Цель данного реферата – изучить особенности архитектуры эпохи барокко, выявить особенности творческого метода Франческо Борромини через анализ его работ, а также проследить влияние эпохи барокко на творчество этого архитектора и влияние работ Борромини на развитие стиля барокко. В маленьком дворике и зданиях монастыря, аособенно в решении храма (1634-1641) Борромини предложил новую концепцию пространства, чтостанет главной темой всей его архитектуры: передача равновесия противодействующих сил пространства внешнего, которое вдавливает и внутреннего, которое расширяется. В архитектуре Борромини нет больше конструктивных схем и привычного распределения частей здания по принципу равновесия тяжести и опоры, конструкция – это продукт творческого импульса, охватывающего образ здания от плана дл мельчайшей орнаментальной детали. Архитектурные и градостроительные идеи Борромини имели даже вне Италии более широкое распространение, чем Бернини: если они и не выражают духовную власть церкви и государства, то интерпретируют и выражают духовные устремления индивидуума и общества.
Хотя Борромини не создал архитектурной школы, влияние его получило отражение в широко распространенной ремесленной архитектуре Рима, в произведениях многих итальянских мастеров от Сицилии до Пьемонта. Среди замечательных зодчих, наложивших отпечаток своего дарования на римскую архитектуру XVII в., первые места принадлежат Бернини и Борромини, в творчестве которых получили выражение противоположные крайности высокого римского барокко. Особенности барокко времени его расцвета, так ярко выраженные уже в первых архитектурных произведениях Бернини и Борромини, были восприняты и другими римскими архитекторами. Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон.
Церковь увенчана высоким барабаном имеющим сложную выпукло-вогнутую форму. на рис. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. Молодые годы и образование. Рима.
Расчет делался на внезапность, контраст, неожиданность впечатления. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. Поверхности стен нигде не оставлены гладкими: раскреповки, пилястры, трехчетвертные колонны собираются в группы между ними в тело стены врезаются ниши, проемы получают дополнительные обрамления.
IBM Восточная Европа/АзияII. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Такова его капелла Санта Синдоне (начата в 1667 г. ) собора в Турине. Площадь является ярким примером барочной организации городского пространства.
Поздние годы и влияние. Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. «Большой город». Снопы света, перемещающиеся вместе с солнцем, выхватывают из тени то одну деталь, то другую.
Крупнейшим венецианским зодчим этого времени был Бальдассаре Лонгена (1598—1682). художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам, триумфам. Плоскости трехъярусного, увенчанного аттиком фасада гладко оштукатурены. Райнальди выполнены также устремленный ввысь двухъярусный ордерный фасад церкви Сант Андреа делла Валле (1665—1670) и апсида церкви Санта Мариа Маджоре (1673), которая завершила алтарную часть этой древней базилики и ориентированную на нее улицу Феличе, пробитую Д. Фонтана (главный портик базилики см.
Приехав в Рим в 1614 году, он работал камнетесом в Мадерны, своего дяди. 35). По настоянию папы Павла V Мадерна в 1607—1614 гг.
Луиджи Ванвителли (1700, Неаполь— 1773, Казерта) учился в Риме у отца — художника Гаспара ван Виттеля. По приезде в Рим Борромини сначала работал со своим дядей К. Мадерной. В сер. Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. Для Палаццо Барберини Мадерна дал общую концепцию, поручив Борромини отделку деталей. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. По его просьбе был захоронен безымянно в могиле своего учителя и друга Мадерна. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму.
Десятки дизайнеров наживут себе капитал на этом революционном наследии. С 1769 — в Милане. В результате три фронтона оказались вписанными один в другой (рис. Чередование дворцовых пространств замыкается парадными помещениями дворца. Бернини, по-видимому, принадлежит центральная часть главного фасада. Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве.
В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.
Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час. Оборудование и его конструктивные особенности. II. Франческо Кастелли, прозванный Борромини (1599, Биссоне близ Комо— 1667, Рим), с 1608 г. обучался скульптуре в мастерской отца Б. Кастелли, архитектора герцогов Висконти в Милане. После первых, относительно скромных произведений Джакомо Амато (1643—1732), приехавшего в Сицилию из Рима и строившего в Палермо и многих других городах, оно расцвело пышным цветом. Придавая улицам строго прямолинейные очертания, отмечая их начало и завершение площадями или эффектными архитектурными и скульптурными акцентами, зодчие барокко достигают большого богатства и разнообразия архитектурных мотивов и в то же время создают планировочную систему, упорядочивающую хаотическую застройку средневекового города. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой.
Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди (1611-1691)Одна из самых яркихбарочных церквей Рима. Отход от гармонических образов Высокого Возрождения к более приподнятому, «героизированному» образу, введение в архитектуру ярко выраженного эмоционального начала, нарастание элементов репрезентативности в дворцовых и культовых сооружениях, усложнение и динамизация пространственного построения, повышенно пластическое ощущение архитектурных масс и форм — все эти принципы, зародившиеся в зодчестве позднего Возрождения, были впоследствии развиты и переработаны в архитектуре барокко. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники.
Изменения в архитектуре городского дворца второй половины 17 в. можно видеть на примере построенного в Риме по проекту Бернини палаццо Киджи (Одескальки). выполнил Пьетро да Кортона. 58).
Прием этот возведен мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Работал каменотесом на строительстве собора св. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660—1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Церковь в Аричча является прототипом наиболее замечательного в культовом зодчестве произведения Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме, которая, хотя и была задумана еще до церкви в Аричча, но получила завершение лишь в конце жизни мастера в 1678 г. Если не считать различия в плане (круг в Аричча, эллипс в Сант Андреа), построение интерьеров чрезвычайно близко: ордер, обрамляющий капеллы и водруженный на него, украшенный кессонами и расчлененный арочными ребрами купол. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1628-1641) эллиптическая в плане, с вытянутой продольной осью, что создает эффект сжатия, а не расширения пространства, как у Бернини в церкви Сан-Андреа.
