Реферат по дисциплине Строительство и архитектура на тему: Биография и творчество архитектора Филиппо Брунеллески понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год. Творчество Филиппо Брунеллески ознаменовало переломный момент в истории архитектуры, для которой в будущем стали характерными тщательная и методическая разработка проектов и приведение их в соответствие с законами перспективы и с окружающим городским пейзажем. Филиппо Брунеллеско — первый великий мастер архитектуры нового времени, крупнейший художник изобретатель и ученый-теоретик.
Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю». Он открывает новую главу в истории архитектуры — формирование стиля Возрождения. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок.
В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину. Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг. ) и определил характерный силуэт Флоренции. Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.
Но исполненный желания стяжать себе славу, он это взял на себя и обязался довести работу до конечного совершенства. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33.
Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
В сакристии отсутствуют колонны, то есть пространство является бесстолпным.
И не только во Флоренции.
Это — флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке которого Брунеллески приступил в 1419 г. Чисто ренессансные легкость и изящество отличают это создание знаменитого зодчего, вынесшего на фасад широко открытую арочную галерею с тонкими колоннами и этим как бы связавшего здание с площадью, архитектуру — «часть жизни» — с самой жизнью города. В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско.
Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. И вот Филиппо устроил так, что на куполе открылись столовые с кухнями и что там продавалось вино таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было удобно для них и в высшей степени полезно для дела.
На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Зарабатывая на жизнь ювелирным делом, свободное время Филиппо посвящал изучению римских развалин.
Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов.
Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния.
За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Так он еще глубже проникся духом античности. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445).
Входы в здание расположены по главной оси двора. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Маленький сферический купол без фонаря, перекрывающий пространство капеллы, по сути, является первым куполом Ренессанса, тогда как купол Санта-Мария дель Фьоре фактически построен с использованием готических приёмов. Но античные формы трактованы необычайно свободно, вся композиция оригинальна и вовсе не может быть названа копией античных образцов.
Козимо, уже после смерти Джованни (в 1442 году), решил перенести семейную капеллу из боковой пристройки непосредственно в центр храма, что вызвало негодование прихожан. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
В основном здание было уже возведено, однако задуманный в XIV столетии огромный купол не был осуществлен. В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти.
При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Зиновия.
Какое отчаяние и какую горечь испытал Филиппо, услыхав о том, что сделали попечители, видно из того, что он готов был бежать из Флоренции и не будь Донато и Луки делла Роббиа, которые утешали его, он мог потерять всякое самообладание. Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной».
Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов.
Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. Это правда. Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период.
Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками.
Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи». Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско».
Отец хотел, чтобы и сын избрал себе ту же профессию, но, заметив наклонность мальчика к механике, отдал его в ученье к золотых дел мастеру. Филиппо с большим увлечением занимался теми науками, которые были связаны с архитектурой: рисованием, лепкой, гравированием, скульптурой и живописью, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, а также математику.
как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона.
Для них античная культура, античная архитектура была маяком. Это было нечто большее. То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании. Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах.
То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Рассказывают, что тогда-то и произошел спор о яйце, причем следующим образом: они якобы выразили желание, чтобы Филиппо во всех подробностях изложил свои мнения и показал свою модель так же, как они показали свои но он этого не захотел и вот что предложил иноземным и отечественным мастерам: тот из них сделает купол, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и этим путем обнаружит силу своего ума. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
Законотворчество в режиме онлайн. Дж. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающая на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами, – все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Снова его друг-соперник переходил ему дорогу.
Первым среди этих художников он назвал Брунеллески. И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор. Алтарная ниша, примыкающая к сакристии с восточной стороны, также увенчивается куполом на парусах, внутри которых расположены изображения ракушек (мотив «конхи», популярный в период Раннего Ренессанса, но восходит к римскому наследию). рис. По словам самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески «обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества, который называют римским или классическим», тогда как до него и в его время строили лишь в«немецкой» или«современной» (то есть готической) манере.
Ребра каждой из граней подчеркиваются рельефными тягами. Вернулся из Рима и Филиппо. В этом новом образе купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась победа нового светского мировоззрения над церковным. 14).
