Они являются первыми отражениями архитектуры буддизма, которые возникли даже раньше, чем буддийские храмы. Идеи буддизма о призрачности жизни и всего земного, о бесконечных перерождениях и другие воплотились в буддийской мифологии, народных притчах и сказаниях, в философских трактатах, в музыке, в пластических искусствах и культовой архитектуре. В ходе исследования истории развития архитектуры буддизма проведен анализ и корректировка фактических результатов, разработаны доклады и тематические презентации, представлены студенческие рисунки, разработаны чертежи изготовлен макет дацана. 3) Определить влияние буддизма на архитектуру дацанов республики Бурятии, показать, с чем связаны ее различные элементы.
Буддийская архитектура сформировалась в Южной Азии начиная с третьего века до н. э. С ранним буддизмом ассоциируются два вида сооружений: вихары и ступы.
Вот так, последовал ответ Победоносного. Вся постройка держалась на этих четырех взаимосвязанных элементах: база колонн, наклонная крыша, черезстрочные перекладины, отделка кровли. По форме к бирманскому типу ступ близок тайский тип – теди в англоязычной литературе чеди. Специальная глава (XVII) Махавамсы посвящена описанию прибытия на Шри Ланка священных останков Будды и воздвижению ступы.
Обычно видят главный интерес пещерных чайтий в том, что они носят на себе следы своего происхождения от деревянных построек (рис. 72 и 73). зданий. Была добавлена терраса, балюстрада, крытая галерея для совершения прадакшины (ритуального обхода в буддизме). Большинство этих ступ внутри (на потолке и по бокам на стенах) содержат мандалы, в которых комбинируются тысячи фигур в форме фресок и скульптур.
Явно, что колонны были собраны отовсюду и даже камни в основании здания были взяты из различных, более древних построек. В монастырях создавали множество изображений бодхисаттв – вечно юных существ, достигших высшей ступени святости, посвятивших свою жизнь людям, пытающимся найти путь к спасению. Цокчен-дуган строился в центре двора, сумэ и дуганы располагались вокруг Цокчен-дугана. Теперь ты знаешь о великой силе нравственности. Их сочетание выдержано гармонично, представляя синтез именуемый сахития (См. : Art and Architecture of Ceylon (Polonnaruva Period), Сolombo, 1954, р. 29. ).
Они ярко раскрашены и поражают посетителей размерами. Во время празднеств в них располагаются на ночлег приезжие гости. Между фигурами животных изображено Колесо Закона, символизирующее учение Будды. Ступа сделана из кирпича, а внешне облицована камнем. Во время его правления возводятся дворцы, буддийские ступы и стамбха (колонны, на капители которых сделаны фигуры). Согласно, например, Чулавамсе (76. 104-106) царь приказал восстановить Ратанавалукачетию (Махатхупу или Руванвелисаю).
С функциональной точки зрения необходимости в нем не было. Прототип вахалькад усматривают у ступы в Амаравати (Индия, штат Мадрас) II в. Там они служили платформами для пяти свободно стоящих колонн (ариака), являвшихся объектом поклонения. Над ней поднимаются пять квадратных террас с коридорами по краям. Эта наиболее мистически-сокровенная и недоступная для прихожан часть была вознесена на предельную высоту. храмового стр-ва характерен особый тип планировки храмового комплекса. В кит.
В третий день перестает пить воду. Чиангмай) охраняют драконо-подобные змеи наги. Уняа имитируют стропила для каркаса черепичной кровли кит. 24-25).
На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Оно подготовляется обильными скульптурами перед входом (см. Открытая в 1934 г. в Михинтале Кантакачетия (см.
Будда предостерегает тех, кто решил следовать его примеру избегать самоистязаний и самопотаканий. Деревянной конструкции был, по всей вероятности и Лохапасада- медный дворец, построенный согласно традиции при царе Дуттхагамани, но к настоящему времени от него сохранились лишь каменные столбы, которые были воздвигнуты уже много позднее (См. : Нistory of Ceylon, р. 261. ). Методы исследования: В работе использованы общенаучные и конкретно-исторические методы. Это превосходная в пропорциях ступа, на тройном круглом ступенчатом основании. Некоторые ступы лишены внутреннего пространства их называют чети, другие – пранги.
В Карле находится уникальный пещерный храм, высота и ширина которого составляет 14 м, длина – 38 м. Он украшен многочисленными скульптурами и ступами. Степы храмов расписаны на темы из поэмы «Рамакиен» и «Джатак» живописцами используются также сюжеты из мифологии, астрономии, медицины, географии встречаются даже сцены из «экзотической» западной жизни, европейские пейзажи и т. д. Буддийские архитекторы королевства Сукхотхай – периода, ознаменовавшегося первыми реальными попытками объединить тайские народы, – ориентировались на традиции кхмерского и монского зодчества. Его основу составляет пещерность внутреннего пространства (рис. 74, 75, 81 и 82), которая диаметрально противоположна легким позитивным сооружениям в пространстве природы из которых развились пещерные чайтьи.
На огромном кубе, сделанном из металла изображены «глазы Будды». Поверхность ее покрывалась толстым слоем белой штукатурки (подобной индийской чунам), которая тщательно полировалась до блеска иногда детали покрывались краской и золотились. Буддизм реализует самый простой и прямой путь к счастью – в упор не видеть несчастья. Конечно, Жозеф Монье — лишь один из тех, кто внес вклад во внедрение этой технологии.
Например, в Пурушапуре (Пешавар. «Все, что нужно сделать, – это протереть глаза». Ее окружала специальная каменная стена (Чулавамса, 73. 61). В мировом масштабе буддизм получил распространение в XX веке, благодаря расширению межкультурных связей, миграционным процессам и деятельности буддийских миссионеров. Прозрачная одежда угадывается по легким складкам, падающим по бокам. Обе ступы построены целиком из кирпича.
Со ступой связывалось представление о сохранении мощей Будды и его учеников дом дерева Бодхи был связан с поклонением священному дереву Бодхи, под которым, согласно традиции, Будда достиг просветления и ветвь которого будто бы была доставлена на Цейлон в III в. до н. э. дом останков предназначался для хранения останков Будды и его верных последователей (кроме телесных останков объектами поклонения являлись и личные предметы этих буддийских проповедников) дом образа служил помещением, где находились скульптуры Будды дом упосатхи предназначался для проведения основной церемонии – упосатхи дхаммасала – дом дхармы являлся помещением, где собирались монахи и верующие миряне для проповедей. Новый подход способствовал разнообразию монументальной скульптуры — Будду теперь уже изображали в роли проповедника, окруженного группой респектабельных лиц (выдающихся монахов, бодхисаттв, богоподобных царей, воинов). Высота дагабы-19 м. В зените основного объема дагабы возвышается квадратная в плане надстройка (хатара-ко-тува) и на ней – кольчатый шпиль с семью делениями, означающими символические зонты.
Черезстрочные перекладины были в свое время инновационным приемом поддержания скатов кровли и своего рода концепцией дизайна интерьера храма, призванного некоторым образом влиять на сознание верующего своей грандиозностью. В центре ступы устанавливается Древо жизни – «центральный стержень».
Дуганы красились в желтый, красный и белый цвета. Ввиду того, что Руванвелидагаба переделывалась, особенно сильно начиная с последней четверти XIX в., судить о ее первоначальном облике возможно разве только по миниатюрной дарственной ступе, поставленной на террасе Руванвелидагабы. Например, Индикатусаядагаба в Михинтале. В тибет. Классический образец храма северного типа – Сиенгт-хонг в Луангпрабанге.
О дворцах, которые были в основном из дерева, мы знаем из описания хроник. «Вост» элементы бур. Камень почти полностью заменил дерево в строительстве колонн. Боробудур олицетворяет гору богов, которая является центром Вселенной.
Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Необычно выполнены ограда и забор. «Масса», о которой мы говорили в третьей книге, слишком деликатное выражение. Культура Бурятии представляет собой единение культур народов Азии и Европы.
В дацанах появились свои скульпторы, архитекторы, чеканщики.
Крутая лестница ведет на первый ярус башни около ее угла. Так, в храме медицины – манпа-дугане или акпа-дугане встречаются преимущественно изображения божеств медицины (Будда Врачевания, Бхайшаджьягуру) или идамов тантрийских систем. Большинство ступ в период VIII-IX вв. возвышенности хорошо сохранился за исключением входной которая, части почти разрушена. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов.
