Джакомо да Виньола (Giacomo da Vignola), настоящее имя Якопо Бароцци (Jacopo Barozzi, 1507-1573) итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Позднего Возрождения. На протяжении трёхсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату Виньолы «"Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). Джакомо Бароцци да Виньола, оказавший огромное влияние на последующие поколения архитекторов своим трактатом «О пяти ордерах архитектуры», на практике не слишком стеснял себя им же сформулированными канонами. В архитектурном трактате Альберти чисто строительные задачи рассматриваются в связи с географическими, климатическими, политическими, социальными и т. п. На протяжении трёхсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату Виньолы «» (1562).
На протяжении трёхсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). В 1540 году после знакомства с архитектором французского короля Франциска I, вместе с Франческо Приматиччо Виньола отправляется во Францию, где совместно с Себастьяно Серлио они работают на строительстве дворца в Фонтенбло.
В 1547 году переселился в Рим.
Ее яркой отличительной чертой стала дугообразная форма основного объема. Браманте был создан проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения – собора св. Виньолу пригласили во Францию (1540-42). Архитектура обретает черты подчеркнутой монументальности.
Выпуклости и вогнутости нередко делали сооружение визуально неустойчивым, подвижным. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568—84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. 28—32) расположена за стенами города на Фламиниевой дороге. Иль-Джезу-первая в мире церковь, фасад которой выполнен в стиле барокко. В 1552—1554 гг.
В своих интересно задуманных и тщательно разработанных композициях Виньола раскрывается как тонкий и взыскательный, но вместе с тем противоречивый мастер. После смерти Юлия III (1555) Виньола по большей части находился на службе семейства Фарнезе. Кристины, церковь Мадонна дель Пиано, церковь в Маццано. Первым упомянул барокко как стиль Г. Вёльфлин в книге «Ренессанс и Барокко» (1888), где он описал его как высшую ступень развития архитектуры: первой стадией развития по его определению является архаика, вторая ступень развития – классика, третьей и, наконец, высшей ступенью стало барокко.
Э. Маль в 20- х гг. Ярусы фасада связаны между собой волютами и фронтонами, создавая единую композицию. По проекту Пачотти, сооружение предполагалось грандиозным по размерам. В настоящее время дина собора 211, 5 метра, а максимальная высота — 141, 5 метра. Дворы имеют полукруглую форму.
Композицию фасадов замка, украшенных ордером, отличает присущая классике благородная сдержанность и величие. Крупный теоретик, автор классического трактата «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562, рус. Визуальная иллюзия стала одной из основных черт архитектуры барокко. Построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558-73), с величественным круглым двором посередине. В ее плане сочленены для принципа – базиликальный и центрально-купольный.
Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. Однако спустя некоторое время строительство было свернуто. Тристано из Феррары (1515-1574 гг. ), который, став членом иезуитского ордена, настойчиво пытался разрешить поставленные орденом архитектурные задачи. По возвращении в Италию Виньола работал сначала в Болонье и ее окрестностях: был главным архитектором по достройке собора Сан Петронио, строил портик деи Банки, соорудил судоходный канал от реки По к Болонье (1547 г. ), мост через реку Самоджа между Болоньей и Моденой (по Фламиниевой дороге), а также построил, по-видимому, ряд дворцов. Эти изменения проявились еще более определенно в культовой архитектуре. Больсено, церковь Джезу в Перудже, замок в Каподимонте (начат Антонио да Сангалло Младшим), палаццо Комунале в Веллетри (совместно с делла Порта).
Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя4. Он проектировал крепость в Норчии (1554 г. ), фонтаны в разных городах, в том числе и Витербо (1566 г. ), церкви Санта Анна деи Палафреньери и Санта Мария дель Орто в Риме. «Правила пяти архитектурных ордеров» Настоящее издание включает текстовой иллюстративный и табличный материал об этих модульных системах.
Современные колонны, в отличие от своих древних «предков», выполняют, в первую очередь, декоративные функции, украшая интерьер и подчеркивая его стилевую принадлежность. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя. Виньола по приглашению короля Франции Франциска I работал в Фонтенбло и Париже. Барокко не считали самостоятельным стилем даже в начале 20 века, например, французский исследователь и археолог С. Рейнак в своих работах вскользь упоминает о нем, как о «суетливом иезуитском стиле» не имеющем достоинств и являющемся «умственным заблуждением».
