В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме). Плафонные розетки украшаются орнаментом (мотивы акантового листа, раковины, морской волны, трельяжной сетки).
Каменный дом напоминает парковый павильон.
Новый стиль постепенно закрепился и в моде, зародился иной эстетический идеал. Особенно знаменит грациозностью отделки фарфоровый кабинет. Сейчас это великое произведение хранится в Москве, в музее Кремля. В 1793-96 гг. Искусство рококо – улыбающееся, меланхолическое искусство.
Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г. ), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы.
Главным создателем сада, который уже в 1710-е годы поражал современников своей красотой и изобретательностью «затей», был сам Петр I. Летний сад был разбит не по французской моде, господствовавшей тогда в Европе, а по голландской: без радиальных аллей, по квадратной схеме со стрижеными шпалерами (рядами ровно подстриженных деревьев и кустов по обеим сторонам дорожки), с асимметричным расположением в нем дворца. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Это создавало образ скромной, практичной и вместе с тем нарядной архитектуры. Изображенные более сдержанны в выражении чувств.
Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом»6. Ему свойственны огромное декоративное дарование и высокая колористическая культура («Королева Зенобия, обращающаяся к солдатам», «Встреча Клеопатры с Антонием»). Стиль рококо господствовал на протяжении столетия.
Новый стиль стал стилем небогатых домов. В Лондоне он посещает Академию святого Мартина, которой руководит Хогарт. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. С кончиной Петра I искусство гравюры приостановилось на долгие годы.
Он создает вещи с быстротой и воодушевлением экспромта. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектура зданий. Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Колокольня представляет собой традиционный столп идущий от «Ивана Великого», богато декорированный в стиле барокко сдвоенными колоннами с коринфскими капителями и раскрепованным антаблементом. Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774)-выдающийся русский архитектор московской школы «елизаветинского рококо». К XVIII в. бронза становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей.
Здесь закруглены все углы, нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами, помещёнными в рамы криволинейных очертаний. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Мраморный дворец. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди.
И это вполне заслуженно. Камерность и тонкость портретных образов, созданных этим двумя великими мастерами екатерининского времени— характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «большим» стилем и испытывало пристальный интерес к конкретной личности человека. Наибольшее развитие стиль достиг в области прикладного искусства. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Именно Петру Михайловичу Еропкину (1698-1740), бывшему петровскому пенсионеру, принадлежит грандиозный градостроительный проект, реализация которого началась в 1737 г. Сохранив регулярную планировку, задуманную Петром I, он завершил создание четкой трехлучевой системы магистралей, сходящихся к башне Адмиралтейства, окончательно закрепив за адмиралтейской частью значение главного района столицы. На рукавах были широкие обшлага. В живопись приходит легкость, естественность, пластичность линий тела.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Колокольня собора, несомненно, самая большая удача архитектора. К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова, «иностранной коллегии переводчика» и его жены (1757)-людей незнатного происхождения.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Его центр слегка акцентирован плоским куполом с платформой. Художник обладал интуицией, тонко чувствовал человека. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость.
Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Дворец был расширен по бокам, а также добавился четвёртый этаж. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста.
Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В 13 лет он покинул Садбери, а приехав в Лондон, стал работать портретистом. Основной отличительной особенностью стиля рококо является отсутствие напыщенной торжественности и холодного пафоса, которые всегда сопровождали архитектурные ансамбли стиля барокко. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. Ухтомский руководил реконструкцией московского Кремля, но самыми выдающимися его сооружениями являются колокольня Троице-Сергиевой лавры и триумфальные Красные ворота у Земляного города в Москве. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо.
В это время устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. Колористическоя гамма состоит из забеленных, приглушенных тонов: жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и других. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы.
В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Комнаты отличались избыточным количеством предметов интерьера. Стихия Фрагонара – бурное чувство полноты жизни, ничем не стесненной. Архитектурные творения стиля рококо избегают строгой симметрии, в их создании преобладает легкость игривость, строгие прямые линии и ровные поверхности заменяются фигурной отделкой, завитками, похожими на листья деревьев, гирляндами цветов, созданных из раковин, необделанных камней, ракушек. Он член Академии художеств, но стоит от нее в стороне.