Любое наблюдение внешнего и внутреннего мира возвращает нас к уму. Бык (знак зодиака Гayтaмы) символизирует рождение, цветок лотоса – медитацию, колесо и олень служат аллегорией первой проповеди, ступни намекают на реальное присутствие Будды и обозначают духовный след, оставленный Учителем на земле, ступа – вхождение в нирвану.
Фактически в этот период большинство бур. Так, Великий Исход всегда обозначается конем без всадника, выходящим из городских ворот.
Буд. Из Индии ступы, несколько видоизмененные, проникли и в другие страны. Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей. Соответственно разделили синтоистские и буддийские центры.
Иногда вся передняя стенка, закрывающая пещеру, сделана из дерева (рис. 77). Один цикл от другого отделяют колонны, двoрики, ворота, не нарушающие общей панорамы. главным украшением пещерных храмов служила живопись. 10, 11).
С стороны четвертой, открытой для входа, ставилась воротами с ограда. Внутренность чайтьи сознательно затемнена. Подход к нему идет по короткой лестнице, по сторонам которой вначале стоят стелы с горельефными стражами врат (дварапала) в виде нагарад-жей. Абака (плита на капители) украшена рельефными фигурами слона, льва, лошади и быка, символизирующих четыре стороны света. Один построил Нишшанкамалла около водоема (Львиный трон из Канди, на котором восседал царь, находится теперь в Музее Коломбо).
Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. соч., стр. В некоторых из них могут принять участие все желающие.
повинностей лама Навак-Пунцук (тибетец по рождению) был объявлен главным утверждалось количество дацанов (11) и штатных лам (150). Таков, например, храм Шива Девале 2 (В Полоннаруве два храма Шива Девале, перенумерованные археологами ( 1 – более поздний и 2). ), самый ранний памятник архитектуры в этом городе (первая половина XI в. ).
Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. н. э. ). Согласно Махавамсе, Нишшанкамалла украсил четию золотым конусом. На стволе были изображены цветы и ряды четвероногих животных и гусей (XXX. Одной из древнейших считается ступа в Санчи (Центральная Индия, 250 г. до н. э. ).
В Махавамсе сохранилось очень интересное описание торжественной закладки ступы при царе Дуттхагамани. Относительно вопроса о том, кто в действительности изобрел железобетон. Общая высота медного дворца достигала примерно 37 м. Археологи считают, что прототипом его мог служить скальный монолит Дхармараджаратха в Махабалипураме (Индия, штат Мадрас).
Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени. 12). Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья. Так и с архитектурой.
Чтобы исправить это положение, существует обряд вывешивания ритуального флажка «хии-морин». Перед стеной находился глубокий ров. Для таиландской культовой архитектуры характерны храмовые ансамбли.
Внутри ступы находится камера для хранения урны с пеплом и других священных реликвий. статуй Для сидящего Будды характерны четыре позиции канонические ладони и пальцев: дхьяна-мудра (истины познание в глубокой медитации, кисти рук одна положены на другую ладонями вверх на скрещенных ног ступнях), абхайя-мудра («подойди ко мне страха без», правая рука, согнутая в локте, ладонью приподнята вперед в вертикальном положении пальцев), мудра-бхумиспарша («касаюсь земли в знак клятвы»), чакра-дхарма-правартана-мудра (провозглашение учения «Закона Колеса», согнутые кольцом указательный и большой правой пальцы руки соприкасаются со средним пальцем руки левой). Историко-культурный ареал распространения буддизма охватывает преимущественно народы, населяющие Азиатско-Тихоокеанский регион: Южную, Юго-Восточную, Восточную, Центральную Азию, Дальний Восток и Сибирь (Забайкалье). В плане он повторял бывший дворец этого царя в Пандувас-Нуваре (Паракрамапуре). Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». В позднем Средневековье в Центральном и Южном Таиланде были распространены храмы с высокой боковой стеной (храм южного типа) появились.
Огромная полусфера поражала сияющей чистотой и блеском. Скупое и изящное обрамление подчеркивает чистоту поверхности фасадной стены. Верхняя часть ступы сотносится с третьим сосудом – арупалокой, состоящей из 4 уровней. строительная техника и конструкция деревянного сруба здания. Другой зал Совета расположен в пределах цитадели. Гробницы в скале наподобие тех, что в Юнкан в китайской провинции Шаньси, часто называют «пещерами тысячи Будд» (определение, указывающее на их отличие от храмов в узком смысле слова) имея в виду ряды каменных Будд, отчеканенных на склонах обрывов.
Памятники этого типа, относящиеся к добуддийскому (обычно называемому брахманистическим) периоду, разбросаны по всему востоку страны и проникают далеко в глубь ее. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов.
Замечательна прорезная изгородь, окружающая ступа в Санчи (рис. 70). 19 в. – Цугольском и Агинск. Миллионы людей черпают вдохновение из сокровищницы буддийской мысли. дацанов.
Число 108 – священное число во всех странах буддийского мира (108 томов содержит «Ганджур», 108 зерен содержится в наиболее распространенном варианте буддийских четок). Предание говорит о том, что обычай строить ступы восходит к самому Будде Шакьямуни. Но это абсолютно не раскрывает главный секрет: как научиться получать от архитектуры «величайшее наслаждение». Это соответствует религиозно-символической концепции, определившей композицию бур. Хроника указывает, что здание было в девять этажей и в каждом сто комнат с окнами.
Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. В оформлении «тибет» кровли пояс карниза, фриза обшивается деревянной доской – хэжим, на к-рую крепятся толи или тобируу – точеные деревянные полушария имитирующие торцы балок перекрытия. В Полоннаруве самая обширная дагаба была построена при Паракрамабаху – Дамила тхупа (дравидийская ступа). Результатом является понимание того, как могут страдать другие живые существа.
Каменные столбы сохранились у Медиригиридагабы и Тхупарамадагабы. В качестве ступы выступать может как природный предмет (дерево, углублением с камень и пр. ), так и искусственное сооружение, различные которого части символизируют все фазы движения пути по Будды к Просветлению и преодолению этого мира. Кроме того, в стенах делались небольшие ниши, где обычно помещались статуэтки Будды. – 1 век н. э. ) в Санчи, штат Прадеш Мадхья.
Эти буддийские ритуальные сооружения четко установленной формы воздвигались над мощами Будды или святого. В отличие от ботов, виханы не отделяются от остального пространства пограничными камнями. 2).
Дж. К декоративным (не конструктивным и техн. ) символическим элементам относятся и такие детали, как бантаб – резной рельефный раскрашенный брус стилизованных лепестков лотоса, гурби – фасонный брус для обшивки карниза, бадма сэсэг – цветок лотоса, вырезанный из тонкой дощечки для установки на филенках или косяках дверей, капителях колоны и т. п. По некоторым данным, в 1701 г. в Забайкалье было 11 дуганов – передвижных храмов первый стационарный храм, Цонгольский (Хилгантуйский) дацан, был построен русскими плотниками в середине XVIII веке и получил название Балдан-Брайбун в честь тибетских монастырских центров.
Но для посещения любого другого требуется путешествие. Всего в стене 108 ступ. Вход в этот круглый храм в Медиригирии ведет с северной стороны по двухмаршевой лестнице монументального вида и состоящей из 27 каменных ступеней. Он обращен ко всем людям вне зависимости от социального происхождения, национальности и религиозных убеждений.
Наружная ограда (со столбами) украшена двумя поясками рельефных фигур в верхнем фризе изображены карлики – духи природы, в нижнем – львы. Храмы Нагара, построенные на севере, как правило, несколько меньше таких же на юге. Marcus Fernando, Ancient City of Anuradhapura, Colombo, 1956. ).
Все сооружение поднято на широкую круглую платформу, на которую ведет лестница (илл. В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Облицовка из известняка, применявшаяся в древности, здесь отсутствует.
В центре полушария расположена ступы кубическая камера с реликварной урной. Буд. и кит. соч., стр. Изгородь с обходом вокруг ступа, как в Санчи, является первым этапом этого развития. Хии-морин (воздушный конь, конь-ветер) – космологическая икона, связанная с буддийской астрологией.