1939). В 1540 г. Виньола стал секретарем римской Витрувианской академии. Впечатление усиливает и территориальное положение замка на склоне высокого холма. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз — 1, 5 модуля. Длительное время (с 1559 по 1573 гг. ) Виньола занимался достройкой одного из самых крупных строительных проектов Итальянского Возрождения – грандиозного пятиугольного укрепленного дворца (виллы) Фарнезе (Капрарола, Лацио, в 50 км от Рима).
Вазари, летописец Возрождения, назвал новый стиль мастера «причудливым из ряда вон выходящим и новым». По возвращении в Италию он приступил к архитектурной деятельности. Добиться органичности решения было нелегко, каждый из вариантов имел уязвимые стороны.
Церковь Иль Джезу в Риме (1568-84) была выстроена по заказу иезуитского ордена. Собор выиграл в единстве впечатления, сделался еще более монументальным и величавым. Новые вкусы отразились у Виньолы и в стремлении связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, в эффектной живописности сменяющихся перспектив (сближающих подчас его архитектуру со скенографией), в склонности к необычным элементам и криволинейным очертаниям (овальные планы) эти черты, казалось бы, связывают Виньолу с течением маньеризма, к которому, все же (вопреки мнению некоторых исследователей) его творчество отнести нельзя. Учился в Риме у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего.
Крыша при этом со стороны улицы не была видна. Примером нового стиля стал фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта по проекту Виньолы). Это небольшое сооружение, композиция которого развивается по продольной оси, состоит из немногих закрытых помещений и анфилады замкнутых дворов с портиками, укромным нимфеем с водоемами и садом, связанных разнообразными переходами и лестницами, остроумно расположенными на уклоне участка.
Углы последних ступеней он украсил завитками. При проектировании интерьера виллы Фарнезе (Villa Farnese) Виньола использовал идеи Донато Браманте, одного из основоположников архитектуры Высокого Возрождения. Наиболее парадной, по предположению зодчего, должна была быть дугообразная часть здания.
Прежде стрельчатые надоконные перемычки становятся строго полуциркульными. Наиболее известная работа Виньолы – римская церковь Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Ges), соборная церковь Общества Иисуса (ордена иезуитов), построенная в 1568-1584 годах в присущем мастеру духе маньеризма. Дж. В числе прочего занимал пост секретаря Витрувианской академии в Риме. Вместо четких античных форм используется сложное формообразование. Эта новая идея позволяла достигнуть значительного архитектурного эффекта. Рваный руст сменяется гладким рустом. Нижний этаж представляет собой арочный портик, обработанный ордером.
Виньола построил дворец Фарнезе в Пьяченце (начат в 1559 г. ), церкви в Сант Оресто, в Марцано, в Капранике, на оз. Церковь Иль Джезу делла Порта достроил в 1575 году. Ещё одна система широких лестниц соединяет замок с внешним парком, к изящному садовому павильону— «казино». Для этого Виньола создал монументальную декорацию в виде двухэтажного сооружения. Петра с Микеланджело, после смерти которого стал фактически главным руководителем (официально лишь с 1571 г. ).
О. Шпенглер писал о зарождении барокко в творчестве Микеланжело: «Из глубочайшей неудовлетворенности искусством, на которое он растратил свою жизнь, его вечно неутоленная потребность в выражении разбила архитектонический канон Ренессанса и сотворила римское Барокко». Джакомо Бароцци (1507—1573 гг. ) родился в местечке Виньола близ Модены. Так был создан образец великой «антиклассики». Элементы крепостной архитектуры еще ясно сказываются в нижних частях здания. Вилла папы Юлия III в Риме (рис. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (однонефная постройка с боковыми капеллами, с залитым светом величественным подкупольным пространством и пластически выразительным фасадом, 1568-84). Виньола исходил из композиции церкви.
Впрочем, решают они и функциональные задачи. Однако, как подчеркивал Грабарь, только когда Микеланджело начал работать над постройками Капитолия, можно было считать, что «барокко был создан». Сохранив, но развив схему плана Пачотти, Виньола решил создать на его основе оригинальное архитектурное произведение. В период 1541-1543 гг. Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам, 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам).