История основания церкви Сан-Лоренцо во Флоренции уходит в глубокую древность и относится ко временам святого Амвросия Медиоланского (393 год). Итак, после совещания, созванного на этот предмет, послали за Филиппо, чтобы он сделал модель со всеми частями, какие только возможны и необходимы для пользы и роскоши христианского храма вот таким образом он приложил все свои усилия к тому, чтобы план этого здания был повернут в обратном направлении, так как он во что бы то ни стало хотел довести площадь перед церковью до берегов Арно, так, чтобы все проходившие здесь по пути из Генуи или с Риверы из Луниджаны из пизанской или луккской земли видели великолепие этого строения. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. Но новшеством является перекрытие боковых нефов парусными сводами, которые ориентируются на размеры интерколумниев и выстраиваются в анфилады.
Это явственно видно на примере Филиппо ди сер Брунеллеско, который был невзрачен собою не менее чем Форезе да Рабатта и Джотто, но который обладал гением столь возвышенным, что поистине можно утверждать, что он был ниспослан нам небом, чтобы придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути уже в течение нескольких столетий и на которую люди того времени тратили себе же назло несметные богатства, возводя сооружения, лишенные всякого строя, плохие по исполнению, жалкие по рисунку, полные самых причудливых измышлений, отличающиеся полным отсутствием красоты и еще хуже того отделанные.
Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Почему он ничего не делает. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме.
Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди.
В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором. Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. А так как Филиппо был свободен от домашних забот, он, жертвуя собой ради своих изысканий, не заботился ни о еде, ни о сне – ведь единственной целью его была архитектура, которая в то время уже погибла, – я имею в виду хорошие античные ордера, а не немецкую и варварскую архитектуру, которая была очень в ходу в его время. Правда, принять в этом участие пожелало не более чем семь семейств, так как другие не имели средств то были Рондинелли, Джирони делла Стуфа, Нерони, Чаи, Мариньолли, Мартелли и Марко ди Лука, капеллы же их должны были быть выстроены в трансепте храма.
Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них— средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.
Его дворец должен был служить памятником его победы над Медичи и Флоренцией и должен был быть таким большим, что на его дворе можно было поместить самый большой дворец Флоренции. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора).
26). Декор фасада храма, к сожалению, так и не был завершен. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля.
Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Дело здесь не только в новаторстве, не только в том, что Брунеллеско – один из самых ярких носителей молодой идеологии своей эпохи, а в том, что он, как никто, пожалуй из его современников, сумел выразить это качество в своих художественных произведениях.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. Все же поражение это весьма ощутимо задело художника.
Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний». Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
Внутри здание сильно перестроено. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться.
Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. С каждым десятилетием XV в. светское строительство принимает в Италии все больший размах. Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором.
С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
Боковые нефы базилики— не сквозные, как это было традиционно, а образованы цепью одинаковых квадратных помещений, перекрытых сводами. Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко.
В одной из двух маленьких комнат по обе стороны алтаря ризницы он поместил в одном из углов водоем и кропильницу. В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции).
Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна.
Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. Впервые в западноевропейском зодчестве внешняя форма купола определилась не только формой и перекрытием внутреннего пространства, но и осознанным с самого начала стремлением выявить это пространство во вне впервые архитектурно-художественное значение купола определяется его наружным пластическим объемом, получившим выдающуюся роль в ансамбле города. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство.
Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. И, может быть, даже то, как выглядит сегодня Флоренция, мы обязаны прежде всего Козимо Медичи, а потом его внуку Лоренцо Великолепному. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения. Средства на строительство выделили Медичи – олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII в. неоднократно становились правителями Флоренции. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче.
Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола.
Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. Проанализировать несколько басен. Вопрос 33. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. М., 1937, т. II, стр.
Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера. Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла сета и стал золотых дел мастером. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо.
Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера.
От капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). Капелла была заказана семейством Пацци. Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город. И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу.
Легкие пропорции колонн изящество и тонкость профилировки карнизов выдают родство творения Брунеллески с тем вариантом классики, который донесла до позднего средневековья архитектура тосканского Проторенессанса. И Палаццо Питти – еще один дворец.
Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью.
Вот уже Медичи доверили ему такой очень важный заказ, так как сама базилика Сан Лоренцо была построена еще в 393 году.
Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.
Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Услыхав это, Лоренцо ради своей чести вынужден был не отказаться ни от одной их этих двух работ и, хотя и не охотно, но решился взяться за венец как за более легкое дело, рассчитывая на советы каменщиков и вспоминая, что в своде церкви Сан Джованни во Флоренции был каменный венец, устройство которого он мог заимствовать отчасти, если не целиком. То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи.
Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Когда Филиппо это записал, он утром отправился в магистрат и, после того как он им передал этот лист, они все обсудили и, хотя они и не были на то способны, но, видя живость ума Филиппо и то, что никто из других зодчих не имел такого пыла, он же обнаруживал непреложную уверенность в своих словах, постоянно возражая одно и то же, так что казалось, что он несомненно воздвиг по крайней мере уже десять куполов, консулы, удалившись, порешили передать заказ ему, выразив, однако, желание хотя бы одним глазом на опыте убедиться в том, как возможно воздвигнуть этот свод без лесов ибо все остальное они одобрили. Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Крупный деятель культуры Возрождения.
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. 5).
Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен.
Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. В чем заключается неотразимое обаяние его искусства.
Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Квадрат стен завершается системой парусов, широких и изящных на них опирается купол (поднят на высоту 18 метров). Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях. Вот этот огромный собор внутри.
Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка.
Квадратная в плане (1213 метров) Старая сакристия была построена в 1421-1428 годах и считается первой самостоятельной центрической постройкой Ренессанса. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Только для Брунеллески важно было подчеркнуть красоту страдающего Христа, а, как мы потом увидим, когда будем говорить о Донателло, у его друга, у Донателло, победило стремление к реализму и он показал не только красоту, но и ужас этого тела. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление.
Был даже сочинен панегирик, восхваляющий церковь Сан-Лоренцо: «понастоящему прекрасную, величественную, огромную, великолепную и редкостную она воздвигнута по желанию Козимо». В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям.
В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио. Духа статую кающейся св.
Но он побоялся демонстрировать свою идею, опасаясь воровства. Брунеллески не оставил свой проект, а еще более в нем уверившись, стал объяснять его по частям и в приватных разговорах с членами совета. Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание фактически является её ажурной «стеной». Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. И никто из вас не подумал, что придется считаться с необходимостью внутренних лесов для исполнения мозаик и множества других труднейших работ. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу.
Это прежде всего Воспитательный дом. Конфликт удалось решить в пользу большинства и капелла осталась на своем месте. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata).
Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). И все это, чтобы его ублажить. Хотя при таких объемах постройки и квадратном плане было не так сложно соорудить сферический купол наподобие средневековых византийских, Филиппо предпочел возвести купол, поверхность которого делится радиальными ребрами на 12 частей (так называемый зонтичный купол). Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». Он оставил модель и закончил часть канониката того же Сан Лоренцо, где он сделал двор с галереей длиной в 144 локтя.
Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Внешнее оформление церкви Сан-Лоренцо созвучно оформлению Старой сакристии. Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась).
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Боковые крылья и двор пристроены позднее.
В начале XV столетия флорентийские правители, цеховые организации и купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. Интерьер сакристии и купол утратили тяжесть и монументальную статичность, столь характерные для купольных построек раннего Средневековья. XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
А что если не будет Филиппо. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
последователями Брунеллеско). В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески).
В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал.
Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. А что если Филиппо долго проболеет. Высота флорентийского собора 114 метров. Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться.
11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. 13). Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших«кому бы то ни было из древних и прославленных мастеров искусств». Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года.
Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения. Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре. 8). В центре расположен окулюс (как в римском Пантеоне), ему вторит целый пояс круглых окон у основания купола.
Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. 6).
И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф Принесение в жертву Исаака (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Тогда же началась война Флоренции с Луккой, которая продлилась до 1433 года. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско.
Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено. Древнему мотиву арочной колоннады Брунеллеско придал облик приветливого, гостеприимного вестибюля, открытого на площадь и всем доступного. Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти). Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV.
Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. А где же Лоренцо.
В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. В здании сохранено ясное чувство пропорции. В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti – «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами.