Петра, для которого сделал большой бронзовый балдахин (киворий) на витых колоннах (с 1624 по 1633), кафедру (1657), проект двух кампанил (одна была возведена в 1641 г. и снесена в 1648) и выполнил несколько надгробий. Исполнительное мастерство Борромини всегда обусловлено практической необходимостью. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Помимо церкви Борромини построил и монастырь Сан Карло.
Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). 44).
отца, 1626), Тритона на площади Барберини (1640), фонтан Четырех рек на площади Навона (1646—1652), монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мариа Сопра Минерва и др. Его единственный ученик Франческо Риги и его наиболее благонадежный покровитель Падре Виргилио Спада — они оба умерли в это десятилетие. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).
Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Уже первая работа мастера была неожиданностью и стала буквально манифестом нового стиля: это грандиозный бронзовый балдахин (киворий) высотой 30 м, устроенный в центре собора под его стометровым куполом. Наиболее ранний (1632— 1638) оригинальный замысел Борромини осуществлен им в ренессансном палаццо Спада: это рассчитанный на иллюзорный, театрализованный эффект короткий коридор, прорезающий низкий садовый корпус и ориентированный на поставленную в крошечном садике позади корпуса, ярко освещенную статую. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Все это отражает мистические умонастроения церковной и светской верхушки общества в эту эпоху. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. слева).
2. «Афиша». Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. Биография Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino) италоязычном кантоне на юге Швейцарии. В надгробии папы Александра VII (1671—78) Бернини представил главу католической церкви в окружении многочисленных аллегорических фигур, создал яркую и эффектную театрализованную сцену.
Шесть точек в местах пересечения двух треугольников использовались Борромини как исходные пункты в его проектах. Правилом – бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Виньола резко выделяет главный фасад (собственно барочные качества которого были усилены в его окончательном варианте архитектором Джакомо делла Порта) как основной, наиболее импозантный элемент объемной композиции и расчленяет его в соответствии не столько со структурой внутреннего пространства, сколько с масштабом улицы — прием имевший большое градостроительное значение. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Овал представляет собой самое простое сочетание кругового и осевого планов. В вилле дЭсте в Тиволи, построенной архитектором Пирро Лигорио (ок.
Его брат Франческо (1659— 1739) построил Филармонический театр в Вероне и перед тем, как обосноваться в Болонье (1726), работал в Риме, Вене и Нанси. Отсюда впечатление какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм. Своего высшего выражения принцип «бега и потока форм» достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза.
Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах – местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Холостой и вспыльчивый Борромини посвятил себя архитектур ной науке.
Борромини (который изменил свое имя приблизительно в 1627 году) завоевал европейскую репутацию своим замечательным дизайном маленькой церкви СанКарло алле Куатро Фонтане в Риме. Шесть точек в местах пересечения двух треугольников использовались Борромини как исходные пункты в его проектах. Ювара возвел купола церкви Сант Андреа в Мантуе и собора в Комо. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Его первой самостоятельной работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599.
В создании дворца в 1627-1633гг. Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками. Таз в целом, возрастные, половые и индивидуальные особенности.
Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. Ступенчатый спиралеобразныйфонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару. Из отдельных культовых построек Бернини наиболее выдающаяся — церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658—1678). Безудержная фантазия мастера, его стремление довести до предела все выразительные средства архитектуры (его изгибающиеся стеновые поверхности, усложненные силуэты венчающих частей, взаимное пересечение и перетекание пространств в интерьерах) придают произведениям Борромини трепетную, доходящую до беспокойства динамичность, а вместе с тем лишают их той тектонической целостности и внушительной, величавой серьезности, которые отличают творчество Бернини.
Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Внутреннее пространство церкви довольно четко выражено во внешних объемах. Одной из важнейших особенностей творчества Борромини является активное взаимодействие его построек с пространством улицы. В совокупности с богатым скульптурным убранством, гигантскими спиральными волютами барабана купола, мраморной поверхностью стен, отражающихся в водах канала, церковь производит впечатление почти сказочного по богатству фантазии и живописности форм сооружения.
Придуманный Серлио план при строительстве церкви впервые применил Виньола. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). 1634–1667 гг. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Он отличался от Джана Лоренцо Бернини и других современников, основывая свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела. Борромини сжег все свои рисунки, которые у него были. Главное его творение – ансамбль площади собора Св.
План церкви и монастыря с большой виртуозностью вписан в незначительный по размерам участок, угол которого срезан и был украшен впоследствии фонтаном (одним из четырех, отметивших все углы перекрестка). Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Бернини создал тип барочной гробницы, распространившийся по всей Европе. Даже гирлянды и путти в основании купола повторяются в обоих интерьерах. Борромини установил контакты со знаменитой семьей Спада и также поддерживался Папой Иннокентием X в течение десяти лет, но его отношения с покровителями были часто бурными и временами заходили в тупик изза его упорной, непримиримой позиции.
Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. Между 1634 и 1638 годами, на вершине славы он становится президентом академии св. В подлинном Барокко стена агрессивна, напряжена и динамична.
Дворец имеет сложный план, но главный фасад выстроен симметрично, по «французской схеме», восходящей к традициям двора — курдонера и боковых корпусов. Петра и окружающая ее колоннада (1657—1663). Кости нижней конечности и их соединения. VI. В основании купола, над антаблементом, устроены окна, хорошо освещающие церковь. Главный фасад, трактованный в торжественных величественных формах, лишен прежней сдержанности и суровости фасад со стороны сада отличается еще более пышным архитектурным декором.
Таковы элементы этого архитектурно-скульптурного произведения, в котором нельзя сказать, что является структурой, а что — украшением, но которое невольно останавливает взгляды каждого проходящего и заставляет их устремиться вверх, а следовательно (по замыслу глубоко верующего мастера), — к богу. Своеобразие планировки отличает ц. Сант-Иво алла Сапиенца (1642-1660), расположенную во внутреннем дворе Римского ун-та. Первый – архитектура объемных сооружений, включающая жилые дома, общественные здания (стадионы, магазины, торговые центры, кинотеатры и театры, детские сады и пр. ), промышленные сооружения. 46).
