизвестным.
В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники вазы из меди или керамике (фаянс, майолика) декоративную посуду ставят на полки. Основные архитектурные произведения этого периода: купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Воспитательный дом и капелла Пацци (все построены Брунеллески во Флоренции) палаццо Медичи-Риккарди (архитектор Микелоццо) и палаццо Руччелан, построенное по проекту Альберти. Во многом они были сходны с более ранними домами. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. VI. 2).
Построена в 1615 – 1620 г. г. Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки.
Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca). Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность.
был построен дворец Ручеллаи, отличающийся относительно сдержанной обработкой фасадов (рис. В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии.
В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха. Строительство всего комплекса дворца, города и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в. Главным композиционным центром являлся королевский дворец, перед которым расположена громадная площадь (площадь Армии). Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). Грандиозный купол храма возводился после смерти Микельанджело (1564 г. ) по его рисункам.
6. 2). Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом.
Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу. Последний этап – позднее Возрождение – связан с именем Микеланджело. Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис.
Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Автор фасад – Карло Мадерна. В монастырской Европе романское искусство, как уже говорилось и не могло иметь национального лица. Делаются столы облегченной конструкции, столешницы которых украшаются маркетри, а также круглые столы, стоящие на одной, обильно украшенной резьбой, тумбе-опоре. Однако общий характер сооружения был сильно изменен.
Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций.
Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью. На высокой спинке, выше головы сидящего, вырезается герб владельца кресла, обрамленный тонким венком. Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками.
Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево. В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. Однако вся композиция с обилием жестикулирующих скульптур и портиков придает ложную многозначительность владельцу виллы Ротонда, основной добродетелью которого был крупный капитал. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием.
Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль. Ратуша знаменита своим Золотым залом с настенной росписью и высокохудожественным кассетными потолком.
– studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного. План базилики происходил от римских залов собраний. Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции. Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла. Пятнадцатый век был временем кристаллизации национальных государств. Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви.
Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. Возникавшие новые типы городских зданий и их художественная характеристика основывались на классических архитектурно-композиционных принципах и новой строительной технике. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб.
И подлинным назначением этой виллы мог бы быть дворец пионеров. башни соборов и ратуш. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм.
гротески, т. е. Разлагающее влияние феодально-католической реакции, политический застой и экономический упадок, охвативший Италию в 16 столетии, меньше, чем где либо, сказывались в Венецианской купеческой республике, которая, правда, постепенно утрачивала былое могущество, но все еще сохраняла открытый праздничный уклад жизни и гуманистическую атмосферу. С развитием письменности развивается общенациональный язык каждого народа.
В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). К архитектуре Ренессанса относится замок в Фонтебло (Chteau de Fontainebleau), Ане (Chteau dAnet), Тюильри (Tuileries) архитектора Филибера Делорма. Петра в Риме. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения.
Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада.
Рельеф рустов понижался с увеличением этажей. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. С другой стороны дворца расположен парк.
Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ.
Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар (резной шкаф для посуды), поставец (невысокий шкаф с полками), кассоне (сундук-ларь). В то время как другие страны ещё переживают готику в её последнем периоде, в Италии складываются новые культура и искусство, основанные на концепциях и формах античности. Зарождение капиталистических отношений на рубеже XIV – XV вв.
курульные кресла. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы.
К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. (Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана). Для его интерьеров характерен контраст белых или слабо тонированных оштукатуренных стен с гладкими или рельефными архитектурными членениями из серого камня. их масштабной мерой становится человек. Здесь работали знаменитые флорентийские архитекторы Бенедетто и Джулиано да Майано, которые вначале были резчиками-мебельщиками.
Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ). В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии.
VI. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Важное градостроительное значение имел построенный Амманати мост Санта Тринити во Флоренции, переброшенный через Арно тремя пологими изящными арками и украшенный скульптурой. Формы античного мира сначала проявляются в архитектуре итальянских городов, в интерьерах зданий.
Да и как можно вообще говорить об этих системах в Италии, если не условно. В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н. Этот храм, построенный Браманте.
В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию.
В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция).
Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу.
Известным французским теоретиком и архитектором был Жан Бюллан, также побывавший в Италии и написавший трактат о пяти архитектурных ордерах. Тяготение к живописности архитектурного построения, типичное для немецкого искусства не пропадает и в этих зданиях, а сосуществует в них рядом с упомянутыми чертами.
Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Около 1502 г. по проекту Браманте в Риме возводят поминальную капеллу на месте мученической смерти апостола Петра.
В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). Сундук начал утрачивать характер простого ящика. Но, такой подход, вероятно, наскучил и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией. Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев.
Венеция, в которой проживало 125 тыс. Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца. Руст, рустовка, рустик (от лат. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора.
Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы. С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (chteau dcouen – ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (chteau de Blois) во Франции.
На фасаде – двуглавый черный орел – символ Вольного Имперского города, а на фронтоне – шишка пинии (итальянской сосны) – напоминающая о Древнем Риме и истории города Аугсбург, которому исполнилось 2000 лет. Самые значительные из архитектурных работ Бюллана — замки Экуан и Шантельи. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания.
Потолки стали делать под античность. Фактически она отбросила основную часть архитектурных достижений (что, конечно, не касается технологии строительства) Средних веков. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора.
С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. В симметричных точках овала размещены фонтаны, а в центре площади обелиск. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции).
Этот стиль захватил все страны Европы. Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). VI. 5). Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Колонны, пилоны, пилястры, архивольты, архитравы и своды являются основными элементами, которые ренессанс использует и создает их различные комбинации.
Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. Архитектурное решение храма Иль-Джезу создало новый тин храмового здания, который впоследствии стал основным для церковной архитектуры эпохи барокко. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид.
виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов и Вестфалии (группа вестфальских замков). Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки.
Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии.
Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм. Этот город был основан Людви-ком XIV в качестве королевской резиденции. С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех. Альтенбургская ратуша, часть Кельнской ратуши (Klner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss), Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.
3), построенный по проекту зодчего Мике-лоЦцо ди Бартоломео в 1444—1452 гг. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера.
Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Стены сословной исключительности дали трещины.
VI. 16). Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго реликты средневекового исчезают искусство полностью базируется на классических принципах.
Фронтон (от лат. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). В комнатах той поры располагалось только самое необходимое. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо.
чертозскую мозаику. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе.
по заказу фактического правителя Флоренции Козимо Медичи (в XVII в. дворец был продан семейству Рикарди). Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Желание зодчих, работавших в 15-16 веке, направить строительство на путь следования древним формам и приемам выразилось в воспроизведение декоративных элементов и ордерных средств.
предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Изображения были почти монохромными, без оттенков.
Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики). Вынос карниза здесь значительно уменьшен. В первом этапе, относящемся к XIV—XV вв., преобладающее зпачение имеют торговые площади. Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания.
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. 33а). а также Дом гильдии стрелков в Антверпене. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. дворцы или палаццо, предназначавшиеся для жилья и торжественных приемов.
Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство. Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения.
Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Лаконизм и скупость архитектурных форм при мастерском проведении единой архитектурной темы придают этому сооружению большую выразительность. Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии.
Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. VI. 9). В 15 и даже в 16 вв. В 15-16вв.
Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. Личные дворцы постепенно начинают приобретать элементы общественных зданий, где проводятся важные дипломатические переговоры, парадные балы. Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр.
Правда.
Филиппо Брунеллески в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420 – 1436 гг. ). Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня.
Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии. В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. В силу неравномерности эволюции западноевропейского феодализма и под влиянием местных условий отдельные государственно-политические образования Европы подошли к своему «возрождению» XV—XVI вв.
Центром архитектуры становится резиденция пап – Ватикан, Рим. VI. 8). Частные дома стали важными постройками в поисках новых архитектурных форм. Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Архитектура Высокого Возрождения.
Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы. Старая Ратуша – одно из самых красивых светских строений эпохи Ренессанса. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой. Однако можно проследить и некоторые общие признаки.
После разграбления Рима в 1527–1528 гг. Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа.
Ларцы обычно богато декорировались. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму.
В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. мастерам. Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Это говорит нам о том, что основной стороной жизнедеятельности горожан в этот исторический период была торговля.
Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой.
Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Браманте перестроил также маленькую надгробную часовню Сан Сатиро — 9 век, у северного конца трансепта, превратив ее из крестообразной постройки в круглую с нишами и пилястрами, образующими свободный ритм, подчеркнутый светотенью.
В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение. по проекту Джулио Романо. Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. Примером замкового строительства этого периода может служить королевский замок Шамбор в долине реки Луары, построенный в 1519—1559 гг. Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. От нее начинаются три лучевых проспекта, образующие основные композиционные оси города.
Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое. Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий. 6). Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. Она стала образцом нового архитектурного стиля.
Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись крупные русты. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Здания приобретают монументальный, величественный облик. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может. Сооружения Браманте отличаются чистотой линий, гармоничной уравновешенностью, удивительной легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором (особенно в Темпьетто) в виде колоннад, развитых карнизов и пышных капителей.
Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539). Его последователями были Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого – Фарнезинская вилла и палаццо Массими в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини во Флоренции, Антонио да Сангалло построивший палаццо Фарнезе в Риме.
VI. 7). Помимо собора Св. Такова декоративная композиция палаццо Перфеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты.
Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля. Столовые были, в общем, не известны.
Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530). Искусствоведы считают, что Ренессанс начался в 1401 г. В этот год мастера из Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi. 1377 – 1446 гг. ) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi. около 1386-1466 гг. ) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен.
По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения. VI. 6). Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Хотя готика была в основном созданием мастеров Иль-де-Франса, в XIII в. ее не рассматривали как национальную архитектуру Франции и термин «opus francigenum» подразумевал место ее происхождения, а не национальный характер. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами.
Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания. Здание завершено единым ордерным карнизом. Здание XV в., перекрытое сомкнутым сводом, Палладио окружает двухъярусными галереями, придавшими ему открытый гражданский характер. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи.
войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати. В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может.
разновременно и своими собственными путями. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими.
Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения. Это и называется маньеризмом. Раннее Возрождение проложило путь Высокому Возрождению.
Богатый и сильно развитый скульптурный фриз и балюстрада увенчанная скульптурами, помогают верхнему карнизу объединить оба этажа в единую архитектурную композицию, непревзойденную по праздничному великолепию и торжественности. Работы по перестройке старого парижского дворца замка начаты с сороковых годах 16 столетия, продолжались в последствие до 19 века включительно. Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора.
Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций. Это могли быть большие виллы, расположенные в сельских поместьях или маленькие виллы, построенные среди виноградников и садов неподалеку от города. VI. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение.
Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей. При всем этом формы даны чрезвычайно измельчено в результате крупное здание утрачивает масштаб монументального сооружения.
Даже много позже предметы обстановки богатых домов и палаццо были всё ещё немногочисленны и, большей частью, размещались вдоль стен просторных помещений. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна. Петра в Ватикане (рис.
Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах – расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. Палаццо Бекилаква в Вероне — характерный пример этих сооружений.
В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Петра в Риме. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой. В эпоху Ренессанса (15-17 вв. ) громадные сооружения средних веков сменились зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения. Над опорными колоннами размещены барельефы спеленутых младенцев, выполненные выдающимся флорентийским скульптором Андреа делла Робио.
Ему принадлежит проект собора св. Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность.
Конструкция купола собора Св.