Скульпторы, архитекторы и художники эпохи Возрождения (список их велик, но мы к. Эпоха итальянского Возрождения во многом была подобна глотку свежего воздуха после тяжести и мрачности Средневековья.
Художник и архитектор родом из Урбино. За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. И это действительно так.
Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада. Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти.
Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. В 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. Альберти создал новый тип архитектурного мышления.
Сейчасдвор расчленен зданиями, возведенными позднее. Это было светское здание – Воспитательный дом во Флоренции. Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор. С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада.
Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Он предложил считать главным мерилом («модулем») ордеров длину радиуса нижней части ствола колонны. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой. Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении.
К каждой стороне здания примыкают портики с вынесенными вперед лестницами. Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов и Вестфалии (группа вестфальских замков). В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. VI. 9).
Конструкция купола собора Св. Такие же точные пропорции были установлены для мелких частей строения. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей». Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т. д.
Отличие архитектуры стиля ренессанс в том, что она приобретает более светский и жизнеутверждающий характер. Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий.
В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса. Первым среди этих художников он назвал Брунеллески. Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну.
Однако духовные сдвиги совершались в Германии медленнее и с большими отклонениями, нежели в таких странах, как Италия и Нидерланды. Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. Итак, Возрождение или Ренессанс – эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса.
В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Фактически она отбросила основную часть архитектурных достижений (что, конечно, не касается технологии строительства) Средних веков. Позднее Возрождение (большая часть XVI в. ) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе. 6. 2).
Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества. Стоит особо отметить, что в эпоху Возрождения работа архитекторов перестала быть анонимной. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники вазы из меди или керамике (фаянс, майолика) декоративную посуду ставят на полки.
Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи. Фронтон (от лат.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. «Заслуженного гражданина» Флоренции, «возродителя древнего зодчества» похоронили под сенью купола собора Санта-Мария дель Фьоре. В отличие от палаццо Медичи дворец Ручеллаи имеет целостную композицию фасада с одинаковой кладкой на всех ярусах, но Альберти применяет разную ордерную систему в обрамлении окон и разные оконные пролеты.
Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада.
Петра в Ватикане (рис. Джулио Романо, один из первых познакомивший северную Италию с достижением римского зодчества, в позднем периоде своего творчества изменяет простоте и правдивой тектоничности своих ранних композиций. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши.
Боттичелли – это псевдоним, настоящая фамилия – Филипепи. В 1426 году Мазаччо написал большой алтарный полиптих для церкви дель Карлине в Пизе. В их числе Антонио да Корреджо, Андреа Палладио (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан. Примерами подобных сооружений могут служить церковь Богоматери в Ингольштатте и церковь в Анаберге.
Для всех ордеров высота антаблемента должна была составлять четвертую часть высоты колонны, а подставки (если он был) — третью часть. Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов – простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. Особое внимание уделялось декоративному решению сводов: преобладали своды сетчатого и других сложных рисунков. Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530).
Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, художник и поэт. Как это часто бывает свиллами той эпохи, главная ее прелесть – сад. В Риме проводятся огромные строительные работы.
Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Узкий проезд между двором и улицей заменен открытым «вестибюлем», раскрывающим перспективу на парадный двор.
У второго мастера – основы линейной перспективы. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. 12).
План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. В 15 и даже в 16 вв. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Эпоха Ренессанса имеет относительные временные рамки. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Здание завершено единым ордерным карнизом. В 1503 – 1505 гг. Первый этаж, трактованный как цокольный, усилил контраст с облегченным верхом. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня.
В оформлении спален применяют драпировки. Во второй половине XV в. здесь работали архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи – мотив. Но он ничем не напоминает строгие и торжественные дворцы Флоренции.
Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио. VI. 6). Многие мастера безуспешно пытались сделать это. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. «Все, кто стремился научиться этому искусству, постоянно ходили в эту капеллу, чтобы по фигурам Мазаччо усвоить наставления и правила для хорошей работы», – писал Вазари, приводя длинный список изучавших фрески Мазаччо, включая Леонардо, Рафаеля и Микеланджело.
Прямоугольные по очертаниям, упомянутые площади характеризуются сплошной застройкой, прерываемой лишь выходящими на них немногими улицами. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. VI.
Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью. При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486 – 1570), ученика Браманте, было завершено формирование города. Еще Джордано Вазари – художник и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г. ) писал о возрождении искусства Италии.
Хотя позиции позднеготической архитектуры продолжали оставаться очень сильными вплоть до середины столетия, ренессансные элементы, постепенно проникавшие с начала 16 в. В нидерландское зодчество. Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий. На рубеже 14 – 15вв. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно. В то время как в Китае строился Запретный город, в архитектуре Европы произошли большие изменения. Некоторые идеи были воплощены в жизнь.
Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т. д. ). Они лишь дают обобщающее представление архитекторов Ренессанса об идеальной сооружение. Стены и своды галереи украшены фресковыми росписями и скульптурными рельефами. С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение.
Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения.
Кроме этих проектных работ, мы можем предложить и рекомендовать вам услуги надежных строительных компаний работающих в Московской области и других регионах России. Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Ставится на реальную основу проблема создания регулярного городского ансамбля. Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада.
Самые значительные из архитектурных работ Бюллана – замки Экуан и Шантельи. Он творил в Ферраре, Флоренции, Римини и других городах Италии. Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии.
Образцом ренессансного искусства является собор в Павии. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален.
Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце. Он принимал участие в сооружении собора Св. В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. ниже).
Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Руст, рустовка, рустик (от лат. Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре». Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства.
Это здание «стало как бы символом того ясного, рационального и радостного мироощущения, которое принесло с собой начало итальянского Возрождения» (В. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений.
Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. Важно отметить, что движение Возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Мощный чёткий силуэт купола и теперь царит над городом. В это время живопись и все искусство в целом мало чем отличается от недавнего прошлого.
На каждом своде помещено по четыре фрески (всего 52 картины на библейские сюжеты в обрамлениях из гротесков). В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. По существу, ему предстояло создать абсолютно новое сооружение. В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» – Риму. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя еще семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436 – 1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар (резной шкаф для посуды), поставец (невысокий шкаф с полками), кассоне (сундук-ларь).
Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». И тогда потомки римлян, в надежде, что когда-нибудь смогут стать достойными наследниками своего великого прошлого, начали строить здания в римском стиле. Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м. Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31, 5 м). У гения есть имя.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Храм Иль-Джезу (рис. Именно готика создала этот тип дворца, который стал господствующим в Ренессансе.
Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Прежде всего католические, где религиозные догматы в эпоху Средневековья были наиболее суровы. Помимо собора Св. Примерами могут служить памятники юго-западной Германии – так называемый Фрауэнхаус в Страсбурге и замок в Штутгарте с замечательными трехэтажными галереями, окружающими внутренний двор. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание.
Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Здания приобретают монументальный, величественный облик.
Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Время Высокого Возрождения в архитектуре в Италии было очень недолгим. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором.
Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио.
Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. В плане здесь обнаруживается большая четкость и распределение внутренних помещений, которые не нанизываются случайно одно за другим, а следуют определенному замыслу.
Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. А началось всё с Италии. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра. Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти. 11).
Они получали этот опыт в процессе строительства. VI. Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора.
Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т. д. По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения.
Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце.
Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще одна вилла, оставившая глубокий след вмировом искусстве. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага.
Здание окружено колоннадой тосканского ордера. Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви.
Оно полностью базируется на классических принципах. Основными памятниками итальянской архитектуры этого времени являются светские здания. В городах зарождались ростки гуманизма. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу.
Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Они отличаются гармоничностью, величием пропорций изяществом деталей, отделкой и орнаментом. В храмовом строительстве – стремление к масштабности и величественности. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей.
Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело.
«Георгий» Донателло – гибкий, стройный юноша в легких латах, небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи, он стоит уверенно, опираясь на щит. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. по проекту Джулио Романо. В Милане Браманте возвел несколько великолепных зданий, в том числе церковь Санта-Мария делла Грацие, где впоследствии великий Леонардо да Винчи напишет свою «Тайную вечерю». Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. На гладкой, оштукатуренной по кирпичу поверхности стены четко выделяются широкие идущие по всему фасаду горизонтальные пояса как бы опираясь на них, размещены окна с рельефными наличниками в форме античной «эдикулы». Альберти – энциклопедист-теоретик.
Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Разлагающее влияние феодально-католической реакции, политический застой и экономический упадок, охвативший Италию в 16 столетии, меньше, чем где либо, сказывались в Венецианской купеческой республике, которая, правда, постепенно утрачивала былое могущество, но все еще сохраняла открытый праздничный уклад жизни и гуманистическую атмосферу. Возведение такого огромного собора, безусловно, требовало немалых расходов.
Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших «кому бы то ни было из древних и прославленных мастеров искусств». Развитие получила наука, литература искусство. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха. Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими.
Так он получил заказ на его возведение.
В лучших из этих зданий монументальная представительность и практическая целесообразность слились в единое органическое целое. В сравнении с центрическими постройками раннего Возрождения, где преобладает линейно-плоскостная разработка стен (капелла Пацци), объем Темпьетто пластичен: его ордерная пластика соответствует тектонической целостности композиции. Здесь большую роль играли декоративные детали, внешняя отделка поверхности стены.
Одним из первых представителей Высокого Возрождения в северной Италии явился Джулио Романо, лучший ученик Рафаэля не только в живописи, но и в архитектуре, в которой его значение еще не вполне оценено. Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. И хотя итальянцы иногда строили готические церкви и копировали византийские здания, они не забывали о культуре своих предков. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг.
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Работы по украшению города, возведению муниципальных дворцов и соборов доверялись лучшим архитекторам и скульпторам избранным на основе конкурса. Она стала образцом нового архитектурного стиля. Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения. Микеланджело вернулся к очень четкому плану Браманте, уменьшил габариты собора, придал ему центрическую композицию.
Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи. Папы Юлий II (1503—1513 гг. ) и Лев X (1513—1521 гг. ) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Самый знаменитый фрагмент сада – пруд согромной статуей Аллегория Апеннин работы Джамболоньи. Мы продаем проекты по всей России и странам СНГ. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века.
Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города. Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539). Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии.
Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы». Смелое новаторство Брунеллески проявилось в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. Кровати без балдахина с резными угловатыми столбами, а также без столбов и стоек с двумя спинками в изголовье и ногах. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций.
Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой. Это прежде всего городские коммунальные постройки, в которых уже заметна меньшая, нежели прежде, зависимость от форм церковного зодчества.
Сад в Пратолино может служить сценой дляграндиозного спектакля на мифологический или героический сюжет (собственно, театральные представления тут и правда были нередки). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Возрождение прошло через несколько этапов. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы.
Прием этот, характерный для многих построек в северных провинциях, свое дальнейшее развитие получит в голландских общественных и жилых зданиях 17 столетия. Архитектура Высокого Возрождения. Сооружение венчалось мощным карнизом.
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры.
Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии.
Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. Известно немного мастеров, построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, – проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г).
В итоге проект собора претерпел изменения. Н. Прокофьев). В основном художник писал картины на мифологические и библейские темы, к тому же, прославился как великолепный портретист.
Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Создаются наиболее совершенные центрические композиции.
Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности.
В разработке его фасада отсутствуют традиционная рустовка и вертикальные членения. VI. 4).
Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Однако общий характер сооружения был сильно изменен. Столицей Позднего Возрождения в Италии стала Венеция.