Пока заготовлялся материал, чтобы приступить к кладке, в среде мастеровых и граждан объявилась кучка недовольных: выступая против консулов и строителей, они говорили, что с этим делом поспешили, что подобная работа не должна производиться по усмотрению одного человека и что им можно было бы простить, если бы у них не было достойных людей, каковыми они располагали с избытком и что это нимало не послужит к чести города ибо, случись какое-нибудь несчастье, как это подчас бывает при постройках, они могут навлечь на себя порицание в качестве людей, возложивших слишком большую ответственность на одного и что, принимая во внимание вред и позор, которые от этого могут последовать для общественного дела, хорошо было бы, дабы обуздать дерзость Филиппо, приставить к нему напарника. Однажды мессер Паоло даль Поццо Тосканелли, возвращаясь после занятий и собираясь поужинать в саду с некоторыми из своих друзей, пригласил и Филиппо, который, слушая, как он рассуждает о математических искусствах, настолько с ним подружился, что научился у него геометрии. Вначале кладка должна быть сплошной, без промежутков, вплоть до высоты пяти с четвертью локтей, а затем уже продолжать ребра и разделять своды. Не понравилось все это попечителям, а также и Филиппо, который, обдумав это, однажды в субботу вечером решил уволить их всех.
К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Не успели закончить перекрытие ризницы, как Джованни деи Медичи умер и остался Козимо, его сын, который, будучи более щедрым, чем отец и имея пристрастие к памятникам, закончил ризницу, первое построенное им здание и это доставило ему такую радость, что он с тех пор до самой смерти не переставал строить. Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Однако твердо решив, что он найдет способ, чтобы Лоренцо не слишком долго выдержал эту работу, он продолжал вместе с ним по тому же плану, который был указан в записке, представленной им попечителям. В 1421 году была проведена торжественная церемония в честь начала работ и закладки нового алтаря: процессия вышла из базилики, обогнула ее и направилась к кампаниле (колокольне).
Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство. Она должна была стать светлой (и снаружи тоже) и просторной.
И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. Принимал участие в конкурсе 1401 года на скульптурное украшение вторых врат баптистерия Сан-Джованни во Флоренции.
Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх.
Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Можно видеть его высоту.
Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Это тоже такое новое качество.
Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир, «чтобы придать новую форму архитектуре».
7). Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь. Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «.
Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира.
Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Они пользовались огромным успехом. И даже как-то они там свою нужду справляли. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). Если же возводить его так, как я это задумал, необходимо, чтобы он был двойным, с внутренними и внешними сводами, так, чтобы можно было проходить между теми и другими.
То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Вот таким образом, конечно, когда купол был возведен, а понадобилось ни много ни мало, как 14 лет, в 1420 он приступил к работе, а закончил ее в 1434 году, конечно, первые годы все очень нервничали, так как не понимали, что он делает, не понимали, как он это все будет делать.
Он ездил в качестве консультанта в Феррару, Римини, Мантую, проводил экспертизу мрамора в Карраре. Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией.
Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать. Когда же художники подняли шум, что и они также сумели бы сделать, Филиппо ответил, смеясь, что они и купол сумели бы построить, если бы увидели модель и рисунок.
Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты.
Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими).
А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV. Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо.
Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Он обхватывает весь внутренний периметр стен храма. В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено.
15, 17). В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера.
Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). В это время во Флоренции начали строить церковь Сан Лоренцо, согласно постановлению прихожан, которые главным распорядителем постройки избрали настоятеля, человека, мнящего себя в этом деле и занимавшегося архитектурой как любитель, для своего развлечения. Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ).
Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Работы А. и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини, церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.
После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно.
Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). Архитектурные образы Брунеллеско, помимо их большого новаторского содержания, полны обаяния личного творческого почерка этого большого художника. Круглые окна позднейшего происхождения.
Однако индивидуалистичность искусства находит у него своеобразный и очень существенный корректив в том объективизме, с которым он подходит к решению каждой задачи. Этот объективизм, эта глубокая правдивость мастера опять-таки коренится в том реализме и в том универсализме, которые свойственны были лишь первым поколениям мастеров итальянского Возрождения. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Десять книг о зодчестве. Он расположен на покатой площади Питти.
Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли.
О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция). И вот Брунеллески-то с этим и справился.
А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии.
Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. В церкви Сан Лоренцо эта схема существенно изменена в соответствии с новыми требованиями к планировке культовых зданий.