Виньола превратил замок Капрарола в великолепную загородную резиденцию (1559—1564 гг. ), построил виллу епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо и виллу Фарнезе на Палатине, а также выполнил некоторые доделки в римском дворце Фарнезе. Свое великое творение архитекторВиньола (1507-1573) создал на основе этого плана. Образцом для церкви послужилацерковь Сант Андреа в Матуе, построенная Альберти в XV в. : сочетание единственного сводчатого нефа с куполом на стыке трансепта. Благодаря высоким окнам и купольной башенке хорошо виден алтарь, что очень важно дляучастия верующих в отправлении службы. Чтобывнутреннее пространство казалось шире, проходы отнесены к боковым часовням, благодаря этому приему в церкви был сооружен широкий неф для богослужений. В Иль-Джезу можно увидеть и сочетание центрированного, организованного вокруг обширного купола пространства с удлиненным пространством, образующим неф. (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1. 10. 1507, Виньола, Эмилия-Романья, — 7. 7. 1573, Рим) итальянский архитектор. Пятигранная форма, подчеркивающая объемность, рассчитана на всестороннее обозрение дворца. делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами.
Это одно из лучших творений зодчего. Вилла поражает богатством аспектов, в которых предстают ее элементы через сквозные портики или при переходе с одного уровня на другой и неожиданным центром композиции во втором, развитом «по вертикали» трехъярусном дворике с нимфеем в глубине. В своих произведениях Виньола тяготел к торжественной монументальности. Альберти. Зодчий установил единую высоту всех частей храма, фасад оформил огромными коринфскими пилястрами, выше антаблемента создал аттик.
Ширина триглифов — 1 модуль, метоп — 1, 5 модуля. В 1546 г. поступил на службу к папе Юлию III, где совместно с Бартоломео Амманнати и Джорджо Вазари занимался возведением виллы Джулия (1551-1555). В статье «Дух барокко» Грабарь говорил, что в архитектуре эпохи Возрождения, в ее поздний период, в работах знаменитых зодчих уже чувствовались изменения их произведения не были «педантичными и сухими», меньше соответствовали математическим пропорциям. пер.
Здесь он расширяет и перестраивает папский дворец Ватикан. В это же время он работал над иллюстрациями к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». прошлого века писал, что барокко – это «наивысшее воплощение идей христианского искусства».
Так из архитектуры эпохи Возрождения рождался барокко. На протяжении веков в Италии выработался вполне определенный тип городского дома, прямоугольного в плане, с замкнутым, прямоугольным же, часто квадратным двором. Главная теоретическая работа — трактат «О пяти ордерах архитектуры» — впервые издана в Риме в 1562 г. Глубокий интерес к Витрувию и античной архитектуре и пиетет, с которым Виньола относился к произведениям Браманте и его школы, сочетались у него с острым чувством современности и новых требований, стоявших перед архитектурой. С 1568 г. по его проекту строилась церковь Иль Джезу в Риме (закончена Джакомо делла Порта в 1584 г. ). Виньола Джакомо да (Vignola) (настоящая фамилия – Бароцци, Barozzi) (1507-1573) итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения.
Ею была завершена многолетняя реконструкция главной площади Болоньи. В то же время центрическая композиция как бы утверждает господствующее положение замка над окружающей местностью. Архитектурные формы барокко многое унаследовали у архитектуры эпохи Возрождения, но они стали намного сложнее и живописнее. До Вельфина многие из его мыслей по поводу барокко предвосхитил К. Гурлитт в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887).
Виньола хотел использовать ее, как видно из рисунка, для устройства амфитеатра. Зато с их помощью можно скрыть любые коммуникации или, например, замаскировать настоящую несущую опору из бетона, которая имеет не слишком-то привлекательный внешний вид (в интерьере сейчас колонна считается роскошью).
Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1, 5 модуля или менее. Теоретик, автор трактата Правило пяти ордеров архитектуры (1562, русский перевод 1939). Оппонент Вёльфлина историк, философ М. Дворжак, говорил, что стиль барокко вышел из маньеризма, но при этом являлся более высокой стадией «развития духа» в сравнении с античным искусством. В Болонье, где он поселился (1543-47) им возведено несколько мелких сооружений, в том числе палаццо Бокки, Фрокки, Каза Массеи.