Томас Гейнсборо (1727-1788) был девятым ребенком в семье. Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая частную жизнь владельцев дома. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Гейнсборо очень любил писать пейзажи, но прославился как портретист.
rocaille, что означает декоративные раковины и камни. Вершиной рококо можно, пожалуй, назвать залы отеля "Субиз" в Париже, оформленные Боффраном. Единомышленником и помощником Сумарокова в постановках трагедий стал актер Федор Григорьевич Волков (1729-1763).
Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других. Помимо Рокотова, отчетливая рокайльность присуща живописи Дмитрия Левицкого8. Джовани Батиста Тьеполо (1696-1770) – последний представитель барокко в Европе.
Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. Рококо пришел на смену барокко в XVIII веке. Но в его творчестве не было цельности и убежденности. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Но если формы барокко пластичны, то в рококо они измельчены.
Его «Портрет Сары Фермор» (1750)— «подлинное русское рококо, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса)7. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Такие прогулки проходили в галантной атмосфере с использованием определенного этикета.
Она строила дворцы, здания для государственных учреждений, больницы и просто частные дома, которыми награждала своих сподвижников. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Отныне декор интерьера становится отдельной частью архитектуры.
При строительстве парков, мастера стремились создать естественность ландшафта. Василий Константинович Тредиаковский (1703-1769) начал обновление литературного языка, переведя на разговорный язык поэму мирского содержания «Езда на остров любви» с церковно-славянского ибо он, по словам самого Тредиаковского, «жестоко ушам слышится». Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием.
Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко. Мощную пространственную динамику, пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейное построение барокко в новый регистр. Михаил Алленов пишет, что Гроот и Ротари «предложат разные, каждый в своем роде совершенный, варианты рококо.
Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством подготовил романтизм нового столетия. В нем проявляется галантность, уверенность. Фабрика в г. Мейсене (Германия) в восемнадцатом столетии являлась законодателем фарфорового мастерства. На трех площадках центральной аллеи были устроены фонтаны, а на пересечении прямых дорожек стояли беседки.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Иногда в орнаменте используются китайские мотивы. Самым ярким образцом германского рококо можно считать церковь Вискирхе близ Мюнхена, построенную в 1745 году Доминикусом Циммерманом. Крупнейший представитель рококо во Франции— Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь.
Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Он основал Архитектурную школу в Москве, выпускниками которой были выдающиеся зодчие русского классицизма М. Казаков, А. Кокоринов, И. Старов.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Одним из первых русских мастеров реалистического светского портрета является Иван Никитич Никитин (1690-1742).
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Его ранние произведения – портреты Г. Г. Орлова (1762-1763 гг. ), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг. ) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо.
Для зрелого мастера характерны портреты в рост на фоне пейзажа, удлиненность пропорций. Декоративность усиливается и кулисами изображающими условные пейзажи или драпировки. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом. Чрезвычайно интересен созданный мастером Павильон катальной горки в Ораниенбауме. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735-38), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754).
Но на протяжении всего столетия сильно менялось государство, общественное настроение, а так же и отношение художника к изображаемому человеку. Гейнсборо продолжал писать для души любимые пейзажи. Гражданское строительство уже преобладает над церковным.
На протяжении всей своей жизни Жан Батист Грез (1725-1805) мечтал лишь об одном: получить благородный титул исторического художника, причисленного к последователям Николы Пуссена. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Этот «пафос шири» – преобладание горизонтальной линии над вертикальной – определялся своеобразием ландшафта – водными пространствами Большой Невы, Малой Невы, Большой Невки, Малой Невки, Фонтанки, Мойки, Екатерининского канала, Крюкова канала и т. д. Потолок в стиле рококо зачастую представляет собой продолжение стены.