К их основным украшениям относились: золоченая кровля и надкрышные украшения в виде золоченых цилиндров – ганджиров, с выгравированными на их поверхности мантрами шрифтом ланчжа или изображения птицы гаруды, пожирающей змей по обеим сторонам этих фигур могут стоять попарно изваяния победного знамени дхваджа (жалцан) и драгоценности – чинтамани. Актуальность темы исследования. Сингальские ступы больше индийских, но гораздо меньше украшены (например, по сравнению со ступами в Санчи и Амаравати (См. : Реrсу Вrown, Indian Architecture (Вuddhist and Hindu), Вombay, 1942, р. 201. ).
От деревянного дворца царя Чендрагупты остались только развалины каменных колонн. Порой только гигантские прахеди (ступы – хранилища буддийских реликвий) свидетельствуют о размерах и планировке обращенных ныне в развалины и исчезнувших городов. На фасаде воспроизведены в камне килевидная арка над входом, выступы балок и даже ажурная решетчатая резьба. Наиболее древние ступа возведены из кирпича. Затем идет балюстрада с фигурой фантастического макара. до н. э. на основе проповедей индийскогo царевича Гayтaмы Шакьямуни, прозванного Будцой, что означает Просветленный.
Потакание слабостям низко, самоистязание – сумашедствие, обе крайности бесполезны. В первый день человек перестает есть мясо. Верх. Наконец, вдохнете аромат, точный предсказатель вкусовых впечатлений.
Ее высота до сломанного навершия – 24, 4 м. Эта ступа поставлена на тронной террасе (песава). Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. Это «святая святых» храмово-монастырского комплекса, а зачастую и самое красивое здание на территории вата.
символы). Нужно подойти к реальному зданию, чтобы почувствовать вкус. Несмотря на перестройки, основной вид сооружения сохранился.
О наличии архитектурного стандарта можно судить по некоторым архивным документам, в них, например, о Эгитуйском дацане сказано, что его строили «по образу всех вообще бур. При этом наиболее почетным считался желтый цвет. Впрочем, сравнение с едой немного принижает скорее это похоже на дегустацию хорошего вина. одежды Будда в гандхарской пластике обычно коренаст, плотен, с широкими круглыми плечами.
цв. Это граничит с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Квадратная хатара-котува и шпиль очень пропорциональны. Это небольшие ответвления от тройного основания (тримала) ступы.
Храмовые ансамбли включают также многочисленные ступы. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. 21) и Шила Поккхарани (кумара покуна) в бывшем дворцовом саду Паракрамабаху I, купальня известная как непрестанно пленявшая царя. Сопоставляя сведения Махавамсы с тем, что установлено археологическими исследованиями остатков здания, можно восстановить следующий облик постройки.
Названия ордеров, формы деталей, символические значения — это что- то вроде рецептов в кулинарной книге. Помимо обязательных фигур Будды во многих храмах в изобилии имеются скульптуры: статуи стражников (демонов или животных) у входа в храм, ряды пляшущих обезьян, птиц и демонов, опоясывающие основания построек. культового зодчества. Наконец, настало время упомянуть о самом главном «не так».
Ночью царевич. Паракрамабаху I также вел большое строительство памятников (в том числе архитектурных), буддийских по своему характеру. 35). Древнейшие сооружения с прадаксиною (дорожкой для обхода) вокруг обожаемой ступы несут на себе печать влияния ранних буддийских верований из Индии. Согласно Махавамсе (X.
Позднее статуи Будды стали строго в делать фронтальном положении фигуры и головы. Но даже в XVII – XVIII вв. Они построены из камня в технике деревянного забора. Главную стену окружали еще три другие стены (См. :W. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях.
Так же при Ашоке было воздвигнуто около 80 тыс. Дорогой друг.
Во 2-й пол. Хии-морин символизирует психическую энергию человека. Главное здание дацана называлось Цокчен-дуган (цокчен-дацан) — «дом всеобщего собрания». власти были крайне неблагоприятны для ее развития. Многие ступы окружались четырехугольным двором и строились на четырехугольном или восьмиугольном (двойной квадрат) основании. I – II, Sarnath and Calcutta, 1936.
Об этом сообщает Махавамса (XV. Вокруг дерева, статуи и других объектов делались ограды со специальным входом: такое сооружение называлось бодхигхара (дом Бодхи). На шпиле три зонта, это атрибуты царских церемоний, обозначающие три драгоценности буддизма – Будду, Сангху (общину) и Дхарму (учение). Это были ложные двери, символизирующие врата во вселенную (См. : Е. С. С е м е к а, указ.
На каждой ступе имеется надпись, на чьи средства он сооружен и чему посвящен. 15). Форма ступы представляет собой полусферу, которая строится из кирпича или камня.
монастырским ансамблям. Третий этаж всегда отводился под часовню гения-хранителя. крыши.
Прямоугольные здания ботов обычно окружают восемь камней – байсемы. Своеобразие ступы состоит в том, что на ее верхней площадке поставлена вторая, меньшая ступа имеющая спиральную лестницу вокруг купола. Возникновение буддизма с eгo традицией ритуального обхода по часовой стрелке вoкpyг «дерева мудрости» продиктовало появление новых архитектурных форм. Другой рукой и левой ногой она обвивает ствол дерева.
Торцы брусков раскрашивались масляной краской. Хотя 2151 и 3-этажным стали делать ср. Тем не менее идеи и ценности буддизма не потеряли своей актуальности и в настоящее время. сложились основные черты собственно кхонтайского стиля, Хотя и сохранились некоторые различия в облике сооружений западной и восточной частей страны. Из описания Махавамсы можно предположить, что имеются в виду реликварии, делавшиеся не в теле купола (геба) ступы, а в вахалькадах. архитектура достигла вершины развития в нач.
Этот тип храма стал господствующим в бур. Позднее чайтьи стали делать и как отдельно стоящее здание. Давай подумаем, как ею правильно распорядиться. Это знаменитая поза dohada — красивая девушка приняла ее, чтобы толчком ноги «пробудить» дремлющие цветки ашоки. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т. д. ). ЧАЙТЬЯ (1 Карле до н. э. ) в век, штат Махараштра, вырублена в скалах на Храм. храмового строения служила рус.
В Полоннаруве довольно ясно выявляется эта царская часть (раджангана) города (расположенная на его южной территории). Рядом особенностей отличается дом восьми реликвий- хета-да-ге (илл. Затем в середине платформы был намечен круг наружного очертания ступы и построено ее основание. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед.
СТУПА БОЛЬШАЯ 1 (3 век до н. э. Буд.
Этот дом образа состоит из внутреннего храма (целлы – гарбха-гриха или лоно храма), где помещается изображение, вестибюля или портика перед целлой (антарала) и открытого зала – мандапа. Появились и особые ворота, широкие входы с лестницами, специальные дорожки для процессий, по которым обходили ступу верующие (См. : Нistory of Ceylon, р. 396. ). Все, о чем говорилось до сих пор (об ордере и арке, о массе и пространстве, об отражении внутренних и внешних мирозданий, о храмах земных и о Храме небесном), чрезвычайно важно.
Эти добавления в комплексе ступ появляются примерно во II в. н. э. (См. : Нistory of Ceylon, р. 261. ). Между фигурами животных изображено "Колесо Закона", символизирующее учение Будды. Любопытное сообщение имеется в Махавамсе (37. 31) о том, что при царе Махасене две бронзовые статуи Будды были поставлены в храме дерева Бодхи.
Рольф А. Стейн писал: «Было ли это значение первоначально в ней заложено или нет, ступа стала соответствующим образом ориентированной башней с квадратным или восьмиугольным фундаментом, на которую можно подняться по спирали, словно проходя разные уровни небес». Но пока перед вами не поставят реальную тарелку, подлинного удовольствия не будет. Сегодня в Индии существует около 1 200 таких пещерных сооружений. 9) еще подражает огромным ступам раннего периода (эпохи Анурадхапуры) и имеет купол в форме пузыря – тип буббулакара. Ограда называется хасти-пракара (слоновая стена).
Существенной особенностью архитектуры бур. Поверх земли платформа была замощена камнем. капители Эхин имеет вид перевернутого лотоса с стилизованными удлиненными лепестками. Интересно, что в Географии Птолемея (II в. н. э. ) упоминается название Аnurogrammun, связанное, очевидно, с Анурадхапура. форма придана объему за счет изменения конструкции крыши, башенок глав и их кровли.
Древнебуддийские монастыри (вихары и сангхарамы) представляли собой целый комплекс различных построек. Стены главного строения были покрыты штукатуркой и раскрашены. Тогда любое событие и ощущение воспринимается как высшее совершенство. Как и Анурадхапура, Полоннарува называлась в хрониках городом четырех ворот (чатудвара), хотя имеются указания на строительство при Паракрамабаху четырнадцати ворот. Кроме того, устраивалась каменная платформа (веди), на которой верующие поклонялись священному дереву.