Филиппо нес эти обязанности, а также другие должности в своем городе и в них всегда вел себя со строжайшей рассудительностью. Филиппо Брунеллески (1337-1446) — один из величайших итальянских зодчих XV столетия. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта.
Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. Вот таким образом, завязав сношения с некоторыми учеными людьми, он стал вникать при помощи воображения в природу времени и движения, тяжестей и колес, размышляя о том, как их можно вращать и почему они приводятся в движение. по уставу монахи не могли общаться с миром.
Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач.
Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. В Сиене, Лукке, Вольтерре, в Ливорно и его окрестностях, в Сан-Джованни Валь дАрно он возглавлял фортификационные работы. Но античные формы трактованы необычайно свободно, вся композиция оригинальна и вовсе не может быть названа копией античных образцов.
Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб. Это единственная часть храма Сан-Лоренцо, которую можно с точностью приписать Брунеллески. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру. Такое решение отсылает к куполу собора Санта-Мария дель Фьоре, но в основе своей является готическим произведением, с системой нервюр. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям.
Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу. Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ.
Видя, что работа спорится и удается на славу, Филиппо настолько воспрянул духом, что трудился не покладая рук. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Над скульптурным убранством уже готовой сакристии начинает работать Донателло (им выполнены медальоны в парусах). В 1427 г. строителем Воспитательного дома на три года был назначен Франческо делла Луна, работавший также в 1435—1440 гг. И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов.
Между тем, в то время как он подвизался таким образом и поживал в свое удовольствие, у него в 1377 году родился сын, которого он в память своего уже покойного отца назвал Филиппо и рождение которого он отпраздновал, как только мог. 2 и 9). Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл.
Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. От капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис.
Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Здание приписывают также Альберти.
Это были соперники Медичи. Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял. — храме Минервы Медики). Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо. Франкль).
При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов». Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу.
Франкль). Приют является национальным центром детства и юности. Однако желая победить, он должен был вооружиться терпением, так как достаточно хорошо знал, что мозги его сограждан не так-то уж прочно удерживаются на одном решении. Зодчий недвусмысленно выявил и тектоническую роль стены: маленькие консоли под антаблементом слишком широко расставленных пилястр, ставившие в тупик многих исследователей, явно не в состоянииподдержать расположенный над ними антаблемент и вот таким образом как нельзя лучше показывают зрителю, что антаблемент этот не настоящий, а лишь членит стену также очевидно и то, что подпружные арки не могут поддержать купол и только обрамляют несущую стену.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил». Но Медичи не были тиранами.
О ней тоже пойдет сегодня речь. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были.
А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Так оно называется, такое длинное название. Иакова в Пистойе, которые считались прекраснейшими вещами и которые он исполнил для церковного попечительства этого города, а также барельефные работы, в которых он показал такое значение этого ремесла, что волей-неволей талант его должен был выйти за границы этого искусства.
И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть. И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.
Немаловажное значение в планировочном решении сыграло расположение здания во дворе средневекового монастыря Санта Кроче. А так как церковь была очень длинна, стали постепенно отдавать и другие капеллы прочим гражданам, правда, только прихожанам. В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. 10).
Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. Уже с самого начала, даже прежде чем были выручены деньги по смете на отдельные гробницы и от владельцев капелл, он из собственных средств истратил много тысяч скуди, которые были ему потом возмещены. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него».
Продолжая в том же духе, он занимался Священным Писанием, неустанно принимая участие в спорах и проповедях ученых особ и это благодаря его удивительной памяти настолько шло ему на пользу, что вышеназванный мессер Паоло, восхваляя его, говорил, что ему кажется, когда он слушает рассуждения Филиппо, будто это новый святой Павел. Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. 8).
Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. А когда они случайно обнаруживали зарытые куски капителей, колонн, карнизов и подножий какого-нибудь здания, они нанимали рабочих и заставляли их копать, чтобы добраться до самого основания. Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. 15, 16).
Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа.
Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Что он тогда будет делать. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато.
Итак, все эти приспособления и многие другие были изобретены Филиппо, хотя некоторые и утверждают, что их изобрели гораздо раньше. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти. Для Брунеллески перспектива была средством как-то передать эту действительность, многоликую, многообразную, включить в нее человека и выстроить ее в правильных пропорциональных отношениях.