Этим объясняется продуманность в подборе статуй. Мебель в доме размещали в зависимости от удобства хозяина. После тридцатилетнего господства общество навсегда распрощалось с прической «фонтаж», более походившей на замысловатое сооружение достигавшее, порой, 35 см. В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
В колористической гамме рококо всегда и повсюду присутствует золото. Однако здания одних и тех же архитектурных направлений есть во многих российских городах. XVIII в называют веком Просвещения, Галантным веком. Первооткрывателем фарфора в России стал Дмитрий Иванович Виноградов (ок. Вторая половина XVIII в. – период расцвета русского цветного стеклоделия. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Волнующая мелодия мазков воздействует на зрителя, создавая тонкое чувство ритма. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, заложенный в мае на месте разобранной деревянной церкви.
Украшал карету Ф. Буше, бронзовые детали изготовил Ф. Каффиери Второй. Ему удается убедить мать девушки в своей святости и та сама отводит к нему дочь послушать его благих поучений. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость.
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. В парках на смену пышным фонтанам и величественным террасам приходит более спокойный рельеф – ручьи искусственные скалы и пещеры, свободно растущие деревья. А. С.
Отель Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705-09 гг. Это простое и в то же время элегантное снаружи здание.
Художник изобразил портретируемую среди природы, задорно улыбающейся. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Он являлся президентом Академии художеств.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Вообще значение триумфальных ворот оказалось чрезвычайно важным для развития почти всех видов русского искусства. Архиепископский дворец также еще называют Вирхув дворец в честь ведущего архитектора рококо в Праге Яна Йозефа Вирха (1732-1782), который занимался реконструкцией этого монументального здания. в высоту.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. Женскую головку стала украшать «простая» аккуратная прическа с локонами, с изящным кружевным бантом. Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец другие синонимы — кром, город укрепление) — принятое в настоящее время название городских укреплений в древней Руси город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Мазки струятся, вибрируют, то становясь гуще, то оставляя свободные кусочки холста. В эпоху рококо меняется и ландшафтная архитектура. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734) итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании.
К 1740-м гг. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. () Между названными фигурами— целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова»5. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Мать Гейнсборо – умная, образованная женщина, увлекалась живописью. Его гравюры стали одним из художественных символов «петровского барокко». Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер. Жизнь-удовольствие, такова идея искусства этого периода. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. В Канцелярии от строений господствовали вкусы рококо, к которому тяготела сама императрица, проявляющиеся в архитектурной декорации, декоративно-прикладном искусстве, театральной живописи и пейзаже.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Это было граничит с ростом дворянского либерализма и волной просветительства. Большие приемы и празднества происходили не во дворце, а в саду. Женственность чувствовалась совершенно во всем.
Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. В это время появляется интерес к тонким интимным переживаниям, это шаг к сентиментализму.
Тьеполо писал громадные фрески, роскошные декоративные панно, алтарные образы, был виртуозом рисунка и офорта. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. Так вместо строгих прямых линий применяют плавные изогнутые. Четыре массивных угловых объема, в которых размещались основные дворцовые помещения: парадная Посольская лестница, тронный зал, театр, церковь – соединялись корпусами-галереями с анфиладой парадных залов, образуя обширный внутренний двор. Кремлями иногда неправильно называют некоторые крепостные сооружения (например, Орешек, Ям, Ивангородская крепость), которые в Древней Руси изначально создавались не в качестве городских укреплений, а как пограничные военные форпосты кремлями именовались отдельные монастыри, например, Спасо-Преображенский в Ярославле или Соловецкий. Гравюра использовалась также как украшение, как иллюстрация в книге, как учебное пособие.
Стиль рококо в архитектуре с течением времени стал распространяться по всей Европе. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745). Поворот от оды к трагедии означал вместе с тем переход от велеречивости Ломоносова к простоте и сдержанности Александра Петровича Сумарокова (1717-1777).
Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. В России представителем стиля рококо является архитектор Антонио Ринальди (1709—1794), прибывший в Петербург в 1754 году. Здесь прежде всего следует сказать о творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо. С портрета смотрит очаровательная веселая девочка, которая только пытается быть величественной и чинной. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо.
Важнейшие элементы рококо присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745 года в Потсдаме Георгом фон Кнобельсдорффом. Михаила Васильевич Ломоносов (1711-1765) развил эти принципы, выделив три рода речений – высоких, в основном церковно-славянских, посредственных и низких, разговорного языка. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Он поселился у серебряных дел мастера Роберта Эндрюса Старшего. Петербургский стиль – это особое ощущение пространства и исторического времени. Вот таким образом начальный период истории русского художественного фарфора именуется по имени его создателя «виноградовским». Она отличалась комфортностью и изяществом.
Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, были и ярые противники, называвшие авангардные здания «бетонными опухолями» на теле Москвы. Художник любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно.
В этой живописи нет ни действия, ни сюжета. Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно в Москве. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Рококо – первый безордерный стиль. Сюжеты картин и росписей – любовные, эротические. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород.
В центре обычно помещался парадный зал – так называемый салон. Полотна украшают любовные сцены, соблазнения в романтической обстановке, пикники на поляне с музыкантами и танцорами: «Любовная записка» Жан Оноре Фрагонар (Fragonard), «Аллегория музыки» Франсуа Буше, «Арлекин и Коломбина» Антуан Ватто. Рококо не имеет своей позитивной философии и сфера его действия ограничена. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741 – 1744 гг. ) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо.
Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов. В нем намечен новый взгляд на человека. В 30-х годах модельной мастерской задавал тон Иоганн Иоахим Кендлер, а чуть позднее – И. Ф.
Мастера уже не ставили себе задачу сделать портрет похожим на модель. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Он создал многочисленные портреты Шереметьевых и людей их круга. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг. ).
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиАрхитектураПубликации раздела АрхитектураПубликации раздела АрхитектураАрхитектура на вашей улицеЭльдар Рязанов в картине «Ирония судьбы или С легким паром. » несколько преувеличил то, насколько российские улицы похожи друг на друга. Рокотов писал преимущественно камерные портреты.
В 1729 г. Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) написал первую сатиру, выступив зачинателем сатирического направления. второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. И. И. Аргунов (1729- 1802)- крепостной графов Шереметьевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Аргунов изображает свои модели крупным планом: они словно находятся рядом со зрителем.
Слава о нем распространилась повсюду, мастер работал в Испании, Германии. Один из характернейших примеров— «Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце, украшенный шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари. Их можно сравнить с изящными коробочками-бонбоньерками.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. В первой половине XVIII в ведущим стилем во Франции был рококо.
В 1735 г. он опубликовал «Новый краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», в котором предложил строить стих на ритмическом чередовании ударных и безударных слогов, осуществив тем самым реформу стихосложения. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. В стиле рококо в предместьях Парижа были построены многочисленные роскошные особняки французской аристократии (так называемые «отели»), окруженные зелеными садами. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
1740). Так, например, современники оценили мельниковский Дом культуры имени Русакова.
Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). По его рисункам работали мастера И. Дункер (Иоганн Дункер – резчик изготавливающий макеты-образцы), Л. Роллан (Луи Роллан.
Фарфоровые изделия XVIII века – уникальные раритетные вещи, в полной мере отражающие модные тенденции.
Использовались яркие синие, зеленые, розовые цвета и обилие золота на белом фоне. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
В числе их был и Старов, как до него был Ринальди и Де-ла-Мотт. Блестящим тому примером служит творчество Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) итальянца по крови, француза по образованию, русского по духу, стиль которого не укладывается ни в какие европейские рамки. Соединение воды и суши дает идеальные горизонтальные линии. Мастера Венеции и Турина славились созданием великолепной мебели стиля рококо.
Одним из важных предметов комнаты становится камин, облицованный мраморной плиткой. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). До сих пор в Тронном зале сохранилась коллекция из французских гобеленов. При этом интерьеры декорируются панно, зеркалами. Кроме фарфора— в моде серебро. Архитектурная композиция колокольни в верхней части является типичной для «петровского барокко»: волюты, «сцепляющие» этажи, верхний четверик перекрыт куполом, на который поставлен восьмигранный фонарик со шпилем.
С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. В формирование русской портретной живописи обязательным условием было – не только обретение сходства, грамотно построенная композиция портрета но и парадная картинность, которая была теперь так необходима в еще формирующемся русском светском интерьере. Его картины – уроки морали («Баловное дитя», «Плоды хорошего воспитания», «Паралитик»).