В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599—1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. 1650 г. ).
Третья церковь Кортоны — Санта Мариа аль Корсо (ранее — Санта Мариа ин виа Лата) при обычной вытянутой форме плана имеет высокий фасад, верхний ордерный ярус которого по ширине равен нижнему и является, следовательно, декоративным. Из гражданских построек Гварини следует отметить палаццо Кариньяно в Турине (1680), свидетельствующий об использовании в дворцовой архитектуре приемов, выработанных в культовом зодчестве. Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов. Планы церквей отличаются необычайной сложностью и построены на ритмическом чередовании вогнутых и выпуклых линий стен, следующих за очертаниями ромба (Сан Карло) или треугольных и сферических ниш, следующих за очертаниями шестиугольника (Сант Иво).
Истоки архитектуры барокко берут свое начало в зодчестве позднего Ренессанса. Борромини начал компоновать вместе три различных модуля, которые могли быть обычно использованы только в разных зданиях: необычная, волнообразная нижняя зона, середина по стандартному плану греческого креста и овальный купол (относительно новая и еще мало применявшаяся форма). Гладкие поверхности отсутствуют вовсе.
Наконец, такое пространство имеет несомненный театральный характер – это зрелище, которое приводит в восторг и одновременно ускользает. Наружный облик церкви организован Борромини с расчетом на создание впечатления повышенной живописности. Карла Борромея.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОСТЯЗАНИЙ В КЛАССЕ «б». Внушительному пятиэтажному фасаду свойственно почти классическое благородство, но богатейший парк, украшенный фантастическим каскадом (пожалуй наиболее богатым в бедной водой Южной Италии) и интерьеры — яркие произведения позднего барокко. Самыми характерными постройками Борромини, дающими возможность проследить идейную заостренность образа и рассмотреть средства его художественного воплощения, являются церкви Сан Карло алле кватро фонтане (1635—1667) и Сант Иво (1642—1660) в Риме.
Петра, лежащую перед фасадом собора. Мастером построена церковь Санта Мариа ин Кампителли (1665—1667 рис. Очертания плана церковного нефа напоминают два колокола, примыкающих друг к другу основаниями, что позволило придать стенам волнообразность и увенчать здание овальным куполом.
Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Его план был основан на опыте проектирования дворцовой архитектуры, хотя этот вариант и приближался к более пластичному решению.
Был в Лиссабоне (1719—1720), где выполнил проекты собора, замка и каноники, в Мадриде, где начал разрабатывать проект королевского дворца. Гениальный декоратор, Бернини достиг этого постановкой в подкупольном пространстве собора гигантского бронзового кивория (балдахина) со спиральными колоннами и причудливым завершением, а также эффектным скульптурным оформлением видимой за киворием алтарной абсиды. Уже в раннем произведении Борромини — оратории монахов-филиппинцев (начата в 1637 г. )— достаточно отчетливо выступают особенности его искусства. Мадерна оставил их как элементы конструкции, а в 1636 году Бернини предложил закончить их. Характерно в этом смысле композиционное решение интерьера: между алтарем, перед которым совершается богослужение и зрителями расположено, как в театре, место для хора и оркестра.
Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. С 1615 г. переехал в Рим, где выполнил следующие работы: перспективный коридор в палаццо Спада (между 1632 и 1638), церковь и монастырь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1638—1640, фасад — 1667), церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642, освящена в 1660), оратория Сан Филиппо Нери (до 1650), перестройка интерьера церкви Сан Джованни ин Латерано (1647—1650, скульптура выполнена позднее), церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1657, заканчивалась Райнальди), фасад Колледжо ди Пропаганда Фиде (1645—1666), трансепт, купол и колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (с 1654), палаццо Фальконьери (1650—1658). Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. Участвовал в качестве резчика по камню в строительстве кафедрального собора в Милане.
Пантеона) и решетки у входа в капеллу Св. был разносторонне одаренным человеком.
своего дяди, архит. Очень быстро Мадерна узнал потенциал Борромини. Вместо этого, обратился к новым, необычным и невероятным интерпретациям, таким, которые можно найти в вилле Хадриана в Тиволи и к римским структурным достижениям, таким, как их кирпичная кладка и использование скошенных углов для поддержки свода. Высокая фасадная стена «прикрывает» основной объем сооружения.
При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах.
Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, по-видимому, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада). В центре алтаря находится икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит. Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также посвящены Деве Марии и украшены алтарными образцамиработы Тициана («Апостол Марк на троне»), Луки Джордонеи Пьетро Либери. 34).
В Сицилии барокко получило исключительно богатое развитие. Наоборот, он весьма сдержан в отделке, в чем легко убедиться с первого взгляда на примере скромной обходной галереи вокруг двора монастыря.
Значительно дальше от Турина лежит охотничий замок Ступиниджи (с 1729). В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера.
Особенно характерна его первая самостоятельная работа – небольшая францисканская церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (Святого Карла у Четырех Фонтанов) в Риме (1638-1667). Пластическая выразительность и динамичность усиливаются.
Так, например, план церкви Сант Иво, сооруженной Борромини, напоминает очертания пчелы в шестиугольной ячейке сот — намек на пчел из герба заказчика постройки, папы Урбана VIII Барберини. Филиппо Ювара (1678, Мессина — 1736, Мадрид) изучал архитектуру в Риме у К. Фонтана. Патрон (хозяин), однако, начал прислушива гься к советам третьего дизайнера, Пьетро да Кортона и в конечном счете отказался от проекта Мадерна, для восточного фасада дворца. Петра в Риме. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером.
Вот таким образом его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Петра в 1739—1743 — руководил строительством римского порта во Фьюмичино. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli).
Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. Изысканность, чистота ритма нарастают с увеличением внутреннего напряжения.
Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину. Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. Уровень архитектуры тогда достигал головокружительной высоты, когда практическая деятельность общества подчинялась идеям мирского аскетизма. Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32). Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик.