Однако начинают впервые появляться элементы, позаимствованные из классической древности. В XIII–XIV вв.
Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала. Пространство между этими галереями заняли два парадных двора, предназначенных для проведения торжеств и театрализованных действий. Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо.
Возвращаясь к архитектуре Италии этого периода, надо отметить, что в последнее 25-летие XVI в. поздний ренессанс в основном развивается на территории Венецианской республики. Крайние пролеты Базилики несколько уменьшены, зрительно закрепляя углы здания и завершая его фасады. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм. Филиппо Брунеллески (1337-1446) – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ). Самое знаменитое сооружение Палладио – вилла «Ротонда», стоящая в живописной долине на холме. Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний.
Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
Все остальные объемы (полукупола и угловые башни) группировались вокруг центрального купола, подчеркивая его главенствующую роль. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Его самыми важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», картины «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» (на фото выше), «Дама с горностаем» и т. д. Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьоре (1296 – 1470). Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. VI. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания.
Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается» и вот таким образом деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади.
Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Композиция ансамбля развивается по глубинной оси с запада на восток и завершается полукруглой в плане ордерной аркадой.
Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Насколько правдива эта легенда, сегодня трудно сказать. Впоследствии знаменитые лоджии Ватикана заканчивал Рафаэль, руководивший их росписью. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора.
Период Высокого Возрождения охватывает конец XV — первую половину XVI в. Центром культуры становится Рим — резиденция пап, которые часто избираются из представителей гуманистически настроенной аристократии. VI. Брунеллески применил много новых приемов при создании его архитектурного облика. Фасады на торцовых сторонах увенчаны высокими ступенчатыми фронтонами по боковым сторонам мерно следуют друг за другом двухэтажные выступы с окнами, также снабженные ступенчатыми фронтонами. Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Браманте (1444 – 1514).
Термин Возрождение (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля.
Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Это и называется маньеризмом. Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго реликты средневекового исчезают искусство полностью базируется на классических принципах.
Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато дАнжело Браманте (1444-1514). VI. 2). Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. VI. 8).
Все в этой фигуре весомо и материально. В эпоху Раннего Возрождения (XV в. ), когда еще сильны были черты средневековой готики, основное внимание зодчих было сосредоточено на разработке центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо.
Приписываемое Браманте здание Канчеллерии (начато в 1483 г. ) (главной папской канцелярии) в Риме — одно из выдающихся дворцовых зданий — представляет собой огромный параллелепипед с прямоугольным двором, окруженным аркадами. Палаццо Бекилаква в Вероне – характерный пример этих сооружений. Это представитель падуанской школы живописцев.
Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппо Брунеллески (1377-1446). Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Любителям древних литературных памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей», комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя». В Ватикане он работал с 1508 года и до конца жизни в должности официального художника при папском дворе.
Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века). Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы. По словам архитектора Палладио, библиотека собора Сан-Марко была «самым прекрасным и самым богато украшенным зданием, возможно, даже среди созданных с древних времен». Однако можно проследить и некоторые общие признаки.
Этот удивительный город-республика дольше других итальянских городов сумел сохранить свою независимость. Подготовили почву для более решительных изменений. Капелла увенчана куполом с фонарем.
В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. Храм был освящен папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Трудно определить личный творческий вклад Романо в архитектуру виллы, но в ее замечательном декоре и росписях роль мастера был без сомнения значительна.
По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Все больше появляется автопортретов. Он значительно упростил первоначальный план, сделав собор более компактным. Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис.
Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. В области зодчества Милан был необычайно консервативен. Итальянские архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в своих проектах характерные приемы и элементы римской классической архитектуры, применив их не только в храмовых, но и в городских, загородных домах зажиточных граждан, общественных строениях.
Противоположность между готикой и Ренессансом не была такой глубокой, как думали современники. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии». Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII – I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).
Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. Совершенство формы в гармонии с ландшафтом позволило увидеть в ней «гимн совершенной красоте». Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами.
VI. 5). Энгельс охарактеризовал Возрождение как величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством. В отличие от собора Воспитательный дом строился как филантропическое заведение для сирот на средства гильдии шелкоделов. В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. Наиболее удобную и логичную систему разработал архитектор Виньола.
Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец).
Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей. их масштабной мерой становится человек. К счастью, гений Микеланджело мы можем оценить и по другим его произведениям. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов. Несмотря на малые размеры, Темпьетто производит впечатление монументальности.
Он успел возвести лишь наружные стены храма на высоту сводов. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Итальянцы знали, что древние римляне жили не в замках, а в элегантных дворцах и виллах, что их жизнь протекала в роскошной и изысканной обстановке, о которой теперь можно было только мечтать. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. 10).
Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). VI. 7).
Каждый дворец ощетинивался башнями с бойницами. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры.
Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность. В 15-16вв.
В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение. 15). Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445).
Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг.
В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Ренессансная архитектура Северной Италии была более нарядной и прихотливой. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. Сделанные в1670-х годах при участии великого скульптора Лоренцо Бернини, они и правда сложны и прекрасны, но вилле известной также подназванием Тиволи (по городу, на окраине которого она стоит) и без них есть чем заинтересовать публику.
Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть.
Вилла во Фьезоле (1471) – самая садовая. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.
Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Другая монументальная композиция «Чудо с динарием» передает евангелиевскую легенду, в которой рассказывается о том, что сборщик податей, остановив Христа идущего с учениками, потребовал у него подать. Микеланджело усилии массивность устоев и стен. Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис.
Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. «Архитектурный облик Флоренции XV в» «Флоренция – колыбель итальянского Возрождения» «Почему собор Санта-Мария дель Фьоре называют флорентийским чудом Ф. Брунеллески. » «Великие творения Филиппо Брунеллески» «Творческое преломление традиций Античности и средневековой готики в архитектуре Л. Б. Альберти» «Художественные открытия Донато Браманте» «Архитектурный облик Рима эпохи Высокого Возрождения» «История создания собора Святого Петра в Риме» «Эволюция архитектурного стиля эпохи Возрождения» «Венеция эпохи Позднего Возрождения» «Творческое развитие традиций А. Палладио в русской усадебной архитектуре XVIII – XIX вв.
Первые планы ее занимают крест с распятым Христом и предстоящие Мария и Иоанн, во втором плане вверху позади Христа виднеется фигура Бога-отца. Но отношение к этому наследию было различным. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился.
В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов. Большой вклад в развитие архитектуры внес Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472) – блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Может быть, ее придумали гораздо позже. В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «.
Города постоянно враждовали между собой, окружали себя укреплениями. Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца.
В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Палладио по праву называют теоретиком архитектуры: ему принадлежит фундаментальное исследование «Четыре книги об архитектуре» (1570). Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия.
Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин.
Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна. Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер.
Написанная приблизительно в то же время (1426-1427) в старой готической церкви Санта Мария Новелла во Флоренции фреска «Троица» отражает новый этап в творчестве Мазаччо. VI. Для архитектуры высокого Возрождения характерны кубические формы домов, внутренний замкнутый двор.
В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. В 1821 году историческое здание виллы снесли и построили новое – в1860 году его купил Павел Демидов (виллу иногда называют Villa Demidoff), во владении наследников которого, Абамелек-Лазаревых имение и находилось до 1955 года. Тогда Брунеллески, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. Двери обрамляют наличниками и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами.
Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль. Совершенно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме.
В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Прежде всего это касалось защиты города.
Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. В этом начинании, предпринятом папским двором для поднятия собственного престижа, гуманистическая общественность видела опыт возрождения величия античного Рима, а с ним и величия всей Италии.