Вместо монументальных кариатид появляются миниатюрные скульптуры, подобно «Речной нимфе» Клода Мишеля, «Мальчик с клеткой» Жан Батиста Пигаля. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Сам центр выделен лишь более высокой крышей изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. Это художник-импровизатор, необычайно импульсивный и впечатлительный.
Светское общество обратилось к предметам, не носившим смысловой нагрузки. В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Более разнообразны и объективны по характеристикам мужские портреты.
При изготовлении орнаментов используется позолота. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В этом просматривалось типичное еще для французских писателей эпохи Ренессанса (Рабле, Ронсар) и эпохи классицизма (Мольер) стремление исподволь наставлять монарха, показывать ему, каким должен быть правитель просвещенный. Если денег на сусальное золото не хватало, выручала желто-золотистая краска.
Появляются новые контуры, новые формы при создании мебели. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Термин "рококо" происходит от франц.
Решающими для формирования стиля были личные вкусы императора, отдававшего предпочтение двухцветным голландским зданиям из красного кирпича с отделкой наличников, порталов, карнизов белым камнем. В той же тональности выдержаны интерьеры. Представители россики, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время (Каравак, Гроот, Ротари), способствовали становлению новой, русской художественной школы— главным образом, в живописных формах рококо4. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов.
Еще много портретов вышло из- под кисти художника – поэт В. И. Майков (1769-1770 гг. ), почти все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А. Воронцова и дети (1770-е). Сюжеты Сумароков брал из полулегендарной русской истории, таковыми был «Дмитрий Самозванец».
Основные черты этого стиля – динамичные асимметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S – и С-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Во Франции прослеживается эволюция от рококо (с 1720 г. ) к искусству программно-гражданского характера. Портрет Е. Н. Арсеньевой (1796)- произведение высокого мастера.
Для отдыха широко используются канале – небольшие диваны, спинки которых высоко подняты. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение. И это вполне заслуженно.
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В XIX веке рококо пережил второе рождение (причем даже в Соединенных Штатах).
Нередко графические листы сочетали в себе элементы пейзажа или портрета со сложными символами, аллегориями и эмблемами, которым в эпоху «петровского барокко» придавалось ключевое значение. 1670-ок. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Необычна его форма — квадрат с одним срезанным по плавной дуге углом. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках.
Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен. Рококо характеризуется таким понятием, как «bagatelle» («пустяк»).
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. У милых безделушек была одна цель – радовать глаз. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света.
Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий. Среди русских памятников, отразивших черты этого направления— некоторые интерьеры Дворца великого князя Алексея Александровича в Петербурге21, Парадная лестница Екатерининского дворца, созданная в 1860—1863 годах Монигетти в стиле «второго рококо»22. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского.
Роспись на фарфоре стали делать с середины XVIII в., сочетая ее с рельефным декором. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Это касается и личных покоев Екатерины и более официальных комнат.
Район, где был воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Абсолютно особенным очарованием обладают интимные, элегантные, грациозные, жеманные портреты эпохи рококо.
Павильон необычайно изящен и грациозен как с точки зрения архитектурно-пространственного, так и цветового решения. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Музей изобразительных искусств им. Барокко стремится потрясти, рококо — развлечь. по документу из РГИА). Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты. Предтеча этого направления – Жан Антуан Ватто (1684-1721).
Однако эта борьба вкусов образовывала только красочную оболочку для основного «стержня» елизаветинского искусства – широко растущего участия русских художников в творческой жизни страны. В цветовом решении используется множество оттенков. С тем же успехом можно именовать кремлём каменные стены Большого нижнего города (1632) в Вязьме, вобравшие в себя территорию гораздо большую, нежели ещё существовавшие в то время деревянные срубы Верхнего Малого города.
Оригинальный ансамбль, в создание которого внес свою лепту художник европейского масштаба и исключительного дарования Жан Батист Леблон (1679-1719), соединил в себе черты «большого стиля» Людовика XIV итальянского ренессанса и голландской архитектуры. Среди русских мастеров, за высокое мастерство прозванных «российскими голландцами», наиболее прославленным является Алексей Федорович Зубов (1682-1751). Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретаво.