Балдахин — произведение, стоящее на грани между скульптурой и архитектурой. Мраморный бюст Констанцы Буонарелли (ок. В базилике хранится картина Тинторетто«Брак в Кане» (1561 год). Петра и соединенный с обелисками фонтан на площади дель Пополо.
Даров в соборе св. Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) -становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. Самым крупным представителем итальянского барокко, сыгравшим решающую роль в сложении и развитии этого стиля, был великий архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680).
Организация фасада в целом очень сложна. Колонны самого пышного коринфского ордера устанавливались на высокие пьедесталы. История, особенности, тенденции развития. V2:Тема 1. 1 Введение в анатомию.
Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа – и музыки). Наиболее значительным жилым зданием, построенным в Риме в первой половине XVII века, был палаццо Барберини. Палаццо Барберини строился по заказу Маффео Барберини после того, как он был избран папой под именем УрбанаVIII. Форма овала, широко используемая в архитектуре барокко, в отличие от статичных форм круга или квадрата, применявшихся в центрических сооружениях Возрождения, обладает определенной динамической направленностью и непрерывной изменчивостью кривизны. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633—1637).
Овладел профессией каменотеса. «Экстаз св.
Ее план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона), в сложной форме купола угадывается сходство с рисунками Леонардо да Винчи. Отсюда впечатление какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм. По углам располагались арки, сориентированные на центральное пространство церкви.
Борромини приписываются капеллы Спада в церкви Сан Джироламо делла Карита (после 1660) и Фальконьери в церкви Сан Джованни деи Фиорентини.
Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном). Колонны и арки церкви были расположены архитектором таким образом, чтобы привлекать взгляд зрителя к часовням и другим деталям архитектуры здания, как будто это было здание театра. Обелискперенесен сюда из цирка Максенция.
Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) – становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап он выполнял главные заказы и стоял во главе огромного числа зодчих, живописцев, скульпторов и декораторов, участвовавших в строительстве и украшении площадей, улиц, дворцовых и культовых сооружений Рима. Плафон Сант Иньяцио (1681)—фантастическая перспективная композиция, в которой уничтожены всякие границы между архитектурными, скульптурными и живописными формами — является, пожалуй, наиболее ярким, экстатическим примером театрализованно эффектного завершения внутреннего пространства в культовом зодчестве барокко. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание. Разорванный посредине полукруглый фронтон, увенчивающий центр композиции с окном, зажатым между пучками пилястр и приставных колонн, в свою очередь вкомпонован в треугольный фронтон, объединяющий все это сложное наслоение форм в одно целое.
Особенности банкротства кредитных организаций. VIII. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio).
Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. Для возведения охватывающих пространство овальной площади четырехрядных крытых колоннад (их высота —19 м при такой же ширине) с проездами для карет и проходами для пешеходов понадобилось 284 коллонны, 80 столбов и 96 больших венчающих аттик статуй. В характерном для этого времени палаццо Русполи только отдельные наиболее важные в композиционном отношении элементы наружного фасада – входной портал, некоторые окна – получают богатую архитектурную и скульптурную обработку.
Вместо центрических в плане построек создавались удлиненные, базиликальные. Особенности правового положения и виды небанковских кредитных организаций. II.
В 1625 г. создал первые проекты 2 колоколен для храма Всех святых (бывш. 52). Основатель этой династии декораторов и граверов Фердинандо Галли (1657—1743) издал в 1711 г. в Болонье большой трактат.
Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. 284 колонны опоясывают с боков площадьв 4 ряда. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Петра. Главный портал церкви напоминает величественную триумфальную арку. Обычно меланхоличный, он был неузнаваем в припадках ярости.
Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта. Балдахин был закончен в 1633 году. Эта смелая комбинация и новшество объединяются сложными вплетенными ритмами. Джузеппе Цимбало, прозванный Цингарелло, расширил собор, построил церкви Сант Анджело (1663), Санта Кьяра (1687) и особенно поражающую богатством деталей Санта Кроче, а также монастырский корпус при ней, служащий теперь Префектурой (рис. Завершив капеллу Фальконьери в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, 22 июля 1667 года почувствовал себя тяжело больным и больше не выходил из дома.
Еще недавно историки архитектуры порицали Борромини за его крайности. Центр эллипса отмечен установленным Фонтаной обелиском, а фокусы — фонтанами. Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтоны нижних окон «наложены» на антаблемент. Неудивительно (учитывая пребывание Борромини в мрачном расположении духа), что возник его конфликт со знаменитым и популярным Бернини.
выше). Им были заложены две центрально-купольные церкви на пьяцца дель Пополо (1662), отметившие начало знаменитой трехлучевой системы улиц: Санта Мариа ин Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (рис. Он был любимцем нескольких сменившихся за его долгую жизнь пап, а Людовик XIV, пригласивший его (в 1664 г. ) в Париж в связи со строительством Лувра, встречал его с королевскими почестями. 60).
Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами – все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. Средняя часть выделена ризалитом и выступает вперед. Франческо Борромини дает новое понимание внутреннего пространства.
Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. 1647 г. ) – пример одухотворённого интимного портрета.
Его«Аллегория Божественного Провидения» (1638—1639) —барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. Вся нижняя часть церкви обработана ордером с сильно выступающими, почти свободно стоящими коринфскими колоннами, которые объединяет огибающий все очертания плана антаблемент. Он кажется сквозным благодаря восьми овальным, находящимся где-то позади этих арок окнам.
1524—1663), в создании которого принимали участие Мадерна, Борромини, Бернини и Пьетро да Кортона, выдвинутые крылья образуют со стороны улицы кур-донер (почетный двор) входная часть трактуется в виде парадного вестибюля овальной формы со сложной системой обширных лестниц, ведущих в приемные залы. Ансамбль площади состоит из небольшой, недавно (ок. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ. Борромини декларировал свой отход от античности и природы (в том числе от творчества Микеланджело), но он и в самом деле отвергал правильные и ортодоксальные композиционные мотивы древнего мира.