рис. 83), которые образно проповедуют основные идеи буддизма.
120-122. ). храмов были декоративной имитацией особенностей конструкции тибет. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. Так в древней Индии назывались могильные курганы.
буддизма и в целом об усилении влияния буд. Любой звук – мантры, любая мысль – мудрость, живые существа – Будды. Практикующий архитектор рассказал бы обо всем иначе. Наиболее выразительным примером такой мандалы является ступа ста тысяч будд (Гумбум, sku-bum) в Гьян-цзе (Тибет), образующая террасированный пагодообразный храм, содержащий около сотни ступ меньшего размера, полых внутри, каждая из которых образует собственую мандалу.
Во-вторых, язык. Но чаще она из камня.
Слово ступа в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Дверной проем оформлен просто, без орнамента, лишь с легким профилем косяка. В зените усеченной полусферы устроен куб каменный с оградой вокруг. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цвет играет определенную роль в архитектуре буддийского храма: фундамент синего цвета – это постоянство и верность буддийским традициям несущие конструкции красного цвета – это свет и радость от познания философии буддизма зеленые ступени – ассоциируются с понятием духовного роста человека (подъем по ступеням самосовершенствования) желтые крыши – символ вечности, неизменности, данного свыше. Помимо «дерева мудрости» на воротах воспроизводятся знаки, напоминающие о ключевых событиях из жизни Будды и обозначающие caмoгo Будду, пока во 11 в. н. э. не сложился eгo антропоморфный образ.
Главными его объектами являлись ступа, дерево Бодхи и дом дерева Бодхи (бодхигхара), дом останков (дхатугхара), дом образа (патимагеха или патимагхара), дом упосатхи (упосатхагхара), дом дхармы (дхаммасала), библиотека, жилые помещения для монахов и т. д. Все эти части единого монастырского комплекса играли разную роль. том II) показывает, что это два абсолютно отличных друг от друга архитектурных образа. до н. э. ), а при его наследнике известном правителе Деванампиятиссе, этот парк был передан в дар буддийской общине. Можно предполагать, что основание Кантакачетии произошло примерно во II в. до н. э. или даже раньше (См. : J. М. Senaveratna, Guide to Mihintale, Colombo, 1952, р. 12. ). школы) и места постройки (гора или равнина). Ну и, конечно, все становится очень зыбким, когда мы обращаемся к периодизации и к стилям. В пещерных храмах в Аджанме (IV–VII вв. ) она покрывает широкие пространства стен и потолков.
Попытки использовать в строительстве армированные смеси предпринимались на протяжении всего XIX века. Уцелевшая на нем надпись на тамильском языке относится к периоду Чолов. Задние стенки келий образовывали наружные контуры монастыря. Росписи над главным входом часто являют картину просветления Будды или сцену искушения медитирующего Будды злым божеством Марой. На стенах некоторых камер сохранилась живопись, посвященная событиям из жизни Будды.
Весь пасада был покрыт пластинками меди и отсюда его имя – медный дворец (41, 42). Под покровительством царя Ашоки — одного из наиболее выдающихся правителей буддизм быстро распространился в Индии. Это рассказывают нам древние хроники. Так как, по обычаям буддизма, кельи лам или буддийских монахов, должны располагаться вокруг здания кумирни, то на этом основании монголы дают название «хурээ» только тем из своих монастырей, при которых постоянно живут ламы и которые потому самому представляют собой не одни только здания кумирен, но заключают в своих стенах и кельи монахов. Тхупарамадагаба сложена из кирпича и облицована белым мрамором.
Rh. Архитектурный стандарт в стр-ве бур. Сегодня в Индии существует около 1 200 таких пещерных сооружений.
Буддизм в современном мире существует в различных формах (направления, школы, секты, религиозно-политические движения) и не имеет единой организации. кумирен того времени, т. е. Ступами назывались сооружения, построенные из камня, где находились реликвии Будды.
Чайтьи целиком высечены из скал. главу Скульптура).
Движения фигур красивы и гармоничны. В бур. Преемник Паракрамабаху Нишшанкамалла (1187-1196) пытался за короткий период своего царствования затмить в строительстве самого Паракрамабаху, но его сооружения возводились наспех и отличались больше грандиозностью масштабов, чем совершенством форм. Согласно хронике, размеры стен были одинаковыми со всех четырех сторон (100 локтей с каждой стороны), такова же была их высота.
Сперанского 1822 царское правительство стало влиять на вероисповедание бурят, устанавливать контроль за деятельностью бур. Новый год не является праздником, но буддийские монахи всегда принимают в нем участие (только в Тибете Новый год стал самостоятельным праздником). Сала – изящная, открытая постройка, где монахи и пилигримы укрываются от дневной жары. Между сильно выступающими линиями профиля проходят два богатых скульптурных фриза.
Дополнительным помещением для молитв и медитаций служит вихан. Эти подпоры подражают деревянным столбам, что подтверждается также тем, что в Карли (рис. 75) внутри чайтьи сохранились деревянные ребра свода, лежащего на столбах. У этого замечательного материала много «отцов». строители изготавливали эти декоративные элементы «на земле», отдельно от сруба, перекрытий потолка и крыши. Завоевания же Чолов прекратили на некоторое время развитие местной школы архитектуры. Пещерное зодчество Индии (с III в. до н. э.
Именно здесь, согласно поверьям, находилась деревянная ступа. Получается впечатление, точно деревянный храмик (рис. 79) вдвинули в скалу (рис. 80). Здания были крестообразными в плане. 4). При каждой вахалькаде воздвигались стелы, на которых высекались рельефы.
Вдобавок это еще и горы модель Меру, традиционный объект поклонения Центральный. Каждый объем кельи имел чаще, свое всего сводчатое перекрытие.
и Цугольского дацанов. В период своего расцвета город превышал 12 км в диаметре.
В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада. 11). Эти уровни отождествля-ются со сферой чистой мысли и характеризуются как космическое тело Будды (Ваджракая), где 28-й – тело радости, 30-й – Дхармакая, 31-й-самосуществующее тело (свабхавакая). Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар.
Вслед за соборным храмом – цогчен-дуганом следуют храмы-школы отдельных факультетов: цаннид-дуган (философия), агпа (тантра) или гьюд-дуган, дуйнхор-дуган (Калачакра), манпа-дуган (медицина) и другие. Ему более 11-ти столетий. Вата-да-ге в Полоннаруве (илл. и кит.
Среди культовой архитектуры эпохи Полоннарувы большая роль принадлежит дому образа (илл. «Ламайские монастыри известны в Халхе обыкновенно под тремя различными названиями. Выше находятся три круглые террасы, на которых размещены 72 небольшие ступы. Сосредоточение на нем символических и декоративных фигур ганжира (высокой, остроконечной в центре, закрепляющей ось здания), жалсанов и чиндамани (по сторонам) делает его кульминационной частью идейно-художественного замысла. Дверной проем из зала во внутреннее помещение носит черты готического влияния.
А большая ступа, венчающая композицию, символизирует высшую ступень познания мира. Когда же ее время пришло, пожелала она навестить дом своих родителей и обратилась к царю Суддодане с такими словами: «Хотела бы я, о повелитель, отправиться в Давадаху, город моей семьи». (рис. 78). Ага, ага – стоит только закрыть глазаи увидеть вещи такими, какие они есть. Существует предание: Будда Шакьямуни, объясняя, как нужно строить ступу, расстелил на земле свой плащ – квадратный кусок материи, поставил на него перевернутую патру (горшок для сбора подаяния), а сверху укрепил свой зонтик.
Кроме тoгo, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного. В него ведут несколько ступеней и крытый вход. культовой архитектуры заключалось в синтезе рус., тибет., монг.
120. ). 20 в., годы сов. подаяний статуй стоящего Будды демонстрируют позицию преимущественно абхайя-мудра (правая рука ладонью приподнята наружу, левая придерживает край Стоящий). Одной из древнейших считается ступа в Санчи (Центральная Индия, 250 г. до н. э. ). В бур.