В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Главными отличительными чертами русской трагедии елизаветинской эпохи стали отсутствие сложной интриги, небольшое число действующих лиц, обилие монологов и вытягивание схемы трагедии как бы в одну линию, а также непременное условие всякой классической трагедии – соблюдение правила трех единств (места, времени и действия).
Цветовая гамма – золотой, белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные оттенки голубого, зеленого, розового и желтого. По всему периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца. В интерьере появились шезлонги, глубокие кресла, диван канапе, представляющий собой соединенные кресла. Общеизвестно, так или иначе именно Петр заставил двигаться Россию в сторону европеизации, как было популярно сказано Открыл окно в Европу. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу.
В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Это, по-моему, одно из лучших живописных полотен середины века. Дворянство проводило время в развлечениях. Тем не менее некоторые страны и государства достаточно сильно ощутили влияние этого стиля.
Веяние архитектурного стиля пришло в Россию из Франции с почти полувековым опозданием. В интерьере отеля особенно интересен Овальный салон («салон Принцессы»), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Его сын и преемник Джон Вуд Младший завершил строительство «круга» в 1764 г. и в 1769 г. построил знаменитый Ройал Кресчент – комплекс из 30 домов, соединенных вместе и образующих линию. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой.
Особенно хорошо она писала цветы. В числе их был и Старов, как до него был Ринальди и Де-ла-Мотт. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675-1745).
Заключение С. -Петербург называют культурной столицей России. При облицовке квартир применяют лаки, тона лаков мягкие, нежные, в основном светлые. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был своего рода ответной реакцией на монументальный классицизм и парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715).
Учеником Гроота был Иван Аргунов, шереметьевский крепостной. Соответственно литература была разделена на «три штиля», за каждым из которых утверждалась определенная лексика. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли-сына. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.
Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Мебель становится грациозней, легче изящней, чем была до этого.
Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Каждый из них отделан с изыском на свой лад, свою тему. Центром дворца выступает «Большой салон» или Зеркальный зал. С помощью чередования окон, зеркал и дверей, посредством игры естественного и отраженного света достигается ощущение, что границы зала исчезают, вы оказываетесь как бы в открытом павильоне с высоким небесным сводом в виде купола. Под него надевали камзол.
Отсюда и произошло название. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг. английское Просвещение достигло зрелости. Для стиля рококо не характерно использования ордера в декоре. Зарождение и развитие оды как жанра стало возможно благодаря значительному обновлению, облегчению русского литературного языка и реформе стихосложения, связанной с творчеством великих поэтов того времени.
Тьеполо – «Веронезе XVIII в». При этом следует подчеркнуть, что и растянутые здания и пышность декоративного убранства и двух-трехцветная раскраска фасадов продолжали традиции русской архитектуры XVII в. Растрелли, которого современники называли волшебником, создавал архитектурные сооружения торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. Первым русским художником-миниатюристом по эмали был Георгий Семенович Мусикийский (ок. В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф. С. Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е. Новосильцевой (1780 г. ), знатной дамы Е. Н. Орловой. Гейнсборо сформировался как хороший художник очень быстро.
Как проповедник патриархальных идиллий он пользовался популярностью у современников. Наружные стены с часовнями по внешним углам ограды также повторяли форму креста. Позже эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Видным художником является Пьетро Лонги. Вологодский кремль) и Ростове (см.
Кендлер считался энтузиастом своего дела и тщательно подходил к любой работе. Несколько спорно право именоваться кремлём и резиденции Ивана Грозного в Александровской слободе, нередко называемой Александровским кремлём и укреплённых резиденций архиереев (архиерейских дворов) в Вологде (см. С 1714г. Его проект набросал сам Фридрих Великий.
Гроот— утонченный колорист и костюмер, с оттенком чуть гротескового юмора () Ротари— изощренный композитор малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. -Петербург называют культурной столицей России.
Русское искусство 18 века истоки которой исходят с древнерусской иконы вступило в новую эпоху развития и расцвета. К большому сожалению при жизни Петра она так и не была воплощена к существованию.
Все работы Мусикийского красочны, декоративны и отличаются изяществом, характерным для стиля «петровского барокко».
Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Louis-Roland – французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств), Н. Ф.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Они повторяли композиционные приемы, присущие голландским гравюрам: перспективное построение пространства раскрытие пространства как бы с «птичьего полета» с тем, чтобы ни один предмет не заслонял другой, документально точное изображение различных предметов, сцен и событий вплоть до мельчайших деталей. Изобразив девочку в платье придворной дамы, художник, вместе с тем, запечатлел живой и реальный образ подростка- неловкость и скованность движений, некоторая напряженность позы, угловатость. Жилле (Николя Жиле – французский скульптор). Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот.
Петр 1 сломал различные церковные запреты, мешающие культурному развитию России до 18 века. строится Сандерленндский мост с длиной пролета 32 м. и с применением чугунных деталей. Его картины наполнены светом и воздухом.
По другому устное народное творчество называют фольклором. Потолки и стены украшаются масками, раковинами, фигурками в игривых позах. Обостренное чувство природы и музыкальность стали важными чертами таланта Гейнсборо.
Эпоха рококо затронула не только тенденции и веяния в архитектуре – этот стиль не обошел стороной и другие стороны искусства. В результате возник особый, растреллиевский стиль или, как его еще называли в России, «монументальноерококо». Как и барокко, рококо отличает неумеренная, пышная декоративность.
К высокому стилю относились трагедия, героические поэмы, оды, «прозаические речи о важных материях». Он смело объединял реальное пространство архитектуры с иллюзорным пространством живописи. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Жан Оноре Фрагонар (1732-1806) сделал блестящую карьеру без официальных связей. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Так и Каменный дом больше похож на парковый павильон, чем на настоящий дворец. Особенностью стиля барокко было применение броских золотых тонов на ярко – голубом фоне. В это время портретная живопись по распространенности, также заняла лидирующие позиции. Юноша задумал соблазнить красивую робкую деревенскую девушку и поселяется неподалеку под видом отшельника. Но английское Просвещение не имело революционного пафоса. Большинство построек рококо – это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли "отелями") и загородные дворцы.
Героини картин – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои туалеты и триумфы. Особенности, присущие елизаветинской архитектуре середины века, находили своеобразное отражение в литературе, а именно в жанре торжественной оды, в котором дух елизаветинской эпохи получил наиболее полное воплощение. И внешний облик дворца и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру.
В 1752 г. М. В. Ломоносов как выдающийся ученый получил «привилегию» на основание фабрики цветных стекол недалеко от Ораниенбаума и возродил технику смальтовой мозаики.
ниже). Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705-1763). Отель стал архитектурной нормой эпохи.
Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Красноречивым доказательством этого являются Зимний дворец и Смольный монастырь. Нева, «ее державное теченье», является главным «проспектом» города, его главной «площадью». В начале XVIII века на смену тяжеловесного пышного барокко приходит новый стиль — легкий изяшный рококо. Констебель считал его «гением пейзажа».
Это пастушеские сценки, галантные празднества. Ему были заказаны очень дорогие сервизы – для графа Александра Зулковского (1735-1737) и Лебединый сервиз (1737-1741) – для саксонского министра Генриха Брюля. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем, по форме напоминающая «столпообразный» храм, состоящий из постепенно уменьшающихся ярусов. Ростовский кремль).
Художник галантных празднеств, он изображал аристократическое общество в парке музыцирующее, танцующее, праздное («Жиль», «Паломничество на остров Киферу»). Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки. Эберлейн. На карманах— огромные клапаны. «Правосудие», «Милосердие», «Слава» в аллегорической форме возвеличивали преобразовательную деятельность Петра I. Бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, Юлия Цезаря, римских полководцев напоминали о подвигах и деяниях героев, пробуждая «к мужественным делам усердие».
Пейзажи Гейнсборо и Уилсона выполнены в классическом стиле, напоминая Лоррена.
Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. Его стараниями в Ярославле был открыт первый русский драматический театр, где вместо ярмарочных зрелищ с гуслярами, скоморохами и петрушками начали ставить классические трагедии и комедии с гордыми героями, величественными королевами, «милонами», «пролазами» и «пронырами».