36). Другие возможные влияния связаны, по-видимому, с проектом виллы Альдобрандини (в том, что касается решения террасы использовании гротов и бассейнов), а также с работой флорентийского маньериста Буонталенти (проект пышно декорированной изогнутой лестницы). Образцом в этом отношении является построенный Пьетро да Кортона фасад церкви Санта Мария делла Паче (1656—1657), замыкающий композицию одноименной площади. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера. Это относится не только к общей композиционной стороне его замыслов, но и ко всему языку форм, вплоть до малой детали архитектурного декора.
Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Замок представляет собой грандиозное каре со сторонами 264X184 м, заключающее внутри четыре двора. рис.
Круглый план и здесь усложнен экседрами и нишами. Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца.
Церковь расположена на углу виа Феличе (теперь Куаттро Фонтане), у ее пересечения с виа Квиринале, соединяющей Квиринал с выездом из города, отмеченным микеланджеловской Порта Пиа, т. е. у одного из самых ответственных перекрестков барочного Рима. Работы Борромини исполнены драматического напряжения. Прямоугольные варианты планировки площади были отвергнуты после проверки на макетах фрагментов колоннады, сделанных в натуральную величину (1657): ближайшая к Ватикану колоннада скрывала благославляющего с балкона папу от значительной части собравшейся на площади толпы.
Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах — местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Она интересна не только своей формой (например, вогнутым фасадом), но и интерьерами. Особенно замечательны в этом отношении декоративные композиции иезуитского монаха Андреа Поццо (1642—1709), главными произведениями которого являются росписи церкви Сант Иньяцио и алтарь в церкви Иль Джезу в Риме (рис.
Прочие архитектурные работы в Риме: участие в строительстве палаццо Барберини (с 1629 вместе с Мадерна) дворцы Монтечиторио (продолжение работ с 1656) и Киджи-Одескальки фасад коллегии Пропаганда Фиде отделка интерьера церкви Санта Мариа дель Пополо (около 1658) скала Реджа в Ватикане (1666) церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653—1658). Пьетро да Кортона также довольно рано завоевал репутацию разностороннего мастера. Учился у Карло Мадерна в Риме. Ее широкий двухъярусный ордерный фасад является по сути дела декоративным экраном, за которым теперь (в отличие от Ренессанса, когда форму внутреннего пространства стремились наиболее ясно отразить во внешних объемах) полностью скрывается крестообразное построение внутреннего пространства, своды, перекрывающие ветви креста и вписанные в углах между этими ветвями второстепенные помещения.
Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. «Камнями преткновения» стали великолепные постройки— фасад церкви Святой Агнессы Борромини ифонтан Четырех Рек Бернини. «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью», – говорил Бернини.
Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1661), первоначально строившаяся Райнальди, но перешедшая потом к Борромини, расположена на площади Навона напротив Берниниева фонтана Четырех Рек (см. В 1658—78 гг. В 1660 году удача трагически отвернулась от Борромини.
Важнейшая градостроительная работа — площадь св. 2, 8, 69). IV. 44). Верхний ярус стены с окнами завершается овальным куполом со световым фонарем в центре.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Терезы» (1644—52, церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим) – великолепная архитектурно-скульптурная композиция.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Он спарил колонны по длинным сторонам двора, срезал углы, обработав их искривленными в плане антаблементами и, ритмически чередуя архивольт с горизонталью, по-новому подал мотив арочного и двух прямоугольных проемов, носящих название «палладианского». Мартино Лунги Младшему (1602— 1657) принадлежит церковь Санти Винченцо э Анастасио (1646—1650), фасад которой, построенный по классической, но очень собранной и вытянутой вверх двухъярусной схеме, найденной Виньолой, как будто бы сплошь составлен из колонн. 47). В архитектуре барокко интерьер нередко приобретает самодовлеющее значение, поскольку членения фасада в большей мере согласуются с масштабом улицы и окружающей застройки, нежели с внутренним пространством самого здания. Барокко как стиль ранее всего и наиболее определенно проявился в Италии. Карла Борромея.
доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. Пьетро начал свою карьеру с росписи церкви Санта Бибиана. Он отличался от Лоренцо Бернини и прочих современных ему архитекторов тем, что основывал свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела.
Его карьера была успешной, пока не пришли разочарования последних лет. Даже его сторонники чувствовали себя неловко с его новыми созданиями. Общая синдесмология. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660--1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью.
Из частных дворцов, построенных Лонгеной, наиболее значительны палаццо Незаро (1679) и палаццо Редзонико (начат ок. Папа Иннокентий Х, когда средства наобустройство столь любимой имплощади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог— нафонтаны, начто получил ответ отжителей Рима: «Pane, pane, non fontane. » (Хлеба, хлеба, анефонтанов. ). Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки. В течение двух лет церковь была воздвигнута до уровня фонаря. Как круглая скульптура, он смотрится со всех сторон. К числу первых самостоятельных работ Б. относится ц. Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1641, 1665-1667), построенная для мон-ря ордена босых тринитариев. Фасады: Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Эта композиция, показывая всю гениальность Бернини-архитектора исходила из функциональных и идеологических требований: создать достойные подходы к величайшей католической святыне, месту паломничества из всех стран католического мира улучшить масштабное впечатление, производимое фасадом собора создать достаточно обширное пространство под открытым небом, способное вместить грандиозную толпу молящихся, пришедших принять папское благословение.
том V) были основаны на круглом и квадратном плане. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660-1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. Его главное произведение — церковь Санта Мария делла Салюте (1631—1687), самое большое купольное здание Венеции, построена при въезде в Большой канал. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером. Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов.
Но подлинными виртуозами в разработке монументальной театральной декорации явились художники семьи Бибиена (см. Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. Карло Борромини (рис. Перед ним была поставлена задача создать новый фасад для церкви Санта Бибиана (ил. Широкий открытый вход со стороны двора открывает вид на сильно заглубленную алтарную нишу.
Алтарная ниша богато декорирована. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Петра в Риме (1657—63).
Боковые торцы изгибающихся снова вперед антаблементов выглядят как раскреповки. БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco) (1599–1667) итальянский архитектор. Но наружный облик церкви чрезвычайно различен. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667).