В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы. Дерево в скульптуре выполнено очень реалистично и с большой тонкостью. Они распадаются (рис. 74) на продолговатый внутренний зал, заканчивающийся полукругом, обрамляющим ступа и на обильно покрытую резьбой лицевую сторону, тоже высеченную в скале. храма с самого начала. Потом вы оцените цвет и скорость, с какой маслянистые капли сползают по стеклу фужера. храмах часовня гения-хранителя отнесена к сев., а иногда и к зап.
в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы – чайтьи. Потом воздвигалась вся ступа с навершием (илл. Здесь, как обычно, основой круглого храма (вата-да-ге) является ступа. Со временем под полушарием ступа образовался и вырос цилиндрический барабан. Основным строительным материалом бурятских дацанов было дерево. Уже с XI в. стены кирпичных построек стали покрывать известью и штуком (слоем алебастра). На эти плиты стали ставить статую Будды.
Росписи боковых стен воспроизводят другие истории из жизни Будды. деревянные колонны храма Геры в Олимпии были заменены каменными. Окружность ее основания превосходит размерами все другие ступы Шри Ланка.
Москва, например из-за обилия автомобилей явно находится в предынфарктном состоянии. В подавляющем большинстве они не имели никакого архитектурно-художественного значения. Сказал: «Готические реминисценции» — и всем сразу понятно, о чем идет речь, можно поискать глазами стрельчатую арку или пучковую колонну. и Анинском и построенных во 2-й пол. – Буддизм возник В VI–V вв.
Во многих храмовых комплексах также есть хотрай – библиотека. Оно «придавливается» ступой, что не позволяет энергии войны выйти из-под контроля. Эти храмы ничем существенным друг от друга не отличаются они могут отличаться размерами и степенью богатства украшений. Вот таким образом с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантАзии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата». Крыши это строение, как правило, не имело.
Вход в пещеру украшен пилястрами, а на деревянной арке изображены слоны. Его ушнишей с голова составляет от одной пятой до одной высоты четверти статуи. Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня".
Что делает нас – разных людей – одним народом. Кроме того, три главные части ступы (основание, купол и навершие) связывались также с представлением о тройственности мира (подземный, земной и небесный). Это хорошо отражает и архитектура – буддистская ступа. Из Индии ступы, несколько видоизмененные, проникли и в другие страны. Это представление, характерное и для индийских ступ, было граничит с очень древней эпохой. Религиозная архитектура этой эпохи состоит из пещерных комплексов, храмов и ступ.
В бур. Эти женские образы, наделенные жизненными, народными чертами, постоянно встречаются в мифах Древней Индии и сравниваются с гибким деревом или молодым, буйным побегом, так как они воплощают могучие творческие силы обожествленной природы. Наружные фасады вихар обычно глухими оставались. Проход к ступе обеспечивают ворота, pacположенные по осям север – юг, запад – восток. Об этом свидетельствует Махавамса и уцелевшие памятники Полоннарувы.
Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земли лестница – с Водой купол – с Огнём шпиль – с элементом Ветра (Воздуха) навершие – с Пространством.
На шпиле чеди ясно различимы нанизанные на него диски – это видоизмененный зонтик. 8-13). Считается, что кора ашоки имеет целебные свойства. Еще более внушительными были оборонительные сооружения при Паракрамабаху. дацан. Сам ступа (рис. 69) является сплошным массивом, внутри которого имеется небольшая доступная сверху полость, где в реликварии из кристалла, золота или другого драгоценного материала лежат частицы «мощей» Будды или других учителей.
высоте стен и входа тщательно отполированы. Этот тип архитектуры стал популярным во всей стране. На этом флажке написаны священные мантры и есть место, куда нужно вписать имя человека. Впоследствии ступы получили коническую или пирамидальную форму с четырьмя гранями. План раскопанного дворца напоминает дворец царя Паракрамабаху в Полоннаруве.
Она представляет собой круглое сооружение имеющее снаружи форму полусферы, которая увенчана стержнем с дисками – зонтами, символизирующими ступени познания на пути к нирване. Таким образом, в эзотерическом плане ступа символизирует Путь Освобождения, начинающийся от Земли (основание ступы) и проходящий через Тринадцать Небес бодхисаттв (тринадцать сегментов в форме ступеней) к не имеющей формы, несозданной, трансцендентной по отношению к природе нирване за пределы Эфира (последнего элемента сансары) – туда, куда указывает пламя, сливающееся с пустотой (Шуньятой). В буддийских монастырях проводят ритуалы, развивающие различные благие качества человека.
Дерево широко применялось и для столбов, деталей монастырских и храмовых построек. Видимо, строительный материал был привозной из Южной Индии. В настоящее время буддийские праздники отмечаются по лунному календарю, но даты их проведения в разных странах не совпадают (разница составляет 1, 5-2 месяца). Один из древнейших памятников архитектуры этого типа — чайтья в Карли.
и был, воздвигнут столб с Львиной капителью. илл. Имеющие строго геометрическую или свободную планировку храмовые ансамбли помимо основной группы построек – зданий для размещения храмовых святынь и проведения религиозных церемоний – включают большую группу вспомогательных сооружений. В целом своеобразие бур. Ее боковые стороны оканчиваются стенкой, украшенной снаружи сплошным рядом скульптур слонов виде протом: у них выступают из плоскости стены только головы с хоботами и передние ноги. Девять этажей монастыря суживались кверху, образуя ступенчато-пирамидальное строение.
Существовал обряд выбора места для постройки храма. В каждом дацане строились сумэ (иногда до двух десятков), посвященные отдельным божествам буддийской веры. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Внутренние стены ботов, как правило, расписываются по одной схеме. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения.
строения. Правда исчезла надстройка в зените ступы, но полностью уцелел трехъярусный базис. Из камня прежде всего стали создавать наиболее священные статуи Будды и вместилища его реликвий – ступы (См. : Walpola Rahula, op cit. ).
Очевидно, первым из европейцев, посетивших место древней столицы, был итальянец Ф. Неграо (1630), который сделал некоторые обмеры каменных колонн. Одним из таких ритуалов является развитие сострадания ко всем живым существам. Ряд данных позволяет говорить о добуддийском происхождении ступы. Царь Виджаябаху построил высокую и прочную стену, которая была затем оштукатурена. Прежде всего, необходимая часть наслаждения — предвкушение.
В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др. ) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. С чистого совершенного видения это проявление богатства и потенциала, с относительного видения это всевозможные мешающие чувства. Салы также используются как школьные классы и залы общинных собраний.
Виханов в вате может быть несколько. 61-62), дворец Паракрамабаху I в Полоннаруве имел семь этажей и тысячу комнат (илл. На сооружение субургана не требовалось специального разрешения российского правительства. Крыша храма северного типа спускается почти до высоты человеческого роста, стены таких построек совсем невысоки.
Более широкие пролеты больших зданий перекрывались деревянным материалом. Входы в их высокие виханы (ват Чеди-Лу-анг. Второй этаж в бур. гладкую поверхность ступы эффектно оттеняет ограда из песчаника кpacнoгo цвета. На территории монастыря находились водоемы, специальные дорожки для ритуальных процессий.
Когда в 1947 г. Индия обрела государственную независимость, "Львиная капитель" стала государственным гербом, а "Колесо Закона" (названное теперь "Колесом Прогресса") помещено на национальном флаге. 19). «Львиная изготовлена» капитель из монолита крапчатого песчаника (высота 2, 14 м).
В средние века строили также айванные мечети, отличающиеся наличием айванов. Кирпич, применявшийся здесь в древности, был больших (как и в Индии) размеров, достигая 42, 5 см в длину, к XII в. он уменьшился до 30 см. 50-51), священные останки волос (кесадхату) Будды были принесены на остров в период правления Моггалланы I (496-513 гг. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. Нередко одна камера, квадратного плана, помещалась на уровне нижнего кольца трималы, большая – в массиве основного объема ступы и еще одна небольшая, тоже квадратная, - на уровне надстройки (хатара-котува), над зенитом купола. Интересно, что в Махавамсе (глава XV) при изложении предложенного Махиндой плана строительства монастыря Махавихары ниг чего не говорится о доме образа, хотя отмечены и ступа и дерево Бодхи и т. д. Впоследствии дерево Бодхи стали сажать и в других религиозных центрах Шри Ланка и класть под ним трон победы – плиту (ваджирасана) в память места, где сидел Будда в Бодх-Гае.
«Хурээ» обозначает на монгольском языке понятие о каком-либо стане, жилые здания которого располагаются кругом. общества. 25). «Осторожно, как масло в чаше, десять лунных месяцев носила бодисатву царица Махамайя.