Последовавшая смерть зодчего не позволила осуществить этот грандиозный замысел. Это направление не получило в зодчестве столь широкого распространения и в сооружениях архитекторов, причисляемых к маньеристическому лагерю, негативно-разрушительные черты не выразились в такой отчетливой форме. До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов. По существу. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке.
Оно тесно граничит с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Среди выдающихся северных памятников можно назвать Лоджию дель Консильо (строение муниципалитета) в Вероне.
Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. В отличии от своих предшественников Альберти не руководил строительством, как средневековые мастера, а лишь составлял проекты зданий и наблюдал за ходом работ. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи.
Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. По замыслам архитектора, в плане он представлял собой греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат, что явно противоречило канонам романской базилики, продольной в плане.
Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. По словам самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески «обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества, который называют римским или классическим», тогда как до него и в его время строили лишь в «немецкой» или «современной» (то есть готической) манере. Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы. Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания.
мастерам. Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень.
Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. Его главным творением стало здание новой библиотеки собора Сан-Марко.
Здание XV в., перекрытое сомкнутым сводом, Палладио окружает двухъярусными галереями, придавшими ему открытый гражданский характер. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. «Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим.
Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих.
Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер.
В самом центре города, над морем красных черепичных крыш, поднимается его гигантский купол. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений. Крупнейшим архитектором этого периода был Донато дАнджело Браманте (1444—1514). По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном). Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло).
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора инженера, оригинального мыслителя.
Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. VI. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля.
Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству. 16). Петра в Риме.
Венеция, в которой проживало 125 тыс. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр. до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Города постоянно враждовали между собой, окружали себя укреплениями.
Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. Второй ярус фасада Лоджии инкрустированный мрамором золотисто — желтых оттенков. Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (1508 – 1580), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой, тщательная обработка деталей.
Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры.
Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культ. Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм». Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески).
В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Петра.
Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. Всего их двадцать семь и у каждой есть свои особенности: самая старая, самая маленькая.
При дворе папы Юлия работали наиболее выдающиеся архитекторы того времени – Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Донато Браманте. Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио. Тогда было принято решение объявить конкурс, в котором участвовали зодчие, приглашенные из разных городов и стран.
Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. При Франциске 1 по всей Франции развернулось обширное строительство, которое осуществляли как приглашенные из Италии, так и местные архитекторы. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Он преобразил облик городского дворца – палаццо.
На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и возводит купол».
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т. д. ), возникает тип городского дворца (палаццо) – жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры. Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы.
Первая значительная постройка Палладио – знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514). В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре. VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре.
человек, открывала перед ними широкие возможности. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564).
В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии). Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом.
Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики). В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. Но, такой подход, вероятно, наскучил и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Он возвёл собор и барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564г. )Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения.
В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир, «чтобы придать новую форму архитектуре». Красота архитектуры портика не столько в его пролетах и арках, а в замечательной пропорциональности его частей их гармоническом сочетании друг с другом.
Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. В области архитектуры жилого дома нидерландское Возрождение не привело к коренному преобразованию сложившегося еще в эпоху средневековья типа бюргерского жилища.
Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу. Иногда они совершали ошибки и тогда здания рушились. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания.
Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. Позднее этот термин стал использоваться для обозначения эпохи появления нового стиля в искусстве, которое возникло в Италии в 16-м веке, а затем стало модным в других европейских странах. С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения.
Обладая потрясающей жизненной энергией и жаждой знаний, он был нетерпелив, его увлекал сам процесс познания. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Здание освободилось от крепостной замкнутости, еще присущей дворцам раннего Возрождения.
Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид. Эти фрески и заключены в рамы различных форм. Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских.
Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Строятся загородные виллы как целостные архитектурные комплексы. войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу.
Что же такого особенного в местном саду. Развиваются совершенно новые направления в науке искусстве, литературе, философии и, конечно, в архитектуре. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя.