Поднимающийся над стеной многолопастный барабан, скрывающий купол, дает слабый намек на это неожиданное внутреннее построение и лишь венчающий купол фонарь раскрывает во внешнее пространство сокрытое в интерьере движение архитектурных масс и пространства. С 1624 г. начинается деятельность Бернини в соборе св. При сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), связывающей папский дворец с собором св.
В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. Таким образом, его обвиняли в отрицании основы хорошей архитектуры. Созданный Кортоной таким образом фасад лишь в средней, выступающей вперед части соответствует объему церкви делла Паче за левым боковым крылом находятся монастырские помещения (их венчает маленькая колоколенка) правое же крыло является чисто декоративным добавлением.
Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64). Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Были внесены изменения и в структуру барабана. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Противостояние вылилось вовзаимные упреки иподозрения. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Устроился на строительстве собора Св. 64). Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину (рис. Его попытка объединить пяти эркерный фронтон и две башни с существующим овальным куполом предвосхитила строительство церкви Агнез ин Агоне (в ПьяццаНавона) с ее размещением пластических объемов в пространстве.
Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св. В типичном для этого времени римском палаццо Барберини (ок. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Его композиции отличаются необычайной изощренностью пространственных построений и декора. 38).
Независимый архитектор. Это осложняет замысел и вносит динамику в окруженное капеллами внутреннее пространство. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Кругу он неизменно предпочитал эллипс.
В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Лоренцо Бернини (1598—1680) великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, . Материальная база строительства была ограничена. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму.
Расположена на одном из склонов Альбанских гор. В начале своего творчества тяготел к маньеризму. Это была Римская церковь и монастырь СанКарло ал ле Куатро Фонтане, начатые в 1638 году. Каждой пилястре, отмечающей шесть основных устоев церкви, соответствует ребро купола. Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини. Борромини всего приходилось добиваться тяжелым трудом, неоднократно выслушивая жесткую критику экстравагантного стиля своих работ.
Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Исследователь испанского искусства Татьяна Каптерева отмечает следующие характерные черты живописи данного периода:преобладание остроты наблюдения натуры над художественным воображением концентрация внимания на человеке, с исключением других пластов восприятия реальности (это вело к слабому развитию пейзажа и своеобразному, внесюжетному развитию бытового жанра).
Рожденный от брака Джованни Доменико Кастелли и Анастасии Гарого, Борромини был введен в искусство архитектуры, когда отец послал его в Милан (1608 или 1614) учиться на каменотеса. 30). Проект университетской церкви Сант Иво алла Сапиенца (рис. Он четко отделяет нижнюю часть церкви от парусов и арок, перекрывающих неравные апсиды. Главная лестница Ватикана, Скала Реджа известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини.
Он находится на равнине и широко раскинул свои крылья, охватывающие три части главного двора, окруженного службами (рис. Еще один элемент маньеризма можно усмотреть в подчеркнутом контрасте между аскетическим обликом главного фасада и пышно орнаментированным садовым фасадом, спроектированным, по-видимому, по образцу виллы Боргезе (Джованни Вазанцио).
Работы Борромини с самого начала вызвали фурор в Риме и его влияние оказалось очень существенным для архитектуры в Северной Италии и Центральной Европе в течение следующего столетия. Петра и словно «обнимают» входящего, направляя его движение к главному фасаду здания.
Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам еще полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы.
1634–1667 гг. По странному стечению обстоятельств она отмечает не только начало наиболее активного периода в деятельности мастера (с 1638), но также и финал его творчества, поскольку фасад церкви оставался длительное время незавершенным (после окончания всех прочих работ) и был выполнен мастером лишь перед самой его смертью, явившись таким образом его последней работой.
выше). Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д. ). Оратория Филиппо Нери Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню.
26) — сдержанная композиция, хорошо выразившая официальный характер здания. Почти одновременно со строительством монастыря, церкви и созданием интерьеров Сан Карло Борромини работал над ораторией Сан Филиппо Нери в монастыре Филиппинцев (1637—1643). Расцвет барокко приходится здесь на 2-ю половину XVIII в., когда арх.
Этот прием, восходящий к поздней античности (церковь св. Эта борьба завершилась после смерти Микеланджело проектом Карло Мадерны (1556—1629). В 1605 г. Бернини ездил в Париж и разработал проект фасада Лувра (не осуществлен).
С 1751 переехал в Казерту, где построил замок. В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599-1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Необычайно одаренный, разносторонний мастер (он был также живописцем), Бернини стал подлинным художественным диктатором Рима.
Однако не эти объемы привлекают внимание проходящих по улице. Петра, палаццо Барберини и купола храма Сант-Андреа делла Валле под рук. Петра. Церковь Сант Иво алла Сапиенца Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом.
В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание. Из-за маленьких размеров итальянцы называли ее уменьшительно Сан Карлино. Родился в семье скульптора Б. Кастелли. Внешняя объемная композиция храма утрачивает свою целостность. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось призрачное ощущение.
Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек — церквей, палаццо, вилл — новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. Автором этого культового здания был великий архитектор Франческо Кастелли. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. Б 1642 году Борромини сам возглавил строительство. 29).
Начатое в 1664 г. здание было закончено только в 18 в., причем сильно искажено пристройкой. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). До 1623 Веласкес работал в Севилье. Вершины идеально точного шестиугольника, образованные ими, он превратил в шесть ниш, которые направляют движение основных элементов архитектурной композиции вверх, в раковину покрытого золотыми звездами купола. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность. архит. Раскреповки антаблемента он связал фронтонами, то непрерывными, то разорванными, то криволинейными, то треугольными. Крылья постепенно отступают. Он отличался роскошной отделкой и богатством материалов.
Отличающиеся друг от друга характеры, разное происхождение, различные жизненные позиции, возможно, вызвали антагонизм. Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Важнейшие фонтаны — Ла Баркачча на площади ди Спанья (по рис.