Внутренние помещения дворца были украшены гранитными колоннами, скульптурой и резьбой. Согласно Махавамсе (39. Купол приближается к типу буббулакара.
и кит. Теперь диаметр тела ступы равен 91 м. Ее высота, по некоторым данным, была столь же огромной, но теперь – 54, 6 м (без шпиля). В 1734 г. По окончании трех дней человек выходит из помещения и снова начинает пить и есть. Распространение буддизма вызвало строительство многочисленных культовых памятников.
Хоам освещался подковообразным огромным «солнечным окном» с килевиндым наружным ложными и очертанием концами брусьев стропил по внутреннему собственно. Основой бур. Пещерное зодчество Индии (с III в. до н. э.
ступ – мемориальное сооружение, хранящее останки Будды. церкви и духовенства на жизнь бур. Нишшанка Лата Мандапая абсолютно необычен для архитектуры сингальского буддизма.
Формально храм отличается от ступы наличием внутреннего помещения, где находится одно или несколько скульптурных изображений Будды или, в индуистских храмах, божеств Вишну (Кришны), Шивы и других. В архитектуре Полоннарувы некоторые черты, свойственные традициям строительного искусства эпохи Анурадхапуры исчезли: кронштейны со скульптурными фигурами чудовищ – макара, слуховые окна, рельефные фризы со священным лебедем (ханса) стали встречаться реже, а наиболее характерные для древности фланкирующие входы стелы с рельефными изображениями божеств и животных нередко переносились из Анурадхапуры и ставились у зданий XII в. В декорации полоннарувских вахалькад утрачены многие древние черты, однако появились и новые: от профилированного основания поднимаются пилястры, поддерживающие карниз. Это целый комплекс построек, в том числе серия оборонительных сооружений, окружающих скальный город внизу (ров, мощные каменные стены), каменные лестницы, ведущие наверх и тщательно укрепленные многочисленные постройки наверху, свидетельствующие о продуманном плане строительства. Бур.
Слово ступа на языке пали – тхупа, по-сингальски – дагаба, что значит реликварная камера – от палийского дхату (реликвия) и габба (лоно, вместилище). Перед входом открыт короткий лестничный марш с широкими ступенями. Богослужение там осуществлялось ограниченным числом монахов, прихожане не допускались.
зонтами вихара в древности входила в состав Азии чудес. Таким образом, вектор сознания в буддизме направлен внутрь человека, соответственно, внешний мир – и пространство как таковое – умозрительно. Над цоколем возвышается величественная слоев из полусфера кирпича-сырца, облицованная блоками песчаника красного. Изгородь в Санчи и особенно ее покрытые скульптурой ворота (рис. 71), утверждают пространство природы и дают растворенные в этом пространстве легкие формы, проникнутые движением. На столбах вырезаны пышные крупные цветы и ползучие растения. Во-первых, общность территории. Вся резьба лицевой стороны чайтьи проникнута воспоминаниями о деревянных конструкциях (рис. 76).
Относительное представление об этом могут дать разве только Руванвелидагаба и Тхупарамадагаба, но и то далеко не в первоначальном виде: ни одна древняя ступа Шри Ланка не осталась пощаженной завоевателями и временем. Другой вид культовых памятников буддизма чайтья-скальные храмы (символ отшельнической жизни Будды). Во второй день перестает есть любую еду. К сожалению, до сих пор нет точных данных о датировке Кантакачетии. На этих рельефах Просветленный всегда представлен символами и никогда антропоморфно. Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек — «якшини», духов плодородия, — помещенные в боковых частях ворот. У конца балюстрад обычно стоят стелы с горельефными фигурами стражей-дварапала.
Вся территория окружалась общей оградой (сима). Храмы монастыря Эрдэнэ-Зуу построены в один ряд и ориентированы своими фасадами на восток. Такому же наглядному облегчению сооружения способствовали как бы взлетающие углы промежуточных и завершающей крыш. Сперва насыпали платформу, облицованную с боковых сторон камнем, поддерживаемым каменной щебенкой и галькой (без извести) внутри вся платформа была заполнена землей и битым кирпичом до уровня парапетной плиты на окружающей платформу стенке.
традиций. В странах Юго-Восточной Азии Учение Будды распространилось через миссионеров из Шри-Ланки и именно шри-ланкийский (а не индийский) тип ступы – да-гоба стал образцом для зодчих Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Лаоса, Явы. Четыре специальных входа к воротам (торана) вели к месту, где стояло дерево. Жилые пещеры для монахов имеются в Михинтале, Дамбулле (Центральная провинция) и в Аранкеле. 80-81). ). Как правило, это было большое собрание окрашенных скульптур. Он вообще неживой, никогда живым не был и за ним нет истории жизни. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.
Вокруг гарбха-грихи оставлена дорожка для обхода верующих вокруг статуи Будды. 2-3). 75-77), город по имени Анурадхапура был основан при царе Пандукабхае (IV в. до н. э. ). Под этой защитой находилась ступа, статуи Будды и алтари для приношения им цветов.
Обычно обряд вывешивания хии-морин проводится верующими после буддийского Нового года. Кроме того, необходимо помнить, что данная книга написана с точки зрения искусствоведа. новшеством стало сооружение каменных зданий. вокруг всего комплекса храмов начали возводить стену со ступами. Так, пещера Судама (III век до н. э. ) состоит из круглой комнаты и передней с боковым входом.
Возможно, что хронисты преувеличивали обширность дворцов. Пропорции горизонтальных членений стилобата и стены выдержаны превосходно. Вообще же пещерная архитектура на острове была развита, в отличие от Индии, мало. Таким образом, ступы Шри Ланка, как и в Индии имели и мемориальное значение.
По сторонам две стелы с горельефными фигурами стражей врат. В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Будда учил: чтобы избавиться от страданий – нужно просто избавиться от желаний.
и особенно в тибет. В этом внешнем городе находились многие храмовые постройки, парки, религиозные обители и т. д. Вблизи царского или внутреннего, города находился известный парк Махамегха (Махамегхавана), который был заложен еще при царе Мутасиве (307-247 гг. У главного здания монастыря пристраивались портик (доратува) и некоторые другие строения.
Интересная бодхигхара сохранилась в деревне Нилакгаме (округ Курунегала). С приходом на Шри Ланка португальцев (в XVI в. ) и голландцев (в XVII в. ) начинается сильное влияние европейской архитектуры на местную, особенно голландского зодчества. Geiger, Culture of Ceylon in Mediaeval Times, Wiesbaden, 1960, р. 53. ). Архитектурный комплекс Боробудур – один из самых больших и впечатляющих ансамблей мира.
Позднее, в период Аюттхаи, влияние китайской архитектуры проявилось в склонности к пышному декору и утонченной орнаментации. Иногда около главных реликварных камер устраивали побочные. Оно поддерживалось стеной и столбами наружной ограды. Он относится ко II-1 векам до н. э. Раскол, который произошел в первом веке между теми, кто остался верен монастырской ортодоксальности (хинаяна или «Малая колесница») и реформаторами, которые выступали за более широкое приобщение населения к духовным занятиям (махаяна или «Большая колесница»), сказался на культовой архитектуре.
По легенде, царевич рос в великолепных чертогах, не подозревая о страдании. Когда в 1947 г. Индия обрела государственную независимость, Львиная капитель стала государственным гербом, а Колесо Закона (названное теперь Колесом Прогресса) помещено на национальном флаге. Большого развития достигла архитектура при императоре Маурья – Ашока 1. Это статуи, мандалы, буддийские тексты и скрученные мантры, ца-ца (гипсовые фигурки Будда-аспектов), реликвии учителей и т. д. Таковы ступа внутри пещерных храмов, о которых сейчас будет речь. Другой вид культовых памятников буддизма чайтья-скальные храмы (символ отшельнической жизни Будды).
Некоторые храмы и ансамбли их действуют до сих пор, намного пережив своих зодчих. Сиб» (1853). В других памятниках эти деревянные ребра воспроизведены в камне. Учение существует более 2500 лет. Таковы оригинальный Лотосовый бассейн в Полоннаруве (в районе Джетаваны) в виде распустившегося восьмилепесткового цветка (илл. Типичная ступа на Шри Ланка, как и в Древней Индии, состояла из тройного основания – тримала или три браслета, куполообразного тела (основного объема) – геба и надстройки – хатара – котува (квадратный дом), близкой к форме куба, с коническим кольцеобразным шпилем – девата – котува (дом божества).