Оживилась строительная деятельность в Париже. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Он открывает новую главу в истории архитектуры – формирование стиля Возрождения. Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме).
Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в. ) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. Окончательно работы были завершены в 1590 г., уже после смерти Микеланджело.
Вместе с куполом портики, венчающие ротонду, составляют четкую и гармоничную композицию. Возведенная Сансовино, Библиотека Сан Марко, которая протянулась на 80 метров параллельно западному фасаду дворца дожей и выходит торцем на Большой канал, выполнено целиком из белого мрамора. Подобным североитальянским путем развивалась и архитектура Венеции. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций.
Сложившиеся типы зданий – отличались экономной ассиметричной композицией и максимальной обособленностью каждого жилища. Искусство стало всеобщей духовной потребностью. За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. башни соборов и ратуш.
Раньше всего она началась в Италии – 1420-1500 года.
Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».
(в западноевропейской архитектуре классицизма)». Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму. Проект дворца или купола собора, приобретение картины Боттичелли или статуи Микеланджело волновали каждого жителя, Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами». Жители мечтали о порядке на своей маленькой родине, которую любили и украшали.
Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Здание ратуши обычно представляет собой прямоугольный каменный блок с чрезвычайно высокой крутой кровлей.
Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики.
Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. В отличие от средневековых архитекторов, мастера архитектуры итальянского Возрождения старались отразить в зодчестве саму античную философию, характерную для Древней Греции и Древнего Рима: преклонение перед красотой природы и человека, реалистическое мировоззрение. Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон.
Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью. В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами – пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, – проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.
Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Достраивал лебединую песню мастера его ученик Винченцо Скамоцци. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Правда. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту.
Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей. К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу. Со вступлением на папский престол Юлия II в 1503 г. центр итальянского искусства из Флоренции переместился в Рим. В Риме можно отметить малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо, Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и Дворец дожей в Венеции.
Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино. Так родился абсолютно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время.
Ранний период. Имена их известны многим, остановимся на самых ярких личностях. Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность. Несмотря на определенные различия, эти дворцы имеют общую схему пространственного решения: высокое трехэтажное здание, помещения которого группируются вокруг центрального двора, обрамленного арочными галереями.
В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в. ) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения.
После разграбления Рима в 1527–1528 гг. Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась). Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Во главе Страсбурской школы архитекторов, распространившей свое влияние по всей Германии, стоял архитектор и теоретик Вендель Диттерлейн участвовавший в постройке Фрауэнхауса в Страсбурге и явившийся одним из проводников классического стиля на почве Германии. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».
А еще через два года Филиппо Брунеллески получит заказ на возведение церкви Сан-Лоренцо, которая станет еще одним его гениальным творением. Ему вполне хватает прозвания божественный. Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре.
Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель. Заметным стало увеличение масштабов светского и гражданского строительства, храмы и церкви тоже стали выглядеть по-другому. виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. Основы мастерства он получил от своего приемного отца.
Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца.
Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати. Согласно Британской энциклопедии, Ренессанс как исторический период закончился с падением Рима, произошедшем в 1527 г. Примерно в это же время в Южной Европе одержала победу Контрреформация. Все работы по реконструкции этого дворца были завершены уже после смерти Виньолы в 1625 г. Наконец, в 1568 г. Виньола получает заказ на возведение в Риме храма в честь Иисуса Христа. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ).
Еще более четким стал ритм горизонтальных членений. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. И только в последующие годы скульпторы, архитекторы и художники эпохи Возрождения (список которых очень велик) под влиянием современных условий жизни и прогрессивных веяний окончательно отказываются от средневековых основ. а также Дом гильдии стрелков в Антверпене. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. В комплексе церкви по проекту Микеланджело было возведено строение библиотеки — Лауренциана. Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором.
В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки. Вскоре в процесс реконструкции Ватикана помимо Рафаэля включаются и другие архитекторы – Антонио да Сангалло и Фра Джакондо. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо».
.