и получил у Лонгены новую типично барочную разработку. Созданная Бернини площадь св. Будучи почти самоучкой, он развивал в себе культ Микеланджело. Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь. Сочленения этих частей и порождают динамику и устремленность вверх, которая начинается с угловых устоев постройки. Ранние работы («Давид», 1623 «Плутон и Прозерпина», 1621—22 «Аполлон и Дафна», 1622—25) полны движения, драматического пафоса, страстного порыва.
Увеличение высоты колонн и комбинация главного и дополнительного ордеров являются одним из мотивов позднего маньеризма, а известная непоследовательность, присущая проекту, напоминает о ранних работах Бернини (в частности, участии в создании фасада церкви Санта Сусанна). Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Колонны полукруглого входного портика спарены. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Бравурность скульптурных форм эффектно соединилась в них с подвижной стихией воды.
Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637).
Важнейшие работы в Турине и окрестностях: церковь дель Кармине, базилика Суперга (1715—1731), палаццо Мадама (с 1718), широко раскинувшийся охотничий замок Ступиниджи (после 1729), семинария и многие другие. С 1619 г. жил в Риме, как зодчий и резчик по камню работал на строительстве собора св.
В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. В совокупности с богатым скульптурным убранством, гигантскими спиральными волютами барабана купола, мраморной поверхностью стен, отражающихся в водах канала, церковь производит впечатление почти сказочного по богатству фантазии и живописности форм сооружения. Центральный алтарь базилики украшен мраморными статуями на тему чудесного избавления Девой Марией города от чумы. построил в Риме церковь Сант-Андреа аль Квиринале.
Здесь Борромини изменил трактовку купола в сравнении с первоначальным замыслом. 17 в. Бернини стал придворным архитектором и скульптором римских пап. Карло Райнальди (1611—1691), выходец из семейства североитальянских зодчих, работал вместе с Борромини на постройке церкви Сант Аньезе и завершал ее после смерти мастера. Позже, однако, между ними возник серьезный конфликт. Но и это казалось недостаточным: колонны собирались в группы, пучки и, отодвигаясь от стены, вместе с мощно-раскрепованными карнизами создавали ощущение неопределенности-то выступающих, то отступающих объемов. Внутреннее пространство дворца компонуется как великолепная анфилада покоев, предназначенных для торжественных приемов и празднеств.
Петра, в более камерном плане — в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596—1669). Агаты, двор монастыря Иезуитов.
Бернини – автор знаменитых фонтанов Рима (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637 фонтаны Четырёх рек и Мавра на площади Навона, 1648—55 и др. ). Член Академии Сан Лука с 1706 г., занимался скенографией. Работал главным образом в Турине (с 1715 по 1735), выезжая во многие города Италии. Позвоночный столб в целом. V2:Тема 1. 4 Кости пояса нижней конечности и их соединения. БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco), настоящее имя Франческо Кастелли (родился 25. 09. 1599, Биссоне, герцогство Ломбардия — умер 02. 08. 1667, Рим) итальянский архитектор, который был главным раз работником стиля барокко.
Многочисленные и очень яркие барочные здания возведены в Лечче — городе, расположенном на Адриатическом побережье на самом юге Италии, в отдаленной провинции Апулии, куда как флорентийские, так и римские влияния доходили с большим запозданием. А декорационный тип фасада, наподобие театрального занавеса или даже «задника», прикрывающего собой объем церковного здания, сформирован еще в искусстве Итальянского Возрождения, но получил законченное выражение в эпоху Барокко. Этот стиль раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Петра — одна из крупнейших в практике градостроительства. При восстановлении собора Ваккарини сделан богато украшенный колоннами и раскреповками фасад (1736), а церковь Сан Джулиано он завершил окруженным восьмигранной арочной галереей куполом.
Общее впечатление, производимое интерьером, — безусловная устремленность пространства. Второй – ландшафтная архитектура, включающая в свой состав, в большей мере, организацию садово-паркового пространства (парки, бульвары, скверы, также «малые» архитектурные формы – беседки, фонтаны, мостики). В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью». Борромини взял за основу мотив, первоначально использованный Мадерной в аттике фасада собора св.
Франческо (25. 09. 1599, Биссоне, Швейцария – 2. 08. 1667, Рим) итал. Личность Борромини проявляется в этих проектах, хотя стиль Мадерна доминирует в них. Этот широкий отбор стилей был дополнен его пониманием структур и материалов. Эффекты светотени здесь абсолютно исключительны. Расчет делался на внезапность, контраст, неожиданность впечатления.
Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Петра. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Лишь границы ризалита и изломы боковых крыльев отмечены пилястрами.
Возможно, он отклонился слишком далеко от ортодоксальных истолкований античности, которые были приняты в его время как фундаментальные стандарты формы для архитектуры. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Наряду с работами по завершению собора и площади св.
Виньола обратился к форме купольной базилики. Наиболее видными мастерами барокко 17 века были: Л. Бернини (1598 -1680) и Ф. Борромини (1599 -1667). С момента выхода зрителя на овальную площадь колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Петра, Бернини использовал прием искусственной перспективы. История.
Позвонки: виды позвонков их групповые признаки. Карла Борромея. Борромини, напротив, был одиноким, замкнутым человеком, гордился своим высокоспециализированным образованием и негодовал по поводу скромной степени своего признания.
Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). XVII в., представитель стиля барокко. Но не в этом его главная особенность. Интерьеры дворца решены иначе, просторно и динамично.
Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Занимался реставрацией моста Сант Анджело, на котором установлены скульптуры, выполненные по рисункам Бернини (1669—1670). А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. В основу композиции церкви положен правильный восьмигранник, окруженный обходом с нишами капелл и увенчанный куполом.
В бюсте кардинала Ш. Боргезе (1632) сочетаются естественность, жизненная полнокровность и величавость образа. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Правилом – бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Эта ажурная конструкция, увенчанна золотистым шаром и крестом.
Общая глубина площади, достигающая более четверти километра (280 м), позволяет охватить глазом всю композицию в целом, включая венчающий центрическую часть храма мощный купол. По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчен за счет глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания» стены.