Специальная укладка обрешетки и стропил позволяли увеличить площадь опорной поверхности. дуганах номо стали декоративными дощечками, не имеющими конструктивного назначения. Большинство древних построек и частного и общественного характера сооружалось из дерева (сходная картина была и в Древней Индии). Верх.
Согласно Чулавамсе (73. В результате к XV–XVI вв. Эти детали были традиционно серийными. Наиболее замечательный ступа находится в Санчи (рис. 68). Эта логическая цепочка в буддийской терминологии называется «привести во вpaщение колесо Судьбы». Гражданские здания, как и храмы, возводили из дерева и они не сохранились.
У Мирисаветидагабы сохранились вахалькады (илл. Распространенные в Таиланде ступы-чеди, как и бирманские, обладают ярко выраженной колоколообразной формой, однако, судя по многим памятникам периода Сукхотхай (ХIII-ХV) и Аюттхая (XIV-XVIII), в сиамской архитектуре квадратный в плане реликварий, помещающийся под конусообразным шпилем, сохраняет свою независимость и четко обозначает границу между основной частью ступы и шпилем. В каждой из них заключена скульптура сидящего Будды. Рельеф западных ворот, например, воспроизводит «дерево мудрости» – наиболее часто встречающийся мотив буддийского изобразительногo искусства.
Такое подчеркивание вертикальности раньше не играло специальной роли. От дворца к нему ведет мощеная дорога. В массиве купола (главного объема) ступы имеется маленькая реликварная камера. церквей.
придав его зданию форму креста». ХРАМ-ПЕЩЕРА ЛОМАСА век (3 РИШИ до н. э. ) имеет овальное в плане святилище (5, прямоугольный, 3 м) и 2х4 зал-вестибюль (6х10, 3 м при Камень 2, 3 м). Искусство правильно расположить здание в согласии с природой и пропорциями ландшафта или геомантия, было очень развито у тибетцев и называлось са-че (sa-dpyad, приноравливание к земле). Так выглядит и Большая ступа в Санчи (1 в. до н. э. ). В искусство буддизм привнес абсолютно определенные идеи несовершения зла и насилия.
Царский дворец составлял центральную часть – цитадель, которая как бы возвышалась над городом. Основание храма имеет форму квадрата или прямоугольника.
Различают северную (раннюю) форму вихана и южную (позднюю). Оба помещения еще отделены друг от друга стеной. не только новые архитектурные формы, но и новую технику стр-ва. Внутри святилища на стенах сохранились следы росписей с сюжетами из буддийских джатак.
Основание поселения под названием Анурадхагама местная традиция связывает с приходом на остров индийского царевича Виджаи. Статуи сидящего Будды в ступах олицетворяют духовное совершенство. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. дацанов, выстроенных по образцу 5-, 3151 и 1-главых рус.
Позднейшая надстройка по форме, деталям, цвету и пропорциям не соответствует лаконичной мощи основного объема дагабы. спицы, представленные на рельефах абаки, служили в символами Индии стран света (лев означал лошадь, Север – Юг, бык – Запад, слон – Восток) и тесно были связаны с именем Будды (Учитель под родился зодиакальным знаком Тельца, вошел в Майи лоно в образе Белого слона, защищал как учение Лев Закона, сиял как конь-Солнце). Но архитекторы Чолов продолжали свою традицию строительства из камня.
По назначению вахалькады представляли собой род однокамерных часовенок или реликвариев. Внутри чайтьи нет плоскостей. В долине Ганга возле Бенареса находился Парк Газелей. Ее сакральный план символизирует космос и божественное присутствие.
Необычный архитектурный стиль отличает ваты на севере Таиланда. Награда – знание, спокойствие, уравновешенность идеальный мир. Отдельные рельефы на воротах — это жанровые сцены, повествующие о жизни народа.
Самое важное строение вата – бот. После изгнания Чолов развитие собственно островной архитектуры продолжалось, хотя она не осталась совсем свободной от связей с южноиндииским зодчеством (Некоторые исследователи неправильно противопоставляли архитектуру древнего и средневекового периодов истории Шри Ланка, рассматривая первую как арийскую, а вторую как дравидийскую. остатки города производили на европейцев огромное впечатление. Между двумя этими городами расположена была принадлежащая их жителям роща из садовых деревьев, которую называли Лумбини — роща увеселений.
На террасы ведут лестницы. было небольшого размера.
(новом). Здания ориентировались по сторонам света. Однако построенная при Паракрамабаху I ступа Киривихара (илл. Великолепны индуистский храм и ступа, расположенные в Санчи.
Место будущего монастыря определяется указаниями лам и астрологов (цийпа), которые вначале исследуют почву и топографию местности. Ученые, однако, до сих пор не пришли к единому мнению о локализации царского дворца. Наиболее выдающиеся произведения архитектуры были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Ранние памятники тайского зодчества близки к кхмерским (камбоджийским) по массивности, обилию декора (особенно резных украшений по песчанику и другим породам камня) изощренности и богатству орнаментации. Алтарные ниши в вихане иногда служат хранилищами останков ревностных служителей буддизма. Наружный слой стен был целиком из кирпича тщательно пригнанной кладки.
Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии. От основания ступы по четырем сторонам отходят постаменты (асана), на которые поставлены четыре огромные статуи Будды, сидящего в позе размышления, лицом к четырем входам: с севера, юга, востока и запада. Ниже – квадратная платформа. Абака (плита на капители) украшена рельефными фигурами слона, льва, лошади и быка, символизирующих четыре стороны света.
Перекрытие было несомо на столбах, большинство которых сохранилось. Затем заготовленную древесину свозили на место закладки кумирни. 13). Внутри ступы находится камера для хранения урны с пеплом и других священных реликвий.
На рельефах ограды и ворот Большой ступы в Санчи – различные эпизоды юности Просветленного. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану. Бруски или обточенные глыбы, укладывали без известковой или цементной связки. В результате археологических раскопок, проведенных под руководством С. Паранавитаны, во внутреннем городе были открыты остатки строения, которые ученый склонен идентифицировать с остатками дворца царя Виджаябаху I (1059-1114). На этот праздник прибыли, согласно хронике, буддийские миссии из других стран, в том числе даже из Парфии (См. : Б. А. ЛИТВИНСКИЙ, Махадева и Дуттхагамани (о начале буддизма в Парфии). - Вестник древней истории, 1967, 3. ) Махавамса (XXIX) рассказывает, как царь отдал приказ выкопать землю до глубины нескольких метров, чтобы сделать для укрепления ступы основание.
В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому «ламайская вера» получала статус «дозволенной религии» ламы освобождались от налогов и др. Скорее всего, это было бы больше похоже на монолог медика: города — живые организмы и среди них все меньше здоровых. Более подробное описание граничит с именем Роберта Нокса (1679).
Позднебуддийская традиция сообщает, что нижний этаж служил залом для проповедей. навыками. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни. Это объясняется влиянием шри-ланкийской и бирманской архитектуры, которое особенно возросло в ХIII-ХIV вв. Сверху он поставил перевернутую патру, а на нее свой зонтик.
В Монголии и Тибете вполне обходились залами молебствий только в наземном этаже. Такой вывод – правомерный результат обследования архитектуры бур. Он предназначался для отсечения холодного воздуха. К вершине храма с 4-х сторон ведут крутые лестницы.
объем здания уже в нач. Коридоры с рядами колонн символизируют путь Будды. Стиль барокко можно узнать по широким внутренним пространствам (вместо длинных узких нефов), вниманию на игре света и тени, обширным орнаментам, большим фрескам, произведениям искусства в интерьере, а также часто встречающимся драматическим рельефам на фасаде. Изучение истории островной архитектуры ясно свидетельствует об ошибочности такой упрощенной трактовки (см. : М. В. Ariyapala, Society in Mediaeval Ceylon, Colombo, 1968, р. 255). ).
Замечательным примером планировки храмовых комплексов являются ансамбли Агинск. Если у больших ступ было тройное основание, то у малых оно было только одно.
Животные на рельефе переданы живо их позы динамичны и свободны. Вначале основное воздействие оказывали традиции зодчества государства Андхра (конец I тысячелетия до н. э. – первые века н. э. ). Все формы резьбы лицевой стороны чайтьи воспроизводят деревянные части. В них документально зафиксирован ранний тип храмовых зданий бур.