Развитие этой композиции церковного фасада можно проследить на маленькой церкви Виньолы в Непи и на фасадах церквей Санта Катерина деи Фунари (1564 г., Гвидетто Гвидетти) и Сан Спирито ин Сассиа в Риме (начата Антонио да Сангалло Младшим в 1538 г. ) В этой же связи следует упомянуть церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (начата в 1539 г., затем реконструирована Д. Романо), а также малоизвестные церкви в Кампанье арх. Дж. В архитектурных работах Микеланджело еще ощущаются античные традиции, однако, традиционные элементы классической архитектуры он использовал по-новому: например, в вестибюле библиотеки в Сан-Лоренцо мастер соединил колонны парами, «утопил» их в углубления в стенах, лишив функциональности, стены украсил имитацией окон. Последняя крупная работа мастера — проект церкви для Эскориала (не сохранился). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) — по 1 модулю. В 1607-1614 гг. Пространственный облик церкви развивает новый тип сооружений, начатый Микеланджело. Ювелиры Франции говорили «барокко», подразумевая смягчение контура камня изменение формы, а во французском толковом словаре 18 века «барокко» трактуется как ругательство.
После чего вернулся в Болонью. Вся история строительства собора св.
Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье. Ярусы фасада композиционно связаны волютами и фронтонами. В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541—43) и в Болонье (1543—73). На плафоне церкви расположена уникальная фреска – изображенные особым образом фигуры создают парящую под потолком иллюзию, усиливающуюся впечатлением отбрасываемой ими тени (в действительности фигуры написаны в одной плоскости). Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстрадами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который поднимается позади замка с изящному садовому павильону (казино), откуда водяной каскад как бы возвращает зрителя к замку. Карло Борромео в своих «Наставлениях» осудил круговой план церкви, который считал языческим по духу и настоятельно рекомендовал план в форме латинского креста, тем самым показав превосходство христианского креста над греческим.
Мощный размах полукруглой части архитектор неоднократно применял в ряде произведений (например вилла папы Юлия II) — этим средством, полагал он, достигается большая выразительность. Первая римская постройка Виньолы – вилла папы Юлия III (1550-55).
Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550—55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля. Способности Джакомо подавали блестящие надежды на его будущее. В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения. Единую поверхность фасада, облицованного в богатых домах полностью или частично камнем, завершал сильно выдвинутый вперед карниз.
Виньола сотрудничал на строительстве собора св.
Петра в Риме похож на «Пантеон, нагроможденный на Парфенон». Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики. Возникшее после эпохи Возрождения барокко у разных народов приобрело собственное значение. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций Виньолы, его умение работать с большими архитектурными массами (Капрарола, огромный недостроенный дворец Фарнезе в Пьяченце с открытым театром во дворе), а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе.
Представитель Позднего Возрождения. В работах этого периода ясно ощущается влияние Микеланджело. В сложном ансамбле, раскрывающемся зрителю в эффектной смене тонко рассчитанных, чисто сценических перспектив, получили дальнейшее развитие композиционные приемы Браманте (Бельведер). Огромный купол вознесся над единым массивом основной части сооружения.
Архитектура главного фасада Иль-Джезу свидетельствует о бесспорном влиянии Микеланджело на творчество Делла Порто. В окрестностях возвел несколько небольших церковных сооружений – церковь Св. Мелкие объёмы и членения, обильные декоративные мотивы отпали.
Не все приняли барокко, например, писатель В. Гюго говорил, что собор Св. Архитектура барокко сочетается с живописью, скульптурой. В своём творчестве В. стремился к торжественной монументальности облика зданий, к развитию пространственной композиции в глубину, к обогащению традиционных схем планировки дворца, виллы, церкви. Но обособление капелл (заменивших ниши в церкви Альберти) и укорочение ветвей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное завершение в величественном средокрестии с громадным куполом.
В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558—73), создав посредине величественный круглый двор. Для мастера характерно стремление к развитию глубины пространственной композиции и обогащению традиционного стиля планировки. Остальные участки стены оставлены практически гладкими. И только с приходом Карло Мадерно, собор св.