Был перестроен подход к зданиям, а некоторые окна заложены. Стареющий мастер и его юный ученик вместе работали в соборе святого Петра. Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым. В 1628 г. назначен главным архитектором собора св. В 15 лет убежал в Рим. В 1632 г. получил звание архитектора.
В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини.
Здесь также характерно возвращение от Классицизма к Готике и даже к романским прообразам. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером. Джованни Баттиста Ваккарини (1702—1768), получивший образование в Риме, — пожалуй наиболее крупный из архитекторов, работавших в Сицилии в XVIIIв. В интерьере собора возвёл гигантский бронзовый балдахин (киворий) со спиральными, устремлёнными вверх колоннами, оформил эффектной барочной скульптурой алтарную апсиду, создал множество статуй, рельефов и надгробий. Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов, акцентированная и подчеркнутая постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Сайта Мария ин Монте Санто и Сайта Мария деи Мираколи, начатых строительством в 1661 году по проекту архитектора Райнальди), производит исключительно эффектное впечатление богатством и разнообразием аспектов, несколько напоминающих систему перспективных театральных кулис.
Д. Браманте (папская вилла и Бельведер в Ватикане, первоначальный проект храма мон-ря Сан-Пьетро ин Монторио (Темпьетто). 56). Жанровые и структурные особенности журналистских материалов. ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫVI. Он все более и более огорчался известностью и успехом своего конкурента Бернини. Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр.
В Риме с 1604 г. Первая архитектурная работа — реконструкция церкви Сан Бибиана (1625). Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. 42). 41).
Карла Борро-мея. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. храмом имп.
27). Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой.
В поздних произведениях бравурность преобладает над стремлением раскрыть психологические черты модели («Портрет герцога Франческо дЭсте», 1650—51). Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Стройный, вытянутый по вертикали, он заставляет задирать голову в этой узкой улице.
Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29). Здесь также характерно возвращение от Классицизма к Готике и даже к романским прообразам. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Вместо центрических в плане построек создавались удлиненные, базиликальные. Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтончики нижних окон «наложены» на антаблемент. Этот принцип использован в венецианской церкви Спасения и в туринской церкви Сан-Лоренцо. Первоначальное образование получил в мастерской отца. Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы).
Петра (1656— 1667). Луки. Джованни или Джан Лоренцо Бернини (1598, Неаполь — 1680, Рим) учился у отца в Неаполе.
Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца—католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVIIвека. Церковь была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 г. Предполагают, что в основе шестиугольной формы лежитформа пчелиных сот, поскольку пчела (символ божественной мудрости)— геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII (1568-1644г. г. ). Начало строительства церкви относится ко времени его правления. Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. Петра, в более камерном плане – в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596-1669). Церковь расположена среди исключительно тесной застройки, восходящей к XV и XVI вв. Выдающимся мастером позднего барокко был архитектор и ученый-математик Гварино Гварини (1624—1683), работавший главным образом в Турине.
доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. В сооружениях Борромини многое атектонично, деконструктивно, но это всегда искупается достигнутым пластическим и декоративным эффектом. Овальная площадь с обелиском посередине и двумя фонтанами в ее геометрических фокусах охвачена, словно щупальцами, гигантскими четырехрядными колоннадами (символ раскрытых для верующих объятий церкви) и превращена в огромный раскрытый вестибюль перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем. Прочие работы: Лаццаретто (1733) и церковь Джезу в Анконе (1743—1745) церковь Сантиссима Анунциата (с 1761), палаццо дАнгри (1755) и другие дворцы в Неаполе проект фасада Миланского собора (1750) и перестройка палаццо Реале в Милане (вместе с Пьермарини). Одновременно укрепляется господство светских властей.
Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. А декорационный тип фасада, наподобие театрального занавеса или даже «задника», прикрывающего собой объем церковного здания, сформирован еще в искусстве Итальянского Возрождения, но получил законченное выражение в эпоху Барокко.
Карло Мадерна. 53).
Особенно ярко нарастание барочных тенденций сказалось в одном из поздних произведений Виньолы — проекте первого иезуитского храма — церкви Иль Джезу в Риме, послужившей образцом для церковных построек во всех католических странах. Средний пролет выступает вперед два боковых образуют запады.
Петра, не прекращавшаяся всю его жизнь. Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. Среди этих достижений осторожная балансировка башен для фасада собора святого Петра, поддерживающий металлический каркас для цилиндрического свода в Палаццо Памфили в ПьяццаНаво на, аккуратная кирпичная кладка церкви святого ФилиппаНери и его изобретательные купола и своды в церкви СанИво делла Сапиенца или часовне Ре Маги.
Подножие портика решено в виде полукруглой лестницы. В последующих произведениях Борромини эти качества еще более усиливаются. ввысь, к основному источнику света в этом темноватом помещении, к овальному фонарю. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia).
Построил церкви в Кастельгандольфо (1661) и Аричче (1664). Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). Росписи «Большого зала» в 1633—1639 гг.
В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Пластические объёмы кажутся мягкими и текучими. К зданию ведут три радиально расходящиеся дороги: центральная подъездная дорога, образующая средний луч, как бы проходит через главный парадный зал виллы, ориентированный по этой оси и получает продолжение в главной аллее парка, распланированного за корпусом виллы между склоном горы и парковым фасадом. Однако многие его заказчики не воспринимали архитектуру зодчего и отказывались воплощать в жизнь его замыслы, что и заставило его в порыве разочарования уничтожить последние невыполненные проекты. Соединения позвонков.
Его произведения сосредоточены в Катанье — портовом городе, расположенном у подножья Этны, который был почти полностью превращен в руины землетрясением 1693 г. Ваккарини не только принадлежит прямоугольная планировка, но и многие выдающиеся здания города: палаццо Муничипале (1741), церковь св.
Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах -- местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Центральное место на площади занимает знаменитый фонтан Четырех рек гениального Бернини. рис. Фантазия архитектора тратилась на создание причудливых планов из хитро составленных треугольников, овалов, звезд и пентаграмм.