Якши охраняют четыре входа в ступу Барута. Так же и с архитектурой. В 2010 возведен Чит. Говоря о монастырском комплексе периода Анурадхапуры, следует сказать и о доме образа (патимагеха, патимагхара), специальном здании, где устанавливалось изображение Будды.
Один из величайших прорывов в истории западной архитектуры произошёл, когда архитекторы Юстиниана изобрели сложную систему, предусматривающую плавный переход от квадратного основания церкви к круглому куполу (или куполам) с помощью тромпа или паруса. В Гуптскую эпоху в Эллоре приступили к постройке пещерного комплекса, работы продолжались на протяжении нескольких веков. После Маурья происходит разделение архитектурного стиля на южный и северный.
Ее диаметр равен 7, 9 м, а всего храма- 19, 2 м. Ступа окружена тремя концентрическими рядами восьмиугольных каменных столбов со слегка вогнутыми гранями. Так или иначе, но обретение неизбежно и вот здание перед вами, оно во плоти. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов).
Ветки, за которые хватаются руками молодые богини, сгибаются под тяжестью их тел. Храм – прекрасный образец южноиндийской архитектуры дравидийского стиля. Также в постройке первых дацанов принимали участие русские каменщики и плотники, вот таким образом прослеживается влияние традиций русского церковного зодчества. Благочестивые прихожане смотрели на Будду как на божество общечеловеческого масштаба. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией.
Все четыре элемента архитектуры математически зависят друг от друга. По-видимому, чайтья произошла от деревянных храмов, которые образовались вокруг ступа. Реликварные камеры были разного размера и их устраивалось несколько.
При Ашоке буддизм стал государственной религией, но царь продолжал запрещать строительство зданий из камня. У здания высокий профилированный стилобат, одетый камнем. Так выглядят старейшие храмы Лаоса и Таиланда. На тибетском языке ступы называют чортен (mchod-rten), что означает Опора для жертвы.
Эта деталь, устремленная ввысь, характеризуется динамичностью (санвега), а горизонтальные линии, подчеркнутые на наружных боковых сторонах Ланкатилаки, создают впечатление статичности и уверенности – качество, называемое прасада. От христианства это хорошо и наглядно отличается на уровне символов – Будда с закрытыми глазами в глубокой медитации и широко открытые и выразительные глаза святых на иконах. Неукоснительное соблюдение всех предписанных учением правил этического поведения (в частности, не убивать живое, не употреблять мясной пищи, не причинять страданий другим, работать над своим положительным сознанием) и выполнение созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий. В хрониках описывается сооружение различных укреплений в Пулаттхинагаре (Чулавамса, 60. Возможно, вы живете рядом с выдающимся памятником или даже внутри него.
На круглой террасе воздвигнута кирпичная стена, окружающая небольшую дагабу. И все это ярко и празднично. В долине Ганга возле Бенареса находился Парк Газелей.
Карниз украшен изображениями гусей. Вот таким образом архитектура современных ступ позволяет в общих чертах представить и древние образцы (См. : А. Ваreau, Lа vie еt lorganisation des communautes bouddhiques moderns de Ceylon, Pondichery, 1957. ). Для бур.
14). Самая огромная ступа располагается недалеко от Катманду в Непале. Капители столбов подобны таковым у Тхупарамадагабы в Анурадхапуре.
Да и вообще образцы «чистого стиля», где признаки разных эпох не смешиваются в одном произведении, встречаются не так уж часто, особенно в провинциальной архитектуре идет ли речь о провинции внутри страны или о «стране-провинции». Согласно Махавамсе (XXVI), строительство ступы велось в течение трех лет и стоило огромных средств (XXVI.
Реликварий располагается над куполом. Однако архитектура местных дагаб почти не изменялась даже в течение многих столетий. С четырех сторон на платформу ведут широкие ступени. – из квадратных.
Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Помимо космогонических представлений ступа несет в себе и элементы вселенской мандалы, то есть чистой сферы местонахождения божеств. В Полоннаруве сохранились остатки интересного по архитектуре северного храма.
Сохранность храма сравнительно хорошая. Существует Средний Путь, который помогает заглянуть в самого себя. Храм, построенный на вершине холма, покоится на огромной каменной платформе. На нем – надстройка меньшей площади, в три яруса, увенчанная невысоким куполом. Фигура Будды в этот период еще не изображалась.
На вершину пирамиды ведут лестницы, входы сторожат каменные львы. Над входом часто находился навес на деревянных или сделанных из камня столбах. В бур. же культовых сооружениях он соблюден: все этажи нанизаны на единую вертикальную ось композиции, а вокруг нее на всех уровнях обеспечивается возможность ритуального обхода.
Благородный напиток не появится в вашем бокале внезапно. Обряд вывешивания «Хии-морин».
В эпоху средневековья уже начали возводить каменные постройки с декоративными украшениями и скульптурами. В период правления династии Маурья (IV – II век до н. э. ) активно строились города, дворцы и храмы. Крылья капители колонны (номо) прежде имели практическое значение – балка антаблемента ложилась не только на ствол колонны, но и на поперечину капители. Заимствованные формы в руках бур. Основанная при Деванампиятиссе, Тхупарамадагаба неоднократно реставрировалась и переделывалась, например, в VII и в XIII вв., а настоящий вид получила после реставрации в 1862 г. Ее купол теперь не в форме колокола (гхантакара), как многие другие, а, по сингальской классификации, в виде пузыря (буббулакара). Во всех его углах сгущается тень.
Около шестисотого года дон. э. Имеется в виду последняя жертва, то есть смерть тела. Неслучайно живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни. Наша страна – Россия – самая большая страна в мире по территории. которому помогли боги, тайно ocтaвил дворец. Отесанные колонны археологи датируют периодом между V и X вв.
В этой связи ступа как рассматривается видимая внешняя манифестация Будды. На внутренних и внешних стенах Ланкатилаки также сохранились фрагменты живописи. В целом общий план постройки ступ сохранился, но появились и нововведения. В I в. до н. э. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм. Статуи сидящего Будды всего чаще представляли Учителя на лотосовом пьедестале со ногами скрещенными (ступни на бедрах), в традиционной одежде индийцев древних (дхоти, утарасенгу, сангхати) без либо-каких украшений, с полузакрытыми глазами, возвышением-макушке на ушнишей головы, с удлиненными мочками ушей. дацанов появился в 1-й трети 19 в., когда после реформы М. М.
Кроме драгоценностей, способствующих сохранению учения, в ступу закладываются различные предметы, связывающие ее с местом, где она построена – травы, камни, зерна, масла данного региона. 62-66). В тибет.
В Древней Индии создавались памятники архитектуры как религиозные, так и светские. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Боковые стороны круглой в абаки плане украшены рельефами с изображением животных (лошадь, лев, слон, бык) и колес имеющих по 24 Животные.
Виханы, расположенные на территории крупных монастырских комплексов обрамляются крытыми галереями с колоннами, в которых устанавливаются статуи будд, а стены украшаются красочными росписями, воспроизводящими классические предания о Будде или сцены из «Рамакиена». и был, воздвигнут столб с "Львиной капителью". вкл., рис. Храмы и жилища обыкновенно обращены лицом на юг. Подошвы ног и ладони рук сидящего статуй Будды нередко украшались специальным цветок – знаком лотоса в круге или в квадрате.
Согласно индуизму, храм символизирует как макрокосм (Вселенную), так и микрокосм внутреннего мира. 17). Местное зодчество органически осваивало отдельные черты архитектуры Индии. Плоть — вот то, с чем вы имеете дело. Развившись из стиля эпохи возрождения, стиль барокко ярко проявил себя в религиозном искусстве и архитектуре.
ряд состоял из круглых брусочков, ниж. Под ним лежит круглая платформа и на нее ведут два коротких марша широких ступеней. Плоть подразумевает жизнь. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Vogel, Виddhist Art in India, Ceylon and Java, Oxford, 1936, рр.
Вост. Буддизм принес в Заб. Стены не орнаментированы, но на фасаде легкий круговой бордюр с изображением священных гусей- ханса (символ пятой страны света – зенита).
Манекен не может заменить живого человека. 19 в. насчитывалось 34 дацана из к-рых наиболее крупными и богатыми были Гусиноозерский – резиденция хамбо-ламы, Цонгольский (Мурочинский), Анинский, Кудунский (Кижингинский), Эгитуйский, Агинский дацан и Цугольский дацан. Но именно она принимает формы, она же — носитель смыслов.